Недавно в одном из номеров популярной южноизраильской газеты "Мост" было опубликовано открытое письмо о возведении в г. Кирьят-Гат (Израиль) бездарнейшего памятника еврейской маме (см. приведенную в газете иллюстрацию), вызвавшего возмущение жителей города. Как пишет автор письма: "кто установил ....то убожество, ту уродливую абстракцию, которую большинство окрестных жителей в шутку называют "пингвином", а сама себя эта фигура,....., называет "Памятником Аидише маме"
Не намного лучше, в этом смысле, обстоят дела и в других городах, в частности , в Беэр-Шеве.
Не очень оригинальная мысль, но у всех предметов, одушевленных и неодушевленных, как правило, есть несколько сторон, в том числе, передняя и задняя.
Всегда стремятся показать переднюю, обычно, более привлекательную сторону, фасад, впрочем у многих женщин не менее привлекательной является и противоположная сторона. Но о женщинах поговорим в другой раз, хотя эта тема более приятная.
---
Во всех странах мира, когда строят новые, в каком-то смысле значимые
здания, особенно, зрелищные (театры. кинотеатры, концертные залы и т.п.), во-первых, их размещают в центре городов, а во-вторых, фасад этих сооружений, т.е. наиболее красивую часть, разворачивают в сторону оживленных улиц, площадей, перекрестков.
--- Во всех странах и городах, но только не в Беэр-Шеве. В качестве примера, приведу сравнительно недавно построенное здание городского театра г. Беэр-Шева (имена авторов проекта на иврите навечно высеченны на мраморной табличке, прикрепленной на стене у парадного входа). Здание построено не в центре города, тем не менее, на более или менее оживленной площади-перекрестке, на возвышении, хорошо видно издалека, но фасад "смотрит" не в сторону этой площади и находящегося вблизи терренкура, где всегда много гуляющих, а в другую сторону, где маленькие домики, неухоженная неубранная территория и мусорные ящики (см. фото: вид на театр с площади, вид на площадь со стороны театра, его фасад, развернутый в сторону пустыря).
Людей здесь, напротив фасада, кроме жителей этих индивидуальных домиков, выносящих мусор, вообще не бывает. А вот задняя сторона театра, где обычно хранятся старые уже отработанные декорации, реквизит и всякий театральный хлам, видна огромному количеству людей. Вообще о том, что это театр, люди узнали только недавно, после того, как его руководство наконец догадалось, что об этом никто понятия не имеет и вывесило на задней и боковой стенах здания тряпочные плакаты с названием здания 'театрон" (написано на иврите), для чего понадобилось немало времени, чуть ли не пару лет.
Можно представить, как бы красиво смотрелось это здание с площади, если-бы оно было повернуто фасадом к площади, и снизу к нему была построена широкая мраморная лестница - это был бы настоящий парадный подъезд и здание украсило бы весь район.
Так и хочется вспомнить просьбу из известной сказки: "Избушка, избушка, повернись к нам (людям) передом, а к лесу (мусору) задом".
Ведь могли же построить в городе такие красивые, вполне современные районы, как Нэвэ-Зеев, Рамот, достаточно хорошо "смотрящиеся" здания на улицах Рагер, Тувияху и др.
Пишу это с пониманием того, что уже ничего изменить нельзя, но возможно это послужит назиданием "потомкам". Прошу прощения за "несравнимое сравнение", но задолго до Беэр-Шевской "стройки века", у парижской Эйфелевой башни, тоже было много противников и до и после ее возведения, хотя уже ничего нельзя было изменить. Немало недовольных и в Иерусалиме, в связи с недавно открытым там новым оригинальным подвесным Струнным мостом, но тоже что-то изменить уже поздно.
Конечно, имеются примеры, когда исторические памятники устанавливаются "нестандартно", например, памятник Х.Колумбу в Барселоне развернут лицом к морю, а "задом" к людям, гуляющим по бульвару Ла Рамбла, в конце которого на берегу моря он был установлен (1888г.). Но тому есть весомые причины, великий путешественник мечтал о новых географических открытиях, которые совершались в основном, "на морях и океанах", это и хотели отразить авторы памятника.
Вообще в Беэр-Шеве много и других проблем, о чем я уже неоднократно писал. Город нуждается в замене инфраструктуры, коренном улучшении водных и других коммуникаций, покрытии тротуаров в старых районах, в создании дополнительных к уже существующим, культурных, зеленых и особенно водных зон отдыха, в развитии промзон и создании новых промышленных предприятий, наведении чистоты, порядка и т.д. и т.п.
Мэрии неплохо было бы заняться окончанием строительства целого ряда незавершенных объектов, без конца переделываемых, среди которых особняком стоит много лет строящийся концертный зал. Известный советский долгострой по сравнению с израильским, можно было бы считать большим достижением.
Недавно город пытались как-то украсить и облагородить, но к сожалению, в соответствии с эстетической культурой и вкусами руководителей города. Расставленные по всему городу нелепые, непонятно, что обозначающие безобразные предметы, фигуры, как пишет местная пресса, "по достоинству оценила мэрия". Какая мэрия, такая и культура. Конечно, они "хотели как лучше, но получилось как всегда".
Вместе с тем, такие южные приморские города, как Ашдод, Ашкелон выглядят уже сейчас очень красиво и современно и продолжают строиться в таком же духе.
Не исключено, что авторы Беэр-Шевского театрона руководствовались какими-то особо серьезными соображениями, хотя я в это мало верю.
Хотелось бы надеяться, что эти, с моей точки зрения уже далеко не первые оплошности городских проектировщиков, архитекторов, строителей и "украшателей", будут учтены, и в дальнейшем, по возможности, больше не повторятся.