Арье Вудка: другие произведения.

Домой (Ч.3)

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Арье Вудка (yehudinfo-1@nana10.co.il)
  • Обновлено: 17/02/2009. 22k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мы прекрасно понимаем, что есть немало хороших христиан, и помним, что имели место героические акты спасения евреев некоторыми из них. Мы называем их "праведниками народов мира" (см. "Книга спасения"), сажаем деревья в память о них, но это не меняет общую историческую картину.


  • ЕВРЕЯМ ЧУЖОГО ОБРЯДА

    (Окончание)

    Примечание публикатора. В процессе публикации статьи мы обнаружили авторские ошибки в нумерации разделов ( дважды - 6-й и 11-й после 9-го). Тем не менее, решили оставить текст, как есть, ибо это не мешает его прочтению и пониманию.

    11. Немытые руки погрома

       Вы думаете, что обычай избегать омовения рук и всего остального в средние века в христианских странах исходит от христианской идеи подавления греховного тела? Оказывается, он напрямую вытекает из текста Евангелия. Евангелие, не ведая об этом, открывает нам истоки чумных погромов европейского средневековья. Они вспыхивали обычно после того, как косившая Европу эпидемия чумы "останавливалась у ворот гетто". Что, кроме "еврейских происков", могли усмотреть после этого в чуме возмущенные христиане? А вот и объяснение: "Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима; И увидевши некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми руками, укоряли. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не омывши тщательно рук; И пришедши с торга, не едят, не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?" (Марк 7:1-5). Нам с высоты микроскопа понятно, каким "колдовством" нередко спасали себя последователи еврейских мудрецов от той самой чумы, которая косила последователей Иисуса в Европе. Нам также ясно, каким образом немытые руки становятся причиной погромов.

    12. Замещение

       Мы прекрасно понимаем, что есть немало хороших христиан, и помним, что имели место героические акты спасения евреев некоторыми из них. Мы называем их "праведниками народов мира" (см. "Книга спасения"), сажаем деревья в память о них, но это не меняет общую историческую картину. Сегодня трудно представить себе тяжесть положения евреев под властью средневековых фанатиков, убежденных в том, что их переводы ТаНаХа являются истиной в последней инстанции, которую евреи изучают на своем языке, но при этом злостно отказываются принять. Там ведь на каждом шагу "Дева", "Сын", "Христос-Владыка", пронзенные конечности и пр.! Парадокс еврейского отказа принять столь "очевидные" доказательства трудно было объяснить чем-либо, кроме дьявольского упорства "проклятого" народа-"богоубийцы", который в таком случае способен абсолютно на все.
       У христианства не оставалось особого выбора. Требовалось либо признать свою неправоту перед изгнанными и гонимыми евреями, либо объявить их исчадьями ада. Евреям приходилось на каждом шагу сталкиваться с унижениями, оскорблениями, высокомерными поучениями церкви, считавшей их своими пленными. Церкви требовался этот козел отпущения. Она боялась, что христианская вера выветрится из народа, что его не удержать докучливыми напоминаниями, лишенными почвы. Почвой христианства должны были стать попираемые евреи. Они - живое свидетельство триумфа "истинной" церкви над плененным врагом, унижение и избиение которого должно было поддерживать христианскую гордость за свою веру в распятого. Но эту сладкую месть "распявшему бога" народу необходимо было умерять, не доводить до конца, чтобы и на следующее поколение хватило. Церковь была дальновидной. Евреев выделяли позорной одеждой, третировали, дискриминировали, изгоняли с насиженных мест, грабили, насиловали, пытали, убивали. Они не могли ответить даже словом, чтобы не стало еще хуже. Та 53-я глава Исайи, в которой христиане усматривают еще одно указание на Иисуса, оказалась на самом деле потрясающим пророчеством о положении Израиля среди христиан. Скульптура П. Антокольского "Иисус", по-видимому, намекает именно на такое толкование еврейского ваятеля. "Минута ненависти"* работала безотказно, сплачивая христиан вокруг "религии любви". Обе крайности еврейских проявлений - от полной изоляции до предельной мимикрии - стали, в общем-то, естественным результатом страшной ситуации на протяжении долгих веков, оставивших в еврейской душе кровоточащие шрамы, не зажившие до сих пор.
       Идеология христианства состояла в том, что церковь - это "Новый Израиль", старый же Израиль не просто отпал, но превратился в антипод истины, в ее заклятого врага, в дьявола во плоти. Подсознательный гнет вторичности и комплекс самозванца требовали непрерывной агрессии по отношению к "замещенному", чтобы с помощью пинков по нему удостоверяться снова и снова в своей "избранности". Тысячелетия нагнетаемой ненависти, прорывавшейся время от времени в жуткие погромы, взыскали с еврейского народа миллионы замученных, сожженных, утопленных, зарезанных. Апофеозом ада стал Холокост, поголовно уничтоживший основную массу еврейского населения христианского континента, включая выкрестов, их детей и внуков. В Варшавском гетто был костел, предназначенный именно для этой категории евреев. Они были католиками, зачастую уже не в первом поколении. Еврейские обычаи, язык и культура были им совершенно чужды. Им было позволено до уничтожения участвовать в католической службе - но в гетто, отдельно от арийцев. Их конец был таким же, как и всего остального еврейства оккупированной Европы.
       Без тысячелетней психологической и практической подготовки населения идеологией "замещения", дегуманизацией, демонизацией и вампиризацией еврейского народа - россказнями о распущенной евреями по колодцам чуме и кровавыми наветами (о крови христианских детей в маце) - такие масштабы массовых, организованных и систематических убийств были бы невозможны. Майданек, например, охранялся не лучшим образом, и многие военнопленные спаслись оттуда бегством, однако евреям даже бежать было некуда... Многие евреи думали, что у них больше шансов выжить в лагере, чем попав в руки враждебно настроенного населения.
       В послевоенные годы в христианской литературе появились попытки пересмотра отношения христианства к евреям. Папа римский признал официально вину христианства за идеологическую подготовку Катастрофы. Однако новые концепции не могут затронуть основу христианской веры, не могут посягнуть на идею "замещения", поэтому они и не влияют на массовое сознание христиан, в котором глубоко укоренилось желание видеть еврея униженным.
       Один из "праведников народов мира", голландец, спасший еврея во время Холокоста, вернул в музей Яд-ва-Шем свое удостоверение после победы Израиля в Шестидневной войне. Он мог помочь уничтожаемому еврею, победоносное же еврейство оказалось для его сознания нестерпимым.
       Можно ли признать истинной религией ту, которая так поступала с беззащитными мужчинами, женщинами, стариками и детьми на протяжении двух тысячелетий своего существования? Как воспринимают переход в такую веру души растерзанных, сожженных и утопленных предков? И как понимает это любой вчерашний душегуб? "Мы были абсолютно правы", - скажет он о своей вакханалии издевательств и убийств, - "ведь даже сами евреи переходят после этого на нашу сторону". Каин был прав!
       * "Минута ненависти" - выражение из романа Г. Оруэлла "1984".

    13. Под собственным очагом

       Есть подлинная хасидская история с глубоким подтекстом. Еврею Ицику из польского местечка стал снится сон о том, что под большим столичным мостом зарыт клад. В конце концов Ицик не выдержал и отправился на поиски сокровища. Он прибыл в гордую столицу, нашел величественный мост, но не мог ничего предпринять, поскольку мост охранялся. Начальник стражи обратился к нему и спросил, что он здесь делает. Ицик не заметил в нем враждебности, и решил поведать ему о своих снах. Выслушав его, начальник стражи рассмеялся. "Отправляйся домой и не верь глупым снам. Мне вот тоже часто снится сон, что в таком-то местечке у еврея Ицика под очагом зарыт клад. Так не бросать же мне свою службу, чтобы отправиться в местечко, где добрую половину евреев наверняка зовут Ицик!" Ицик, выслушав это, возблагодарил Б-га, вернулся домой, разобрал свой очаг и нашел под ним большое сокровище. Он не только никогда больше не нуждался, но построил на избыточные средства красивую синагогу.
       Как часто нам приходится свой клад искать под чужими мостами!
       Великие цивилизации питаются отблесками того, что отпущено нам. Однако лишь от нас самих зависит, впустим ли мы в себя высшее благо. Никому больше не давалось ни подлинное откровение, ни настоящее пророчество. Нет ни другого вечного народа, ни иной вечной веры. Все остальное приходит и уходит, а мы остаемся. Величайшие религии мира - лишь искаженное подражание тому, что взято у нас. Стоит ли нам быть плагиаторами наших же эпигонов?
       ТаНаХ предсказал нам то, чего не знал никто: Исход из Египта, общенациональное откровение на Синае, Завоевание Страны, построение Царства и Храма, возвращение из Вавилонского плена, победу над греческой сверхдержавой, великие восстания против Рима, рассеяние среди всех народов Земли и чудесное сохранение в изгнании, а теперь - собирание вновь в нашей древней Стране.
       Как это ни странно, христианский сюжет тоже был реализован. В исторической реальности поносимым, гонимым, избиваемым, причисляемым к злодеям, распинаемым и убиенным оказался еврейский народ под властью христиан. Если добавить к этому "Израиль сын Мой, первенец Мой" (Исход 4:22) и учесть воскрешение нации на своей Земле (через три года после Холокоста), то получится довольно пугающая аналогия. Исполнение пророчества Торы об изгнании "... и отторгнуты будете вы от земли, в которую ты вступаешь для владения ею. И рассеет тебя Г-сподь по всем народам, от края земли до края земли" (Дварим - Второзаконие 28:63-64) и о сохранении евреев в рассеянии - христианство еще могло "проглотить", мотивируя это вечным наказанием за отказ евреев признать богочеловека.
       Однако исполнение пророчества о возвращении евреев в свою Страну из всех изгнаний: "Возвратит Г-сподь Б-г твой изгнанных твоих и смилосердится над тобою, и опять соберет тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя Г-сподь, Б-г твой. Хотя бы были заброшенные твои на краю неба, и оттуда соберет тебя Г-сподь, Б-г твой, и оттуда возьмет тебя, и приведет тебя Г-сподь, Б-г твой в землю, которою владели отцы твои, и будешь ты владеть ею" (Второзаконие 30:3-5), - это самое великое и невероятное из всех пророчеств - христианство переварить уже не может. Это событие породило идеологическое "несварение желудка", острый кризис христианства. Выяснилась простая истина: Израиль был и остался тем же, и Завет Б-га с ним не изменен и не отменен, он живет и действует наперекор всему и всем, не обращая никакого внимания на "Новый Израиль" "Нового Завета". Не к ним и не о них говорят слова вечной Торы! И если старый Завет вовсе не расторгнут и не отменен, если он живет и действует, возрождая Израиль на наших глазах, то куда же отнести Новый Завет и его адептов? "Стуком в дверь теологического чертога" называет раввин Й.-Д. Соловейчик создание государства Израиль. Оно подорвало концепции как средневековых, так и новейших теологов. (Подробно - см. статью р. Соловейчика "Голос Возлюбленного стучит" 1950(?)).

    14. Дихотомия и выход из тупика

       Основная мировоззренческая проблема христианства состоит в том, что оно сливает вместе неслитное (Творца и творение) и рассекает то, что предназначено быть вместе (Человеческие дух и тело). Великолепие иудаизма состоит как раз в исправлении этих искажений. Бытие Вс-вышнего у нас - безусловный абсолют, в отличие от обусловленного и относительного творения. Гибридизация здесь невозможна, она источник мировоззренческого хаоса. И, наоборот, человеческие дух и тело изначально созданы Б-гом друг для друга. Между ними есть противоречие, но оно преодолимо, и именно в этом преодолении - смысл нашей жизни, смерти и последующего воскрешения из мертвых. Великий образ Машиаха верхом на белом осле поймет только тот, кто владеет ивритом. "Материя" и "осел" на иврите - то же слово с иной огласовкой. Верховая езда на материи - это овладение ею, подчинение ее воле духа, а не ее умерщвление, проповедуемое христианством. Разумный всадник заботится о несущем его животном, а не издевается над ним. "Белизна" мессианского осла - это одухотворение материи изнутри, освящение ее с помощью исполнения Б-жественных заповедей в материальном мире материальным же телом, подчиненным воле ездока. Так низкое возвышается, облагораживается, и противоречие преодолевается не через убийство одного начала другим, а через плодотворное преобразование низкого высоким, через включение его в систему высшего мироздания. Отсюда много противоположных для двух религий выводов. Здоровая гармоничная семья у евреев - и идеал безбрачия у христиан, приводящий к своей противоположности - к вседозволенности. Индивидуальная ответственность и работа над своим поведением и качествами, с одной стороны, - и полагание на индульгенции, евхаристии и тайны исповеди, с другой. Гармоничное сочетание личного и коллективного как двух сторон одной медали, - против метания между крайним индивидуализмом и тоталитарным абсолютным подчинением церкви или государству. Золотая мера разработанного законодательства, сдобренного милосердием - и неосуществимое в реальности всепрощение, трансформирующееся во вполне реальные и жуткие произвол и зверства (например, человеческие костры инквизиции, погромы и пр.).
       Эта неспособность найти золотую середину, эта склонность к неуравновешенным крайностям породила, в конце концов, противостояние цивилизаций, угрожающее разрушить мироздание.
       Западный мир, плод позднего христианства, впал в крайний модернизм, требующий вседозволенности, декларирующий легитимность любых извращений. В этом мире каждая прихоть человека - высший закон, и никто ему не указ. В нем разрушается семья, подрывается самовоспроизводство поколений, стремительно истощаются жизненно необходимые ресурсы и гибнет окружающая среда, из которой мы черпаем все, вплоть до воздуха для дыхания. Уже сейчас мир модерны живет за счет притока человеческого пополнения и промышленного сырья из традиционалистского полушария. Если бы не приток свежего воздуха из окружающего Запад мира, он уже сейчас задохнулся бы в самом буквальном смысле слова. Так завязывается гордиев узел мирового конфликта. Традиционалистский мир, представленный в первую очередь исламом, видит в разрушении исконных моральных устоев идеалами модерны смертельную угрозу своему существованию. Он готов принять глобальное сражение. Чем оно закончится? По миру распространяется оружие массового поражения всех видов, и оно может оказаться в руках террористов или террористических режимов, движимых диким фанатизмом. А современная цивилизация, при всех ее достижениях, крайне уязвима. Когда-то люди брали воду из колодца или из реки, ездили на лошадях по бездорожью и жили среди природы, которая поставляла им все необходимое. Сегодня водопровод, энергоснабжение и дороги легко разрушить, а без них человек нежизнеспособен в каменных джунглях мегаполисов. Человечеству угрожает самая большая катастрофа после всемирного потопа.
       И вот тут-то камень, отброшенный строителями, должен стать краеугольным. Евреи, израильтяне, ненавидимые миром религиозные поселенцы Иудеи и Самарии представляют собой эмбрион примирения традиции и современной западной культуры, выхода из надвигающейся катастрофы, возврата к изначальным и в то же время вечно развивающимся и обновляющимся устоям бытия.
       Б-гу и сегодня, как во времена Авраама и Моше, требуется от нас роль первопроходцев, авангарда человечества, а не функция подражателей нашим же неудачным эпигонам, заведшим мир в тупик. Нам надо вывести его оттуда. И в глубине души другие народы ожидают от нас того же.
       Заключение
       В заключение приведем некоторые цитаты, относящиеся к нашей теме, из Торы, которую Вс-вышний передал отцам нашим на Синае:
       'Ибо спроси о временах прежних, которые были до тебя, со дня, в который Б-г сотворил человека на земле, и от края неба до края неба: сбылось ли когда подобное этому великому делу, или слыхано ли подобное сему? Слышал ли народ глас Б-га, говорящего из среды огня, - как слышал ты, - и остался в живых? Или пыталось ли божество явиться взять себе народ из среды народа испытаниями, знамениями и чудесами, и войною, и рукою крепкою, и мышцей простертою, и ужасами великими, как все, что сделал для вас Г-сподь Б-г в Египте перед глазами твоими? Тебе дано было видеть, чтобы ты знал, что Г-сподь есть Б-г, нет более, кроме Него". (Дварим -Второзаконие 4:32-35).
       В отношении еврейского народа сбываются самые небывалые пророчества. Мы уже упоминали о рассеянии среди всех народов земли и чудесном сохранении в изгнании, сбылось пророчество о возвращении Иерусалима, и свершился новый Исход. Кому должны мы завидовать и в какой столице искать клад? Наше сокровище - под нашим собственным очагом. Надо лишь вернуться к нему, чтобы не случилось с нами того, о чем предостерегал Бялик:

    ...В кумир иноверца и в мрамор чужой

    Вдохнете свой пламень с душою живой.
    Что плоть вашу ели - еще не довольно?
    Вы дух отдадите вослед добровольно!
    Гордыне Египта крепя мавзолей,
    Вмуруете в камни своих сыновей.
    Когда ж из темницы возропщут их души,
    Крадясь под стенами, заткнете вы уши.

       Да не будет так с нами. Нас ждет воскресающий из небытия, собираемый из распыления народ. У нас есть расцветающая Страна и священный язык Б-га и пророков, который вновь, как древле, звучит в устах наших детей.
       Когда раббанит (жена раввина) Кук плыла со своим мужем в Эрец Исраэль, попутчица по кораблю, христианская монахиня, обратилась к ней с вопросом:

       - Зачем ты едешь в Святую Землю?
       - А ты зачем? - ответила раббанит вопросом на вопрос.
       - Как зачем? Там же гроб нашего бога!
       - А у нас там Живой Б-г.

       "Познай же ныне и положи на сердце твое, что Г-сподь есть Б-г на небе вверху и на земле внизу; нет другого" (там же, 4:39).
       "Да не будет у тебя богов других, кроме Меня. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Г-сподь Б-г твой, Б-г ревнитель..."(там же, 5: 8-9).
       "Все, что я заповедую вам, бережно исполняйте, не прибавляй к тому и не убавляй от того. Если восстанет в среде твоей пророк или сновидец и представит тебе знамение или чудо, и появится то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, чтобы сказать: "пойдем-ка за богами иными, которых ты не знаешь, и будем служить им", - То не слушай слов пророка того или сновидца того, ибо испытывает вас Г-сподь Б-г ваш, чтобы узнать, любите ли вы Г-спода Б-га вашего всем сердцем вашим и всею душою вашею" (Там же, 13:1-4).
       Наши отношения со Вс-вышнем непросты. В Песне Песней говорится: "потому что сильна, как смерть, любовь; тяжела, как преисподняя, ревность", и эту самую страшную ревность мы возбуждали не раз, после чего только страданиями или даже смертью можно было потушить гибельный пожар. Но та же беда нередко являлась испытанием, преодоление которого наделяло нас великой заслугой. Трудно перечислить подвиги подвижников Вс-вышнего, соблюдавших Его законы в мрачные времена коммунизма.*
       Так было всегда. Тысячи евреев во все века шли в огонь и в воду, чтобы не изменить Б-гу.* * Стоит особо отметить Рамбана, добровольно пошедшего на диспут с капуцинами. Он, можно сказать, вошел во львиную пасть и победил там в разгар средневекового фанатизма. Его книга "Диспут" - образец освящения имени Вс-вышнего.
       Начиная с египетских волхвов, чужие религии пытаются заманить к себе евреев различными фокусами, исцелениями и "чудесами". Наша последняя цитата из Второзакония показывает, как надо относиться к этому. Даже выдуманный мыслеобраз стольких поколений тоже приобретает некоторую реальность. Б-г наделяет некоторой долей своих сил и противоположную сторону, чтобы наш выбор был основан на любви к Вс-вышнему, а не только на почитании Его мощи. Особо следует отметить ловцов еврейских душ, маскирующих церкви под "синагоги" с "субботними" молитвами, талесами и магендовидами, однако под этой рекламной оберткой кроется все то же полуязыческое поклонение человеку, абсолютно запрещенное евреям. Таковы "мессианские евреи" или "Евреи за Иисуса", маскирующие христианство под "иудаизм".
       Дай Вам Б-г с честью выйти из испытания и вернуться с духовной чужбины к себе домой.
      
       * См. книгу р. Ицхака Зильбера "Чтобы ты остался евреем",
       сборник Э. Матлиной "Из прошлого к настоящему", книгу Д. Шехтера "В краю чужом" и др.
       * * См. Ф. Кандель "Очерки времен и событий" 1988 с.106-107.
       Рекомендуемая литература:
       - Рамбан (Нахманид) "Диспут Нахманида"
       - Евгений Левин "Евреи о христианстве и Исусе из Назарета" (сборник статей)
       - Хрестоматия "Христианско -Иудейский диалог"
       - Иоэль Шварц "Законы потомков Ноя"
       - Рик Гальперин "Выбери жизнь"
       - Пинхас Полонский "Евреи и христианство"
       - Форум "Евреи и христианство" на сайте machanaim.org.
      
       Опубликовано 04.05.2007 на сайте "Дом Я.Корчака в Иерусалиме"
       http://www.jerusalem-korczak-home.com/np/nal/np148.html
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Арье Вудка (yehudinfo-1@nana10.co.il)
  • Обновлено: 17/02/2009. 22k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка