ПОД ЗНАКОМ ВОДОЛЕЯ
Жене Гликману
Принято считать, что две стихии - огонь и вода, могут продолжительное время быть объектом созерцания. Циники добавляют, что удовольствие может доставить и наблюдение за интенсивной работой других людей. В этом смысле идеальным зрелищем им кажется пожар, когда все три компонента проявляются одновременно. Мне же всегда нравилась вода, возможно потому, что мой знак - Водолей. Прекрасно, когда рядом ручей, озеро, фонтан, река, но лучше - море. На него можно смотреть, его можно слушать бесконечно в любом месте и во всякую погоду. Как правило, этому пейзажу люди без надобности, но бывают и исключения.
К таким исключениям относятся морские порты, яхт-клубы или "Марины", рыбные гавани, доки и верфи. В большинстве случаев указанные места закрыты для зевак, что вполне можно понять. Но вот одесский порт весь на виду, он открыт для зрителей верхних ярусов, как сцена в театре. Сидя на скамейке или облокотившись о парапет у начала известной потемкинской лестницы, вы можете любоваться огромной панорамой сооружений и механизмов порта. Справа элеватор и грузовые терминалы, огромные складские помещения. Маневренные тепловозы подают под выгрузку и погрузку длинные составы, невидимые операторы и диспетчеры управляют этим сложным потоком, а многочисленные башенные краны послушно кланяясь, выполняют титаническую работу по обработке грузов. Людей почти не видно, но они, несомненно, есть - мелкие муравьишки на фоне циклопических железных монстров.
Прямо перед лестницей причалы для больших пассажирских судов. Особенно интересно наблюдать швартовку какого-нибудь круизного лайнера. Сверху все выглядит легко и просто: подойти к стенке, завести причальные канаты, опустить трап, выстроить цепочку парней в зеленых фуражках и: "Пожалуйте на берег, господа!". Но на самом деле, швартовка - большое и серьезное испытание для капитана и большей части экипажа. Левее морского вокзала и гигантских пирсов видна суета на причалах каботажного флота и линий "Комет" на подводных крыльях: в Херсон, Николаев и пр. Еще левее - военные сторожевики и подлодки. Все это можно было свободно наблюдать даже в годы всеобщей закрытости и тотальной секретности, такая вот география.
Порт-крепость Кронштадт закрыт (был?) для всех непосвященных. Въезд только по специальным пропускам. Место невеселое: низкое серое небо, ветер и косой мелкий дождь. Корабли тоже серые, хотя цвет краски называется шаровым, но все зависит от освещения. Преобладают камень и железо, даже площадь вымощена железными плитами, а еще огромные разнообразные якоря, внушительные якорные цепи, массивные причальные тумбы-кнехты и пр. Дома, как часть фортификационных сооружений. Исключение - красивая церковь св. Николая - защитника моряков, которая превращена в матросский клуб. На наружной стене мозаичное полотно с изображением богоматери, как раз в ее ухо заделана скоба с фарфоровым изолятором для электрического кабеля. Внутри купол затянут парусиной, расписанной морским пейзажем, боевыми кораблями и внушительными фигурами бравых матросов. Я атеист, но не воинствующий, картинка мне показалась кощунственной и варварской.
По контрасту с городом, прием на большом десантном корабле был теплым и интересным.
Совершенно открыт и доступен для всех крепость-порт Ларошель. Сейчас это просто музейная достопримечательность, где очень интересно побродить даже без экскурсовода. Впечатляют сложные гидросооружения и механизмы, которые, видимо, регулировали уровень воды во время приливов и отливов океана. Строилось все это хозяйство еще до появления бетона, и основными материалами служили камень, дубовые бревна, железо и бронза. Старинные причальные кольца и кнехты, как и другое железо, отполированы веками и заметно отличаются от современных причальных приспособлений, подчиненных не художественным изыскам, а строгой функциональности. На фоне элегантных яхт, белоснежных катеров и окружающего европейского лоска, невероятным диссонансом воспринималась маленькая, облупленная посудина под русским флагом, - этакий морской бомж! Подстать кораблю и представительница экипажа, постаревшая хиппи с весьма поношенной физиономией; и товар, выставленный на продажу у самого трапа: матрешки, балалайка и т.п.- все какое-то жалкое. Город наступает на старый порт магазинами, кафе, стоянками такси. Все это ужимает и без того небольшую его территорию, а жаль...
Открыт для всех желающих яхт-клуб на греческом острове Кос. Мне неизвестен официальный статус этой марины, но судя по флагам, это международная гавань для крупных океанских яхт. В современном мире получило распространение такое явление, как жизнь на яхте. Именно так, не прогулка, не участие в регате, не простое путешествие, а жизнь под парусом с перемещением по глобусу. Соответственно это достаточно большие яхты. У них высоченные металлические мачты со спутниковыми антеннами, компьютеризированным управлением парусами и прочими современными прибамбасами. Кормовые флаги европейских стран перемежаются с флагами США, Новой Зеландии и Австралии. Вызывают невольное уважение люди способные на столь дальние плавания. Они так и выглядят: крепкие, седые, бородатые джентльмены; стройные, загорелые женщины в белых шортах и, играющие на палубе детишки с выгоревшими на солнце волосами в ярких спасательных жилетиках.
К пирсам подведены все коммуникации, так что на яхту подается электричество, вода и пр. На территории гавани есть гостиница, ресторан, бар - все для отдыха гостей. Есть даже супермаркет со специальной тарой и набором продуктов для морских путешественников. Все эти услуги и аренда стоянки - вещи не из дешевых, а такой образ жизни доступен только людям обеспеченным. Пришлось наблюдать более скромную якорную стоянку подобной яхты во фьорде недалеко от Ля-Рошель. Там не было никаких коммуникаций, зато и платы, видимо, никто не требовал. Прямо на палубе хозяйка готовила обед на газовом таганке, дети играли в привязанной к корме и спущенной на воду лодке. Все просто и даже немного буднично.
Вернемся, однако, на остров Кос. Двигаясь от яхт-клуба вдоль моря, мы вскоре опять попадаем на причал, где пришвартованы двухмачтовые деревянные, стилизованные под старину шхуны (фелюги?). Это, прогулочные суда для туристов. Поднятая часть палубы полностью занята поролоновыми лежаками-матрасами: для любителей позагорать, а в непогоду можно отсидеться в просторном салоне. Посудина оснащена мощным дизелем, а паруса и такелаж - для экзотики. В команде два-три матроса и шкипер. В большинстве случаев шкиперы представляют собой фигуры живописные с какими-нибудь примечательными деталями: огромная трубка, роскошная борода и усы, могучий живот, костюм "от пирата" и т.п. Весь этот антураж делается для рекламы, для борьбы за кошелек туриста, но, тем не менее, такую прогулку в море очень даже стоит совершить.
Рыбный порт в Хайфе. Вход туда открыт для всех, но самое интересное происходит очень рано - в четыре-пять часов утра. К причалу в рассветной дымке подходят рыбацкие катера с уловом. Стоит специфический запах моря и морской живности. Она, эта живность, аккуратно расфасована по ящикам и копошится в них живой массой: отдельно кальмары, крабы, рыба по сортам, лобстеры и прочие деликатесы. Рыбаки, молча и споро передают ящики на огромные весы, а оптовый продавец тут же проводит своеобразный аукцион. Покупатели - владельцы ресторанов, торговцы из рыбного ряда и прочие - на месте оплачивают и торопливо увозят дорогой, скоропортящийся продукт. Подходят другие катера, появляются новые покупатели и действие повторяется. Рядышком открыл свое заведение владелец небольшой забегаловки, где утомленные от нелегких ночных трудов рыбаки могут выпить-закусить и обогреться. Что бы все это увидеть не в кино, а в реальной жизни, стоит разок встать перед рассветом и подъехать в рыбный порт.
Украинский город Тернополь расположен далеко от моря, но там имеется Морской клуб. С жизнью этого клуба я имел некоторую возможность ознакомиться изнутри. Начнем с того, что значительная часть акватории озера и сама территория клуба хорошо просматривались с балкона моей квартиры. Размеры водной поверхности озера позволяли проводить здесь соревнования высокого ранга по гребле, водно-моторному спорту, морскому многоборью и др. Что касается парусного спорта, то в клубном эллинге имелось десяток "Кадетов" - самых маленьких детских парусников, примерно такое же количество швертботов и виндсерферов. Из солидной "посуды" - катамаран и большой швертбот-эмка. Жители сухопутного города к морской жизни приобщались охотно.
В руководстве и инструкторском составе народ подобрался пестрый: энтузиасты, отставные военные моряки, инженеры, студенты, спортсмены-любители и любители выпить. Накануне соревнований ощущался аврал, а в обычные дни работа шла неспешно и, главным образом, во второй половине дня. Выкатить швертбот из эллинга, спустить на воду, вооружить паруса - все отработано и традиционно. На судне, сделанном из дерева, всегда есть необходимость что-то шлифовать, красить, поправлять в такелаже и т.д. При этом неизбежно ведется неспешная морская травля и всяческие подначки. Как почетный гость, я в ремонтных работах не участвую, лежу на теплых досках причала, наблюдаю, слушаю. Иногда и сам выхожу на готовом швертботе, или с компанией на катамаране. Парусом и многоборьем занимаются преимущественно интеллигентные, продвинутые молодые люди, для которых походить под парусом большое удовольствие. В выходные дни устраивают гонки. Полтора-два десятка ярких парусов украшают серую акваторию озера, и всегда собирают много зрителей, благо озеро в самом центре города и вдоль берегов - парки.
"Марина" в Ашкелоне сооружалась на моих глазах от нулевого цикла до завершения. Подобная стройка тоже зрелище впечатляющее, если наблюдать с высоты крутого берега. Вообще-то любоваться морем лучше в первозданном, диком месте, где нет следов человеческой деятельности, только мест этих почти не осталось. А "Марина" все же интереснее пляжа! Уже несколько лет сооружение функционирует в полном объеме. У пирсов стоят яхты из разных стран. Прямо к стоянке подведены коммуникации, есть заправочная, док для ремонта и прочий сервис. События в нашем регионе не могли не сказаться - иностранных судов в последнее время заметно поубавилось.
Доступ посторонних к пирсам, где пришвартованы яхты, закрыт, но можно прогуляться по большой площадке, где на кильблоках стоят катера и яхты, требующие основательного ремонта или покраски корпуса. Там же слип для спуска судов на воду. На протяжении двух лет какая-то западная фирма устраивала на этой площадке выставку-продажу разнообразных катеров. Выбор большой, но ажиотажа не наблюдалось. Покупка и содержание катера или яхты - удел людей достачно богатых. Говорят, что представитель среднего класса, приобретя яхту, радуется только дважды: после покупки и после продажи. Сейчас на месте выставки расположились несколько пивных баров и кафе.
Ближний от берега пирс отдан рыболовецким лодкам и катерам. Надо полагать не от хорошей жизни аристократические яхты согласились соседствовать с промысловыми работягами. Рыболовы-любители тоже облюбовали себе кусок акватории яхт-клуба. Постепенно они демонтировали значительный фрагмент забора из металлической сетки, и теперь подкатывают на автомобилях прямо к месту лова. Ловля на удочку носит чисто спортивный интерес и добыча поедается, обосновавшимися здесь кошками. Живут они в щелях каменной насыпи у начала волнолома. Трудно предположить, что коты уже научились сами ловить рыбу на прокорм. И вот появилась женщина-доброхот, которая приходит кормить это подпольное стадо. Услыхав знакомый голос, десятки кошек устремляются к своей кормилице из укрытий, держа хвост трубой и стремясь не упустить момент раздачи. Занимательное зрелище.
Мол, ограждающий марину со стороны моря, сооружен из фигурных железобетонных элементов и выстлан плитами. По нему можно пройти до самого выхода из гавани, где воздвигнута небольшая башенка с маяком. В хорошую погоду с этого места видны контуры ашдодского порта на севере и насосный терминал электростанции им. Рутенберга на юге. Иногда на акватории появляется группа детей, изучающих основы плавания под парусами на маленьких мыльницах-кадетах. В другой раз это могут быть школьники постарше, на длинных швертботах, могущих ходить и под парусом и на веслах. Интересно смотрятся на веслах выходцы из Эфиопии - потомки народа пустыни овладевают морским искусством. По выходным и праздничным дням жизнь в этих местах особенно активна: много народу прогуливается по молу, катера, мотоциклы и лодки выходят в море. Сооружение демонстрирует созидательную мощь человека, а море, смеясь, разрушает какие-то детали или заносит песком фарватер.