Аннотация: Рассказ о традиционной цыганской свадьбе
Много лет назад мы были с мужем в Молдавии, где проводили свой очередной отпуск. Красивая природа, теплая солнечная погода и обилие фруктов создавали какую-то особую атмосферу. Жили мы на даче наших друзей, она была расположена километрах в 50-ти от Кишинева. На выходные дни друзья приезжали на дачу всем семейством, и мы наслаждались общением, замечательными молдавскими винами и национальной кухней. Жена хозяина дома Михая - Аурика - была отменной хозяйкой. Как-то в один из таких вечеров мы разговорились о цыганах, коих в том месте проживало достаточно много, и наши гостеприимные хозяева рассказали много интересного из жизни и быта местных цыган. Больше всего мне запомнился их рассказ о традиционной цыганской свадьбе.
Ляля родилась и выросла в многодетной цыганской семье. С младых ногтей она помогала матери управляться с малышами, работала по хозяйству, а с 10 лет мать стала брать ее "на работу". Ляля ходила с матерью и ее товарками по базару и улицам, где те искали клиентов, чтобы погадать. Этому искусству Ляля была также обучена с детства. Ее отец где-то периодически работал, но основной кормилицей в семье была мать. Когда Ляле исполнилась 15 лет, она превратилась в стройную черноокую красавицу. Однажды в субботний летний день к ним нагрянули нежданные гости с бутылкой вина и хлебом на подносе, которым был закрыт покрывалом. Мать сразу смекнула, что в дом пожаловали сваты. Ляля и другие дети быстро покинули залу. Гостей пригласили за стол, между ними и родителями Ляли начался неспешный разговор.
Прежде чем заговорить о деле, цыгане должны призвать на собеседника и всю его родню счастье и здоровье словами "дай тебе Бог". Потом были произнесены главные слова: "Мы хотим с вами породниться, чтобы наши дети сблизились, чтобы ваш род не остановился, чтобы наш род не остановился"". Они пришли посланцами от весьма зажиточной и уважаемой семьи, которая имела богатый дом с коваными решетками на окнах и машину. Семья присмотрела невесту для своего 19-летнего сына Романа, ею оказалась Ляля. Теперь в ходе переговорного процесса сватам и родителям предстояла договориться о стоимости выкупа невесты и прочих деталях. Сваты-мужчины торговались очень аккуратно, чтобы не обидеть родителей невесты. Через пару часов ударили по рукам, за невесту обещали уплатить двухлитровую банку золотых украшений. Это была плата за то, что из дома забирают работницу, которую много лет воспитывали родители. На стол поставили бутылку вина, с хлеба сорвали покрывало и отпраздновали договор. Потом пригласили в комнату Лялю и ей объявили, что она просватана. Ляля ничего не спросила, только щеки ее зарделись от смущения, и она выбежала во двор. Спрашивать о женихе было бесполезно, родители так решили, значит, она должна выйти замуж. Так выходили замуж ее бабушка и мама. Таков цыганский обычай.
Свадьба была назначена через месяц. Свадьба - самое важное событие в жизни цыган. На нее, обычно приглашают только родственников и самых близких друзей. Попасть на такую свадьбу постороннему человеку практически невозможно. Следует заметить, что родители жениха почти с самого рождения сына начинают копить выкуп для будущей невесты. Все свадебные расходы, однако, оплачивает отец невесты. На свадьбу приглашаются ближние и дальние родственники, которые приходят на праздник с детьми. Только самые маленькие остаются дома. Все гости приносят на свадебный пир только цветы и никаких подарков. Ляля и Роман впервые увидели друг друга только в день свадьбы. Невеста была в белом пышном платье, волосы распущены, сзади прически прикреплена фата. По обычаю, молодые не должны смотреть друг на друга, и разговаривать им было тоже запрещено. За накрытыми столами отдельно сидели мужчины и женщины, играла музыка. По обычаю невеста должна была потанцевать с каждым из гостей, но не со своим женихом. Родители невесты показывали гостям, какое придание они дают за дочкой.
Через несколько часов застолья должно было произойти очень важное свадебное событие. Невеста должна "доказать свою невинность". Для этого молодых проводили в отдельную комнату, их сопровождали две старшие женщины из обоих семейств, чтобы не было обмана. Через несколько часов эти женщины появились в зале, неся поднос, на котором среди цветочных лепестков лежало "доказательство невинности" Ляли - рубашка с пятном крови. Женщины стали передавать друг другу этот "сувенир" и танцевать с ним. Теперь считалось, что свадьба состоялась. Вскоре открылась дверь, и появились молодые. На женихе вместо светлого костюма был черный, на невесте было надето красное платье, волосы были собраны в узел. Теперь она была замужней женщиной, и могла распустить свои волосы только перед мужем.
Пришло время накрыть дарственный стол. На нем были различные горячительные напитки, фрукты, сладкое. Гости должны были что-нибудь купить с этого стола. Например, рюмка водка могла стоить несколько тысяч рублей или за нее можно было заплатить золотом. Скупиться на покупки с дарственного стола не принято, ибо только таким образом гости могли поблагодарить за приглашение на свадьбу и одарить молодых.
Цыганская свадьба справлялась несколько дней. Если молодые хотят узаконить свои отношения официально после цыганской свадьбы, то они могут это сделать в ЗАГСе. Но не наоборот. А многие предпочитают обходиться традиционным свадебным обрядом без официоза. От себя могу добавить, что время вносит свои коррективы и в устоявшиеся национальные обряды цыган. Сейчас уже можно встретить цыганские пары на лимузинах, украшенных цветами и куклами. Но, тем не менее, цыганский народ сумел сохранить свой язык, традиции и обычаи на протяжении многих веков. Разводы в цыганских семьях - большая редкость. Если же такое случается, то женщина покидает дом мужа только с теми вещами, с которыми она пришла.