У великого печальника горя народного Некрасова есть бессмертные строки, отражающие глубинно-почвенный метод решения проблем в России. Помните, спрашивают голодного мужика в нетопленой избе: Почто лошадь бьешь? Ответ лапидарен и по существу “Холодно, страничек, холодно”, далее - еще почвенне: “Почто бабу бьешь?” - “Голодно, страничек, голодно”. Такие вот способы сугреву и сублимации... Правда, если бы силы потраченные на избиение коняги пустить на рубку дров в лесу или хотя бы разборку ненужного сарая на оные же дрова, глядишь, при натопленной печке и баба вызвала бы несколько иные ассоциации... Никогда бы не подумал, что эта своеобразная (явно не Декартова и, даже не Булева,) логика может найти приложение к израильской ситуации... К чему это я - поймете попозже.
В пятницу ваш покорный слуга выехал с экскурсантами из Реховота и Ришона в Иерусалим. Наш маршрут пролегал через “пещеру малого Санэдрина”, ее соседку - могилу Шимона Цадика, Оливковую гору, Старый Город...обычный набор для пятницы. Изначально, я опасался пробок из-за автобусов и машин арабов приезжающих на пятничные молитвы, полицейских заслонов по этой же причине, а то и парочки камушков где-нибудь на горе. Однако действительность припасла гораздо более интересный сюрприз. Я люблю начинать поездку с тацпита (обзора, - ред.СК) на могиле Шмуэля, но и погребальные пещеры в квартале Шейх-Джарах, особенно если постоять там с фонарями или при свете догорающих свечей, дают достаточно хорошей ауры для того, чтобы ввести людей в сложную, многослойную мешанину веков, культур, традиций, разочарований и надежд нашего Города. Тем более, что возрожденная еврейская шхуна возле могилы Шимона и “пещер Малого Синедриона” - куда как лучшее, ненавязчивое доказательство, что “Ам Исраэль хай”, а абсурдистский рассказ о том, как турецкий “кушан” на покупку этой земли в 19 веке, спас “мать мошавот” - Петах Тикву, как никуда лучше накладывается на современные бедствия еврейских форпостов в их взаимоотношениях с властями и показывает, что ничто не ново под Луной.
Итак, после “малого Санэдрина”, свечей, фонариков, рассказов о еврейских традициях погребения, немножечко собственного хазанута в темноте, как всегда, посыпались вопросы: “А правда ли, а доказуемо ли, что именно в соседней пещере лежал когда- то Шимон Цадик”... Обычно, я, отвечая на них, говорю о том, что о “доказательствах” в вещах, относящихся к традиции, говорить не совсем корректно, это вопрос веры, что наука, как таковая этим вопросом не занимается, ей достаточно того, что перед нами - захоронения эпохи 2 Храма..., но да простят меня за такое сравнение, подобно тому, как “намоленная икона” от прабабушки (лехавдиль элеф хавдолот) ценится выше купленной в магазине, так и сам факт того, что сотни лет евреи на этом месте изливали свои сокровенные чаяния, просили Тв-рца о помощи, превращает эту пещеру в святое для нашего народа, всего народа, в целом, место, и память об имени человека, спасшего Иерусалим от македонских солдат 2300 лет назад, сохранила этот кусочек земли и для еврейского присутствия в средние века ...и для нашего возвращения на руины после 1967 г. Закономерно после этого пройти и в саму Пещеру Шимона, вдохнуть эту атмосферу вечной связи Земли и людей..., что мы, обычно и делаем...
Однако и на старуху бывает проруха, а “вОлОгОдский кОнвой шутить не любит...
Не хочу вдаваться в болезненную для меня тему “приватизации” различными религиозными группами того, что для меня является наследием Всего Израиля, во всех его оттенках и цветах - это тема особого, очень нелегкого, разговора. Часто с этим приходится мириться в силу того, что альтернативой, в ряде случаев, является потеря мест связанных с нашим прошлым вообще, превращение их в разменную монету на меняльных столах “борцов за мир”. Не превратить трепетное ощущение “хранителя” в чувство собственника удается, как видимо, не всем... к сожалению.
Наша группа подошла ко входу в пещеру, ставшую вот уже несколько лет колелем, с разгороженным занавеской маленьким закутком для женщин, делящим и без того тесное помещение и разрезающим сам “циюн” на могиле. Сразу после входа женщины направились в свою половину, а мужчины в свою... Каюсь, грешен, в этот раз (наверняка из природной скромности: -))) недоглядел того, что, хотя головы были покрыты у всех, у пары-тройки из них рукава платьев (средний возраст дам был явно за 50) не дотягивали до надлежащих норм ....увлекся рассказом. Да и женская половина начиналась сразу от входа. Чтобы разглядеть детали туалета наших дам, мужчинам надо было бы подняться снизу по лестнице и заглянуть внутрь... Тем не менее, вскоре послышался шум, пару выкриков... и нам пришлось извиниться за прокол, а дамам выйти наружу... Инцидент был исчерпан, не начавшись...Мы пошли к автобусу. Несколько религиозных женщин из группы (тут все - “ле мегадрин”, включая шапочки и рукава до запястий) задержались там, у входа - почитать псалмы.
Уже в автобусе мы услышали какой-то шум и подходившие наши мужчины сказали, что что-то случилось... Побежав назад, я и привезший группу координатор А.Р., с которым мы давно уже работаем, увидели наших “цадикот” в совершенно растрепанных чувствах, с потерянными лицами, успокаиваших главную героиню ницидента, Мирьям. Оказалось, что, когда они молились с сидурами в руках, снизу прибежал какой-то субъект с диким криком насчет того, что тут находится великий цадик, женщинам нечего здесь делать, и вообще... Крики были подкреплены ударом по руке, от которого сидур упал на землю, швырянием одноразового стаканчика из-под чая, а затем и замахом поднятым стулом... Хорошо что там нашлись и люди сохранявшие человеческий облик, оттащившие его вниз... (Жаль, что нас не было в момент инцидента... искренне жаль... я человек простой, но хамов не перевариваю вне зависимости от их конфессиональной принадлежности).
Мы потребовали, чтобы хам вышел и извинился, без этого мы не уйдем... или придется поручить найти его полицейскому патрулю... Находившиеся у входа люди, несколько отличавшиеся внешне от совсем уж “меашеаримовского” облика тех, кто был внизу, довольно быстро сменили тон и начали извиняться от имени всех (правда, подчеркнуто обращаясь ко мне и А.Р., и прося передать это стоявшей рядом Мирьям...), подчеркивая что человек, обидевший ее, не извинится ни при каких обстоятельствах, считая это ниже своего достоинства, больно уж они большой хахам (мудрец, ред.СК)... Нам пришлось несколько подкорректировать данное определение...разговор зашел в тупик...
Внезапно ситуация разрядилась самым забавным образом... снизу по ступенькам пронеслась эдакая “коробочка”, напоминавшая сцены эвакуации президента после покушения в каком-то фильме с Иствудом. Упомянутый бородатый “цадик”, в “золотом” полосатом халате, белой кипе с помпоном, влекомый по руки с двух сторон дюжими молодцами, прикрываемый от “цийойним” (или может быть от угрозы женских томных взглядов) также спереди и сзади еще парой таких же телохранителей, бодро рванулся мимо нас к услужливо открытой двери шикарного “Опеля” (?), брызгая слюной и крича “Валите в Шхем, пусть вас там поубивают...”, было еще что-то про “прицес” (это надо понимать относилось к дамам), “цийоним...” (ну это - ко всем разом!)... Водитель дал газ... мы еще раз услышали печальный вздох габая (?) об извинении от лица и от имени... Знакомство с атмосферой добра и святости для Мирьям закончилось...
Вскоре после этой истории нам довелось услышать, что хотя поведение грубиянов и достойно осуждения, но нужно попытаться их понять в рамках общей обстановки преследований харейдим полицией в последние недели... не могу согласиться с таким тезисом. Да, понять, конечно, можно все... Душа, стиснутая душным режимом сионистской диктатуры, ищет разрядки... ну и... что поделаешь... уж попались под горячую руку... “цийойним” и “цийойнийот”. С последними попроще, а то “кипа сруга” еще может, в ответ, по морде приложить..., ну уж а про “голубые рубахи” и говорить нечего, дубинки у них... Такая вот у нас недекартова логика.
А к чему я начал с Некрасова. Так ведь и мужик свои проблемы решал тоже...методом непрямых реакций.... Только в избе от этого теплее не стало... И вообще - сор из нее очень даже надо выносить, а то ведь тараканы заведутся... и выносить его лучше тем, кто мусорит... впредь будет неповадно его на пол кидать...
А могила Шимона Цадика... ну что же... сказано ведь, что святые места не принимают туму (ритуальную нечистоту), в том числе и туму гордыни и хамства. Надеюсь, что молитвы многих хороших евреев там не будут отвергнуты, ведь не зря же мы просим перед Иом Кипуром разрешения молиться вместе с грешниками...