Гольдшмидт Владимир Иосифович: другие произведения.

Хочу жениться, и хочу учиться

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Гольдшмидт Владимир Иосифович (v28@netvision.net.il)
  • Обновлено: 21/07/2016. 16k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


       Владимир Гольдшмидт
      
       Хочу жениться, и хочу учиться
      
       В отличие от фонвизинского (Денис Фонвизин "Недоросль", 1782 год) российского недоросля Митрофанушки, не желавшего учиться, а только жениться (что там, даже в 18-ом веке было несложно), многие молодые люди в Израиле хотят и то, и другое: и жениться, и учиться.
       Где? В Израиле? Осуществить и то, и другое в 21-ом веке в Израиле не так просто, если не сказать, даже очень сложно.
       Начнём с тезиса "хочу учиться", хочу получить хорошее образование.
       Совсем недавно, в начале марта 2016 г. нынешним израильским министром просвещения Нафтали Беннетом была создана специальная комиссия под руководством поэта-сефарда Эреза Битона, которой было поручено выработать рекомендации по исправлению существующей (якобы, В.Г.) дискриминации истории и культуры восточных евреев (сефардов) в системе образования и воспитания в Израиле, устранение крена в сторону ашкеназийской культуры.
       Эта комиссия, закончившая свою работу в начале июля, рекомендует: ввести обязательное изучение литературы восточных евреев, создать документальный сериал о вкладе сефардов в еврейскую культуру и в сионистское движение, следить за балансом по происхождению членов Совета по высшему образованию, создать специальную наблюдательную комиссию и специальный факультет по программам изучения сефардско-восточной культуры в ВУЗах, организовать групповые поездки израильской молодежи на Балканы, в Испанию и Марокко для знакомства с родиной культуры ладино (сефардский, еврейско-испанский язык), возить школьников к могилам праведников и т.п.
       Министр Н. Беннет и оппозиционные партии приветствовали эти рекомендации, полагая, что "Через 68 лет мы исправляем историческую несправедливость".
       Ни слова об удручающем положении с изучением современных дисциплин, математики, физики, химии, кибернетики, информатики, английского языка и пр. и пр. То, что реформы образования, определяющие будущее еврейского государства нужны, не вызывает сомнения. И, по-видимому, поэтому, министр Нафтали Беннет, постарался не только не отстать от своих предшественников-министров, постоянно придумывающих новые реформы, но пойти "значительно дальше" их. Так, он разрешил в ультрарелигиозных учебных заведениях не изучать современные дисциплины, по сути, лишив их учащихся нормальных жизненных перспектив; решил дотировать арабскую молодёжь при их поступлении в университеты, а сейчас эта инициатива: возить школьников к могилам праведников и пр.
       И это, на фоне исследования, проведенного недавно Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD), выяснившего, что треть израильтян не умеют считать и понимать тексты. Это исследование вскрыло одну из важнейших причин неравномерного развития Израиля, стоящего одной ногой в 21-м веке, а другой, увязшего в неэффективной экономике старого образца. Специалисты OECD исследовали способности граждан 29 стран по трем пунктам: математической грамотности, пониманию прочитанного и решению задач с помощью технических средств. По всем этим показателям Израиль оказался ниже средней по всем странам OECD.
       И что же, групповые поездки израильской молодежи в страны Магриба и другие страны Африки и Азии, к могилам праведников и т.п. позволят исправить существующее положение?
       Израильское школьное образование находится в кризисе, что, так или иначе, понимает череда министров просвещения (образования), несмотря на то, что они имеют о школьно-университетском образовании самое отдаленное представление, у некоторых из них вообще весьма скромное образование. Никто из них педагогикой не занимался, такую тонкую материю как детская и подростковая психология не знают.
       Тем не менее, в силу своего разумения, они пытаются что-то изменить, с их точки зрения - улучшить, и это, в общем-то, похвально, если бы это было не так часто, если бы это было своевременно, профессионально и, на пользу. Реформы появляются регулярно с "завидным" постоянством, а министры в стране, меняющиеся с калейдоскопической скоростью, не успевают разобраться, что к чему, не успевают осуществить свои идеи, но зато, успевают разрушить сделанное до них. Такая чувствительная область, как образование, от такой чехарды страдает особенно. По мнению многих родителей учеников, качество школьного образования в Израиле, невысокое.
       Череда министров образования Израиля, один за другим: что же вы, меняющиеся, чуть ли не каждые полтора - два года, творите с вверенной вам по недоразумению (именуемой, партийно-политической целесообразностью) важнейшей отраслью? Сколько можно вашим чиновникам-квиютникам экспериментировать (по сути, издеваться) над израильским просвещением, школьной образовательной системой, над детьми, тинэйджерами и их родителями, над преподавателями и всеми вовлеченными в этот ответственейший процесс, людьми?
       С начала девяностых годов, сменилось 14 министров, каждый из которых пытался изменить систему просвещения по своему представлению "как будет лучше" (а, получалось, как всегда и даже хуже). Судя по результатам внутренних и международных конкурсов и экзаменов, воз и ныне там, как было плохо, так, за отдельными исключениями, и остается нехорошо.
       Израильские социологи полагают, что будущее Израиля можно увидеть в сегодняшнем Иерусалиме. Подмеченные здесь тенденции через некоторое время начинают проявляться по всей стране. Так вот, 77% сегодняшних иерусалимских первоклассников - из семей "харедим" и восточно-иерусалимских арабов, которые обучаются по своим особым программам. В одной из "харедимных" школ спросили семиклассников, кто из них в будущем собирается работать. Никто! Они хотят стать аврехами (продолжать учиться в ешивах и после женитьбы). Такие установки и ценности получают около 40% иерусалимских детей в школах, финансируемых государством.
       Особенно "больным местом" в израильских школах, является преподавание математики. О необходимости реформ говорят многолетние результаты международных конкурсов и олимпиад по этой дисциплине. Так, Израиль на этих конкурсах занимал: в 2000 году - 11 место, в 2004 - 15 место, в 2011 - 23 место, etc., т.е., негативная тенденция, вопиющий регресс и деградация налицо. В 2011 году, впереди были Китай, США, Сингапур, Россия, Таиланд, Турция, КНДР, Тайвань, Иран... Однажды Израиль даже был на 38 месте из 42. От такого списка передовиков становится страшновато. Что же будет в перспективе с израильским Хайтеком, который сейчас занимает передовые позиции в мире?
       Израильские школьники были одни из худших по странами OECD. Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) опубликовала в ноябре 2015 г. новый отчет "Education at a Glance", о состоянии и уровне образования в 34 странах элитного клуба. Израильские школьники показали очень слабые результаты по сравнению со своими сверстниками из развитых стран.
    Так, по результатам экзаменов PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) за 2012 год, 24% израильских школьников в возрасте 15 лет плохо сдали экзамены при среднем показателе по странам OECD 14%. Хуже наших детей сдали только чилийцы (26%) и мексиканцы (33%), лучше всех эстонцы (4%), корейцы (5%) и канадцы (7%).
    Плохи дела у израильских подростков в научных дисциплинах, "провалились" 31% школьников против 18% в среднем по OECD. И здесь хуже израильтян только чилийцы и мексиканцы.
    Экзамен по чтению не сдал почти каждый третий израильтянин (32%) при 24% в среднем по клубу. На нашем уровне только греки, все остальные, кроме латиноамериканцев, показали лучшие результаты. На первом месте корейцы (10%).
    Самый плохой результат у израильтян был по математике. Плохо сдали этот базисный предмет 34% при 22% в среднем по OECD, наилучшие результаты у корейцев, эстонцев, швейцарцев и поляков.
    Интересно, что у девочек результаты значительно лучше, чем у мальчиков.
    В таких странах OECD, как, Финляндия, Италия, Чехия, разница между мальчиками и девочками составляет всего 4% -5%, а в Израиле 12%, хуже чем в Турции и Малайзии (11%). Между прочим, и по оценке "багрута" внутри Израиля, девушки немного, но всё же опережают юношей: 88 против 86.
       И всё это, несмотря на то, что, по инвестициям в образование, по расходам на образование в процентном отношении к ВВП, Израиль выше среднего показателя по OECD и превышает Канаду и Корею. Куда же, уходят деньги, Зин? Многие специалисты в области образования и его финансирования полагают, что бОльшая часть огромных ассигнований, примерно 7% от ВВП, выделяемых государством на образование (плюс деньги, взимаемые с родителей на экскурсии и др.), уходит на зарплаты чиновников и до школы не доходят.
       Тем не менее, несмотря на указанные выше неудачи, израильская сборная в этом году вернулась с мировых Олимпиад по математике в Гонконге и по физике в Цюрихе с успехом, с 10 медалями. Хотя израильтяне далеко не на первых местах, всё же в этом году им удалось значительно улучшить свои результаты. Так, в соревновании, в котором приняли участие представители 109 государств по математике, наши школьники заняли 22-ое место вместо 40-го в прошлом году. Они завоевали три серебряных три бронзовых медали. Почти все члены сборной участвовали в Олимпиаде в прошлом году, они усиленно готовились к этой Олимпиаде весь год. Первые три места заняли школьники из США, Южной Кореи и Китая.
       Физики завоевали три серебряных и одну бронзовую медаль. По общему зачету израильтяне заняли 19-ое из 87 мест. Первые места заняли опять таки Китай, Южная Корея и Тайвань. На фоне многих прошлых неудач, хочется надеяться, что это не случайный успех. При этом, конечно же, следует понимать, что это успех нескольких способных ребят, которых специально готовили к Олимпиаде, общая же ситуация соответствует описанному выше.
       С каждым годом становится все слабее и слабее, основа основ будущего - высшее образование; исчезает категория профессоров преподавателей университетов и исследователей, плавно перетекающих в более перспективные страны. Правительство постоянно уменьшает ассигнования на науку, на светское образование и увеличивает на религиозное, чем, с одной стороны, провоцирует утечку мозгов из страны, а с другой - "толкает" ее на путь создания теологического государства, живущего по законам Галахи, чем опять таки способствует утечке "нормальных" мозгов.
       Согласно ежегодному отчету ОЭСР - OECD, Израиль является единственной более или менее развитой страной мира, где в старших возрастных группах людей с высшим образованием не намного, но больше, чем среди молодежи: 48% взрослого населения в возрасте до 64 лет имеют академические степени, а среди людей моложе 34 лет, таковых 46%, хотя Израиль занимает 4-е место по количеству молодых людей в возрасте от 25 до 34 лет, имеющих высшее образование, т.е., пока ещё, Израиль по-прежнему входит в группу лидеров по уровню образованности населения, уступая в этом отношении лишь нескольким странам (например, Канаде и России). Дороговизна обучения в университетах и неясные перспективы с последующим устройством на достойную работу, в ряду с другими причинами, приводит к тому, что по опросам, немало израильтян уехали бы в другую страну, если бы представилась такая возможность. Правда, у потенциальных отъезжантов, в частности, в европейские страны, энтузиазма поубавилось, причиной чего стали перманентные экономические кризисы в Европе, заметный рост антисемитизма, радикализация там мусульманского и, не только, населения.
       Что касается тезиса "хочу жениться", то здесь свои сложности, которые невозможно преодолеть уже в течение десятилетий из-за пресловутого статус-кво и отчаянного сопротивления ультрарелигиозного истеблишмента, к сожалению, не только. Институт гражданских браков отсутствует, хотя и были не совсем удачные неоднократные попытки, например, со стороны партии "Наш дом Израиль", как-то изменить существующее положение. Официально жениться (и разводиться) можно, в основном, по еврейским религиозным канонам, причем оба брачующихся должны быть евреями, даже если они израильтяне. Во всех других случаях можно создать только неофициальную гражданскую семью или оформить официальный брак за рубежом (в Праге или на Кипре), что требует немалых времени и денег (сейчас поговаривают о денежной компенсации брачующихся за границей).
       Как свидетельствовал Иерусалимский институт "Махон Иерушалаим", примерно около 20% браков были заключены за границей, и это число растёт с каждым годом. Возрастает и доля израильтян-евреев, которые решили вообще обойтись без официальной регистрации брака и оформить статус гражданских супругов, их доля превышает 7-8%. Следовательно, нормально жениться на ком хочу и как хочу, нельзя. Для этого необходимо ехать за границу. И это нормально?
       Хотя и не хочется проводить аналогию, но это напоминает печально известный послевоенный закон в СССР конца 40-х годов прошлого столетия "О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами". Но это же был запрет при сталинской тирании, а здесь, что-то аналогичное при формальной демократии, а фактически при ультраортодоксальном раввинатском диктате. Какая разница, как это называется, важно, что там запрет и здесь запрет (тут уж не до "новояза"). Печально, что группу депутатов Кнессета, активно сопротивляющихся попыткам ослабления господствующих позиций ультраортодоксального раввината в  Израиле, поддерживают и клерикалы - русскоговорящие члены Кнессета из бывшего СССР.
       Таким образом, из-за межобщинных, подчас надуманных, специально "подогреваемых", разногласий, из-за религиозных традиций, а иногда, амбиций, из-за непродуманных, а то и непрофессиональных действий правительственных чиновников, такие базовые права молодых людей, как получение хорошего образования и удачный беспроблемный брак, которые во многих развитых странах являются обыденными, в Израиле вырастают в серьезные, многолетне нерешаемые, проблемы.
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Гольдшмидт Владимир Иосифович (v28@netvision.net.il)
  • Обновлено: 21/07/2016. 16k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка