Аннотация: пасха начинается сразу после окончания песаха, если смотреть истоки, оба праздника посвящены одной теме - выбора человека, как ему дальше жить
Это было 2000 лет назад - если хотите точнее, так 2001, может быть...
Как раз то время, когда смущались люди Израиля, не знали, как вырваться
из плена опутавшей паутины римского захвата.
Это было 2000 лет назад, во время Иисуса Христа, хотя рассказ мой о другом.
Иисус родился не в том нулевом году, а на несколько лет позже,
потому что всеобщая перепись людей и имущества их проводилась
в римской Иудее императором Августом в 7 году новой эры,
а царь иудейский Ирод умер в 4 году до новой эры,
а Понтий-всадник Пилат заступил на прокурорскую должность
вообще в 14 году нашего времени...
Это было 2000 лет назад, когда смущались люди Израиля,
не знали выхода из охвативших клещей,
не понимали, как жить, захваченные Римской благодатью:
живи свободно, но не бунтуй,
зарабатывай на семью, где хочешь, но отдавай половинный налог
для пропитания римских солдат, которые тебя охраняют, а
лучше всего, иди работать на римское государство.
Это всегда выгодно - работать на государство,
иди строить дороги к морю из своей глубинки,
и от моря к глубинке соседней.
Будешь зарабатывать римские сестерции,
а не старенькие шекели, или сикли, простите за выражение...
Вот так и уходили отцы семей на заработки,
оставляя арендованные дунамы - то есть ары земли.
И вправду ведь, приходя раз в неделю на шабат домой со стройки длинной дороги,
приносили недельную плату в сестерциях.
На эти деньги семья могла не отказывать себе ни в чём необходимом,
потому что хозяин и в конце следующей недели опять придёт с деньгами,
и ещё раз, и два..дцать раз...
А потом дорога заканчивается у моря,
и рабочие идут по ней назад домой, в деревню, в Галилею.
За это время
земельный дунам сдан в аренду следующему бедняку, а за тем стоит в очереди следующий безработный родственник.
Отцу - строителю работы в своей деревне уже не найти...
И отправляется он с товарищами на вольные заработки.
Кто - на знакомую дорогу,
подкарауливать за поворотом плохо охраняемый караван,
кто - просить подаяния хлебцем и рыбкой,
кто-то просто грабить близких и дальних соседей,
а некоторые - врачевать отчаявшихся заговорами да гипнозами - ты сыт, мол, крошкой хлебушка на всю семью и пьян стаканом озёрной водички...
(не зря мы говорим
о временах начала первого века нашей эры,
когда появились в малой стране тысячи разбойников
и сотни мессий.)
И этих и тех периодически - профилактически прибивали по рукам и ногам к кедровым крестам.
Эра началась с захвата и родила обман. Обман родил террор.
В это время в Верхней Галилее один из еврейских книжников
был довольно уважаем в своём городке,
а может, в своём квартале.
Читал он Книгу, учил её мудрость,
Бог дал ему сына - читал вместе с сыном.
Домишко в городке был мал,
один сын, остальные девочки,
работы нет, решил еврей спасаться чтением Книги.
Чтобы не мешали голодные домашние,
нашёл в северной стороне себе пещерку,
расширил - углубил её вместе с сыном,
и каждое утро уходили туда читать и молиться,
а к ночи они возвращались домой
с какой - нибудь едой для своих женщин.
Еду не просили отец и сын.
Дорога их к молельной пещере проходила через городок,
базар, площадь...
Разговаривали евреи о том, что будет дальше
и спрашивали у праведника, который проводил дни в молитвах,
спрашивали так:
-ой, ну сколько же можно терпеть эту римскую власть?
-Евреи, - говорил цадик, успокойтесь, разве вы не видите,
что римляне принесли вам только хорошее?
Раньше у вас не было порядка - теперь у вас есть порядок.
Раньше вы могли болтать о власти, что хотели - теперь вас слушают на каждом углу и поправляют плетьми, чтоб вы не ошибались...
Раньше у вас не было мощёных дорог к морю,
И вы своё оливковое масло, вино, и пшеницу продавали
свободным купцам где хотели и как хотели,
зато теперь есть у вас дороги, теперь вы можете свободно
ездить к морю только по ним, и только там продавать ваш товар, и только римским купцам , и только заплатив римской власти налог на дорогу и на продажу.
И свободно возвратиться домой по той же дороге, заплатив совсем небольшой налог за возвращение домой...
Зато какая же честь для вас -жить и работать во славу Великого Цезаря...
А в то время, как вы строите дороги или ездите по ним с товарами, жёны ваши в безопасности, солдаты- римляне ничуть не хуже вас охраняют ваши семьи, а иногда и лучше - послушайте, что рассказывают женщины у источника...
Вооот
По дороге книжника просили рассудить споры и ссоры,
давали немного еды...
Так он и жил в то трудное время...
Донесли, конечно, наместнику в Иерусалим про слишком умного
еврея, смущающего и без того запутавшиеся головы мужчин,
которые не могли найти пропитание себе и семьям...
Донесли римскому наместнику в Иудее, а может быть,
донесли и прямо прокуратору, тому, кто назначал наказания.
И приговорил прокуратор далёкого галилейского смутьяна к казни.
И направил прокуратор отряд палачей в верхнюю Галилею...
Убийцы идут - молва бежит...
Прибежали соседи к приговорённому еврею - прямо в пещеру на склоне горы:
-беги, спасайся, ещё успеешь, пока они обойдут все кабаки по дороге!!!
Спасибо, соседи, не мешайте - видите, занят я - читаю Книгу.
Послушай, еврей, даже не ради себя, убеги хотя бы,
чтобы спасти от смерти своего сына - он-то ни перед кем не виноват...
-оставьте нас, евреи, я ни за что не соглашусь, чтобы сын мой любимый
жил в бегах и прятался от людей, как волк.
Уйдите, соседи, не мешайте нам читать в Книге...
Очень старались соседи спасти жизнь праведника,
убеждали и умоляли его, пока не подошли солдаты прокуратора...
И свершился приговор над евреем и его сыном.
Казнили их прямо рядом с молитвенной пещерой.
...Итгадель вэ иткадешь шмей раба - это означает : возвеличься
и воссвятись в великих небесах - первые строки поминальной молитвы.
Эту молитву произносят каждый год в день смерти еврея на месте захоронения,
над могильным камнем в присутствии родных и друзей.
Считается по традиции необходимым миньян - присутствие десятка
евреев - мужчин.
Не про нас будь сказано - миньян надо собирать.
В самый день похорон так и так подтянется десяток своих,
на годовщину семья пригласит знакомых - они придут на кладбище...
Вторая годовщина, третья, дальше идёт с натугой,
да ладно, чего скрывать - частенько приглашаем за деньги шатающихся по кладбищу
профессиональных "миньянщиков"
дело обычное...-
А к тому еврею, который умер примерно 2000 лет назад
в верхней Галилее,
на годовщину каждый год собираются многие тысячи.
Шимон Бар - Юхай
из Цфата, который выкопал в подножьи горы Мерон
маленькую молельную пещеру,
памятен так же, как и его современник из Назарета,
каждый из них в своём масштабе, конечно,
может быть, не случайно вспомнился сегодня
Шимон Бар - Юхай,
Именно сегодня, в день окончания еврейской и начала христианской пасхи?