Гольдшмидт Владимир Иосифович: другие произведения.

Гражданам страны - гражданские свободы!

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 3, последний от 06/10/2012.
  • © Copyright Гольдшмидт Владимир Иосифович (v28@netvision.net.il)
  • Обновлено: 15/10/2012. 13k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:


       Гражданам страны - гражданские свободы!
      
       Владимир Гольдшмидт
      
       В своей беседе с ведущим Ц. Зильбером на радио РЭКА, раввин Михаил Финкель, обсуждая  традиции праздника Суккот, среди прочего заявил, что в Израиле это событие не отмечают так полноценно и весело, как в диаспоре, в Нью-Йорке, Лондоне, Париже и др., где отгораживают целые площади, собирается много евреев, поют, танцуют. В Израиле же люди замучены заботами о заработке (парнасе), дороговизне, безопасности и др. и им не до веселья. И, вообще, он сомневается в благополучии и существовании Израиля в будущем, учитывая осложнившуюся вокруг него обстановку. Таким образом, рав показывает жизнь евреев в диаспоре совсем не такой унылой, а евреев не такими "забитыми", готовыми бежать в Израиль, как об этом нам рассказывает Сохнут.
       А что же в действительности с еврейством в Израиле?
       Как следует из Декларации Независимости, Израиль - еврейское демократическое государство. Как сочетать национальное с государственным устройством, это большой вопрос, как говорят в Одессе, это две большие разницы.
       Что означает демократическое - известно, при демократии слишком много степеней свободы и это не всегда хорошо.
       А что означает еврейское в Израиле в реальности, при которой слишком много степеней запретов, многое табуировано и это тоже не всегда хорошо?
    Вообще, все, что "слишком", это плохо.
       Ниже, кое о чем в этом ключе, далеко не обо всем.
       Это означает, во-первых, что несколько десятков тысяч (ориентировочно, 60 тысяч) здоровых ультраортодоксальных молодых парней, поддерживаемых своими пастырями-интересантами и, как ни странно, большинством министров во главе с премьером, категорически не желают принимать участие в жизни государства, а именно, служить в армии или заниматься альтернативной работой. Тем не менее, они, симулируя инфантилизм, требуют для себя немалое денежное содержание. За что же? За изучение Торы. Для них это важно? Важно. Для светских же, несущих на себе все тяготы долга перед страной, не очень важно. Ну, изучайте Тору в свободное от работы время, или же за свои средства.
       Когда в дни становления государства принималось решение об освобождении таких ребят от службы в армии, имелись в виду несколько десятков очень талантливых, чуть ли не гениальных юношей, способных в будущем быть религиозными светочами в еврейской религии, но никак не десятков тысяч в одном поколении.
       Как свидетельствует история мировой науки, в каждом поколении появляется только несколько гениев по всем отраслям. Недавно проведенная статистическая обработка мнений по этому вопросу показала, что за пять тысяч лет истории цивилизации, "звания гений" заслуживают не более 400 человек, т.е. чуть менее одного гения в десятилетие на все человечество. А в Израиле сразу 60 тысяч ультраортодоксов в одном поколении - гении, абсурд.
       Ну и где здесь демократия? В стране, должны быть одинаковые права и обязанности для всех.
       Это означает, во-вторых, что строятся дома, поселки и целые города только для ортодоксов по льготным (субсидированным государством) ценам, причем, по критериям, предложенным министром строительства от ультраортодоксальной партии восточных евреев, ШАС, не учитывающим трудовой занятости. И это при том, что более 80% еврейского населения страны считают, что следует предоставлять льготы на квартиры в соответствии с совершенно другими критериями, а именно, с участием на рынке труда (т.е. тем, кто работает или ищет работу), как это и было предложено комиссией Трахтенберга, к сожалению, отвергнутое правительством.
    Ну и где здесь демократия?
       Это означает, в-третьих, что официально жениться (и разводиться) можно только по еврейским религиозным канонам, причем оба брачующихся должны быть евреями, даже если они израильтяне. Во всех других случаях, можно создать только неофициальную гражданскую семью или оформить официальный брак за рубежом, что требует немалых времени и денег.
       Как свидетельствует Иерусалимский институт "Махон Иерушалаим", из 48 тысяч браков, заключенных израильтянами в 2010 году, около девяти тысяч (~17%) были заключены за границей. По сравнению со среднегодовым показателем 2000-2008 годов, число заграничных браков увеличилось в полтора раза (Globes).
    Вдвое выросла и доля израильтян-евреев, которые решили вообще обойтись без официальной регистрации брака и оформить статус гражданских супругов. В 2000 году такие пары составляли 2.5% еврейских семей, в конце 2010 года -- уже ~5%.
       Следовательно, нормально жениться на ком хочу и как хочу, нельзя. Для этого необходимо ехать за границу. И это нормально? Хотя и не хочется проводить аналогию, но это напоминает печально известный послевоенный закон в СССР конца 40-х годов прошлого столетия "О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами". Но это же был запрет при сталинской тирании, а здесь, что-то аналогичное при формальной демократии, а фактически при ультраортодоксальном раввинатском произволе. Какая разница, как это называется, важно, что там запрет и здесь запрет. Печально, что группу депутатов Кнессета, активно сопротивляющихся попыткам ослабления господствующих позиций ультраортодоксального раввината в  Израиле, поддерживают и клерикалы - русскоговорящие члены Кнессета из бывшего СССР.
       Ну и где здесь демократия?
       Это означает, в-четвертых, что, несмотря на наличие права на отдых, я, например, не могу им воспользоваться в свободные от работы дни, поскольку в выходные дни общественный транспорт не работает, а на личный транспорт я в Израиле не заработал, несмотря на многолетнюю трудовую занятость. Убежден, что предпринимаемая попытка сделать воскресенье вторым выходным днем с работающим общественным транспортом, окажется очередным пшиком, поскольку будет заблокирована премьером под давлением кипо-пейсатых орто-министров, несмотря на предварительную поддержку им такого закона.
       Ну и где здесь демократия?
       Это означает, в-пятых, что, не пресекаемая государством дискриминация женщин (не в том автобусе, не там сидит, не так одета, не там молится), причем, не только религиозных, но даже светских, в 21-м веке, говорит о том, что мы отброшены на несколько веков назад, как самая отсталая мусульманская страна. Как иначе можно воспринять ситуацию, когда взрослые (по возрасту, но не разуму) кипо-пейсатые мужики, оплевывают, оскорбляют, бросают испачканные детские памперсы и, чуть ли не избивают идущих в школу девочек, которые по их разумению одеты, не очень скромно, и пр. и пр.
    Вот выдержка из проекта новой конституции Египта: "Государство гарантирует равенство между мужчинами и женщинами во всех областях, в том числе политической, экономической и социальной жизни, пока это не противоречит исламскому закону". Если заменить последние два слова на "иудейской религии", то это и есть то, что происходит в Израиле.
       Ну и где здесь демократия?
       Это означает, в-шестых, что переход на зимнее время в разгар летнего зноя, локально удобный только для ультрарелигиозного электората и связанный с постом (голоданием) в праздник Иом Кипур, вносит неразбериху и большие неудобства в жизнь светского населения. В СМИ идут постоянные призывы об экономии электричества, и население идет навстречу - экономит. А о том, сколько будет бессмысленно и напрасно растрачено электричества в результате этого нелепого летне-зимнего временного перехода и во сколько это обойдется бюджету, все молчат, как воды в рот набрали. Но кто с этим считается, если все, что вытворяет партия ШАС, поддерживает премьер. В эти дни в России также обсуждается аналогичная проблема. Но ее рассматривает Дума (что бы о ней не говорили), анализирует, взвешивают все за и против. У нас же ШАС сказал и все "ша, штил, рэбэ шлуфт" (ша, тихо, рэбэ спит, идиш), как сказал, так и будет.
       Ну и где здесь демократия?
       Это означает, в седьмых, восьмых и т. д. и т.п., что....
       Я никак не могу найти ответ на мучающий меня вопрос: неужели религиозная общественность не понимает, что своим поведением они отталкивают людей от религии, хотя, казалось бы, заинтересованы в прямо противоположном.
       Я бы предпочел, чтобы понятие "еврейское государство" предполагало не только и не столько религиозную составляющую, сколько преобладание, так называемых хваленых еврейских мозгов, которых в Израиле, к сожалению, уже сейчас дефицит. Большой вопрос, откуда они появятся в ближайшем будущем, когда ныне живущие ученые, врачи, инженеры, люди неглупые, в основном репатрианты, уйдут в мир иной, а современное местное молодое поколение, судя по удручающе низким результатам получения аттестатов зрелости (багрута), не желает учиться.
       Как ни печально, но мое предпочтение вряд ли осуществится, поскольку группа ультраортодоксальных министров, перманентно входящих в состав любой правящей коалиции (левой, правой, смешанной) "там правит бал", несмотря на их меньшинство, тормозя движение страны к прогрессу и цивилизации. По-видимому, правительство, особенно премьера, такое положение устраивает, и он его активно продвигает как морально, так и материально и, это малоприятный факт, очевидный конформизм.
       Израиль клерикальная, глубоко религиозная страна.
       А что же демократия? Демократия, на то и демократия, что допускает много степеней свободы, в том числе и в поведении харедим.
       Конечно, я могу в чем-то ошибаться и "аборигены" видят эту проблему иначе. Как было написано в достаточно дружеском комментарии к одной из моих статей: "вы профессор, но не Эйнштейн же" (по памяти). Тем не менее, полагаю, что прав нобелевский лауреат профессор Еврейского университета в Иерусалиме Исраэль Р. Д. Ауманн, недавно заявивший (правда, по другому поводу), что "русские" репатрианты реалистичнее тех, кто родился и вырос в Израиле. Кто-то из политиков недавно сказал, то ли действительно так думая, то ли в предвыборном экстазе, что "русская" алия спасла Израиль.
    Кстати сказать, создавшимся положением в соотношении религии и гражданских свобод обеспокоены и многие религиозные авторитеты, в основном, реформистского направления в иудаизме.
    В связи с объявлением о досрочных выборах гендиректор ассоциации ХИДУШ "за свободу религии и гражданское равноправие", реформистский раввин Ури Регев, заявил: "Выборы покажут, куда движется Израиль", к религиозному фанатизму и безграмотности или к гражданским свободам.
      
  • Комментарии: 3, последний от 06/10/2012.
  • © Copyright Гольдшмидт Владимир Иосифович (v28@netvision.net.il)
  • Обновлено: 15/10/2012. 13k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка