Запутанная революционно-террористическая ситуация в Сирии (на волне арабской весны, спровоцированной бездумно-неуклюжей политикой США), с участием огромного числа интересантов, включая остатки регулярной сирийской армии вкуле с боевиками Хизбаллы, иранскими стражами, каких-то оппозиционных группировок, количество и "качество" которых сложно определить (главные из них ИГИЛ, Аль-Каеда и др.), международной коалиции во главе с США, еще одной коалиции во главе с Россией, ставит в итоге пространственно близкий Израиль в весьма сложное положение.
Многие политические обозреватели, в связи с указанным выше "рисуют" пугающий прогноз, а именно, что в итоге у северных границ Израиля может появиться иранская армия. Недавно, в интервью 9-му каналу израильского русскоязычного ТВ научный сотрудник Иерусалимского университета историк Л. Прайсман сказал: "Это самое страшное из того, что может быть. Иран создал хорошо вооруженную и подготовленную армию..., которая пользуется высокоточным оружием, образовательным уровнем молодёжи и студентов.... Все математические, физические Олимпиады выигрывают иранские школьники. А где находятся израильские школьники?".
В связи с этим интервью, оставив пока Сирию в стороне, имеет смысл в какой уж раз, акцентировать внимание на проблеме школьного образования в Израиле, на проблеме, которой хотя бы однажды не коснулся любой русскоязычный репатриант, приехавший сюда ради хорошего образования для своих детей.
Конечно, далеко не все математические, физические и др. олимпиады выигрывают иранские школьники (впереди Китай, США, Россия и др.), но то, что они ощутимо опережают израильских школьников, это действительно так.
Очень многие израильтяне недовольны израильской системой образования, усилением религиозной составляющей в программе государственных школ, трудностями с получением высшего образования.
ЦСБ (Центральное статистическое бюро) и ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) акцентируют внимание на "израильском парадоксе", согласно которому в отличие от других развитых стран, молодое поколение израильтян, в том числе и дети "русских" репатриантов менее образовано, чем их родители. Во всех других государствах OECD ситуация обратная: с каждым новым поколением доля молодых людей с высшим образованием растет.
При этом, в последнее время, в израильских властных не очень образованных структурах (см. сайт "Кнессет"), усиливается агрессивное подстрекательство против образованных слоев - профессоров, судей, журналистов, вообще, творческих людей.
Министр экономики в нынешнем правительстве, бывший "зек" А. Дери сложил с себя обязанности министра, честно признавшись, что в экономике (кстати, как и во многом другом, кроме религии) он ничего не смыслит. Теперь А. Дери, оставшись министром Негева и Галилеи, наведёт там образцово-показательный религиозный (в чём он профессионал) порядок, так, что светским жителям мало не покажется.
Правда, и другие министры далеко не ушли. Например. министр сельского хозяйства У. Ариэль (с весьма средним образованием, не имеющим никакого отношения к сельскому хозяйству), вместо того, чтобы остановить галопирующую и резко возросшую при его каденции дороговизну сельхозпродукции, овощей и фруктов, он с брезгливым выражением лица предложил депортировать за рубеж, т.е. осуществить трансфер около 100 тысяч кошек (вместо арабов) в другую страну, которая за определенную плату согласится их принять. Позднее, из-за сильного общественного давления и, по-видимому, поняв, что это "чушь кошачья", министр своё предложение отменил.
Министр культуры М. Регев (по данным 10-го канала израильского ТВ) заявила по отношению к юридическому советнику правительства Израиля Й. Вайнштейну: "Нас обошли, это дерьмо нас обошло. Вайнштейн запретит Регев вмешиваться в вопросы культуры? Он ничего не остановит, мусор какой!" (цитата). Позднее, она извинилась. Вот так, культура на уровне, министры, как министры. А что будет со спортом, она же и там министр?
Было бы неплохо если бы и другие министры, политические назначенцы - не профессионалы последовали примеру Дери, уступив свои места профессионалам.
Проблема профессионализма, особенно относится к министрам образования, весьма чувствительной области, от которой зависит будущее страны. Быстро сменяющиеся министры образования, в связи с перманентной досрочной сменой почти всех правительств успевают только разрушить то, что делал предыдущий министр, но не успевают создать что-то новое.
Мифически хорошее школьное образование в Израиле, кстати, ради которого многие сюда репатриировались, оказалось ниже всякой критики. Чуть ли не каждый год, особенно с приходом нового министра образования, "левого" или "правого", сразу же что-то меняется, разрушается по принципу: "Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем, мы наш, мы новый мир построим,....", но ничего существенно нового не "строится", система образования рушится , т.е., фактически, дети, наше будущее, продолжают позориться на международных конкурсах.
Вместо усиленного изучения математики, физики, химии, кибернетики, информатики и др. современных предметов, в школах, начиная с первого класса, по рекомендации одного из "выдающихся" (в определенном смысле) члена Кнессета Орена Хазана, который даже не указывает уровень своего образования (см. сайт "Кнессет"), будут изучать арабский язык.
Всего около 34% молодых израильтян, привезенных в Израиль русскоговорящими родителями в 90-ые годы, достигших сейчас 25-44 -летнего возраста, получили первую академическую степень. По уровню образования они существенно уступают своим родителям, в среднем ~ 46% которых приехали в Израиль с высшим образованием.
Таким образом, по уровню образования молодые люди из бывшего СССР практически не отличаются от "сабр" второго поколения, родители которых родились в Израиле, (среди них обладателями первой или второй академической степени являются ~ 35%) и ненамного превосходят молодых репатриантов из стран Азии и Африки: обладатели академических степеней составляют ~ 31%.
Cамая образованная группа населения в возрасте 25-44 лет - это молодые репатрианты из Западных стран, высшее образование среди них имеют ~ 46%, а родившиеся в Израиле дети репатриантов из этих стран получают высшее образование в ~ 50% случаев (по данным Главного ученого ЦСБ, основанного на материалах Центрального статистического бюро Израиля).
Что касается разрыва в уровне образования между ашкеназами и "восточными" евреями, то он сохраняется и во втором поколении после репатриации - более того, у родившихся в Израиле этот разрыв еще резче, чем был у их родителей-репатриантов.
Среди "сабр", родившихся в семьях "восточных" евреев, академические дипломы имеют лишь ~ 29% - против ~ 49% родившихся в Израиле детей репатриантов из Европы и Америки.
Между тем, успешная сдача экзаменов на "багрут" (среднее школьное образование) лишь ненамного повышает шансы на высокооплачиваемую работу, а вот диплом первой академической степени резко увеличивает эти шансы. Более высокое образование существенного приращения доходов уже не дает. Возможно, с этим связан тот факт, что вторую академическую степень имеют лишь ~ 8% израильских мужчин в возрасте 25-44 лет (против ~ 16% мужчин старших возрастов).
В прошлом, Израиль входил в группу лидеров по уровню образованности населения, уступая в этом отношении лишь Канаде и России.
С начала XXI века доля обладателей высшего образования в развитых странах возросла с 20% до почти трети населения. В Израиле же среди людей моложе 34 лет на 2% меньше выпускников вузов, чем среди людей предпенсионного возраста.
Кстати, если действительно, немного внимательнее вглядеться в сайт "Кнессет" (члены последнего являются срезом общества), то в образовательном смысле, там вырисовывается не очень приглядная картина. Из 120 членов Кнессета два профессора, около 40 - образование среднее религиозное, примерно 20 - 25 с первой степенью (бакалавр, младший инженер), 12 - 15 со второй степенью, у многих образование среднее (только школьный аттестат зрелости), несколько, вообще не указывают образование (наверное, стесняются), имеется даже такие записи: первая степень (неформальное образование???), учёба на такую-то степень без окончания и пр..
Действительно, что можно ожидать в сфере образования в Израиле, если несколько лет назад, 80% школьных учителей математики не имели (да, и сейчас многие) необходимого базового образования и соответствующей лицензии на право преподавания. Причем этот факт Министерство образования скрывало от общественности.
Что можно было ожидать в этой сфере, если после прохождения курсов повышения квалификации большинство преподавателей, не имеющих даже первой степени по специальности, дважды не смогли пройти необходимый тест. Как педагоги могут донести до учеников хоть какие-то знания, если многие из них сами не понимают прочитанного материала. В свете этого, стоит ли удивляться тому, что израильские дети на международных соревнованиях по уровню знаний занимают не лучшие места, если руководство Минобразования, больше интересует, вопрос, где в учебниках будет показана "зеленая черта", разделяющая территорию Израиля от ПА, чем уровень знаний учащихся? Как можно было допустить, чтобы в Восточном Иерусалиме учились по учебникам ПА, в которых вообще отсутствует упоминание о существовании государства Израиль?
Все это на фоне нередкого увольнения лучших учителей, в основном, репатриантов из бывших СССР/СНГ, только потому, что по понятным причинам, они были приняты на работу позднее уже работающих (но неквалифицированных) учителей, или только потому, что у репатриантов очень высокая для израильской школы квалификация и т.д. и т.п.
Постоянное шараханье руководства министерства образования из одной крайности в другую, привело нашу систему образования к ощутимому кризису, в результате которого Израиль скатывается все ниже и ниже на многих международных школьных олимпиадах и других престижных конкурсах последних лет. Для выхода из него необходимы немедленные и очень серьезные реформы.
В Израиле, на данный момент, не выдерживающая критики система школьного преподавания математики и естественных наук в начальных и средних классах. О необходимости реформ свидетельствуют результаты международных конкурсов и олимпиад по математике. Так, Израиль на этих конкурсах занимал:
в 2000 году - 11 место, в 2004 - 15 место, в 2011 - 23 место, etc., т.е., негативная тенденция, регресс и деградация налицо. В 2011 году, впереди были Китай, США, Сингапур, Россия, Таиланд, Турция, КНДР, Тайвань, Иран... Однажды Израиль даже был на 38 месте из 42. От такого списка передовиков становится страшновато. Что же будет в перспективе с израильским Хайтеком, который сейчас занимает передовые позиции в мире.
В 2007 году израильские школьники провалили очередной международный экзамен TIMSS, проверяющий школьников 7-9 классов на владение основными знаниями и инструментами в точных науках, проводимый каждые четыре года, показав результаты худшие, чем в 2003 году, в котором они тоже не блистали: из 150 стран Израиль тогда занял 23-е место. В 2007 году они спустились еще ниже.
На олимпиаде по математике, проходившей в Ханое в июле 2007 г., израильские школьники заняли 51-е место из 93-х возможных. Это - наихудший результат, показанный израильской сборной за те годы. Первые места были у россиян, китайцев, вьетнамцев корейцев. В первую десятку также вошли: США, Украина, Япония, Северная Корея, Тайвань и Болгария. 12-е место, как это не обидно, у иранцев, и ранее занимавших престижные места.
Кстати, это относится не только к математике. Так, на международном экзамене по качеству чтения и пониманию текста (PIRLS), проведенном в 2006 году среди четвертых классов 45 стран мира, израильские школьники заняли 31 место. Впереди опять таки Россия и Гонконг.
Оценки, которые получают на экзаменах израильские школьники не только вне, но и внутри страны становятся все ниже год от году. Так, на экзаменах по математике, которые проводились в пятых классах школ, проводимый в 2006 году, дал .среднюю оценку - 67 баллов, в 2007 году составила ~57 баллов. Снижение уровня успеваемости наблюдается также в области изучения естественных наук и английского языка.
Эти тенденции продолжились и позднее. Результаты исследования качества школьного образования, проводимого ежегодно Международной Ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievements), свидетельствуют об ухудшении ситуации в израильских школах и в 2008 г.
Надо же было так постараться израильской системе просвещения, чтобы привести к такому "выдающемуся" результату "умные еврейские головы" (а что они действительно умные, правда, в основном, в диаспоре, не оспаривается никем в мире, это доказано многочисленными беспристрастными исследованиями, в том числе и высокими значениями IQ).
К сожалению, в Израиле не уделяется достаточного внимания специализированному образованию одаренных детей (между прочим, в СССР, еврейские дети составляли большую часть учащихся физико-математических школ). Попытки создания физматшкол, в том числе системы "Мофет", предпринимаемые выходцами из бывшего СССР, неизменно наталкивались на сопротивление Министерства просвещения. Только грамотная работа с особо одаренными учениками позволит готовить элиту научных кадров, обеспечивающих процветание, научную зрелость и обороноспособность страны.
Впрочем, ущербность израильской системы образования видна и без всяких конкурсов, а просто при банальных встречах с учителями и выпускниками школ.
В своем подавляющем большинстве, их знания ниже всякой критики.
Понятно, что окружающий мир изменился, изменились система ценностей, средства и инструментарий добывания знаний, повсеместно трансформировалась система образования, чтобы, как минимум, соответствовать требованиям Hi-Tech. Казалось бы, зачем забивать себе голову таблицей умножения, зачем учить математические премудрости, когда есть компьютер со всеми его программами и примочками, зачем читать книги и "грызть гранит науки", когда есть Интернет, с неограниченными базами данных по всем возможным вопросам, с Википедией, различными блогами, сайтами, форумами и пр. и пр., на любой "вкус и цвет", где можно получить ответ на любой вопрос. Правда, не всегда можно быть уверенным, что этот ответ правилен, глубок и компетентен. Как бы там ни было, бездна знаний переместилась из людских голов в машины.
Создатель кибернетики Н. Винер неоднократно писал, что "машины изобретательнее людей", что "машина умнее своего создателя" и т. д. и т.п. Тем не менее,машины должны работать, а думать то должны люди. А для того, чтобы думать, нужно иметь хотя бы базовые знания, а чтобы их иметь, нужны грамотные, преданные своему делу учителя, нужна зрелая работоспособная система образования, чтобы эти базовые знания давались в школе, а не внешкольными репетиторами. Нельзя также забывать, что школа, это не только учитель, школа еще и воспитатель.
Проблемы, видимо, не только в пороках (или достижениях) прогрессирующей цивилизации, всеобщей глобализации, но именно в местных особенностях системы образования (религиозные школы вообще не уделяют должного внимания светским предметам). Ведь не коснулись же так ощутимо негативно эти проблемы других стран, школьники которых на всевозможных международных конкурсах стабильно занимают передовые места, в то время, как показатели израильских учеников перманентно снижаются.
Еще раз подчеркнём, что основной проблемой израильской школы является ее преподавательский состав. Необходимо резкое повышение профессионального уровня школьных учителей, а то и замена многих из них. Низкий уровень преподавания в школах привел к тому, что ~ 40% учащихся средних классов посещают частные уроки английского языка, математики, родного языка, естественных дисциплин.
Итак, поскольку человеческий фактор является главным препятствием на пути усовершенствования системы школьного образования в Израиле, то для его улучшения необходимо "перетрясти" кадровый состав, от учителей, директоров школ и до чиновников Министерства образования.
К сожалению, население Израиля вообще "засорено" бездельниками, людьми нежелающими ни работать, ни учиться, для которых главным является проживание за счет общества, получая каким-нибудь обманным путём различного вида пособия.
Агентству "Сохнут", нужно, больше внимания уделять увеличению репатриации образованных людей, перспективной молодёжи из развитых стран, а не бесконтрольно увеличивать электорат партии ШАС, конечно же, не нарушая Закон о возвращении.
Тем не менее, несмотря на выше отмеченное, были и есть основания для оптимизма. Предпринимаемые, хотя и недостаточные, но всё же кое-какие меры, направленные на усиление изучения таких дисциплин, как математика, физика, информатика, химия, привели к тому, что в 2011 году наши школьники завоевали немало медалей на международных конкурсах по физике (Таиланд, июль 2011): 2 золотых, 2 серебряных и 1 бронзовую медали. Израиль занял 13-ое место среди 84 стран-участниц соревнований.
В 2014 г. на международной школьной олимпиаде по математике, проходившей в Кейптауне (ЮАР), где в первую пятёрку вошли школьники из Китая, США, Тайваня, России и Японии, израильские школьники завоевали 6 медалей - пять серебряных и одну бронзовую. В олимпиаде принимали участие команды из более, чем ста стран мира. В общем зачете израильтяне заняли 18-е место.
Необходимо обратить внимание на рост в последние годы эмиграции из Израиля. Среди многих причин, таких как безнадежность, отсутствие будущего своих детей, волна террора, отъезжанты называют и недовольство израильской системой образования.
В заключение, приведу цитату из интервью нынешнего министра образования Н. Беннета: "Я не готов мириться с ситуацией, при которой в 2015 году мы не являемся ведущей державой в сфере науки. Вся сегодняшняя наука, весь сегодняшний израильский Хайтек базируются на иной системе просвещения, а также на волне репатриации из бывшего СССР, которая разом принесла в Израиль огромное число талантливых инженеров. Но новой такой волны репатриации из России не предвидится. Если мы не создадим своими силами инженеров, ученых, высококлассных выпускников вузов, через 30 лет в Израиле не будет процветающего Хайтека, не будет Нобелевских лауреатов, некому будет разрабатывать "Железный купол" и современные лекарства".
В свете этого заявления важным является недавно начатое привлечение в школы высоко профессиональных учителей математики, которые смогут готовить учеников, способных изучать этот важнейший в наше время предмет на "5 ехидот".
К сожалению, план министра по уменьшению числа учащихся в школьных классах - это очередное вербальное сотрясение воздуха. Оно является жалким остатком, символическим вариантом программы, утвержденной правительством ещё в 2008 году, но как обычно, не реализованной.
Сокращенный план Беннета будет реализован (если будет) в течение 5 лет, и распространится только на первые классы: в этом и в следующем году учащиеся второго года обучения и старше продолжат учебу в классах по 35-40 и более детей.