(Этой фразой, отчитался перед односельчанами после поездки в Москву, один из героев культового фильма "Свинарка и пастух", Кузьма - артист Н. Крючков).
Не проводя никакой параллели (надеюсь, что меня в этом не заподозрят), а, только используя формально-фразовое совпадение, замечу, что евреев в Израиле много и евреи разные. Еще какие разные!!!. Белые, смуглые желтоватые и черные, ашкеназы (европейские евреи) и сефарды (восточные евреи из Йемена, Ирака, Ирана, Египта, а также стран Магриба и др.), сабры, ватики и олимы, атеисты и религиозные (если можно так сказать, различных конфессий: ортодоксальные, хасиды, реформисты, ультраортодоксы - различных течений, направлений, стран исхода, религиозные сионисты, просто соблюдающие традиции), "русские" и "эфиопы" и т.п., в общем, как здесь шутят сейчас, а когда-то примерно так шутили в Одессе, евреи 80-ти национальностей, различных цветов, оттенков, ментальностей, культуры, воспитания и пр., и пр., что явилось не очень приятным откровением для многих русскоязычных репатриантов. Кроме того, по мнению партии восточных ортодоксов - ШАС, в страну въехало немало неевреев, "косящих" под евреев из стран СНГ.
Государство, созданное по решению ООН после Второй мировой войны, на волне трагедии Холокоста европейского еврейства (29 ноября 1947 года ООН приняла план раздела Палестины, резолюция ГА ООН N 181, "еврейский народ, переживший трагедию геноцида в период Второй мировой войны, имеет право на создание национального очага") превратилось, в страну для всех, по принципу: "нам евреям все равно, что малина, что говно, малина даже лучше", особенно, при усиленных поисках интересантами-ультраортодоксами потерянных "колен израилевых".
Доискались уже до того, что ультра-террористов, афганских и пакистанских пуштунов, представители которых стояли у истоков исламистского движения "Талибан", "подозревают" (между прочим, эти "подозрительные" исследования финансировало правительство Израиля) в принадлежности к какому-то, одному из десяти утерянных "колен" (десять из двенадцати колен Израиля, после гибели Израильского царства были угнаны в ассирийский плен). Несколько дней назад, появилось сообщение о том, что профессор генетики Т. Парфитт из Лондонского университета обнаружил подтверждение семитского происхождения членов зимбабвийского племени Лемба (типа мумба-юмба), насчитывающего около 80,000, живущего в центре Зимбабве и на севере ЮАР, которое давно считает себя одним из "колен Израилевых" (BBCNews). Ищут все, "кому не лень". Как-то, проводя работы на Голанских высотах, мы с группой коллег заночевали в циммере одного из религиозных кибуцов. Вечером, на общий ужин, который проходил в большой открытой беседке, пришла группа молодых людей в кипах, абсолютно азиатского типа, больше похожих на непальцев, чем на евреев. В продолжение вечера, они на чистейшем иврите спели несколько песен. Это оказалась, небольшая группа, одного, как полагают, утерянного колена. Не исключено, что и часть израильских арабов имеют еврейские корни.
Из такого "месива", из такого плохо сцементированного конгломерата, уже много лет, не очень успешно пытаются создать единый народ - израильтян, используя для этого понятие виртуального "плавильного котла". Кстати, БАГАЦ, по апелляции общественной организации "Ани Исраэли" ("Я - израильтянин") в эти дни рассматривает вопрос о существовании израильского народа (члены этой организации пытаются добиться от МВД Израиля, чтобы в документах в графе "национальность" было записано "израильтянин"). По их данным, в официальной таблице национальностей израильского МВД числятся 134 наименования. Среди них имеются такие экзотические "национальности", как "в процессе проверки", "неизвестна", "не записана", "определена, но еще не записана" и т.д. А вот национальность "израильтянин" (ISRAELI), которая записана в заграничном паспорте - дарконе каждого гражданина Израиля, в таблице МВД отсутствует. К сожалению, или к счастью, трудно сказать, но этот пестрый народ консолидируется без всякого плавильного котла только в экстремальные периоды его истории, в моменты природных катаклизмов или военных конфликтов. Во время войн, которых Израиль пережил немало, в том числе и по вине "миролюбивого" (но не по отношению к нам, поскольку по отношению к нам действует поговорка "нас бьют, и плакать не дают") человечества, наше "вавилонское столпотворение" объединяется в почти единый народ.
Большое число в Израиле и политических (если их можно так назвать) партий, кланов, "дворов" со своими лидерами, главами, ребе, адморами (титул хасидских цаддиков): ультраправые, правые, центристы, левые, ультралевые, светские, ультраортодоксальные, религиозные сионисты и пр.
"Бедному" еврею, особенно из бывшего СССР, где всегда была одна партия, руководящая и направляющая, "вдохновитель и организатор всех наших побед", трудно определиться, куда податься. Если - к правым, идеология которых ему ближе, так там зачастую руководящую роль играют религиозные, и не просто, а ультра, а русскоязычные олимы, в основном, атеисты, протестующие против религиозного диктата. Если - к левым, в основном, высоколобым, интеллигентным и высокообразованным интеллектуалам, т.е. таким же, как и многие олимы, так левые, сторонники договора "Осло", готовы, отдать арабским соседям половину страны, разделить Иерусалим, впустить так называемых "беженцев", и в итоге, ликвидировать Израиль, как государство евреев.
В итоге получается, что нет в наличии такой партии, которая бы однозначно подходила русскоязычным олимам. Поэтому они самоорганизуются и объединяются во всякого рода внепартийные, антипартийные, надпартийные, межпартийные, "межколенные" группы, амуты и др. Пишу это без всякого сарказма, прекрасно понимая, что творческим людям просто необходимо объединиться по интересам, пристрастиям и пр., чтобы совместно обсуждать и публично заявлять свою позицию, кого-то поддержать, кого-то покритиковать.
А вот чем похожи почти все партии, особенно, две полярно противоположные маргинальные группы ультра-израильтян: ультраортодоксы и ультралевые, среди которых немало шнореров, так это своей любовью к халяве, к пожертвованиям, подаяниям, шнору (слово "шнор" означает "попрошайничество", а "шнорер" - "попрошайка").
Этой
достаточно неприятной, но вместе с тем важной темой, я интересуюсь уже давно. О шноре, начиная с 2006 г. я написал несколько статей, подвешенных в Интернете (Lib.ru от 29.11.2006 и от 03.09.2007) и опубликованных в газете "Мост" (N 362 от 14.03.07 и N 386 от 29.08.07). Высмеивая это непотребное явление, даже пытался создать некое подобие теории о шноре, подведя под него формально-математическую базу, которая, к сожалению, пока не нашла практического применения. Это позорное для народа явление, а именно древнейший промысел - шнорерай, упоминание о котором имеется даже в Талмуде, должно подвергаться всяческому остракизму. Приведу некоторые сведения из различных источников по затронутому вопросу, а именно, о любви к шнору.
В связи сультраортодоксами. Примеры из США. Практически все еврейские семьи небольшого городка Ловренса, в котором проживает, не по-израильски, вышколенная публика, являются регулярными жертвователями в поддержку еврейского образования в Израиле. Поэтому здесь часто можно встретить седобородых посланцев-шнореров израильских иешив, обходящих дома и собирающих пожертвования. Как же в рамках еврейского традиционного образа жизни и образования удается поддерживать столь высокий жизненный уровень многодетных семей этой общины из США, особенно, на фоне довольно низкого уровня жизни в большинстве израильских религиозных общин. Оказывается все очень просто. В отличие от израильских ультраортодоксов, здесь буквально все учатся и работают, независимо от возраста. Взрослые с утра учатся в иешиве, затем - стандартный рабочий день, завершающийся для большинства поздним вечером. Дети, до Бар/Бат-Мицвы, посещают иешиву и учатся по их программам. Но за последние четыре года, они должны овладеть полным курсом общеобразовательной школы, чтобы поступить в колледж или университет ("Звезда Давида в сердце Соединенных Штатов").
"Ортодоксы Америки работают, и там нет системы дотаций, поэтому и нет раскола между светскими и религиозными евреями. Все они интегрированы в жизнь страны" ("Знакомьтесь, американские евреи", М.Финкель).
В Великобритании 67% мужчин из "ультраортодоксального" ("харедимного") сектора еврейской общины работают в различных сферах экономики этой страны. Они сами финансируют систему "харедимного" образования, и другие общественные учреждения "ультраортодоксальной" еврейской общины, не прибегая к помощи государства.
В Израиле же, вне сферы религиозного образования, работают, лишь около 40% (что очень сомнительно) мужчин-"харедим" (радиостанция "Коль Исраэль", 16.11.09), а остальные, в основном, надеются на государственные субсидии, различного рода пособия, в том числе на большое число детей. Таким образом, израильские ортодоксы ни работать, ни служить не хотят, они скрывают доходы и не платят налоги. Они скорее будут заниматься своим традиционным ремеслом - шнором, вымогательством денег, выпрашивая пожертвования у зарубежных филантропов и выжимать бюджеты из правительства. Конечно, Израиль за годы своего существования и без них достиг немалых успехов, в промышленности, в экономике, в военном деле, во многих вопросах, чему, кстати, немало способствовали репатрианты из развитых стран, в том числе и, в основном, из стран СНГ. Не могу не заметить, что, к сожалению, экономическая и производственная мощь Израиля как-то тускнеет на фоне не в меру затянувшегося пуска трамвая в Иерусалиме (казалось бы, мелочь), строительство которого всего на нескольких городских улицах продолжается уже более 12 лет (с 1998 г.) и до сих пор не окончено. Так и напрашивается очень близкая параллель с нестареющим романом И. Ильфа и Е. Петрова "Двенадцать стульев" (1956 г.): "Трамвай построить - это не ешака купить". Вряд ли в мире есть аналог, чтобы экономически развитое государство (и даже, государство третьего мира) строило трамвайную линию такой небольшой протяженности (~ 14 км), так долго и так бездарно. Возможно, нужно было больше "шнорить" для сбора необходимых финансов, поскольку его стоимость превышает 4 млрд шекелей, которых так "нехватает", например, для религиозных йешив, чтобы в перспективе, было еще больше бездельников и шнореров.
В связи сультралевыми: Как выясняется, отчет Р. Голдстоуна базировался на информации, полученной не у палестинцев, а как писала газета "The Jerusalem Post, у 16 антисионистских организаций финансируемых постсионистским "Новым израильскиим фондом" (основанным более 20 лет назад радикальной на всех уровнях: общественном, экономическом и политическом, левой организацией "Шалом Ахшав"), получающим деньги от Евросоюза и "дружеских" правительств Великобритании, Германии, Голландии, Дании, Ирландии, Испании, Норвегии, Швейцарии и Швеции. Только за три последних года они получили в качестве пожертвований около70 млн шекелей. Как пишет А. Гержгорин ("Градус ненависти"): "Не правительство, не Кнессет управляют страной, а группа негодяев, открыто призывающих к уничтожению еврейского государства".
В связи с этим, недавно Кнессет подавляющим большинством голосов одобрил в предварительном чтении законопроект "О зарубежных спонсорах", обязывающий общественные организации и граждан Израиля, чья политическая деятельность финансируется из-за рубежа, предоставлять отчеты о размерах и источниках такого финансирования. Действительно, прозрачность финансирования деятельности политических организаций необходима, в особенности, если речь идет о недружелюбных к Израилю, иностранных спонсорах.
Если шнорерай ультраортодоксов еще можно как-то объяснить и оправдать традициями и религиозной ментальностью, то тяга к различным подачкам ультралевых, используемым к тому же во вред стране, в которой они проживают, оправдать нельзя.
А теперь вернемся к многократно обсуждаемому вопросу об отделении религии от государства. Эта проблема весьма актуальна и остается на повестке дня, хотя бы для тех ультраортодоксальных партий, которые не признают государства Израиль, его сионистского характера, а то и просто враждебных ему, которые срывают израильские флаги, не встают во время исполнения государственного гимна, ездят на поклон к Хамасу, беспардонно клевещут на страну и, в то же время получают от нее финансовую поддержку. Кстати, недавно комиссия Кнессета по законодательству утвердила проект о запрещении учреждениям и организациям, получающим государственные дотации выступать против еврейского и демократического характера Израиля, заниматься пропагандой расовой ненависти, оскорблять и осквернять символы государства и т.п. В диаспоре религия важна, поскольку она была и остается средством объединения евреев и сохранения еврейства, средством защиты, хотя и не всегда эффективным, их от ассимиляции. В еврейском же государстве ультраортодоксы являются тормозом, нельзя в 21 веке жить по законам 2000-летней давности. Вместе с тем, на Ближнем Востоке, где, как известно "Восток - дело тонкое", в том числе и в Израиле, отделение религии от государства - проблема, безусловно, деликатная и тонкая, хотя ультраортодоксы действуют, не очень тонко, когда, нарушая святость субботы, по-хулигански шумно и безобразно, с криками, бросанием камней, поджиганием мусорных баков, нападением на полицию, протестуют против различных светских мероприятий и предприятий, о чем уже неоднократно упоминалось в СМИ.
Исходя из своей личной парадигмы, не предполагающей принадлежности к лагерю пораженцев, полагаю, что еврейский характер современного государства Израиль, должна определять не только и не столько иудейская религия, сколько высокий IQ его населения, высокий уровень разработок Хайтека, образцовая культура поведения, высокий уровень жизни, который наряду с другими еврейскими ценностями увеличил бы приток олимов в страну, четкая самостоятельная политика правительства и многое другое. Вот когда такой уровень будет достигнут, только тогда можно будет с полным основанием говорить о существовании современного демократического (а не средневекового теологического) еврейского государства Израиль.