Реувен Миллер: другие произведения.

Выпуск 8

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 24/01/2009.
  • © Copyright Реувен Миллер (yehudinfo-1@nana10.co.il)
  • Обновлено: 17/02/2009. 14k. Статистика.
  • Статья: Турция
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Несколько дней назад премьер-министр Турции Р.Т. Эрдоган, лидер происламской Партии справедливости и развития (ПСР), потребовал исключить Израиль из ООН.


  • СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ ?..

      
      
       Читаю сентенции вроде: "Ахмадинеджад - наследник Гитлера", припоминаю увиденные несколько лет назад у нас в Иерусалиме плакаты "Арафат - Гитлер сегодня" и еще немало агитпропа в этом роде и диву даюсь.
       Несомненно, можно отыскать исторические параллели между словами упомянутых мерзавцев, между их деяниями. Однако, сдается мне, такая примитивная плакатуха, смещая и путая понятия, уводит от восприятия мировой реальности, в которой уже с немалой интенсивностью бушует возродившийся старо-новый Зеленый джихад. В лучшем случае его аттестуют как "международный терроризм", с коим Цивилизация, крайне нехотя, пытается бороться, точнее, децентрализовано обороняться от отдельных совершенных им атак. Причем, спустя рукава и не снимая белых перчаток со связанных либеральными предубеждениями холеных рук. И получая порицания и пинки от наблюдающих извне и не затронутых в данный момент огнем джихада. А в худшем - делают вид, будто его нет вообще, и никогда не было: ни его, ни других джихадов, окрашенных в иные цвета...
       А, вместе с тем, джихад шагает по планете, планета ужасом полна... Хотя, нет, преувеличиваю, не ужасом она полна, а суицидным самолюбованием подвыпившего пешехода, в радужном состоянии духа пересекающего на красный свет бойкий перекресток и в упор не желающего замечать несущихся на зеленый светофор многотонных монстров.
       Думаю, пора бы, специалистам - историкам, политологам, этнографам пристальнее заняться феноменом джихадов. И, поскольку феномен сей тесно связан с феноменом юдофобии, то сдается, следовало бы, в первую очередь, нашим, еврейским умникам, энциклопедически натасканным и закаленным в турнирных боях с юдофобами, перейти к системному изучению джихадов, столетиями угрожающих нашему народу, самому его существованию.
       Но, куда там! Гораздо занятнее демонстрировать свою эрудицию на уже порядком обрыдлых, однако, по-кавээновски показушных и безопасных боях с безответными тенями прошлого или бессмысленных и бесплодных разоблачениях галутных юдофобий на конкретно-личностном уровне...
       Несколько дней назад премьер-министр Турции Р.Т. Эрдоган, лидер происламской Партии справедливости и развития (ПСР), потребовал исключить Израиль из ООН. "Как государство, не выполняющее резолюции СБ ООН о немедленном прекращении огня в Газе, может оставаться членом Организации Объединенных Наций?!" - патетически воскликнул он перед объективами телекамер.
       До последних дней в Израиле не вызывало никаких сомнений наше позитивное сотрудничество с Турцией. Страна, считают у нас, хоть из мусульманских, но светская (убей, Бог, чтобы я понимал этот оксюморон!), член НАТО и кандидат на членство в ЕС. Мы с пониманием относимся к курдской проблеме в Турции и способам ее решения официальной Анкарой, даже крайне силовым. Израиль вынужден лавировать в вопросе о геноциде турецких армян 1915 г., не принимая открыто армянские доводы о его несомненном сходстве с произошедшим четверть века спустя еврейским Холокостом.
       Наоборот, у нас все время ведутся разговоры о гигантских совместных проектах с Турцией. То об импорте оттуда питьевой воды, с которой в Израиле туго, а в Малой Азии - залейся. То - о строительстве газопровода через Средиземное или, как называют его турки, Белое (Ак дениз) море для экспорта в Израиль российского газа (!!!). А уж, если взять вещи попроще, вроде туризма, так израильтяне - третьи по количеству гости в Турции, после немцев и россиян! Полгода назад и мы с женой отдыхали несколько дней на побережье Турецкого Беломорья. Очень понравилось!
       Не стану скрывать - мои советские полвека воспитали заметную фобию к Турции. Многовековая вражда империй - Оттоманской и Российской и их конкуренция на Кавказе, в Черноморье и на Балканах, воспринятая в интерпретации единственно дозволенных нам в СССР воспитателей - русских историков и литераторов, чьи идеи сделались нашей второй натурой, вырастили в сознании устойчивый образ врага - Турции. И когда, в начале 90-х, меня не спросив, превратили в узбекско-подданного, я был неприятно шокирован порывами моего нового владыки Ислама Каримова найти в Турции "старшего брата", взамен убывшей России, порывы, не лишенные, впрочем, логики, если учесть близость языков, культур, религии, и исторических судеб двух тюркских народов...
       Но для понимания этой логики понадобились израильские годы, в которые из ментальности частично выветрился "совок", и там же усилился еврей. И безаппеляционный лозунг "Турция - наш враг" сменился интересом к теме "Турция и евреи". Ведь даже уроженцу многонационального и многоконфессионального Ташкента, не понаслышке знавшему об еврейском многообразии, общавшемуся с евреями русскими, прибалтийскими, польскими, румынскими, бухарскими, грузинскими и горскими, было абсолютно ничего не известно об евреях сефардских, иранских, турецких, иных ближневосточных и африканских! Разве что, вскользь прочитанное у Эренбурга о Модильяни: был он, мол, из сефардов, - промелькнуло без должного осознания. Ведь и родившийся в Киеве ашкеназ Эренбург, и в Италии - сефард Модильяни прожили большую часть жизни в Париже и общались по-французски...
       В сведениях по истории, даваемых советским идише киндерлах в школе, зияла огромная лакуна незнания еврейской истории. В детстве, правда, мне попался в руки школьный учебник истории древнего мира середины 30-х годов. Я хорошо запомнил, что в нем рассказывалось, хоть и немного, страничка всего - о древней, танахических времен, еврейской истории. Рассказ заканчивался разрушением Первого Храма. Считалось, очевидно, что еврейский вопрос окончательно решен еще Навуходоносором... Но, все же, хоть что-то. А в мои школьные годы, пятидесятые, любое упоминание об евреях из школьной истории исчезло вообще.
       Но мы, хвала Господу, ни на час не исчезали с исторических подмостков, и на роли, хотя бы, "кушать подано" или немого миманса, участвовали в мировых событиях... И будем участвовать всегда!..
       ...В середине 13-го века монголы, наследники Чингис-хана, прорвались из Центральной Азии через Иран на Ближний Восток, где, громя арабов и мамелюков, разрушили Багдадский Халифат и дошли до египетских пирамид. Потрепав, попутно, крестоносцев и захватив на короткое время иранский престол, монголы вернулись в свои бескрайние степи. Разруха, устроенная ими, и образовавшийся политический вакуум сподвигнули прикаспийских кочевников-тюрок, омусульманенных арабами первой волны джихада в 8-9 вв, броситься на запад - на завоевание и захват ослабевших народов и их земель. Поднималась вторая волна Зеленого джихада.
       На территории православной Византии и обломков мохаммеданского Халифата в то время существовало немало городов и весей со значительным еврейским населением. Захватывая их, тюрки устанавливали для евреев статус "зимми", оказавшийся легче жизни под властью христиан. А к "зимми"-евреям, поживавшим под владычеством арабов, тюркская власть тоже оказалась менее недружественной, ибо тюрки не отождествляли себя с сынами Ишмаэля, и им чужда была внутрисемитская вражда потомков Ишмаэля и Ицхака. Личная же ненависть Мохаммеда к евреям, не пожелавшим увидеть в нем пророка, в отдалении веков уже воспринималась тюрками легендарной и достаточно абстрактной.
       В 1453 году, тюрки-османы захватили Константинополь. Форсировав проливы, они высадились на Балканах и, добивая византийцев, продвигались вглубь Европы. Нарастание второй волны Зеленого джихада совпало по времени с откатом на восток первой, арабской, мохаммедовой волны, завершившейся изгнанием арабов (мавров) с Пиренейского полуострова. Тогда же, в конце 15-го века, из Испании и Португалии были изгнаны и сефардские евреи. Часть из них постепенно сконцентрировалась в отколовшихся от испанской короны Нидерландах, часть, вместе с маврами ушла в Северную Африку. Евреям-"зимми", сотни лет прожившим под властью мусульман и худо-бедно защищенным юридическими постановления Корана, существование в привычной мусульманской среде представлялось более терпимым и комфортным, нежели под властью Инквизиции, раскручивавшей в то время свой кровавый Черный джихад. Потому значительная часть евреев-сефардов стремилась стать "турецко-подданными", как в Малой Азии и на Восточных Балканах, где утвердилась Оттоманская империя, так и на землях, где она вела захватнические войны под знаменем Зеленого джихада.
       Турецкие властители, понимая выгоду от евреев, среди которых было немало богачей, специалистов и ученых, всячески поощряли их деятельность на благо новой родины-мачехи. История, например, запомнила высказывание султана Баязида II (1481-1512) об испанском короле Фердинанде, изгнавшем совместно с супругой Изабеллой евреев: "Можно ли такого монарха назвать мудрым? Он разоряет свою страну и обогащает мою".
       Если андалузский период истории сефардов (7-15 вв) иногда называют "золотым веком", то оттоманский период, особенно, в 16-19 вв, можно назвать, как минимум, "серебряным".
       История сохранила ряд имен знаменитых евреев Оттоманской империи. Среди них - многочисленные купцы, ученые, промышленники, дипломаты, царедворцы... Служительница и любимица султанши Эстер Киера (Хандали), скандально известный лже-машиах Шабтай Цви... Немало евреев, как водится, участвовали в кемалистской революции и занимали высокие посты в правительствах Турецкой республики. Некоторые авторы считают потомками евреев Турции и основателя нынешней Республики Ататюрка, и даже Фиделя Кастро и Николя Саркози...
       А вот, личность еврея, неоспоримо замечательная! Иосиф ха-Наси (герцог Наксосский), пожалуй, первый сионист - практик.
       Он родился в Португалии в начале XVI в и, пройдя несколько кругов эмиграции в разных европейских странах, изгнанник, "маран" Иосиф оказался при дворе Сулеймана II, где получил возможность вернуться к иудаизму. Продемонстрировав султану свои недюжинные способности дипломата и бизнесмена, Иосиф вскоре занял влиятельное положение при дворе. Он добился от Сулеймана выделения ему Тивериады (Тверии) и семи соседних поселений в собственность исключительно для заселения евреями.
       Для развития промышленности в еврейских поселениях Иосиф ввёл культуру тутовых деревьев и разведение шелковичных червей, организовал ввоз венецианских тканей. В это же время он обратился с воззванием к евреям, в котором заявлял, что все гонимые, желающие заниматься земледелием или ремеслами, могут найти убежище в новой еврейской общине. Он спас большое число евреев, живших в римской Кампании и сильно страдавших под папской властью, которых вывезли через Венецию на кораблях Иосифа. Стремление к переселению в Эрец Исраэль ещё более усилилось после издания Пием V буллы, изгонявшей евреев из Папской области...
       ...В конце 19-го - начале 20-го века, сионисты герцлевского призыва, а также южнорусские евреи, бегущие по волнам Черного моря от погромов, пробирались в Оттоманскую империю и, становясь, "турецко-подданными", селились в Эрец Исраэль. Среди них был как-то замечен некий Аврум из Бендер, записанный турецким чиновником, как Ибрагим, и чей сын по имени Йоська или, на украинский манер, Остап, прославился в амплуа великого комбинатора...
       Сегодня над землей турецкой реет алый стяг. Правда, с мусульманским полумесяцем.

       Кемалистская революция, завершившая распад Оттоманской империи после ее поражения в первой мировой (ХХ в) войне, сменила исламский режим империи на светскую республику. Переход, видимо, происходил традиционным мусульманско-янычарским методом, в русском фольклоре именуемым "секим башка". На развешанных по огромной гостинице, в которой мы жили, многочисленных портретах основателя Турецкой Республики Кемаля Ататюрка, запечатлевших вождя в разные годы жизни (он умер в 1938 г.), - мрачный, суровый мужик со свирепым выражением на лице. Возможно, это - напускное, для пиаровского воздействия на народ. Нельзя, наверно, иначе в "бывшей" исламской стране... После Ататюрка, вернее, после второй мировой, в которой Турция, поддержавшая Германию, снова оказалась в стане побежденных, ее слабенькая демократия не раз подвергалась риску быть растоптанной исламом. Спасала армия, бравшая власть в свои руки и после наведения порядка возвращавшая ее демократическим институциям. Тем не менее, Турция была принята в НАТО и сейчас стоит в очереди к дверям ЕС...
       Но третья волна Зеленого джихада, поднявшаяся в последней трети ХХ века, не миновала и "светскую" Турцию. Новый век страна встретила с законно избранным на демократических выборах исламским руководством. И на это грустно смотреть, особенно, глазами уроженца Ташкента, на чьих глазах Узбекистан, после 70 лет светского коммунистического режима, с бешеной скоростью возвращалсь к мохаммеданским традициям...
       Ислам живуч, и, как показала история, понимает лишь язык силы. Любые дипломатические игры ведутся мохаммеданами лишь с целью выиграть время и в удобный момент вероломно напасть на "партнэра". И это, в частности хорошо видно на примере стран Востока, в которых в прошлом веке ислам жестоко подавлялся: в бывших советских республиках и той же Турции. Нынешняя, третья волна Зеленого джихада принесла исламу ренессанс. И так называемым "светским исламским" режимам уже не требуется маскироваться под более понятную европейцам, дочернюю по отношению к мохаммедовым идеям всемирного джихада, марксистскую идеологию. Поэтому пали псевдосоциалистические режимы Алжира и Туниса, Поэтому ортодоксально чистый исламский ХАМАС вытесняет псевдосоциалистический ФАТХ. Поэтому на смену "социалисту" Саддаму пришли (на американских штыках!) бородатые дяди-шииты - "добрые телята", американскую и иранскую маток сосущие. Поэтому дрожит, в ожидании последних времен созданный Насером квазисоциалистический режим Египта. Хезбалла полуофициально контролирует власть в бывшем христианском Ливане, а Москва сотрудничает с объявившем ей худну бандитским режимом Кадырова.
       И Турция, когда-то покровительствовавшая галутным евреям, а впоследствии, под посткемалисткой властью, бывшая дружественной нам страной, избрав недавно демократическим механизмом, ловко оседланном мохаммеданами, исламскую партию во главу, торопится перейти в стан наших открытых врагов.
       Что ждет Турцию? Впрочем, возможно, турецкая армия все еще начеку?
      
      
       Иерусалим. 17.01.09
  • Комментарии: 1, последний от 24/01/2009.
  • © Copyright Реувен Миллер (yehudinfo-1@nana10.co.il)
  • Обновлено: 17/02/2009. 14k. Статистика.
  • Статья: Турция
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка