К нам в интернат прибывало мало детей, о которых можно было сказать, что они совершенно здоровы. Тем более, если речь вести о душевном здоровье... Дети, брошенные родителями, много страдали с младенческого возраста и многого натерпелись.
Когда Олю привезли в пятый класс, она отставала в учебе потому, что три года вообще не посещала школу. И до того, как ее мать лишили родительских прав, девочка почти всю свое детство занималась, в прямом смысле, выживанием.
Самое страшное, она была обижена на всех без разбору взрослых и злая до невозможного. Так сложилась ее судьба, а следовательно характер.
Свою внутреннюю энергию Оля реализовывала во всяческие неприятности окружающим ее людям. Склоки, сплетни, драки - это была ее ипостась.
Однажды меня ввело в полное уныние увиденное вместе с ее рыдающими в истерике одноклассниками, которые и привели меня на это посмотреть. Она повесила на дереве котят и любовалась этим зрелищем. ...Троих детёнышей удалось спасти, но один все же погиб. Оля же, в свою очередь, раздосадовалась, что ее побеспокоили. Уже подумалось - этот ребенок вырастет жестоким человеком.
Разумеется, любые наказания в данном случае бесполезны, во всяком случае, бесполезны для самой Оли. Она была уверена в своей правоте, и ничего ее не убедило бы. Плюс к этому, любое наказание прибавляло ей уверенность в правильности избранной жизненной позиции.
Мы долго подбирали форму педагогической компенсации, много советовались с коллегами, много чего перепробовали. Наконец, отдали 'злюку' в класс художественной гимнастики.
Учительница, Галина Павловна, была не только хорошей спортсменкой, но добрым и внимательным человеком. У нее на уроках создавалась особенная и таинственная атмосфера. Девочки, участники этого урока, были дружны и красивы.
Не все допускались в этот чудесный мир. Надо было, непременно, пройти специфическое испытание на опрятный внешний вид, на доброту, на взаимопомощь и дисциплину.
Дисциплина заключалась в том, что беспрекословно выполнялись указания тренера. И все тут. Внешний вид - это значит иметь стройную осанку, безукоризненно чистую и красивую одежду. Что касается доброты, то это было самое сложное: надо было постоянно демонстрировать добрые дела, а не только говорить об этом.
Кого-то может быть шокирует такая формулировка, но у Галины Павловны это работало. После нескольких недель девочки прямо на глазах менялись, становясь вежливыми, внимательными, успевающими на отлично и конечно спортсменками.
Что там происходило за закрытыми дверями, никто не знал, но происходило великое и важное. Единственное, все знали, что там бывает очень и очень трудно. Очень интересно, но очень трудно. Именно так все очевидцы рассказывали. А когда девочки об этом рассказывали, то их лица становились какими-то загадочными и голос приглушенным.
Олю встретили сдержанно. Дали ей возможность присутствовать на тренировке.
Тренировка включала в себя 'настройку' в виде медитации, разговор о тайнах женской красоты, разминку в виде танца и фейрверк самых невероятных и вероятных гимнастических па.
После этой первой встречи учительница оставила Олю на беседу, которая длилась несколько часов. О чем они говорили так и осталось тайной. Единственное, Галина Павловна рассказала мне: 'Я пояснила Оле, что у нее есть выбор: или оставаться всю жизнь злой и нелюбимой окружающими. Или приложить максимум сил и энергии и стать красивой и доброй девушкой.'
Сложные для Оли занятия спортом, атмосфера в классе создали условия для целенаправленной компенсации ее недостатков. Со временем прошла злость, исчезла жестокость, забылись обиды.
Через время Оля стала чемпионкой. ...Потом были победы и поражения, были радости и разочарования... Но это не так важно, как самое главное - она победила в себе злость. Пусть с помощью учителя, но победила сама.
Теперь Ольга Андреевна работает тренером, у нее хорошая семья. А ее младшая дочка уж точно будет чемпионкой мира. Так все говорят.