Гольдшмидт Владимир Иосифович: другие произведения.

Кто не хочет работать, тот, не имеет права есть

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 15/12/2016.
  • © Copyright Гольдшмидт Владимир Иосифович (v28@netvision.net.il)
  • Обновлено: 16/12/2016. 13k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


       Владимир Гольдшмидт
      
       Кто не хочет работать, тот, не имеет права есть
      
       Несколько дней тому назад (12.012. 2016 г.) Кнессет утвердил законопроект о "достойном представительстве харедим и русскоязычных репатриантов (вписанных в этот закон в последний момент, по настоянию партии НДИ) в государственных структурах и руководстве госкомпаний".
       То, что в государственные структуры и в руководство госкомпаний русскоязычные репатрианты практически не допускаются, вписывается в общую картину дискриминации этой общины. Что же касается харедим, то у них ситуация намного проще, именно в руководстве их немало. Вопрос в другом: много ли среди харедим, по уровню интеллекта, образования, профессии, специализации, достойных представлять это "достойное представительство" (невольный каламбур). Тем не менее, они решили лишний раз, закрепить такой статус-кво, в рамках тотального "наступления" на светское общество, подчеркнув "горячее желание" работать на государственной и, не только, службе, возможно, вспомнив принцип "Кто не работает, тот не ест".
       Этот принцип, как форма осуждения тунеядства, безделья, не нов, впервые он появился почти две тысячи лет назад. Правда, звучал он тогда несколько иначе. Как сказал апостол Павел: "Если кто не хочет трудиться, то и не ешь" (Новый Завет). Или: "Если кто не хочет работать, тот пусть и не ест". Вообще, мысль о том, что бездельники не должны существовать за счёт тех, кто работает, довольно часто появлялся в человеческой истории. В разных вариантах этот принцип неоднократно использовался в работах В. И. Ленина, основывающихся на высказываниях К. Маркса.
       Наконец, настала и моя очередь провозгласить этот принцип. Правда, я бы его, немного переиначил. Собственно, он и раньше звучал по-разному. Я бы написал: "Кто не хочет работать, тот, не имеет права есть". Причём, слово "есть", я понимаю не только, как "кушать", но и "быть", т. е., "существовать". Действительно, для того чтобы существовать, в том числе и кушать, нужно иметь соответствующие средства. А, для того, чтобы их иметь, нужно работать, поскольку, "Каждый человек обязан, по меньшей мере, вернуть миру столько, сколько он из него взял" (А. Эйнштейн). Брать и не возмещать - это принцип бездельников и тунеядцев. Естественно, это не относится к старикам, детям, инвалидам, невольно безработным и пр..... А берёт человек много: от родителей, от других людей, от учителей, от государства, и пр. и пр.
       Как же с этим принципом в Израиле. Мы ведь государство не только демократическое, но еще и еврейское (хотя значительная часть еврейского населения не соблюдает традиции, а также израильские арабы, люди других национальностей). При этом, религия не отделена от государства, что отличает нас от большинства цивилизованных стран. Ультраортодоксальные евреи, а их около 10% от населения Израиля, в массе своей принцип "Кто не работает, тот не ест" игнорируют, а, точнее, отвергают. От таковых в других странах, многие израильские ультраортодоксы отличаются тем, что они не занимаются производительным трудом, не служат в армии, а только изучают Тору, в то время, как в других странах их коллеги по вере успешно совмещают учебу с работой. Еврейские ортодоксы Запада работают и там нет системы дотаций, поэтому и нет раскола между светскими и религиозными евреями. Все они интегрированы в жизнь страны.
       Несомненно, денно-нощное изучение Торы, тоже труд и труд нелегкий, но он не дает материального продукта, а только духовный, который не купишь, не продашь. Зато вполне конкретное материальное и немалое денежное пособие от государства, как считают ультраортодоксы, им полагается.
       Не такой труд сделал из обезьяны человека, а труд производительный, вещественный, конкретный, а не духовный (тогда ведь ещё Торы не было). Во второй половине прошлого века Чарльз Дарвин и другие ученые доказали, что предки людей были человекообразные обезьяны. Главной же причиной, импульсом, триггером очеловечивания обезьян, явился труд, именно труд, сыграл решающую роль в возникновении человека (Ф. Энгельс "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека").
       Постоянное же изучение только религиозных трактатов, игнорируя изучение дисциплин, необходимых для существования современного общества, может привести к обратному результату.
       Можно думать о людях, что угодно, но то, что они предпочтут худшие условия (например, нелегкая служба в армии) лучшим (изучение Торы в тепличной обстановке) не соответствует природе людей и не только. "Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше". Героев и пассионариев в реальной жизни маловато, поэтому к решению серьезных вопросов следует и подходить серьезно, нужно ориентироваться на обычных людей, на обывателей, а не на Джеймсов Бондов.
       Религиозные партии требуют себе различные материальные вливания и льготы, но не столько, сколько премьер-министр им уступает авансом, буквально забегая перед ними вперед, по принципу "чего изволите-с". Можно представить себе, экстраполируя в перспективу и спекулируя, что все относительно молодые харедим, количество которых растет в геометрической прогрессии, игнорируя государство и своеобразно односторонне понимая статус-кво, будут учиться в йешивах, а светских будет все меньше и меньше. Сразу же возникают вопросы: кто будет работать, где они будут жить, кто их будет кормить, обеспечивать безопасность, кто им будет давать незаслуженные пособия, у кого они будут получать деньги на "мертвых душ" в йешивах и т.д. и т.п.
       Израиль - страна территориально маленькая. Поэтому, нельзя забывать о психологически доказанном феномене, что малость пространства порождает узость мышления. Не зря же израильтяне так любят путешествовать. И чем меньше территория, чем более однообразны ее география, ее природа и ландшафты, ее бытовая культура и архитектура, тем более убогим становится мышление. Возможно, в этом и скрыт частичный ответ на вопрос, почему в Израиле, где так много евреев (которым даже антисемиты не отказывают в уме и таланте), так относительно мало выдающихся интеллектуалов, Нобелевских лауреатов и чемпионов мира: Спиноз и Эйнштейнов, Каспаровых-Вайнштейнов, Оппенгеймеров и Фрейдов, etc. Особенно, их мало, в нашей политической элите. Зато, там много деятелей "местного разлива" (как их называют здешние остряки - "шекель вахеци).
       Несмотря на огромные преференции и материальные средства, представленные ультрарелигиозным партиям премьер-министром, пытающимся сохранить коалицию и возглавляемое им правительство, эти партии продолжают его шантажировать, организуют тотальное наступление.
       Не отстают от них и крупные религиозные авторитеты. В частности, это касается вопроса о необходимости и целесообразности службы в армии девушек? Если десятки тысяч молодых ультраортодоксов (за исключением нескольких сотен) из-за религиозных убеждений, а фактически из-за боязни армейских трудностей и опасности, прячутся за спинами солдаток-девушек, то последние просто вынуждены служить в армии, чтобы их защищать.
       По этому поводу, главный сефардский раввин Израиля, сын покойного основателя партии ШАС Овадьи Йосефа, заявил в одной из своих субботних проповедей, что Тора запрещает девушкам служить не только в армии, но и на альтернативной гражданской службе. С этим, по его словам, согласны все члены совета главного раввината, и все знатоки Торы. Он также сообщил, что его отец умер в возрасте 93 лет "от огорчения, которое причиняли ему его война против призыва девушек в армию", "закон о призыве иешиботников, принятый этими злодеями ...". Между прочим, по инициативе Овадьи Йосефа в страну завезли большое число людей из Африки, имеющих очень отдаленное отношение к еврейству и, провели их массовое "огиюрование" по упрощенной процедуре, увеличив тем самым электорат партии ШАС.
       Нынешний лидер партии ШАС, он же министр внутренних дел, подал в Кнессет законопроект о порядке молитвы у Стены Плача в Иерусалиме. Этот законопроект призван воспрепятствовать решению правительства о расширении пространства для молитв у Стены плача и выделении особой территории для либеральных течений иудаизма. Законопроект в категорической форме запрещает смешанные молитвы (мужчины с женщинами). Женщинам запрещается накладывать тфилин, читать Тору и прикасаться к шофару. Законопроект ШАС предлагает подчинить Стену плача главному раввину и сажать на полгода в тюрьму (или взимать штраф) за смешанные молитвы у Стены. А, как быть с некоторыми представителями этой партии, которые отличились взяточничеством и мошенничеством, их нужно сажать в тюрьму? В эти дни появился еще один кандидат, бывший член Кнессета от этой партии.
    Между тем, финансовая комиссия Кнессета, в рамках коалиционных соглашений между партией "Ликуд" и ортодоксальными партиями, утвердила законопроект о дополнительной финансовой помощи женатым учащимся религиозных училищ (колелей), сумма ежемесячной помощи превысит тысячу шекелей. В соответствии с законом, эту помощь получат учащиеся, имеющие трех или больше детей, даже при наличии у них автомобиля. В 2014 году учащиеся колелей получали от государства 450 шекелей в месяц, в 2016 - 750 шекелей. По данным за последние годы, ~ 30% мужчин-ультраортодоксов в возрасте 30-34 лет определяли свое занятие как "аврех" (учащийся колеля).
       При харедитизации такими темпами, есть опасность, что Израиль в скором времени превратится из светского демократического и еврейского государства, каким его задумали идейные вдохновители и основатели, в государство ортодоксально-еврейское, что может превратить его в изгоя в еврейской диаспоре, где преобладают либеральные реформистское и консервативное направления иудаизма. Такая трансформация может резко уменьшить репатриацию евреев диаспоры в Израиль и, тем самым, нарушить основную идею сионизма, а именно, объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине - в  Эрец-Исраэль.
       Конечно же, принцип "Кто не работает, тот не ест", касается не только харедим. Практически, не работают также женщины-мусульманки, получая пособия как матери одиночки, хотя у них есть мужья - фактически многоженцы. Слабо заняты в трудовой деятельности репатрианты-выходцы из стран Африки, а также вынужденные безработные, немало любителей халявы (профессиональные любители пособий) и многие другие. Вообще, в Израиле, как, впрочем, и в других странах, имеется немало людей - профессиональных бездельников "пособников" работоспособного возраста, никогда нигде не работавших. Они убеждены в том, что никому ничего не должны, а должны только им, нисколько не стесняясь и не смущаясь, всю жизнь неплохо существуют на различные пособия от государства (в том числе на детей), от амутот, от жертвователей. Это трутни-иждивенцы, вечные потребители, не приносящие ни обществу, ни государству никакой пользы, но несомненный вред, одним фактом вот такого своего существования.
      Тем не менее, Израиль за годы своего существования и без них достиг немалых успехов, в промышленности, экономике, военном деле, науке, спорте, искусстве, во многих других областях, чему, кстати, немало способствовали репатрианты из развитых стран, в том числе и, во многом, из стран СНГ.   Слова "без них" я пишу с сожалением. Насколько было бы лучше, если бы всё делалось вместе "с ними", если бы не было такого разобщения, если бы весь народ Израиля был сплочён.
  • Комментарии: 1, последний от 15/12/2016.
  • © Copyright Гольдшмидт Владимир Иосифович (v28@netvision.net.il)
  • Обновлено: 16/12/2016. 13k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка