Аннотация: Критические заметки на полях Библии.
И ВЫШЛИ СЫНЫ ИЗРАИЛЕВЫ ВООРУЖЕННЫЕ ИЗ ЗЕМЛИ ЕГИПЕТСКОЙ...(Исход 13:18).
ГЛАВА 15. "И ВЫШЛИ СЫНЫ ИЗРАИЛЕВЫ ВООРУЖЕННЫЕ ИЗ ЗЕМЛИ ЕГИПЕТСКОЙ" (Исход 13:18).
Процесс общения с Богом, сугубо личный, безусловно, необходим человеку в ситуации, когда планы его трещат по швам, все начатое рушится, бывшие союзники отворачиваются, а впереди черной дырой зияет пугающая неизвестность. Но что делать в реальности, на земном плане? Как, оставшись одному, справиться с неудачами, вновь заслужить доверие людей и обрести не просто союзников, а соратников?
Разве Моисей одинок? Законно спросит знаток Торы. А Аарон, который везде и всюду рядом с ним? Разве не сказал Господь Моисею: "Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком" (Исход 7:1)?
Ранее в нашем исследовании уже высказывалось сомнение по поводу родственных отношений между этими людьми, имеющими не только совершенно разный социальный статус, но и, вне всяких сомнений, разное этническое происхождение. Сейчас позвольте усомниться в самом присутствии Аарона рядом с Моисеем, как и в принадлежности вышеприведенных слов Богу.
Если в начале рассказа, авторы Торы обусловили появление Аарона якобы косноязычием Моисея, и он постоянно упоминался рядом с Моисеем, то по мере продолжения изложения событий, его присутствие становится все менее и менее заметным, роль неопределенной и малозначительной, а упоминание его имени рядом с Моисеем - простой формальностью. И на каком-то этапе составители рассказа вообще забывают о нем, с воодушевлением описывая сцены, где Моисей свободно общается с евреями без посредника.
А как тогда понять Божественное предписание об обязанности Аарона быть "пророком" Моисея? Согласитесь, странное повеление, если учесть, что термин "пророк" подразумевает личность, наделенную даром восприятия Божественного послания и способностью сообщать это послание людям. Разве Моисей бог, чтобы Аарон был его пророком? Нет, конечно. Его роль изначально определялась гораздо скромнее - всего лишь переводчика, посредника между Моисеем и евреями. Поэтому авторы Писаний допустили грубую ошибку, употребив слово "нави", то есть "пророк". К тому же, как показывают лингвистические исследования, термин это вошел в обиход значительно позднее.
Продолжая свое исследование, мы видим, в создавшейся ситуации Моисей не отрекся от своего Бога, и, получив от Него духовную поддержку, приступил к действиям. Если вчитаться внимательно в строки Ветхого завета, то приходит понимание, что Моисей начал предпринимать действия, необходимые любому лидеру, желающему повести за собой массы. А именно, Моисей развернул активную агитацию среди рабов.
Правда, авторы Торы, рассказывая о доводах и посулах, которыми Моисей вербует себе сторонников, предпочитают вещать их от имени Бога, который через своего адепта обещает евреям: "Приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского; и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие" (Исход 6:7-8).
Но все оказалось напрасным: "они не послушали Моисея по малодушию и тяжести работ" (Исход 6:9). Почему? Может быть потому, что не поверили в эфемерные обещания непонятно какого бога?
Давайте отойдем в сторону от религиозного эпоса и рассмотрим ситуацию с житейских позиций. Вряд ли реально существовавший Моисей в своих призывах к голодной и злой массе рабов делал упор на получаемые им сакраментальные откровения. Вряд ли заманивал своих приверженцев рассказами о далекой чужой земле, якобы обещанной тысячу лет назад их предкам. Еще вопрос, был ли Моисей в курсе подобной "договоренности"?
Перед ним были конкретные люди, замученные бесправием и подневольным трудом, которых интересовало только одно -- освобождение от рабства и улучшение условий их жизни и быта. И он мог обещать им свободу и благополучие, но здесь, в Египте, взамен на их поддержку. Но, как известно, за свободу нужно сражаться и, если понадобиться, отдать свою жизнь. К такому повороту событий рабы по малодушию своему оказались не готовы.
И вот тут проявилось по истине титаническое упорство Моисея, подкрепленное талантом организатора и вдохновителя. Ибо, как человек, желающий насильственным путем захватить власть, он стал создавать организацию верных ему сторонников. Процесс этот оказался значительно растянутым во времени, что вполне естественно. О длительности его можно судить по легенде о десяти египетских казнях, посылаемых Яхве на головы египтян за "строптивость" фараона.
Давайте подумаем, что представляют собой девять из десяти казней, преподнесенных авторами Торы как Божественная кара? Ни что иное, как природные явления. И гибель рыбы в Ниле, и окрашивание вод реки в период половодья в красный цвет, и тучи мошкары, слепней, жаб, саранчи, град, эпидемия моровой язвы и кромешная тьма от солнечного затмения. Правда, на счет этой казни существует мнение, что причиной мрака мог явиться ветер, называемый шарафом, который, подхватывая из пустыни огромные тучи песка, и сегодня периодически несет их на близлежащие страны, в том числе и на Египет, заслоняя при этом солнце плотной завесой. Все эти природные бедствия могли случиться в Египте, но не за один год, и даже не за пять.
По мере отдаления от реальных событий людская память, как и положено, спрессовала их близко друг к другу, образовав последовательную цепь и приписав проявление природных катаклизмов могуществу Моисея, раз за разом наказывающего фараона за жестокость по отношению к евреям. Да, да, именно руководящая деятельность Моисея запечатлелась в памяти народа. И только в дальнейшем жрецы в своих рассказах сместили акценты, создав грандиозное сказание о деяниях Яхве.
На самом деле, будь Моисей таким могущественным, как это хотелось бы его отдаленным последователям, чем объяснить столь длительный период его "препираний" с фараоном, на которого не возымели никакого действия девять первых казней и понадобилась десятая? Для объяснения этого был найден великолепный ход, когда Господь, с одной стороны, посылает Моисея с требованием свободы рабам, а с другой, насылает на египтян всевозможные неприятности и "ожесточает сердце фараона".
И все же при внимательном чтении даже среди религиозного вымысла можно найти крупицы, похожие на историческую правду, проливающие свет на имевшую место действительность. Вот одна из них. После девятой казни в виде кромешной тьмы, накрывшей Египет, Тора сообщает: "Моисей был весьма велик в земле Египетской, в глазах рабов фараоновых и в глазах народа" (Исход 11:3).
Вы помните, с чего начинал Моисей? Что представлял собой в начале своего прибытия в Египет? Ничего! Чудак-одиночка, которому фараон в одночасье показал всю бесперспективность поползновений поднять смуту против законной власти, лишив доверия к нему рабов евреев. А сейчас Моисей реальная сила в глазах египтян, а, главное, авторитет среди потомков Иакова. И это очень важная информация в преддверии десятой казни. Помните, как описывает ее Тора? "В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота" (Исход 12:29).
Многие исследователи считают десятую казнь следствием какой-то эпидемии, поразившей население Верхнего Hила, но не дошедшей до Гесема. И, наверное, эту версию можно было бы принять к рассмотрению, если бы эпидемия, судя по описанию моровая язва, уже не была названа среди напастей, покаравших Египет. Если бы это была еще одна эпидемия, то и казнь была бы очередная, но не последняя.
В легенде же десятой казне отводится самая главная роль, потому что, по мнению жрецов, ее учинил сам Бог: "Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь" (Исход 12:12).
Но как Бог вершит свой суд на земле? Не самолично же спускается на землю и разит направо-налево, в данном случае египетских первенцев. Как правило, Высшая сила или Судьба, называйте как хотите, организовывает на земном плане соответствующие условия, болезни, несчастные случаи. Или же выбирает людей в качестве орудия своего Проведения. И к этой последней гипотезе нас подталкивает текст Торы.
Но кто может быть для египтян орудием возмездия, как ни сами евреи?
Мы уже обращали внимание на указания, что "Моисей стал весьма велик в глазах народа". Его авторитет настолько высок, что перед десятой казнью он созывает всех старейшин Израилевых и дает им четкие ясные указания. Авторы Торы, писавшие ее, когда основа религии уже сформировалась, вне всякого сомнения, уверены, что эти приказы через Моисея отдает сам Яхве. Если считать, что полководец руководит своими подчиненными по указке бога, то Моисей поступал именно так.
Прежде всего, евреям было приказано заранее подготовить агнца: "В десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером" (Исход 12:3, 5-6).
Итак, день - "четырнадцатого дня сего месяца" -- назначен. И это - день начала восстания! Агнец, безусловно, жертвенное животное, которое необходимо принести для успеха задуманного. Но ритуал совершают только те, кто участвует в восстании. Кроме того, с помощью его крови можно сделать опознавательные знаки на дверях домов, где живут заговорщики: "Пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его" (Исход 12:7).
Рассказывая подробно, как отмечать двери, Моисей строго приказывает: "А вы никто не выходите за двери дома своего до утра" (Исход 12:22). Но тогда, спрашивается, кто будет исполнителем десятой казни? Не сам же Бог пойдет убивать египтян. Скорее всего, приказ не покидать до утра домов получили те, кто к моменту восстания не обзавелся оружием, а потому не вошел в истребительные отряды, а также женщины, дети и старики.
Не менее продумана рекомендация о том, в чем следует есть агнца, имеется ввиду одежда: "пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью..." (Исход 12:11). На первый взгляд, такое требование обусловлено решением Моисея уйти из Египта после десятой казни, после которой фараон, наконец-то, должен согласиться отпустить евреев. Но мы уже говорили, что уход из Египта - это значительно более поздняя версия жрецов. Моисею же, как руководителю восстания с целью захвата власти, необходимо, чтобы бойцы после ритуальной трапезы быстро принялись за дело, а остальные были наготове утром поддержать тех, кто ночью с оружием в руках напал на дома египтян.
Видимо, в начале все шло по плану. "В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота. И встал фараон ночью сам и все рабы его и весь Египет; и сделался великий вопль в земле Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца" (Исход 12:29-30).
В этом месте следует разъяснить, что восставшие, врываясь в дома египтян, вряд ли интересовались, кто из них первенец. По законам военных переворотов они в первую очередь старались покончить с главами семейств. Легенда о пораженных египетских первенцах, безусловно, появилась намного позже и возникла как отголосок древнееврейской традиции, придававшей большое значение первородным сыновьям, как наследникам и продолжателям дела отцов, что нашло свое яркое отражение в библейских легендах о патриархах.
Создавая религиозный эпос, авторы Торы делают все, чтобы верующие были уверены - все события, связанные с десятой казнью, произошли в один день. Ночью казнь - утром исход евреев, а потому стремительность в сборах. Мы же снова взглянем на ситуацию с позиции реальных событий.
Земля Гесем, где компактно проживали евреи, о чем все время напоминает Тора, повествуя, что казни в виде града, мошкары, жаб и так далее, минуют ее, расположена достаточно далеко от столицы Египта Фив, где, по всей видимости, должен находиться фараон и его двор. Сомнительно, чтобы племя рабов за одну ночь незамечено добралось до столицы, врасплох напав на царский дворец и охрану, не говоря уже о "всей земле Египетской". Отсюда можно сделать вывод, что восстание произошло в пределах провинции Гесем, узнав о чем, фараон послал войска для его подавления.
Но можно рассмотреть и другой вариант, на который нас наталкивают указания Торы. И в первую очередь - определенный день, назначенный Моисеем, "четырнадцатый день месяца". Следующая деталь - пребывание в очаге восстания самого фараона, ближнее окружение которого в ночь нападения понесло ощутимые потери. Вполне возможно, погиб его старший сын, что в последствии хорошо наложилось на древнееврейское отношение к мальчикам-первенцам и послужило основанием для создания нового ритуала - выкупа еврейских первенцев у Бога в память о египетских.
Перечисленные факты, дают возможность предположить, что Моисей был хорошо информирован, когда фараон пребудет в свою резиденцию Раамсес, расположенную в земле Гесем. В одной из предыдущих глав уже говорилось, что этот город, отстроенный рабами-евреями для Рамзеса Второго, стал резиденцией всех последующих фараонов. О том, что описанные события разворачивались в Раамсесе подтверждает сама Тора, точно указывая, из какого города ушли рабы после расправы над египтянами: "И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф" (Исход 12:37).
Но почему именно этот день выбрал Моисей? Потому что главной целью любого восстания является свержение правителя. Не исключением было и восстание рабов в Египте под предводительством Моисея, что подтверждает нападение на дворец фараона. Но, видимо, захватить самого фараона не удалось. А это означало провал мятежа.
Приведенная версия объясняет также временной промежуток, указанный в Торе, после которого фараон, якобы сначала отпустивший евреев, вдруг решил нагнать беглецов. Догнать и наказать их он, видимо, решил изначально, но пока добрался до своего войска, или пока войско пришло ему на помощь, прошло какое-то время.
Руководитель восстания, как мы помним сам закаленный воин, прекрасно понимал, что вступать в бой с регулярной армией бесперспективно. Наверняка, осознавал и свою собственную ответственность за людей, вовлеченных им в рискованную не только для него, но и для них авантюру. Поэтому весь свой ораторский дар, весь свой авторитет, направил на уговоры всем вместе уйти из Египта. А евреи? Может быть, некоторые из них, вдохнув глоток свободы, не пожелали умирать рабами, и смело решили следовать за своим вожаком в неизвестность, но большинство совсем не хотели покидать родину.
Такое заключение о поведении обеих сторон можно сделать из эпизода, когда при первой же опасности, как только почувствовалось приближение погони, рабы стали упрекать Моисея: "Фараон приблизился, и сыны Израилевы оглянулись, и вот, Египтяне идут за ними: и весьма устрашились и возопили сыны Израилевы к Господу, и сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта? Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне" (Исход 13:10-12).
Наверняка, Моисей мог бежать один или в окружении самых близких сподвижников, тем более что семью, жену и двоих сыновей, он заблаговременно отправил к тестю, как будет повествовать Тора дальше. Но его обостренное чувство справедливости не позволило ему оставить на верную смерть бесправных людей, жизнями которых он рисковал.
И ему это удалось! Он уговорил их. Сборы, как свидетельствует Тора, были поспешными: "И испекли они из теста, которое вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не вскисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе на дорогу" (Исход 12:39).
Обратите внимание, не добровольно ушли, не с разрешения фараона, а "выгнаны были из Египта и не могли медлить". Выгнаны были стечением обстоятельств и страхом перед наступающей армией. Эти строки Писания, случайно сохранившиеся после многочисленных редакторских правок, полностью идут вразрез всей стройной версии жрецов об изначальном желании Моисея увести евреев из Египта.
Мы можем только отдать должное людям, сделавшим в последствии из трагической ситуации высокую религию, а из наскоро испеченных пресных лепешек - символ освобождения. И мало кому взбредет в голову подумать: будь Моисей уверен, что после ночи "десятой казни" евреи уйдут из Египта, наверняка бы отдал приказ заблаговременно позаботиться о провизии.
Но уверенность авторов Торы в правоте своей интерпретации произошедшего несколько подвела их. Снабдив текст главы "Исход" обилием религиозных предписаний, данных от лица Бога, они при редакции древних текстов пропустили несколько важных моментов, подтверждающих описанную выше версию. Чего только стоит вот эта строка, дающая бесценную информацию о реальной ситуации: "И вышли сыны Израилевы вооруженные из земли Египетской" (Исход 13:18)!?
Спрашивается, откуда у рабов оружие, если они покорно ждали милости фараона отпустить их? Мало вероятно также, что они раздобыли его в течение одного дня. То, что ушедшие из Египта были хорошо вооружены, подтверждают рассказы Торы об их победах над противниками, с которыми пришлось сражаться во время скитаний по пустыне. Следовательно, это то самое оружие, которое было использовано в ночь "казни".
Или почему в обращениях Бога к освобожденному народу так часто употребляются воинственные термины? "Соблюдайте опресноки, ибо в сей самый день Я вывел ополчения ваши из земли Египетской" (Исход 12:17). "В этот самый день Господь вывел сынов Израилевых из земли Египетской по ополчениям их" (Исход 12:51).
Обратите внимание на повторяющийся термин "ополчения". Следовательно, на тот момент рабы представляли собой неплохо организованные отряды, что и запечатлела народная память.
И вот тут становятся понятными слова о том, как рабы "обобрали" египтян. "И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. Господь же дал милость народу Своему в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян" (Исход 12:35-36). Попросить ведь можно по-разному.
Безусловно, изложенная интерпретация является всего лишь версией. Но версией, объясняющей многие поступки главного героя, так как в основу ее положен главный психологический фактор - мотив поведения. Сочетание понимания мотивации поступков конкретных людей и знание исторической действительности того времени, в котором эти люди жили, позволяет прояснить логическую цепочку имевших место событий. Давайте еще раз пройдемся по ней: желание Моисея занять египетский престол, его возвращение в Египет с этой целью, создание организации из разрозненной массы рабов, длительная подготовка к вооруженному восстанию и, наконец, неудавшийся финал всего мероприятия. Сколько таких типичных сценариев смены власти вооруженным путем до Моисея и после него знала история человечества?!
Но отличие этой ситуации состоит в том, что Моисей, египтянин по происхождению и особа царской крови, не бросил на произвол судьбы доверившихся ему наивных, затюканных жизнью рабов-евреев, а возглавил их организованный исход, дав им шанс обрести настоящую свободу. И само главное, дал им Закон. Закон от имени Бога Яхве о справедливом устройстве жизни.
И евреи воспользовались этим шансом. Поэтому неудивительно, что их потомки наделили Моисея сверхъестественной силой, а воспоминания о неудавшемся восстании и исходе из Египта превратили в религиозное сказание о делах Яхве. Это тем более знаменательно, что через две с небольшим тысячи лет из руководителя другого неудавшегося восстания его последователи также создадут сверхъестественный образ и разовьют новое религиозное учение. И произойдут эти два схожих события с одним и тем же народом и в одно и тоже весеннее время года, названное в Торе "Песах Господень".
Почему "Песах", а не "Пасха"? И вообще, что за странные, непонятные слова такие...
На самом деле, ничего непонятного нет. Наоборот, все очень логично. Иврит, как мы неоднократно говорили, язык необычайно глубокий, но одновременно с тем конкретный. Любое слово, сказанное на нем, отражает суть предмета.
Например, всем хорошо известное библейское имя Ицхак - это глагол будущего времени 3-го лица, который переводится "он будет смеяться". Именно так назвала не обделенная чувством юмора Сара своего сына, которого родила в 90 лет, предполагая, что он непременно будет смеяться, когда узнает, во сколько лет она его родила. Вот и название праздника "Песах" происходит от ивритского глагола прошедшего времени 3-го лица "пасах", что означает "Он прошел мимо" или "Он пропустил". Имеется в виду Бог, поразивший в ночь десятой казни египтян, но миновавший еврейские дома.
Песах - это праздник освобождения, не только физического. Жрицы, создав мощную и красивую легенду, сделали Песах праздником духовной свободы, придав ему значение первого шага приобщения евреев к единственному богу. А для этого заповедали всем последующим поколениям праздновать его в строго установленном порядке, сделав символом Песаха жертвенного ягненка. И порядок этот не нарушался до момента разрушения Храма.
Именно поэтому, "в первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими" (Матфей 26:17-18).
К кому направил Иисус учеников, и какое время ожидал - тема другого рассказа.