Гольдшмидт Владимир Иосифович: другие произведения.

Киношники, пожалейте классиков

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Гольдшмидт Владимир Иосифович (v28@netvision.net.il)
  • Обновлено: 07/04/2009. 25k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Иллюстрации: 4 штук.
  •  Ваша оценка:


      
       Киношники, пожалейте классиков
       е все цветы пахнут)
      
       Владимир Гольдшмидт
      
       Оригинальный анимационный фильм "Вальс с Баширом" израильского режиссера Ари Фольмана, основанный на воспоминаниях свидетелей событий в палестинских лагерях беженцев Сабра и Шатила, которые произошли в Ливане, в окрестностях Бейрута в 1982 году, уже получил и продолжает получать много местных и международных номинаций и призов (в том числе, "Золотой Глобус", а последний из них, европейский аналог американского "Оскара", приз Французской киноакадемии "Сезар", при получении которого А.Фольман выразил надежду, что его фильм "послужит делу мира на Ближнем Востоке"). Фильм обязан своим успехом, при прочих несомненных его художественных, музыкальных и технических достоинствах, нелестным показом израильской армии, некоторой антивоенной и антиизраильской направленностью и, не в последнюю очередь, "голосованием от противного", т.е. негативным отношением "прогрессивного человечества", а проще международных левых либералов-ретроградов к израильским "агрессорам и оккупантам".
       Здесь напрашивается прозрачная аналогия с присуждением Нобелевских премий советским писателям-диссидентам    А. Солженицину, Б.Пастернаку1 , И.Бродскому. Не настолько их произведения были эпохальными, выдающимися, именно в литературном плане, и их награждение скорее выглядело как идейное, политически-протестное, нежели профессионально-творчески заслуженное. Международное сообщество в те годы боролось с СССР, как с "империей зла" и эти награды были одним из выражений такой борьбы, хотя и не единственным.
    Правда, наиболее престижную американскую кинопремию "Оскар" фильму "Вальс с Баширом" так и не присудили, хотя он на нее номинировался и считался наибольшим фаворитом среди иностранных фильмов. Вместо него, эту награду получила японская лента, как считают киноведы, фильм вполне заурядный.
       В прошлом году на соискание Оскара также выдвигался израильский фильм "Бофор" режиссера И. Сидара, но и ему предпочли другую киноленту. Вообще, за все годы израильские кинофильмы ни разу не были удостоены премии "Оскар", хотя собственно номинирование на эту награду уже является знаковой.
       Коль я уже задел кино, то хотелось бы эту тему продолжить положением дел в российском русскоязычном кинопроизводстве, с акцентом на телесериалы, которыми нас "потчуют" израильские русскоязычные и российские ТВ-каналы.
       Многие "русские олим" приехали в Израиль в преклонном возрасте и, как бы активно не старались освоить иврит, он у них остался, почти как у коренных израильтян изучавших русский, на уровне "кибенимат", а привезенный идиш был также весьма нерафинированный, например: "Ин кладовке аф а полке, штейт а банке мит варенье", или "А hыц ин паровоз", где больше половины русских слов.
       Поэтому, основным языком на бытовом уровне, у них был и остается "великий и могучий" и, главным образом, именно на нем в своем пенсионном бытии они общаются с Интернетом (очень немногие) и ТВ (почти все). О всемирной сети уже много чего сказано и, как о бесценном кладезе различных сведений и знаний и, как о бездонной клоаке, куда сливаютя человеческие мерзости во всем их многообразии и дикости. В этом смысле, ТВ мало чем отличается от Интернета, разве, что оно более контролируемое и, поэтому беднее, хотя, подчас и безобразнее.
       В частности, в данном случае, я имею в виду демонстрируемые по ТВ фильмы и телесериалы, причем, не только откровенное "мыло". Особенно обидно за те фильмы и телесериалы, которые сняты по классическим или околоклассическим произведениям, по книгам уважаемым и любимым несколькими поколениями читателей, строящими и сравнивающими свою реальную жизнь с придуманными историями героев этих поистине путеводителей.
       Бездарные толкования, сценарии и режиссура этих киноподелок поневоле бросают негативную тень и на классиков, авторов книг, вся "вина" которых только в том, что их произведения попали в руки бесталанных и бессовестных кинодельцов, снимающих в результате такого "чеса" немалые "денежные сливки".
       Как в известной притче: "ложки нашлись, а осадок остался", впечатление о выдающемся первоисточнике-оригинале и его авторе искажается, особенно у малочитающей публики, тем более что былая любовь к чтению сейчас явно иссякает.
       Как неизвращенный секс, чтение книги, это, процесс интимный, где участников только двое, читатель и книга, а получаемое при этом удовольствие зависит от многих причин, главным образом, от уровня развития читателя и уровня тестостерона в его крови, т.е. от продолжительности его физиологического воздержания.
       Что же касается кинопросмотров, то это процесс, как правило, неиндивидуальный, если включить сюда и походы в кинотеатр.
       Не все упоминаемые ниже сериалы я смог досмотреть до конца, некоторые вообще смотрел эпизодически, поэтому свои впечатления о них я сравнивал и дополнил просмотром отзывов многих зрителей на различных форумах Рунета. Речь идет о фильмах и телесериалах, снятых по художественным произведениям и как бы "по их мотивам", нескольких талантливых современных авторов-классиков, "навскидку" это: В.Аксенов, М.Булгаков, А.Рыбаков и др., и не совсем современных, более отдаленных по времени, но не менее актуальных: Ф.Достоевский, Т.Драйзер, А.Островский, Л.Толстой, А. Чехов и др..
       Некоторые из телесериалов сделаны более качественно, другие похуже, а есть ленты, просто бездарные, удивляешься спонсорам, которые их финансируют.
       Одни из этих кино-произведений буквально не "отходят" от текста первоисточника (телесериалы "Идиот", "Мастер и Маргарита", "Доктор Живаго", "Дети Арбата"), соответственно, этим текстом, длинными монологами, очень перегружены, и поэтому трудно воспринимаются зрителем (это же не интим книга-читатель).
       Другие - сценаристами и режиссерами, настолько импровизированы, искажены и отдалены от оригинала, что их не узнал бы и сам автор последнего ("Московская сага", "Тяжелый песок", "Жизнь, которой   не было").
       Третьи - поставлены настолько бездарно, с такими бесконечными длиннотами, что зритель ждет не дождется окончания этого нуднейшего зрелища. Их вообще нельзя показывать зрителю во избежание "выхода из строя" его чувства правильного восприятия художественных произведений.
       Ведь, иногда, вместо того, чтобы избавить зрителя от скуки и вместе с тем отразить пафос фильма, настроение героев, подробно описываемое автором первоисточника, достаточно показать несколько "природных" кадров и зрителю все будет ясно, он почувствует или задуманную в сюжете тревогу, или благость и спокойствие и т.п.(см., например, сделанные мной фото).
    0x08 graphic---0x08 graphic
    0x08 graphic---0x08 graphic
       Наряду с многими другими, особенно бездарно сделан фильм "Монтекристо", типичное "мыло", хуже трудно придумать, судя по отзывам в Рунете многие ждали, когда эта тягомотина закончится, а другие вообще прекратили его смотреть, хотя по воспоминаниям юности, книга "Граф Монтекристо", оставила прекрасное впечатление.
       Когда смотришь такие "киношедевры", напрашивается просьба: ребята-киношники, пожалейте классиков, оставьте их в покое, дайте возможность людям воспринять талантливые произведения в их первородном виде.
       Прошли времена захаровско-горинского "Тот самый Мюнхгаузен", (все глупости на Земле делаются с серьезным выражением лица), захаровского (по пьесе Е.Шварца) "Обыкновенное чудо", пырьевского "Идиот", и многих других, а жаль.
       Несмотря на огромное число доступных для просмотра ТВ-каналов, в кино-плане, смотреть практически нечего, разве только почти перманентное израильское политическое кино-шоу под названием "выборы" и "фокусы" по формированию различных коалиций, авторы которых прекрасно понимают, что "В одну телегу впрячь не можно, коня и трепетную лань", но все равно пытаются это сделать.
       В благословенные былые времена, когда "как молоды мы были" и "лестницы казались не такими крутыми", и когда мы еще с энтузиазмом пели оптимистичный припев известной одесской песенки Утесова конца Первой мировой войны "Как на Дерибасовской...", "Оц-тоц первертоц, бабушка здорова, Оц-тоц первертоц кушает компоц" (такую концовку пел Вилли Токарева), работали всего один-два канала, а что смотреть, было.
       Положение усугубляет показ различных южно-американских сериалов, дополняющих поток бездарщины, пошлости и насилия, льющийся с экранов телевизоров.
       Особо необходимо отметить так называемые кино-и-телепроизведения, показывающие в очень гламурном свете, а по сути, пропагандирующие курение, наркотики, алкоголь, разгул и насилие, насилие, насилие......
       Немалую негативную роль играют и "боевые" компьютерные игры, которыми так увлекается молодежь.
       И вот здесь следует перейти к уже существующим и еще возможным последствиям.
       Агрессивное поведение взрослых и даже родителей по отношению к детям (и обратно), случаи убийства собственных детей, инцеста, издевательств, как в светских, так и в религиозных семьях, имеют место быть, конечно, не только в связи с кино-телепропагандой, но в какой-то мере все-же благодаря ей, и этой неприятной щекотливой проблеме уделяется немало внимания в различных СМИ.
       Отцы и дети - вечная проблема,
       Тургенев знал о чем писал.
       Сейчас не тот герой, но та же тема,
       И цель одна, и я в нее попал. (из позднего меня)
       По данным портала strana.co.il (05.12. 08), на форуме по вопросам жестокого обращения с детьми в Израиле было сообщено, что 2008 год стал рекордным по количеству убийств детей их близкими. Жертвами детоубийц стали 10 человек: четырехлетняя Роз Пизем была убита ее биологическим дедом Рони Роном, сожителем ее же матери; 42-летняя Ольга Борисова из Ришон ле-Циона утопила в Средиземном море своего четырехлетнего сына Алона; 31-летняя Регина Крючкова утопила в тазу своего четырехлетнего сына Михаэля и т.д.; после этого информация о детоубийствах больше не публиковалась, из опасения, что такие случаи могут стать моделью поведения для психически неравновешенных людей. По статистике, в прошлом году каждый тридцатый ребенок подвергался физическому или психологическому насилию в семье, 2700 детей поступили в больницы страны из-за жестокого обращения и физического насилия. Социальные службы усилили контроль за семьями, находящимися "в группе риска".
       В прошлом году (это бывало и раньше) внимание общественности также привлекли несколько случаев жестокого издевательства над детьми в ультрарелигиозных семьях. Это дело семьи с 8 детьми из Иерусалима (репатрианты из США, кстати, мать детей сказала, что не видит ничего плохого в физических методах наказания детей, в то время, как нанесение детям даже одного удара ремнем расценивается израильским УК как серьезное уголовное преступление); с 12 детьми из Бейт-Шемеша (мать которых с детьми не разговаривала, а общалась посредством записок); с 3 детьми из Ор-Иегуды; дело о сексуальных издевательствах над детьми в Нетивоте (мать подозревалась в сожительстве со своими детьми) и др.
       Безусловно, случаи жестокого обращения с детьми имеют место не только в Израиле, но в России, США, Европе. Наиболее вопиющее событие последнего времени: австрийскому маньяку Йозефу Фритцлю были предъявлены обвинения в том, что он на протяжении 24 лет прятал в подвале дома свою дочь, в незаконном лишении ее свободы, инцесте, изнасиловании, а также в убийстве и рабовладении. ( агентство "Рейтер", 18.03.08). Своеобразный патернализм в извращенной форме.
       В целях повышения эффективности мер по предотвращению насилия в семье, в 1991 году в Израиле был принят "Закон о защите прав ребенка". В соответствии с Законом, любой член семьи, страдающий от насилия, вправе обратиться в социальную службу, в полицию или в суд.  Этот Закон защищает детей от насилия не только со стороны членов чемьи, но и от любого постороннего человека (имеется прямая линия бесплатных телефонов для пострадавших от насилия детей).
       К насилию могут быть отнесены: сексуальное домогательство, нанесение ударов, пинков, шлепков и др.. Защита в семье, предусмотренная законом, распространяется не только на случаи физического, но и морального насилия.
       В соответствии с "Законом об обязательном образовании - 1949 года", каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования в течение 13 лет. В соответствии с указаниями Министерства образования к любому акту насилия со стороны учителей и школьного персонала следует относиться как к уголовному преступлению. В системе судопроизводства Израиля, отдельно выделены суды по делам несовершеннолетних, которые рассматривают правонарушения со стороны несовершеннолетних. Судебное разбирательство над несовершеннолетними происходит при закрытых дверях.  Закон о несовершеннолетних- 1971 года, запрещает арест детей моложе 12 лет в любом случае. Можно задержать такого ребенка для необходимых выяснений не более чем на 2 часа.  Арест детей должен производиться только полицейскими, занимающимися несовершеннолетними, во время ареста, действия полиции должны как можно меньше привлекать посторонних, запрещено надевать на детей наручники. При решении вопросов, связанных со статусом несовершеннолетних, в израильском праве действует общий принцип предпочтения блага и интересов ребенка.  
       Кстати, не очень давно, Палата лордов в Англии приняла поправку в "Билль о детях", запрещающую под страхом уголовного наказания физическое насилие над детьми. Это означает, что родителям, которые наносят своим детям телесные повреждения, может грозить тюрьма. Тем не менее, полный запрет на физические наказания детей парламентарии решили не вводить.
       Таким образом, судя по указанному выше, государство пытается защитить детей, их права оговорены соответствующими законами.
       А как быть с их обязанностями, и есть ли какие-то правила, ограничивающие их поведение? Все, что описано выше, это одна сторона медали, но есть и другая: как защитить взрослых от детей, от подростков, своих и посторонних? Постепенно начинают понимать, что есть много случаев, когда защита нужна не только ребенку, но и взрослому.
       Напрашивается некая аналогия. При разбирательствах между отцом и матерью, раньше суды всегда принимали сторону женщины, но в последнее время ситуация немного меняется и имеются прецеденты, когда признают правым мужчину.
       Мы уже привыкли к известному трюизму, что "дети -цветы жизни".   К сожалению, не все и не всегда цветы пахнут.
       Последние, и не только, события показывают, что "не все благополучно "в Датском королевстве", не все благополучно с воспитанием детей, особенно в демократических странах.
       Ничем не спровоцированные акты детской и юношеской агрессии в США (неоднократные случаи применения подростками огнестрельного оружия в школах, с жертвами как среди детей, так и взрослых; недавно 11-летняя девочка была обвинена в штате Огайо в серийном сексуальном насилии); в Европе (недавний трагический случай в Германии, когда немецкий подросток Тим Кречмер, застрелил 15 человек в школе тихого провинциального городка., большинство из них дети, но есть и взрослые, а затем и сам покончил с собой); а также в Израиле, указывает на явные изъяны в законодательстве, связанном с методами воспитания детей в обществе, школах, семьях.
       Агрессивное поведение в школах Израиля учеников между собой, по отношению к учителям, неуважение к взрослым людям вообще, драки и поножовщина, вандализм, порча ими школьного и частного имущества (автомашин и другого имущества учителей), также не внушают оптимизма. Если процесс не остановить, то это перерастает в агрессивное поведение взрослых, что уже и сейчас имеет место.
       Конечно, и враждебное арабское террористическое окружение в Израиле создает в стране соответствующую обстановку и порождает ответную реакцию, нередко распространяющуюся и "на своих".
       Итак, с этим что-то делать надо, что-то надо предпринять. Как выглядит израильское законодательство по отношению к детям, описано выше. Если оно приводит к упомянутым результатам, значит это законодательство требует введения поправок, регулирующих права и защищенность взрослых, и не менее важно, нужны механизмы выпонения законов. Если родитель шлепнет ребенка ("Бить по попке тоже важно, чтоб растить нормальных граждан", из песни Тимура Шаова; у немцев имеется поговорка: "не хочешь слушать - будешь чувствовать" ) и дети пожалуются в полицию, то она всегда будет на стороне детей, она верит их "непорочным" устам, а эти уста с 12-13 лет нередко уже занимаются "черт-те чем.
       Взрослые люди опасаются сделать посторонним детям замечание, и даже учителя - ученикам, особенно, если у последних неадекватные малокультурные родители, боясь попасть в неприятную историю. Подчас родители опасаются потребовать от собственного ребёнка, чтобы он выполнял школьные домашние задания. Если он не захочет их сделать, то может пожаловаться в социальную службу, куда пригласят родителей и объяснят, что если такое "ущемление прав и свобод ребёнка" будет продолжаться, то этого ребёнка у них отберут  (и это не шутка). Куда девалось традиционное тысячелетнее почтение в старшим, особенно к родителям. Не раз в СМИ описывалось отвратительное поведение нашей молодежи за границей (Кипр, Польша), погромы в отелях, они ломают и воруют мебель и оборудование, гадят в номерах, надо же так не любить Израиль, чтобы создавать такой его имидж: в результате такого поведения, в отелях некоторых стран уже отказываются принимать израильтян.
    Как казалось бы ни странно, но в странах с деспотическим режимом, поведение детей, во всяком случае по отношению к своим, к родителям более приемлемо, конечно, если исключить, демонстрируемых по ТВ детишек с оружием в руках.
    Вопросами, затронутыми в этой статье буквально "забиты" форумы Интернета, нет сомнения, что эти проблемы злободнены во все мире и волнуют очень многих. На что же в общих чертах, обращают внимание многие пользователи Рунета (в очень приблизительном пересказе, с моими добавлениями).
    В Израиле (и не только) извращенная до предела, на американский манер, "защита прав ребенка" - все разговоры об "ущемлении прав" приводят к защите права ребенка на невежество и тупость. Необходима реформа законов об образовании: нужно заниматься не демагогией, а срочно спасать генофонд. Защита прав ребенка - дело святое, но с не меньшим, а с многократно большим рвением надо заставлять наше будущее набираться ума и знаний. Права детей надо защищать? А кто, интересно, защитит права взрослых против детей? Многие дети ведут себя так, что с ними лучше лишний раз не встрeчаться. Наглые, агрессивные и просто социально опасные 7-12-летние дети. Запустить камнем в окно, нахамить прохожим, издеваться над стариками, вымогать у них деньги, - все это довольно частые явления. Есть еще и подростковые банды, вандализм которых переходит все разумные пределы, полиция с ними ничего не может сделать,. В общем, дети чувствуют себя совершенно безнаказанными. А чиновники из всяких образовательных учреждений в основном заняты тем, чтобы облегчить им жизнь, например, облегчить экзамены. К сожалению, проблема состоит в том, что действительно существует довольно многочисленная прослойка людей, для которых "отшлепать" ребенка означает превратить его в инвалида. Однако, ответ демократическго государства на эту проблему носит неадекватный характер. Вместо работы с конкретными родителями, государство рассматривает всех родителей как потенциальных садистов, в результате чего законное право государства заботиться о благополучии подрастающего поколения перерастает во вмешательство в личную жизнь семьи, ибо нет в этом мире ничего более личного, чем отношения между родителями и детьми. Беда современного западного общества состоит в фарисействе, в том, что впав в маразм политкорректности, оно начинает утрачивать чувство меры и постепенно перерождается в новую модель "демократического тоталитаризма" с приступами неуправляемой демократии. Например, всерьез рассматривается вопрос, можно ли расценивать физическое наказание детей как нарушение их гражданских прав?
    Ясно, что не
    все дети рождаются ангелами, определенную роль играет и наследственность, поэтому методы воспитания должны быть индивидуальными, и только родителям, а иногда и школе, виднее, какими эти методы дожны быть. Но базироваться они должны на сочетании взаимопонимания, взаимоуважения, любви, доброте и разумной соразмерной строгости.
       Нет сомнения в том, что рассмотренные в статье проблемы существуют, они не выдуманы, не "высосаны из пальца", а существуют реально, и обсуждать их нужно.
       При этом, совершенно очевидно, что необходимо не только обсуждать, но и принимать конкретные и действенные законы и решения, но это уже проблема властей.
      
      
     1 В декабре 2006 г. историк литературы Иван Толстой представил свое исследование о творчестве Бориса Пастернака "Отмытый роман". На 10-й международной книжной ярмарке интеллектуальной литературы в Москве эта книга была представлена под названием "Отмытый роман Пастернака: "Доктор Живаго" между КГБ и ЦРУ". В этой книге автор полагает, что принятие Нобелевским комитетом решения о присуждении Б. Пастернаку нобелевской премии, безусловно, можно интерпретировать, как политическое, что впрочем не исключает художественные заслуги Пастернака перед русской и мировой литературой.  
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Гольдшмидт Владимир Иосифович (v28@netvision.net.il)
  • Обновлено: 07/04/2009. 25k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка