Аннотация: Евреи. Что стоит за этим словом? Кого можно назвать евреем?
Не утихают споры о том, кто является евреем, и что это такое быть евреем. Еврей - национальность, или религия? Можно ли стать евреем, или же, наоборот, перестать быть евреем? Приняв другую веру (т.е. отрекшись от Иудаизма), еврей уже не еврей? А кто тогда?
На все эти вопросы я нашла ответы в статье из Википедии.
Привожу её здесь в неполном варианте.
Еврейство по рождению
Как следует из текста Пятикнижия, ещё в эпоху патриархов в семье Авраама преобладала явная тенденция к бракам внутри своего рода. Так, в повествовании о браке Исаака с Ревеккой Авраам даёт своему рабу следующее указание:
Заклинаю тебя Господом, Богом небес и Богом земли, что ты не возьмёшь сыну моему жены из дочерей ханаанейцев, среди которых живу. Но в мою землю и к моей родне пойдешь, и из неё возьмёшь жену сыну моему Ицхаку.[1]
(Быт.24:3)
У сына Исаака, Иакова, мы наблюдаем аналогичную картину:
И взял Эсав в жёны дочь Беери хитийца и дочь Эйлона хитийца (из ханаанских народов); и были они душевным огорчением для Ицхака и Ривки <...> и сказала Ривка Ицхаку: ведь если и Яаков возьмёт себе жён, как эти, из дочерей народов этой земли, то к чему жизнь? И призвал Ицхак Яакова, и благословил его, и заповедал ему, сказав ему: не бери жены из дочерей ханаанских. Встань, пойди в Падан-Арам, в дом Бетуэля, отца матери твоей, и возьми себе оттуда жену из дочерей Лавана, брата матери твоей.
(Быт.26:34, 27:46-28:2)
Наиболее полно запрет на смешанные браки в Пятикнижии сформулирован во Второзаконии[2]:
И не роднись с ними: дочери своей не давай его сыну и его дочери не бери для сына своего. Ибо он отвратит сына твоего с пути моего, и будут служить они божествам чужим; и воспылает гнев Господа на вас, и истребит он тебя немедля.
(Втор.7:3,4)
Первоначально этот запрет распространялся лишь на браки с народами, населявшими древний Ханаан (Втор.7:1). Впоследствии, однако, Ездра (Эзра) и Неемия (Нехемия) распространили запрет на смешанные браки на все окружавшие евреев народы (см. Езд.9-10; Неем.10:30, 13:23-27).
В третьем стихе этого отрывка содержатся два запрета: на брак с неевреем-мужчиной и брак с нееврейкой-женщиной. В четвёртом же стихе упоминается лишь один из них, причём действие 'отвратит' в оригинале употреблено в мужском роде. Казалось бы, текст должен был выглядеть иначе: 'Ибо она отвратит сына твоего с пути' - то есть, нееврейская девушка, которая выйдет замуж за твоего сына-еврея, собьёт его с пути.
В Талмуде[3] этот стих трактуется следующим образом:
"Нееврейка... ребёнок её - как и она [нееврей]. Откуда это? - Сказал рабби Йоханан от имени рабби Шимона бар Йохая: "Потому что говорит Писание: 'сына твоего[4] от [следования] за мною...' - сын от твоей дочери-еврейки называется 'сыном твоим', а сын от твоей невестки-нееврейки не называется 'сыном твоим', но [называется] 'её сыном'. Сказал Равина: 'Отсюда следует: сын дочери твоей от нееврея называется 'твоим сыном''
- Вавилонский Талмуд, Кидушин 68б
Еврейские законоучители поясняют, что речь здесь идёт о зяте-нееврее, а сын упомянутый дальше - это сын твоей дочери-еврейки, то есть твой внук. Тем самым, эти стихи следует читать так: 'Дочери своей не давай его сыну ... ибо он (зять-нееврей) отвратит сына твоего (то есть внука) с пути'.[5] Раз здесь говорится о воспитании такого сына, значит он - еврей. Отсюда делается вывод, что сын еврейки - еврей. Таким образом, в наше время выводят, что даже если зять твой нееврей, твой внук, сын твоей дочери, остаётся евреем. В то же время, в случае, когда невестка - нееврейка, закон не предостерегает от опасности потери внука. По версии современного толкования, связано это с тем, что тот - нееврей, и у него свой собственный путь. Как вариант альтернативной версии, это могло быть связано с главенствующим социальным положением мужчин над женщинами, а потому отсутствует опасение, что сын от сына уйдет из народа и этот случай не предостерегается, но присутствует предостережение, что сын от дочери может уйти.
]Еврейство по религии
В Библии, однако, можно найти и примеры смешанных браков. Так, сын последнего из патриархов, Иакова, Иуда (Иехуда) берёт в жёны 'дочь ханаанеянина' (Быт.38:2) [6], а Иосифу фараон даёт в жёны 'Аснат, дочь Потифара, жреца Она' (Быт.41:45) [7]. У Моисея одна жена была мидьяниткой (Исх.2:21), а другая - кушиткой (Чис.12:1)[8]. Период до падения Первого Храма также даёт немало примеров смешанных браков: прабабушкой царя Давида, основателя царской династии, была Руфь-моавитянка, нееврейские жены были и у самого Давида (2Цар.3:3), а у царя Соломона их, как известно, было великое множество.
Объясняется это тем, что в библейский период евреем являлся всякий, кто принадлежал к еврейскому национально-религиозному сообществу - даже если он не происходил от одного из колен Израиля. Пользуясь современными терминами, можно сказать, что они 'принимали еврейство', то есть проходили гиюр.
По этой причине и Авраам искал жену своему сыну 'из своей родни', поскольку было вероятнее ожидать от неё принятия этического монотеизма, провозглашённого им; девушки же из народов, среди которых он жил, в гораздо большей мере были подвержены воздействию язычества. В том же аспекте - еврейство через принятие религии - относится и к Ципоре, жене Моисея, и, конечно, к Руфь, прабабушке Давида, которая лишь родилась моавитянкой, но впоследствии стала еврейкой, провозгласив: 'Твой народ - мой народ, и твой Бог - мой Бог' (Руфь.1:16). Да и само формирование из еврейско-египетских рабов народа Израиля связано с принятием религии Завета на горе Синай. По определению Саадии Гаона (IX век), 'наша нация является нацией лишь благодаря Торе'. А потому неразрывная связь национального и религиозного аспектов еврейства служила фундаментом еврейской самоидентификации в течение всей истории существования еврейского народа.
В древнем мире положение мужчины было, как правило, столь центральным, что, выходя замуж, женщина обычно автоматически принимала религию мужа. Поселяясь на жительство среди еврейского народа, женщины-нееврейки принимали еврейскую веру вместе со всеми её законами - Субботой, кашрутом и т. п., поскольку в те времена это было нормой. Соответственно, эти женщины становились еврейками, и их дети уже были 'евреями по рождению'.
Однако принятие женой религии мужа было естественным лишь в те времена, когда евреи прочно сидели на своей земле и еврейская национально-религиозная община жила устойчивой и полноценной жизнью. Положение принципиально изменилось после возвращения из вавилонского пленения (538 г. до н. э.). Падение Израильского, а затем и Иудейского царств сопровождалось насильственным выселением завоевателями части еврейского населения и переселением в Землю Израиля неевреев. Следствием этого были смешанные браки, угрожавшие дальнейшему существованию еврейского народа, и ослабление национально-религиозного самосознания.
Видел я ещё в эти дни тех иудеев, что снова взяли жён из Ашдода, Аммона и Моава. А сыновья их не умеют говорить по-иудейски, - наполовину говорят по-ашдодски и на языках других народов. И спорил я с ними, и проклинал их, и бил некоторых из них, и рвал на них волосы, и заклинал их Богом: 'Не давайте дочерей ваших их сыновьям и не берите дочерей их для сыновей своих и для себя. Ведь этим грешил Соломон, царь Израиля <...> но даже его ввели в грех жены чужих [народов]? А вас ли будем слушать, чтобы творить всё это великое зло - вероломствовать перед Богом нашим и брать чужих жён?'
(Неем.13:23-27)
Ездра (Эзра), духовный руководитель еврейского народа в то время, потребовал от евреев подтвердить свою верность еврейству и развестись с чужеплеменными женами, которые не сделали гиюр и отослать их от себя вместе с детьми, поскольку, по его мнению, смешанные браки были одним из факторов отхода от иудаизма.
Совершили мы преступление перед Богом нашим и поселили чужеземных жён из народов страны; <...> А теперь заключим союз с Богом нашим о том, чтобы выдворить всех [этих] жён и рождённых ими, по совету Господню и трепещущих перед заповедями Бога нашего; и да будет это исполнено по Торе
(Езд.10:2,3)
И народ выполнил это требование. В конце книги Эзры приводится перечень 'аристократических' семей, которые также расстались со своими нееврейскими жёнами:'...Все они взяли жён из чужих народов, и были среди них [исключенных из среды еврейского народа] и женщины, родившие детей' (Езд.10:44) Очевидно: если бы эти дети по отцу считались евреями, никто не имел бы права вывести их из среды еврейского народа.
Итак, требование развестись с нееврейскими женами определяет чёткую границу принадлежности к народу: нееврейские жены и их дети к народу не принадлежат. Существует два возможных объяснения словам Эзры:
Возможно, Эзра говорит именно о нееврейских жёнах, в связи с тем, что было общепринято в еврейском народе определять принадлежность к нации по матери. Поэтому он и не настаивает на необходимости развестись с нееврейскими мужьями.
С другой стороны, возможно, что Эзра говорит именно о нееврейских жёнах, в связи с тем, что было общепринято в еврейском народе определять принадлежность к нации по отцу. В таком случае, всем было ясно, что дети евреек, которые вышли замуж за неевреев к народу не принадлежат, и Эзра стремился подчеркнуть, что и в случае жены-нееврейки - её дети также не принадлежат к еврейскому народу. Согласно подобной трактовке, Эзра ограничил определение принадлежности к нации лишь теми, у кого оба родителя - евреи.
Так или иначе, Ездра (Эзра) и Неемия (Нехемия) распространили запрет Библии на смешанные браки на все окружавшие евреев народы (Езд.9-10; Неем.10:30, 13:23-27). Принадлежность к общине определялась теперь, в первую очередь, на основании религиозного критерия, и община признавала своими членами лишь тех, кто принимал на себя религиозные обязательства. Строго религиозный критерий еврея, введённый Эзрой и его соратником Нехемией, привел к культурно-религиозному обособлению евреев от языческого мира.
Галахическое определение еврейства
Согласно определению Галахи,
евреем является человек, рождённый матерью-еврейкой или обращённый в еврейство в соответствии с религиозным каноном.
Талмуд[9] придал запрету на смешанные браки религиозно-правовое обоснование, из чего вытекала возможность такого брака при условии перехода его нееврейского супруга в иудаизм[10]. В качестве Галахи этот закон был сформулирован в Шульхан Арухе[11].
Определение еврейства по материнской линии
На протяжении всей еврейской истории национальная принадлежность ребёнка определялась по матери, независимо от происхождения отца. Корни определения еврейства по национальной принадлежности матери восходят, по меньшей мере, к периоду Талмуда (II-V вв. н. э.). Подобная практика отличается от общепринятой у других наций, однако ни в одном из классических текстов, посвящённых Галахе, по этому вопросу никогда не высказывалось иного мнения.
Профессор Михаэль Коринальди приводит несколько возможных объяснений подобному установлению:
Биологическое объяснение: мать ребёнка не вызывает сомнений, насчёт же отца полной уверенности быть не может. Поскольку требовалось дать наиболее точное определение, было выбрано определение по матери.
Социологическое объяснение: воспитание детям даёт мать. Согласно этому определению, наиболее существенная составляющая еврейской самоидентификации - культурная.
Политическое объяснение: в ходе войн евреев с римлянами немало еврейских женщин были изнасилованы неевреями, и закон был изменён таким образом, чтобы включить их детей в еврейский народ.
Демографическое объяснение: многие еврейские мужчины погибали в войнах, поэтому пришлось принять в нацию тех детей, которые были рождены от нееврейских мужчин.
Юридическое объяснение: римское право придаёт особое значение законности брака. Дети, родившиеся у отцов, имевших римское гражданство, но не заключавших законного брака, получали происхождение матери и не получали гражданских прав отца. Тем самым, еврейский обычай является зеркальным отображением этого закона.
Каббалистическое объяснение: душа женщины еврейки в момент зачатия "притягивает" еврейскую душу
Присоединение к еврейскому народу
Основная статья: Гиюр
Любой человек, независимо от происхождения, может стать евреем, то есть членом национально-религиозного сообщества, которое носит название "народа Израиля". Следует подчеркнуть, что еврейство в этом случае рассматривается в качестве полноценной национальной принадлежности к потомкам Авраама. Действие этого принципа подтверждается полиэтничностью народа Израиля, в который входят представители всех рас и самых разнообразных этнических и этнолингвистических групп. Все они, несмотря на этнические различия, объединены общностью религии, духовного наследия и национального самосознания.
Необходимость в прохождении гиюра неевреем, желающим перейти в еврейство, принимается всеми течениями в Иудаизме, однако его характер отличается в том или ином течении. Эти различия вызывают множество внутри-религиозных конфликтов, которые на сегодняшний день вызваны, главным образом, юридическим статусом гиюра при получении гражданства Государства Израиль.
Потеря еврейства
По галахическому определению, "еврей, даже согрешив, остается евреем"[12], не существует возможности, по которой еврей может стать неевреем. Тем не менее, еврей может быть подвергнут бойкоту и отлучению от общины (Херем) и, тем самым, будет ограничен в возможности исполнения тех заповедей, которые требуют участия других евреев.
Практические следствия еврейства по Галахе
У галахического определения принадлежности человека к еврейскому народу существует множество практических следствий и, в первую очередь, право и обязанность исполнять заповеди Торы.
Попытки переоценки определения еврейства
Еврейство как религия
Дореволюционное российское законодательство воспринимало евреев исключительно как религиозную общину ("лица иудейского исповедания"). Тем самым, евреи, перешедшие в православие или лютеранство, меняли свой правовой статус, но не национальную принадлежность (например "евреи лютеранского исповедания"). Даже при крещении, когда требовалось выбрать новое имя из святцев, евреям было запрещено менять фамилии.
В то же время, русские, исповедуюшие иудаизм, (иудействующие) к евреям юридически не приравнивались (см. Субботники).
С другой стороны, евреи, исповедуюшие иудаизм и получившие потомственное дворянство, считались русскими дворянами (см. Русские дворянские рода иудейского исповедания). А бухарские евреи в правовом отношении приравнивались к прочим подданным эмира Бухарского.
Значительное число евреев, увлечённых эмансипацией и ассимиляцией, считали себя "немцами/французами Моисеева закона".
Еврейство как национальность
Сионизм Теодора Герцля изначально возник в качестве чисто светского национального движения.
В Советском Союзе еврейство понималось как этническое происхождение - "национальность".
Мыслители о еврействе
Многие мыслители пытались дать своё определение еврейства.
Что такое еврей? Этот вопрос вовсе не такой странный, каким он может показаться на первый взгляд. Посмотрим же, что это за особое существо, которого все властители и все народы оскорбляли и притесняли, угнетали и гнали, топтали ногами и преследовали, жгли и топили, и который назло всему этому всё ещё живёт и здравствует. Что такое еврей, которого никогда не удавалось сманить никакими соблазнами в мире, которые его притеснители и гонители предлагали ему, лишь бы он отрёкся от своей религии и отказался от веры отцов? <...> Еврей - символ вечности. Он, которого ни резня, ни пытки не смогли уничтожить; ни огонь, ни меч инквизиции не смогли стереть с лица земли. Он так долго хранил пророчество и передал его всему остальному человечеству, - такой народ не может исчезнуть. Еврей вечен, он - олицетворение вечности.
- Лев Толстой, эссе "Ковчег Завета", 1891 г
Почему мы евреи? Сколько ереси в самом вопросе! Спросите огонь, почему он горит? Спросите солнце, почему оно светит? Спросите дерево, почему оно растёт?! Спросите еврея, почему он еврей?
Не в наших силах не быть теми, кто мы есть. Это находится внутри нас. Этот закон - закон нашей природы. Он поднимается из глубин души. Он - часть нашего сердца. Невозможно его отменить, победить, отрицать также, как невозможно извлечь, победить, отрицать своё сердце. Внутри нас то, что приносит нам порой горечь и унижения. 3000 лет мы были евреями потому что, не могли быть кем-то другим. И мы всё ещё евреи, и должны ими быть, потому что не можем быть кем-то другим. Потому что огромная сила связывает нас с иудаизмом и оковывает наши сердца пока они не скажут: я хочу быть евреем.
- Ашер Гинцберг (Ахад Ха-Ам)
Евреи - народ духа, и всякий раз, как они возвращаются к своим началам, они велики и прекрасны, а их неуклюжие противники пристыжены и посрамлены. Глубокомысленный Розенкранц сравнивает их с великим Антеем, и разница лишь в том, что тот становился сильнее всякий раз как прикасался к земле, евреи же черпают новую силу, как только они снова соприкоснутся с небом. Удивительное сочетание самых резких противоположностей! Хотя у этих людей встречаются столько уродств и низости, среди них же можно встретить идеалы самой чистой человечности
- Генрих Гейне
невозможно быть евреем "отчасти", "в чём-то". Быть евреем - это всеобъемлющее человеческое предназначение, которое реализуется везде: в синагоге и на кухне, в поле и в лавке, в конторе и на трибуне, в родительских обязанностях, в человечности и гражданственности, в мыслях и чувствах, в слове и деле, в наслаждении и самоограничении, с иглой, резцом и пером в руке - во всём, из чего состоит жизнь. Быть евреем означает всю свою жизнь основывать на слове Б-жьем и во всей её полноте подчинять Его воле. Поскольку иудаизм охватывает всю жизнь человека и объявляет своей целью счастье всего человечества, его невозможно запереть в четырёх стенах бет-мидраша, замкнуть вокруг семейного очага. Чем в большей мере еврей является евреем, тем универсальней его взгляды и склонности, и сам он ближе ко всему доброму и прекрасному, открытому и истинному: в искусствах и науках, в культуре и образовании. Он воздает хвалу всякому проявлению истины, справедливости, миролюбия, радуется любому проявлению благородства. С искренним усердием он движет прогресс культуры и образования - при том единственном условии, что прогресс этот будет истинным, то есть не потребует от еврея пожертвовать своим еврейским предназначением, а, наоборот, позволит с небывалой прежде полнотой реализовать его
- рав Шимшон Рафаэль Гирш
С исконно еврейской точки зрения, еврейский народ является не народом в точном смысле этого слова, а семьёй. Слова "дом Яакова", "дом Израиля" дают исчерпывающее обозначение еврейского народа и выражают сущность искомой связи как связи между членами одной семьи. Еврей связан со своим народом не только культурными и эмоциональными связями, объединяющими между собой представителей одной нации. Это связующее звено не зависит даже от наличия общей географической родины. Принадлежность к семье, в отличие от любых других отношений, не является произвольной: человек не выбирает себе семью, и не в его воле освободиться от родственных уз. Человек может не любить своих сородичей, даже сознательно вредить им, и тем не менее он не в силах разорвать узы, которые связывают его с ними.
- рав Адин Штейнзальц, статья "Что такое "еврей"?"
Итак, если вы хотите понять, что такое современные евреи, то вопрос надо обращать к христианской совести, - и звучать он будет не "что такое евреи?", а "что вы сделали с евреями?".
Еврей - это тот человек, которого другие люди считают евреем, - вот простая истина, из которой надо исходить. В этом смысле в споре с антисемитом демократ прав: именно антисемит создаёт еврея.
- Жан Поль Сартр, "Размышления о еврейском вопросе"
Быть евреем означает чувствовать: где бы ни преследовали и мучили еврея, - это преследуют и мучают тебя.
- Амос Оз, "Понятие отечества"
По сути дела, различаются: еврейское вероисповедание (которое может принять и японец), израильское гражданство (которое имеют все национальные меньшинства) и нечто третье - еврейская национальность или народность, понятие, не совпадающее ни с религиозными убеждениями, ни с государственной принадлежностью. Это последнее понятие исторически-духовного порядка: еврей, будь он неверующий или житель Патагонии, принадлежит к еврейскому народу в силу своего соучастия в его жизни и живой связи с его прошлым, настоящим и будущим. В этом смысле нельзя "записаться в евреи", как нельзя "записаться" в грузины или французы. Это процесс самой жизни, а не отметки в паспорте.
- Марголин, Юлий Борисович (1900-1971) - израильский публицист, автор книги "Путешествие в страну ЗЭ-КА"
Есть замечательное высказывание: еврей - тот, кто на это согласен
- Юрий Нагибин, "Тьма в конце туннеля"
Определение еврейства антисемитами
Определение того, кого считать евреем, давалось также и различными антисемитскими образованиями, с целью преследования евреев. Эти определения еврейства оказали значительное влияние на характер этого вопроса на протяжении всего XX века.
Наиболее универсальная формула: "Кто еврей - решаю я!" - принадлежит известному в начале XX века венскому бургомистру Карлу Люгеру, использовавшему антисемитизм для завоевания популярности у венцев. Этот лозунг пришёлся по душе горячему стороннику Люгера Адольфу Гитлеру, жившему в Вене в годы его правления (1897-1910).
Определение еврейства Государством Израиль
С образованием Государства Израиль в качестве еврейского национального государства, возникла насущная необходимость в юридической формулировке критериев принадлежности к еврейству: должно ли это определение совпадать с галахическим, согласно которому "евреем является тот, кто рождён от матери-еврейки или принял иудаизм", или же евреем может быть признан всякий, кто заявляет о своей принадлежности к еврейскому народу.
Закон Государства Израиль признаёт принадлежность человека к еврейству и определяет его для трёх центральных сфер применения:
Закона о возвращении, являющегося правовой основой для предоставления израильского гражданства по Закону о гражданстве (1952 г.);
Записи в Управлении регистрации населения и в удостоверении личности;
Принятия решений еврейским религиозным судом по вопросам гражданского статуса человека, таким как брак, развод и еврейские похороны.
Закон о возвращении
Основная статья: Закон о возвращении
В 1950 г. Кнесетом был принят один из первых законов Государства Израиль - "Закон о возвращении", провозглашающий право каждого еврея репатриироваться в Государство Израиль. В этом законе особенно ярко проявилось влияние трагедии Холокоста, поскольку он открывает двери Израиля для всех евреев, включая тех, кто не подпадает под галахическое определение. Закон о возвращении является правовой основой для предоставления израильского гражданства по Закону о гражданстве от 1952 г., который предусматривает автоматическое получение статуса гражданина каждым евреем, прибывшим в страну на основании Закона о возвращении.
Закон о возвращении привёл к возникновению ряда юридических проблем. Основной из них является проблема установления критерия, позволяющего признать данное лицо евреем.
Религиозные партии требовали установить в законе галахическое определение еврейства:
евреем является тот, кто рождён от матери-еврейки или принял иудаизм
Это предложение Кнессетом было отвергнуто.
В марте 1958 года юридический советник правительства Хаим Коэн и министр внутренних дел Исраэль Бар-Иегуда издали директиву служащим регистрационного ведомства:
...Лицо, чистосердечно декларирующее своё еврейство, следует регистрировать как еврея, не требуя от него иных доказательств.
Национально-религиозная партия Мафдал возмутилась и немедленно вышла из коалиции. Этот случай стал первым политическим кризисом, вспыхнувшим "по вине" вопроса о том, кого считать евреем. Данные события вызвали в обществе настоящую бурю.
В июле 1958 года правительство внесло изменение в эту директиву:
Тот, кто чистосердечно декларирует, что он является евреем и не принадлежит к иной конфессии, регистрируется как еврей.
В декабре 1959 года министром внутренних дел стал лидер Мафдал Хаим Моше Шапира. Сразу после вступления в должность, 1 января 1960 года, он издал новые "процедурные распоряжения о регистрации евреев":
При записи в регистр населения сведений о вероисповедании и национальности евреем может быть зарегистрирован: (а) Тот, кто рождён от матери-еврейки и не принадлежит к иной конфессии. (б) Тот, кто принял иудаизм согласно Галахе.
Дело брата Даниэля
В 1962 г. Освальд Руфайзен, более известный как брат Даниэль, католический монах и еврей по рождению, пожелал в соответствии с Законом о возвращении получить израильское гражданство. Когда ему было отказано на основании "процедурных распоряжений" от 1.01.1960, Руфайзен подал апелляцию в Верховный суд Израиля (дело 72/62, Освальд Руфайзен против министра внутренних дел).
В своей апелляции брат Даниэль добивался признания за ним права на репатриацию в Израиль на основании того, что он является евреем - если не по религиозной принадлежности, то по праву рождения от еврейской матери. По его словам, несмотря на то, что он является верующим христианином, в "национальном плане" он чувствует себя евреем. Галаха также видит в нём еврея.
В ходе обсуждения этого дела выяснилось, что Освальд Руфайзен родился в 1922 году в еврейской семье. Он воспитывался как еврей и был активистом молодёжного сионистского движения. Во время войны принимал участие в акциях по спасению евреев. Скрываясь от нацистов, в 1942 году он попал в монастырь, где не только добровольно крестился, но и стал монахом. Брат Даниэль не скрывал, что перешёл в христианство по искреннему и глубокому убеждению, однако настаивал на своей принадлежности к еврейскому народу.
Верховный суд признал, что Галаха считает выкрестов евреями, но не признал Галаху частью израильских законов. Верховный суд постановил, что в связи с отсутствием писанных законодательных норм и исходя из светского характера Закона о возвращении, понятие "еврей" следует толковать не в строго галахическом смысле, а ориентируясь на субъективное мнение большинства народа: согласно тому, "как это слово звучит в наши дни в устах народа" (формулировка судьи Берензона), "так, как мы, евреи, понимаем его" (формулировка судьи Зильбера), или просто в соответствии с мнением простого еврея "с улицы". Тем самым, по мнению Верховного суда,
еврей это тот, кого другие евреи считают евреем.
Судьи также добавили, что, поскольку ни отцы сионизма, ни любой еврей никогда бы не сочли евреем верующего христианина, Закон о возвращении не распространяется на лиц, рождённых евреями, но добровольно сменивших вероисповедание. Такой человек не может считаться евреем согласно Закону о возвращении и ему не положены ни автоматическое израильское гражданство, ни права новых репатриантов. На этом основании иск брата Даниэля был отвергнут.
С мнением большинства не соглашался судья Хаим Коэн, возражая против субъективно-коллективного критерия (мнение большинства народа) в пользу субъективно-индивидуального (собственное желание истца), но остался в меньшинстве.
"Дело брата Даниэля" на долгие годы стало символом борьбы людей, не желавших соглашаться с официальным определением, кого считать евреем.
На этом я оборву цитирование статьи. Для интересующихся продолжением, даю линк