Аб Мише (Анатолий Кардаш): другие произведения.

В украинской школе

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 27/06/2012.
  • © Copyright Аб Мише (Анатолий Кардаш) (yehudinfo-1@nana10.co.il)
  • Обновлено: 17/02/2009. 31k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Оценка: 4.53*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    К 90-летию дела Бейлиса


  •    В марте 1911 года в Киеве уголовники убили 11-летнего Андрея Ющинского. Российским властям показалось удобным истолковать это убийство как ритуальное, совершённое извечными злодеями-евреями. В июле 1911 года был арестован как предполагаемый убийца еврей Менахем-Мендл Бейлис. Два года шло следствие. Черносотенные организации и пресса разжигали юдофобию. Назревал погром. Вокруг дела Бейлиса, а особенно в ходе судебного процесса в сентябре-октябре 1913 года бушевали страсти обвинителей и защитников. Среди последних были известные русские интеллигенты В. Короленко, В. Бехтерев, Н. Карабчевский, П. Коковцов. Юдофобски выстроенные полицейское и судебное следствия окончились провалом: 28 октября присяжные оправдали Бейлиса. Погромы не состоялись. Бейлис вернулся к семье, позднее эмигрировал и окончил свои дни в Америке. Хеппи-энд, не частый в подобных историях, сложившихся в многовековую традицию кровавого навета.
       Начал александрийский грек Апион (30 г. до н.э. - 47 г). В одной из своих многочисленных книг Апион написал, что греческий царь Антиох Епифан видел в иерусалимском храме грека, специально откармливаемого иудеями, чтобы потом убить его, отведать внутренностей и принести над трупом клятву вечно ненавидеть греков (фантазия Апиона, видимо, ограничивалась собственным ареалом).
       Апион, образованный и честолюбивый авантюрист, умело создавший себе имя великого историка и филолога (Сенека: "Вся Греция полнилась его славой") был популярнейшим оратором. Апион уверял, что ночами беседует с тенью Гомера или что видел собственными глазами совокупление дельфина с человеком - ему верили. Ему - верили! За четыреста лет до Апиона несравнимо грандиознее его учёный, философ Демокрит рассказал, что евреи в своём храме каждые семь лет приносят в жертву чужеземца, кромсая его тело. Слова великого Демокрита греки пропустили мимо ушей, говорливого Апиона - услышали.
       Вскоре после появления апионовой байки еврейский историк Иосиф Флавий разоблачил её нелепость: не говоря об отсутствии человеческих жертвоприношений у евреев, в указанной Апионом части храма невозможно даже появление язычника-грека. Но что с того? Обвинение евреев в ритуальном убийстве оказалось потрясающе живучим. Оно - ни разу не подтверждённое фактами! - прокатывалось из века в век кровавыми волнами погромов. Ещё и сегодня в Польше можно встретить бесхитростных старичков, которые оправдывают гитлеровский геноцид тем, что и евреи убивают христианских младенцев для пасхальной мацы. Ещё и сегодня в городе Москве добрая русская няня еврейского мальчугана, жалея его, отнимает у ребёнка мацу: "Не ешь, там кровь". И сегодня министр захолустной, правда, страны, но два университета отучившийся, в частной беседе интересуется: "А вправду евреи подмешивают в свою мацу христианскую кровь?"
      
       Немало первых христиан язычники-римляне растерзали по обвинению в человеческих жертвоприношениях ради религиозного обряда. Потом, войдя в силу, христиане не преминули воспользоваться тем же обвинением, таким удобным для антиеврейской пропаганды.
       В 1144 году в Англии в лесу возле Норвича нашли труп мальчика. Назавтра была Страстная Пятница. Не иначе евреи убили, дабы насмеяться над муками Христовыми; так велели еврейские раввины, они на своём съезде в этом году выбрали местом изуверства Норвич - о том кричали в народе, громче других монах Теобальд, выкрест из евреев. Доказательств не было, городские власти пытались защитить евреев, но погром всё же состоялся, хотя и скромный: грабёж, избиения, одного еврея убил его должник. Погибший мальчик причислен к святым.
       Тут зачинаются сразу несколько традиций. Во-первых, бездоказательность обвинений: с 12 по 20 век, в 150 с лишним ритуальных судебных процессах одни домыслы да самооговор из-под пытки, ни единого фактического подтверждения. Во-вторых, погром и преследование евреев в ответ на кровавое обвинение. В-третьих, рождение культа, веками подогревающего веру в еврейское злодейство; в такой, например, современной Бельгии отмечается праздник - годовщина дела об осквернении евреями гостии в 1370 году; тогда сожгли 20 евреев и соорудили на память две часовни. В-четвёртых, особая активность разоблачителей-выкрестов - то ли от еврейской пылкости, то ли очень хочется свою преданность выказать; тщета, конечно: "Из мерзкого еврея - мерзейший христианин", - сказал о подобном юдофобе Эразм Роттердамский, сам небольшой поклонник евреев. (Кто-то ехидно пошутил: "Самый большой урон евреям нанесли выкресты от апостола Павла до Карла Маркса"). И, наконец, в-пятых, извлечение материальной выгоды из преследования евреев.
       Для надзора за ходом дела Бейлиса в Киев накануне процесса прибыл из Петербурга заместитель министра юстиции Лядов. В разговоре с ним руководитель киевской черносотенной организации "Двуглавый орёл" Голубев без обиняков определил свою цель: вызвать в Киеве еврейский погром. Это, между прочим, перекликается с другим печатным призывом в киевской газете "Русское слово" тех же дней процесса Бейлиса: "Жидов надо поставить искусственно в такие условия, чтобы они постоянно вымирали". Слова вполне гитлеровские, а Гитлеру тогда было только 24 года - политический несмыслёныш.
       Упомянув гитлеризм, трудно не отметить, что во время восстания Варшавского гетто в 1943 году, Гиммлер, желая погасить возможное сочувствие к евреям со стороны европейского мира, дал команду: "Выискивать в зарубежной прессе сообщения об исчезновении ребёнка, чтобы потом мы могли бы через наши радиостанции упомянуть о том, что... по-видимому речь идёт об еврейском ритуальном убийстве". Для облегчения "Окончательного решения еврейского вопроса" Гиммлер поручил спровоцировать процессы об "еврейских ритуальных убийствах" в Венгрии, Румынии, России и др. странах вплоть до Америки.
       Живуч ритуальный навет. Вот несколько выразительных вех юдофобской агитации:
       убийство царской семьи большевиками сегодня называют ритуальным еврейским;
       популярный российский спортсмен и общественный деятель Ю. Власов назвал деятельность земляков-евреев "ритуальным убийством России";
       у Достоевского в "Братьях Карамазовых" идеальный герой, добрейший христианин Алёша Карамазов на вопрос экзальтированной 14-летней девочки: "Алёша, правда ли что жиды на Пасху детей крадут и режут?" отвечает: "Не знаю". Для читателя звучит: "Вполне возможно";
       когда эстафету христианской юдофобии подхватил мусульманский мир (только что отзвучал очередной привет, на этот раз из Малайзии), выходит в Сирии (1984 г.) книга М. Тласса "Маца Сиона" о Дамасском деле - лживом обвинении евреев в убийстве христианского священника и его слуги-араба, оно, разоблачённое тогда, представлено автором как достоверное. И правительственная египетская газета "Аль-Ахрам" 28.10.2000 печатает статью А. Хамуда названную общедоступно "Еврейская маца, изготовленная из арабской крови".
       Дело Бейлиса в этой цепи только одно из звеньев. Но - характерное. Потому что место действия Украина - по общему мнению, одно из самых юдофобских мест в христианской Европе, край хмельничины, гайдамаковщины, петлюровских погромов, украинских эсэсовцев и полицаев в годы Шоа - гитлеровского уничтожения евреев. Всё правда, но не вся правда.
      
       Евреи на Украине появились в 9 веке. Они бежали от преследований из Византии в царство хазар, которые под их влиянием приняли иудаизм. Хазарские завоевания привели евреев на южнославянские, крымские и кавказские земли. Кизляр, Тамань, Тифлис, Феодосия - многие города были хазарскими (еврейскими), как и украинские Козаки, Козары, Казарки, Кацары... В 9-11 веках развивается торговый центр - Киев.
       Сейчас на Украине пора благосклонности к евреям. И у евреев Украины забота: сделать сегодняшнюю державную ласку постоянной. Подыгрывая и выгадывая, кое-кто уже срабатывает и учёный труд: евреи с украинцами испокон веков жили дружно, а гонения да погромы - ну, шесть лет Хмельничины, да сколько-то гайдамачины, да гражданская война - кругом-бегом какой-нибудь десяток годков, в истории миг мотыльковый, бугорок чуть видный на широком шляху...
       Оно бы верно, да вот случился в давние благостные времена казус - еврейский погром в Киеве в начале 12 века. Скорей всего европейские крестовые походы отозвались. Но нам грамотно поясняют: погром вызван экономическими причинами, а вовсе не присутствием евреев.
       ЧтС на самом деле? Умер князь Святополк, наследник его Владимир Мономах в городе отсутствовал, толпа (что верно, бедствовавшая) пошла против княжьей вдовы и правителя Путяты. "Кияне же разграбиша двор Путятин... идоша на Жиды и разграбиша" (летопись). Вернулся в Киев Владимир Мономах с дружиной, прибил своих, унял бунт и с ним погром. Хэппи-энд или по-народному: всё путём. Только почему, возмутясь против своих властей, надо бить евреев? (Почему сегодня палестинские террористы "Хамаса" при разборках с арабскими же собратьями взрывают еврейские автобусы? Шагает, понимаете ли, народ по своим историческим делам, а евреи вечно под ногами путаются, под горячую руку подворачиваются...)
       Но в древней Киевской Руси евреи - свободные люди без правовых ограничений, полезные, деятельные в разных областях. Так продолжалось столетиями. И на Украине под польской властью евреи успешно занимаются доходными промыслами, имеют свои ремесленные цехи, развивают еврейское образование, даже несут воинскую службу. В 1551 г. евреи Браслава участвовали в обороне города от татар. В 1606-1613 гг. 11 евреев в рядах запорожских казаков воевали вместе с поляками против Московской Руси.
       Положение евреев в Польше было особым. Гонимые западноевропейской юдофобией они смещались на восток, в менее развитые государства, где в них нуждались. Польские короли с 13 века, а особенно Казимир Великий в 14 веке звали к себе евреев, соблазняя их правом землевладения и другими льготами, вплоть до того, что убийство еврея каралось, как убийство знатного поляка. Польша потянула на себя еврейское одеяло. С конца 15 века и до 1648 года еврейское население Польши выросло в 10 раз и достигло 300 тысяч человек - вероятно, четверть евреев Европы.
       В 1565 г. папский легат в Польше писал о здешних евреях: "Они не живут в унижении... Они владеют землёй, занимаются коммерцией, изучают медицину и астрономию. Они владеют большими богатствами... Они не носят никаких отличительных знаков, и им даже разрешается иметь при себе оружие". А польские священники жаловались: "В королевских городах синагоги каменные и обширные, красивее костёлов".
       Евреи в Польше - почти как масло в воде: замкнутое на себя сообщество. Свои богачи: банкиры, откупщики, землевладельцы, международные коммерсанты, управляющие польскими имениями. Свои бедняки: мелкие торговцы, ремесленники, крестьяне. Свои учёные и раввины, пестующие иудаистские традиции. Автономия культуры, языка идиш, социальной организации: самоуправляющиеся общины (кагалы) с объединяющим их выборным руководством.
       Масса европейского еврейства, сместившаяся в Польшу, отыграла свою "моторную" роль в становлении польской экономики, пока по мере "возмужания" поляков в ремёслах, торговле и финансах они не стали вытеснять евреев-конкурентов. Интересы соперничающих ремесленников и купцов вместе с антиеврейской пропагандой церкви со временем приводили к правовому притеснению евреев, запрету на жительство в отдельных городах Украины (Каменец-Подольск, 1598 г.; Киев, 1619 г.), а то и погромным вспышкам в конце 16 века (Львов, Брацлав). Но, в общем, жизнь местных евреев до 17 века можно считать относительно спокойной.
       Всему, однако, свой срок: в 17 веке сосуществование евреев с украинцами и поляками стало пребыванием на пороховой бочке.
       Польские магнаты часто поручали свои огромные украинские владения евреям-арендаторам. В договоре 1594 г. князь Пронский за 12 тысяч злотых передаёт в аренду на три года А. Борецкому и Аврахаму бен Шмуэлю "родовое поместье.., то есть крепость и город Лукач с окрестностями, сёлами, фольварками, землями, постройками, людьми.., с боярами, кои несут службу.., с евреями и доходами от них"... Арендаторы согласно договору получают все доходы от имения, могут судить своих подданных и наказывать их "смертною казнью без права обжалования перед нами".
       Крупный арендатор мог сдавать более мелким часть аренды: поле, село, корчму - сеть евреев-арендаторов множилась, опутывала украинских селян. Израильский историк Ш. Эттингер, у которого заимствованы эти сведения, отмечает плюсы и минусы ситуации: "Аренда способствовала значительному увеличению сельскохозяйственного производства на востоке Польши... Благодаря... деятельности евреев более передовые методы государственной и общественной организации проникали во многие районы... Концентрация экономического влияния и административных возможностей в руках евреев усиливала могущество последних, к озлоблению коренных горожан и мелкой шляхты". Картина, как говорится, до боли знакомая: плюсы - польские, минусы - еврейские. Арендаторы собирали подати, скупали задёшево плоды крестьянского труда, бывало, что и слуг приобретали, иногда обращали их в иудаизм (для религиозного, например, комфорта, чтобы не потреблять еду из некошерных рук) - всё это пища для исконной юдофобии.
       В Польше и, в частности, на Украине еврей жил не в гетто, а в тесном контакте с местным населением. Оно воспринимало еврея не носителем мистического Зла, потусторонней дьявольщины, как это было в средневековой Западной Европе, а реальным человеком, кое-кому полезным, большинству - вредным. В народном сознании еврей-антихрист замещался осязаемым евреем-нехристем; для украинцев ещё точнее и ненавистней: евреем-притеснителем. Антисемитизм становился бытовым, от чего не снижалась его свирепость, затаённая до поры, а точнее до 17 века, когда всплыли все обиды на евреев, справедливые и вздорные.
       В 1621 году на верховном сборе (Раде) украинских казаков их руководитель гетман Бородавка сообщает, что в Белой Церкви некий еврей надругался над христианской иконой. Возмущённая Рада решает "грабить евреев по всей Украине". "Что казаки и выполняют добросовестно" - доносит польскому королю его представитель. А спустя двадцать семь лет вздымается освободительное восстание Хмельницкого: биться с Польшей и бить евреев.
       Иллюстрации из книги "Богдан Хмельницкий" Н. И. Костомарова, украинского историка: "Казаки овладели Заславлем... перебили католиков, а над жидами потешались несколько времени: они их запихали в топлёные печи и медленно мучили жаром.
       ...взяли Канев: со всех иудеев посдирали с живых кожи. "Таков был их козацкий обычай", говорит летописец".
       ...Написали художники впечатляющую Украину. Пейзане - девчата в монистах, "рЩса кСса до по2яса", каблучок под тугой ножкой; хлопцы в шароварах шириной в море, весёлые силачи, грудь крутая, буйный чуб... И кобзарь - добродушный дед, на лысом черепе седая прядь-"оселедець", Тарас Бульба на пенсии, сидит, на бандуре своей или кобзе песни толпе играет. Н. Гоголь, "Вечера на хуторе близ Диканьки": "Собрался народ... слушал, как слепец играл на бандуре. ... Сперва повёл он про прежнюю гетманщину за Сагайдачного и Хмельницкого. Тогда казачество было в славе: топтало конями неприятелей... Пел и весёлые песни старец и повоживал своими очами на народ, как будто зрящий; а пальцы, с приделанными к ним костями, летали как муха по струнам, и, казалось, струны сами играли; а кругом народ, старые люди, понурив головы, а молодые, подняв очи на старца, не смели и шептать между собою.
       Постойте, - сказал старец, - я вам запою про одно давнее дело.
       Народ сдвинулся ещё теснее и слепец запел"...
       Оперная сцена. Что же пели кобзари лихим "парубкам" и красулям-"дивчатам" в год Хмельничины 1649-й? "Теперь не будет у нас ни ляха, ни жида, ни пана, и не будет на свете земли лучше нашей Украины". Исполнилось! Уничтожено больше ста тысяч человек, семьсот еврейских общин. Украинский историк М. Владимирский-Буданов подвёл итоги шести лет антипольского восстания: "Ни одного поляка, ни одного еврея нет в целой огромной стране". Гитлер, поклонись Хмельницкому.
      
       Много, много чего можно припомнить из горькой истории украинских евреев. И восстание гайдамаков, и погромы гражданской войны, и советские времена, когда, хоть слава Богу без крови, придушивали евреев.
       ...В шестидесятые годы в городе Харькове на одном из престижных номерных заводов начальнику литейного цеха как-то пришлось просить заместителя директора по кадрам и режиму принять на место цехового технолога молодую женщину, которая подходила по всем профессиональным и человеческим параметрам: добротное образование и опыт, спортивные достижения (союзная сборная команда), из-за которых за неё очень ходатайствовал профком завода, и, главное, по паспорту "украинка", соответственно национальности матери. Но папа подкачал, фамилия у него и, следовательно, у дочери была откровенно еврейская. Поскольку начальнику цеха специалист-технолог был нужен позарез и других кандидатур не находилось, то он наседал на замдиректора с паспортом этой женщины.
       Они сидели в просторном кабинете замдиректора. Он пришёл на завод из всем известного бдительного ведомства, по канонам которого письменный стол должен быть пустым. Так и выглядело: замдиректора за столом на хозяйском месте, начальник цеха напротив, на месте посетителя-просителя, между ними безбрежная полированная столешница и посредине раскрытый паспорт специалистки. Начальник цеха, еврей, понимая суть проблемы и общепринятой игры, каковая требовала слова "еврей" вслух не произносить, поставил палец на пятую графу в паспорте, где значилось "украинка" и со значением сказал заместителю по кадрам: "Посмотрите внимательно, Анатолий Михайлович". Анатолий Михайлович снисходительно улыбнулся, ласково передвинул начальнический палец на первую графу с еврейской фамилией и, приятно грассируя, произнёс: "Я не могу брать кого угодно с улицы". Возразить было нечего - зам. по кадрам был ведь и по режиму, ему виднее, от кого охранять заводские тайны.
       Сегодня нет государственного антисемитизма в Украине, но "носителем антисемитизма является не власть, а толпа" (историк С. Лурье), и её питает многовековая традиция. Идеи "богоубийства" и "ритуального убийства" внедрялись в христианские головы две тысячи лет, даже и сейчас католическая церковь с огромным скрипом отрешается от этих обвинений, а православная церковь вообще невнятно молчит. Что же происходит с массовым сознанием?
       Во Львове националисты клянут инородцев и в первую очередь "жидив" под сенью памятника кобзарю. По многим городам Украины трепыхаются газетные листки с проклятиями евреям. Но не замутнить бы взгляд огульным охаиванием трудно рождающейся страны. Даже если вспоминать войну и десятки тысяч украинских соучастников истребления евреев (по самым скромным подсчётам приходится семь на одного немецкого убийцу), наряду с ними маячат пусть немногие, но всё-таки сотни спасителей евреев, истинных подвижников вроде той безымянной антисемитки, которая на вопрос, зачем она, рискуя своими детьми, спасла еврейскую девчушку, ответила: "Та воно ж людина" ("Это же человек").
       1942 год. Украинский город Ворошиловград, оккупированный немцами. Услышав, что вот-вот начнутся расстрелы евреев, семидесятилетняя вдова Тема Браиловская написала своим детям, уехавшим в эвакуацию письмо (без знаков препинания, последним выдохом): "Дорогие мои сыны не знаю что мне ожидает сегодня каждую минуту жду повестку Можеть это мое предсмертное письмо к вам если кто после войны приедет в Луганск я оставляю письмо Серадским для вас... они ко мне были очень добры в особенности сама Серадская а то пожалуй прежде времени погибла бы а теперь пишу что я оставила из вещей прежде всего часы и три ложечки все серебряные потом пальто две мои платьи кашемировое и из искуственного шолка пусть будет моим внучкам ... две простыни это все новое остальное все подержаное... И еще много кое что пуд жита муку и крупу две пачки табаку все это я отдала на хранение Серадским если приедет кто то прошу им быть благодарным и когда получите все поделитесь по-хорошему... пращайте милые дорогие сыны зажгите иногда свечку за меня ...".
       Упомянутые Серадские - не Праведники Мира, которые рискуя жизнью своей и близких, спасали евреев от Катастрофы; Серадские никаких подвигов не совершали и не стоит числить их героями. Но стоит заметить эти добрые отношения между соседствующими семьями, славянской и еврейской.
       В Мемориале Яд Вашем, как известно, собирают Листы-анкеты с данными о евреях, погибших в годы Шоа. Дмитрий Афанасьевич Калибаба, учитель из города Мена Черниговской области, копал местный архив, выспрашивал подробности у десятков людей, привлёк друзей-евреев, родителей своих учеников - итогом стали 227 Листов Д. Калибабы на погибших менских евреев, да ещё около сотни Листов от его сотрудников. В ответ на просьбу написать о себе Д. Калибаба сообщил: украинец, пенсионер, участник Второй мировой... Старательно перечислил своих еврейских помощников: фамилия, имя-отчество. В конце письма о семье: "Жена русская, три дочери, пять внуков, правнучка. Мой покойный отец Афанасий дружил со многими евреями-земляками, немного разговаривал по-еврейски". И где та украинская юдофобия?! "Учительница Нина Ароновна Бомштейн учила моих детей, а я детей их семьи", - пишет Д. Калибаба.
       Он не одинок. Выискивали и сообщали Яд Вашему имена уничтоженных евреев райвоенком украинского города Тульчина, ученики тамошней школы номер 2 и школы по соседству в селе Зелёное .
       Пришло в Яд ва-Шем письмо из Костополя Ровенской области от Василя Савовича Несесюка: "Я проживал в селе Антоновка, Тучинского района... С августа по ноябрь 1942 года в селе проходили массовые расстрелы еврейских семей. Дом моего отца стоял около кладбища, где происходили расстрелы, и я мальчишкой был свидетелем массового истребления... Место захоронения и расстрела 400 евреев-односельчан я очень хорошо помню. В настоящее время моего села уже нет, на этом месте находится военный полигон. Я уже старый человек и прожил долгую жизнь. Прошу вас, господа, прибыть по возможности ко мне, чтобы я указал место, где безымянно захоронены односельчане-евреи моего села. С уважением к вам В. Несесюк. 2 декабря 2002 г".
       Такие письма редки. И сами-то евреи часто постыдно равнодушны к родным могилам, к памяти, а тут украинцы озаботились.
       Д. Калибаба старый человек, В. Несесюку тоже 73 года. Как ни кланяйся им и их благородным обычаям, будущее в куда большей степени определяется молодёжью. Что же сегодня в украинской школе?
       В Харькове школьники старших классов писали сочинения на тему Шоа или, как там говорят, Холокоста - уничтожения евреев в годы войны. Разные были высказывания - сочувственные, совестливые, гуманные, добросердечные... Но двадцать процентов - пятая часть! - школьников выявились откровенными антисемитами. В разной степени. От спокойной неприязни: "Мне не нравятся евреи [хотя] это ж не значит, что их надо уничтожать", или "Сейчас в Харькове каждый второй человек - еврей. И то, что их почти всех уничтожили - неправда", или "Несмотря на то, что они евреи, они всё равно люди". До агрессивного: "Их [евреев] всех надо извести под корень... Я думаю, что нельзя оставлять эту заразу, которая расползается по миру..." и совсем нацистского "Гитлер уничтожил много евреев - молодец!!!" Три восклицательных знака! Жаль, что в этом сообщении (газета "Звенья", Бейт-Шемеш) харьковского профессора психологии Елены Ивановой не указано число авторов сочинений, но 20 процентов, умноженные на три восклицательных знака могут дать очень грозное произведение. Что ждёт Украину?..
       Е. Иванова сетует на неосведомлённость харьковских школьников: им никто толком не рассказыал о Шоа, они не читали книг о нём, даже "Дневника" Анны Франк не упоминают. А в Киеве ученица 10 класса Кловского лицея  77 Александра Андрусик прочла книгу, популярно описывающую проблемы антисемитизма, историю и подробности гитлеровского истребления евреев. Книга, по словам Саши Андрусик, открыла для неё тему Катастрофы евреев: "Захотелось понять, как это начиналось, как это вообще могло произойти, как могла появиться такая огромная чёрная дыра в истории и культуре человечества". Так она написала в своём сочинении "Почему Холокост стал возможен". Оно начинается рассуждением: "Маленькое зло, которое когда-то не доглядели, скитаясь по дорогам истории, обрастая другими случайностями... приобретает уничтожающую силу, разрушает казалось бы неприступные бастионы добра... калеча и уродуя вчерашних защитников цитадели. Нам не отмолить их грехов, не искупить их преступлений. Мы можем сто раз умирать, когда голову разрывает мысль о муках их жертв, можем захлёбываться в слезах, можем давиться словами оправданий, можем сходить с ума от ненависти и стыда. Но мы можем ещё одно - помнить, бороться, говорить, пробивать стены непонимания, пусть и своим лбом. Можем сделать всё возможное, чтобы их потомки, да и мы сами, наконец, поняли и приняли, что достоинство имеет каждый человек и любой народ...
       Антисемитизм - самая глубокая, самая постоянная форма неприязни к человеку, межэтнической ненависти...
       Холокост - Катастрофа не только евреев. Это Катастрофа нашей истории, культуры, катастрофа человеческих начал вообще... Поэтому рядом с вопросом "Почему евреи?" стоит ещё один не менее правомерный вопрос "Почему это делали неевреи? Почему они МОГЛИ это делать?" Я надеюсь, что эта работа приблизит меня и вас к ответу".
       А заканчивается сочинение Андрусик так: "Даже в своей школе я регулярно сталкиваюсь с различными проявлениями антисемитизма, а иногда вообще расизма... Я уже не молчу, если слышу подобные реплики в чей-то адрес. Но другие молчат. Иногда это просто вызывает отвращение, иногда я не могу понять, как такое может происходить сейчас, в начале 21 века. Нам не выжить без уроков толерантности в этом веке".
       Александра Андрусик - ученица лицея, привилегированного учебного заведения, элитного в определённой степени.
       А школа  1 в городе Богуславе - обычная, только отдельные предметы в ней изучаются углублённо. Такой предмет здесь история, преподаёт её учительница Светлана Борисовна Герус. Это она задала своим ученикам еврейскую тему, начав с вопроса-удивления: "Жили в нашем городе евреи, вот в этом доме, и в этом, и в том, а где они сейчас, куда подевались и почему никто их не вспоминает?" Дети спрашивали об этом в своих семьях, родители и бабки отмалчивались, бурчали: "На шо воно тоби?", а то и ругали за интерес "до жидив". В школе коллеги тоже на учительницу косились; многим поперёк души пришёлся успех школьников в Киеве на конкурсе "Голокост и сучаснисть" ("Холокост и современность").
       Я беру наудачу одно из конкурсных сочинений учеников С. Герус, работу Яны Коваленко "К фашизму и антисемитизму: взгляд сквозь призму школьного курса литературы". Рассматриваются Камю, Кафка, Гоголь, И. Франко, Диккенс, Т. Манн - круг авторов сам по себе показателен. Ещё замечательней рассуждения школьницы, обнаруживающей, например, в герое кафкианского рассказа "Превращение" Грегоре Замзе, обратившемся в насекомое, презираемое и гонимое, образ еврейского народа, отвергаемого антисемитским окружением. "Эта новелла очень актуальна в наше время, - пишет школьница, - и заставляет задуматься над человеческими ценностями, которые чем дальше, тем больше утрачиваются".
       Ученики С. Герус анкетировали друг друга, обсуждая литературные источники. В хрестоматийной повести Гоголя "Тарас Бульба", где многие евреи-учителя упрямо закрывают глаза на юдофобию автора, одиннадцатиклассники (конечно, с помощью педагога) сумели разглядеть человеконенавистническую суть сквозь блеск литературной живописи. Среди ответов на вопрос, разделяете ли вы взгляды главного героя и его моральные принципы, можно найти и такие: "Главный герой лишён главного - гуманности и чувства человечности... Это можно увидеть в том, как он относился к еврею Янкелю... Ненависть ко всем другим народам, кроме украинского, это преступление против человечества... Не разделяю отношения Тараса к представителям другой национальности. Я патриот, а не националист".
       ...Соболевка - небольшое местечко на Винничине, всего шесть тысяч жителей. Ни одного еврея. Несколько десятков выживших после войны потом отсюда уехали, в 1984 г. умерла последняя в Соболевке еврейка Хона Пейсехман. Еврейские дома, кроме трёх, разрушены и исчезли, кладбище разорено, могильные плиты растащены на строительные фундаменты и мощение дворов. Картина вроде бы привычная для еврейских местечек Украины. Однако в Соболевке есть братская могила 382-х расстрелянных в войну евреев. И есть председатель сельсовета Олена Антоновна Попик, и у этой могилы по её инициативе уже 15 лет ежегодно в день расстрела 27 мая проводится памятный митинг, а в местной школе - урок Катастрофы, разработанный учительницей украинского языка Зинаидой Долгих и директором Ларисой Скоробрехой. И в школьном музее есть экспозиция, посвящённая евреям.
       Когда-то давно на харьковской улице потеряла сознание старуха. Текла мимо толпа, и один из прохожих, заглянув в лицо упавшей, громко бросил: "А, жидовка, пусть подыхает!". Сегодня, когда я думаю о Соболевке, это занозистое моё воспоминание вытесняется певучими строчками "У литку саме серед дня пустуюче дурне ягня..." Евгэна Гребинки. Ту же басню знаменитого русского баснописца Крылова не помню, а украинский текст впечатался - так сработала моя учительница украинской мовы Сарра Соломоновна Фрадкина. И мне мечтается время, когда ученикам на Украине будут рассказывать еврейские учителя о Голодоморе, а украинские учителя - о Катастрофе евреев. Это и будут те уроки взаимопонимания и толерантности, без которых, как написала семнадцатилетняя киевлянка Саша Андрусик, "нам не выжить в этом веке".
       ... Прабабка Саши Андрусик Наталья Павловна была ярая антисемитка. Но пришла Катастрофа, и прабабка укрыла семью евреев. Спасла.
       В 1913-м году к процессу Бейлиса власти подтасовали состав присяжных: десять безграмотных мужиков и двое малограмотных служащих, из двенадцати пять - члены антисемитского "Союза русского народа". И они Бейлиса оправдали. Спасли.
       "А всё-таки русский народ - справедливый", - написал тогда В. Короленко. Может быть, справедливости всё-таки есть место под небом? На то и надежда...
      
       Опубликовано под названием "После Бейлиса. 90 лет спустя"
       "Вести-Окна" (Израиль), 20 ноября 2003 г.
      
      
      
      
       8

    okna-beilis-24-10-03

      
      
      
  • Комментарии: 2, последний от 27/06/2012.
  • © Copyright Аб Мише (Анатолий Кардаш) (yehudinfo-1@nana10.co.il)
  • Обновлено: 17/02/2009. 31k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Оценка: 4.53*5  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка