Статья профессора А.Черняка "Премия: кому и за что?" в "Еврейском камертоне" от 01.07.04 произвела на меня сложное, двойственное впечатление. С одной стороны, я, как любитель, регулярно посещающий концерты Израильского симфонического и других оркестров, не понаслышке знаком с ситуацией и, подобно профессору, считаю Д.Баренбойма, личностью, не достойной каких-либо поощрений в Израиле, но с другой, представляется мне, аргументация профессора и его единомышленников, которую мне уже неоднократно доводилось слышать и читать, не вполне логична и убедительна.
Прежде чем изложить свою трактовку, позволю себе, аналогично профессору, небольшую автобиографическую справку. Родился вскоре после поражения Германии во Второй мировой от отца-инвалида, искалеченного в боях в период 1941-44 гг. Практически все мои дядья и одна тетя соответствующего возраста прошли фронт. Именован я в память родственника, погибшего в Холокосте. Полагаю, не нужно разъяснять, что никаких симпатий к Гитлеру и его политике иметь не могу. Кто знаком с моими статьями, знает, что я не приемлю любую форму юдофобии и, в меру своих скромных возможностей борюсь с ней...
Мне, к сожалению, не удалось выяснить за что именно Фонд Вольфа, по статусу возглавляемый Президентом Страны, наградил Д.Баренбойма - я не нашел официальной формулировки ни в доступной мне печати, ни в интернете. Полагаю, все же, что не за исполнение Вагнера на израильских подмостках.
Потому начну с вариаций на тему Вагнера. Я не согласен с мнением профессора Черняка и многих других, что не следует разделять музыку и личность ее создателя, а рассматривать их следует, как единое целое. Даже если сам Вагнер хотел именно симбиозной оценки. Ясное дело, Р.Вагнер, юдофоб сей вреднейший, жил относительно недавно, скромностью не обладал, окружающая среда, видать, способствовала, и он в открытую устно и письменно выражал свои чудовищные юдофобские воззрения и проекты. И это не может быть забыто так скоро. Но, скажите, положа руку на сердце, так ли уж он одинок? Вспомните примеры юдофобии среди корифеев наиболее близкой нам русской культуры, на которой мы все насильственно воспитаны, и перед которой многие из нас не перестают преклоняться не найдя ничего лучшего или не желая его освоить? Надеюсь, они достаточно известны? Для примера давайте наложим табу на Пушкина и Гоголя, Чехова и Достоевского! Запретим Чайковского, обнаружившего засилье жидов в парижских музыкальных кругах! Давайте перестанем изучать теоретическую и ядерную физику, в значительной мере базирующиеся на достижениях не только А.Эйнштейна, но и гитлеровского прихвостня В.Гайзенберга (кажется, даже члена НСДАП)! Да мало ли еще? А что мы знаем об отношении к евреям тех, более отдаленных, личности которых уже размылись в реке времени: Люлли, Вийона, Петрарки?
Я не знаю, как для кого, но для меня - юдофобия нееврея, конкретно христианина - явление органичное и естественное, так их воспитывают более полутора тысяч лет, чему удивляться?..
И совершенно, на мой взгляд, неубедительна навязываемая Вагнеру роковая роль предтечи нацизма, его демонизация и как бы реинкарнации в Гитлера. Как будто не было объективных процессов: резкого экономического роста объединенной Германии, определившего у немцев скачок национального самосознания, вплоть до заносчивого бахвальства, не было Первой мировой, завершившейся для них крахом и национальным унижением и других объективных причин, приведших к становлению гитлеризма? Думается, профессор знаком с этим получше меня...
Но причем здесь музыка? Особенно чисто инструментальная, без пения каких-нибудь провокационных текстов? Мне, возможно, в силу ограниченности информации не попадались заявления о том, что Вагнер был композитором несерьезным или слабым, и музыка его плоха... Или что, только его музыка звучала в лагерях смерти? Как поступить тогда с Бетховеном, которого тоже кое-где порой исполняли?
Вместе с тем я с глубоким сочувствием и пониманием отношусь к эмоциям тех людей, у которых есть личные, пережитые ассоциации вагнеровской музыки с Холокостом, я принимаю, как существующий факт, что нынешнее слушающее музыку общество Израиля не приемлет иррационально, эмоционально и идеологически эту музыку, и потому музыканту следует проявлять чуткость по отношению к своим слушателям, особенно, если музыкант - согражданин и соплеменник, ибо время исполнения Вагнера в Израиле, очевидно, еще не пришло. Даже если воспринимать принципиальное неприятие вагнеровской музыки чем-то вроде аллергии (у всех - нет, а почему у тебя есть?) или традиционного еврейского предрассудка типа разных моек для посуды из-под мясного и молочного, трансформированного за тысячелетия из ясного библейского "Не вари козленка в молоке матери его"... Ведь на концерт люди идут, как правило, ради удовольствия!
И вот тут я перехожу к Баренбойму. Я слушал его неоднократно, практически при всех его гастролях на Родине, кроме самых последних (Хорошо звучит: "Гастроли на Родине"?). И смею утверждать, что, на мой слух, качество его музицирования за последние годы резко снизилось. Видимо поэтому для компенсации Даниэль Баренбойм усилил свою деятельность в области пиара и скандалов, демонстрируя при этом недюжинное хамство и неуважение к слушателям-израильтянам.
Один из скандалов, года два-три назад, и был связан с именем Вагнера. Баренбойм афишировал для исполнения в Тель-Авиве что-то из его больших и знаменитых произведений (к сожалению, не помню, что именно), но под давлением общественности был вынужден изменить программу. Однако, как говорится, "аф целухес" сыграл-таки в конце на бис отрывок из Вагнера... Был скандал, шум, крики, свист. Телевидение засняло это, и все могли насладиться запоминающимся зрелищем. Что и требовалось доказать!
Но самое главное, чем занимается Баренбойм в последние годы - это его "щедрая и благородная деятельность на благо мира" - цитирую официальную формулировку, с которой израильско-аргентинский дирижер Даниэль Баренбойм и американский писатель и критик палестинского происхождения Эдвард Саид удостоены испанской премии "Согласие". Я думаю, не надо разъяснять о каком "мире" идет речь?
К сожалению, в борьбе с Вагнером, уже полтора века лежащим "ин дрерд" и там же - уже шесть десятилетий Гитлером, профессор Черняк как-то забывает о живых "партнэрах" Баренбойма, о том, что свои гастроли на Родине он использует как демонстрацию преклонения перед ее злейшими и, главное, существующими и активно действующими врагами, как фактическую поддержку их "интифады".
Хотя, чему удивляться в стране, фактически и бессменно управляемой Пересом, Бейлиным, Саридом, Мицной и Ко?..
Каждый приезд Баренбойма сопровождается скандальными поездками в Рамаллу (или не менее скандальными запретами со стороны военных властей). И почти каждый раз он за немалые для израильских слушателей деньги заставляет нас слушать игру каких-то своих учеников-палестинцев, которые, извините, на эти деньги не тянут и не потому, что они - палестинцы, а потому, что играют неумело... Хотя, кто знает, может, музицирование отвлекает их от шахидства, и то - хорошо?
Да и сам Баренбойм стал играть так себе...
Припоминаю последний его концерт, на котором я был в Биньяней ха-Ума. Мы с женой - многолетние абонементщики и сидим в кругу одних и тех же соседей, с которыми, как говорится, шапочно знакомы и, в общем, представляем себе завсегдатайское окружение. На этот же раз пространство было забито бритоголовыми юношами в неряшливых майках и расхристанными девицами. Судя по их виду, полагаю, что это партия МЕРЕЦ, как и Баренбойм, занимающаяся щедрой и благородной деятельность на благо мира, провела срочную мобилизацию своих адептов-кибуцников. Пианист явно нервничал, играл (относительно его прежнего уровня) неважно, но бритоголовая клака устраивала овации, зачастую невпопад, между частями, видать, слушание серьезной музыки не входило в ее привычки...
С тех пор я решил, что соучаствовать в этих скандальных шоу более не буду.
Знаменитый израильский дирижер Даниэль Баренбойм вновь устроил демонстрацию своего стремления к миру: в воскресенье, 21 августа, он дирижировал в Рамалле сводным оркестром музыкантов из Израиля, Палестинской автономии, Сирии, Ливана, Египта и Иордании, которые сыграли концерты Бетховена и Моцарта.
Большой концертный зал в Рамалле, рассчитанный на 700 мест был забит до отказа, многие слушатели сидели в проходах.
Организаторы концерта сообщают, что им пришлось обратиться к правительству Испании (поскольку формально "оркестр Баренбойма" зарегистрирован в Севилье) - за получением документов, которые помогали музыкантам из арабских стран пересечь границу Израиля без лишних бюрократических проволочек. Концерт был посвящен памяти палестинского деятеля культуры Эдварда Саида, проживавшего в США и умершего два года назад, который был другом и сподвижников Баренбойма.
Обратите внимание на дату, господа!
Баренбойм устроил праздник в Рамалле в день уничтожения поселений Северной Самарии.
А о впечатлениях очевидца того концерта прекрасно на мой взгляд, написал Виктор Лихт в главной тетрадке "Вестей" за 25.08.05. Рекомендую.