Гольдшмидт Владимир Иосифович: другие произведения.

Нравы, люди и собаки.

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 22/08/2007.
  • © Copyright Гольдшмидт Владимир Иосифович (v28@netvision.net.il)
  • Обновлено: 01/06/2016. 25k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


       Владимир Гольдшмидт
      
       Нравы, люди и собаки
      
       Главная причина крайней неоднородности израильского общества это - репатриация из многих стран новых граждан, в основном евреев (осуществление сионистской идеи), но при этом, совершенно разной ментальности, т.е. образа мыслей, совокупности умственных навыков и духовных ценностей, уровня культуры, поведенческих и многих других очень важных при совместном проживании, установок.
    В Израиле постоянно муссируют проблему "плавильного котла", ошибочно понимаемому, как процесс абсорбции новых граждан в коренное израильское общество.   Термин "абсорбция", означает "поглощение", в приложении к рассматриваемой проблеме это означает поглощение существующим в стране демосом вновь прибывших репатриантов и эмигрантов и их приближение к себе в содержательном смысле, при котором "ментальное" различие между ними будет стремиться к нулю.
    Понятие же "плавильный котёл" подразумевает "переплавку" и тех и других и выдачу "на гора" нового общества, надо полагать, в каком-то смысле лучше существующего (иначе, зачем этим заниматься).
       К большому сожалению, ни то, ни другое, пока не произошло. Руководители же некоторых настоящих и бывших "репатриантских" партий заявляют об успешности этого процесса, т.е. о завершении процесса абсорбции. Факты подтверждают обратное.
    По данным опроса, проведенного Центром еврейского плюрализма, 37% опрошенных отметили, что за последние 10 лет израильское общество, стало еще более нетерпимым к репатриантам (NEWSru.co.il).
       Как сообщила недавно пресса (04.03.07), министр абсорбции представил на утверждение правительства законопроект о дополнительном финансировании тех жилых кварталов, где более 10% населения составляют выходцы из Эфиопии. Это означает, что местному населению не нравится, когда в районах их проживания, поселяют "эфиопов", полагая, как об этом неоднократно писали СМИ, что они приносят с собой свой, привычный им, но мало пригодный другим, образ жизни, что приводит к взаимным скандалам и прочим неприятностям. Не на высоте, взаимоотношения местного населения и с русскоязычными репатриантами, тому масса примеров. Самое неприятное, что это распространяется и на детей. Недавно, я проходил мимо группы русскоязычных девочек, лет 10 - 11. Одна из них рассказывала другим, видимо, недавно приехавшим: - "Здесь местные учителя очень плохо относятся к нам, детям репатриантов."- .
       Я надеюсь, что такие учителя делают это не от большого неприятия, а от небольшого ума. Какие здесь бывают учителя, мы наслышаны и начитаны, значительная часть учителей школ не смогла пройти тест по предметам, которые они преподают и, что самое сенсационное, даже по пониманию прочитанного текста. Многим из них нехватает образования, культуры поведения, навыков воспитания.
       Итак, налицо межобщинная разобщенность. Да иначе и быть не может, при таком различии ментальностей разных общин, приехавших из стран с абсолютно отличающимся стилем жизни.
       Некоторое время назад я пытался привлечь для выяснения межобщинного различия методы классификации (одни из видов распознавания образов), широко применяемые в естественных науках и дающие возможность определения количественных оценок этого различия. Задача эта многомерная и для ее решения нужно использовать не один, а сумму показателей, посколько общинные сообщества объективно отличаются друг от друга по целому ряду признаков, такова данность.
            Эффективность классификационных методов зависит от целого ряда исходных предпосылок, в том числе во многом и от системы признаков, характеризующих людей и их сообщества, позволяющих составить "обобщённый портрет" той или иной общины.
        Оценка соотношения людей между собой может быть осуществлена, по меньшей мере, в двух системах координат: в обычной, пространственной (географической) и содержательной (духовной).
         При этом, если первая система является трёхмерной (долгота, широта и высота), то вторая - многомерной. Действительно, если пространственное положение человека в данный момент времени определяется тремя указанными координатами, то содержательных признаков у него может быть сколь угодно много. Люди и их общинные сообщества отличаются друг от друга (не говоря о различиях по внешнему виду) по этнической принадлежности, политическим взглядам, религиозности, уровню образования, воспитанию, культуре, отношению к литературе, музыке, и многому, многому другому и всё это является их характеристиками.
         Признаки, характеризующие содержательную или духовную сферу, могут быть, в частности, логическими ("есть, нет" или "да, нет", так их будет легче объяснить читателю), т.е., например, имеет человек высшее образование - да, не имеет - нет; любит музыку - да, не любит - нет и т.д. и т.п. Некоторые из таких признаков могут выглядеть как абсурдные, но, тем не менее, имеющие определённый, если не определяющий "вес" в оценке того или иного человека. Например, такой признак, как отношение к общемировой культуре: один человек любит классическую литературу, классическую музыку, балет - другой понятия не имеет о прогрессе общемировой культуры, он любит свою народную музыку; или культура поведения в общественных местах: один в автобусе уступит своё место пожилому человеку или женщине - другой на свободное место положит ноги или большой вещевой мешок, у него такие понятия о свободе и культуре поведения в общественных местах, другие понятия ему не привили ни в школе, ни в семье; один поставит свой автомобиль на положенное правилами место - другой на удобное для него место, не считаясь с неудобствами других; один, уходя после пикника, всё уберёт - другой, всю грязь оставит на земле, чтобы "дать работу уборщикам", надо же так не любить свою Землю, которую весь остальной мир почитает как "святую", причем "настолько", что за рубежом, ее начали распродавать в пакетиках; один, хочет, чтобы города, дороги были ухоженными и чистыми, чтобы у гостей остались самые лучшие впечатления о стране - другой, готов объявить забастовку и замусорить всю страну, только чтобы положить в карман лишний шекель, ему не стыдно "за державу"; или, уважительное отношение к людям: один, договорившись о встрече, придет в точно назначенное время, помня, что "точность - это вежливость королей" - другой опоздает или вообще не придет полагая, что точность - это прерогатива королей и фраеров и даже не извинится; один, обещая уплатить за выполненную работу - уплатит, другой, что бывает чаще, обманет, не уплатит. Это, только мизерное число так называемых, содержательно информативных "наглядно-бытовых" признаков, отличающих одного человека от другого, или одни группы людей от других.
    Характеристики-признаки общин могут быть дополнены следующими соображениями-зарисовками.
       О проблемах управления и подбора кадров в Израиле я, начиная с 2003 г., неоднократно писал как в бумажных, так и в электронных СМИ. Последние (и не совсем последние) скандальные события связанные с дипломами об образовании (вернее, с отсутствием таковых) у руководящих (и не только) кадров, членов Кнессета, заставляет заострить внимание на этом вопросе. Это относится к отсутствию образования, а соответственно, и профессиональной пригодности, целого ряда министров, депутатов Кнессета, госчиновников, высших офицеров армии и полиции, преподавателей ВУЗов, учителей школ, etc., а значит, почти ко всей политической, руководящей, обучающей и т.д. элитам страны. И что еще более тревожно - это даваемые ими ложные сведения о своем образовании (фальшивые или купленные дипломы многих заочных и др. заштатных учебных заведений), которые эти люди, не смущаясь и не опасаясь разоблачений, озвучивают, отстаивают, помещают на соответствующих сайтах Интернета. Тревожно потому, что в представлении этих людей все поголовно поступают именно так, и поэтому нечего опасаться разоблачений, это не стыдно и не наказуемо.
       К сожалению, до последнего времени, за подделку документов об образовании, как правило, не наказывали, хотя, как известно, дача ложных показаний, например, в суде, уголовно наказуема.
       Как писал еще в 1993 г. в одной своей повести известный геолог и публицист Х.Соколин: "Со временем я узнал о порочной системе постоянства работников в Израиле.... и о молчаливом соглашении избегать взаимной критики". Посколько, "критика -это двигатель прогресса", то не исключено, что отсутствие критики, в широком понимании этого слова, т.е. отсутствие увольнений, отставок, серьезных наказаний, и не приводит к ощутимым изменениям в менталитете израильского общества.
       В свете сказанного выше, понятно, почему израильские чиновники из Министерства абсорбции, которым была поручена абсорбция ученых (что само по себе "нонсенс", посколько, они, как и собственно Министерство, не имели никакого отношения ни к науке, ни к ученым степеням), с таким недоверием и даже враждебностью относились к дипломам репатриантов из России, полагая, что и там можно было, как и здесь купить, подделать диплом или попросту солгать о своем образовании: все равно здесь их почти никто не проверяет. Трудно представить себе, чтобы русскоговорящие образованные репатрианты 90-х поступали подобным образом, во всяком случае в таких широких масштабах. Это еще одно важное для классификации "ментальное" отличие общин.
       Отсутствие проверки и безразличие к дипломам я видел на своем личном примере.     Когда еще в начале 90-х был я приглашен на интервью в один из государственных институтов Израиля и представил все свои дипломы и аттестаты членам УС, собранным по этому случаю, никто из них даже не взглянул на мои документы. Обратили внимание только на выписку из Энциклопедии (Who is who), где была обо мне статья и на мои научные труды. Со мной, в основном, беседовали, после чего предложили работу на 3 месяца для завершения одного из проектов. Будучи ещё свежим репатриантом, я естественно согласился, и в итоге, проработал в этом институте 12 лет, начав и завершив не один проект.
    К сожалению, в "официальном" Израиле, к дипломам об образовании, относятся не с тем пиететом, с которым к ним относились в Союзе и в странах Запада. Между прочим, в ряде СМИ, в том числе и русскоязычных, в последние годы также высказывались несколько странные суждения о дипломах и их обладателях, во всяком случае, о них писали без всякого уважения, скорее с некоторым предубеждением, призывая "не молиться" на дипломы, полагая, что это не так уж и плохо (кстати, в одном российском телешоу некий журналист заявил: "Иисус Христос не размахивал своими дипломами").
         Я же полагаю, что неуважение к дипломам - это очень плохо, и хотя молиться на диплом может быть и не нужно, для этого есть другие аксессуары, а вот уважать их желательно, особенно, если это, например, диплом доктора наук, или аттестат профессора.        Настоящие (а не купленные) дипломы, достаются не просто, это многие годы упорного, целенаправленного и нелегкого труда, дающего обширные профессиональные знания и необходимый кругозор. Не уважать и, тем более, бояться рекламировать свой диплом может только тот, кто добыл его незаконно и, естественно, это скрывает.
       Еще раз вспомним публикации о не совсем легитимном приобретении дипломов о высшем и другом образовании целым рядом израильских политических функционеров и чиновников. Недавно, по этому поводу было разбирательство в Кнессете, относительно нескольких его членов, которое закончилось не в их пользу. Сейчас, как пишут в СМИ, в свете последних событий, все эти лжеобладатели "ученых академических степеней" бросились "уточнять" образовательные данные в своих биографиях, как правило, в сторону их снижения.
       Неуважение к дипломам, а диплом - это законный документ об образовании, естетственно, если он истинный, и, следовательно, неуважение к закону и образованию, возможно и является основной причиной, имеющего места "балагана".
    Между прочим, читатели моих статей на эту тему, отмечали, что в западных странах совершенно другой подход
     к дипломам и  ученым степеням. Так, например, "в  Германии ученая степень приравнивается к "личному дворянству", и титул "доктор" столь же почетен, как "барон", и указывается даже в паспорте и др. документах.". В то же время, были и такие отклики: "Проблема поднята огромная, причем - не только израильская. Но вот уважением к дипломам ее вряд ли удастся решить - одичание коснулось уже и университетов.", или "Если человек обладает настоящими знаниями, то он обязательно будет востребован. Но, конечно, Вы правы: очень много некомпетентных людей "очень высоко сидят" (за достоверность этих высказываний я не ручаюсь, так комментируют читатели).
       Ложь и приукрашивание автобиографии во имя повышения своего статуся и зарплаты - это одна проблема. Другая - это пренебрежительное отношение к необходимости получения образования, вообще. Конечно, если человек видит себя в будущем грузчиком или уборщиком, то его можно понять, Но если он стремится к политической или государственной карьере, то образование необходимо, это понимание должно войти в его "кровь и плоть".   
       К сожалению, существуют опасения, что в "кровь и плоть", в образ жизни, в менталитет многих политиков вошло скорее нездоровое отношение к истине, вообще, и к образованию, в частности.
       И это далеко не один малосимпатичный штрих в образе мышления коренных жителей страны, значительно отличающегося от стиля мышления русскоязычных репатриантов. Так, например, судя по опросам, большинство коренных израильтян не видят ничего зазорного в том, что ЦАХАЛ в 2000 году спешно выйдя (выбежав) из Южного Ливана, бросил на произвол судьбы и милость Хизбаллы, нашего союзника в ливанской войне - армию христиан Южного Ливана - ЦАДАЛ, чем во многом определил наши "выдающиеся успехи" и "победу по очкам" во второй Ливанской войне. Они вместе с нашими солдатами раньше противостояли Хизбалле и число их потерь было не меньше израильских. ЦАДАЛ сотрудничал с нами, защищал наши северные границы более 20 лет, а мы бросили солдат, бросили их жен и детей. "И наши генералы молча наблюдали за тем, как Хизбалла расправляется с их вчерашними союзниками. Нет для солдата страшнее злодеяния, чем бросить товарища на поле боя. И никто из высших военачальников не подал в отставку в знак протеста против этого предательства." (статья Я. Сегала, 2006-10-06 //rjews.net/maof).
       Между прочим, русскоязычные израильтяне, относящиеся к проблеме предательства диаметрально иначе, не бросили в стране исхода даже своих собак, несмотря на все сложности, которые им чинили российские чиновники, таможенники, пограничники при выезде из Союза. Они с трудом получали различные справки, изготавливали ящики для перевозки собак, при этом платили немалые деньги и т.д. и т.п.. Даже, если собака была у них не 20 лет, а один-два года, они не предали своих питомцев, а увезли с собой, кстати, зная, что содержание животного в Израиле обходится недешево.
       Таким образом, список признаков, характеризующих разные общины, может быть сколь угодно расширен и достигать нескольких десятков.
      
       В итоге, характеристика каждого индивидуума представляется определенным набором признаков, выраженным чередованием "да" и "нет". Если описать по такой схеме каждого члена нескольких сообществ, и применить соответствующую процедуру классификации, то в итоге получим, во-первых, "разбивку" на сообщества, в каждое из которых войдут люди с близким набором содержательных признаков и, во-вторых, количественную оценку различия между этими сообществами в содержательном, "ментальном" смысле. Можно так построить процедуру классификации, что относительная величина степени различия будет находиться в пределах от нуля до единицы. Чем ближе результат к единице, тем больше содержательное различие между сообществами, тем больше они отличаются по "менталитету" и, наоборот, чем ближе результат к нулю, тем они ближе между собой, в соответствии с известным в классификации и привычным нашему уху понятием "ближайшего соседа".
         По предварительным оценкам, степень различия между некоторыми группами населения Израиля может достигать величин 0.7-0.8, т.е. даже формально, различие очень существенное.
         В итоге, суть проблемы сводится к следующему. Стремясь осуществить абсорбцию новых граждан в израильское общество, можно поместить, например, семьи из разных общин в близкое географическое пространство (например, поселить их в одном доме, или в одном квартале, что и происходит в действительности), но если степень различия между ними в содержательном (духовном) смысле велика, т.е., близка к единице, то, как правило, ни к чему хорошему, кроме взаимных банальных скандалов, иногда, переходящих в рукопашную, и прочих неприятностей, это не приведёт. Если степень содержательного различия велика, то проблему абсорбции только в географическом пространстве и за короткое время, не решить. Чтобы уменьшить степень содержательного различия общин нужны годы, мудрость, терпение и средства.
       Утверждения некоторых политических деятелей о якобы завершении этого процесса в Израиле - это чистой воды фантазия, популизм и политическая демагогия, подмена действительного состояния проблемы, желаемым, хотя, конечно же, некоторые сдвиги в этом направлении со временем, появляются, но совершенно не в тех масштабах, на которые рассчитывали.
    Многие приехали в Израиль не по зову сердца, а по стечению обстоятельств. Кого-то "развернули" сюда по дороге в другие более благополучные страны, к чему Израиль приложил немало усилий, кто-то ехал к уже раньше приехавшим сюда детям, кто-то просто уехал оттуда, куда ему было безразлично, а в Израиль было проще всего.
       Как бы то ни было, люди уже живут здесь, и столкнувшись с местными малоприятными реалиями, критикуют их с самыми добрыми намерениями, пытаясь что-то изменить, по их мнению, к лучшему, стремясь приблизить Израиль к более современным странам. Естественно, "власть предержащим" это не очень нравится. Перефразируя поэта: "чем больше родину мы любим, тем меньше нравимся мы ей".
       И я свои "непричесанные" мысли изложил "не злобы ради, а пользы для".
      
      
  • Комментарии: 1, последний от 22/08/2007.
  • © Copyright Гольдшмидт Владимир Иосифович (v28@netvision.net.il)
  • Обновлено: 01/06/2016. 25k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка