Тропический рейс
Сервер "Заграница":
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Помощь]
Из цикла рассказов "Море, море".
Тропический рейс.
После выгрузки и сдачи груза в порту Дакар, транспортный рефрижератор "Циклон" следовал на промысел, расположенный в юго-восточных широтах Атлантического океана, за новой партией груза мороженой рыбы и рыбной муки. Там, в прибрежных шельфах, богатых на промысловую рыбу, постоянно работали траулеры объединения "Атлантика", сменяя экипажи каждые полгода.
Солнце уже взошло. Его яркие, тёплые лучи пробивали густую пелену утреннего тумана, деликатно напоминая о приближении судна к экватору, этой знойной полосе земного шара. Там оно набросится на судно тридцатипяти градусной жарой, превращая палубу в горячую сковородку. Послушно подчиняясь работе винта и руля, "Циклон" плавно, с уважением кланялся океану, ритмично, как на гигантских руках поднимался и погружался в его покатые валы. Он рассекал их своим мощным бульбом, затем дробил волну скулами форштевня на мелкие брызги, оставляя за кормой длинный, пенистый след. Со стороны он напоминал большого и шаловливого утёнка, который, наконец-то, добрался до воды и с восторгом наслаждается свободой большого плавания. "Циклон" играл с волнами в свою, только для него понятную игру. Океан благосклонно относился к его шалостям. Он понимал его радость общения с Ним, с его Персоной. А может, он только поддразнивал "Циклон", готовил его, проверяя на прочность в предстоящей серьёзной схватке со штормами, которые он мог под настроение преподнести в любое время? Кто его знает? Своими планами он ни с кем не делится.
Стаи летающих рыбок выпрыгивали из воды, хвастливо демонстрируя морякам свою изящность и ловкость. На взлёте они расправляли свои плавники-крылья и, как серебряные планеры, неслись над поверхностью океана, своим трассирующим полётом повторяя изгибы волн. Некоторые так увлекались, что даже залетали на палубу и становились добычей Корсара.
Этот беспородный пёс, ещё щенком был подобран сердобольными моряками в каком-то порту и уже много лет жил на "Циклоне", чудом не попадаясь на глаза строгих портовых комиссий. Иногда, в каком-нибудь порту его выпускали на берег, для общения со своими собратьями. Корсар безошибочно определял своим собачим чутьём время отхода судна в море, и всегда своевременно возвращался на пароход "из увольнения". Правда, после таких встреч, шерсть на нём висела клочьями, сквозь которые просматривались кровоточащие раны. Судовой врач добросовестно обрабатывал их, смазывая йодом и мазью.
Корсар терпеливо выдерживал эти неприятные процедуры, лёжа на своём любимом месте у судового плотника под верстаком. Зализывая боевые отметины, он жалобно скулил, печально глядя на берег. Видно собачье сердце тосковало, как и у каждого моряка, за своей, оставленной в кругу соперников, подругой. А может быть, у него проявлялись родительские чувства к своему будущему выводку? Но спустя некоторое время, когда раны уже были зализаны, боль прошла, он покидал своё укромное место. До следующего увольнения. По своей собачьей наивности, он верил в то, что другого мира, кроме "Циклона", не существует. И этот мир его вполне устраивал.
Корсар хорошо знал повадки летающих рыб и особенно их аппетитный вкус. Он постоянно обходил свои владения и собирал урожай, которым так щедро в тропиках каждое утро награждал его океан. С восторженным лаем он носился по палубе, отыскивая залетевших трепещущихся, отливающихся серебром рыбок и, по-хозяйски, про запас, прятал их в своих укромных местечках. Позже, он выберет одну из них, на его собачий взгляд самую подходящую, и начнёт с довольным урчанием насыщаться вкусной и жирной рыбиной. В принципе, голодать ему не приходилось. С камбуза постоянно перепадало от кока что-нибудь вкусное, да и моряки частенько подкармливали своего любимца всевозможными лакомствами. Но, по-видимому, долг есть долг. Собачий инстинкт вынуждал его очищать палубу от незваных гостей, которые так нагло, на его взгляд, вторгались на помеченную им территорию.
Единственным его конкурентом был боцман, в судовом миру - Дракон. Тот тоже был не прочь собрать урожай. Он засаливал рыбки, щедро перемешивая их специями. После этого, уже просоленную рыбу, он вывешивал на ветерок вялиться. Наслаждаясь вяленой рыбкой и, облизывая пальцы от стекающего янтарного жира, Дракон утверждал, что ничего вкуснее в своей жизни не ел потому, что не бывает.
* * *
Радист, Андрюша Никитин, в судовом миру, Маркони, нагрузив на голову наушники, тупо смотрел в строчку кроссворда, пытаясь вспомнить одну из тригонометрических функций. Мысль уже крутилась на последнем витке готовая войти в голову, как вдруг ожил приёмник. "Приплыли, - недовольно подумал он и автоматически посмотрел на часы. - Кажется, проснулась жажда деятельности у начальства. Теперь завалят радиограммами".
Пробежав глазами по тексту, он поднял телефонную трубку внутренней связи с капитаном:
- Доброе утро, Николай Фомич! Здесь Маркони.
В ответ что-то захрипело и зарычало, похожее на плохой контакт мембраны в трубке. Но Маркони решил проявить настойчивость и выжать из капитана азы хорошего тона:
- Доброе утро Николай Фомич, - как можно галантней повторил он, заранее зная, что эта выжимка может ему дорого обойтись.
- Утро не бывает добрым, особенно, когда его покой нарушает радист - рявкнула трубка голосом кэпа, - давай не тяни, что там у тебя?
- Срочная радиограмма из пароходства.
- Ну, вот так я и знал. А ты говоришь доброе. А что так рано? Они же там должны ещё спать.
- Как раз наоборот, Николай Фомич. Это мы должны ещё спать. А они уже гуляют. Здесь два часа разницы поясного времени.
- А, ну да. Совсем вылетело из головы. Сейчас буду.
Ровно через пять минут в дверном проёме показался живот капитана, а затем и он сам, заполнив собою половину радиорубки.
- Давай, - протянул он лапу.
- Пожалуйста, - с требовательной интонацией подсказал Маркони.
Капитан подозрительно взглянул на него, пытаясь как-то понять чересчур любезный тон радиста, но у того лицо было непроницаемо, как у партизана перед казнью.
- Слушай, радюга, что это ты сегодня с утра такой... - и, не зная, как бы так понятливей выразиться, кэп повертел вытянутыми вверх пальцами, вроде крутил в них теннисный мячик, - какой-то ты уж больно вежливый? С чего бы это? Может быть, ты влюбился? А в кого? В Валюшу-официантку? Так она, вроде бы, при деле. Там уже давно старпом половину валюты спускает на духи, да и у неё на него большие надежды.
При упоминании Валюши, Маркони сделался красным, как буряк. Валюша - это была его тайная страсть, о которой, как ему казалось, никто не догадывался.
- До прачки ты не достанешь. Она старше тебя, почти, в два раза. Да и боцман ни на шаг её от себя не отпускает.
Маркони презрительно фыркнул:
- Вежливость - это моя врождённая черта характера, - невозмутимо ответил тот.
- Но ведь Никитин Андрей Степанович, это же ты? - утвердительно спросил кэп, устремив взгляд на радиста, и для убедительности направил на него палец.
- Я, собственной персоной, кто же ещё - подтвердил радист, слегка приподнявшись.
- Слава Богу, а то я уже подумал, что в судовую роль вкралась ошибка и под твоим именем скрывается кто-то другой.
Взгляд капитана скользнул по столу и остановился на заглавии брошюры, лежащей на нём:
- Ага, теперь понятно, - проскрипел он несмазанными железками. - "Эстетика поведения в обществе". Где ты только такие книги находишь?
- Звание моряка торгового флота ко многому обязывает.
- Ну да, ну да. Особенно с такой отвёрткой, как у тебя на пальце, - кивнул кэп на его ноготь. - По-моему, на экипаж действуют тропические лучи. Электромеханик омолаживается живой и мёртвой водой, рефрижераторный механик, сидя на корточках на палубе, постигает совершенство медитации, пытаясь взлететь на мостик без трапа. То, что матросы рубят доски рёбрами ладоней, а мотористы качают бицепсы - тут, я понимаю, есть ещё какая-то польза - выиграть друг у друга в вечном споре первенство по перетягиванию каната. А ты решил, что в прошлом рейсе теорию музыки уже усвоил*, а в этом - самый раз заняться самообразованием для приобретения повадок салонного льва?
Радист молча, сосредоточенно выкручивал маленький винтик длинным ногтём на мизинце. Этот ноготь - его гордость, который, когда-то в отпуске, будучи в гостях, чуть было по горячке не срезал.
- Ну, ладно, не дуйся. Давай радиограмму. А для начала длинного пути самоусовершенствования, господин собственная персона, срежь на мизинце свою
отвёртку с остатками под ней неполезных носовых и ушных ископаемых.
*См. рассказ "Первая радиограмма".
Такие диалоги с оттенком воспитательного юмора между радистом и кэпом происходили довольно часто. Кэп давно знал эту семью. Ещё когда-то, когда он плавал третим помощником капитана, их судно нарвалось на серьёзный шторм в Атлантике. Сильной волной сорвало принайтованную бочку с карбидом и она начала "гулять" по палубе. Боцман кинулся её ловить и вспопыхах выпустил страховочный трос. Его тут же подхватила волна и выбросила за борт. Этим боцманом и был отец Андрея. С тех пор кэп относился к Андрею, как к своему сыну.
Капитан прочитал радиограмму, хмыкнул носом, сделал глубокий вдох - выдох и, выдавив себя из радиорубки, поднялся на мостик.
* * *
Третий помощник капитана сидел за штурманским столиком с чашечкой кофе и от скуки читал обрывки старой газеты. Время от времени он поднимался и выходил на крыло мостика, рассматривая в бинокль океанский простор. Обычно, в этом районе курсируют белокрылые красавицы яхты. Если хорошо присмотреться, то с помощью бинокля можно много чего интересного увидеть.
Например, танцы на палубе или загорающих неглиже женщин в шезлонгах и, таким образом, хоть немного приобщиться к цивилизации, украсить однообразный морской быт. К его сожалению морской простор в это время был до обидного чист и не имел никакой зацепки для молодого жаждущего взора.
Вахтенный матрос-рулевой Коля Веткин от скуки постоянно зыркал на часы, с нетерпением ожидая конца вахты. По его мнению, секундная стрелка двигалась со скоростью минутной и до конца вахты было, как до Индии верхом на черепахе.
- Доброе утро, - прорычал кэп.
- Доброе утро, Николай Фомич.
- Где мы сейчас? - обратился он к штурману.
- Гвинейский залив, - показал штурман кончиком остро заточенного карандаша точку на карте. - Скоро пересекаем экватор. Сегодня будет жарковато. Шарик уже с утра пригревает.
- Думаю, что будет жарковато по другой причине, - добавил капитан, - получена радиограмма из пароходства. Предлагают изменить курс и направиться вот сюда, - капитан ткнул пальцем в карту, - просчитайте время прихода. Там нас будут ожидать. Пожалуйста. Учтите, информация - конденфициальная.
Последнее слово, которое капитан выдавил из себя с заметным напряжением, и это очень насторожило штурмана и матроса. Они удивлённо переглянулись. Коля Веткин нервно забарабанил пальцами по штурвалу. Штурман решил, что эта подчёркнутая вежливость имеет прямую зависимость с важностью содержания радиограммы.
- Слушаюсь, - удивлённо ответил он, приподнимаясь в кресле, и принялся за расчёт прокладки курса.
Рулевой Веткин настроил свои уши-локаторы на капитанскую частоту, пытаясь уловить дополнительную информацию к уже услышанному. "Циклон", почувствовал свободу и вильнул с курса. Чашка с остатками кофе опрокинулась на газету.
- Внимание на руле, - рявкнул капитан, - Веткин, что ты шныришь по всему океану, как акула за косяком?
- Что-то в носу зачесалось, - ответил рулевой, выравнивая курс. - Ну, вот - пробормотал он себе под нос, - это другое дело. А то, "пожалуйста, конфицильно".
- Я не слышу отзыв, - прервал штурман его бормотание.
- Есть, внимание на руле!
- Так держать!
- Есть, так держать, - с перепуга, как на срочной службе, гаркнул Веткин и уткнулся в компас.
"Циклон" снова ощутил его могучую руку и без баловства лёг на прежний курс. Таинственная информация, с которой кэп пришёл на мостик, не давала Веткину покоя. Содержание радиограммы он не знал. Но, даже то, что "Циклону" предстоит менять курс, тоже многое значит. Информация из него рвалась наружу. Ну, как же, такая новость!
- Разрешите оставить вахту на пять минут, - обратился он к штурману.
- Иди, только не застревай на больше, - примирительно ответил тот. - По пути зайди к Маркони, - добавил он, - у него как раз для твоего носа есть подходящий ноготь на мизинце, почешешь его.
- Слушаюсь, - автоматически ответил Веткин.
Кэп и штурман засмеялись:
- Ну иди уже, иди. Там Будасов тебя давно караулит.
Веткин кубарем скатился по трапу на корму и тут же встретил своего друга, судового плотника Будасова. Тот ежедневно каждое утро поджидал Веткина у трапа, чтобы первым узнать все новости. От нечего делать он упорно насаждал элементы дрессировки своему другу Корсару. Тот не понимал, что от него хотят, но сам процесс ему нравился и он воспринимал это, как весёлую игру.
- Привет, Коляша! - оторвался плотник от собаки, - по-моему, ты сейчас лопнешь от информации, которая тебя переполняет. Поделись со мной и тебе сразу станет легче. Страви пар.
- Привет, Будист. Да ничего особенного - с напускным равнодушием ответил Веткин, что ещё больше усилило подозрение плотника, - у тебя осталась валюта от предыдущего рейса?
- Да так, кое-что - осторожно ответил тот, не зная, что последует за этим вопросом, вдруг тот попросит взаймы, - ты же знаешь, для чего я откладываю.
- Так вот, с заходом в Кейптаун мы пролетаем, как "фанера над Парижем".
- А что случилось?
- Меняем курс, идём на встречу с кем-то.
У Будасова от удивления даже губы вытянулись дудочкой:
- Куда пойдём, с кем встречаемся, Коляша?
- Не знаю. Штурман уже прокладывает курс. Ну, я пойду. Мне скоро надо сдавать вахту. Только ты смотри, не разнеси это по всему пароходу.
- Ты что, Коляша, мог бы и не предупреждать. Могила!
Плотник потерял всякий интерес к дрессировке Корсара и оторопело смотрел вслед убегающему Веткину, пытаясь извлечь из его слов что-то полезное для себя, но ничего не получалось. Весь предыдущий рейс он копил валюту для покупки своей давней мечты - двухкассетного магнитофона. И вот, теперь, если заход в Кейптаун отменяется, то его планы отодвигаются на неопределённое время. "Ну и дела, - почесал он затылок. - За последние десять лет я не помню, чтобы судно хоть раз прошло мимо Кейптауна без захода в порт". Бормоча что-то себе под нос, он направился в свою каптёрку на бак. Корсар недоумённо смотрел ему вслед, а потом побежал, виляя хвостом, на поиски другого партнёра, удивляясь непостоянности человеческих чувств.
* * *
Пароход, так любовно называют моряки любое судно, это металлическая коробка. На баке сказали шёпотом, а на корме уже услышали. Правда, пройдя через всё судно информация обрастает крыльями фантазии и превращается в газетную утку. Через час весь экипаж "из достоверного источника" уже знал, что "судно меняет курс и идёт спасать яхту, терпящую бедствие на экваторе Гвинейского залива. Её будут буксировать за ноздрю в ближайший порт, где есть док. Самый подходящий для этого порт, конечно же, Лас Пальмас, расположенный на Канарских островах".
Некоторые утверждали, что яхта потеряла ход и её необходимо транспортировать на палубе. А какой моряк не знает, что за спасение положена оплата от страховой компании в размере десяти процентов от стоимости судна. "Без спасения - нет вознаграждения". Деньги немалые, а Лас Пальмас - самое подходящее место для отоваривания валюты. Стоимость товаров беспошлинная. После этого - рейс на промысел, загрузка и Новый год дома за праздничным столом. Затем интимная беседа в тени зелёного абажура и приятная безсонная ночь. Вот это удача!
Вслед за первой уткой понеслась вторая, ещё более правдивая, чем первая. Из "очень достоверного источника" исходило, что ..."Циклон" сворачивает с курса и идёт на Канарские острова. Там забирает какой-то важный груз и пойдёт курсом на Севастополь. Всё это было подтверждено клятвой, что "...у Мастера в пароходстве имеется лапа, и что он сам, лично, видел своими глазами его заявление на отпуск с двадцать восьмого декабря". Все сразу принялись за расчёты. Рассчитали до одного дня - всё сходится! Новый год празднуем дома! После Нового года Мастер выходит из отпуска и снова в рейс. Настроение у всех было приподнятое, только плотник Будасов, главный "достоверный источник", был в расстроенных чувствах.
* * *
- Судовое время семь часов, - "пропел" в микрофон судовой трансляции свою ежедневную "молитву" третий штурман. - Команде подъём! Доброе утро, товарищи! Сегодня среда, десятое декабря".
Напоминание даты в рейсе необходимо. При длительном пребывании в море, отсутствии выходных, а также однообразии и монотонности дней - "вахта, подвахта, ужин и сон" - люди зачастую теряют счёт дням и числам. И если штурман "пропел молитву", что сегодня на полдник солёная рыба с картошкой в мундире, подсолнечное масло и аппетитно нарезанный кружками лук, то всем уже ясно, что сегодня понедельник. А объявление: - "Сдать рабочее платье в стирку", - четверг. Таковы давние традиции флота.
- Николай Фомич, - штурман остановил карандаш на точке. - В заданный район прибудем через шесть часов. В четырнадцать ноль-ноль.
- Ну что ж, как раз вовремя, - ответил кэп.
В рулевую рубку поднялся четвёртый штурман и следом за ним старший помощник капитана Игорь Ильич, в судовом миру - Чиф, элегантный как рояль, в белоснежной, идеально выглаженной рубашке, на плечиках которой чёрными птичками сидели погончики со знаками различия. Обязательное ношение формы в море на грузовых судах уставом не предусмотрено, но и не запрещалось. Это правило было обязательным только для экипажей пассажирских судов. Но уж очень любил форму Игорь Ильич, да и она его тоже. Он как в ней родился. Его ежедневным чистым рубашкам способствовала официантка, белокурая Валюша, о связи с которой, как ему казалось, никто не догадывался. Ещё, будучи курсантом Высшего мореходного училища, он, по причине своей характерной скандинавской внешности, играл в самодеятельных спектаклях роли иностранцев. С тех пор он поддерживал свой имидж с помощью шотландской бородки и неизменной короткой трубки в зубах, которая постоянно нуждалась в подпитке ароматным табачком. Ещё Чиф питал слабость к хорошему одеколону. Всё это требовало дополнительных затрат, которые даже для старпомовской валюты были ощутимы. Но ему, по причине своего холостого семейного положения, не перед кем было отчитываться за свой валютный бюджет. Это вызывало зависть у многих членов экипажа, которым часто приходилось делать заначку от жён в потайном пистончике брюк, пару рублей на непредвиденные расходы.
- Доброе утро! - пахнул Чиф дымком ароматной "Амфоры". - Что на вахте нового?
- Доброе утро, Игорь Ильич! - дружно ответила вахта.
Капитан протянул бланк радиограммы Чифу. Тот внимательно прочитал.
- Полагаю, Николай Фомич, для решения вопроса, необходимо созвать пятиминутку. Кого пригласить?
- Я думаю, что лучше будет, если мы пригласим всех руководителей служб. Во всяком случае, будет меньше всевозможных домыслов. Веткин, - кивнул он головой в сторону рулевого, - на пять минут отпрашивался с руля, значит, утка уже полетела по пароходу.
Веткин только хмыкнул от прозорливости Мастера и молча впился глазами в компас, демонстрируя предельную внимательность на руле. Он забыл, что капитан сам когда-то начинал службу матросом и тоже тогда страдал любопытством не меньше, чем он.
- А первого помощника?
- Конечно, но я думаю, он и сам появится.
Чиф присел за столик и набросал на листе бумаги фамилии, затем протянул его штурману:
- Пожалуйста, сообщите всем указанным в списке распоряжение капитана.
- Слушаюсь, - скривился тот от неожиданно подвалившей работы к концу вахты.
Минут через десять дверь мостика пропустила через себя первого помощника капитана, так называемого комиссара, но в моряцкой среде его именовали - Помпа.
- Николай Фомич, что за пятиминутка? Почему не согласовано со мной?
Мастер удивлённо поднял брови и уже набрал полную грудь воздуха для достойного ответа, но, увидев хитрую, выжидающую рожу Веткина, настроенную на будущий монолог, начал сочинять в уме более сдержанный ответ, соответствующий субординации. Как назло, ничего деликатного не шло в голову. Выручил его неожиданно сам Помпа:
- Извините, может быть, Вы мне звонили, а меня не было дома?
- Вот именно - облегчённо выдохнул капитан скопившееся давление.
- Николай Фомич, какая повестка дня?
Капитан взял первого помощника под руку и вышел с ним на крыло мостика и начал что-то ему объяснять. Как ни напрягался Веткин, но так ничего не смог услышать из их разговора. Вдобавок, по внутренней связи начались переговоры мостика с машинным отделением и он потерял всякую надежду на получение дополнительной информации.
* * *
В 10.00 в салоне каюты капитана собрались все приглашённые. Последний ввалился в дверь рефрижераторный механик с такой умной миной на лице, вроде его оторвали от решения важнейшей проблемы. Всё своё свободное от вахты время он упорно изучал английский язык, чтобы получить надбавку в размере пятнадцати процентов к зарплате за знание иностранного языка. Помпа внутренне считал иначе. Он подозревал в нём будущего эмигранта. Его уверенность в этом подкрепляла пятая графа в анкете рефрижераторного механика, и поэтому он не скрывал от него свои подозрения. В свою очередь Рефик делал вид, что этого не замечает. Схлестнуться с комиссаром - себе же дороже. Помпа обвёл строгим взглядом поверх очков присутствующих:
- Все в сборе? Тогда начнем. Информацию имеет капитан судна.
И уже совсем с другой интонацией обратился к капитану:
- Николай Фомич, Вам слово.
* * *
Капитан Сизов Николай Фомич, как и большинство моряков, начинал покорение морей и океанов с азов, с низшей ступени - матроса третьего класса. В то время главным его орудием производства были швабра, скребок и кисточка. Трудно подсчитать те многие квадратные километры палубы, которые пришлось ему выдраить и покрасить за свою бытность матроса, сначала рыболовецкого сейнера, затем срочной службы на военном флоте. Но мечта о просторах океана его не покидала. И наконец-то она начала сбываться. С трудом, прорвавшись сквозь большой конкурс, он поступил в Высшее мореходное училище, после окончания которого, был направлен на работу в пароходство и зачислен в штат на должность четвёртого штурмана. За свой длинный пятнадцатилетний путь по крутым ступеням к высшему пьедесталу - капитана дальнего плавания, в судовом миру - Мастер, ему пришлось сталкиваться со многим и со многими. По своей натуре он был грубоват, но те моряки, которые были знакомы с ним уже много лет, знали, что он большой души человек, отличный моряк и прекрасно понимает тяжести морской жизни. За любого члена экипажа, конечно, если тот этого заслуживал, он готов был постоять перед самой высшей инстанцией пароходства.
Мастер поднялся и покрутил перед собой бланком радиограммы:
- Моряки, сегодня, в 6.45 получена радиограмма пароходства. Содержание следующее: на рейде устья реки Конго стоит японское рефрижераторное судно, которое выполняет поставку из Бельгии в Заир. Порт назначения - Матади, расположенный в ста миля вверх по реке Конго. Груз - мясо, заморозка - 20 градусов. В этом году сезон дождей задержался и река обмелела. Судно имеет большую осадку и глубина реки не позволяет ему выполнить доставку груза. Я так думаю, что по этой причине кампания терпит немалые убытки. Если они будут ожидать дождей, то вообще вылетят в трубу.
- Это верно, не жди у моря погоды, - пробурчал Дед, в судовом миру старший механик.
Дед считал своим долгом всегда вмешаться в речь капитана какими-нибудь комментариями. И что характерно, как правило, всегда невпопад. Так, лишь бы ляпнуть, но обязательно всегда раньше Чифа, так как считал себя главнее его. Капитан обвёл всех присутствующих взглядом, как бы подчёркивая важность того, что он сообщит:
- Пароходство предлагает нам снять с него часть груза и доставить по назначению. Дальше с оставшимся грузом японец пойдёт на выгрузку самостоятельно. Какие будут вопросы?
Дед, предчувствуя новые хлопоты для себя, а, скорее всего по причине своей вредной натуры, и тут отличился - начал забивать гвозди шляпкой вниз:
- У нас в наличии мало дизтоплива. Не покупать же нам его в иностранном порту за иностранную валюту?
Слова "иностранная валюта" он произнёс особо, подчёркивая важность сказанного поднятым вверх указательным пальцем. Всем сразу стало как-то неуютно от своего предстоящего марнотратства и легкомысленного отношения к валютному фонду государства.
- После выгрузки в порту Матади топливом нас обеспечит танкер "Адлер". Главное вовремя дать заявку радиограммой, - привычно отбился от въедливого деда капитан. - У кого есть ещё вопросы?
Четвёртый штурман, совсем молоденький моряк - второй рейс после мореходки, радостно потёр ладони:
- Пару коротких рейсов и домой!
- Вы очень правильно подметили, - поправил его кэп. - Пару коротких рейсов и ... на промысел.
- Значит, вместо запланированного трёхмесячного рейса он удлинится неизвестно насколько? - встревожился электромеханик Саша Курков.
- Скорее всего, так и будет - ответил Мастер. - А чего ты так переживаешь? Больше шести месяцев в море держать не будут. Это запрещено трудовым законодательством.
- А за это время ты ещё больше укрепишь своё драгоценное здоровье "живой и мёртвой" водой, - съязвил доктор.
- И Дракона долечишь, - заржал дед, отыгрываясь за своё поражение.
Дракон, боцман, сделался красный, как государственный флаг на корме судна. Деловую обстановку совещания нарушило общее ржание.
* * *
Дело в том, что электромеханик Саша Курков обладал склонностью к увлечениям. В предпоследнем рейсе он был увлечён лечением "живой и мёртвой" водой, с помощью которой брался вылечить любую болезнь. У себя в каюте он изготовил эту жидкость и начал на себе испытывать действие нового средства. Но его организм был настолько здоровым, что даже не отреагировал на действие этого пойла. Несмотря на это Саша демонстрировал всем бутылочки со своею мочой, показывая, во что превратились его камни в почках.
Дракон долго ходил кругами вокруг него, разглядывая бутылочки, и недоверчиво качал головой. От чрезмерно выпитого спиртного за свою моряцкую жизнь его печень, как ему казалось, стала пошаливать. "Как бы не схлопотать цирроз печени. Тогда уже точно, даже пива нельзя будет выпить", - озабоченно ломал он себе голову. Обращаться к врачу он опасался, чтобы не иметь потом проблемы с ежегодной медицинской комиссией. Понятное дело - им только попадись. Забракуют и сиди дома. Потихоньку он пил какую-то травку, но мгновенного, положительного эффекта она не давала. А тут - четыре-пять дней попил и полностью выздоровел. Как говорят, - на ловца и зверь бежит:
- Сашок, - поймал он электромеханика за рукав, - а твоя вода может мне подлечить печень?
- А как же! - с энтузиазмом от неожиданно подвалившего клиента воскликнул Курков, - не только подлечит, но и восстановит!
- Да, может быть, там и нет ничего такого особенного, - пробормотал Дракон, - просто так, в порядке профилактики.
Но Курков уже зажал клиента в жесткие клещи своего увлечения:
- Смотри, Илюша, - извлёк он из кармана две бутылочки заполненные мочой, с которыми никогда не расставался, - это моча до лечения. Видишь, какая она мутная? А это - после лечения. Светлая, как пиво "Битбургер", - повертел он бутылочками перед носом боцмана.
Ссылка на знаменитую марку пива окончательно убедило боцмана и он согласился на лечение. Но вот незадача; толи боцман сначала принимал живую воду затем мёртвую, толи мёртвую, а потом живую, так сказать, перепутал процесс. Может быть передозировал - хотелось побыстрее, но через неделю у него посыпались с зубов все нержавеющие коронки, а вдобавок ко всему он обнаружил у себя на голове начинающиеся залысины.
Боцман пришёл к электромеханику, так сказать с рекламацией, и с угрожающим видом, протянул к нему руку. Затем разжал ладонь, на которой лежали его металлические коронки:
- Это как же понимать? - выдавил он из себя, - стоматолог мне гарантировал десять лет. Прошло всего полгода, а ты своим шмурдяком содрал их за четыре дня! Мне что же, теперь только манную кашку хлебать?
Саша начал внимательно рассматривать боцмановские коронки, пытаясь таким образом отодвинуть час возмездия и как-то выкрутиться:
- А это как понимать? - не успокаивался Дракон и, сняв бейсболку, ткнул пальцем в образовавшиеся залысины.
После осмотра боцманских запчастей, Курков понимающе хмыкнул: