Социализм, коммунизм, демократия - какие красивые слова, с ещё более красивым и обнадёживающим содержанием.
Социализм - социальная справедливость, свобода и равенство, от каждого по способностям, каждому по труду и пр. и пр.
Коммунизм - высшая форма социализма, от каждого по способности, каждому по потребностям и пр. и пр.
Демократия (народовластие) - власть народа, защита основных прав человека: свобода слова и вероисповедания; право на равную защиту со стороны закона и право на создание организаций и участия в политической, экономической и культурной жизни общества и пр. и пр. Демократия, представляется многим подготовленным к этому странам, предпочтительной формой государственного устройства. И, в самом деле, насколько очевидны и впечатляющи успехи демократии, например, в США, народ которой созрел для этой формы правления (возможно, даже перезрел): пройден путь от чернокожего раба ("Хижина дяди Тома") до чернокожего президента Обамы, правда, деятельность которого на этом посту весьма проблематична.
Все эти красивые слова и соответствующие им политические формы правления придумали неглупые люди, глубоко изучившие и проанализовавшие различные общественные и производственные взаимоотношения людей в их историческом аспекте. Однако учли они не всё.
Одним из "не всё" - является человеческий фактор, человек может испоганить и разрушить самые благие намерения. Эти умные люди не учли того, что проникшие во власть, тем или иным, революционным или контрреволюционным, законным или незаконным способом, люди, могут быть разными, не только достойными этой власти, но и: преступниками, диктаторами, сатрапами, тиранами, дураками, слабоумными, оголтелыми либералами, "правдолюбцами" и пр., и пр.
При попытках построения социализма - первой стадии коммунизма, в таких странах как сталинский СССР, маоистский Китай, пол-потовская Камбоджа (Кампучия) и др., в результате революций, контрреволюций, гражданских войн, геноцида собственного народа, выявления внутренних "врагов", апологетами этого политического устройства были измордованы, унижены, уничтожены миллионы людей.
На смену этому режиму пришла, казалась бы лучшая форма - демократия, хотя многие понимают, что демократия, как форма правления, не является совершенной. Наверное, не зря было сказано, что "демократия - это наихудшая форма правления, если не считать всех остальных, которые пробовались время от времени".
Вообще, красивые, правильные и приличные понятия: "либерализм", "демократия", "права человека" доведены в мире до неприличного абсурда. Это, что, непонимание ситуации или сознательное заблуждение? Учитывая различные экстраординарные и форс-мажорные ситуации к слову "демократия" даже начали прилагать различные эпитеты.
Например, разумная демократия, демократия "с кулаками", управляемая или имитационная демократия, тоталитарная, декоративная, квазидемократия, псевдодемократия. Но демократия с эпитетами, это уже не совсем то.
Отступления от прописных основ демократии, их искажение, перегибы и недогибы, неверное прочтение и понимание, имело и имеет место во многих демократических цивилизованных странах, от которых в этом смысле вынужденно не отстаёт и Израиль. Более того, он их даже опережает, во-первых, в силу своей специфики (демократическое и еврейское, чего мы не будем касаться в этой статье) и, во-вторых, из-за желания понравиться всему миру, "бежать впереди паровоза", быть "большим роялистом, чем сам король", быть архидемократичным, на чём и следует заострить здесь внимание.
Специфика Израиля в том, что, будучи единственным демократическим государством на Ближнем Востоке, он географически и политически, в буквальном смысле, зажат в своих неформальных границах враждебными государствами (хотя с двумя из них у Израиля более или менее сносные отношения) и террористскими анклавами. В связи с этим, находясь официально (начиная с 1948 года, с момента рождения государства) и, по сути, фактически, на чрезвычайном военном положении, он должен бы, несмотря на демократическую форму правления, ужесточить, по сравнению с европейскими странами, некоторые элементы этой формы. Вместо этого, многие из них доведены до абсурда, превратив демократию в архидемократию, чуть ли не в анархию. Подчас важны не столько догматы, сколько реальная ситуация.
В связи с этим, вспоминается эпизод, из одного заграничного сериала. На оперативный вызов в машине едут два сотрудника ФСБ. Старший из них, спрашивает коллегу, какой, по его мнению, лучший поединок. Коллега не знает и тогда полковник объясняет, что, по мнению японских самураев, наилучший поединок - это предотвращенный поединок. В это время, их подсекает другая машина, заставляет остановиться, из нее выходят два "братка-битка" и начинают "задираться". Тренированный полковник, не вступая в словесную полемику, быстро несколькими болевыми приемами уложил обоих на землю, сел в свою машину и они поехали дальше. Младший коллега поинтересовался, ну, а как же японская мудрость о предотвращенном поединке, на что получил ответ: "то философия, а это жизнь".
Вот так и в Израиле, то теория на тему "демократия", а это жизнь. И вот только несколько из многих примеров на тему "а это жизнь".
1. В результате недавнего автомобильного теракта в Иерусалиме на променаде Армон а-Нацив 4 военнослужащих были убиты, 13 - ранены. Водитель-террорист 28-летний Фади Аль-Канбар, житель иерусалимского квартала Джабель-Мукабар. Какова же его ненависть к евреям, подпитанная палестино-арабской пропагандой, если, увидев возможность совершить теракт, он, пренебрёг семьёй, женой, 4-мя детьми, родственниками и направил свой тяжелый автомобиль в толпу военных курсантов. Не знаю, связана ли паника вооружённых курсантов на месте теракта с делом Эльора Азарии, но видеокадры с разбегающимися солдатами от грузовика, который наехал на их товарищей, вызвали у многих израильтян, судя по записям в соцсетях, по меньшей мере, недоумение, а у арабов на территориях и в арабских странах (и, не только) восторг. В принципе, курсанты-солдаты поступили правильно, ибо, открыв немедленно беспорядочную стрельбу по террористу, они могли бы покалечить и своих товарищей. Однако, несмотря на то, что водитель был быстро уничтожен, впечатление от этого видео удручающее. По данным СМИ, в ответ на мнение свидетеля теракта инструктора офицерских курсов: "Если бы не суд над Азарией, солдаты действовали бы более решительно", пресс-секретарь ЦАХАЛа заявил: "Нет связи между реакцией солдат в ходе теракта и судом над Азарией, и не было запоздалой реакции солдат". По данным расследования, в террориста стрелял экскурсовод и солдаты.
Сестра убитого террориста публично радостно заявила, что "Аллах избрал шахидом" ее брата. Тем не менее, Иерусалимский мировой суд отпустил её на свободу, ранее арестованную полицией за это заявление. Суд не нашел оснований для продления её ареста, несмотря на то что такое заявление подвигнет единомышленников её брата на новые теракты. Это решение суда вызвало резкое недовольство министра внутренней безопасности.
Для принятия решения в связи с терактом собрался военно-политический кабинет. Возникает вопрос для чего, что теракты в Израиле редкость? Реакция на аналогичные преступления должна быть уже выработана априори, и действовать нужно незамедлительно: дом террориста разрушить немедленно; тело убийцы ни в чём неповинных людей семье не выдавать; всю семью выселить за пределы Израиля, без права возврата в Иерусалим даже их потомкам. За такое преступление должна быть именно такая "демократическая" реакция и никаких заседаний кабинетов. Примерно так, судя по данным СМИ, собирается поступить правительство. Но, к сожалению, от вербальных заявлений до реальных действий, как правило, проходит много времени.
2. Между тем, нередко, наши суды и некоторые руководящие политики готовы защищать кого угодно: палестинцев (когда дело касается их разборок с поселенцами), африканских нелегалов, европейских хулиганов-анархистов, но только не граждан своей страны, евреев. Хотя, они должны понимать, что за ними стоит народ Израиля, который доверил им свою безопасность, свои честь и достоинство.
Наверное, всем еще памятен скорбный эпизод, произошедший несколько лет тому назад в Израиле с подполковником Ш. Айзнером, ударившим датского хулигана-провокатора, участвовавшего в незаконной демонстрации, растиражированный мировой прессой и еще больше раздутый прессой израильской. Впрочем, израильским СМИ, как, наверное, и всем другим СМИ, можно верить только наполовину, и еще нужно решить на какую половину - правую или левую.
(Напоминаю очень кратко, что подполковник Айзнер подвергся нападению со стороны группы активистов-анархистов-хулиганов из Европы. Защищаясь, он нанес удар прикладом автомата одному из них, оказавшемуся гражданином Дании. Инцидент был заснят анархистами на видео и распространен в соцсетях и YouTube). Это неприятное событие моментально вызвало бурную истерику и извинения власть предержащих в Израиле, даже еще толком ни в чем не разобравшихся. Вместо того, чтобы немедленно изгнать этого датского хулигана из страны, наш подполковник был отстранён от занимаемой должности. И только недавно, в последние дни, комиссия Кнессета по внутренним делам утвердила для окончательного голосования законопроект, запрещающий въезд в страну активистам злостно антиизраильской организации BDS. Интересно, почему граждане чужих стран законопослушные у себя дома, ведут себя так разнуздано в Израиле, ведь и там и здесь демократия? Видимо, понятие норм демократии, у нас и у них разные: там закон есть закон, у нас же анархия. Сколько уже говорено, переговорено о гримасах израильской демократии, сколько копий сломано на ниве алогичной толерантности к явным врагам.
Израильский лауреат Нобелевской премии по экономике Роберт Ауманн в своём недавнем интервью сказал, что вся юридическая элита Израиля, в том числе Верховный суд, прокуратура, это постсионистские структуры. Они постоянно принимают решения о выселениях, разрушениях, только в последнее время это Амона, Офра. ... Причём, по его мнению, судебная система действует не по законам, а по собственному представлению о том, что приемлемо, а что не приемлемо. Судьями изобретен термин "критерий приемлемости", который и является единственным при принятии решения; наши беды не от Ирана, не от Обамы, не от арабов, а только от самих себя.
3. Большие споры в израильском обществе, по сути, разделившее его "на за и против", вызвало решение военного суда, признавшего сержанта Элиора Азарию виновным в том, что он убил уже нейтрализованого раненого террориста, и, поэтому обвинён в непредумышленном убийстве, максимальное наказание за которое 20 летний тюремный срок. Помимо "раздрая" в обществе, большое опасение связано с тем, что такое решение военного суда, может негативно сказаться на поведении солдат в сложных условиях борьбы с арабскими террористами. Хотя, по заявлению руководства ЦАГАЛА, эти опасения напрасны, поскольку после описанного инцидента было немало попыток терактов, и солдаты действовали как обычно, при необходимости открывая по террористам огонь на поражение, не опасаясь никаких судебных последствий. Плохо и то, что,осудив Азарию, Израиль не сможет его защищать в Гаагском трибунале, куда вне сомнения Палестинская автономия подаст иск в случае его помилования.
4. Суд освободил депутата Кнессета от арабского блока "Единый список" Баселя Гатаса из-под домашнего ареста, хотя полиция просила продлить такой арест. Суд также отклонил апелляцию прокуратуры о продлении домашнего ареста Б. Гатаса, он останется на свободе. Ранее суд продлил срок его задержания на 10 дней, хотя полиция просила о 45-дневном сроке. И такое странное решение суд принял после того, как этот с позволения сказать депутат, обвинён в нелегальном проносе документов и телефонного оборудования в тюрьму, манипуляции имуществом с целью террора, мошенничестве, нарушении общественного доверия и получении незаконной прибыли при отягчающих обстоятельствах. Такое обвинительное заключение против Гатаса было представлено суду с санкции юридического советника правительства. Отягчающие обстоятельства заключаются в том, что обвиняемый пронес высокотехнологичное оборудование в тюрьму, где отбывают срок осужденные по "террористическим" статьям, что ставит под угрозу безопасность государства, а также в том, что обвиняемый воспользовался для этого своим депутатским статусом. "Он сделал это, хотя понимал, что переданное им оборудование может поставить в опасность жизнь людей и нанести ущерб безопасности государства или помочь террористической организации", -- говорится в обвинительном заключении.
Если суд признает террористическую составляющую передачи телефонов заключенным, Гатасу грозит срок до 10 лет тюремного заключения.
Не лучше дела обстоят и в Кнессете. Несмотря на то, что парламентская комиссия Кнессета единогласно проголосовала за лишение Гатаса депутатской неприкосновенности, несмотря на то, что ему запретили выступать в Кнессете, запретили участвовать в прениях на пленарных заседаниях Кнессета и в парламентских комиссиях, ему, тем не менее, сохранили зарплату. Знаю я, что так велит закон (его величество Закон). Значит, это плохой, непродуманный закон.
5. Почти аналогичная история была и с депутатом Кнессета 14, 15, 16 и 17 созывов Азми Бшара, основателем и первым председателем партии БАЛАД ("Национал-демократический альянс"). В 2006 году юридический советник правительства распорядился начать против него уголовное расследование, основанием чего послужила поездка депутата в Бейрут. Попытки отдать его под суд за посещение вражеских государств проваливались из-за депутатской неприкосновенности. Он сбежал из Израиля после того, как против него были выдвинуты обвинения в измене и помощи террористам, С весны 2007 года Бшара находится в Катаре. В ноябре 2010 года были опубликованы данные о том, что Бшара за три года после бегства в Катар получил от Кнессета более 500.000 шекелей, 7.248 шекелей ежемесячно, а также одноразовое пособие в размере 195.524 шекелей. Это можно объяснить в здравом уме и твёрдой памяти? Наконец, в 2011 году Кнессетом был принят так называемый "закон Бшары", согласно которому бывший или действующий депутат лишается парламентской пенсии и других льгот в случае, если он не явится на допрос по повестке или сбежит из-под ареста. Между прочим, учитывая выше описанное, я не уверен, что этот закон "работает".
Израиль, единственная свободная демократическая страна на Ближнем Востоке. Специфические условия этого, преимущественно мусульманского региона, диктуют Израилю такую форму демократического устройства, которая отвечала бы не только прописанным догмам этой формы правления, но и здравому смыслу, в соответствии с реалиями Ближнего Востока. Т.е., демократия в "чистом виде", тем более, иногда, принимающая одиозные анархические формы не совсем подходит к окруженному врагами Израилю.
И ещё, к месту или не к месту: чем больше мы врагов (как внешних, так и внутренних) боимся, чем больше им уступаем и отступаем, тем больше они наглеют, тем больше они наступают.