Гольдшмидт Владимир Иосифович: другие произведения.

Наивными мы были и верили в добро (какая банальность!)

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 22/07/2007.
  • © Copyright Гольдшмидт Владимир Иосифович (v28@netvision.net.il)
  • Обновлено: 01/06/2016. 17k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Скачать FB2
  • Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:


       Владимир Гольдшмидт
      
       Наивными мы были и верили в добро (какая банальность!)
      
       "Рыба ищет где глубже, человек где лучше". Трюизм, банальность? Банальность. Но это выражение потому и банально, обыденно, что оно проверено временем, а поэтому и справедливо. Все пословицы и поговорки банальны, они - выношенная веками народная мудрость.
    Итак, "русские евреи", как все нормальные люди, искали где лучше. Ну и что "лучше", по отношению к себе, они нашли в Израиле?
       Затхлая, провинциальная обстановка, религиозное засилье, практически - диктат, постоянное нарушение "статус-кво", целенаправленно ведущие к теократии; коррумпированные, циничные, вороватые политики, в предвыборные периоды ищущие поддержку, в основном, на шуке-рынке, не могущие или не желающие логично и оперативно решить ни одной серьезной, подчас, жизненно важной, проблемы, ждущие, как говорил И. Шамир, пока любая проблема рассосется сама (мол, это не беременность); непривлекательная внешне по форме и, особенно по содержанию, в своем большинстве, слабообразованная неинтеллигентная политическая элита; правительства Израиля, в отличие от правительств всех стран мира, ставящих во главу угла благо своих граждан, перманентно стараются угодить другим, меньше всего думая о своем народе; ленивые, "кофепьющие" непрофессиональные, нелюбезные чиновники всех уровней и мастей; неквалифицированная злобная полиция и неправедный суд; отсталое, без признаков улучшения, общее образование, ухудшающаяся обстановка в системе высшей школы и, как следствие, "утечка мозгов"; неутихающий терроризм и растущий криминал и т.д. и т.п.. Это только малая часть проблем, постоянно муссируемая СМИ, которая у всех "на слуху".
       "Русским евреям" здесь стало лучше, чем там? С точки зрения местной "элиты", считавшей их "колбасной алией", да. Как следует из всех опросов, с этим категорически несогласно большинство репатриантов, радужные ожидания которых были обмануты. Они стремились на "передовой запад", а попали на отсталый, даже по сравнению с бывшей родиной, "восток". Там, на бывшей родине, они, несмотря на приличный статус, в силу обстоятельств, и так намного отстали и многое упустили, по канонам нормальной жизни, хотя в подлунном мире все относительно (релятивизм в действии).
       Сколько времени, с точки зрения современного общества, было потрачено нашим поколением, с "интеллигентской", а сейчас уже очевидно, и нелепой ментальностью, совершенно напрасно, просто зря, впустую: на образование, защиты дипломов и диссертаций, ухаживание и любовь, создание семьи, сколько ушло сил на то, чтобы "построить" положительный имидж, заслужить уважение и на прочие глупости, не имеющие никакой ценности в нынешнем отнюдь не сентиментальном, а скорее, беспощадном, жестоком и в то же время, "гламурном" мире, в современных "тусовках", в глазах живущих сегодня реальной жизнью, успешных людей и "братков".
       Такая нелепая ментальность была особенно характерна для граждан СССР, где не было секса, не было явно богатых, не было блеска и роскоши... , но не было и равнодушия, расхлябанности и распущенности, были боязнь, ответственность и дисциплина, самоотдача и, граничащая с пассионарностью, самоотверженность, одинаково легко порождая подвиги и преступления, великие открытия и псевдонаучные идеи, творчество и разрушения, благо и зло.
       Мы старались быть очень "правильными". Дал обещание - выполняй, одолжил на время - верни во время, переспал - будь джентльменом, любишь, не любишь, женись, и во имя долга перед семьей, мучайся всю жизнь, иначе положишь комсомольский, партийный, а то и профсоюзный билет. Оказалось, что можно поступать иначе, например, переспать, и не с одной, а жениться по любви, и на другой и не однажды, и хотя бы в личной жизни, быть счастливым.
       Какими "фраерами", какими наивными мы были и как верили в добро. А теперь, когда жизнь многих из нас практически заканчивается, стало предельно ясно, что она очень коротка, а потратили большую ее часть, как выясняется, на пустяки: на уважение, на "что скажут коллеги, друзья и соседи", на благодарности, копеечные премии, грамоты и медали и прочую аналогичную ерунду. ("Это так несправедливо,горько и невероятно - невозможно осознать: ....но уже нельзя обратно, чтоб по-умному начать", Б.Окуджава).
       Оказалось, правы те, которые утверждали, что самое главное в жизни - это деньги, и неправы, твердящие, что не в них счастье (очередная банальность). За них можно купить и "колбасу", и любовь, и дипломы, и хорошую "хлебную", а то и политическую (впрочем, это одно и то же) должность, и большое уважение (так ли оно важно, можно прекрасно прожить и без него)...... и призрачное счастье.
       "Лучше быть богатым, но здоровым, чем даже бедным, но больным" (еще одна банальность).
       В наши дни нужно быть мобильным, напористым, наглым, без комплексов, и как возможное следствие богатым, политикам еще и демагогом (а в Израиле, и это очевидно, без большой поведенческой культуры, не очень образованным, не харизматичным, мало симпатичным, и главное, не быть "фраером").
       Это понимание приходит со временем, приходит с возрастом, и в соответствии с местом проживания и окружающей обстановкой: "бытие определяет сознание" (банальность) ("Может быть, идущий следом, зная обо всем об этом, изберет надежный путь?", Б.Окуджава).
       Не помню где и когда, но как-то я слышал такую "байку": женщина, которая ежегодно перечитывала Анну Каренину, в 18 лет считала Анну благородной "чистой" барышней, была целиком на стороне ее и Вронского, а ее мужа Каренина, считала злодеем, а в 80 лет она же считала Анну проституткой, а Каренина обманутым мужем, пострадавшей стороной.
       Конечно, никто не может запретить человеку "сегодня быть умнее, чем вчера" (банальность). Тем более, что "сегодня" разительно отличается от "вчера", вплоть до полного, на 180 градусов, изменения окружающей обстановки, ментальности, ценностей, жизненных установок и много другого.
       Кто мог себе представить в восьмидесятые, что громоздкие ЭВМ, занимающие площади в десятки, а то и сотни квадратных метров, с мизерной памятью, через какие нибудь несколько лет, будут вытеснены компактными настольными компьютерами с огромными техническими и программно-математическими возможностями, что стационарные телефоны уступят место мобильным пелефонам, что появятся клоны и стволовые клетки, что и т.д и т.п., и вообще, что возможен такой громадный научно-технический скачок.
       Кто мог себе представить в конце восьмидесятых, что евреи из СССР после всего, что произошло во "Вторую Мировую...", в такой массе эмигрируют в Германию. Конечно, немалую роль здесь сыграло, мягко говоря, негативное отношение в Израиле к самой перспективной, и уж "слишком умной", по мнению старожилов, русскоязычной алие.
       Мой приятель-еврей, профессор-уролог, ветеран и инвалид Второй мировой войны, имеющий боевые награды за подвиги в войне с немецкими фашистами, по причинам, которые он и сам не мог объяснить, в довольно преклонном возрасте эмигрировал в Германию, где вскоре и скончался, скорее всего от неудовлетворенности своим тамошним существованием, и каким-то чувством вины перед своими бывшими друзьями. В телефонных разговорах со мной он постоянно повторял одну и ту же избитую шутку: "Смотрю в окно, а во дворе немцы...". Несмотря на то, что он выехал в Германию на ПМЖ, его прах после кремации похоронен в России. "Пути Господни неисповедимы" (банальность?).
       Особенно резко изменилась ментальность "прекрасной" половины человечества, которую сейчас язык не поворачивается назвать слабой. Создается впечатление, что мы на пороге возврата к матриархату, конечно же не в том дремучем доисторическом смысле, когда это было рабством для мужчин. Сейчас, это просто расстановка акцентов в обществе на свои места, ориентируясь на реальную обстановку. Матриархат это форма социального устройства, в которой семейная и политическая власть принадлежит женщинам. Действительно, многие мужчины в наши дни сидят дома, ведут домашнее хозяйство, а "добытчиком" является женщина. Правительства ряда стран возглавляют женщины, а сколько министров, глав крупных промышленных и финансовых структур - женщины. Хотя, наверное, правильней гендерное равенство, подразумевающее равное обладание женщинами и мужчинами социально ценных благ, возможностей, ресурсов и вознаграждений, тем не менее и безусловно "процесс пошел" и женщины с их изощренной психикой стремительно вырываются вперед и "пошли вразнос". Чего стоит, например, пьеса феминистки Ив Энцлер "Монологи вагины", которая больше напоминает медицинскую лекцию о малоприятных психо-гинекологических деталях женской интимной жизни, причем такую лекцию, от которой зрителям становится неловко. Показательно, что пьеса переведена на 30 языков и к настоящему моменту уже была показана в 53 странах мира.
       Когда вперед вырывается одна женщина - это может быть случайность, когда две - это могут быть обстоятельства и совпадения, но когда их много, это уже опасно, это становится закономерностью. Правда, по сути дела, случайность и закономерность это почти одно и то же и "случайности тоже случаются не случайно" (прошу прощения за каламбур) т.е. просто случайность - это на данный момент еще не установленная закономерность, она еще не набрала необходимую для статистики репрезентативную выборку.
       Позволю себе шутку. Известно, что при вязке (спаривании) собак, суку приводят к кобелю и тогда, случайно или закономерно, но успех обеспечен. Оказывается, что это условие для наших четвероногих "братьев младших" совсем не "зряшное", оно является решающим для успеха мероприятия (в отличие от двуногих, для которых, правда до недавнего времени, "где": дома, на работе, в подъезде, в автомобиле, в койке, на столе, на рояле и далее везде, в зависимости от фантазии и вкуса, совершенно безразлично, главное, "было бы с кем", а еще важнее, "было бы чем", что в последнее время вырастает в серьезнейшую проблему - сексологи утверждают, что в наши дни около трети еще достаточно молодых мужчин испытывают в этом смысле психо-физиологические трудности, "а вдруг не получится", это что, случайность или уже закономерность нашего времени).
       По этому поводу, был такой довольно "длиннобородый", анекдот. Мужчина заходит в туалет, подходит к писсуару и просит стоящего рядом помочь ему. На вопрос, почему он это не сделает сам, мужчина отвечает: "Он меня вчера так подвел, что я его даже в руки не хочу брать" (не банальность, а караул!).
       Феминизм и борьба с сексуальными домогательствами в ряде продвинутых, а то и "подвинутых" стран, зашкаливает за все разумные пределы, что возможно и приводит к упомянутым выше неприятностям. Причем явно пострадавшими сторонами оказываются все: и мужчины, и женщины и, главное, демография. Мужчины даже боятся посмотреть в сторону женщины, не говоря уже о чем-то большем, например об "подумать об "этом", потому, что через много лет, когда мужчина уже забудет не только, что "это" такое, но и где "оно" находится (помнит, что в волосах, а где точно, забыл), его могут привлечь к суду. Свежий пример: давние смутные воспоминания перезревшей дамы об одном дряхлом члене (Кнессета), о которых не преминули рассказать наши СМИ, за которые тут же ухватилась полиция.
       Репатрианты представить себе не могли, что в наше время, в Израиле не существует институт гражданских браков, вступить в брак можно только по религиозным канонам, или же отправиться в нормальную в этом смысле, страну. Даже в религиозных кругах считают такое положение ненормальным, но светские власти ситуацию не меняют (а если и меняют, то незначительно), несмотря на клятвенные заверения, естественно, перед выборами, о которых забывают на второй день после них, ясно что в этом скрыт определенный интерес, кому-то это нужно. И это обстоятельство также приводит к искажению нормальных межполовых, как впрочем и межконфессиональных, отношений.
       Выезжая на ПМЖ в Израиль "русские евреи", веря в добро, полагались на новую родину в деле обеспечения старости и, как и по другим жизненно важным вопросам, вновь оказались наивными.
       Между материальным существованием пожилых репатриантов на пенсию и существованием на пособие, даже при их близких размерах, имеется огромное "моральное расстояние". Пенсия означает признание трудовой деятельности, она заработана. Но чтобы получать в Израиле приличную пенсию, необходимо именно в нем проработать не менее тридцати лет, которых пожилой репатриант ( старше 35-40 лет) реально не имеет. Пенсия - это сумма средств, накопленных гражданином страны в страховых компаниях, пенсионных фондах и банках. А те годы, которые он проработал в стране исхода здесь не учитываются. К примеру, Казахстан (в котором я проработал практически всю жизнь и который в свое время наградил меня почетным званием "Заслуженный деятель науки", кстати, сопровождающимся ежемесячным денежным вознаграждением) и ряд других стран СНГ, заработанную там пенсию по старости, к сожалению, до настоящего времени, не выплачивают.
       Пособие же (по старости или по обеспечению прожиточного минимума) - это подачка, милостыня, и по сути и по размерам, со стороны государства к старости, которая не зависит от того, работал ли человек или бездельничал всю свою жизнь, т.е. полностью перечеркивается многолетний трудовой стаж и моральное оправдание его существования на земле ("А иначе зачем на земле этой грешной живу...", Б.Окуджава). Кроме всего прочего, пособие, особенно с так называемой социальной надбавкой, предусматривает разного рода ограничения (при приобретении автомашины, при выездах за границу, etc.), ....., которые не влечет за собой пенсия.
       Я проработал в государственном научно-исследовательском институте Израиля научным сотрудником по своей специальности в общей сложности 12 лет, а пенсию не заработал, в связи с нелепыми законами о страховании приезжающего в страну в преклонном возрасте репатрианта, и прочей неразберихи в этом возрастно-страховочном и, не только, балагане. Разве это не еще одна форма дискриминации репатриантов?
       Даже коренные израильтяне, в том числе видные политические и общественные деятели, приложившие немало усилий для репатриации евреев диаспоры в Израиль, считавшие свои действия сакральными, в настоящее время отрекаются от своих принципов, у них возникла идиосинкразия к стране, они ее покидают и призывают израильтян приобретать иностранные паспорта (см. статью А. Шавита в газете Ха-Арец о последней книге бывшего спикера парламента государства Израиль, бывшего директора Еврейского агенства Сохнут А.Бурга "Победить Гитлера"), т. е. чувствуют себя здесь неуютно. Что же говорить о репатриантах и эмигрантах. И хотя такая метаморфоза коренных израильтян не очень хорошо "пахнет", но кто ее может запретить на фоне общего "раздрая", неверия в позитивную перспективу и призывов к бегству с "корабля" под названием "Израиль". Даст Б-г, все образуется (еще какая банальность!).
     P. S. Надеюсь, читатель сам разберется, что здесь считать сатирой, а что читать в ..... 
  • Комментарии: 1, последний от 22/07/2007.
  • © Copyright Гольдшмидт Владимир Иосифович (v28@netvision.net.il)
  • Обновлено: 01/06/2016. 17k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка