Израильское школьное образование находится в глубоком кризисе, что не может не вызывать тревогу у людей, беспокоящихся о будущем единственной в мире еврейской страны. Это, так или иначе, понимают даже функционеры от образования, в том числе и министры, правда, в силу своей "многогранности", имеющие о школьно-университетском образовании самое отдаленное представление. Тем не менее, они пытаются что-то изменить, с их точки зрения - улучшить, и это, в общем-то, похвально, если бы это было не так часто, если бы это было своевременно, профессионально и, соответственно, на пользу делу.
Конечно же, я далеко не первый и не последний, кого этот вопрос волнует, кто об этом писал, пишет и писать будет, поэтому, настоящая статья, в основном, только о реформе, предлагаемой нынешним министром образования.
В школе, я не преподавал, но зато у меня более чем 20-летний опыт педагогической работы по совместительству, в качестве профессора, на курсах и в Институте повышения квалификации, где моими основными лекциями были математизация и компьютеризация геологии, внедрение количественных методов, основанных на современном математическом аппарате, а также, прикладная геофизическая кибернетика и информатика.
Именно, преподавание математики, является "больным местом" в израильских школах. В этом я убедился, активно наблюдая за учебой моих внуков в школе. Возможно, благодаря последнему (т.е. этой "активности"), они получили высшее университетское образование.
Очередной министр "в кои-то веки", не будучи оригинальным, тоже предложил реформу образования. Я взял "в кои-то веки" в кавычки, потому что реформы появляются регулярно с "завидным" постоянством, а "министры в стране меняются, с калейдоскопической скоростью, ....., не успевая разобраться, что к чему, не успевая осуществить свои идеи, но зато, успев разрушить сделанное до них" (цитата из одной моей статьи). Такой чувствительной области, как образование, это касается, особенно.
Господа министры образования Израиля, один за другим, к вам я обращаюсь: что же вы, меняющиеся, чуть ли не каждые полтора - два года, творите с вверенной вам по недоразумению (именуемой, политической целесообразностью) важнейшей отраслью, занимаетесь чехардой? Сколько можно экспериментировать (по сути, издеваться) над израильским просвещением, школьной образовательной системой, над детьми, тинэйджерами и их родителями, над преподавателями и всеми вовлеченными в этот ответственейший процесс, людьми? Экспериментируйте вначале на мышах, а еще лучше на себе. Прежде, чем предлагать реформу, изучите глубоко, не торопясь, прошлый не очень удачный с вашей точки зрения (коль вы решились на новую реформу) опыт предшественников, привлеките серьезных профессионалов, а не чиновников-квиютников и только тогда дерзайте.
С начала девяностых годов (начало массовой репатриации из СССР/СНГ), т. е. чуть ли не более чем за 20 лет, сменилось 13 министров, каждый из которых пытался изменить систему просвещения по своему представлению "как будет лучше" (а, получалось, как всегда и даже хуже), причем в самое неподходящее для этого время, например, перед, выпускными экзаменами, или в их процессе. Однако, судя по результатам внутренних и международных конкурсов и экзаменов, воз и ныне там, как было плохо, так и остается нехорошо, хотя некоторые предложения по изменению системы просвещения были не лишены интереса. То, что реформы образования, определяющие будущее еврейского государства нужны не вызывает сомнения. Так, например, введение впервые в обязательную школьную программу в Израиле "Теории эволюции Дарвина" очень похвально.
О необходимости реформ говорят, даже кричат, результаты международных конкурсов и олимпиад по математике. Так, Израиль на этих конкурсах занимал: в 2000 году - 11 место, в 2004 - 15 место, в 2011 - 23 место, etc., т.е., негативная тенденция, вопиющий регресс и деградация налицо. В 2011 году, впереди были Китай, США, Сингапур, Россия, Таиланд, Турция, КНДР, Тайвань, Иран... Однажды Израиль даже был на 38 месте из 42. От такого списка передовиков становится страшновато. Что же будет в перспективе с израильским Хайтеком, который сейчас занимает передовые позиции в мире.
Несколько лучше обстоит с конкурсами по физике, что странно, поскольку именно физике в школах уделяют мало внимания.
Если просмотреть сведения о 13 министрах (с 1990 года до настоящего времени
они назывались по-разному: образования, образования и культуры, образования, культуры и спорта) с точки зрения их образования и профессии, то спектр весьма широкий. Образование: от среднего - 2, среднего религиозного - раввины - 3 , сельскохозяйственной школы - 1, незаконченного высшего -1, высшего, первой степени, бакалавр - 2, высшего, второй степени, магистр - 2, до доктора - 2. Профессии: юристы, экономисты, политологи и два - три, имеющие некоторое отношение к педагогике. Основная область их деятельности - это политика (не редко, политиканство).
По сути, никто из них в школе, да и, вообще, не преподавал, педагогикой не занимался, такую тонкую материю как детская и подростковая психология не знают.
Предлагаемая в эти дни министром образования реформа, реализация которой намечается в два этапа, с проведением ее в жизнь к 2018 году (когда, возможно этого министра уже сменит другой со своими идеями и все начнется "по новой") касается изменений в системе выпускных экзаменов в школах, число которых предлагается уменьшить на 40%, поскольку он считает их в нынешнем виде лишними, а также приема выпускников в высшие учебные заведения (ВУЗ).
Основное, при поступлении в ВУЗ, это: частичная, при определенных условиях, отмена психометрического теста, если суммарная (итоговая) оценка по выпускным экзаменам в школе, превышает установленную среднюю оценку (в настоящее время 87 баллов). Если итоговая оценка ниже, то поступать в ВУЗ, как альтернативный вариант, можно по результату психометрического теста. Выпускные экзамены предлагается проводить только в 11-х и 12-х классах, в 10-х классах таких экзаменов не будет. Предполагается уменьшить количество экзаменов, сохранив то же количество предметов и добавив исследовательскую работу, а в дальнейшем разрешить школам самим определять чуть ли не половину своих учебных программ. Министр считает, хотя никаких серьезных научных обоснований по этому поводу не приводится, что таким образом можно будет избежать зубрежки, что образование, рассчитанное на среднего школьника, можно сделать более целенаправленным, особенно для способных учеников, стремящихся к высоким результатам. Однако, в связи с отменой экзаменов в 10-х классах, сразу же возникает весьма серьезная проблема у отличников, обучающихся по академической программе "Мофет", которые хотели сдавать экзамены досрочно (экстерном) после 10-го класса и поступить в университет на два года раньше своих сверстников.
В целом, программа достаточно серьезная, во всяком случае, по сравнению с предыдущей программой "Офек хадаш" (Новый горизонт), стартовавшей в 2008 г.
Возникает вопрос: имеются ли в школах достаточно продвинутые преподаватели, способные реализовать новую программу, что в немалой степени зависит от ассигнований? По данным Центрального статистического бюро (ЦСБ) реформа предыдущего министра "Офек хадаш" в начальных и средних школах не увеличила
количество преподавателей, хотя и была предложена более высокая зарплата.
Более того, опытные учителя, проработавшие много лет в этой системе, увольняются. А целью той реформы как раз и было: улучшение положения учителей и повышение их зарплат, обеспечение равных возможностей для всех учеников и повышение их успеваемости, улучшение атмосферы в школах, изменение длительности каникул.
Понятно, что не все решает министр, есть генеральный директор, есть в большом количестве чиновники. Многие специалисты в области образования и его финансирования полагают, что бОльшая часть (больше половины) огромных ассигнований (примерно 7% от ВВП) выделяемых государством на образование, уходит на зарплаты чиновников, а до школы доходят "копейки". Отсюда, нищенское существование школ, увеличенное число учеников в классах (до 40 человек), низкие зарплаты учителей и др. И, это при том, что государственные инвестиции представляют собой хотя и основной, но далеко не единственный источник финансирования сферы образования.
Возникают и другие проблемы. Так, министр абсорбции полагает, что такая реформа создает неравные условия для учащихся - новых репатриантов: "так как недостаточное знание иврита и недавняя репатриация в Израиль ставят их в неравную стартовую позицию", в чем она, безусловно, права.
Вопрос: нужно ли вообще вводить реформы образования? Безусловно, нужно. Жизнь не стоит на месте, наука стремительно развивается. Итак, нужно, но не так часто, не давая возможности прежней реформе показать свои достоинства или недостатки.
Но есть непреходящие ценности, которые должны быть постоянными при любой реформе, в большой мере связанные с воспитанием.
Что необходимо?
- Привлечь профессиональных преподавателей, имеющих большой педагогический опыт и культуру общения с учениками, культуру поведения вообще (я как-то зашел в перерыве между уроками в классную комнату и увидел сидящую на столе курящую учительницу в коротенькой юбочке, едва прикрывающую бедра; анекдот в тему: "- мальчик, почему ты плачешь -, я потерялся -, а почему же ты не держался
за мамину юбку -, я не достал". На мое замечание, учительница нехотя сползла со стола, предварительно, нахамив).
- Изучить достойный опыт школьного преподавания в бывшем СССР (не в нынешней России), и в передовых, в смысле образования современных странах, особенно, по математике, физике, химии и др. с целью их внедрения в Израиле.
- Резко повысить уровень воспитательной работы в школах (исключить насилие в школе, не хамить старшим, учителям, относиться к ним уважительно, не сорить на улицах, не ломать деревья...). На мой взгляд, от уровня воспитания, от дисциплины, как учеников, так и педагогов, во много зависят и успехи в учебе.
В воспитании подрастающего поколения должны участвовать многие: семья, школа, взрослые личным примером, ТВ, Интернет, среда, улица.
В действительности же, семья, хочет, но вряд ли может (загружены работой), школа хочет, но не умеет (нет соответствующих кадров), примеры взрослых не всегда удачные, ТВ зачастую бездарно, Интернет замусорен, что уж говорить об улице.
На первое место, я все же поставил бы школу, создав благоприятные условия для пополнения ее высококвалифицированными и высококультурными кадрами.