Вильям Баткин: другие произведения.

Ханука

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Вильям Баткин (yehudinfo-1@nana10.co.il)
  • Обновлено: 17/02/2009. 10k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  • Иллюстрации: 1 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В каждом поколении – смертельная опасность и удивительное спасение


  •    В каждом поколении - смертельная опасность и удивительное спасение
       Когда в Хануку зажигают специальные - ханукальные - свечи (в этом году с 5 по 12 декабря), обязательно произносят слова: "Благословен Ты, Всевышний... совершивший чудеса ради наших отцов в те годы, в это время".
      

     []

      
       Такое необычное сочетание: в те годы - в это время. Наши мудрецы предвидели, что смысл этих чудес окажется актуальным не только в те годы, но и в "это" - наше - время.
       Задумаемся на минуту. Когда-то давно произошло нечто такое, видимо, очень важное и настолько грозное, что оно потребовало сверхъестественных явлений и событий, необычного вмешательства Всевышнего. Более того, эта ситуация возникает в каждом поколении и требует, очевидно, каких-то усилий от нас с вами, и при этом она настолько сложна и опасна, что необходимо еще и чудо...
       Итак, что же произошло тогда, "в те годы", и что происходит с нами - "в это время"?
      
       В те годы
       В 3338 году по нашему летоисчислению (422 г. до н.э. по европейской хронологии) Израиль был завоеван, а Иерусалим и Храм в нем разрушены вавилонскими завоевателями. Начались 70 лет вавилонского плена. Сам Вавилон был впоследствии захвачен Персией, и евреям предоставлена свобода вернуться на родину. Персидское государство было захвачено Александром Македонским, и Израиль стал автономным полугосударством - полупровинцией огромной Греческой империи, простиравшейся до Индии.
       После смерти Александра империя распалась на три части - греческую, египетскую и сирийскую. Израиль сначала входил в сферу влияния египетского эллинистического государства, а потом - сирийско-греческого. На первый взгляд, слишком дорого это евреям не обходилось: они платили определенный налог, а в остальном пользовались полным самоуправлением.
       Но так только казалось, - цена оказалась страшно высокой: расплачиваться приходилось душой.
       Рассмотрим начальные позиции противостояния Израиль - Греция.
      
       Со стороны Израиля
       Греция - империя, военная мощь, мировой центр науки и культуры, здесь создана и мировоззренческая система - эллинизм. Мы, евреи, - небольшой народ. Мировоззрение и традиции у нас "старые". Не пришло ли время их изменить? Правда, духовные учителя народа доказывают, что в Торе содержится всеохватывающая мудрость, и наша история течет в точном соответствии с принципами Торы и предсказаниями пророков. Но на стороне культурного "оппонента" мощь и прогресс.
      
       Со стороны Греции
       Мы - сверхдержава, непобедимый лагерь эллинизма. Кто может противостоять нам? Идеи эллинизма завладели умами всего "прогрессивного" человечества... Правда, не совсем всего. Вот этот маленький народ называет себя евреями (от слова "эвер" - "сторона", "иври" - "с другой стороны"). Они утверждают, что у них есть связь с Творцом мира. Разве может быть у такого народа монополия на эту связь? И при этом лишенные зрелищности религиозные обряды - ни статуй, ни картин. Вместо того чтобы поклоняться прекрасным, вдохновленным воображением художника образам, евреи отмечают каждый седьмой день - субботу, которая, по их утверждению, есть свидетельство сотворения мира Творцом и того, что Он вывел их за тысячу лет до появления нас, греков, из Египта и сделал навечно свободными людьми. Какие у них тому доказательства? И потом - разве это свобода? Сегодня мы правим миром! Мы и наши боги: одним словом, эллинизм.
       Евреи делают обрезание, лишь для того, чтобы носить на теле знак, отличающий их от всего человечества. Евреи всегда находятся с другой стороны от остального мира. Но мы, эллины, знаем: учение эллинизма всесильно ибо оно - верно. Оно всепобеждающе. Точнее, оно станет всепобеждающим, когда не будет евреев. Впрочем, их не надо уничтожать физически - нам нужны подданные, платящие налоги. Но они должны воспринять нашу идеологию и культуру. И тогда эллинизм окончательно победит.
       В 3616г. (144г. до н.э.) император Антиох IV запрещает: соблюдать субботу, делать обрезание, учить Тору. Кроме того, в Храм (вновь построенный евреями после возвращения из вавилонского изгнания) велено внести статую Зевса.
       Евреи-эллинисты (среди нас в те времена оказались - и теперь оказываются - "исты") спешат поддержать, выходят со встречными планами, жестами "доброй" воли.
      
       Лозунг и суть еврейского восстания
       Здесь-то и пролегла красная черта. Одно дело - довольствоваться полугосударственной автономией, и совсем другое дело, когда в рамках этой автономии еврейскому народу предлагают жить без субботы и без Торы. Без этого перестанет существовать еврейский народ.
       И Матитьягу а-коэн, первосвященник из рода Хашмонеев, живший в городе Модиин, что в 30км к северо-западу от Иерусалима, вместе со своими пятью сыновьями поднимает восстание. Лозунг: "Кто за Всевышнего - ко мне!"
       Огромная империя и маленький народ. Да что там - шесть человек! К ним отовсюду стекаются евреи, и уже дошло до первых столкновений. Партизанская война в горах. Жизнь в пещерах. Неожиданные нападения ночью в самых разных местах.
       Матитьягу, старый, опытный человек, знаток Торы и мужественный вождь, передает перед смертью руководство восстанием своему третьему сыну - Йегуде. В народе его называли Йегуда Маккаби (по-русски иногда произносят "Маккавей"). Слово "Маккаби" - аббревиатура, составленная из первых букв слов (на иврите) - "Какая сила подобна Тебе, Всевышний?"
       Вначале власти не обращали внимания на дерзкую кучку повстанцев. Борьба пигмея с великаном. Но вскоре грекам стало не до шуток - в бой пошли... слоны. Но и слоны, столь несокрушимые на других фронтах, не помогли. После удивительных военных успехов Маккавеев стали раскрываться перед народом великолепие и мудрость этих слов - "Какая сила подобна Тебе, Всевышний?"
       Причиной восстания и его главным мотивом было противостояние Греции и Израиля в духовной плоскости - неприятие евреями чужого мировоззрения. Поэтому именно в духовной плоскости произошло центральное событие, отмечаемое нами в Хануку.
       Еще до окончательной военной победы над греками была поставлена основная задача: отвоевать Иерусалим и очистить Храм, чтобы служение проходило в точном соответствии с законом Торы. Только возобновив еврейский образ жизни в Иерусалиме и служение в Храме по Торе, можно было приступить ко второму этапу войны: сражаться за полное освобождение Земли Израиля от господства греков и эллинизма.
       С военной задачей евреи справились - Иерусалим и Храм отвоеваны. Но как "запустить" служение в Храме, если для этого нужны "неоскверненные" (слово употреблено не в эмоциональном, а в строгом, галахическом, значении) храмовые предметы. Более того, если в отношении ряда предметов положение могло быть исправлено почти сразу, то в отношении масла для Меноры (семисвечника) делу нельзя было помочь в течение восьми дней, необходимых для приготовления чистого масла! А ведь огонь Меноры - составная часть служения в Храме, символ света Торы. Не может служение быть без света Торы, не может война идти успешно без света Торы, не может жизнь быть правильной без света Торы.
      
       Как стать достойным чуда?
       И случилось "небольшое" чудо. Нашелся маленький кувшинчик с "неоскверненным" маслом. Но, увы, масла в нем только на один день. Перед еврейскими мудрецами встала дилемма: не зажигать (пока что) Менору, с тем чтобы зажечь ее уже после восстановления запаса масла для непрерывного горения, или... зажечь ее на один день, как того требовал закон Торы (служение Всевышнему ни в коем случае нельзя откладывать "на завтра").
       Духовные руководители народа приняли решение: нужно поступить по законам Торы и зажечь Менору.
       И случилось великое чудо: масло не выгорело ни к концу первого дня, ни к концу второго, третьего, четвертого... Восемь дней горела Менора - пока не было готово новое неоскверненное масло. В этот критический момент Всевышний еще раз наглядно показал: если вы, евреи, мои дети, мой народ, сделаете один шаг в правильном направлении, Я помогу вам сделать остальные шаги, какими бы трудными они не казались. Даже если для этого потребуется чудо.
       Маккавеи победили. Победное шествие эллинизма по миру было остановлено. Великая греческая империя отступила, как выяснилось, навсегда. Наши духовные ценности навсегда остались еврейскими ценностями.
      
       В это время...
       Ханука учит нас: святость и чистота еврейской жизни должны быть сохранены любой ценой. Внешние и материальные аспекты нашей повседневной жизни не только не должны осквернять чистоту и святость Торы и ее заповедей, но, напротив, Тора и ее заповеди приносят святость в материальные аспекты нашей жизни, как сказано: "Познай Его на всех путях твоих!"
       Еще одно откровение Хануки: то, что было истинно в те дни, истинно и в нашу эпоху; то, что истинно для еврейского народа в целом, истинно для каждого отдельного еврея. Ибо в святая святых его души, даже если он это не осознает, всегда остается "кувшинчик масла", чистого и священного - искра веры, его Б-жественная душа, которая неразрушима и не подвластна осквернению.
      
       По материалам сайта рава Элиягу Эссаса evrey.com
       "Мост" # 399, 28.11.07
       Материал предоставлен редакцией.
      
       Фото из архива ЙЕХУДИнфо
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Вильям Баткин (yehudinfo-1@nana10.co.il)
  • Обновлено: 17/02/2009. 10k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка