Гольдшмидт Владимир Иосифович: другие произведения.

Кто и как правит государством Израиль

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 3, последний от 26/05/2012.
  • © Copyright Гольдшмидт Владимир Иосифович (v28@netvision.net.il)
  • Обновлено: 16/06/2012. 11k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:


       Кто и как правит государством Израиль
      
       Владимир Гольдшмидт
      
       Как здесь утверждают, Израиль государство еврейско-демократическое, при этом довольно сложно объяснить, как эти два понятия совмещаются. Правда, по мнению "правых", примкнувших к ним "центристов" и религиозных сионистов, между этими понятиями противоречий нет. "Левые" же полагают, что чем государство более еврейское, тем менее демократическое, харедим думают, с точностью - до наоборот.
       Поскольку государство демократическое, то согласно определению, данному, например, президентом США Авраамом Линкольном, что демократия - это "правление народа, избранное народом и для народа", страной правит народ, демос (или, охлос), т.е. как будто, осуществляется народовластие.
       Поскольку же оно еще и еврейское, то этим самым демосом должны быть в большинстве своем евреи, желательно религиозные или хотя бы "соблюдающие". В реальной жизни, к демос-евреям добавляются охлос-арабы и др. и все вместе "правом править" страной они могут один раз в несколько лет, в периоды так называемых выборов.
       В "промежности" между выборами, страной в принципе, должно править правительство, назначаемое еврейско-арабским парламентом - Кнессетом, т.е. никакой народ большую часть времени не правит, если он правит вообще, поскольку он голосует за предвыборные лозунги, которые, как правило, никто из избранников и не думает выполнять. "Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов" (О. Бисмарк)
       У власти - политики, бюрократы и чиновники (политиканы), заседающие в   нескольких законных руководящих органах, осуществляющих эту власть: Кнессет - законодательную, правительство - исполнительную, суды - судебную.
       Как же в Израиле проходят выборы в Кнессет? Голосуют не за конкретного кандидата в депутаты, т.е. не по мажоритарному принципу, а партийно-списочно, по пропорциональному принципу, то есть количество мандатов, которые получает каждый партийный список, прошедший процентный барьер, пропорционален числу голосов, отданных за него. Фактически, народ выбирает главу правительства, не очень вникая, кто там за ним в списке, определяемом, как правило, при внутреннем партийном голосовании (праймеризе, иногда специальной внутренней комиссией) или же голосует за ту или иную партию по этническому признаку. После выборов действующий президент поручает формирование правительства, чаще всего, главе списка, набравшего максимум голосов (бывают исключения). Затем начинается формирование коалиционного правительства, заключение коалиционных соглашений, сделок, сопровождаемое трюками, интригами, торговлей, куплей-продажей. После всех этих комбинаций и утверждения Кнессетом, мы имеем то правительство, которое имеем, и которое в итоге имеет нас.
       Но правит ли в действительности страной правительство, сформированное таким образом? По большому счету, и, да и нет. Страной правят очень многие. Все же, начнем с премьер-министра с министрами, причем, каждое министерство осуществляет свою программу, не очень согласовывая ее с премьером, который в основном занимается внешней политикой. Тут же пытается подвизаться и подсуетиться со своим преклонно-возрастным опытом, президент. И это, не очень продуктивно, учитывая их разные подходы к внешней политике. Вообще, как известно, "при двух кормчих корабль тонет". Ну, а далее: Верховный суд (Багац), который не выбирается народом, а фактически самоизбираем, может отменить любое решение правительства или Кнессета, кажущееся ему незаконным; юридический советник правительства с очень широкими полномочиями, в семье которого, как стало недавно известно, нарушался закон; электронные и бумажные СМИ, многие из которых подвергают действия правительства уничтожающей критике, а оно тут же панически реагирует, причем, из-за опасения опоздать, как правило, реагирует не всегда логично; богатейший Гистадрут, т. е. общеизраильский профсоюз (сыгравший положительную роль еще до создания государства, но затем превратившийся в закрытую бюрократическую организацию, которую действительно следовало бы прикрыть, достаточно отраслевых рабочих союзов), действующий как американский мафиозный профсоюз 30-х годов прошлого столетия, ратующий за блага благополучных чиновников и небедные отраслевые профсоюзы (электрической компании, водной компании, железной дороги, аэрофлота, портов и пр. и пр.), путем многочисленных забастовок, парализующих жизнь страны, при этом страдают люди, не имеющие никакого отношения к причине "бунта", по анекдоту "где вода, а где имение"; харедим, посредством раввинов, многие из которых могут издавать галахические постановления, идущие в разрез с законами государства.
       Естественно, когда надеются друг на друга, а то и толкаются в борьбе за реальную власть, то в толкучке, в итоге получается бардак, что мы и имеем в стране. Как в известной пословице "У семи нянек, дитя без глазу" - без присмотра. Даже при двух кормчих, как уже упоминалось, возможна катастрофа, а тут их столько. Почти, как в известной притче: "Первой сказал, что пошел ко второй, второй сказал, что пошел к первой, а сам пошел спать", а все остальное, гори оно синим пламенем.
       Поэтому мы имеем, то, что имеем. Цены на жилье фактически растут, хотя правительство обещало массовое строительство. А как оно может дешеветь, если с одной стороны государство будто бы начинает строить, а с другой - цена на землю, которая тоже принадлежит тому же государству и, на которой строят доступное жилье, понижается с большими бюрократическими сложностями. Вообще, становится дороже практически все: коммунальные услуги, продукты питания, лечение и пр. Защитную стену от палестинских террористов, поселения или кварталы в них, ранее активно спонсируемые и инициируемые властными структурами, сносят или переносят по несколько раз, выбрасывая на ветер огромные средства, которые могли бы быть потрачены с гораздо большей пользой. Трамвай в Иерусалиме, которым сейчас все недовольны, строился около двух десятков лет и стоил огромных денег, значительно больших, чем предполагалось. О метро в Тель-Авиве говорят уже несколько десятков лет а "воз и ныне там", поскольку там "конь и не валялся". Железная дорога, о которой так много спорят, управляемая неизвестно кем, работает из рук вон плохо.
       Из-за необъяснимого страха перед религиозными партиями, в частности, в связи с окончанием вскоре действия закона Таля, регулирующего призыв в армию учащихся иешив, а по сути, освобождающий их от призыва в ЦАХАЛ и намерения партии НДИ и др. провести альтернативный закон, премьер, начал метаться между досрочными выборами и чем то еще и, в итоге, пришел к расширению коалиции и дальнейшему раздуванию правительства и до этого уже бывшее самым многоминистровым за всю историю страны. Правда, такой политический кульбит возможно спасет полезные начинания, которые могли кануть в Лету при досрочных выборах.
       Это: изменение системы правления в стране, увеличение предложений на рынке жилья, в частности, льготных квартир для молодых семей и стариков; закон о предотвращении энергетического кризиса; несколько реформ, предложенных комиссией Трахтенберга, рекомендации антимонопольной комиссии; другие законы в сферах безопасности, политики и экономики и многое, многое другое.
       Интересно, что религиозные конечно требуют себе различные вливания и льготы, но не столько, сколько премьер им уступает авансом, буквально забегая перед ними вперед, по принципу "чего изволиете-с". Возможно, сейчас, с расширением коалиции страхи перед ними его оставят.
       Забавно, экстраполируя в перспективу и спекулируя, представить себе, что все относительно молодые харедим, количество которых растет в геометрической прогрессии, игнорируя государство и своеобразно односторонне понимая статус-кво, будут учиться в иешивах, а светских будет все меньше и меньше. Сразу же возникают вопросы: кто будет работать, где они будут жить, кто их будет кормить и обеспечивать безопасность, кто им будет давать незаслуженные пособия, у кого они будут воровать деньги на "мертвых душ" в иешивах и т.д. и т.п.
       В этих обстоятельствах, перефразируя В.В. Маяковского (Я знаю - город будет,....) можно утверждать:
      
       И города не будет,
       и саду здесь не цвесть,
       когда такие люди
       в стране еврейской есть!
      
       Кстати, выступая на внутрипартийном съезде Ликуда, премьер перечислил достижения его правительства, которые фактически больше являются добрыми пожеланиями, чем реалиями.
       Создается впечатление, что все обязательства и обещания перед выборами и во время каденции - это блеф, пустой звук, дутый пузырь, который лопается в любой удобный для правительства момент, оставляя после себя зловонное амбре, как при любом "вонючем" трюке. "Народу нельзя показывать две вещи - как делается колбаса и политика" (О. Бисмарк).
    Этот афоризм особенно актуален в свете последнего вышеупомянутого политического кульбита осуществленного лидерами двух партий Ликуда и Кадимы. Независимо от последующего результата от расширения коалиции само по себе это действо выглядело как-то не очень достойно, но зато весьма цинично, тайно, в спешке, оставив в неведении Кнессет, голосовавший в это время за самороспуск. Поведение нового председателя Кадимы, особенно в последние годы, характеризуют его как не очень надежного партнера, готового подвести "под монастырь" и соскочить "с тремпа" в любой выгодный для него момент. Что же касается премьера, то "скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты".
       Так кто же и как правит государством Израиль и, самое главное, куда?
      
      
  • Комментарии: 3, последний от 26/05/2012.
  • © Copyright Гольдшмидт Владимир Иосифович (v28@netvision.net.il)
  • Обновлено: 16/06/2012. 11k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка