Григорий Кульчинский: другие произведения.

Суета вокруг гиюра

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 06/03/2010.
  • © Copyright Григорий Кульчинский
  • Обновлено: 17/02/2009. 21k. Статистика.
  • Интервью: Израиль
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Всех переплюнул наш премьер-министр. Он придумал ход покруче: массовый гиюр граждан Израиля, лиц нееврейской национальности. И вот, уже парламентарии всех партий и направлений (включая непреклонных атеистов и яростных борцов с религиозным засильем) в едином порыве поддерживают главу правительства.


  •    День нынешний и день минувший
      
       Да, верно сказано, что жизнь обгоняет самые немыслимые фантазии. Тем более наша израильская политическая жизнь. В не таком уж и далеком прошлом мое воображение поразили два глобальных проекта. Первый принадлежал Йоси Бейлину: вносить в теудат зеут национальность репатрианта непосредственно в аэропорту Бен-Гурион. Исключительно с его личных слов. Причем подразумевалась вполне определенная национальность - еврейская. Тот простой факт, что далеко не каждый человек способен менять национальность, как перчатки, в светлую голову реформатора и преобразователя как-то не пришел. Или того покруче - приехал человек и назвался голландцем. И что делать в этом случае? Переубеждать его или, четко придерживаясь положений бейлиновского проекта, нарываться на дипломатический скандал с властями королевства Нидерландов?
       Втрое предложение поступило от депутата Романа Брофмана (вот только его партийную на тот момент уже и не вспомню). Бронфман предлагал ни много - ни мало, как организовать... вторичное и массовое подписание Декларации Независимости. Чтобы, значит, каждый оле ме-Русия в торжественной обстановке поставил свой автограф чуть пониже бен-гурионовского и, тем самым, приобщился к лику отцов-основателей государства. Я еще, в порядке юмора, предположил, что следующим шагом станет вторичное дарование Торы у горы Синай...
       Н-да, бедноватой оказалась моя фантазия. Да, и юмор - каким-то ущербным и совершенно не смешным.
       А, собственно говоря, что общего между этими двумя прожектами? Оба они имели своей главной и единственной целью - поживиться голосами "русской улицы" накануне очередных выборов. Прокукарекали, а там - хоть и рассветай! Понятное дело, что много голосов в электоральную копилку это не принесет, но, как говорится, с русской овцы хоть шерсти клок...
       Но на сегодняшний день мы имеем такое планов громадье, что Бейлин с Брофманом на их фоне смотрятся как ученики-первоклашки. Или, как говорил классик "Все равно, что плотник супротив столяра" Чего стоит один глобальный проект министерства абсорбции под условным названием "Даешь вторичную абсорбцию!" Суть его состоит в том, чтобы разыскать всех, недоабсорбированных (в свое время) и слинявших в поисках лучшей жизни и переабсорбировать их заново. На это выделены немалые бюджетные средства - скидки и льготы для "возвращенцев", рекламный "компейн", к которому почему-то прилепили приближающееся 60-ление государства Израиль... Совсем как в СССР - идя навстречу знаменательной дате! Ну, министерству, которому нынче просто нечем заниматься, это добавит бюджетных средств и штатных единиц, а нам-то, нам-то зачем? (Подробнее от этом - в сегодняшнем выпуске приложения "Казначей")
       Но всех переплюнул наш премьер-министр. Он придумал ход покруче: массовый гиюр граждан Израиля, лиц нееврейской национальности. И вот, уже парламентарии всех партий и направлений (включая непреклонных атеистов и яростных борцов с религиозным засильем) в едином порыве поддерживают главу правительства.
      
       Взгляд изнутри
      
       Вообще-то в этом процессе имеется два действующих лица: авторитетный раввин и сам кандидат в евреи. Никаких промежуточных инстанций в виде депутатов Кнессета, канцелярии премьера, Высшего Суда Справедливости и даже (о, ужас!) Организации Объединенных Наций не предусмотрено. Ибо порядок действий тут определяет куда более высокая инстанция. Ни обжалованию, ни апелляции, ни демократическому централизму, ни даже всеобщему консенсусу тут места нет. Стремление наших политиков покомандовать культурой, просвещением, спортом, наукой (вплоть до определения восхода и заката) давно известно. Но, походя исправлять Тору? Поистине "хуцпа исраэлит"! К тому же, никто не удосужился поинтересоваться мнением специалистов. Пришлось взять этот труд на себя. Моя собеседница - преподаватель ульпан-гиюра Марина Китросски:
      
       - Сошлюсь на вашу же газету. Чего только не пишут про этот "бедный" (цитата из А. Лоренцсона
       http://www.mnenia.zahav.ru/ArticlePage.aspx?articleID=4194 ) гиюр. Те, кто его проходит, становятся "объектом издевательств чиновников от религии" (цитата из него же). "До сих пор система гиюра не работала" (министр абсорбции Яаков Эдри). "Большинство из 300 000 репатриантов - неевреев по галахе так и не смогли пройти гиюр" (он же). Неужели, так и не смогли?! И я в лотерею так и не выиграла. Поскольку билет так и не купила...
      
       - Интересно, интересно. Что вы хотите этим сказать?
      
       - Все почему-то боятся назвать причину, по которой это несчастное большинство "так и не смогло" пройти гиюр. Какие только причины не называются: и раввинских судей якобы мало, и они не такие, как нужно, и Управления по гиюру то ли нет, то ли оно, опять-таки, не такое... Нужно создать еще одну комиссию, и над ней - еще одну, чтобы все было централизовано, управлялось прямо премьер-министром!
       И никто, нигде, ни в одном собрании, комиссии, конференции, симпозиуме - нигде не решается произнести истинную, очень простую причину: репатрианты из России, в большинстве своем, не хотят делать гиюр.
      
       - Сакраментальный вопрос: - А это хорошо для евреев?
      
       - Это очень хорошо говорит о них самих. Они не хотят играть в чужую для них игру, не хотят лицемерить и притворяться. Хватило уже этого в Советском Союзе. Не для того сюда приехали, чтобы теперь играть в ту же игру, но по новым правилам. И на зазывания государства не очень откликаются - "Раз нас так зазывают, значит это кому-то нужно. Не хотим быть пешками в чужой игре!". А те, кто, может быть, еще и подумал бы сделать этот важный и трудный шаг, уж точно убегут, услышав, как это невыносимо трудно, придется стать "объектом издевательств чиновников от религии", что из 300 тысяч это удается только немногим. А бюрократия, которая якобы, так ужасна, от централизации обычно становится только хуже.
      
       - Вот, вот, логика странная. В целях борьбы с бюрократией создать еще одну бюрократическую структуру. Вроде бы "эти" бюрократы будут лучше "тех"...
      
       - Да, совсем не в этом дело! Я уже много лет занимаюсь преподаванием в ульпан-гиюр "Маханаим", сопровождаю учеников в раввинский суд и думаю, что составила себе об этом процессе неплохое представление. С особой бюрократией мы вообще-то не встречались: если у человека есть израильское гражданство, то бюрократии и вовсе нет, он идет в управление по раввинским судам, открывает там дело, беседует с "посланником раввинского суда", и если кто-то и пожалуется на эту беседу, то никак не на бюрократию, а скорее наоборот, на ее некоторую интимность: "Почему он меня спрашивает, есть ли у меня парень, какое ему дело?", или "Как я могу ему рассказывать о своих семейных отношениях?". После этого никакой бюрократии нет совсем, раввинские судьи, как правило, очень доброжелательные, и подавляющее большинство из тех, кто идет на суд, благополучно его проходят. Вот как раз сегодня я спросила Катю, пока мы сидели с ней в очереди у входа в раввинский суд (очереди бывают, но намного меньше, чем в купат холим): "Встречались Вы с какой-то бюрократией на Вашем пути?" "А где же тут бюрократия?" - удивилась она. В самом ульпане, уж точно, нет ничего похожего на бюрократию.
       Я, конечно, знаю только то, что происходит с нашими учениками, но и это не так мало. Но что же требовать с раввинов за тех, кто на суд не идет? За руки их тащить? Выдавать им свидетельство о гиюре просто так?
      
       - Минуточку, минуточку. А как же страшилки о каверзных вопросах, тщательных проверках (почти как а ШАБАКе), необоснованных затяжках времени, отказах и так далее?
      
       - Бывают, конечно, случаи, когда судьи говорят: вы пока не готовы, поучитесь еще два-три месяца. Это бывает связано с недостатком знаний, а чаще - с недостаточным соблюдением традиций. Знания - это, в сущности, лишь инструмент для соблюдения. Но понятно, что если человек не знает, как соблюдать шабат, он не может и делать это. Никаким другим способом никто их жизнь не проверяет: в холодильники никто не залезает, и на дом к готовящимся пройти гиюр без их просьбы никто не приходит. Наоборот, их приглашают (но не приводят силой) к себе семьи на праздничные и субботние трапезы, так что это скорее они сами могут видеть "всю кухню" этих семей, иной раз и разбросанные детские носки, и разобранные постели. Но, честно говоря, и без холодильника отлично видно, кто как живет. Один человек (назовем его К.), как раз "чистый" еврей, но пришел с женой, проходящей гиюр, на раввинский суд. Он сказал, что, конечно, накладывает тфилин, а в шабат старается даже три раза в день, но не всегда получается... А в шабат тфилин вообще не накладывают. Сразу становится ясно, что он этого не делает. Есть и какие-то минимальные теоретические знания, без которых тоже невозможно. Например, в беседе с С. судьи случайно обнаружили (они не задавали ей такого вопроса, просто как-то всплыло), что она никогда не слышала о царе Давиде. Ей предложили еще пару месяцев поучиться, с упором на историю и Танах.
       Раввины, которые занимаются сегодня гиюром, - это и есть "специальные раввинские суды по гиюрам", которые министр Яаков Эдри еще только собирается учредить. Я думаю, они существуют уже лет 12-14. А что касается их количества - если его увеличить, нужно тогда уж сразу подумать об их трудовой занятости. Не танцевать же им кружком в пустом зале судебных заседаний...
      
       Вместо заключения
      
       Итак, приходится констатировать, что перед нами еще один пустой и никому не нужный прожект. Под него выделяются средства, ставки, но главное в другом. Сонм политиканов заносит в свой предвыборный актив пункт "забота о новых репатриантах из стран СНГ" Согласитесь, ведь это куда проще, чем заниматься действительными проблемами "русской улицы": экономическими, профессиональными, социальными, культурными.
       Странной выглядит и позиция "казенных" раввинов, согласившихся принимать участие в этом "массовом огиюривании". Тем более, что настоящей работы у них - непочатый край. Ведь, подавляющее большинство репатриантов, так называемых, "евреев по Галахе", в лучшем случае являются "евреями по паспорту". И их знание еврейской истории, еврейской традиции, законов Торы, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Где же это многажды помянутое "религиозное засилье"? Где современные "ловцы душ"? Почему они просто отвернулись от тех, кто, действительно, нуждается в их помощи и совете? Зачислили всех чохом в "гои" и на этом успокоились?!
       Вот тут бы и развернуться современным мудрецам! Но они почему-то предпочитают играть в чуждые им (и нам) политические игры.
      
       P.S.
       Приятое на днях решение об отмене въездных виз в Израиль для граждан России - из той же категории попыток электорального подкупа. Почему-то наши политики уверены, что стоит им произнести слово "Россия", "русский" (безразлично в каком контексте), как репатрианты тут же бросятся отдавать им свои голоса. Что ж, блажен, кто верует...
      
       Опубликовано в газете "Вести-2", 06.09.07
      
       На сайте авторский вариант, получен 07.09.07
  • Комментарии: 1, последний от 06/03/2010.
  • © Copyright Григорий Кульчинский
  • Обновлено: 17/02/2009. 21k. Статистика.
  • Интервью: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка