Аннотация: "ВО ДНИ ИРОДА... БЫЛ СВЯЩЕННИК ИЗ АВИЕВОЙ ЧЕРЕДЫ, ИМЕНЕМ ЗАХАРИЯ" (Лука 1:5).
ГЛАВА 18. "ВО ДНИ ИРОДА... БЫЛ СВЯЩЕННИК ИЗ АВИЕВОЙ ЧЕРЕДЫ, ИМЕНЕМ ЗАХАРИЯ" (Лука 1:5).
Прежде чем продолжить изучение биографии Иоанна, давайте уделим более пристальное внимание вопросу времени его рождения. Потому что определение этой даты является ключом к разгадке одной из самых главных тайн Нового завета - установлению подлинной даты рождения Иисуса, по крайней мере, очень близкой к ней.
Оказывается, сделать расчеты появления на свет этих важных новозаветных персонажей не так уж сложно, имея изложенную Лукой информацию. В предыдущей главе уже обращалось внимание на чрезвычайно точную, а потому важную деталь, сообщенную евангелистом, что Захария, в семье которого родился Иоанн, являлся коэном "Авиевой череды". Авий был одним из двадцати четырех потомков первого Первосвященника Аарона, между которыми царь Давид установил очередность служения, тогда еще при Скинии Завета. Потом эта очередность, которую современным языком можно было бы назвать вахтовым методом, строго соблюдалась при служении священников в Иерусалимском Храме. Как сообщается в первой книге "Паралипоменон", Авии достался восьмой номер из двадцати четырех. Иными словами, все потомки Аарона поочередно раз в год, и что очень важно, в одно и то же установленное время, должны были проводить службу в Храме.
Чтобы выяснить, на какое календарное время года приходилась очередь Захарии "из Авиевой череды", нужно обратиться к еврейскому календарю, который является одним из самых сложных среди всех существующих календарей и одним из древнейших из ныне действующих. В то же время, за всю историю человечества, трудно найти религию более тесно связанную с календарным и суточным исчислением времени, нежели иудаизм.
История еврейского календаря, как история любого другого, проходила через ряд трансформаций с изменением летоисчисления и количества месяцев. При его создании евреям удалось преодолеть главную трудность, которая заключалась в согласовании отсчета лунных месяцев с чередованием времен года, то есть с солнечным годичным циклом. Не вдаваясь в многочисленные тонкости и детали, скажем, что в новозаветные времена существовал хорошо отрегулированный лунно-солнечный календарь.
Но чтобы рассчитать даты рождения новозаветных персонажей, Иоанна и Иисуса, необходимо уточнить, с какого месяца вести исчисление. Дело в том, что в еврейском календаре существует целых четыре новых года, каждый из которых знаменует собой важное событие для исполнения Закона.
Так, первый новый год начинается 1-го нисана: с него устанавливается порядок праздников в году. С него же начинался отсчет лет царствования иудейских царей и устанавливался порядок службы храмовых жрецов. Ибо было предписано Господом Моисею и Аарону перед десятой египетской казнью, которая имела место в месяце нисане: "Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года" (Исход 12:1-2).
Второй новый год наступал 1-го элула. В этот день определялся возраст домашних животных, десятую часть которых Закон требовал передавать Храму. Все животные, родившиеся до первого элула, относились к одному году; все животные, родившиеся после первого Элула, относились в другому году, и были десятиной следующего года.
Третий новый год приходится на 1-ое число месяца тишрей - время отсчета шабатних годов (каждого седьмого) и йовелей (каждого пятедесятого), с которыми Закон связывал различные мероприятия. Например, запрещение обрабатывать землю, прощение долгов, освобождение рабов. Впоследствии с 1-го тишрея стал вестись отсчет времени от создания мира. Традиция также считает эту дату временем сотворения Адама.
Четвертый получил название "новый год деревьев" и празднуется 15-го числа месяца шват. Он знаменует начало года в том, что касается отделения от плодов фруктовых деревьев одного года от другого.
Как видно из вышесказанного, из четырех "новогодних" праздников два первых напрямую связаны с деятельностью Храма, а потому после его разрушения утратили свою актуальность.
Теперь, зная с какого месяца следует вести отсчет, перечислим их названия по порядку: нисан, ияр, сиван, тамуз, ав, эллул, тишрей, хешван, кислев, тевет, шват, адар.
Учитывая, что весь календарный год был поровну поделен между 24 сменами жрецов, нетрудно подсчитать, что каждая череда длилась две недели. Следовательно, "Авиева череда" приходилась на вторую половину месяца тамуз. Поэтому, когда евангелист пишет о Захарии, "когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой" (Лука 1:23), важно понимать, что тот вернулся домой в первый день месяца ав.
Затем евангелист сообщает: "После сих дней зачала Елисавета, жена его " (Лука 1:24). А это значит, что означенное событие произошло во дни месяца ава. "И таилась пять месяцев" (Лука 1:24), т.е. в месяц тевет обнаружилась беременность Элишевы. Добавим еще четыре месяца и получим приблизительную дату рождения Иоанна - месяц ияр. Ияр следует за нисаном и приходится на вторую половину весны.
Но наше счастье Лука дал нам еще одну бесценную информацию, рассказывая о встрече Марии и Элишевы, когда обе женщины были беременными: Мария была в самом начале срока, а Элишева - на шестом месяце. Получается, что их встреча состоялась в месяце шват. Отсчитаем девять месяцев и получим время рождения Иисуса. И это будет месяц хешван, что соответствует октябрю-ноябрю Григорианского календаря.
Ранее в нашем исследовании ("Загадки евангелий" Глава 6) уже говорилось, что "рождество Христово" - дата, нигде и ничем не подтвержденная, а вычисленная монахом Дионисием Малым при императоре Юстиниане в 6-м веке н. э., и полученная им при синхронизации римской и христианской истории. Интересно, что решение церкви об установлении даты рождения Иисуса в ночь с 24 на 25 декабря было принято значительно ранее подсчетов Дионисия, а именно в середине 4 века. Первое упоминание о праздновании рождества Христова относится к 354 году. До этого в январе каждого года христиане отмечали праздник "явления и крещения Христа", который существует в христианском календаре и поныне. Столь раннее и естественное установление традиции относительно встречи Иисуса и Иоанна во времени говорит, что она имеет под собой историческую подоплеку.
Возникает законный вопрос, откуда взялась дата 25 декабря и почему выбор пал на нее?
Дело в том, что по астрономическому календарю, 25 декабря - это один из дней зимнего солнцестояния, когда происходит "поворот Солнца с зимы на лето". В эти дни христианская паства, состоявшая из бывших язычников, шумно и весело отмечала привычный ей "день рождения непобедимого бога-Солнца". Чтобы получить представление, насколько массово шло народное гуляние, достаточно вспомнить аналог этого праздника у славянских племен в день весеннего противостояния и сохранившийся в России и доныне - Масленицу, день рождения бога Ярилы.
Иными словами, на заре христианства с разницей всего в две недели отмечались два праздника - языческий (день рождения бога Солнца) и христианский (крещение Иисуса). Можно предположить, что по размаху и веселью христианский праздник значительно уступал языческому. Такого кощунства христианская церковь позволить не могла и нашла выход: для искоренения языческих традиций оказалось достаточно из дня рождения языческого бога сделать рождество Иисуса. Таким образом, 25 декабря - искусственно и директивно введенная дата, не имеющая под собой никакого исторического обоснования.
Со временем подмена рождения одного бога другим забылась, а придуманное церковью "рождество Христово" прекрасно легло на генетическую память людей о религиозном празднике. Одновременно начался процесс заполнения биографических пустот в жизнеописании "сына божьего", наличие которых не способствовало укреплению новой религии. К этим факторам следует добавить незнание христианами еврейских текстов и традиций, но более - сознательное неприятие всего иудейского применительно к Иисусу. В результате христианский мир принял для себя очередную догму, однако, не имеющую к человеку, которого признает своим богом, никакого отношения.
Современные исследователи Нового завета, например О.М. Рапов, обосновывая версию трансформации языческого праздника в христианский, ограничиваются утверждением: "Подлинный день рождения Иисуса, по-видимому, вообще не был известен христианам в первые века нашей эры". Но дальше констатации этого факта не идут. Почему? Вряд ли их можно заподозрить в незнании элементарных арифметических действий, с помощью которых несложно, как мы видим, вычислить дату рождения Иисуса по временным ориентирам, указанным Лукой. Для разгадки этой тайны современным исследователям, как впрочем и их многочисленным предшественникам, не хватает самого главного - знаний иудаизма и еврейских традиций, т.е. основы той среды, где родился и вырос человек, принимаемый ими за бога.