Хеллвиг Тина: другие произведения.

Галопом по Европам.

• Комментарии: 10, последний от 20/06/2008.
  • © Copyright Хеллвиг Тина
  • Обновлено: 07/06/2008. 24k. Статистика.
  • Статья: Франция
    В рассказе речь идет о необычном путешествии в из России во Францию...

Сразу после нового 1993 года мы с подругой Таней почти одновременно получили приглашения участвовать в международном симпозиуме в Ницце. Мы обсудили эту новость, но денег на поездку ни у нас, ни у нашего института не было, поэтому эта тема была закрыта для меня, но не для Татьяны.

Следует сделать короткое отступление и рассказать немного о моей авантюрной подружке. Она несколько раз была замужем, от каждого брака ей в наследство оставалась очередная дочка. Алименты бывшие мужья платили не очень резво, поэтому она постоянно крутилась на нескольких работах, чтобы как-то свести концы с концами. Может быть, такая непростая жизненная ситуация способствовала тому, что ее мозги работали совершенно непредсказуемо. Иногда она выдавала такие идеи, которые можно было поначалу принять за бред сумасшедшего, но на поверку оказывалось, что мысль довольно здравая, и ее вполне можно осуществить.

Не буду голословной и проиллюстрирую это. Через пару дней, после того, как мы получили приглашения, Таня прибежала ко мне с горящими глазами и сказала, что есть грандиозная идея как нам попасть во Францию... Для этого надо написать письмо пану профессору Ковальчику в Польшу (директору научного центра в Гдыне), предложить ему, что мы почитаем лекции, получить за это деньги, и на автобусе поехать из Польши во Францию. Я только пожала плечами:
      - Ну, если тебе хочется, то пиши письмо своему пану.

Вскоре я забыла об этом разговоре напрочно. Недели через 3 Таня приходит с письмом от профессора Ковальчика, который с удовольствием приглашает нас на неделю в свой научный центр. Нам будет оплачена гостиница и выданы деньги за прочитанные лекции. Татьяна сказала, что мы завтра идем во французское консульство оформлять визу. Следует заметить, что в Польшу в ту пору можно было ездить без визы, купив ваучер за символическую плату на границе.

Визу во Францию мы получили довольно быстро. Пришла пора собираться в дорогу. Путь предстоял неблизкий, с остановками и на перекладных. Татьяна сказала, что мы на пару дней остановимся в Париже у ее хорошей знакомой. В последствии оказалась, что она познакомилась с этой дамой в Дворянском собрании, где встречались потомки дворян, окончивших в разное время Пажеский корпус в Санкт-Петербурге. К слову сказать, Татьяна происходила из старинной дворянской семьи, которая впервые упоминается в хрониках 16 века. 11 человек из этой семьи окончили Пажеский корпус. Таня этим очень гордилась.

Были куплены билеты до Калининграда, мы "затарились" едой, которая могла долго храниться. Собрали вещички, и в начале февраля двинулись по намеченному маршруту. Сутки в поезде пролетели незаметно, поскольку наконец-то можно было отоспаться. В Калининград прибыли в полдень. На железнодорожном вокзале купили ваучер и билет на электричку до Гдыни. Время до ее отхода было предостаточно, чтобы осмотреться вокруг. Железнодорожный вокзал в Калининграде был переполнен людьми с кошелками, мешками и огромными сумками. Это было время, когда "челночники" мотались из России в Польшу и обратно и возили всякие товары для продажи. Это был способ выжить в ту нелегкую пору.

Электричка пришла во время. В вагоне все пространство от пола до потолка было заполнено "челноками" и их поклажей. Примерно за полчаса до прибытия на российско-польскую границу сограждане стали ходить по вагону и просить провести лишний блок сигарет или бутылку водки всех, у кого таких товаров не было. Мы с Таней оказались единственными и "милостиво" согласились провести пару блоков сигарет. Дальше наше путешествие в электричке тянулось долго "как голодное лето". От шести часов сидения в полутемном холодном вагоне затекли все члены. От разговоров соотечественников-челноков о том, где, что, как и почем продавать, и что везти обратно, уже устойчиво тошнило....

Незадолго до полуночи, слава Богу, наш "экспресс" прибыл на станцию Гдыня-Главная. Татьяна была здесь уже не первый раз, поэтому знала дорогу от вокзала до гостиницы. Мы бодро (насколько позволяли наши чемоданы) "потекли" в сторону отеля. Позвонив в дверь, разбудили дежурную, но она оказалась очень любезной и проводила нас в номер. К слову сказать, отель оказался очень приличным: в нашем распоряжении была гостиная, спальня, кухня и все удобства.

На следующий день к 9 часам утра мы явились в научный центр (НЦ). Нас очень приветливо встретил пан Профессор. Оказалось, что из всех сотрудников НЦ только он в такой час на рабочем месте! Мы побеседовали, обсудили план наших лекций, обменялись впечатлениями о жизни в России и Польше, сходили на ланч. Вернувшись в НЦ, мы обнаружили, что на рабочих местах начали появляться первые сотрудники. Через пару часов можно было начинать первую лекцию...

Я не знаю, что проф. Ковальчик сказал своим сотрудникам, но на следующий день ровно в 9.00 все были у себя в лабораториях. Оказалось, что в НЦ работает достаточно много людей! Но эти люди смотрели на нас с Татьяной, как на "врагов народа", которые приехали неизвестно откуда и их нарушили привычный и удобный уклад жизни. Но речь не об этом...

Получив свои заработанные деньги, мы отправились покупать билеты на самый дешевый автобус "Орбис", который курсировал между Гдыней и Парижем. На автобусной станции билеты мы купить не смогли. Нам сказали, что надо иметь немецкую транзитную визу, чтобы воспользоваться этим видом транспорта.... Можете себе представить наши лица, когда мы об этом узнали! Но Татьяна быстро пришла в себя от потрясения, поскольку в ее горячечном мозгу созрела новая "гениальная идея".

....Мы вошли в кабинет проф. Ковальчика, и у Тани на устах была сахарная блуждающая улыбка. Вкрадчивым голосом она объяснила ситуацию, подчеркнув "политическую важность" нашего участия в симпозиуме. Она говорила долго, проникновенно и очень убедительно. Пан Профессор, видимо, проникся ее речами и распорядился о следующем. Миссис Шредер на институтской машине будет сопровождать нас в Гданьск в Немецкое консульство.

В консульстве миссис Шредер нам здорово помогла. После недолгих переговоров с консулом нам обещали оформить транзитную визу за 3 дня! Это значило, что Татьяна должна была просить пана Профессора, чтобы он оплатил нам дополнительно гостиницу и дал еще раз машину с такой любезной сотрудницей. На этот раз я отказалась идти в кабинет пана Ковальчика, поскольку мне и так уже было стыдно, что нам все время от него чего-то надо. Через пять минут Таня вернулась обратно, и сказала, что нет никаких проблем: "будет тебе и дудка, будет и свисток"...

И вот наш автобус мчится по европейским просторам. Нам предстояло пересечь Польшу, Германию, Бельгию и Францию. На польско-германской границе, естественно, никто никаких виз не проверял. Было очень обидно, мы потратили дополнительное время, деньги на визу, беспокоили пана Профессора, и все зря. Правда, тут же пришла мысль, что если бы мы не имели транзитной визы, вот тут-то бы нас и поймали. Все путешествие заняло 17 часов. По дороге были предусмотрены небольшие санитарные остановки.

В 9 утра мы прибыли в район, расположенный вблизи Северного вокзала Парижа. Снаружи было еще темновато, но из окошка автобуса мы увидели, что основное население этой части Парижа состоит в основном из выходцев с ближнего Востока и из различных африканских республик. Покидать уютный автобус не хотелось, но пришлось.

Деловая Татьяна уже наметила план действий:
      - Сейчас мы позвоним Елизавете (знакомой из Дворянского собрания, которую она видела только один раз!), спросим, где они живут (адреса у нее не было) и быстренько поедем к ним домой.
      - А ты сказала, что с тобой приедет подруга из Питера?
      - Нет, я это ей объясню по телефону...
      И тут я с ужасом поняла, что нас здесь никто не ждет. Но делать нечего пошли звонить. Трубку в доме никто не брал. Мы пошли на соседний Северный вокзал, откуда продолжали звонить каждые полчаса, но никто не отзывался...

Часа в три уставшие, злые и голодные решили перекусить, чем Бог послал. Достали из сумки наш российский НЗ, уютно устроившись на скамеечке, приготовились поднести кусок ко рту... Вдруг откуда не возьмись, к нам подошла чистенько одетая цыганка и на хорошем французском языке что-то спросила. Тут лицо моей подруге исказила злобная гримаса, и она изрыгнула:
      - Пошла отсюда, ***! Видишь, что самим жрать нечего!
      Цыганка, видимо, по выражению лица и тональности поняла, что здесь ничего не отколется. Но я была в шоке, как могла дама из родовитой дворянской семьи произнести такие слова!

Около 9 вечера мы, наконец, дозвонились до Елизаветы. Татьяна ей по телефону объяснила, что она с подругой, и спросила, можно ли будет переночевать у нее в доме. Елизавета объяснила нам, как добраться с Северного вокзала до их станции метро, где через час нас будет ждать в машине ее муж.

Войдя в метро, мы обнаружили, что проездные билеты можно купить только в автомате. Пока мы размышляли, как это сделать, к нам подошел услужливый молодой человек и предложил помощь. Татьяна дала ему 100 франковую купюру (единственное, что у нас было из французских денег) и попросила купить билеты до станции, которая нам нужна. Он быстренько все сделал, вручил нам билеты. Мы спросили, достаточно ли денег, он ответил, что да и быстро исчез. Мы благополучно доехали до нужной станции, не зная, что билеты проверяются на выходе. Когда мы сунули билеты в какую-то щель, перед нами захлопнулись ворота, которые работают наподобие гильотины, только вертикальной. Высота этой конструкции была выше человеческого роста, поэтому нельзя было перелезть,а с нами еще был багаж... Таня кинулась, чтобы найти кого-либо, кто бы нам мог помочь, но было 23.30... и никого, а снаружи нас ждет машина.... Ситуация идиотская... Но и здесь Татьяна во время включила свой необычный мозг. Сбоку гильотины была какая-то конструкция немного ниже ворот, Татьяна, задрав юбку, бодро полезла наверх, потом сползла вниз, дальше я переправила ей все наши чемоданы и сумки, а потом она меня перетащила через верх. Красные и разгоряченные от "сверх трудной" работы, мы выкатились наружу, где отчаявшийся муж Елизаветы ждал нас уже битый час.

Мы узнали друг друга с полу-взгляда. Татьяна объяснила, чем вызвано наше опоздание. Оказалась, что метро в Париже имеет много зон. Наш услужливый помощкик купил нам билеты только для поездки в первой зоне за 7 франков, а нужно было до последней зоны за 16 франков. Он положил благополучно большую часть наших денег в карман, и был таков. Вместе мы долго смеялись над этим происшествием.

В темноте мы не разглядели, куда нас привез Николай Николаевич (Н.Н.). Так звали мужа Елизаветы. Внутри дом показался нам дворцом. Мы познакомились с очаровательной хозяйкой дома. Она нам сказала, что Н.Н. и она происходят из старинных дворянских родов, где смешалась кровь многих знаменитых дворянских семей России. У них с Н.Н. пятеро детей: четверо сыновей и дочь. Старшего сына в семье принято называть Николай. Когда мы приехали, все дети были на каникулах в разных странах (В России, Германии и Англии). Основная цель их поездок - изучение иностранных языков. Язык общения в семье - русский. В этом доме мы почувствовали "российский дух" во всем. На стенах висели старинные семейные фотографии, на полочках стояли милые русские вещицы, в том числе и разнообразные матрешки. Елизавета пригласила нас на кухню выпить чего-нибудь горяченького. На самом почетном месте стоял красавец-самовар!

Ночевали в комнате одного из детей (Александра), который в данный момент времени отсутствовал. Он был средним сыном и увлекался мотоспортом, поскольку повсюду были модели машин и мотоциклов, а на стенах висели постеры с той же тематикой. Мы были счастливы, иметь крышу над головой и спокойный и безопасный отдых.

Утро вечера мудренее. Проспали до 10 утра! Елизавета заглянула в нашу комнату и сказала, что пора вставать. После душа и чашечки кофе с тостом мы почувствовали себя несколько бодрее. Хозяйка нам показала весь дом. Это был трехэтажный особняк, окруженный симпатичным садом. Во время экскурсии нам представили самого старшего члена семьи. Это был Николай Николаевич старший (отец Н.Н. среднего), респектабельный пожилой господин 87 лет от роду. Он вместе с родителями покинул России 1919 году. Семья долго скиталась по разным странам, пока не осела в Париже. Николай Николаевич старший имел очень странную профессию: в течение 40 лет он работал гидом по ночному Парижу. Проще говоря, водил туристов по самым злачным и горячим точкам города по ночам... Каких профессий только не бывает!

Елизавета спросила нас о дальнейших планах. Мы бодро рассказали о предполагаемой поездке в Ниццу на симпозиум, а пока мы бы хотели провести пару дней в Париже, посетить его достопримечательности и вообще... Тут Таня с простым и невинным лицом спросила:
      - А можно мы тут у Вас поживем, денег у нас немного, а мы уже все равно тут!
      - Да, конечно. Чувствуйте себя, как дома.
      Мы приободрились. Елизавета предложила совершить небольшую экскурсию по окрестностям, чтобы объяснить, как ездить в город. Оказалось, что добираться от ее дома до метро надо было на автобусе. Мы все быстренько поняли, поблагодарили хозяйку и двинулись открывать Париж.

Мне казалась, что Париж - огромный город. Каково же было удивление, когда практически за несколько часом мы обошли его по периметру, посетив Собор Парижской богоматери, могилу Наполеона, Сакр-Кер, погуляли по Елисейским полям. Лувр было решено оставить на следующий день. Сена показалась грязной небольшой речушкой, что-то типа нашей Охты. Зато ее украшал великолепный мост, подаренный русским царем....

Вечером, когда мы вернулись домой, Елизавета пригласила нас отобедать со всей семьей. Я удостоилась чести сидеть рядом с Н.Н. старшим. Он был совершенно галантный кавалер! Развлекал меня все время обеда всякими интересными историями, анекдотами и случаями из своей жизни. Потом мы перешли в гостиную, где нам были показаны семейные альбомы, и мы более подробно узнали историю этой удивительной семьи. Мы сидели с Н.Н. старшим на небольшом диване. Вдруг он при всей семье сделал мне предложение, т.е. предложил руку и сердце! В комнате воцарилась гнетущая тишина... Я быстро сориентировалась в ситуации, сказав, что я его благодарю за такую честь, но я, к сожалению (к счастью), уже замужем, и у меня нет планов, заводить себе другого мужа. Все облегченно вздохнули, а Н.Н. огорчился...

Потом в нашей спальне между мной и Таней произошел следующий диалог.
      - Ты чего, дура, отказалась от такого выгодного предложения? У тебя в загранпаспорте нет штампа, что ты замужем.
      - Потому что я не сумасшедшая...
      - Сколько этот дедушка может еще прожить: год или два, а мы (!) могли бы претендовать на часть этого дома. Если ты не хочешь идти с ним постель, я пойду! Ему нужен только теплый бок....

В этом была вся Татьяна с ее оригинальным мышлением...

На следующее утро Елизавета попросила нас вернуться пораньше, поскольку к 4 часам были приглашены гости (российские иммигранты в третьем-четвертом поколении). Она специально организовала в честь нас этот прием. Было очень трогательно узнать об этом. Полдня мы бродили с восторгом по Лувру, я полчаса простояла у портрета Моны-Лизы, пытаясь понять ее таинственную улыбку...

К назначенному времени мы были дома. В саду был накрыт большой стол. Гости потихоньку собирались. В начале обеда Елизавета представила нас гостям, а гости представились сами. Тут прозвучали многие известные фамилии. Было такое ощущение, что это не конец 20 века во Франции, а начало 19 - в России. Я так и не смогла избавиться от этого чувства. Моим соседом по столу оказался граф Андрей Александрович, ему было слегка за 60. В гости он пришел один, без жены, что было, по словам Елизаветы очень странно. После того, как гости разошлись, я спросила хозяйку почему. Оказалось, что граф женат на испанской инфанте, которая жутко ревнива, и она всегда его сопровождает на всех мероприятиях. Два часа с новыми знакомыми пролетели очень быстро. На следующий день вся компания собиралась на богослужение в собор Александра Невского, мы получили приглашение присоединиться к ним, и Елизавета попросила графа (который жил поблизости) заехать за нами. Да, после богослужения Андрей Александрович пообещал нас отвезти в Версаль.

Вечером в нашей комнате состоялось совещание. 2 дня, о которых шла речь, чтобы остаться в доме Елизаветы, прошли. Ехать в Ниццу было не на что, да поздно. Что делать? Мудрая Таня сказала, завтра потусуемся с компанией, а там будет видно... Все это хорошо, но на душе было неспокойно. Тут у Тани возникла новая "гениальная идея". Она предложила "охмурить" графа, чтобы он с нами провел целый день в Версале. Инициатива наказуема, я передала бразды правления в Танины руки...

На следующее утро граф на роскошной машине заехал за нами. Его инфанты, по счастью, не было. Собор произвел на нас огромное впечатление своей монументальностью и потрясающей акустикой. После окончания службы, как было договорено, мы поехали в Версаль. Остановившись у ворот, граф принялся объяснять, как добраться до Парижа... Тут коварная Татьяна приступила к осуществлению своего плана:
      - Андрей Александрович, не могли бы Вы совершить с нами небольшую прогулку по садам Версаля и рассказать немного о его истории?
      - Да, конечно, с большим удовольствием, только очень недолго, т.к. меня ждут дома.

Кто не знает садов Версаля? Замечательное место, где разворачивались многие события из исторических романов Дюма! Мы наслаждались этой прогулкой и интересными рассказами графа. Оказалось, что он 40 лет служил в разведке и работал против бывшего СССР. Часа через полтора Таня пригласила нас присесть и немного отдохнуть на скамеечке. Дальше было вот что. Из сумки была извлечена чекушка русской водки, черный круглый хлеб, шпроты и лимон. Татьяна быстро приготовила бутерброды, в пластиковые стаканчики налила водку и предложила выпить за знакомство. Граф охотно поддержал тост, и был удивлен, откуда это мы все достали. Не объяснять же ему, что все привезено из России через всю Европу. После первого тоста был второй и третий... Потом Таня извлекла термос с горячим кофе и русские пряники. Андрей Александрович совсем растаял и, видимо, забыл про свою ревнивую инфанту. После этого "застолья" мы посетили дворец. В сувенирном киоске граф купил для нас книжки про Париж, и где-то часов в семь вечера мы благополучно вернулись домой. Эта история имеет забавное продолжение. У графа в Брюсселе жил старший брат. Вскоре после этой прогулки они встретились, и он рассказал, как замечательно провел время с русскими леди. Татьяна встретила этого брата полгода спустя в Дворянском Собрании Санкт Петербурга, и тот поведал о рассказе графа. Тогда Татьяна объяснила, что это была она с подругой... Пути господние неисповедимы.

Вечером была выработана новая стратегия пребывания в доме Елизаветы. Утром мы ей объяснили, что ехать в Ниццу поздно, поэтому мы сейчас будем озабочены покупкой билетов на самолет до Питера. Я думаю, что она в душе обрадовалась, что незваные гости собираются уезжать.

Сказано-сделано. С утра мы отчалили покупать авиабилеты домой. Офис "Аэрофлота" располагался на Елисейских Полях. Около 11 часов утра мы уже были на месте. Основная задача состояла в том, чтобы попытаться купить максимально дешевый билет, поскольку с деньгами была большая напряженка. У приветливой девушки прозондировали ситуацию насчет дешевых билетов, объяснив, что к чему. Она ответила, что решить нашу проблему может только главный управляющий, но он будет только завтра. Мы поблагодарили ее и покинули помещение.

Таким образом, у нас оказался целый свободный день и хорошая причина, чтобы еще немного задержаться в Париже. Этот день мы использовали так, как хотел каждый из нас. Я намеревалась навестить своих коллег-биологов в Музее естественной истории. У Татьяны были свои планы. Мы договорились встретиться в парке перед музеем через 3 часа. Я очень продуктивно пообщалась с коллегами, встретила сотрудника своей лаборатории, который был в музее на стажировке, и в назначенное время прибыла на место встречи с подругой...

Таня была уже в парке. Дальше мы обменялись впечатлениями. То, что я услышала от Татьяны, повергло меня в очередной шок... Но все по порядку. Она позвонила домой тогдашней главе дома Романовых Леониде Георгиевне, представилась и сказала, что она происходит из старинного дворянского рода, что много ее предков закончили Пажеский корпус в СПб и т. д. Леонида Георгиевна (Л.Г.) очень была тронута этим звонком и пригласила Таню к себе домой. Там они побеседовали, как две близкие подружки, выпили легкого вина, потом Л.Г. попросила мою подружку сопроводить ее и погулять с собачкой по саду. Это общение заняло у Тани около двух часов, и вот уже целый час она ждет меня.

Домой мы вернулись к вечеру, к традиционному семейному обеду. Сгоряча Татьяна села рядом с Николаем Николаевичем старшим. Он извинился и сказал, что рядом с ним должна сидеть другая девушка, показывая на меня... За обедом мы рассказали о нашей неудачной попытке купить билет домой и заверили, что завтра мы обязательно будем уже билетами.

На следующий день утренняя программа повторилась. Начальник офиса "Аэрофлот" был на месте. Мы изложили ситуацию, подчеркнув, что виза заканчивается, денег на билеты в обрез, и очень хочется домой. Он сказал, что может продать нам билеты за 50% их стоимости, но наших денег вместе тогда хватило бы только на один билет. Нельзя же второму ехать "зайцем"! Мы решили взять его измором: переговорный процесс продолжался часа полтора. Нам было терять нечего, начальник это понял и сказал: "Бога ради, идите в кассу. Я Вам продам билеты за 25% их стоимости. Но у меня к Вам большая просьба, сделайте так, чтобы я Вас больше никогда не видел!" Мы пошли и купили билеты на самолет, который вылетал из аэропорта Шарль Де Голль через 2 дня!
      Теперь предстояло сообщить Елизавете эту радостную новость, что мы, наконец-то уезжаем... правде не совсем сейчас. Она восприняла это известие довольно спокойно, сказав, что у нас еще есть время посмотреть что-нибудь из парижских достопримечательностей. Могу добавить, что мы с большой пользой провели оставшееся время. В день отъезда, а аэропорту мы встретили ребят из нашего института, которые возвращались с конгресса из Ниццы...

Вместо послесловия.

Через полгода волею судеб я снова оказалась во Франции. Путь мой лежал через Париж в Перпиньян, что на берегу Средиземного моря. Я позвонила Елизавете, спросить как у них дела. Она попросила меня заехать к ним на обратном пути. Я это сделала с большим удовольствием. Когда я посетила знакомый дом, Н.Н. средний был на работе, дети - в университете и школе. Н.Н. старший чувствовал себя неважно, но спустился поздороваться. К слову сказать, он меня не узнал. Возраст, однако! Мы славно пообщались с хозяйкой дома.

Что касается Татьяны, то вскоре наши пути разошлись, поскольку я так не смогла привыкнуть к ее нестандартному мышлению и поступкам...

• Комментарии: 10, последний от 20/06/2008.
  • © Copyright Хеллвиг Тина
  • Обновлено: 07/06/2008. 24k. Статистика.