Хеллвиг Тина: другие произведения.

То ли плакать, то ли смеяться: история украинского подводного флота

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Хеллвиг Тина
  • Обновлено: 11/12/2013. 6k. Статистика.
  • Статья: Украина
  •  Ваша оценка:

      Всякая уважающая себя морская держава для защиты своих водных владений имеет надводный и подводный военно-морской флот. Не является исключением из этого правила и Украина. С надводным флотом у страны все в порядке, а вот подводный флот состоит из единственной субмарины "Запорожье". Как так получилось.
      
      Краткая историческая справка
      
      Подлодка была построена в Ленинграде, спущена на воду 29 мая 1970 года. В состав ВМФ СССР вошла под обозначением Б-435 .20 января 1971 года и в феврале 1971 года включена в состав Северного флота ВМФ СССР. За 20 лет службы в составе совершила 14 дальних походов.
      
      Подводная лодка несла боевую службу в Атлантике, Средиземном и Баренцевых морях, принимала в учениях ВМФ СССР.
      
      После раздела Черноморского флота в 1997 году лодка была передана Украине и получила новое название "Запорожье".
      
      20 лет в ремонте
      
      Перед тем, как лодка отошла Украине, она несколько лет находилась в ремонте, но новое государство получило подводную лодку с истёкшим сроком службы батареями. Она не была способна как-то плавать, а посему лодку поставили опять в ремонтный док.
      
      Очередные 6 лет лодка ремонтировалась. Наконец, 22 февраля 2003 года в Балаклаве состоялся торжественный спуск лодки на воду после окончания докового ремонта.
      
      Но батареи не были заменены, поэтому лодку опять отправили в ремонт, где она пробыла еще 4 года, пока искали, где купить батареи подешевле. Наконец-то, их нашли в Греции всего за 3,5 миллиона зеленых рублей. В 2007 году в прессе появились сообщения о намерениях продать субмарину Ливии... после окончания ремонта.
      
      Чтобы установить купленные батареи потребовалось еще 3 года. В январе 2010 года завершалась установка аккумуляторных батарей, велись работы по монтажу гидроакустической и радиолокационной станций, а также систем связи.
      
      В ходе дальнейшего ремонта обнаружилось, что обшивка подводной лодки коррозийная. В этой связи потребовался дополнительный ремонт, в ходе которого
      были проведены работы по замене участков обшивки корпуса, ремонт донно-забортной арматуры, торпедных аппаратов, винто-рулевого комплекса, монтаж носового шпиля, очистка и окрашивание корпуса и цистерн главного балласта.
      
      И вот свершилось! 20 марта 2012 года украинская подводная лодка "Запорожье" покинула пределы 13-го судоремонтного завода в Севастополе и вышла в городскую бухту для выполнения учебных заданий. 25 апреля 2012 года субмарина (впервые с 1993 года) подводная лодка вышла в открытое море на ходовые испытания с использованием собственной силовой установки.
      
      В январе 2013 года в Севастополе состоялись торжественные мероприятия по случаю принятия подводной лодки "Запорожье" в боевой состав флота. В июне 2013 года лодка покинула 13-й судоремонтный завод Министерства обороны России и ошвартовалась на подготовленном для неё временном месте в Стрелецкой бухте.
      
      Размышления у разбитого корыта
      
      20 лет ремонтировали подводную лодку, возраст которой равен 43 годам. Ее уже давно пора списать на металлолом. Сколько денег потрачено на ее ремонт - никому неведомо. Вероятно, на эту сумму можно было бы обзавестись новым мощным подводным флотом.
      
      Кому-то было очень выгодно иметь этот музейный экспонат в перманентном ремонте, чтобы оправдать существование двадцати адмиралов в штабе украинских ВМС, регулярно распылять выделяемые на ремонт бюджетные средства и поддерживать здоровый флотский юмор.
      
      Невольно вспоминается голливудская комедия "Поднять перископ", где Том Додж - капитан, вместо желанной атомной подводной лодки получает в свое распоряжение очень старую развалину. Внешний вид далек от идеального. Этой лодкой можно только погрузиться под воду, и то, в последний раз... Юнга спрашивает капитана: "Сэр, а как наша посудина держится на плаву?", а капитан отвечает: "Это благодаря огромной куче намертво прилипшего говна чаек, сынок".
      
      Очевидцы рассказывают, когда лодку "Запорожье" подняли для очередного нескончаемого ремонта в док 13-го судоремонтного завода в Севастополе, ее плавучесть регулировал толстый слой бакланьего помета выше ватерлинии, и не менее толстый слой мидий, ракушек и водорослей ниже ватерлинии.
      
      Про нескончаемы ремонт горемычной подлодки ходила еще такая байка. На тревожное письмо матери, бессонными ночами плачущей о судьбе сына-подводника, призванный во флот служить на "Запорожье" матрос писал: "Мамочка, ты за меня не беспокойся. Лодка накрепко приварена рельсами к причалу. Рельсы надежные, советские. А пирс еще адмирал Нахимов строил. Аккумуляторов на лодке нет, поэтому к ней подведена линия электропередачи. До конца моей службы она с места точно не сдвинется".
      
      В 2005 г. на 35-летний юбилей подлодки приехали шефы - делегация Запорожского облсовета. Шефы привезли с собой водку "Хортица" в сувенирных трехлитровых бутылях, офицеры выставили трехлитровые банки с солеными огурцами и прочую непритязательную закуску. Здравицы в честь доблестных офицеров-подводников и их шефов шли по нарастающей. Когда в последнем бутыли осталось уже меньше половины, хорошо окосевший зампред Запорожского облсовета встал и начал провозглашать тост-апофеоз: "Одно только имя! - подводная лодка "Запорожье! - наводить ужас на врагов! А вот когда еще аккумуляторы купят..."
      Гомерический хохот не позволил ему закончить свою речь.
      
      Что тут еще добавишь? История анекдотическая. Интересно, этот факт с нескончаемым ремонтом субмарины был занесен в книгу рекордов Гиннеса? Если нет, то он с полным правом должен быть отражен в этой уважаемой книге.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Хеллвиг Тина
  • Обновлено: 11/12/2013. 6k. Статистика.
  • Статья: Украина
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка