Чистый воздух для меня - жизнь, поэтому каждый раз жду не дождусь отпуска, чтобы вновь поехать в Крым, и вдыхать, вдыхать ароматы, источаемые необычной растительностью южного берега Крыма, особенно необыкновенен воздух, пропитанный крымскими соснами и можжевельником.
Но самый потрясающий, прозрачный и действительно райский воздух - в горах Бахчисарая! Клянусь вам! Только там можно почти физически почувствовать, как очищается твой организм, как воодушевляется твоё серое вещество, загазованное и отравленное городскими угарными парами и ядовитыми выбросами.
В горах Бахчисарая преобладающе растёт можжевельник, который как говорят, очищает воздух в пять раз сильнее, чем моя любимая крымская сосна. Чистейший кислород в Крыму, вы понимаете о чём я ?!
Но воздух в Бахчисарае это не единственное чудо.
На территории Бахчисарая расположен красивый, и мудрый, искусно встроенный в скалу - Успенский мужской монастырь конец VIII - начале IX веков. Немного дальше монастыря и значительно выше в горах находится легендарная крепость Чуфут-Кале VI в.
А в центре самого города, стоит воспетый А.Пушкиным Бахчисарайский Ханский дворец. Вот сколько чудес на небольшой территории Бахчисарайского владения, близ города Симферополя!
Но всё по порядку.
Интересное наблюдение я сделала во время экскурсий. У каждого гида своя история, своя легенда, вроде бы об одних и тех же местах, об одних и тех же памятниках археологии, культуры и архитектуры, ландшафта, но информация у каждого экскурсовода своя, отличная о других. А всё потому, что о Тавриде можно говорить и говорить, уж слишком плотная информация, слишком богатая и яркая история у этого замечательного полуострова .
ХАНСКИЙ ДВОРЕЦ
Бахчисарай - по-татарски - дворец садов.
Ханский дворец занимает значительную его территорию, которая переходит в парк тянувшийся до реки Чурук-Су.
Дворец лишён крикливой помпезной роскоши, он более чем скромен как в плане архитектурном, так и внутренним убранством залов.
Отсутствие богатой колоритной архитектуры, яркости, парчёвости, которая свойственна историческим памятникам восточной культуры, отличает этот строгий средневековый ансамбль, здесь царит дух традиционного восточного поклонения, тишина больших затемнённых залов дышит коварством и загадочностью. Да, это не празднично пышный блистательный и монументальный Самаркандский Регистан - это другой Восток, другая культура, которая не оставляет равнодушными экскурсантов, возбуждает фантазии.
Возможно, именно таинственный дух дворца, легенды о нём, впечатлили молодого А.Пушкина, который написал:
"Покинув север наконец,
Пиры надолго забывая,
Я посетил Бахчисарая
В забвенье дремлющий дворец.
Среди безмолвных переходов
Бродил я там, где бич народов,
Татарин буйный пировал
И после ужасов набега
В роскошной лени утопал.
....................................
Где скрылись ханы? Где гарем?
Кругом все тихо, все уныло,
Все изменилось... но не тем
В то время сердце полно было:
Дыханье роз, фонтанов шум
Влекли к невольному забвенью,
Невольно предавался ум
Неизъяснимому волненью,
Немного о фонтанах дворца.
Скромные, лишённые монументальности, заметно отличавшиеся от европейских, бахчисарайские фонтаны сопровождают экскурсантов повсюду во время путешествия по залам дворца. Крымские фонтаны восточного типа несколько разочаровывали европейцев посещавших полуостров, привыкших к роскоши бьющих вверх водяных струй.
У Востока своё бережное отношение к воде, здесь онаа добывается с трудом, она -- источник жизни и благополучия, ее берегут и почитают. Древня восточная мудрость гласит: " Где кончается вода, там кончается жизнь".
Старые фонтаны в Крыму встречаются в основном трех видов: для сбора питьевой воды -- "чешме", фонтаны "абдез" или "магзуб" -- для омовения перед молитвой, фонтаны "себил" -- священные.
В "фонтанном дворике" Ханского дворца находятся два фонтана: "Золотой фонтан" и "Фонтан слез". "Золотой фонтан" -- предназначенный для ритуальных омовений создан по воле хана Каплан-Гирея в 1733 г. Его лицевая плита выполнена из мрамора и украшена резным растительным узором. Верхняя надпись гласит: "Каплан-Гирей хан, сын Хаджи Селим-Гирея, да помилует Бог его и родителей его" Нижняя надпись -- это строка из Корана: "И напоит их, райских юношей, Господь напитком чистым".
Утраченная позолота надписей и орнамента восстановлена в ходе реставрационных работ 1963 г.
Напротив него -- прославленный А. С. Пушкиным "Фонтан слез", творение мастера иранского художника Омера, в память умершей жены Крым-Гирея. Фонтан создан в 1764 году.
В начале сентября 1820 г. Пушкин с Раевскими побывали в Бахчисарае.
Поэт в письме своему другу Дельвигу писал: "Вошел во дворец, увидел я испорченный фонтан, из заржавленной железной трубки по каплям падала вода. Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат". Пройдя внутренними двориками, Пушкин увидел развалины гарема. Дикие розы плащом покрывали камни стены. Поэт сорвал две и положил их к подножию почти иссякшего фонтана, которому посвятил потом стихи:
"Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы,
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль..."
По древней традиции исламские художники не имели права показывать людей и все живые объекты, кроме растений. Они использовали язык символов. В арабской цифровой символике число "пять" идентично человеку. Резьба верхней части ниши выполнена в виде цветка лотоса с пятью лепестками, олицетворявшими человеческое лицо. Украшенная затейливым орнаментом центральная плита "плачущего" фонтана дополнялась тремя вертикальными рядами чаш. В центре цветка скрывалась трубка, из которой медленно, по капле, стекала вода, сначала попадая в мелкие боковые, а затем в большие чаши среднего ряда. Идея раздвоения потока с последующим его соединением повторялась трижды.
Когда мы подошли к фонтану, сверху над одной из небольших узорных его плит лежали две свежие красные розы!!!
Этот плачущий фонтан, небольшой и невзрачный на вид навевал такую грусть, а живая национальная восточная музыка (на одной их открытых террас Ханского дворца играли профессиональные музыканты ) ещё более подчёркивала восточный колорит музея. Контраст между настоящим и прошлым усиливался, прошлое казалось одновременно и безумно далёким и волнующе близким.
Произвели впечатления книги - старинные, древние, рукописные - на арабском, французском, английском, тюркском языках! В основном это книги - духовные, по праву, о законах шариата, молитвенники, Коран на арабском языке 16 века - "уважать себя заставил".
И вдруг осматривая комнаты женской половины Ханского дворца, я увидела большой кованный железом сундук, подошла и стала читать: сундук, Турция 18 век!
- Турецкий, - вскрикнула я не сдержавшись и почти с раздражением прокомментировала , - как опять Турция, везде Турция?! Удивительно!!!
На меня стали оглядываться..
Историческая справка.
Главная историческая достопримечательность города Бахчисарая - Ханский дворец. Первоначально он находился в долине Ашлама-Дере. Однако со временем долина стала темной для ханского двора, войска, челяди. Поэтому резиденция правителя была перенесена из ущелья на открытый берег речки Чурук-Су.
Сын Менгли-Гирея Адиль-Сахиб-Гирей (правивший в 1532-1551 гг.) - первый хан, при котором упоминается Бахчисарай как местопребывание правителя. При этом хане и был заложен новый дворец, строительство которого продолжалось приблизительно до 1551 года.
Площадь, ныне занимаемая дворцом, составляет более четырех гектаров, но во времена Адиль-Сахиб-Гирея она была значительно больше, К ограде и западным воротам дворца прилегали сады, за ними находился дворцовый луг, у подножия глинистого холма - большое городское кладбище. Город громоздился в основном на крутом правом берегу реки.
С главной улицы города переходили на левый берег по узкой арке моста, переброшенного - прямо к воротам дворца - через оправленную в камень речку. Над воротами - пестро расписанная, с цветными стеклами окон башня. Тяжелые створки ворот украшали резные изображения двух сплетающихся змей. А по другую сторону ворот - широкий, залитый солнцем двор, вымощенный камнем. Здесь хан собирал и напутствовал войско перед очередным военным походом, здесь народ мог изредка лицезреть своего окруженного стражей властелина.
С тех пор много воды утекло. Не обошло время стороной и Ханский дворец.
С правой стороны дворца легкие, изящные силуэты жилых и парадных построек. Они, если оглянуться влево, покажутся хрупкими по контрасту с массивной громадой Большой ханской мечети. Впрочем, от XVI в. немногое тут сохранилось - монументальный Зал Совета и Суда, Малая дворцовая мечеть. Остальные постройки дошли до нас далеко не в первозданном виде.
Бахчисарайский дворец - это не только парадно-административный ансамбль, но и жилой комплекс средневекового феодального типа. В нем сосредоточено все необходимое для жизни.
Собственно дворец - жилище властителя - был окружен обширными садами с юга, многочисленными корпусами гарема и помещений для челяди с запада, гостевыми залами с надвратной башней с севера. С восточной стороны - Большая ханская мечеть (при ней медресе) и фамильное кладбище Гиреев; за ним - разные служебные постройки, конюшни. Слева от наружных дворцовых ворот - во втором этаже - помещалась ханская стража (капукулы), а в нижнем - лавки, выходившие на улицу. Помещения для стражи соседствовали с ханской мечетью.
Большая ханская мечеть, или Хан-Джами,- это прямоугольное, двухъярусное здание, вытянутое с севера на юг, крытое четырехскатной черепичной крышей. Главный его фасад смотрит на речку Чурук-Су. В архитектуре этого здания заметны черты османского искусства. Внутри мечети с трех сторон - хоры (балконы, поддерживаемые колоннами). С них две крутые винтовые лестницы ведут вниз. С правой стороны в глубине второго этажа находится ханская ложа, богато отделанная фаянсовыми плитками и росписью; вход в нее отдельный с наружной крутой лестницей.
Низкая распластанная крыша как бы пригнетает здание, и только два стройных минарета, вырываясь из грузного массива мечети, стремительно взлетают к небу. Внутри мечети - никаких украшений, лишь на южной стене высоко над михрабом сияют яркими пятнами цветных стекол два небольших окна, а внизу под ними - окна побольше.
В 1740 г. мечеть, судя по всему, была капитально отремонтирована. Фасад ее, выходящий на реку Чурук-Су, расписан под мрамор Омером; тот же художник мастерски выполнил каллиграфические надписи на западной стене мечети: в прихотливые декоративные узоры непринужденно вписаны изречения из корана. Рядом находится ханское кладбище - мезарлык.
Раскинувшийся на четырех гектарах (первоначально на 12 гектарах), утопавший в "райских" садах Ханский дворец - сад, стал средоточием культурной и политической жизни Крыма в эпоху правления татарских владык.
Множество помещений дворца достраивалось и реставрировалось не одно столетие разными мастерами, не всегда сведующими в особенностях восточной архитектуры. Вследствие этого дворец подвергся большим искажениям и воплощает в себе различные архитектурные стили, образно представляет искусство Малой Азии, Турции, Италии, Украины и России.