Вот уже в течение нескольких лет нахожусь я под влиянием человека, с которым прежде не был знаком, но, однажды повстречавшись, потянулся к нему, молодому еврею, сильному и мудрому, словно к старшему другу. Ибо, как упомянул в эпиграфе, сказано: "Найди себе наставника и заведи себе друга" (Трактат Авот, 1;5). Этот молодой еврей - Биньямин-Зеэв Кахане, и хотя, даже по прошествии 7 лет, невыносимо свыкнуться с подробностью гибели - преднамеренного убийства от рук террористов 31 декабря 2000 года его и жены Талии на глазах пятерых малолетних детей ("йор-цайт" 4-го тевета) - долгие вечера словно сижу я перед ним в йешиве иерусалимской, и он, вдумчивый учитель, растолковывает мне глубины Священного Писания, помогает постичь связь между смыслом и содержанием еженедельных разделов Торы и современностью. И говорит рабби со мной по-русски.
Нет, я не обмолвился. На протяжении 13 лет (1987 - 2000) Биньямин-Зеэв, по традиции наших мудрецов всех поколений, регулярно пишет свои комментарии к недельным разделам Торы - вначале это были листочки на иврите, бюллетень "Дарка Шель Тора", под девизом "Еврейская идея", затем, по настоянию автора, изданы в русском переводе. Как и отец, р.Меир Кахане, молодой Кахане придавал огромное значение нам, русскому еврейству, его, и не без основания, тревожили последствия нашей духовной катастрофы, и был счастлив, что его комментарии популярны на русской улице.
И сегодня он говорит со мной по-русски: его книга "Актуальные комментарии к недельным главам Торы и праздникам" раскрывает глубины сокровищ разума и веры, и внимательное и вдумчивое чтение русского перевода, осознаю по себе, помогает увидеть в новом свете основы нашего бытия.
Так, следуя наставлениям "Трактата Авот", по укоренившейся русскоязычной традиции называемого "Поучения отцов", в лице Биньямина-Зеэва нашел я себе наставника и завел себе друга.
"Поучения отцов" принадлежат к тем книгам, об изречениях которых я знал задолго до того, как успел их прочесть. Ибо "Поучения отцов" - не просто один из трактатов, составленных рабби Йегудой а-Наси в конце второго века н. э., это сама плоть еврейской жизни и еврейского мышления. Из этой книги вот уже на протяжении более сотен лет приводят цитаты по всякому поводу, и порой не в силах припомнить, откуда заимствованы те или иные "крылатые" речения.
"Не суди ближнего, пока не побывал на его месте", или "Нет человека, у которого бы не было его часа, как нет вещи, у которой не было бы ее места", или "Один грех влечет за собой другой", и таких сотни, если не тысячи. И одно привел в эпиграфе...
И, едва раскрыв "Поучения отцов", уже в первом изречении первой главы читатель сталкивается с тезисом, в котором - смысл и суть истории нашего Учения: "Моше получил Тору на Синае и передал ее Йегошуа, а Йегошуа - старейшинам, а старейшины - пророкам, а пророки передали ее мужам Великого Собрания. Они сказали три вещи: "Судите обдуманно, и воспитывайте побольше учеников, и возводите ограду для Торы". В предисловии Рамбама к Мишне Тора сказано о сорока поколениях, на протяжении жизни которых традиции передавались от Моше к Раши и далее - к другим раввинам, создавшим и комментировавшим Талмуд. В каждом поколении есть лишь несколько (порой - только один!), пользующихся безоговорочным авторитетом. В нашем представлении - это седобородые старцы, мудрые и насыщенные годами, но для меня и многих современников таким авторитетом стал молодой рав Биньямин-Зеэв Кахане.
Увы, Бини, так любовно звали его родные и друзья, не довелось состариться. В моей документальной повести "Камушки для Кахане", отрывки из которой были опубликованы в "Е.К.", есть мгновенное, словно вспышка молнии, клише его биографии, годы жизни 1966-2000, краткий дефис между датами, дорога еврейского лидера, праведника и пророка. Заинтересованный - прочтет... Нынешняя публикация - о его пророческом видении происходящего в свете комментариев к недельным разделам Торы.
И мы учим в них нечто новое. Приведу лишь некоторые.
Раздел "Ноах". При внимательном изучении пророков Израиля мы сталкиваемся с потрясающим фактом: по большей части их уделом было полное непонимание народа и его руководителей. Казалось бы, они не оказывали никакого влияния. Так, Ноах 120 лет предостерегал современников о предстоящем потопе, но не смог убедить ни одного человека, все его высмеивали, так неужели "дело всей жизни" Ноаха в полном смысле слова "пошло ко дну"? Но "Ноах ходил с Б-гом", и благодаря ему, человечество обрело будущее.
Свежий пример, о нем не дано было знать отцу и сыну Кахане, но именно они предостерегали. Народ Израиля и его правительство не откликнулись на многотысячные молитвы "пророков в своем отечестве" против "размежевания" - и у Стены Плача, и по всей стране - и спустя год мы получили войну, бездарно ее начали и так же проиграли.
Неужели нет никакой ценности у их слов? Но пророки несли слова Всевышнего, они навечно включены в Священное Писание, на протяжении тысячелетий их изучают в хедерах и йешивах, к ним обращаются философы и поэты. И неожиданное объяснение всему этому находит рав Биньямин-Зеэв в книге пророка Йехезкеля: "И сказал Он мне: сын человеческий! Посылаю Я тебя к сынам Израиля, к коленам непокорным, которые бунтовали против Меня... И скажешь ты им: "Так сказал Г-сподь Б-г!". И будут они слушать или откажутся, ибо они - дом мятежный, но узнают, что пророк был среди них". И рав делает вывод: даже когда на 100% уверен, что общество не станет слушать, наш долг - обличать и говорить правду Всевышнего. Ту правду, которую из-за тысячи "реальных", "практических" и "практичных" соображений никто не говорит. Идти с правдой до конца, как шли отец и сын Кахане (да отомстит Всевышний за их кровь!) - этот путь в долгосрочном плане обладает истинным влиянием на ход истории.
Раздел "Ваера". Основное его содержание - трагический и судьбоносный рассказ о "Жертвоприношении Ицхака", который евреи всего мира ежедневно читают в утренней молитве. Начинается он словами: "И было после этих событий...". И приводит рав Биньямин-Зеэв одно из толкований Рашбама (р.Шмуэля Бен Меира (1080-1174), жившего во Франции, комментатора Писания): "После этих событий" - это когда заключил Авраам с Авимелехом союз, обязывающий его самого, а также сына и внука, и дал ему 7 овец". И разгорелся гнев Всевышнего из-за этого, ибо земля Плиштим дана Аврааму... и Всевышний повелел о них (жителях этой земли): не останется в живых ни души". Поэтому "и испытал Б-г Авраама" - разгневался на него, как бы говоря: "Возгордился ты сыном, которого Я дал тебе, и решил заключить этот союз... Так сейчас же иди и принеси его в жертву всесожжения, и увидишь, какова польза от заключения этого союза". Практически, это был договор о ненападении, и потомки Авраама не смогли бы захватить землю Плиштим, а она была частью Эрец-Исраэль, получилось, что Авраам отказывался от части Земли Обетованной!
О чем вообще можно говорить сегодня? О договоре, что мы не будем захватывать у какого-либо народа нашу землю, до срока находящуюся в настоящее время под чужим контролем, например, соглашения с Египтом и Иорданией?! Или когда без договора, как это произошло с Гуш-Катиф, передаем части страны, уже находящиеся под нашим контролем, оплаченные еврейской кровью, той Земли, которую Всевышний отдал нам на вечное пользование, как записано в Торе?!
"Иудея оккупированная" - неужели это абсурдное словосочетание только Биньямина-Зеэва Кахане приводило в негодование? По крайней мере, ни один из наших премьеров не ударил кулаком по столу, в Кнессете или ООН, не воскликнул: "Это наша Земля, данная нам Б-гом! Читайте Тору!" Да читают ли сами наши руководители Тору?
Раздел "Корах". "Полно вам! Ведь все общество, все святы, и среди них Б-г!" - так Корах объясняет причину своего бунта перед Моше и Аароном. Когда мы рассмотрим, каким образом Корах сумел найти "ключ" к сердцам огромного числа сынов Израиля, включая 250 его знатных представителей, не исключено, что будем поражены, узнав, что способ, которым он воспользовался, взят прямо из рациона современной политики. Ибо Корах выступил - ни больше, ни меньше! - от имени демократии. Той самой системы, которую многие считают "изобретением" человеческого разума лишь нового времени.
Так, при помощи удачно проведенной разъяснительной работы, сочетающей подходящую демагогию о равенстве с обещанием должностей ключевым фигурам, уже в те дни удалось Кораху поднять бунт против того, кто вывел евреев из Египта и незадолго до того дал им Тору. Корах со своей лицемерной претензией на "равенство" пришел создавать многочисленных "руководителей" и множество "истин" в народе Израиля, сущность которого в одной-единственной истине. Словно о наших днях сказано, увы, до боли знакомом нам празднестве!
И рав Биньямин-Зеэв приводит нас к выводу: Корах - символ нынешнего "демократа", пришедшего к власти с целью внести сумятицу и беспорядок среди еврейского народа, который должен пребывать в полном, установленном Творцом, порядке. И ему это удается, при полном непротивлении или равнодушии народа.
Раздел "Балак". "Вот, народ этот отдельно живет и между народами не числится" - одно из величайших благословений, которое, к нашему сожалению, в наши дни превратилось в глазах многих в досадное проклятие. Или, в лучшем случае, ставшее словно "поэтической метафорой", красивой, милой, но зряшной, лишенной практического смысла. И автор комментариев приводит и напоминает нам целый ряд положений Галахи, как правильно исполнять заповеди Всевышнего.
Самая фундаментальная заповедь по этому вопросу - заселения Эрец-Исраэль. Всевышний поместил народ Израиля в одной стране, стране святой и расположенной отдельно, и повелел каждому еврею жить только в ней и не покидать ее даже на короткое время. Это и приводит нас естественным образом к жизни, отделенной от жизни неевреев и от влияния их культуры. Но оказывается, и этого недостаточно: у нашего народа существует долг властвовать над страной Израиля, как сказал Рамбан: "чтобы не оставляли ее в руках какого-либо из народов или безлюдной".
Другую сторону медали дополняют заповеди изгнать другие народы из Эрец-Исраэль, запрещающие продавать неевреям дома и земли в Эрец-Исраэль - для создания полной отделенности. Это не исключает ограниченное число жителей - неевреев, готовых искренне и честно принять бремя царства Б-га Израиля и власть народа Израиля над страной, готовых отказаться от своей порочной культуры. Таким образом, Творец установил: народ Израиля может достичь своей наивысшей ступени не иначе, как проживая один в своей стране.
Сказано в Торе: "не заключай союза с ними и с их идолами" - запрет заключать союз с неевреями. Ситуация, когда мы "становимся на колени" перед любым государством, умоляя о налаживании связей, а они, эти "дружественные" страны, своих, нами аккредитованных послов, не желают поселять в Иерусалиме. Ситуация эта, согласно Торе, не так проста. Ибо это наиболее опасный путь для проникновения влияния других народов, приобретающий статус "наших друзей". А связи с иностранным государством должны быть исключительно на принципе взаимности, и не на чем ином.
И нечего бояться! Мы только поднимемся в глазах неевреев, они именно такого поведения ожидают от еврейского народа: они лучше и глубже многих из нас, в том числе и руководителей, знают нашу Тору, - подчеркивает рав Биньямин-Зеэв Кахане.
Он же настойчиво напоминает, что самые опасные - наши отношения с Америкой: наша зависимость со всеми капитуляциями и уступками, с ней связанными, проистекает от отсутствия уверенности в помощи Всевышнего, что приводит к осквернению Имени Б-га. "Особые отношения" с Америкой - это наибольшая духовная опасность для народа Израиля, и мы должны свести их исключительно к принципу взаимности, без каких-либо одолжений и "благодеяний". Благодеяния нам надо просить у Всевышнего - у Того, кто избрал нас из всех народов, кто извечно помогал нам и спасал нас. Одновременно с этим надо дать понять, что любое внешнее вмешательство в наши дела, добавлю уже от себя, типа "Дорожной карты" или тщетных усилий по созданию двух государств на Святой Земле, может привести к разрыву отношений с нашей стороны.
Это охладит их пыл, и они оценят это. По крайней мере, должны оценить, ведь многие законы Америки, в отличие от Израиля, основаны на Библии, выступления всех ее президентов заканчиваются словами: "Б-г, благослови Америку!", так как же верящие в Б-га американцы могут требовать от нас отдачи Святой Земли, заповеданной Б-гом евреям?! Это не обычный конфликт между соседями из-за куска земли, иначе давно был решен переговорами. Компромиссы не имеют к этому никакого отношения, ибо речь о реализации нашего предназначения как евреев.
Особенно тяжело писать мне о разделе "Ваигаш". Когда друзья Бини, потрясенные известием о гибели его и жены Талии, примчались на место теракта, они обнаружили выброшенный, окровавленный листок с комментариями на недельный раздел "Ваигаш", который мы читаем именно в эти дни, после завершения праздника Ханука. В нем разбирается вопрос о трудностях, с которыми может столкнуться Машиах из дома Йосефа.
"Главным препятствием на его пути, - пишет молодой Кахане, - будут не войны и не стремление других народов уничтожить евреев, а отчуждение и непонимание среди евреев. История повторяется: так же, как братья Йосефа, сыновья праотца Яакова, не понимали и не принимали Йосефа и, в конце концов, продали его в рабство, так же и в каждом поколении народ не принимает и не слышит шагов приближающегося Машиаха".
И в этом, дополню от себя, - главная причина нашего галута, но уже на Святой Земле.
Но не только окровавленным комментариям к разделу "Ваигаш" суждено было стать его духовным завещанием. Молодой, 34-летний, признанный и сильный лидер, озабоченный настоящим и будущим своего движения, едва ли Биньямин-Зеэв Кахане задумывался о вероятности близкой смерти, но по каким-то мистическим обстоятельствам именно в последнем интервью газете "Джерузалем пост" он, словно подводя итоги прожитой жизни, изложил свое мировоззрение: "Это все из Торы, все записано в Торе. Она говорит то, что должно произойти, если мы не будем ходить путями Б-га, если мы не выгоним неевреев из страны - в точности, что происходит сегодня".
Ставлю точку, ибо изболелась душа - какого великого еврея и пророка мы потеряли! Ибо для нас сказано: "И узнают, что пророк был среди них".