В последнее время, как израильские, так и зарубежные авторы (имеются в виду русскоязычные), публикуют все больше статей о разных сторонах жизни Израиля, в попытке, какой уж раз, разобраться в его сложнейших проблемах.
Так, например, недавно в журнал-газете "Мастерская" (гл. редактор Е.Беркович)
была опубликована статья Жака Шустера: "Мы слишком легкомысленно относимся к Израилю" (перевод с немецкого Леонида Комисаренко).
Вот, несколько цитат из этой статьи:
"Израильское общество не правое - оно полно противоречий". "В конце концов, Израиль - демократия с теократическими признаками". "Израиль, в конце концов, страна контрастов". "О Нетаньяху можно сказать многое. Он умный упрямец с интеллектуально жалкой, в большинстве своём, командой министров".
В определенной степени (и я уже об этом не раз писал), верно, и первое, и второе, и третье...., и пятое и десятое. Всё потому, и это очень важно, что Израиль - еврейская страна с соответствующей ментальностью ее общества (с претензией на демократию), но территориально расположенная на Ближнем Востоке, в тесном окружении арабских соседей. А на Востоке, как на Востоке. В том числе и политика и все остальное.
В дополнение копубликованнымсвоим и не только,статьям, добавлю несколько своих впечатлений по затронутой теме (о Ближнем Востоке и Израиле).
Политика, хотя она и включает слово искусство (искусство управления государством), везде дело грязное, а Восток, когда-то для меня окутанный дымкой обаяния и мечты, дело тонкое. Из этих двух составляющих следует, что политика на Востоке, восточная политика, особенно на Ближнем Востоке, дело и тонкое и грязное. Политику делают люди-политики, они ее изобрели (возникновение этого термина обычно связывают с трудами античного философа Аристотеля), они же и делают ее грязной.
Здесь нерелевантен вопрос, что первично, курица или яйцо, политика или политики. Первична, за отдельными исключениями (но исключения не отменяют общего правила) зачастую "нечистоплотная" сущность людей определенного сорта, которые, несмотря на отсутствие необходимых способностей, рвутся в политику, формируя грязную политику, в основе которой лежат некомпетентность, фальсификация, лицемерие, обман (иногда вынужденный), подлог, клевета, вероломство, поклеп и т. д. и т. п.
Политика грязная (В.И.Ленин четко следовал такой морали: "Морали в политике нет, есть только целесообразность", 1920 г.) всегда и везде, и на Востоке, и на Западе, но на арабском Востоке с его "тонким" менталитетом и залитой кровью "арабской весной", есть своя специфика. За цветистыми фразами и подкупающими улыбками не заметишь, как тебя облапошат, "надуют" (блестящим примером чего может служить недавняя "ядерная сделка" между Ираном и Западом), а то и прикончат. Безусловно, менталитет, т.е. коллективное сознание арабов Востока, включает в себя, как негативные, так и положительные моменты, но негатив, к сожалению, превалирует.
Нечистоплотность политики, вообще, и "тонкость" арабского Востока, в частности - близнецы братья, ибо в их основе лежат одни и те же "беспринципные принципы": предательство, подлость, обман (говорят одно, думают другое, делают третье), необязательность, отсутствие совести, если, вообще, здесь такое понятие применимо (политика и совесть не близнецы-братья), готовность в любой удобный момент подвести и подставить, финтить, трюкачить и выкручиваться и т.п.
К большому сожалению, восточно-политический синдром-негатив не обошел и Израиль.
Разве это не противоречия, разве это не контрасты? Достаточно проанализировать слабые безуспешные потуги некоторых израильских политиков в последние годы, связанные с попыткой принятия законов о справедливом распределении прав и обязанностей всех слоев населения страны, в том числе, ультраортодоксов и арабов (и те и другие признают и "качают" только свои права), в частности, с обязательной службой молодежи в армии или на альтернативной службе; с ужасным положением многих израильтян, связанным с засильем африканских нелегалов и сложностями их высылки из страны; с прекращением сноса законных еврейских поселений; с так называемым еврейским терроризмом и пр. и пр.
Становится по человечески жаль этих горе-политиков, явно не тянущих на понятие государственный деятель (или просто, "деятель"), когда видишь, как они, находясь между "молотом и наковальней", крутятся как "вошь на гребешке", стараясь и "рыбку съесть и на мель не сесть" в своем стремлении всем угодить, а поскольку так не бывает, то в первую очередь себе не навредить. Некоторые из секулярных политиков так лебезят перед ультраортодоксами, что создается впечатление, что они боятся их больше, чем своих идеологических противников. Может быть, они опасаются проклятия "Пульса де-нура"?
Первый премьер Израиля Бен-Гурион, несмотря на весь свой опыт, оказался настолько наивным, когда, неоднократно договариваясь с ультраортодоксами о статус-кво, он даже предположить не мог, что его так "надуют" и число молодых "религиозных талантов" за 60 лет возрастет более чем в сто (!!!) раз. Их число растет почти в геометрической прогрессии с возрастающим из года в год знаменателем (хотя, это и противоречит теории, но в публицистике это допустимо): за эти годы, от первоначальных нескольких сотен (~ 400), до нескольких десятков тысяч (~ 60000).
Разве это не противоречия, разве это не контрасты? Министр юстиции нынешнего правительства А. Шакед заявила: "Из-за мягких законов в Израиль вновь проникают африканские нелегалы". Две предыдущие, более или менее жесткие версии закона, представленные правительством, были отвергнуты Высшим судом справедливости (БАГАЦ). После этого прошлое правительство представило смягченный закон, существенно ограничивающий репрессивные возможности государства по отношению к инфильтрантам из Африки. Недавно, 11 августа, БАГАЦ единогласно отменил статью этой третьей версии закона, позволяющую держать в лагере "Холот" нелегалов в течение 20 месяцев, т.е. вновь, "свобода нелегалам, неприятности израильтянам". В пояснении к решению Верховного суда его Президент М. Наор пишет: "Взвесив ущерб, наносимый правам нелегальных мигрантов, .... суд пришел к выводу, что 20 месяцев - слишком продолжительный срок ограничения свободы инфильтрантов". "Следует помнить, что речь идет о людях, которых невозможно выгнать из страны, и эти люди не представляют никакой угрозы для безопасности государства и жизни граждан". В эти же дни, в сети "Facebook", на "You Tube", по TV был показан видеоролик, демонстрирующий, как группа "озверевших" африканских женщин избивает палками пожилую израильтянку в квартале Неве-Шеанан в южном Тель-Авиве. Интересно, могут ли спокойно спать судьи после просмотра такого видеоролика, на фоне принятого ими решения? Т.е., теоретически, соблюдая международные законы, они, не учитывая специфики Ближнего Востока, практически наносят серьезнейший ущерб израильтянам.
Все эти проблемы требуют немедленного решения, но особенно остро стоит проблема прав и обязанностей.
Не менее остра та же проблема с израильскими арабами.
Безусловно, решить эти проблемы одномоментно, нереально, они накапливались десятилетиями. Судя по всему, к этому власти и не очень стремятся.
Можно с большой долей уверенности предположить, что возможные будущие законы, связанные с решением этих проблем, будут усилиями премьера настолько выхолощены, что разницу между предыдущими и новыми законами можно будет увидеть только под микроскопом, несмотря на многообещающие, впрочем, как всегда расплывчатые, неконкретные, громкие заявления. Главным прикрытием будет, как обычно, заявление о нежелании внести разброд в израильское общество, как будто сейчас оно монолитно и однородно. Проблему вначале доводят до абсурда, теряют время, а затем в суете и спешке навязывают очередное негодное решение (как известно, в Израиле нет внешней политики, все построено, на политике внутренней).
Вместе с тем и, несмотря на такое негативное вступление, отношение еврейской страны, ее политического истеблишмента к арабам более, чем добропорядочное, пожалуй, даже лучшее, чем к еврейскому населению. Конкретным примером может служить поведение руководства страны и, особенно, министра обороны (который, как правило, торопится делать выводы до получения конкретных доказательств, а затем ему приходится извиняться), по отношению к варварскому теракту в арабской деревне Кфар Думе, который тут же "окрестили", как еврейский террор, несмотря на целый ряд нестыковок (разве это не противоречия, разве это не контрасты?).
Это очень вредная тенденция. Если, к примеру, арабы совершат сто терактов, а евреи - один (что недалеко от истины), то международная либерал - лицемерная общественность будет, так или иначе, "талдычить", о еврейском экстремизме, о еврейском терроре. А как эта самая общественность может себя вести, если так ведет себя руководство еврейского государства.
Разве это не противоречия, разве это не контрасты? Как, например, выглядит политика государства Израиль по отношению к арабам с израильским гражданством? Они пользуются всеми правами и льготами, не имея никаких обязанностей; материально и морально живут значительно лучше, чем их сородичи в соседних арабских странах (подчас лучше, чем евреи в своей стране), но при этом чувствуют себя обиженными, ведут себя агрессивно (особенно их избранники в Кнессете и маргинальные религиозные Советы), хотя переезжать к соседям не торопятся. Наоборот, имеется большая очередь желающих переехать в Израиль, как бы для воссоединения семей; их незаконно построенные дома, кстати, подчас похожие на дворцы, и целые поселки не сносят, как это делают с законными еврейскими поселениями и т. п.
Разве это не противоречия, разве это не контрасты? Такая же добропорядочная, мало объяснимая политика, осуществляется государством Израиль по отношению к своим злейшим врагам, арабам ПА, даже живущим в особо враждебном "Хамастане": их снабжают электричеством, водой, продуктами питания, строительными материалами (которые используются ими для восстановления "военных" туннелей), деньгами, медицинской помощью; более или менее (пока это возможно) терпеливо относятся к ракетным обстрелам, реагируя на них крайне вяло и неэффективно и пр. и пр.
И, совсем по иному выглядит политика арабов, замешанная на тонкостях Востока, по отношению к евреям: за реальную отдачу им территорий могут подписать любой договор, который они считают ни к чему не обязывающей бумажкой и, которую они готовы разорвать в любой удобный для них момент; вообще, любой договор с неверными считают необязательным; здоровые мужики-террористы прикрываются от обстрелов женщинами и детьми, даже своими; с радостью и гордостью учат своих детей быть шахидами, террористами-самоубийцами; вроде бы друзей и близких знакомых евреев, с которыми вчера пили кофе за одним столом, сегодня подло убивают ножом в спину или безжалостно линчуют.
Т.е., взамен своим актам доброй воли, евреи получают совершенно нескрываемые непризнание, теракты, ракетные обстрелы, провокации, проклятия и ненависть, ненависть, ненависть.
Объяснить, почему когда-то просвещенная Европа постоянно осуждает мирный, отстаивающий свое право на существование Израиль и перманентно поддерживает общество прирожденных террористов-убийц арабского Востока можно только, если признать ключевым словом "когда-то", подменив "просвещение" на животный, не признающий никакой логики, антисемитизм.
Ползучая мусульманская экспансия затопила, опутала и деморализовала Европу. Длинные тени многочисленных мечетей и минаретов затемнили не только ее города и веси, но и затмили сознание псевдо-либеральных горе-руководителей с их традиционной грязной политикой, а на Востоке, дополненная "восточными тонкостями".
Словом, политики Ближнего Востока, политики Израиля, как, впрочем, с некоторыми ограничениями, и политики других стран на Земле, превратили политику из искусства в грязное ремесло.
Ну, и как обычно, основную вину за такое превращение, мировая общественность возложила на Израиль (если в кране нет воды....).