Горбунов А. Л.: другие произведения.

Похвальное слово судомоделизму

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Горбунов А. Л. (a-gorbunov@mail.ru)
  • Обновлено: 15/04/2020. 8k. Статистика.
  • Эссе: Нидерланды
  • Скачать FB2
  • Оценка: 9.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Организатор конференции - одна из самых заметных акул мирового авиабизнеса - в грязь ни лицом, ни чем ещё не ударил, заключительная вечеринка была устроена в крытом внутреннем дворе Морского музея Амстердама, который...

  • Организатор конференции - одна из самых заметных акул мирового авиабизнеса - в грязь ни лицом, ни чем ещё не ударил, заключительная вечеринка была устроена в крытом внутреннем дворе Морского музея Амстердама, который для этого мореходного города играет роль главного и отчасти смыслообразующего. В Амстердаме даже велосипеды имеют корабельную оснастку; я как-то взял в своей гостинице прокатную машину и за день проехался вдоль всех пяти канальных полуколец столицы Королевства Нидерландов. Так вот, на багажнике была сложена серьёзная такая якорная цепь со звеньями в палец толщиной. Заинтересовавшись столь необычным велоаксессуаром, неосторожно отстегнул его и чуть не получил инвалидность - цепь свалилась, а веса в ней было около пуда, едва ногу успел отдёрнуть. Цепь предназначена для приковывания велосипеда на парковках, чтобы её перекусить необходимо специальное оборудование, любителям не справиться.

    Толпу участников вечеринки доставили плоские экскурсионные плавсредства с красивыми прозрачными крышами. Дело было к вечеру, но водные прогулки по каналам в потёмках оказались по-своему хороши и весьма: днём всё-таки малость однообразно, ночью же огни множатся мокрыми отражениями и людей не видать, однако видать старые архитектурные формы, отчего картинка приобретает лёгкий оттенок ретроволшебности и возникает пространство для фантазии, у кого она есть. Музей к моменту прибытия гостей столицы был уже закрыт, труженикам науки и бизнеса был предложен roast-beef окровавлЕнный под шлягеры 50-х в стильном исполнении дамского вокального секстета, пританцовывавшего на подиуме атриума. Прекрасный отдых и великолепная кухня! И если здесь умеют так неплохо готовить и развлекать, то и музейная экспозиция, поди, достойная - чего бы ей не быть достойной? - такие мысли посетили автора под нежнейшую мраморную говядину. Решил назавтра же и проверить.

    Предчувствия меня не обманули. Хотя, признаться, ценностные мерки автора специфичны, достойным считается только то музейное учреждение, которое уделяет значительное внимание моделям кораблей. Попробую объяснить почему.

    Изготовление малых копий судов - благороднейшее и полезнейшее времяпровождение, которому предавались многие многоуважаемые и очень занятые люди, в их числе Пётр I и соединённоштатовский президент Ф. Рузвельт. Отвлекались от уймы важных государственных дел они скорее всего потому, что это занятие прямо противоположно административной суете, а лучший отдых - радикальная смена рода деятельности. Плюс немалый художественный момент, ведь корабли, как правило, красивы, поскольку некрасивые корабли, как скажет всякий опытный конструктор, обычно неудачны и быстро тонут. Да ещё возможность почувствовать себя нормальным человеком, способным что-то толковое сделать своими руками. Ну и мелкая моторика - британские учёные убеждены, что без неё мозги не развиваются.

    Особенно полезен судомоделизм для юношества, так как позволяет освоить немалое число столярных, слесарных, малярных и всяких иных навыков, включая эстетические. Начинается всё работой с чертежами, иногда и подготовкой самих чертежей. Затем по чертежам из картона вырезаются лекала шпангоутов и начинается кропотливая обработка деревянной болванки при помощи разнообразных рубанков и стамесок - изготовление корпуса, за несколько уходящих на это месяцев обязательно задумаешься о том, почему обводы судна именно такие, а не другие и начинаешь понимать ценность работ академика Крылова. Когда я в 80-х ходил на научно-исследовательском судне его имени, отчётливо почувствовал отдачу от своего занятия судомоделизмом в школьные годы. Кстати, отличный был пароход, имел по оценкам вероятного противника лучшую в мире электронную начинку на то время, у нас даже была спрятанная в борту миниподлодка (youtu.be/L8R-miezf30, 13:28 мин.). Завершается подготовка корпуса шлифованием нитрошпатлёвки мелкой шкуркой с бензином. Отмыться от запаха невозможно, зато результат вызывает большое самоуважение.

    Потом делаются надстройки - паяются замысловатые, предварительно вырезанные из жести детали, а эта вырезка сама по себе непростая операция. Изготавливаются рангоут, дельные вещи, такелаж, при этом задействуется целый спектр приёмов, от работы на токарном станке до литья из металла и химической обработки пластика. И покрасить всё надо, причём очень деликатно, для чего вручную делается распылитель.

    Если же модель не стендовая, т.е. предназначенная только для демонстрации, а действующая, для настоящей воды, то всё вообще становится почти как в реальности. Опыт, приобретенный мной при изготовлении метровой действующей модели пластиковой яхты (болванка корпуса вытачивается из пенопласта и оклеивается несколькими слоями стеклоткани на эпоксидной смоле) позволил впоследствии без проблем и быстро самостоятельно сделать один из первых виндсёрферов на Каспии. Бело-оранжевый парус был пошит из тормозного парашюта от истребителя и смотрелся упоительно. А вот достать большие куски пенопласта оказалось сложно, поэтому на размерах доски я малость сэкономил и сёрфер держал только спортсменов моего веса и меньше - при нарушении условия он медленно и торжественно, как "Титаник", уходил в пучину. Я объяснял интересующимся, что это такая специальная прыжковая версия, которая должна иметь небольшие габариты и, соответственно, ограниченную грузоподъёмность.

    В Морском музее Амстердама с моделями судов всё в порядке. Моделей десятки, одна из них масштаба 1:1 и пришвартована к пирсу рядом. Это большое трёхмачтовое судно Ост-Индской компании одним своим видом должно было действовать сногсшибательно на индонезийских островитян - эффект при первой встрече видимо был сравним с появлением километровой летающей тарелки над современным городом, торговля с потрясёнными такой штукой туземцами наверняка сверхрентабельна. А вот условия на борту для экипажа более чем скромные, даже офицерские каюты представляют собой убогие каморки в пару-тройку квадратных метров. В залах музея ещё несколько дюжин превосходно сработанных моделей парусных судов, осмотр которых доставляет квалифицированным посетителям истинное удовольствие. И дело не в знании технологий создания моделей, вернее не столько в нём, сколько в понимании того, что моделирование представляет собой отображение одного множества, элементами которого являются свойства моделируемого оригинала, на второе, элементами которого являются свойства среды моделирования. Наслаждение вызывает мастерство выстраивания такого отображения, у которого куча координат - тут и выбор технологических параметров, и используемых техник, и дизайн. Если, конечно, оно, мастерство, имеет место.

    Здесь мы и подходим к связи судомодельного и музейного дискурсов. Ведь любой музей - это также всегда отображение некоторого оригинала в некоторую предметную среду и успешность музейной площадки в первую очередь зависит от владения искусством эффективного построения данного отображения. Критерии эффективности могут быть очень разными, но сама процедура конструирования отображения более или менее инвариантна по отношению к ним, вследствие чего присутствие корабликов в музейной экспозиции есть универсальный симптом высокоуровневости администрации, т.е. от неё, администрации, можно ожидать приличных результатов.

    Остается объяснить, почему у этого отображения обратная оптика (уменьшение размеров) и корабельная специфика. Ну, с этим всё просто. Малые размеры - тот же эффект, что и с оловянными солдатиками или игрушечными железными дорогами, катализирует воображение, хороший пример - "Гранд макет Россия" или Legoland в датском Биллунде, а тема водных странствий - вообще веками проверенный способ завлекательно-романтической интерпретации самых разных сюжетов.

    Чтобы вкусить судомодельного изобилия порекомендовал бы к посещению Центральный военно-морской музей в Питере, там отец поэта Бродского служил и потому поэт провёл немало времени, что, несомненно, повлияло благотворно на будущего гения. Или центр Vellamo в финской Котке, тоже богатое место. А в Амстердаме показательно широкое присутствие в экспозиции морского музея изрядной живописной составляющей, она подтверждает упомянутую высокоуровневость администрации. Да и я готов таковую засвидетельствовать.
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Горбунов А. Л. (a-gorbunov@mail.ru)
  • Обновлено: 15/04/2020. 8k. Статистика.
  • Эссе: Нидерланды
  • Оценка: 9.00*3  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка