Владимир Гольдшмидт
Экологическая катастрофа на Мёртвом море
Этот материал подготовлен на основе нашей статьи "Cave detection and 4-D monitoring: A microgravity case history near the Dead Sea", 2001, Rybakov, M., Goldshmidt, V., Fleischer, L., and Rotstein,Y. The Leading Edge, 20 (8), p.p. 896-900.
Кратко, история вопроса такова. В связи с появлением на берегах Мёртвого моря крупных провалов, обезобразивших его берега, в последние несколько лет "забили" тревогу не только заинтересованные профессионалы, но и общественность, хотя явление это было известно уже в начале восьмидесятых годов, а об отдельных достаточно крупных ямах специалисты знали ещё раньше. Однако, в последние годы эти провалы развиваются , к сожалению, особенно интенсивно; совершенно очевидно, что разрушительный процесс прогрессирует. В настоящее время, опасные участки с открытыми провалами расположены практически вдоль всего западного и восточного побережий Мёртвого моря от его южной до северной оконечностей. На восточном побережье, в Иордании, количество этих ям свыше пяти сотен. Наиболее опасные случаи на западном побережье, в Израиле, - провалы, появившиеся вначале по обе стороны от одной из главных дорог, а затем и на ней самой (см. рисунки).
---
Провал на дороге диаметром около 30 метров и глубиной до 20 метров возник внезапно, после проезда по нему автобуса с туристами. Возникла опасность для нового моста через узкую долину Аругот, который должен был строиться на месте старого моста, разрушенного наводнением. Там вынуждены строить параллельное объездное шоссе. В конце 2002 г. недалеко от этого района открылась яма такого диаметра, что туда провалился трактор. В районе, где расположены крупные отели и туристические комплексы, в восточной части амфитеатра, в недалёком прошлом проявились две открытые ямы в пределах, так называемого конуса выноса, которые затем были искусственно засыпаны гравием.
На различных участках на поверхности зафиксированы многочисленные, значительные по своим размерам, провалы, представляющие прямую опасность окружающим. О темпах их образования и увеличения можно судить по следующему примеру. Так, размеры одной из ям, увеличились в течение марта-ноября 1999 года от 2,5 метров в диаметре и 2 метров по глубине до 7 метров в диаметре и 8,5 метров по глубине, а сейчас там сплошная яма. На этом рисунке: автор настоящей статьи на фоне буровой скважины возле одной из ям; на том месте, где стоял буровой станок, через некоторое время также ---
образовался крупный провал.
Как считают геологи, гидрологи, экологи и другие специалисты, образованию подземных латентных (скрытых) пустот или, возможно зон крупной трещиноватости (далее будем их также именовать "подземные пустоты) и их проявлению на поверхности в виде проседаний почвы и крупных открытых провалов, способствует прогрессирующее понижение уровня Мёртвого моря (сейчас оно около 1 м 20 см в год), связанное с этим понижение уровня подпочвенных вод, засолонение почвы и т.п. Различные авторы выдвигают ряд концептуальных моделей образования и развития подземных пустот (авторы не названы, так как изложение достаточно сложных процессов, положенных в основу этих моделей, здесь слишком упрощено). Так, одна модель предполагает, что турбулентное течение подземных вод обусловливает перенос больших масс нерастворимых обломков, что влечёт за собой образование подземных пустот. Другая модель базируется на предположении, что когда вода протекает через слои соли, содержащие прослойки гравия и др., соль растворяется и в ней образуются каверны, являющиеся причиной разрушения вышележащих отложений. Обсуждаются и иные версии моделей, в частности, о связи провалов с локальными разломами и др. Следует помнить, что Мертвое море расположено в зоне действия "живущего" до настоящего времени крупнейшего разлома (трансформа) земной коры - Рифта Мертвого моря, отделяющего Аравию от Африки. Надо полагать, что на этом, обсуждение версий моделей не закончилось. Обмеление моря обусловлено целым рядом причин, главными из которых, по-видимому, являются: сокращение притока воды из Иордана, снижение уровня воды в Кинерете и аквиферах, что в свою очередь, связано с погодными условиями, с увеличением потребления воды Израилем, Сирией, Иорданией, а в последнее время и Ливаном; забор воды из южной части Мёртвого моря в отгороженный бассейн промышленными предприятиями, действующими здесь с 50-х годов, и другими причинами, базирующимися на деятельности человека. Очевидно, что радикальной мерой по уменьшению разрушительного эффекта этой экологической катастрофы, было бы предотвращение каким-то образом дальнейшего понижения уровня Мёртвого моря. Для пополнения запасов воды в Мёртвом море и приостановки процесса его обмеления рассматриваются проекты о сооружении канала (или трубопровода) между Средиземным и Мёртвым морями или, между Красным и Мёртвым морями. Не исключены и некоторые другие меры, в частности, ограничивающие не всегда рациональную эксплуатацию вод одного из наиболее экзотических водных бассейнов на земле. Совершенно ясно, что осуществление грандиозных стратегических проектов, займет не один год, если при этом учесть необходимость промоделировать возможные побочные негативные последствия таких проектов, в частности, влияние химического состава вод Средиземного или Красного морей на уникальный состав вод Мёртвого моря. Как известно, негативные явления, как правило, возникают, когда человек бесконтрольно, без предварительного анализа, вмешивается в природу. Так или иначе, но проблему эту придется решать радикально и желательно, как можно быстрее. К сожалению, желаемое не всегда совпадает с возможностями. Так например, известно, что жемчужина Италии - город Венеция медленно, но неуклонно погружается в воду, и остановить этот процесс современными техническими средствами, пока, по-видимому, невозможно. Точно также, очевидно, что приостановить дальнейшее развитие провалов в окрестностях Мёртвого моря в ближайшее время не удастся, это просто физически невозможно. Применение же таких локальных тактических мер, как засыпка ям гравием на поверхности земли на участках развития провалов вблизи дорог, мостов, зданий и его утрамбовка, которая иногда практиковалась, приводит только к временному решению, а именно: провалы не видны, а проблема остаётся. Более того, в некоторых случаях такая засыпка ям вредна, поскольку она скрывает, маскирует развитие будущих провалов в виде проседаний почвы, и они потом проявляются мгновенно, что еще более опасно. Естественно возникает вопрос, который акцентируется всеми специалистами: что же делать? Ждать пока для спасения Мертвого моря решат (и решат ли, вообще,) построить канал Красное море - Мертвое море или Средиземное море - Мертвое море? С учетом средиземноморских реалий, это дело практически безнадежное. А жизнь, в то же время продолжается. На фоне заметно возрастающего туризма в этот регион, на берегах Мертвого моря нужно развивать туристическую индустрию. Необходимо разработать новый план развития региона, учитывающий драматические изменения рельефа и почв. Реализуя эту рекомендацию можно попытаться районировать территорию берега Мёртвого моря по степени риска возникновения провалов, т.е. выделить участки, где строительство дорог, отелей, туристических комплексов и других мест отдыха опасно и где оно всё-таки возможно, или менее опасно, конечно же, без стопроцентной гарантии, поскольку "природа коварна". Радикальных методов решения этой задачи, т.е. районирования по степени опасности, на сегодняшний день не существует, однако определенные попытки в этом направлении, в течение последних лет, уже предпринимались несколькими организациями, и, в их числе, Геофизическим Институтом Израиля (ГИИ), Институтом геологии Министерства национальных инфраструктур и др. с привлечением, наряду с другими, ряда геофизических методов, а именно: микрогравиметрии, микромагнитометрии, малоглубинной сейсморазведки, непрерывного вертикального электрического зондирования и др. Каждый из этих геофизических методов имеет свои преимущества и недостатки. В качестве одного из основных инструментов для решения этой задачи нами предлагался метод микрогравиметрии (метод высокоточного изучения тонкой структуры гравитационного поля на поверхности Земли ), который уже некоторое время назад проводился здесь, наряду с другими геофизическими методами, Геофизическим Институтом Израиля - ГИИ (основные исполнители доктор М. Рыбаков и автор настоящей заметки). Не исключалось, в качестве дополнения и использование ряда других методов. Полагаю, что микрогравиметрия представляется предпочтительным или, во всяком случае, весьма значимым компонентом при составлении карты районирования. Микрогравиметрия дает информацию по площади и на глубину о распределении плотностных неоднородностей. Этот метод, в принципе, способен, в соответствии с законом Ньютона, обнаружить скрытые пустоты независимо от их формы, так как, по сути, они представляют собой участки пониженной плотности (при наличии достаточного плотностного контраста) и находятся в изучаемом районе на небольшой глубине. Такие подземные пещеры должны отмечаться и действительно отмечаются относительно отрицательными локальными аномалиями (отклонениями) гравитационного поля. Вместе с тем, значительные методические сложности компьютерной обработки микрогравиметрической съёмки, обусловленные геолого-геофизической спецификой района Мертвого моря, и иногда неоднозначность получаемых результатов, дают основание некоторым специалистам ставить под сомнение её эффективность, в связи с чем, к большому сожалению, эти работы здесь практически, приостановлены. Действительно, проведенные нами три-четыре года назад, микрогравиметрические съемки на нескольких участках на побережье Мертвого моря дали на первый взгляд, неоднозначные результаты: от явно положительных до спорных. Однако, к настоящему времени, в связи с активным развитием природного процесса образования дополнительных провалов, становится очевидной достаточно высокая эффективность метода и на спорных участках, в чем, кстати говоря, исполнители работ не сомневались, основываясь на законах физики, данных компьютерного моделирования, микрогравиметрических исследованиях в других районах мира при обнаружении подземных пещер, а также на собственном огромном опыте проведения гравиметрических исследований для решения различных геологических задач в разных районах. Микрогравиметрическая съёмка обычно используется для обнаружения скрытых карстовых воронок (пещер) в карбонатных породах (известняках) по локальным гравитационным аномалиям. Наиболее распространённый плотностной контраст в классических карстовых районах достигает 2.6 плотностных единиц для полостей, заполненных воздухом и 1.5 для полостей, заполненных водой. В этих условиях, успех обнаружения по локальным гравитационным аномалиям скрытых пещер, обеспечен. Что же касается рассматриваемого района, то здесь условия для проведения микрогравиметрической съёмки значительно сложнее, и это даёт основание некоторым специалистам ставить под сомнение её эффективность. В чём же эта сложность в районе Мёртвого моря ? Провалы развиваются в молодых мощных (большой толщины) низкоплотностных слабоспрессованных осадочных породах, которые заполняют бассейн (грабен) Мёртвого моря. Здесь плотностной контраст подземных пустот оценивается в 0.5-0.7 плотностных единиц или даже ниже, что снижает вероятность выявления над ними гравитационных аномалий, поскольку интенсивность последних будет невелика. Имеется и ряд других осложнений, в связи с чем обнаружение локальных гравитационных аномалий небольшой интенсивности, обусловленных подземными пустотами, весьма затруднительно. Тем не менее, предварительно проведённое компьютерное гравитационное моделирование, с учётом введения некоторых поправок, показало возможность выявления изолированных локальных гравитационных аномалий над пустотами, при условии соблюдения определённых соотношений между их размерами и глубиной залегания (нахождения). Так, например, пустота радиусом 10 метров и глубиной до центра 20-25 метров, при указанном выше плотностном контрасте, будет зафиксирована заметной локальной гравитационной аномалией, если шаг съёмки, т. е. расстояние между станциями измерения гравитационного поля, не будет превышать 5 -10 м. На участках, расположенных вдоль берега Мертвого моря, микрогравиметрические исследования, включающие в себя полевую съёмку, компьютерные обработку и интерпретацию проводились нами канадским автоматическим микрогравиметром, имеющим высокую разрешающую способность и необходимую точность и, что не менее важно, высокоточным лазерным топографическим прибором. Для набора эталонного материала, или как говорят в терминах "распознавания образов", для обучения "с учителем", съёмки велись на участках, где были известны открытые или предполагались подземные скрытые полости, а также на участке, где малоглубинные сейсмические данные и полевые геологические наблюдения не подтвердили наличие скрытых каверн. При обработке материалов вводились необходимые поправки, основными из них являются поправки: за неровности рельефа земной поверхности собственно участков съёмки и, частично, за их пределами, и за региональный гравитационный фон Мертвого моря. Причём, если введение поправки за рельеф, это процедура более или менее стандартная, то выбор регионального фона при небольших размерах участков съёмки, требует эвристического (логического, творческого) подхода. Речь идёт о комбинации формально-математических и неформально-логических методов, позволяющих выделить из суммарного гравитационного поля, интересующую исследователя полезную информацию, а именно, класс остаточных локальных аномалий, обусловленных скрытыми пустотами. Подтверждение эффективности метода приведены на рисунке
.
Наиболее ощутимые результаты, были получены нами, в частности, на участке "Нахаль Хэвэр". В центральной части участка была выявлена большая сложная по форме отрицательная аномалия, (синее поле на рисунке) которая, по нашему предположению, фиксировала крупную подземную пещеру. В пределах контуров этой аномалии находились четыре из пяти (белые пятна на рисунке) известных на участке изолированных друг от друга, не очень больших открытых провалов. Последующие события полностью подтвердили это наше предположение. Видимые провалы постоянно увеличивались, как в диаметре, так и на глубину и в настоящее время участок представляет собой сплошную яму, практически соответствующую размерам аномалии (см. рисунок). Еще одним характерным примером является участок "Ассаэль", расположенный на расстоянии 0.5 км южнее участка "Нахаль Хэвэр". На площади участка "Ассаэль", были известны несколько небольших ям, которые не отмечались локальными отрицательными гравитационными аномалиями и, вместе с тем наблюдались аналогичные аномалии, которым не соответствовали видимые на поверхности провалы. За прошедшие 3-4 года, видимые на поверхности ямы не прогрессировали, в то время как возле "спорных" аномалий ямы появились. Аналогичная ситуация имеет место и на других участках (например, участки Зоар и Вади Аругот). Таким образом, становится очевидным, что отрицательными гравитационными аномалиями отмечаются значительные по размерам (а, следовательно, опасные) подземные пустоты, которые проявлены на поверхности в виде отдельных ям в настоящее время, или же могут проявиться в виде крупных провалов в ближайшем будущем. Те же ямы, которые не соответствуют крупным подземным пещерам, а являются локальными оседаниями почвы другого генезиса (другой природы), или же по каким то природным причинам процесс разрушения в этих местах остановился, и следовательно, они не представляют опасности, не отмечаются отрицательными гравитационнми аномалиями. Более того, четырёхмерный микрогравиметрический мониторинг, т.е. временные измерения (через определённые промежутки времени), позволяет фиксировать изменения гравитационного поля во времени в местах возможного возникновения провалов и, тем самым, указывает на места подземного перераспределения масс в реальном масштабе времени, что может служить одним из признаков предстоящего разрушения земной поверхности в недалёком будущем. Кстати, этому же может в какой-то мере, служить и мониторинг рельефа земной поверхности. Опасность появления новых провалов вдоль одного из шоссе (N 90), инициировала микрогравиметрический мониторинг на отрезке дороги в районе "Эйн-Геди". Наблюдения проводились в 1999-2000 г.г. с месячным интервалом. Отрицательная гравитационная аномалия небольшой интенсивности была получена на этом отрезке дороги между восточным и западным участками провалов. Повторные измерения фиксировали видимые изменения аномалии, что по всей вероятности может быть объяснено, как развитие процесса кавернообразования под этим участком дороги. Подтверждением высказанного предположения, являются результаты измерения высот поверхности дороги, которые показали, что центральная часть этого отрезка, длиной около 150 метров, осела за несколько месяцев, примерно, на 10 см. Кроме того, и на южной части отрезка дороги, на асфальте были обнаружены свежие трещины, что свидетельствует о её проседании.
В 2006 г. в журнале FIRST BREAK (volume 24, May 2006, p.p. 51-62) была опубликована статья 'Microgravity as a tool for the detection, characterization, and prediction of geohazard posed by abandoned mining cavities' (Prof. Styles Peter, et al.,), publisher: European association of geologists & engineers, Great Britain.
В этой статье имеются следующие ссылки: "Для обнаружения контрастов плотности в разрезе и слежения за их изменением во времени можно применять высокоточный гравиметрический мониторинг. Такой мониторинг проводится быстро, в реальном времени, с небольшими затратами и практически без воздействия на окружающую среду и население.". "Несмотря на успехи высокоточной гравиразведки за последние 10 лет, гравиметрический мониторинг пока остается новинкой, хотя несколько примеров уже опубликовано". "Тем не менее, до недавнего времени (Rybakov et al., 2001) высокоточный гравиметрический мониторинг не применялся для обнаружения зон разуплотнения и их дальнейшего контроля в нестабильной обстановке. Впервые в этих условиях метод применен для слежения за развитием карстовых воронок на западном берегу Мертвого моря (Rybakov et al., 2001)". "Усовершенствования в метод в том числе в его 4D вариант, внесены Группой прикладной и экологической геофизики Университета г Киле (Applied and Environmental Geophysics Group, Keele University) и рядом других авторов: (Branston and Styles 2003, Styles 2003, 2004, Styles et al., 2005)" (т.е. после его применения нами, В.Г.). В самое недавнее время метод успешно применен для контроля за объемом газа в выведенных из эксплуатации подземных газохранилищах в Великобритании и Франции (Bate, 2005; Bate and Styles, 2006".
Ссылка на (Rybakov et al., 2001), относится к упомянутой выше нашей статье: "Cave detection and 4-D monitoring: A microgravity case history near the Dead Sea", 2001, Rybakov, M., Goldshmidt, V., Fleischer, L., and Rotstein,Y. The Leading Edge, 20 (8), p.p. 896-900. Она была посвящена результатам наших высокоточных гравиметрических работ, которые были начаты в связи с появлением на берегах Мёртвого моря крупных провалов. Приведённые примеры, частично, взяты из этой статьи.
Следует особо подчеркнуть, что по сравнению с другими методами, микрогравиметрия - метод мобильный и не очень дорогой. Таким образом, на данном этапе исследований, есть основания предполагать, что микрогравиметрия может обнаружить и обрисовать подземные полости, а также их развитие во времени и пространстве, то есть предсказать опасность разрушений. Тем не менее, следует ещё раз напомнить, что в сложных условиях Мёртвого моря, результаты микрогравиметрии не всегда однозначны. Поэтому в каждом конкретном случае, к анализу гравитационного поля нужно подходить индивидуально, особенно, если учесть, что интерпретация геофизических полей - это не только наука, но и исскуство. Вместе с тем, в настоящее время, более мобильного и не очень дорогого геофизического метода для районирования территории по степени опасности появления провалов, не видно. В заключение, вернёмся к основной мысли, ради которой и написана эта статья, а именно, к районированию территории берега Мёртвого моря по степени опасности возможного обрушения поверхности почвы. Совершенно очевидно, что проведением съёмок на отдельных небольших участках, где провалы уже видны на поверхности, как это делалось до настоящего времени, задачу не решить. В то же время, исследовать всю прибрежную низину Мёртвого моря, также нереально. По всей вероятности, следует, определить крупные районы, интересные с точки зрения специалистов по организации туризма, строительству отелей, увеселительных заведений, мест отдыха и др., и именно на них провести микрогравиметрические исследования, с целью их районирования. Выделенные на этом этапе относительно безопасные участки, возможно целесообразно дополнительно исследовать комплексом геолого-геофизических методов. Конечно, это будет намного дороже, но несоизмеримо меньше тех затрат, которые могут оказаться напрасными при строительстве различных комплексов на "опасных" участках. И, вообще, когда речь идёт о безопасности, и особенно, безопасности людей, то в любом случае, "игра стоит свеч". Повышение достоверности карты разделения территории на более и менее опасные участки существенно повлияет на судьбу дальнейшего развития туристической базы этого уникального района. А пока экологическая катастрофа продолжается.
P.S. Уже после публикации настоящей статьи, в газете The Marker появилось сообщение о возможном обсуждении проекта строительства канала, через территорию Израиля, Иордании и Палестинской автономии, который должен будет соединить Красное и Мертвое моря. На первом этапе, будет проверена возможность строительства канала, экологические последствия для Эйлатского залива, Мертвого моря и пустыни Арава, а также анализ рентабельности использования канала. Большая часть канала длинной в 180 километров пройдет по территории Иордании. Стоимость проекта оценивается в 3-4 миллиарда долларов. В рамках проекта планируется создать крупнейший в мире комплекс по опреснению воды, который будет давать около 800 миллионов кубометров пресной воды в год на нужды Иордании и Палестинской автономии. Излишки воды будут спускаться в Мертвое море. Кроме того, планируется использовать перепад высот, составляющий около 400 метров, для создания крупной гидроэлектростанции, поставляющей электричество в Иорданию, Израиль и Палестинскую автономию. В настоящее время Всемирный банк руководит сбором денег на всеобъемлющую экологическую, техническую и финансовую экспертизу проекта, стоимость которой оценивается в 15 миллионов долларов. 9 миллионов уже пожертвовали Япония, США, Франция и Голландия. Великобритания, Германия, Швеция и Испания также готовы оказать содействие проекту.
1. Ссылка на эту статью на сайте:
СТОЛЕТИЕ
ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ФОНДА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
интернет-газета издаётся с 21 сентября 2004 года
Палестина: вода и политика
Борьба за водные ресурсы в регионе всегда была одной из главных причин конфликтов
Алексей Балиев
01.11.2010
"Между тем не только иорданские и арабо-палестинские структуры, но и некоторые израильские экологические организации и ученые считают, что нужно тщательно исследовать все эти проекты, в том числе иорданский проект водоснабжающего канала между Красным и Мертвым морями (из иорданского красноморского залива Акаба, 160 км). В противном случае, "вследствие смешивания вод Мертвого и Красного морей, имеющих различный химический состав, может произойти непоправимое". Утверждается также, что "после таких проектов Мертвое море потеряет свои уникальные целебные качества и... нарушится баланс по всей экологической цепи". Известный израильский ученый Владимир Гольдшмидт придерживается похожей позиции. По его данным, "наряду с переброской вод возможны и меры, в частности, ограничивающие не всегда рациональную эксплуатацию вод одного из наиболее экзотических водных бассейнов в мире". При этом, как полагает В.Гольдшмидт, неизбежно негативное влияние химического состава вод Средиземного или Красного морей на уникальный состав вод Мёртвого моря и реки Иордан, поскольку "строительство водоснабжающего канала из Средиземного моря в Мертвое, с учетом средиземноморских реалий, - это дело практически безнадежное...". Необходимо, по мнению этого ученого, разработать новый план комплексного развития региона, "учитывающий драматические изменения рельефа и почв. А пока экологическая катастрофа в регионе продолжается".
2. Екатерина Ильвичева [katerinka661@mail.ru]
Здравствуйте, Владимир Иосифович!
Я, Багранова Екатерина Васильевна, студентка 5 курса Московского государственного горного университета (МГГУ). В данное время занимаюсь написанием дипломного проекта на тему: "Образование провалов на западном побережье Мертвого моря"
С большим интересом прочитала Ваши статьи на сайте: http://www.elektron2000.com
В процессе обучения я познакомилась с вопросами и механизмами образования провалов на месторождениях, а также меня интересует как эти процессы проявляются в естественных условиях, в частности, на побережье Мертвого моря.
Могли бы Вы оказать мне помощь по данному вопросу? Буду очень признательна Вам.
3. М. Тартаковский - В. Гольдшмидту.
- Sun, 25 Nov 2012 19:55:45(CET)
Владимир Гольдшмидт
- Sun, 25 Nov 2012 17:01:54(CET)
>>>>>>>>>>>>>>>MCT<<<<<<<<<<<<<<
Уважаемый г-н Гольдшмидт, я давно прочёл Вашу обстоятельную и замечательную статью "Экологическая катастрофа на Мёртвом море". Эта проблема занимает меня уже давно; решение, мне кажется, в сооружении водоспуска из Красного моря по впадине Гхор -
http://berkovich-zametki.com/Forum2/viewtopic.php?f=25&t=290
Но решится ли таким образом проблема провалов? радикально ли изменится уникальный состав воды Мёртвого моря? возникнут ли дополнительные неучтённые проблемы?..
- 4. 26 июня 2012 года статья Владимира Иосифовича Гольдшмидта "Экологическая катастрофа на Мёртвом море" опубликована на сайте "Туристическая энциклопедия SunTravel".
Эта запись опубликована в рубриках: "Отзывы о путешествиях по миру".
- 5. По ссылке http://www.vsegei.ru/ru/conf/summary/rivers-lakes-2013/23-05/14_Koshevoy.ppt выход на презентацию В.В. Кошевой, Г.Ю.Триколиди: "Новые данные о возможностях высокоточных гравиметрических исследований для решения геотехнических и экологических задач". На первом месте в презентация материал Гольдшмидта Владимира, проф., Израиль "Районирование побережья Мертвого моря гравиметрическим методом". .
- Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А.П. Карпинского