Гольдшмидт Владимир Иосифович: другие произведения.

Время лечит.

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 4, последний от 15/01/2007.
  • © Copyright Гольдшмидт Владимир Иосифович (v28@netvision.net.il)
  • Обновлено: 05/09/2013. 26k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Иллюстрации: 11 штук.
  •  Ваша оценка:


       Владимир Гольдшмидт
      
       Время лечит.
      
       Эта статья - реакция израильтянина на постоянно возникающие и приходящие со всех концов света инициативы и предложения все новых и новых планов урегулирования Ближневосточного конфликта с привлечением большого числа участников, спонсоров, коспонсоров, etc.
       Для Израиля же, как, повидимому и для других соседствующих друг с другом стран (Россия - Прибалтика, Россия - Грузия, Молдова - Приднестровье, Южная Корея -Северная Корея, Индия - Пакистан, Азербайджан - Армения и многие, многие др.), по моему мнению, основанному на опыте жизни в Ближневосточном регионе, предпочтительнее прямой контакт с соседями, а не вмешательство международных сил, имеющих весьма отдаленное представление об истинном положении дел и, лишь осложняющих возможное урегулирование, преследуя, в основном, свои интересы.
       Ниже приведены несколько цитат из введения к книге историка и писателя М.Хейфеца (опубликованой в "сетевом журнале еврейской истории, традиции, культуры", редактор Е. Беркович) "Арабы и евреи: конфликт культур (особый взгляд)", которая дает, в определенном смысле, оригинальный взгляд на историю взаимоотношений этих двух народов от древности до наших дней.
       "Два народа, арабы и евреи, жили по соседству. Веками. Иногда соседство было добрым, иногда дурным....      Потом победители-римляне выдворили евреев из Палестины...      Потом часть еврейского народа стала возвращаться из Европы, Азии и Америки ... "на историческую родину", ... И снова, как в древности, ближайшими соседями стали арабы.   То разгораясь, то пригасая, заполыхал между соседями острый конфликт...
         Соседями мы будем всегда - других Бог не дал. Хочешь жить - научись с соседом ладить, причем - что едва ли не важнее - научи и его ладить и жить рядом с тобой....".
    Как ученый-естественник, приведу пример из природы, а именно, поведение соседствующих тектонических структур в этом регионе, полагая, что основной заповедью человечества должно быть следование законам природы и, если бы человек не нарушал эту заповедь, возможно удалось бы избежать многих неприятностей.
       Вряд-ли кто нибудь сомневается, что природа "умнее" человека.
       В октябре 2006 года в широко известном геологической общественности научном европейском журнале "Тектонофизика" , издаваемом в Копенгагене, группой авторов, включающей и автора настоящей статьи, сотрудников геологического, геофизического и океанографического институтов Израиля, а также Тель-Авивского университета была опубликована статья "The structure, isostasy and gravity field of the Levant continental margin and the southeast Mediterranean area" (Структура, изостазия и гравитационное поле континентальной окраины Леванта и юго-восточного Средиземноморья). Статья посвящена изучению трехмерного объемного глубинного строения указанного региона, включая земную кору, подстилающую ее литосферу, объемному распределению плотностей (и частично, скоростей прохождения сейсмических волн) слагающих их пород. В ней проанализированы процессы изостазии (равновесного состояния) тектонических структур региона в связи с образованием осадочного конуса выноса рыхлых отложений рекой Нил в южную часть восточного Средиземноморья и естественных процессов денудации и эрозии поверхностных пород соседствующих Африканской, Синайской и Арабской плит, сопровождающиеся соответствующей перестройкой земной коры и литосферы. Вообще, гипотеза изостазии, является очень важным феноменом в развитии поверхностных и глубинных структур Земли, в становлении всех крупных геодинамических гипотез, в частности, теорий геосинклиналей, дрейфа континентов, тектоники плит и др.. Наше исследование основано на анализе даннных геологии, топографии и батиметрии, геофизики (сейсмики, гравиметрии, магнетизма), глубоких скважин, etc.
       Не вдаваясь в тонкости работы, тем не менее, я особо хотел бы обратить внимание, на то, что в статье сделан вывод о почти полной изостатической уравновешенности изучаемого региона, для чего понадобился существенный отрезок времени в десятки и сотни тысяч лет, в течение которых природные процессы "делали свое дело". Этот экскурс в геолого-геофизические дебри мне понадобился для перехода к нижеследующему.
       Если после долгого отсутствия евреев на святой земле, они здесь снова появились, в частности, в лице еврейских переселенцев-первопроходцев (халуцим) в середине 19-го столетия, то есть, сравнительно совсем недавно, с последующим созданием государства Израиль по соседству с арабским миром, то для стабилизации и "изостатического уравновешивания" ситуации в регионе, населенном людьми из разных цивилизаций, культур и ценностей (в основном, евреи и арабы) возможно просто нужно побольше времени.
       И, казалось бы, даже если ничего не делать (почти), а запастись терпением (популярным в Израиле пресловутым "савланутом"), быть более толерантными, то ситуация, так или иначе, стабилизируется, время все расставит по своим местам. Можно полагать, что время несравненно меньшее, чем понадобилось для изостатической компенсации тектонических структур территории, но все же достаточно продолжительное.
       К сожалению, реальная жизнь такого времени не дает: люди страдают, люди гибнут, люди надеются. Поэтому, что-то делать нужно. Возможно и то, что предлагает в своей книге М.Хейфец, и переговоры, и силовое давление, а также мягкий трансфер и обмен территориями (с материальной компенсацией и при взаимном согласии), и многое другое.
       Вместе с тем, представляется , что на Ближнем Востоке было бы значительно спокойнее, если бы конфликт соседей решался самими соседями, без вмешательства внешних сил. Целый сонм географически и психологически далеких стран, прикрываясь беспокойством о ближневосточном регионе, пытается решать свои собственные внутренние проблемы за счет урегулирования ближневосточного конфликта, при этом не принося пользу ни себе (но и не во вред себе), ни Ближнему Востоку, только мешая стабилизации ситуации.
       Необходимо время и, конечно же, добрая воля (которая тоже является функцией времени) и все, как говорят в народе, образуется, "устаканится", уравновесится, тем более, что природа является тому примером, если ей не вредит вмешательство человека. Может быть уже достаточно всяких мирных конференций, мирных договоров и инициатив типа: Мадрид, Синай, Осло, Хеврон, юг Ливана, Газа, неоднократный Новый  Ближнй Восток, принятых не без вмешательства и давления внешних сил, т.е. спровоцированных и спонсированных мировым сообществом, чтобы понять полную бесперспективность, если не гибельность этих мероприятий. Не пора ли евреям и арабам, впрочем, как корейцам, индусам и др., объединиться (фигурально) под единым лозунгом-просьбой к внешним "доброжелателям": "Не мешайте. Со временем, мы сами, по-соседски, во всем разберемся !!!!".
       Действительно, как показывают наши профессиональные и туристические контакты недавних лет, с соседями можно находиться в относительно нормальных отношениях без всяких посредников, методом так называемой "народной дипломатии".
       Примеры научных контактов. В середине 90-ых мы сотрудничали с коллегами из Шхемского университета Палестинской автономии по интерпретации геофизических материалов в регионе, в результате чего был подготовлен полезный для обоих сторон совместный отчет. В конце 90-ых была опубликована наша совместная статья "Anatomy of the Dead Sea transform: Does it reflect continuous changes in plate motion? (Структура трансформа Мертвого моря: это отражение    непрерывных изменений в движении плит ?) (Geology; October, 1999) c коллегами из Иордании (Natural Resources Authority, Amman,    Jordan), посвященная геологической "жизни" естественной границы между двумя государствами.
       Были и продолжаются также контакты c иорданскими соседями по очень серьезной экологической проблеме, волнующей сегодня специалистов не только наших двух, но и многих других стран, а именно: непрекращающееся уже в течение многих лет, самопроизвольное возникновение многочисленных провалов почвы на обоих берегах Мертвого моря и способов борьбы с этим природным катаклизмом (см. в этом же разделе мою статью "Экологические проблемы Мертвого моря") , а также и по ряду других проблем.
       Примеры туристических контактов. Конечно, обо всех странах, об их природных и рукотворных красотах (городах, музеях, дворцах, соборах и др.) можно узнать очень многое, практически все, получить все сведения, из туристических проспектов, путеводителей и т.п., а в наше время и из Интернета.
       Однако, есть интересные чисто житейские бытовые тонкости, о которых нигде не прочтешь, а узнаешь, только посетив эти страны лично.
       Приведенные фотографии демонстрируют несколько эпизодов из наших путешествий в соседние мусульманские страны и, в основном, вполне дружелюбное отношение к нам со стороны местного населения.
       []
    В вызывающем восхищение, древнем, ныне мертвом, набатийском городе Петра (где когда-то обитали и мертвые, и живые), находящемся в 260 километрах к югу от столицы Иордании, мы дружески, даже, в обнимку, общались с солдатами иорданской
    0x08 graphic
      армии на фоне Дворца Хазне (Казна), а также других чудес Петры. 0x08 graphic
       В Египте, мы фотографировались:
       возле Большого сфинкса на фоне пирамиды Хефрена на окраине Каира, на кромке пустынного плато 0x08 graphic
    0x08 graphic
    Гиза;
    там же с погонщиком верблюда и его живым транспортом ( и тот и другой, нам очень обрадовались, а один из них от радости, даже попросил денежную компенсацию) ; в обнимку, с нашим гидом Мустафой, вполне прилично говорящим по-русски (жалующимся, что у него не хватает средств на вторую жену), в мечети Мухаммеда Али в Цитадели (построена 0x08 graphic
    между 1176-м и 1207 гг. султаном Салах ад-дином, более известным как Саладин) в Каире.
       Как-то, гуляя по ночному Каиру, мы забрели в казино, где обнаружили множество израильтян, без всяких опасений азартно играющих и дружелюбно беседующих с египтянами.
    0x08 graphic
    Кстати, в пуританском Израиле, где официально запрещены, на самом деле существующие, казино, где не легализована, на самом деле существующая, проституция, где, согласно иудейской религии, установлен запрет на изображения, можно встретить вот такую скульптуру воина, в Кейсарии.
    0x08 graphic
       В Турции, в Стамбуле у входа в ошеломляюще красивый Дворец Долмабахче, на европейском берегу пролива Босфор, стоит (так и хочется написать "установлен") как будто декоративный турецкий солдат, практически, загипнотизированный (смена караула - это особый церемониал), не возражающий против совместного позирования перед фотокамерой (кстати, аналогичная попытка сфотографироваться с гвардейцем папской охраны в Риме в Ватикане, вызвала гневный, какой-то гортанный, окрик со стороны швейцарца).0x08 graphic
       На Кипре, на фоне всяческих чудес и красот (появляющаяся из пены морской богиня любви и красоты Афродита, высочайшая точка острова гора Олимп-Хионистра, красочные деревеньки в горах) нас поразила унылость, запущенность района границы между греческой православной и турецкой мусульманской частями острова, причем особенно, с турецкой стороны.0x08 graphic
       Во всех этих странах я себя чувствовал в безопасности, почти также, как и во многих западных странах в которых мне удалось побывать. Вместе с тем, все же некоторые инциденты и нюансы были, как приятные, так и не очень.
       Так, в наш туристический автобус, возвращающийся уже поздно вечером, из Петры в иорданский г. Акаба по довольно узкому шоссе, едва не врезался (намеренно или нет, кто знает?) огромный автофургон, шедший навстречу с большой скоростью. Только реакция водителя автобуса спасла его пассажиров. Вместе с тем в Акабе, при покупке восточных сладостей в популярном магазине, при большом скоплении покупателей, нас, израильтян, обслужили вне очереди.
       В Египте во всех поездках, начиная от пограничного перехода с Израилем - Рафиах, наш автобус сопровождали полицейские патрули, потому что незадолго до этого, один из туристических автобусов, кажется с европейцами, был обстрелян террористами    и имелись пострадавшие.
       В то же время, вот такой нюанс. В Египте мы были в еврейский праздник Суккот. В г.Алексадрия мы посетили синагогу, которая охранялась египетскими солдатами и, что нас крайне удивило, в металлических касках и бронежилетах (как на фронте). В синагоге нас пригласили в сукку (временный праздничный шалаш), где мы встретились с сотрудниками израильских дипломатических организаций в Египте. Выйдя из синагоги мы решили пройтись по улицам, и хозяева магазинчиков и лавок - египтяне, приветствовали нас, возгласами на иврите "Хаг самеах" ("Радостного праздника") и "Шабат шалом" (Доброй субботы"), дружелюбно улыбаясь и размахивая руками. Есть террористы, а есть народ.
    Израильтяне, любители подводных красот и, в частности, коралловых рифов и имеющие такую возможность, несмотря на предупреждения о существующей там террористической угрозе, выезжают на Синайский полуостров, отвоеванный Израилем в шестидневной войне, а затем возвращенный Египту за весьма призрачный намек на мир. Практически, вдоль всего берега Синайского полуострова - Эйлатского залива от г.Эйлат до собственно Красного моря, неглубоко под водой можно любоваться великолепными коралловыми рифами. Я, освоивший этот вид спортивного удовольствия уже в Израиле, несколько раз с коллегами бывал в Синае, жили мы и в палатках в Акульем заливе (правда, акул там не было), и в отличном кемпинге недалеко от Шарм-Аль-Шейха и в др. местах. .0x08 graphic
    Однажды вечером, любопытства ради и в поисках раритетов, имеющихся в антикварных лавках, мы поехали на рынок в Шарм-Аль-Шейх, который работал до поздней ночи. Оставив машину в людном освещенном месте напротив кафе, мы отправились "прошвырнуться" по антикварным лавчонкам. Вернувшись мы обнаружили нашу машину с двумя проколотыми шинами, окруженную гурьбой орущих мальчишек. Они тут же предложили свою помощь, разумеется не бесплатно, а за небольшой бакшиш, показали где находится мастерская, сняли и откатили туда колеса, оставшимся у машины женщинам из кафе вынесли стулья. То что мы израильтяне, было ясно по номерным знакам на машине, хотя у нас были и египетские номера, выдаваемые при пересечении границы. Ну, а кто проколол колеса догадаться не сложно. В общем, вполне нормальные отношения между обычными гражданами Израиля и Египта. Опять таки, есть народ, а есть террористы.
       Особое искусство при посещении восточных стран - умение торговаться при покупках, это своеобразный спектакль. Покупатель, не умеющий торговаться, и уплативший названную продавцом цену, моментально теряет уважение последнего. Однажды в Турции, мой коллега, зашел в небольшой магазин кожаных изделий, расположенный на азиатском берегу Босфора, куда мы приплыли на небольшой яхте, нанятой нами дпя прогулки по проливу. Выбрав понравившуюся ему куртку, он спросил сколько она стоит. Дальше между продавцом и моим коллегой происходил такой диалог: продавец - 1500, покупатель - 50 (скажи он - 30, продавец бы отвернулся), далее - 1300, - 60; - 1100, - 70; - 900, - 80 и т.д., короче куртка была куплена за 150 и сопровождалась благодарностью продавца. Это мне напомнило старый анекдот, который заканчивался так: "он просит 10, думает 8, возьмет 6, дать ему 4 (?), дай ему 2, на тебе рубль". В той же Турции, при малейшей возможности, таксисты, норовили нас обсчитать (впрочем, как и    в большинстве других стран).
       Кстати, умению торговаться, живя на Востоке и зная местную ментальность, не мешало бы научиться всем правительствам Израиля, раз за разом, делающим в одностороннем порядке ничем не оправданные уступки своим соседям, отдавая территории так необходимые стране для оперативной и стратегической глубины обороны, не получая взамен ничего, кроме невнятных обещаний мира и признания страны, кроме потери уважения, и, соответственно, усиления террора. Это так, к слову.
       Многие простые люди, жители соседних арабских стран, вполне дружелюбны и по-человечески честны. Однажды в Каире, покупая какую-то вещь, я не заметив, дал лишних 100 долларов (купюры склеились), и когда я уже ушел, продавец догнал меня и вернул деньги. Вообще, о таких и многих других впечатлениях можно писать еще очень много, что я при возможности и сделаю.
       Возможно, читателям покажется, что описанные мной мелкие бытовые наблюдения, имеют такое же отношение к миру с соседями, как, к примеру, в пословице "В огороде бузина, а в Киеве дядька" или такой же смысл, как в песне, исполняемой ВИА "Машина времени" "Тонкий шрам на любимой попе, рваная рана в моей душе".
       Тем не менее, именно такие попутные зарисовки, могут подчас больше рассказать о стране и народе, о его ментальности, о взаимоотношении с другими народами, чем многие официальные дорогостоящие и, подчас малоинформативные бесполезные исследования, и возможно помочь в налаживании диалога и в достижении долгожданного мира между соседями в многострадальном Ближневосточном регионе.
      
      
      
      
      
  • Комментарии: 4, последний от 15/01/2007.
  • © Copyright Гольдшмидт Владимир Иосифович (v28@netvision.net.il)
  • Обновлено: 05/09/2013. 26k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка