Многие отрасли, проекты и программы Израиля, включая оборону, науку, искусство, спорт и т.д. и т.п., частично поддерживаемые государством, существенно зависят, в том числе, и от благотворительности, пожертвований, т. е. от помощи богатых (и не очень) стран, богатых (и не очень евреев, и не только) из диаспоры и своих, местных, etc. Вот несколько, возможно не самых впечатляющих, но все же, примеров. Московское отделение Всемирного конгресса русскоязычного еврейства оказывает прямую адресную помощь израильтянампострадавшим в терактах,за три года, это - около 100 тысяч долларов;еврейская община Нью-Йорка восстанавливает Кирьят-Шмону, она передала Израилю 10 миллионов долларов; миллиардер А. Гайдамак открыл столовые для бедных в Восточном Иерусалиме..., он вложил в проект 100 тысяч долларов; еврейская диаспора в различных странах собирает деньги на восстановление Израиля, для этого общины переведут миллионы долларов; Шелдон Эдельсон, самый богатый еврей в мире, принял решение пожертвовать еврейскому народу полмиллиарда долларов, ("Едиот Ахронот"), половина из них предназначена для приобретения лекарств и оказания медицинской помощи неимущим евреям, а вторая половина направлена на увековечивание еврейской истории и традиции. Количество примеров может быть многократно расширено, впрочем, полагаю, читателям они знакомы.
К написанию этого материала меня подвигла газетная заметка Д.Маркиша "Да не оскудеет рука дающего" ("Луч", 25.07.07).
Вот несколько цитат из нее с моими краткими комментариями.
"Давно миновали те времена, когда государство Израиль в определенной степени зависело от пожертвований богатых евреев ...., рассеянных по всему свету" (если-бы, В.Г.). "Сегодня Израиль.... является в глазах мира развитой демократической страной" (в глазах мира, может быть, хотя, вряд-ли, В.Г.). "Однако,..традиция получения денег с зарубежных евреев....не ушла бесследно..." (еще-бы, чтобы отказаться от "халявных" денег, нужно изменить ментальность народа, а для такого изменения,если оно вообще возможно, понадобится немало времени, В.Г.). "Институт сборщиков пожертвований разветвлен и вездесущ. Жертвуйте, евреи.". "Спору нет, это хорошо и полезно. Вот только государство, поощряющее такие приемы (...шнорерай - попрошайничество), оказывается в незавидном положении". "Побираться с протянутой рукой - занятие недостойное независимого государства, ....." (эту простуюистину "хозяева нашей жизни" или не понимают, или игнорируют, В.Г.). Вряд ли, у кого-то вызывает сомнение, чтоблаготворительность существует именно потому, что государство не справляется со своими обязанностями. К сожалению, в настоящее время добровольные организации и отдельные милосердные граждане вынуждены дублировать, а то и подменять функции государства: опережать его в экстремальных ситуациях (так было с организацией тыла полностью "проваленной" государством во время Второй ливанской войны), оплачивать дорогостоящее лечение тяжело больным, помогать малообеспеченным семьям и т.д. и т.п. Однако даже если предположить, что государство и окажется в силах решить все эти проблемы, благотворительность все равно останется, посколько она больше имеет отношение не к государству, а к обществу.
Я безусловно согласен с Д.Маркишем, с его положительным отношением к благотворительности и негативным к попрошайничеству.
Почему же я все-таки обратил внимание на эту публикацию? Дело в том, что, еще в ноябре 2006 года в Интернете, в сервере "Заграница" Lib.Ru, был помещен, написанный мной гораздо раньше, сатирический материал "Введение в теорию попрошайничества - шнора (формальные основы)", разосланный затем "Иехудинфо" и перепечатанный в различных сайтах, в том числе" в разделе "Авторское" сайта "Isramir" и опубликованный в упрощенном варианте в газете "Мост" (N 362 от 14.03.07), под названием "Элементы формализации попрошайничества - шнора" (памфлет). В этом материале упоминалось, что Министерство иностранных дел, совсем недавно, запретило своим посольствам заниматься сбором денежных средств за границей, т.е. по сути, попрошайничеством. Одна из израильских русскоязычных газет, в своем сатирическом обзоре, назвала это событие "Конец шнореров", заметив, что (цитата): "если в посольстве нет шнореров-это не израильское посольство".
Совершенно очевидно, что если благотворительность и милосердие - это дело полезное и благородное, то попрошайничество, т.е. выпрашивание или выманивание у посторонних денег или других материальных ценностей, имеет цели далекие от благородства. Основой добывания денег попрошайками-шнорерами является сбор (побор), т.е. отнимание денег с помощью специальных психологических приемов. С одной стороны, деньги это вещь материальная, с другой, в данном случае, деньги - вещь виртуальная и случайная (случайной, называется величина, принимающая заранее неизвестное значение), т.к. неизвестно сколько средств будет собрано (отобрано) шнорерами и сколько доползет до благородной цели.
Речь идёт об особой категории организаций и людей, которые таким образом добывают средства на решение различных как общественных (иногда), так и, в основном, собственных проблем. Подчас, это действительно неотложные "горящие" проблемы, но только подчас.
Отдельные группы и личности зарабатывают этим способом на создание разного рода "виртуальных" компаний..., организаций, в том числе, израильских добровольных обществ - "амутот", зачастую ориентируясь на личные выгоды.
В упомянутых выше статьях, я в сатирической форме, предлагал идею формализации - математизации процесса попрошайничества - шнорерая для того, чтобы им можно было хоть как-то управлять, а "управлять - значит предвидеть" сколько и куда. Многих добровольных спонсоров, жертвователей весьма беспокоит, а подчас и останавливает, отсутствие прозрачности в расходовании поступающих средств. Самый простой способ убедиться в том, что все поступает по назначению - это оказывать помощь непосредственно и целенаправленно, но это удается далеко не всегда.
Даже с учетом денег "прилипающих" к рукам сборщиков, собранные суммы подчас сравнимы с бюджетом небольшого государства третьего мира. Кстати, у маленького Израиля совсем немаленький годовой бюджет, порядка $70 млрд, почти такой же, как был у громадной России. Как свидетельствуют наши видные экономисты, если бы этот бюджет распределяли разумно, то не нужно было ездить по миру с протянутой рукой.
На собранные деньги, наряду с другим их использованием, в Израиле как уже отмечалось, организуются различные добровольные общества - амуты, в помощь обороне, науке, искусству, спорту, репатриантам, медицине и многие другие, официальной целью которых, помимо основной, не является получение прибыли. Амута - организация, основанная, как минимум, двумя юридическими лицами, которыми могут быть частные лица, компании и т.д. Амута, ставящая перед собой общественную цель, может получить статус общественной организации, которая согласно закону о налогообложении, предоставляет лицам -жертвователям, скидку на налог в размере 35% от суммы пожертвования. Что касается благотворительных фондов и организаций, в том числе, подозреваемых в неправомерном расходовании поступающих средств, то законодательство обязывает их ежегодно публиковать отчет о своей деятельности. Вообще, бухгалтерский отчет амутот заметно отличается от отчетов обычных компаний. Например, требуется ведение отчетности по пожертвованиям, которые иногда тяжело учесть, т.е. не только денег, но и других материальных ценностей. Некоторые амуты, по их пользе делу, можно примерно разделить на несколько специфических групп.
Первая из них, это амуты (амутоты), действующие в соответствии с Уставом и Законом и, приносящие несомненную пользу, т.е., осуществляющие конкретные дела и конкретную помощь нуждающимся в ней.
Вторые, в основном и целенаправленно создаются, как кормушки, кудав качестве администраторовнабирают сотрудников из числа родственников и знакомых, им назначают приличную зарплату, а на основное дело, ради которого будто бы амута создавалась, остаются крохи, на которые уже ничего полезного сделать невозможно.
К амутам второго типа, правда, с некоторой "натяжкой", можно отнести и так называемые технологические теплицы, появившиеся в начале 90-х под эгидой Министерства промышленности и торговли, т.е. государство принимало на себя известный риск, связанный с исследовательской деятельностью в промышленности. Это участие выражалось, наряду с инвестициями "со стороны", в предоставлении субсидий, которые предположительно должны были окупиться результатами исследований.
По замыслу, теплицы должны были создавать "тепличные" условия для развития научно-исследовательской инициативы репатриантов. Целый ряд теплиц действительно имел серьезные разработки, на основе которых иногда удавалось создать фирмы. Но, как правило, в таких теплицах, где идейные вдохновители, т.е. авторы-разработчики были репатрианты, все административные должности -синекуры, были отданы (или захвачены) коренным израильтянам, если и представляющим себе проблему, то весьма отдаленно, но зато имеющим "нужных людей" в соответствующих ведомствах. В фирмы, созданные на основе перспективных, иногда, запатентованных "тепличных" разработок, вкладывали деньги и зарубежные инвесторы. Об эффективности инвестиций вряд ли можно судить по числу функционирующих фирм, так как многие из них продолжают существовать лишь на бумаге (не потому ли, что администраторы рассматривали свою работу как кормушку), а числящиеся их работниками репатрианты давно работают в других местах или же получают пособия от Института национального страхования.
Один из многих примеров спонсирования, финансирования и попыток работы аналогичной организации описан Ф.-А. Кочубиевским ("Путь в Израиль") в нескольких номерах газеты "Мост".
Характерным примером второго типа организаций является Фонд социальной помощи жертвам нацизма, получающий немалые, причем ежегодно растущие суммы из-за рубежа, расстрачиваемые, в основном, на зарплату ее сотрудникам и особенно на непомерно высокую зарплату (больше чем у министров) ее председателю. На основную же ее деятельность используются мизерные суммы.
Кстати, немного о Сохнуте, который, правда, не является амутой (Еврейское агентство - Сохнут для Израиля - это негосударственная и некоммерческая организация), но финансируется, наряду с государством, и еврейскими общинами и спонсорами со всего мира, т.е. использует и пожертвования. О стиле работы, пользе и результативности организаций типа "Сохнут", можно получить определенное представление из романа-комикса Д.Рубиной "Синдикат". Один из бывших казначеев Сохнута, отзывается об этой организации далеко не лестно: "В нынешнем виде "Сохнут" изжил себя. .... сегодня существование этой организации не оправдано. Новые организации (например, "Нефеш бе-Нефеш" и "Ами", В.Г.) работают эффективней "Сохнута", потому что все деньги, которые им жертвуют, используются для одной цели". Годовой бюджет "Сохнута" составляет 400 миллионов долларов (газета "Едиот Ахронот"). "Сохнут" превратился в супермаркет, "он занимается массой проектов за счет алии". "Я не понимаю, зачем нужен Сохнут? Нужна, разумеется, организация, которая бы собирала в Америке деньги на алию, но зачем нужна организация, которая собирает там деньги на содержание собственных чиновников?" (Марьян Беленький "Я не понимаю", 2004).
Сюда же могут быть отнесены т.н. предвыборные амуты, созданные в ряде случаев для противозаконных действий, а именно для сбора незаконных пожертвований в предверии различных праймериз, выборов. Полиция и суды много раз пытались возбудить уголовные дела по деятельносьти таких амутот, однако ни разу никто, так и не был по-настоящему осужден за эти противоправные действия, скорее всего, только потому,что это касалось коренных израильтян с их разветвленной системой связей и нужных знакомств. Объективность же израильского правосудия можно продемонстрировать на двух примерах, хотя их значительно больше. Израильтянина, по вине которого в ДТП погибли двое русскоязычных репатриантов, мать и ее малолетний сын, был осужден всего на несколько месяцев заключения, зато репатриант из СНГ застреливший при охране школы нарушителя - коренного израильтянина, т.е. выполнивший свой профессиональный долг, в суде первой инстанции получил 16 лет тюрьмы. Кстати, существующая система израильского правосудия и, в связи с серьезной критикой, необходимость ее обновления, в настоящее время, обсуждается на самых высоких уровнях.
Третья группа - этофальшивые амуты, созданные обманным путем, исключительно с целью наживы. Ясно, что этот список может быть значительно расширен. Несмотря на то, что амуты как будто находятся под постоянным контролем государства и должны доказывать отсутствие финансовых нарушений, собранные и поступившие из-за рубежа средства в них нередко разбазаривают. Это одна из многих малосимпатичных сторон проблем "шнорерая" и деятельности различных организаций и обществ, существующих на пожертвования. Другую не менее отвратительную сторону проблемы можно охарактеризовать одним словом: "воруют". Вспоминается фраза из "классики" (Н. М. Карамзин): "А что в России? Воруют-с". Причем, воруют в этих организацих в Израиле из собранного у своих и зарубежных евреев очень изобретательно. И это не удивительно в стране, где процветает тотальное воровство: воруют в госучреждениях, воруют в банках, воруют в крупных государственных и частных строительных и многих других кампаниях, в одном медицинском кабинете, украли даже змей, с помощью которых больным осуществляли экзотический массаж.
"Я не понимаю - если президенту страны можно брать взятки, а премьер-министру - организовывать фиктивные амуты, так нам всем уже тоже можно воровать? (Марьян Беленький "Я не понимаю"). "Воруй всегда, воруй везде, пока живешь под солнцем, воруй и никаких гвоздей, вот лозунг их ....." (под В.М., впрочем, "...не делайте под Маяковского, делайте под себя", В.М.). Воруют-с !
(Рис. к этой статье из газеты "Мост" 386 от 29.08.07.)
Отдел полиции по борьбе с мошенничеством сообщает, что ведется расследование по делу амуты "Яхдав Ам Эхад" ("Вместе один народ"). Полиция подозревает создателей амуты в обмане при отягчающих обстоятельствах, подделке документов, а также в участии в преступном сговоре. Амута декларировала, что она занимается вызволением еврейских девушек из арабских деревень. Под эту благородную цель организация получала крупные суммы как от зарубежных меценатов, так и от израильских спонсоров. Однако, по предположению полиции, на деле амута не спасла ни одной еврейской девушки - и вряд ли собиралась. Подозревают, что амута занималась художественной самодеятельностью - то есть снимала на якобы скрытую камеру "документальные" фильмы о непростой судьбе еврейских девушек, заточенных в арабских деревнях. Эти "свидетельства" демонстрировались потенциальным меценатам с тем, чтобы убедить их в необходимости пожертвований. Для большей убедительности меценатам представлялись также рекомендации от высокопоставленных лиц. Деньги, вырученные таким образом, руководство амуты клало к себе в карман. В доме семерых подозреваемых был проведен обыск, а арест двоих основных подозреваемых был продлен. (Фальшивая амута "спасала еврейских девушек", 26.07.07.). Полиция нашла также доказательства финансовых злоупотреблений и взяточничества в рамках амуты футбольнойкоманды "Апоэль"вЛоде ("В Лоде воруют все - от мэра до футболистов", 21.05.07).
Почему-то бытует мнение, что по-крупному можно воровать только в крупном городе, а в маленьких поселениях и воруют "по-маленькому". Но два финансовых "гения" из маленького поселения доказали, что по-крупному можно воровать и там. Когда амутой, управляющей финансовыми делами поселения, стали руководить новые люди, то они обнаружили, что в бухгалтерии амуты царил полный кавардак. В течение многих лет деньги уходили неизвестно куда и кому. В ходе проверки обнаружилось, что за несколько лет из кассы амуты было "уведено" три миллиона шекелей. Мошенники рассчитывали, что никто их не будет основательно проверять, потому что денег в амуте было совсем немного. Но, как показала практика, при умении и наглости можно украсть миллионы даже из маленькой скромной амуты. Теперь бывших казначея и председателя отдали под суд по обвинению в злоупотреблении доверием и хищении общественных денег ("Маленькая амута - большие воры",16.07.03).
В рассматриваемую тему, вплетается и неприглядное поведение израильского отделения международной еврейской организации "Клеймс конференс" (была создана в 1951 г), которое за годы своей деятельности, получило примерно 17 миллионов немецких марок
на организационные расходы, в основном на заработную плату сотрудников. Эта организация по поручению германских властей должна заниматься выплатами компенсаций евреям, пострадавшим в годы войны. Многие действительно получили такие компенсции. Вместе с тем, это отделение ввело в заблуждение немалую часть потенциальных получателей единовременной денежной компенсации из Германии и перекрыло им возможность ее получения. Произошло это из-за того, что сотрудники израильского отделения "Клеймс конференс" не предупредили бывших беженцев, что просьбу о компенсации следует подавать только по достижении пенсионного возраста. Более того, по личной инициативе, чиновники этого ведомства, получающие очень приличную зарплату, чинили различные, причем не совсем "чистоплотные" препятствия, лицам претендующим на весьма скромную компенсацию (например завышали процент трудоспособности и др.), не имея при этом никаких запрещающих инструкций. Дело дошло до того, что "пропали" материалы связанного с этим судебного процесса - целых шестнадцать ящиков документов! "Нашлись" они лишь после обращения в Верховный суд.
Неприглядно выглядит и отношение Израиля к своим гражданам, пережившим Холокост, несмотря на то, что денежные репарации на помощь этим людям были выделены Германией еще 60 лет тому назад, и израсходованы Израилем на другие цели. Вспомнили об этом только сейчас, и то только под давлением людей переживших Катастрофу. Недавно, в Иерусалиме от здания Кнессета и до канцелярии главы правительства прошел "Марш жизни" ("Марш живых"), в котором приняли участие несколько тысяч весьма немолодых людей, переживших Катастрофу. Им нелегко было участвовать в этом шествии, но "Если я не сам за себя, то кто за меня. ....... Если не сегодня, то когда"? (еврейский мудрец Гилель, 112г. до н.э. - 8г.н.э.).
....Как сообщается в СМИ, в приватных беседах премьер-министр выразил возмущение в связи с самим фактом проведения "Марша жизни" (05.08. 07): "На протяжении 60 лет эта страна ждала, чтобы кто-нибудь признал права людей, переживших Катастрофу, и установил, кто подпадает под это определение. Мы дали самое широкое определение, никого не дискриминируя, ничего не проверяя, не задавая вопросом, не проводя оценки финансового положения каждого. .... Я никогда не думал, что произойдет что-то подобное".
К настоящему времени проблема решена только частично, для ограниченного контингента, переживших Катастрофу. Как водится обычно в еврейском государстве Израиль, большая часть евреев, переживших лишения в эвакуации, а именно, русскоязычные репатрианты из бывшего Советского союза, остались за бортом и не получили ровным счетом, ничего (во всяком случае, пока).
Ограничусь изложенным, полагая, что каждый прочитавший эти строки, может при желании их продолжить, известными ему примерами.
В одном можно быть твердо уверенным, тема, обозначенная в заголовке статьи, неисчерпаема. Она еще долго будет актуальной и злободневной, при том, что одна ее составляющая, а именно, благотворительность - дело без сомнения нужное и благородное, стоящее в одном ряду с милосердием, ибо благотворительность это и есть реальное проявление милосердия. Что же касается такого древнейшего промысла как шнорерай, упоминание о котором имеется даже в Талмуде, то это позорное для народа явление, должно подвергаться всяческому остракизму и должно быть выброшено, говоря "высоким штилем", на свалку истории.