Сначала мне говорили: - "Вы без года неделю в Израиле. Вы еще ничего не понимаете. Так что помалкивайте." - И я помалкивал.
Прошло 13 лет. Но мнение мое об Израиле не изменилось. Он мне по-прежнему не нравится. И сейчас я могу аргументировано отстаивать эту позицию. Но я по-прежнему помалкиваю. У меня просто заткнут рот. И то, что я пишу "За границу" убедительное тому подтверждение. Возможность высказать свое мнение в Израиле для меня закрыта. И это одна из причин почему мне не нравится эта страна.
Я ненавижу ложь и жульничество и глупость. Мне даже на экране телевизора неприятно видеть как человек лжет. Но эти три категории стали неотъемлемы от моей жизни с того момента, как я в 1990 году задумался о выезде из Ташкента в Израиль. Ну, почему из Ташкента, надеюсь понятно. Даже те, кто изо всех сил противился идее отъезда и держался до последнего, сегодня, под напором обстоятельств, снимаются с якоря.
Я предвидел именно такое развитие событий еще в то время и понимал - бежать надо. Но куда? Выбор был невелик. Америка, Германия и Израиль. Я, конечно подумывал и о России. Но это было практически нереально. Прописка, работа, возраст. В 1989 году мне стукнуло 60. Я отправил соответствующие документы в Америку и в Израиль, а пока оглядывался и прислушивался. Громче всех в это время гремели голоса эмиссаров Сохнута. И на собраниях возникших как из под земли еврейских информационных центров и широко распространяемых магнитофонных кассетах с интервью с этими же эмиссарами, расписывавших прелести "репатриации" в Израиль. Приведу лишь один пример достоверности этой информации. Вопрос эмиссару: - "Я врач пульманолог. Найду ли я работу в Израиле". Ответ: - "Благодаря успехам израильской медицины и высокому уровню жизни в Израиле многие болезни практически ликвидированы. В том числе и пульманологические. Так что по этому профилю работы вы не найдете. Но вам помогут переквалифицироваться."
Цитата из израильской прессы: - "10 процентов израильских детей в возрасте до 16 лет больны астмой."
Опускаю все мелкие, но очень характерные мелочи и сразу вспоминаю крупнейшую аферу с багажом.
Еще в Москве, при оформлении в консульстве документов на выезд, нам сунули и попросили подписать какие-то документы написанные на иврите. Сказали, что это страховка багажа. Я сразу почувствовал, что это дурно пахнет. Все дружно подписывали некие юридические документы не имея понятия, что там написано. Ведь в этой толпе у консульства понимали иврит не более 0.5 процента людей. А на уровне понимания юридических документов, практически никто. Но все подписывали. И кто-то это подписание организовал. Впоследствии оказалось, что это был договор с некоторой голландской страховой фирмой, с которой Сохнут заключил соответствующий договор. И составляли этот договор опытнейшие юристы. В этом эмигранты убедились, когда начались массовые ограбления багажа. Все израильские русскоязычные газеты в 91 - 92 годах писали о массовых кражах из багажа эмигрантов из России и полной невозможности получения страховой компенсации. Наша семья тоже не избегла этой участи. Из нашего багажа вынули фотоаппарат, по братски поделились постельным бельем и прихватили "на память" ящик с хрустальными вазами, подаренными моей жене, преподавательнице музыки, благодарным учениками. Хрустальную мелочь не взяли. Грабили не торопясь, с перебором. Для чего были созданы благоприятные условия.
Нашелся у этой эпопеи и свой герой. Он сумел разобраться в юридических хитросплетениях Сохнутовско-Голландских адвокатов и подал на эту группу жуликов в суд. Был большой переполох. Герою предлагали отступного, чтобы заткнуть рот. Сначала две тысячи долларов, затем и 20000. Но он отказался и несколько лет своей жизни посвятил судебным тяжбам. В итоге он выиграл и получил крупную сумму, но к концу этой истории о его подвигах уже забыли.
Для меня эта история была визитной карточкой государства Израильского. Организовать для более чем полмиллиона людей подписание юридических документов на неизвестном для них языке. Создать атмосферу в которой это возможно. Это могли только жулики высокого, я бы сказал Государственного класса.
И это была одна из рядовых, проходящих историй, связанных с "большой алией".
( большая алия - массовая репатриация евреев в Израиль в 1990 -1995 годах, за время которой из России в Израиль эмигрировало более полумиллиона человек.)
Я не собираюсь стать летописцем израильских мерзостей. Я выбираю факты, которые сформировали мое отношение к этой стране. Хотя идея летописи не лишена некоторой привлекательности. Но я могу взяться за это, если найдутся читатели.
Сейчас я хотел бы рассказать об израильской системе образования. Ведь многие мотивировали свой отъезд в Израиль заботой о будущем детей. Чтобы дети были счастливы и получили хорошее образование. И мне хочется рассказать людям, что же в действительности получат их дети.
Для начала я ознакомлю вас со своей статьей, посвященной вопросам образования в Израиле, которую я в течение двух лет безуспешно пытался опубликовать во всех израильских русскоязычных газетах, для того чтобы хотя бы привлечь внимание к этим назревшим и важнейшим для будущего государства вопросам. (Как известно на последней международной математической олимпиаде школьников Израиль занял 38 место из 42 стран). Я уже не говорю о физике, которая в израильских школах является предметом необязательным и изучается по выбору. В результате практически не изучается.
17 августа 2001 года
Уважаемая редакция!
Считаю, что имею некоторый педагогический опыт. Я работал педагогом в школе, в техникуме, 14 лет был доцентом кафедры физики технического вуза. Параллельно с этим, 25 лет занимался репетиторством, готовил учеников к вступительным экзаменам по физике в самые престижные вузы СССР, такие как Московский Университет, Московский Физико-технический институт, Московский Институт Электронной Техники и другие. Смею вас заверить, что для поступления в вышеперечисленные вузы необходимо обладать знаниями неизмеримо большими, чем для поступления в любой израильский ВУЗ.
Вот мы и сформулировали проблему! " А нужно ли для успешного обучения в ВУЗе иметь прочный фундамент среднего образования?" Если, да, то Израиль на пути к катастрофе, ибо именно система образования страны определяет будущее и государства и народа. Это не мое мнение, это утверждение уже стало аксиомой и расхожей истиной. Я уже убедился, что израильский истеблишмент полностью игнорирует мнение специалистов из "русской" алии, вопреки широко известной истине - "со стороны виднее". Учитывая эту национальную особенность (говоря об этом я имею в виду не евреев, а израильтян, ибо это два совершенно различных сообщества) я не буду ссылаться на свое мнение, а приведу мнение людей уже признанных истеблишментом.
Пинхас Швингер - ректор колледжа им. Брауде г. Кармиель, отвечая на вопрос корреспондента газеты "Новости Кармиеля" - "Ваше мнение о выпускниках кармиельских школ?" ответил: - " Я не вижу большой разницы в сравнении с другими городами. Скажу другое: уровень всех выпускников школ низкий."
Такое положение - прямой результат системы, скопированной Израилем у Америки. Предвижу возражение: - Вы что считаете, что американская система образования дает плохой результат? Отвечу примером. Мой сын, выпускник Московского Института Электронной техники, поработав лет пять в Израиле, перебрался в Америку, где живет уже тоже 5 лет. За эти годы он сделал в Америке неплохую карьеру, что видно хотя бы из его зарплаты 125 000 долларов в год. Подчеркиваю, - он не бизнесмен, не менеджер, а инженер. Он отмечает, что в кругах, где он работает, практически нет американцев. В основном это японцы, русские, индийцы и вьетнамцы. Он отмечает, что почти половина его сокурсников перебрались в Америку, где сейчас весьма ценят выпускников московских технических вузов. Не имея своих высококлассных инженеров Америка скупает их по всему миру.
Израиль, развалив по примеру Америки свою систему подготовки квалифицированных инженеров, вряд ли сможет затем, следуя примеру Америки, скупать чужие мозги. Тут уж, как говорится, кишка тонка.
Мой бывший друг и коллега, талантливый физик и инженер, кандидат физико-математических наук, после некоторых колебаний, сделал правильный выбор и перебрался в Америку. Хотя ему сейчас более 63 лет, он устроился на работу в Калифорнийский университет, приват-профессором. В Израиле он смог бы участвовать только в конкурсе на звание приват-дворника, и то без шансов на успех, хотя в Израиле дефицит толковых физиков и профессоров во много раз жестче, чем в Америке, поскольку она может их покупать.
В первых письмах, полученных мною от него из Америки, он писал о том, что наиболее его потрясла в Америке система технического образования. Если в бывшем Союзе в университетах готовили ученых, а уж если ученый не получится, то выпускник инженером станет. Но инженером с хорошей теоретической подготовкой. В Америке готовят инженеров-кнопконажимателей. Формулы изучаются без их теоретического обоснования. Не твоего это "инженерного" ума дело. То же самое и в Израиле.
Очень неплохо сформулировал позицию творцов израильской системы образования некий Яков Шаус в газете "Вести-2 от 5.04.2001.
Он пишет, "В современном мире давно поняли, что вопреки совету основателя пролетарского государства, ни к чему запихивать в голову все богатства, которые выработало человечество. Есть библиотеки, справочники, а сегодня - и Интернет. Поэтому в школах применяется проблемный принцип: по каждому предмету изучаются только главные темы - а при желании специализироваться в какой-то области пустоты легко заполнить. Так учат в Израиле ".
И вот в этом последнем своем утверждении он абсолютно прав. Но в этом и трагедия Израиля.
Есть люди - ремесленники и есть люди творцы. Ремесленник обладает определенным объемом знаний и навыков. Не все эти знания нужно ему держать в голове. Он может заглянуть в справочник и вспомнить рецепт.
Но все это не имеет отношения к творцам. Словарный запас Пушкина состоял из более чем 120 тысяч слов. Интересно, где он его хранил. В словаре, справочнике или в библиотеке? Нет! Весь словарный запас был в его голове. Он этими словами мыслил. Но нельзя мыслить словами, которые находятся в справочнике.
Инженер мыслит формулами. Но только теми, которые уже у него в голове. Нельзя мыслить формулами, которые находятся в справочнике. В действительности дело гораздо сложнее. Ведь формула - это символьная запись, отображающая реальные физические процессы, происходящие с реальными телами и, оперируя формулами, инженер должен видеть эти процессы. Это требует огромной теоретической подготовки и особого способа мышления, который нельзя почерпнуть из справочника. Эти способы мышления индивидуальны для каждого человека. И их нельзя хранить в библиотеке. Они вырабатываются в процессе мышления. Еще раз подчеркну, что мыслить можно только теми понятиями, которые находятся в голове. Норберт Винер (для тех, кто хранит свои знания в библиотеке, напомню, что он считается "отцом" кибернетики) в одной из своих книг заметил, что каждый математик вырабатывает свою систему мысленных образов, отображающих математические понятия.
Все что излагает Яков Шаус относится только к ремесленникам. Он даже не догадывается, что есть люди-творцы и вырастают эти люди в совершенно других условиях, чем ремесленники.
Если бы это была точка зрения некоего бывшего учителя русского языка и литературы Советской школы, то не стоило тратить бумагу для ответа. Но, к сожалению, Яков Шаус уловил дух и идеи израильской педагогики. На этих идеях стоит израильская школа. И это очень опасно и для страны и для народа.
Главный принцип израильской школы, в формулировке г-на Шауса, очень остроумен.
- Не перегружать головы учеников излишними знаниями, чтобы осталось побольше пустот, исключительно полезных для будущей профессиональной деятельности, когда станет окончательно ясно, что стоит впускать в голову, а что ни в коем случае нельзя, ибо эти знания уменьшат объем столь необходимых пустот.
Естественный вывод из этой теории: интенсивное обучение превращает человека в идиота, поскольку допустимый объем знаний заполнен под завязку и усвоить еще что-нибудь человек не в состоянии - пустоты кончились.
Здесь, конечно, не время и не место разъяснять г-ну Шаусу и, главным образом, тем всемогущим чиновникам, определяющим состояние и методы образования в Израиле, основы психологии познания, но несколько прописных истин из этой области стоит отметить.
Никто и никогда еще не обнаружил пределов человеческой памяти. Даже совсем наоборот, как деньги идут к деньгам, так знания идут к знаниям. Чем больше человек знает, тем легче он усваивает последующий материал. Например, полиглоты, люди знающие множество иностранных языков, отмечают, что изучение каждого последующего языка дается все легче и легче, до тех пор, пока не вступят в игру законы возрастной психологии. Но об этом важнейшем обстоятельстве дальше.
Даже составители психотеста в своей информационной брошюре отмечают: "Способности (учащегося) развиваются постепенно, на протяжении многих лет, как в процессе учебы в школе, так и вследствие опыта, приобретаемого вне школьных стен... Степень развития этих способностей зависит... от времени и усилий, потраченных на них".
Говоря короче и яснее: чем больше и упорней человек учится, тем выше его возможности усвоения новых знаний.
Да, явно противоречит это заключение теории пустот г-на Шауса и стоящих за ним господ из министерства просвещения.
Впрочем, даже господин Шаус видит некоторые недостатки в израильской школе, хотя полностью удовлетворен конечным результатом обучения.
Он пишет: "Главный её (израильской школы) недостаток - неравномерное распределение учебного материала: напряженная работа начинается на финише - в средней школе ("тихоне"). За 6 лет начальной школы ученики не привыкают к серьёзной работе, не приучаются к самодисциплине... Именно поэтому, когда проблема усложняется, многие нуждаются в репетиторах".
Указав на эту проблему, г-н Шаус даже не понял, в какую болезненную рану он ткнул пальцем. Для него самые болезненные последствия этой проблемы то, что родителям придется тряхнуть мошной и потратится на репетиторов, которые все расставят по своим местам. Вот здесь он глубоко ошибается. Потери времени невосполнимы. Бегун, засидевшийся на старте, никогда не станет победителем.
Человек, желающий чего-то достичь в своей жизни, с момента рождения ведет отчаянную схватку со временем. Не только с внешним временем, но главным образом, с биологическими часами, тикающими внутри человека.
Наукой давно установлено, что бессмертную душу, выделяющую человека из животного мира, вкладывает в человека не бог, а человеческое общество. Впрочем, чтобы избежать бесполезных споров, заменим неопределенное понятие "душа", более определенным понятием - "сознание", которое определим, как некоторую особенность человеческой психики выделять себя из природы. Сознание неразрывно связано с речью, т.е. наличием у человека второй сигнальной системы (акад. И.П.Павлов). Сознание, речь, вторая сигнальная система присущи только человеку и выделяют его из природы и животного мира. Но сознание человека формирует не бог. Оно не является биологической особенностью человека. Биологически человек имеет лишь предпосылки к формированию сознания, но возникает оно лишь в процессе формирования психики в составе человеческого общества. Природа неоднократно ставила эксперимент в виде так называемых "Маугли", т.е. детей выросших вне человеческого общества. Природа дала однозначный ответ: - у ребенка, выросшего вне человеческого общества сознание и речь не формируются! Он человеком не становится и из животного мира не выделяется.
Но у нас еще остается надежда все исправить в соответствии с теорией господина Шауса. Да, знаний у такого ребенка нет, но зато предостаточно пустот в голове. Нанимаем репетиторов и заполняем пустоты. Никакой трагедии. Бедняга, столь неудачно вступивший в жизнь, догоняет ушедший поезд и становится студентом Иерусалимского Университета. Если, конечно, пожелает.
К сожалению, жизнь не руководствуется теорией Шауса. Время, утерянное при формировании психики человека, утеряно безвозвратно, навсегда. Никогда Маугли студентом не станет и речь у него не сформируется.
Итак, период от рождения до 3-х лет это период формирования сознания. И не дай бог отстать от безжалостно тикающих биологических часов. Спорным остается лишь утверждение, что период формирования психики начинается с момента рождения. Наука уже накопила достаточно фактов свидетельствующих, что формирование личности идет и во время внутриутробного развития. И большую роль в этом играют эмоциональные переживания матери. Насыщенность ее эмоциональной жизни. Накапливаются факты о важной роли внутриутробного развития в формировании музыкальных способностей и пристрастий.
Я не могу не отметить здесь страшной роли в процессе формирования будущих поколений, элементарное гигиеническое невежество израильского народа. По-моему, израильтяне самый курящий народ в мире. В этом "достижении" с ними могут соревноваться разве что эскимосы. Не раз мне приходилось видеть беременную израильтянку с сигаретой во рту. Она даже не понимает, какой тяжкий вред наносит себе и своему будущему ребенку. Если бы хоть малый процент времени, отведенного в школе на долбание Торы, выделили на изучение элементарной гигиены и антинаркотическую пропаганду, народ Израиля многое бы выиграл. Ведь большинство курящих даже не знают, что никотин - обычный наркотик, со всеми сопутствующими наркотической зависимости проявлениями: привыканием, абстиненцией, разрушительным влиянием на здоровье.
Касаясь влияния курения, весьма распространенного в израильской школе, на процесс обучения, я убежден, что юные курильщики даже не догадываются о разрушительном влиянии никотина на умственные способности и память. Некоторые еще знают о резком снижении спортивных достижений у курильщиков, но не имеют никакой информации о воздействии никотина на мозг.
Зато мои внуки прекрасно знают, что: "...возлег имярек со своей служанкой и понесла она от него..." и мне приходится объяснять своему 8-и летнему внуку, зачем он возлег, и почему именно со служанкой и почему она от этого возлегания понесла. И связаны ли вообще эти события - возлежание и понесение. Что и говорить, понимание этих проблем ну просто необходимо 8-и летнему мальчику.
Я отвлекся потому, что курение тоже одна из тяжелых проблем израильской школы. Однако вернемся к биологическим часам, которые продолжают неумолимо тикать, чем бы мы ни занимались.
Корней Чуковский изучавший как психолог процесс формирования речи у ребенка отметил: с двух до пяти лет все дети гениальные лингвисты. Именно в это время семимильными шагами и без всяких усилий со стороны ребенка, идет усвоение языка и сращивание его с мышлением. И как эта гениальность с возрастом утрачивается.
Алия хорошо прочувствовала эту психобиологическую зависимость в изучении языка на своей шкуре.
Очень ярко проявляется эта зависимость обучаемости от возраста в спорте. Это связано с наличием в спорте точных критериев достигнутых результатов в виде метров, килограммов, секунд. А психические и биологические процессы здесь те же самые.
Когда, еще находясь в СССР, мы привели свою девятилетнюю дочку в школу спортивной гимнастики, нас там встретили с удивлением. - "Поздно же вы проснулись! Ведь она же у вас старая. Наши ученики начинают в 5 - 6 лет. К 9-и годам они уже мастера спорта. Ваша - уже совершенно бесперспективный переросток." Можно обвинить организаторов советского спорта в том, что профессиональный спорт в СССР в последние годы практически полностью вытеснил любительский. Все спортивные школы готовили только профессионалов. Работа тренера оценивалась по числу выращенных им мастеров спорта и рекордсменов. К работе относились серьезно, учитывая все последние достижения науки: психологии, биологии, физиологии. Тренировки были предельно интенсивными, на пределе человеческих возможностей. Вся жизнь была подчинена достижению конечной цели - вырастить рекордсмена. Обучение - процесс интенсивный и непрерывный. Перерыв на месяц отбрасывал ученика назад на годы и ставил под сомнение достижение конечной цели.
Если спортивная школа ставит перед собой цель вырастить физически развитого и совершенного человека, то школа общеобразовательная по идее ставит цель вырастить человека развитого интеллектуально. Причем основные принципы воспитания и обучения такого человека мало отличаются от принятых в спортивных школах. Раннее начало обучения, интенсивность и непрерывность процесса обучения.
Всегда надо помнить и слышать как тикают биологические часы. Знать, что детство, юность и молодость это время, выделенное природой на формирование человека. Его сознания, интеллекта, мышления, запаса знаний и методов их интеллектуальной обработки. Именно в это время формируются эвристические способности человека, т.е. его способности мыслить самостоятельно и находить новые, оригинальные пути решения стоящих перед ним задач. То есть самое ценное, что есть в инженере и ученом. Нужно подчеркнуть, что большинство наиболее ярких и впечатляющих научных открытий было сделано молодыми. Вспомним хотя бы Э. Галуа, который в 21 год погиб на дуэли, но оставил труды, заложившие основы современной алгебры. И это драгоценное и невосполнимое время бездумно и преступно растранжиривается израильской школой!
Просто потрясло меня одно из изречений г-на Шауса. Я просто вынужден его процитировать.
- "Советская школа унаследовала от гимназий Х1Х века (не только российских) предметный принцип. Все дисциплины изучались в полном объеме - как будто один и тот же ученик собирался поступать в вуз сразу на десять факультетов".
Из текста следует, что для господина Шауса стремление школы дать знания в полном объеме - это тяжелый непростительный порок школы.
Не совсем, правда, ясно, что имеет в виду г-н Шаус, говоря о полном объеме данной дисциплины. Из последующего текста можно предположить, что полным объемом считаются знания, достаточные для сдачи вступительного экзамена в ВУЗ по данному профилю. При этом совершенно не учитывается, что подготовка к вступительным экзаменам - это не единственная и даже не главная задача общеобразовательной школы. Как следует из названия школы (общеобразовательная, а не подготовительная) главной задачей школы является получение абитуриентом, т.е. выпускником школы, общего образования, достаточного для того, чтобы считаться, а точнее, быть, образованным, культурным человеком и обладать необходимыми для этого достаточно обширными знаниями. Эти знания необходимы каждому культурному человеку, даже если он не собирается поступать в ВУЗ. Причем, именно, в полном объеме. Видимо, г-ну Шаусу крайне неприятна мысль, что еврейский народ, будет образованным и культурным народом и он изо всех сил борется, чтобы этого не случилось. На сегодня Шаусы победили. Назвать израильских туристов представителями культурного и образованного народа никак нельзя. Положение стало настолько тревожным, что министр туризма Израиля вынужден был обратиться с публичным воззванием к нации: "Граждане, не хамите, не хулиганьте и не воруйте в таких нестерпимых масштабах, иначе нас перестанут пускать в культурные страны. И в некультурные тоже". Так что господа Шаусы, можете не волноваться - чрезмерные знания в области общей культуры пока израильтянам совершенно не угрожают. Пустот в головах выпускников израильской школы вполне достаточно, чтобы обеспечить как их будущее образование, так и современное хамство.
Да, если считать поведение туристов за рубежом, индикатором культуры народа, то сравнение будет явно не в пользу выпускников израильской школы.
Совершенно ясно, что тем, кто ограничит свое образование рамками общеобразовательной школы, совершенно необходимо изучение всех предметов в как можно большем объеме, ибо больше возможности получить систематические знания им не представится. Ибо говорить о самообразовании тех, кто умудрился вынести из школы не слишком обремененную знаниями голову, не приходится.
Да и тем, кто продолжит свое образование, во многом придется ограничиться тем запасом знаний, который они получили в школе. Например, будущие врачи в медицинском ВУЗе вряд ли пополнят свои знания в географии. Впрочем, зачем врачу знать географию, когда следуя логике Фонвизинского Митрофанушки, можно сказать: -"Заплачу в тур агентство и они меня куда надо довезут".
Сколько ж это надо израильского квасу выпить, чтобы написать: - "Школьники здесь не забиты, обладают собственным достоинством, могут отстаивать свои права в индивидуальном порядке..."
Недавно в газетах была описана история, как израильский четырехкласник, отстаивая неизвестно какие свои права, таскал учительницу по полу за волосы в индивидуальном порядке. И без всяких для себя последствий. Рядовой случай. Насилие в израильской школе это уже давно не сенсация, а тяжкая повседневность. Но, чтобы восхвалять это? Это уж перебор. Нужно же понимать, что насилие и свобода в школе - две стороны одной медали.
Обсуждая особенности и задачи израильской школы, мы немного отвлеклись от главного вопроса: "Нужны ли будущему студенту университета знания, которые он должен был получить в школе?"
Ответ на этот простой вопрос автоматически отвечает и на вопрос - какими должны быть вступительные экзамены. Проанализируем варианты. Если ответ - Да, нужны! То, естественно, студентом может стать лишь тот, у кого эти знания есть. Следовательно, экзамен должен установить наличие этих знаний. И, именно, сейчас. К моменту начала первой лекции. Я преподавал общую физику в техническом ВУЗе. Программа была настолько насыщенной, что я уже на первой лекции был вынужден вводить понятие производной вектора и его дифференциала. Изложение строилось на предположении твердого знания студентом школьных курсов физики и математики, на их основе, и непрерывно развивалось. Студент, не обладающий этими знаниями, очень скоро оказывался за бортом. Так требовала жизнь, исходя из поставленной задачи. А задача была простая. Подготовить знающего и думающего специалиста современного уровня. И эта задача не предполагала легкой жизни студента. Работа на пределе.
Ответить на вопрос о пригодности студента к таким занятиям мог только предметный экзамен, проведенный незадолго до начала занятий. Средняя оценка аттестата для этой цели совершенно непригодна. Она говорит лишь о средней культуре человека и должна, пожалуй, больше всего интересовать Министерство иностранных дел при выдаче зарубежной визы. А для поступления в университет на естественно-научный факультет она абсолютно бесполезна. Также бесполезна при решении этого вопроса и школьная оценка по предмету, особенно полученная несколько лет тому назад. Даже свеженькая школьная оценка ни о чем не говорит, из-за огромного разброса реальных знаний, стоящих за данной оценкой в разных школах и регионах страны.
Ответит ли на этот вопрос психотест? Даже ставить такой вопрос смешно. Психотест для этого просто не предназначен. Он отвечает, и то крайне приближенно, лишь на вопрос о наличии некоторых способностей к усвоению некоторого материала. Наличие и объем активных, действующих знаний по данному предмету он не определяет и по своей природе определить не может. Он просто для этого не предназначен.
Применяемая в Израиле система отбора в Университеты однозначно указывает на то, что ее создатели ответили на выше сформулированный вопрос отрицательно. То есть, чтобы успешно заниматься в Израильских Университетах, знать школьную программу даже по профилирующему предмету НЕ НУЖНО!
Ибо, ни средняя оценка аттестата, ни психотест не проверяют наличие этих знаний. И стать студентом Университета может человек такими знаниями не обладающий.
Но тогда возникает резонный вопрос: - зачем нужна школа? Только для получения общей культуры? А специальное образование начинать в 25 лет, как это реально и происходит в Израиле. Но весь исторический опыт человечества свидетельствует, что те, кто чего-то добился в науке, начинали обучение избранному предмету в раннем возрасте, посвящали себя науке безраздельно и, восходя к ее вершинам беспрерывно, к 20 - 22 годам достигали научной зрелости и к 25 годам вершины своей творческой деятельности. Важнейшим условием является непрерывность занятий наукой. Человек, оторванный от своих занятий на год или два, для науки потерян.
Те, кто начинают занятия наукой в 25 лет практически с нуля, абсолютно бесперспективны.
Это выглядит так же как 25 - летняя тетя, записавшаяся в группу спортивной гимнастики и начавшая тренировки вместе 6-ти летними девочками. Смешно?
Так же смешно думать, что интеллектуальная деятельность не подвластна тем же возрастным биологическим закономерностям.