Гольдшмидт Владимир Иосифович: другие произведения.

Жизнь - это ожидание и надежда?!

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Гольдшмидт Владимир Иосифович (v28@netvision.net.il)
  • Обновлено: 01/06/2016. 19k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

       Жизнь - это ожидание и надежда?!
      
       Владимир Гольдшмидт
      
      Почему-то в эти дни правительство Израиля решило отметить двадцатилетие большой алии из бывшего СССР (в ряде городов Израиля 20-ю годовщину алии из стран СНГ отпраздновали еще в прошлом году), изменившей, по словам премьер-министра, израильское общество во всех областях, являющейся "одним из важнейших исторических событий второй половины 20-го века, повлиявших на историю Израиля, всего еврейского народа и всего человечества" и, чуть ли не спасшей страну.
      В соответствии с таким заявлением следовало бы не просто отметить, а торжественно отпраздновать это событие. А в таком виде, тем более, во время каникул Кнессета, это правительственное заявление больше напоминает мероприятие для "галочки", не соответствующее масштабу события и его историческому значению для страны. Событие же это сыграло основополагающую роль в судьбах страны, превратив ее, в довольно короткий, по историческим меркам срок, в современное высокоразвитое государство, о чем уже неоднократно писали многие авторы, в том числе и я.
      Здесь же хотелось бы поговорить об алие в несколько ином аспекте.
      "Русские евреи", выезжая из СССР на ПМЖ в другие страны, были настроены весьма оптимистично и надеялись на очень позитивные изменения своей жизни. Особенно этого ожидали русскоязычные репатрианты, выезжающие на ПМЖ в Израиль, как-бы в свой "Дом". Правда, к тому времени уже было известно, что чуть ли не половина отъезжающих оказалась в Израиле случайно, если не сказать "насильственно", в связи с "закрытием" в конце восьмидесятых годов прошлого века Америки по настоятельной просьбе Израиля и "соответствующей работы" израильских спецслужб в СССР.
      Несмотря на то, что русскоговорящая община крайне неоднородна, многие из "русских евреев" - особенно из центральных крупных городов СССР-СНГ, это интеллигентные, образованные, статусные, материально обеспеченные люди, обладатели там ответственных должностей в науке и на производстве, хороших квартир, дач, машин и прочих благ, но тоскующие по западной "свободе". Они ожидали восторженного приема, надеясь отдать "родной" стране свои знания, опыт, чего не так уж много здесь было. Переезжая в Израиль, на свою историческую Родину, далеко не все представляли себе, что такое "восток", что такое не западная, а другая, левантийская ментальность, что значит другой непривычный климат, новый незнакомый язык, когда, например, вместо привычного "врач высшей категории", тебя, если очень повезет, будут называть, "мумхэ", когда вместо ласкового слова бабушка, ты услышишь, строгое "савта", когда в языке сплошные звуки "х" и многое, многое другое. Аборигены, вместо предложения работы и элементарных условий жизни, встретили их странными вопросами, например, знают ли они, что такое холодильник и стиральная машина.
      Причем, кто же эти спрашивающие (крупными мазками, без нюансов)? Благо, если бы это были только местные элито-интеллектуалы (тонкий слой), как правило, "лево-ориентированные", живущие в придуманном ими нереальном "мирном" мире, больше "пекущиеся" об арабах, чем о своем народе. "Русских" они невзлюбили за тяготение вправо (1) и за возможную научную конкуренцию.
      В основном же это были обыватели и так называемый народ Книги - ультраортодоксы. Основная масса обывателей, главным показателем уровня жизни которых, их базовым приоритетом, является хумус и фалафель: "охель тов баарец"? (еда здесь хорошая?). Это люди, многие из которых не хотят учиться, а зачастую дипломы об образовании просто покупают (поэтому они и не верили дипломам репатриантов из СССР), люди, которые не хотят по настоящему работать, а любят только синекуру и большую зарплату, что они и получают благодаря родственным и "блатным" связям, несмотря на полное их несоответствие занимаемым должностям: ни по образованию, ни по знаниям, ни по опыту и, самое главное, ни по интеллекту, следствием чего является существующий в стране "балаган". "Русских" они невзлюбили за другой менталитет, за более высокий уровень образования, за возможную потерю рабочих мест и т. д. и т.п.
      Народ Книги - ультраортодоксы, довольно агрессивная и бесцеремонная публика, постоянно нарушающая статус-кво в свою пользу, для которых высшим достижением человеческого разума является одна божественная книга - Тора (Пятикнижие), понедельно перечитываемая ежегодно от начала до конца (я не осуждаю, а констатирую). "Русских" они невзлюбили за их скептицизм, неверие и неистребимый атеизм.
      И, конечно, местное неработающее быдло, которое вообще не любит никого.
      Вот такой, в среднем, не очень интеллигентный народ (из старого анекдота: "Вы еврей? Нет, что вы, я просто интеллигентно выгляжу"), к моменту начала большой алии, здесь жил и, тем не менее, работал, растил и учил детей, строил и защищал несколько десятилетий свою суровую, неласковую страну.
      Иммигрантов же поставили в такие условия, предъявили такие нелепые требования, что многие из них, ошарашенные таким нелюбезным (мягко говоря) приемом, при возможности, "навострили лыжи" дальше (в Канаду, Германию, США, Австралию, где их принимают значительно приветливее, а условия жизни и окружение несравненно лучше), или обратно в СНГ и, как следует из материалов СМИ, продолжают "бежать" до сих пор (утечка, более того, "бегство мозгов"). Из-за чего? В основном, из-за низкого уровня жизни в стране (в широком смысле этого понятия), проблем с внутренней и внешней безопасностью, со школьным образованием, поведенческой культурой здешнего мультикультурного общества, двойными стандартами при приеме на работу и увольнении, при судебных разбирательствах, произвола полиции и многого другого. Причем бегут так, что даже возникает вопрос, сколько же осталось от почти миллионной русскоязычной алии. Оказывается, эти цифры тщательно скрываются Министерством абсорбции, Сохнутом, "русскими" депутатами Кнессета и др. компетентными организациями. Почему? По кочану. Потому, что, во-первых, осталось не так уж много, около 700 тыс., по официальным данным, "добытым" Институтом демократии уехало около 90 тыс. (по другим данным, только 5%), а по неофициальным - уже более 250 тыс. человек, т.е. каждый четвертый, причем многие из оставшихся - старики, живущие ниже уровня бедности (а, как известно, отношение к старости, является показателем цивилизованности государства). Во-вторых, стыдно перед диаспорой за такой прием еврейским государством, евреев, приехавших "с распахнутой душой" и желанием все сделать для своей новой родины, в отличие от немалого числа здешних, которые знают только слово "дай". В-третьих, из-за боязни потерять финансовую поддержку различных государственных структур и частных спонсоров из диаспоры упомянутыми организациями (во-первых, во-вторых, и, в-третьих, можно поменять местами). Печальным продолжением этих же проблем, является ежегодная эпопея с недостаточным финансированием программы интеграции ученых "Камея", которая в этом году разрослась до размеров коалиционного скандала. Поэтому у русскоязычных олимов и возникает естественный вопрос: "анахну... мы сюда приехали?".
      Русскоязычной общине вообще мало, что понятно в Израиле. В частности, в настоящее время, особенно мало понятны переговоры правительства с Западом по поводу Ирана и соглашений с палестинцами.
      Почему Израиль, должен прекратить строительство в поселениях за "зеленой чертой", в обмен на ужесточение политики США по отношению к иранской ядерной программе и на усиление санкций против Ирана со стороны ООН ("в огороде бузина, а в Киеве дядька"), почему нужно брать все эти проблемы на себя? Во-первых, в этом заинтересован не только Израиль, но не менее, и другие страны, особенно соседи Ирана. Во-вторых, на решение об усилении санкций могут наложить вето Россия и Китай, и действия Израиля, т .е. прекращение строительства, будут напрасными. Израиль меняет реальные поселения на бумажные санкции?
      Почему Израиль должен прекратить строительство в поселениях в обмен на признание очередным "паханом" ПА, еврейского характера нашей страны. Что нам от этой ложной бумажки, от этого признания? Ну, признают или не признают, нам от этого ни холодно, ни жарко. Что-то подобное уже было с террористом N 1 Арафатом. Сменился главарь, и все начинается сначала, то же самое будет и в дальнейшем. А прекращение строительства - это вещь реальная, т.е. мы опять, в какой уже раз, меняем сотрясение воздуха на реальные действия. Договор с ПА должен быть составлен так, чтобы уступки были взаимными, причем поддающимися учету и подсчету. Например, при обстреле со стороны ПА и падении на нашей территории хотя бы одного минометного снаряда - возводится новый форпост, хотя бы одной ракеты - строится новое поселение, при теракте - неминуемая бомбежка нашей авиацией ПА и жесткие экономические санкции.
      При этом, неважно какая банда обстреливает - Хамас, Фатх, или что-то другое и какой там "пахан", наши условия неизменны, а разборки и стрелки между бандами, это их внутренние проблемы. Вот это было бы конкретно и наглядно, поддающееся количественному подсчету, а не только общие рассуждения на вербальном уровне.
      Еще одной из многих проблем Израиля, выросшая в последние годы в национальное бедствие, является внутренняя преступность, с которой не может справиться полиция.
      В этой связи я вспоминаю небольшую историю, рассказанную мне одним знакомым.
      "Он шел по магазину, между рядами высоких полок, заставленных банками, пакетами, кульками с различной снедью, в руках держал пластиковую сумку, карманы брюк сильно оттопыривались, а голова была гордо поднята. Весь его внешний вид как будто говорил:
      смотрите, я ничего не своровал, я, вообще, вне подозрений. Обслуга магазина, постоянным клиентом которого он был, по его гордой позе знала, что он уже что-то таки да своровал или намерен это сделать. Об этом их предупредили его родственники, да и сам он в этом признавался, в моменты просветления. Он воровал по-мелкому всю свою сознательную жизнь, начинал, еще проживая в Союзе, хотя и не был профессиональным вором, а был потомственным интеллигентом. Он был болен, он был клептоманом. Поворовывал у своих товарищей, когда учился в школе, а затем в институте, воровал у коллег по работе, и не только физическую, но и интеллектуальную собственность, когда стал заниматься наукой, т.е. был плагиатором. Приехав в Израиль и узнав здесь ситуацию с воровством в стране, он сказал себе: "о, наконец, я попал туда, куда надо".
      В Израиле воруют многие и воруют много, о чем свидетельствуют идущие сейчас и предстоящие судебные процессы.
      Воруют евреи, чиновники, члены Кнессета, министры и даже премьер-министры. Воруют, когда берут взятки, когда организуют незаконные компании-амуты, воруют ученые степени и звания, когда покупают дипломы, воруют джобы - должности, когда занимают их незаконно и незаслуженно, соответственно, образуются проворовавшиеся правительства и государственные структуры. Конечно, в других странах тоже воруют, но не таком уровне и не в таких масштабах.
      Воруют арабы, воруют бедуины у фермеров-поселенцев, в городах и поселениях, все что "плохо лежит, стоит, висит", не боясь хозяев, фермеров, потому что до последнего времени именно фермеров судили за превышение необходимой самообороны, т. е. нельзя было защищать ни себя, ни свою собственность. И не только воруют. Как показывает полицейская статистика, три из четырех тяжелых преступлений, в том числе и убийств, совершаются арабами, и полиция с этой проблемой справляется с трудом. Сейчас эта проблема обсуждается правительством.
      Говорят, что когда-то в Израиле двери домов не запирали замками, хотя, судя по сегодняшней ситуации, в это верится с трудом. Правда, находясь в эвакуации в Средней Азии во время второй мировой войны, я сам был свидетелем того, что наружные двери запирались веточкой от дерева, т.е. практически были открыты для всех желающих, но это было недолго, хотя раньше продолжалось веками.
      В настоящее время этой проблемой занялись на правительственном уровне, много говорят и пишут, надеемся, что из этой очередной говорильни, что-нибудь получится.
       Вот, учитывая все сказанное выше, т.е. ожидаемое и действительность, есть смысл пофилософствовать на указанную в заголовке тему. Считаю, что имею на это право, по двум причинам. Во-первых, потому, что я почти философ-профессионал, в свое время окончил философский факультет двухгодичного университета марксизма-ленинизма (попрошу не смеяться, потому что как заметил И. Губерман "кашу Марксом не испортишь") и сдал философию на отлично. Во-вторых, на основе своего солидного возраста и немалого жизненного опыта. В соответствии с известным философским законом диалектики о переходе количества в качество: "количество прожитых лет, всегда переходит в новое качество". Хотелось бы полагать, что новое качество это не только старость, но и мудрость, хотя, не всегда мудрость приходит с годами, иногда годы приходят одни. Будем надеяться, что в нашем случае, это не так.
      И это отнюдь, извините за выражение, не артефакт (помню, что за употребление слова "отнюдь", Е.Гайдара не избрали премьер-министром России, а что бы с ним сделали за "артефакт").
      Итак. Жизнь, даже если не очень задумываться, штука непростая, а если задуматься, то даже очень сложная. Почему? По кочану (новый философский термин). Потому, что жизнь - это сплошные ожидания. А, как известно, ждать и догонять, нет ничего хуже. Так гласит народная пословица, а народ, как известно, не ошибается. Но уж если ошибается, то капитально, примером чего могут служить перманентные ошибки при выборе лидеров своих стран, о чем жалеют уже "на второй день" после выборов. За примерами далеко ходить не надо, но можно и далеко (например, за океан).
      Когда плохо, ожидаешь чего-то лучшего, когда хорошо, возникают непроизвольные опасения и ожидание худшего. В утробный период ожидаешь выхода в свет, в младенчестве - когда мама заберет из яслей или садика. В школе с нетерпением ожидаешь, окончания уроков, как впрочем, и окончания школы, выпускного бала, ждешь, когда уже станешь взрослым и, все будет можно. Игра фантазий и гормонов заставляет нетерпеливо и с интересом ожидать первой любви, первого секса, женитьбы (нередко, тоже первой, но не единственной; нередко дети на вопрос, какой у тебя папа? отвечают: - единственный - а мама? - мама, первая). Ожидаешь, поступления и окончания института, первой работы и первой зарплаты, первого ребенка, взросления детей, развода с надоевшей женой и новых романов, надеешься разбогатеть, реализовать свои творческие способности (многие уверены, что эти способности у них есть) и т.д. и т.п. Кому-то в жизни везет, кому-то не очень. У кого-то жизнь развивается линейно и по нарастающей, впереди, почти постоянно, что-то новое и интересное, у других - циклично, по восходящей (или нисходящей) спирали (как учит диалектический материализм), как будто все то же самое, но уже на другом уровне, не всегда лучшем.
       "Я думаю, ученые наврали,
      Прокол у них в теории, порез:
      Развитие идет не по спирали,
      А вкривь и вкось, вразнос, наперерез". В.Высоцкий (1976).
    Надежда ("мой компас земной") - это тоже ожидание, "только очень жди!". Ожидаешь, когда уже и ждать нечего и надеяться не на что, впереди маячит близкий финал с белым покрывалом, все равно, надеешься и ждешь. Особенно обидно уходить "в никуда" людям, чьи ожидания и надежды в этой жизни блестяще оправдались, чья жизнь это сплошной праздник, больше походит на сказку, коих, к сожалению, "подавляющее меньшинство". Впрочем, уходить "в никуда" не хочется никому. Вспомним стихотворение Глеба Глинки (1903-1989) (некий римейк оды М. Ломоносова, 1747 г):
      "Надежд сомнителен приют. "Надежды юношей питают,
      Отраду старцам подают", Но все же постепенно тают.
      И, наконец, на склоне дней, Вдруг понимает человече,
      Тщету надежд, тщету идей..., "Иных уж нет, а те далече".
    Коротко, в переводе на современный язык (2009), смысл этих стихов примерно таков:
    "Надежды всех людей питают, Как будто силы прибавляют,
    От пессимизма избавляют, Но чаще, на х... посылают,
      В итоге, в землю зарывают".
      Так что, суммируя все вышесказанное, а именно реалии и краткое "философское" отступление, нечего удивляться бегству русскоязычных израильтян.
      Тем не менее, желательно его остановить, но не насильственно, а, значительно улучшив материальное положение и, что не менее, если не более важно, моральное состояние уже находящихся здесь новых граждан, к числу которых относятся русскоязычные олимы, прибывшие в страну в последние 20 лет, как наиболее дискриминируемые. Можно согласиться с публицистом А.Эскиным, что дискриминируемыми в Израиле являются отнюдь не арабы, а евреи, а с тем, что это именно русскоязычные евреи, согласны, подавляющее большинство людей, проголосовавших по этому вопросу (см. сайт zman.com), упорно ожидающие и по-прежнему надеющиеся на реализацию своих лучших чаяний, с которыми сюда приехали и, от которых так не хотелось бы отказываться.
      
      
      
      
      (1) Имеются среди русскоязычных и немногочисленные "лево-ориентированные", примером чего может служить недавно организованное движение "Наше наследие - Демократическая Хартия", главный лозунг которого "мультикультурное гражданство вместо еврейского государства". Доказательством того, что русскоязычные, в основном, "тяготеют вправо", являются результаты голосования на 9-ом русскоязычном канале TV, при котором около 80%, проголосовали за желание жить не в мультикультурном, а в еврейском государстве. Присутствующий при этом голосовании один из руководителей упомянутого движения, внешне малосимпатичный, какой-то дерганный, нервный и истеричный, по- видимому чувствующий слабость своих позиций, мог убедиться в ложности посылов, положенных в основу их хартии. Так, обычно, ведут себя люди, которые понимают, что они неправы. В этой связи, я вспоминаю одного знакомого правозащитника, который истово боролся за регулярную ежедневную смену белья арабам, заключенным в израильских тюрьмах за терроризм, при том, что сам издавал такое зловонное амбре (как буквально, так и фигурально), что ближе, чем на несколько метров к нему нельзя было приблизиться.
    Комментарий к этой статье, помещенной на сайте "Мнения" (после ее публикации в газете "Мост" N 491).
    КРАЙНЕ УДИВЛЁН, что НА ПРЕВОСХОДНУЮ (во всех отнош.) статью нет откликов. Она вобрала в себя 3/4 проблем не только рус. алии, а гос-ва в целом. Можно без особого анализа этой статьёй заменить сотни бездарных опусов и опросов на всех ветках этого зигзаго-ориентированного сайта (то, что дебилы - авторы и такие же смурые читатели считают свободой выражения взглядов, то бишь, пресловутых МНЕНИЙ). Респект автору! Побольше бы таких статей, они способны влиять на голоса заблудшей половины алии, подсунувшей нам подонка Рабина и тысячи жертв ОСЛО; вторично(уж будучи осведомлённой за 15л) возведшей на олимп Хунту ренегатов. Далее даже страшно перечислять, что натворили полупокойный (чья идеология крупье в самом большом на БВ казино Газы вмещалась в головку брюхатого Омри) и его пригретый с 36 места выскочка мерзавец-адвокатик, кухарка(бывшая шпионка) и присные. На этом фоне канцелярский секс без трусов президента единственной в регионе демократии - детские забавы. Это, пожалуй, ед, в чём автор ошибся - нам тут не дают скучать... а-а-а-ть!
    dekan | Опубликовано 08.09.2009 в 23:35
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Гольдшмидт Владимир Иосифович (v28@netvision.net.il)
  • Обновлено: 01/06/2016. 19k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка