Гольдшмидт Владимир Иосифович: другие произведения.

Евреям не всегда хочется быть евреями

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Гольдшмидт Владимир Иосифович (v28@netvision.net.il)
  • Обновлено: 09/01/2015. 19k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Иллюстрации: 3 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


       Владимир Гольдшмидт
      
       Евреям не всегда хочется быть евреями
      
       Израиль и еврейские организации в диаспоре бьют тревогу, налицо неутешительная тенденция: число евреев во всем мире уменьшается. И связано это не с их физическим уничтожением, как это было во время Второй мировой войны в ходе тотального решения "еврейского вопроса" под страшным названием "Холокост", когда было уничтожено значительно больше евреев, чем официально принятое на Нюрнбергском процессе число 6 миллионов, и в котором принимали активное участие многие "цивилизованные" государства, а осуществляется самими евреями в ходе добровольной ассимиляции. Они "растворяются" в окружающих их обществах.
       Во всем мире происходила раньше и происходит сейчас ассимиляция евреев, причем явление это движется по нарастающей. Кто-то это делает по мировоззренческим соображениям, кто-то - по меркантильным, кто-то - по идейным, кто-то - из-за набирающего силу антисемитизма, исламизации Европы. Как бы то ни было, многие евреи не хотят быть евреями.
       В еврейской истории известно несколько крупных периодов массовой ассимиляции: эллинизация, христинианизация, культурная ассимиляция.
       В современном мире ассимиляция евреев происходит в основном из-за утраты интереса со стороны молодёжи, наряду с более мелкими причинами, к иудейским культурно-религиозным традициям и из-за смешанных браков.
       В последние годы ассимиляция евреев заметно выросла в США, в Западной Европе, в Прибалтийских странах, в России. В странах бывшего СССР уровень ассимиляции достигает, чуть ли не 70 - 80%, и спустя поколение евреев в этих государствах может почти не остаться. При этом поток репатриации в Израиль из стран постсоветского пространства практически сошел на нет. В последние годы большое число евреев и членов их семей предпочли уехать из этих стран на Запад. Правда, в связи с войной на Украине, оттуда в последние месяцы значительно выросло число репатриантов в Израиль. Тревожным является и тот факт, что немало репатриантов из волны русскоязычной "большой алии" покидают Израиль. В 2014 году число отказов от израильского гражданства выросло на 65%.
       Немало евреев не просто формально принимают крещение, но и становятся активными адептами православия, становятся православными функционерами, священниками, "пропагандистами", всерьез исследуют связь религии и науки и пр. И случаев, аналогичных описываемому, много. Так, например, в Московской патриархии было и есть немало иерархов Русской Православной Церкви, священников и епископов из так называемых "православных евреев" (Александр Мень, Глеб Якунин, Анатолий Левитин и др.), в неканонической Украинской православной церкви (Яков Кротов и др.). Да, и в католической и протестантской церквях немало духовных авторитетов из крещеных евреев.
       Об одном из таких случаев, с которым мне пришлось столкнуться лично, я и хочу рассказать в этой заметке.
       В 1950 г. я начал учебу на геофизическом отделении геологического факультета АГМИ (Алма-атинский Горно-металлургический, позднее, Политехнический, институт). Собственно, отделение геофизики в АГМИ было открыто за год до этого, в 1949 г.. Заведующим кафедрой геофизики, которую он затем возглавлял в течение 30 лет, в 1950 г. был избран кандидат наук Анатолий Афанасьевич Непомнящих. Родом он был из крестьян  Тюменской  губернии, в юности  член  коммуны, учился в Свердловском горном институте, а затем там же в аспирантуре.  В конце 60-х Анатолий Афанасьевич защитил докторскую диссертацию и стал  первым в Казахстане  профессором-геофизиком.
      
        0x01 graphic
     
       На фотографии: справа - профессор Анатолий Афанасьевич Непомнящих, руководитель моей "альма-матер", слева автор этой заметки (Алма-Ата, 1984 г., возле здания ПГО "Казгеофизика).
         
       Упоминанием о его крестьянском происхождении я хотел оттенить тот факт, что женился он еще в Свердловске на еврейке, Фейге  Соломоновне, она была тоже геофизиком (геофизичкой). Их старший сын Игорь Анатольевич, 1941 г. рождения, также как и родители, стал геофизиком, в последующем, кандидатом  геолого-минералогических наук. Он много лет работал СНС (старший научный сотрудник) в Алма-Ате, в КазВИРГе (Казахский филиал Всесоюзного института разведочной геофизики) в отделе автоматизированных систем обработки геофизической информации (АСОГД), которым я заведовал. Так получилось, что я учился под руководством его отца, а он работал под моим руководством, такая своеобразная замкнутая цепочка. Игорь был человеком способным, но своеобразным, сложным в общении, своенравным, как вообще, многие люди, не обделенные талантом. Тем не менее, несмотря на некоторые разногласия, мы проработали вместе немало лет, у нас были совместные интересы и публикации.
       После моего отъезда в 1991 г. на ПМЖ в Израиль, мы не поддерживали связь, и я, в общем-то, не следил за его научной деятельностью. И вот, неожиданно через 17 лет, в начале 2008 г., я получил от него по Email письмо, которое привожу ниже:
      
       "Глубокоуважаемый Владимир Иосифович! Поздравляю Вас с Новым Годом! Желаю здоровья, свершения планов. Я решил написать Вам и поблагодарить Вас за то, что по Вашей инициативе я освоил новые математические методы. Я и раньше был хорошо подготовлен в математике, но в духе моего отца, который был слишком рьяным детерминистом. Но благодаря Вам я освоил методы многомерной статистики и распознавания образов, что тогда сразу ввело меня в современную ситуацию в методах анализа геофизических данных. Я немало сделал в этой области.... Я изобрел на базе метода главных компонент метод сингулярных разложений для решения линейных систем. Первые публикации в Алма-Ате были в 1971 году, в Москве в 1976. Но этот метод в начале 70-х годов опубликовал американский математик Голуб. Этот метод был альтернативой метода регуляризации Тихонова. Меня даже показывали Тихонову - вот из глухомани какие бывают. Собственно, метод главных компонент я первый применил в геологии и геофизике. Публикации в Киеве в 1970 и 1972... Также я первый предложил (опубликовано в 1976) то, что потом спустя 20 лет было предложено американцами и названо мерой когерентности, которая сыграла большую роль в анализе динамических параметров сейсмических данных. Мне же реализовать это в программах удалось в двухмерном варианте в начале 90-х годов, в трехмерном - лишь в 2006 г. Результаты очень хорошие... Cейчас работаю в институте сейсмологии, занимаюсь сейсмической томографией. Есть хорошие результаты, в Интернете не встречал... Еще раз Вам спасибо за Вашу инициативу во введении меня в гущу геофизических проблем". С уважением, Игорь Непомнящих. 03.01.2008.
       (См. на этом сайте мою статью: "Мои непростые профессиональные университеты (часть 1), 21.08.2009). 
        
       Получив это письмо, я решил поинтересоваться, в частности в Интернете, его последними работами в нашей общей области, и к своему глубочайшему изумлению, не веря глазам своим, обнаружил, что он всерьез, не на уровне хобби, занялся православной религией, стал видным религиозным деятелем, крещен в 1983 г., с этого же года прихожанин Свято-Никольского храма. Его называли в этих кругах "православным мыслителем", при том, что родители его были абсолютными атеистами. По рождению он - еврей, поскольку мать - его еврейка.
       Все же, еврейское "начало" в нем "говорило". В его статье "Задача русской интеллигенции в формировании целостной русской нации" ("Русская народная линия") он писал (11.04.2006): "Историческая роль России в нашу эру имеет тот же смысл, что и роль еврейского народа в истории Ветхого Завета: свидетельствование современному миру истинной веры в Бога".
    Последним его публичным выступлением стало обращение к Святейшему Патриарху Кириллу,... названное "интеллектуальным завещанием автора". "В нем верный православной позиции ученый, пытался обратить внимание Его Святейшества на всю глубину заблуждений, в которых пребывает нынешняя мировая наука, опирающаяся на ложные основы познания и преследующая ложные цели, вследствие чего и сами результаты ее достижений оказываются, на поверку, губительными для земной природы, а создаваемый ими для человека комфорт - иллюзорным, способствуя закреплению его падшего состояния" (С. Гальперин, ("Русская народная линия" 05.04.2012). Из приведенной цитаты видна вся глубина его погружения в проблему неразрывной связи религии и науки, при ведущей роли божеского провидения.
       В те времена, когда мы вместе работали, Игорь был абсолютно рациональным, современным, трезвым, относительно каких либо религиозных изысков (теперь ясно, что он скрывал, впрочем, мы об этом никогда не говорили) весьма амбициозным человеком. Да и в письме, которое я процитировал выше, нет ни слова о его активной религиозно-православной деятельности, как будто речь идет о двух абсолютно разных людях.
       К сожалению, спросить его об этом я уже не могу, ибо Игорь Непомнящих скончался, или как пишут в некрологе православные источники: "8 апреля 2010 г. Игорь Анатольевич Непомнящих преставился", "отошел ко Господу". В некрологе упоминаются его достижения "в области геофизики (автор около 150 статей, соавтор 4 монографий), ВНС (ведущий научный сотрудник) Института сейсмологии Казахстана", а также, что он "член правления СПГ (Союз православных граждан) Казахстана". Он неоднократно публиковал статьи в православных изданиях Алма-Аты: газетах "Свет Православия в Казахстане", "Веди"; в Интернете на сайтах "Русская линия", "Веди" и других. В Алма-Ате издана его книга оссия в современном мире. Православное осмысление мира", в которой рассматриваются проблемы православного познания мира, русской национальной идеи. Последние статьи И.А.Непомнящих ("О католической и православной науке", "Задачи русской государственности и русской цивилизации", "О ложном пути выхода из кризиса современной науки" и др., более десятка), опубликованные в ведущих геологических и геофизических журналах России, посвящены разработке применения принципа христоцентризма (христианское понимание Иисуса Христа, как основания для правильного познания всего мироздания) в геологии и геофизике". 
       Что подвигло его, в свое время, абсолютно рационального человека к такому раздвоению личности?
      
      
       0x01 graphic
      
       На фотографии, сделанной на заседании Всесоюзного семинара им. Успенского (Вопросы теории и практики геологической интерпретации гравитационных и магнитных аномалий), проходившем в Киеве в начале 70-х годов прошлого века: я - в первом ("сидячем") ряду, второй справа, а И.А.Непомнящих стоит за мной (мы еще совсем молодые!).
       Кстати, на этой фотографии можно увидеть ведущих, маститых специалистов, ученых-гравиметристов и магнитологов тех лет (многих из которых уже нет в живых), которые внесли весомый вклад в развитие теории и практики интерпретации потенциальных полей, биографии которых (в том числе, и более молодых) впоследствии, были включены в сборник "Российская прикладная геофизика XX века в биографиях", изданный Российской Академией Наук - РАН (Москва, 1998 г), под редакцией академика В. Н. Страхова.
      
          0x01 graphic
      
       Эта фотография И.А.Непомнящих, где он уже действительно выглядит, как православный мыслитель, ближе к тому времени, когда он прислал мне письмо (фото из некролога).
       Итак, что же это было - его новое восхождение в иной мир, или - раздвоение личности?
       Такое явление достоверно описано и восходит своими корнями к русской и зарубежной литературе, многократно в трагических тонах, рисующее подобное состояние человека. Например, есенинское:
      
       Черный человек
    На кровать ко мне садится,
    Черный человек
    Спать не дает мне всю ночь. .....
       Вот опять этот черный
    На кресло мое садится,
       ........
       Ах, ты, ночь!
    Что ты, ночь, наковеркала!
    Я в цилиндре стою.
    Никого со мной нет.
    Я один...
    И - разбитое зеркало...
      
       Для меня это явление остается загадкой. Я никого не осуждаю, каждый волен делать, то, что ему ближе "по духу", я просто пытаюсь понять это явление.
       Если не очень вдаваться в научную риторику, то по одной из версий слово "евреи", на иврите "иври", происходит от слова "эвер" - "та сторона". Следовательно, "иври", означает с той стороны (например, реки). Т.е. евреи пришли откуда-то оттуда, где они еще не назывались евреями, а сейчас, фигурально говоря, возвращаются куда-то туда, в некую "успокоительную" виртуальность, где они уже не будут называться евреями.
       Необходимо найти способ остановить их. Только как? Один из шутливых вариантов предложил А. Давидович: "Бей жидов! Спасай их от ассимиляции".
       Если же серьезно, а явление это очень серьезное, грозящее исчезновением еврейского этноса, то панацея пока не найдена. Ее нет ни в ужесточении ортодоксального иудаизма, ни в появлении реформистских течений иудаизма, пытающихся пробудить интерес евреев, особенно, молодежи, к собственным корням и культуре. Остается надеяться на то, что народ, который за время своего более, чем четырехтысячелетнего существования, несмотря на страшные испытания, которым он подвергался раньше и подвергается сейчас, не исчез, не исчезнет и впредь.
       Определенным гарантом сохранения еврейства является существование сильного и независимого государства Израиль.
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Гольдшмидт Владимир Иосифович (v28@netvision.net.il)
  • Обновлено: 09/01/2015. 19k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка