Люкимсон Петр: другие произведения.

Памятник, которого нет

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Люкимсон Петр (yehudinfo-1@nana10.co.il)
  • Обновлено: 17/02/2009. 18k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Иллюстрации: 1 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Будет ли установлен памятник на месте легендарного сражения Давида и Голиафа?


  •  []

    Имя профессора Беэр-Шевского университета Владимира Бергинера вряд ли нужно представлять его коллегам-медикам - известный врач-невропатолог, автор множества научных работ, он в этом качестве давно уже завоевал международное признание. Однако далеко не все знают, что имя профессора Бергинера хорошо знакомо и исследователям ТАНАХа и истории Ближнего Востока - как врача, который первым проанализировал с медицинской точки зрения отрывок "Книги пророка Самуила", рассказывающий о битве между Давидом и Голиафом, и поставил... точный диагноз филистимскому богатырю. Впрочем, сам профессор Владимир Бергинер "болен", разумеется, не Голиафом, а Давидом - царем, поэтом, автором псалмов, одним из величайших полководцев и государственных деятелей за всю еврейскую историю. И вот уже больше семи лет профессор Бергинер мечтает о создании мемориала в память знаменитой схватки Давида с Голиафом. Этот мемориал, по мысли, должен быть установлен в долине Эйла - на том самом месте, где когда-то произошла эта битва

      

    ТАНАХ глазами врача

      
       Как рассказывает сам профессор Бергинер, все началось с того, что вскоре после своей репатриации в 1973 году из Кишинева он решил учить иврит с помощью "книги книг" с параллельным переводом на русский. Уже тогда, прочитав известный отрывок из "Книги пророка Самуила" о битве Давида с Голиафом он понял, что Голиаф страдал акромегалией. Акромегалией, в свою очередь, называется эндокринное заболевание, при которой доброкачественная опухоль в гипофизе выделяет избыточное количество гормона роста, что проявляется в гигантизме - человек, у которого развивается акромегалия, может вырасти до двух, а иногда и до двух с половиной метров и даже до трех метров. Этим заболеванием, кстати, страдают многие баскетболисты...
       Но, сделав это открытие, Владимир Бергинер не спешил с публикацией статьи на эту тему, так как был уверен, что ничего особенного в этой его догадке нет - к подобным выводам пришел бы любой эндокринолог или невропатолог, если бы он вздумал на досуге почитать Библию.
       Однако в 2000-м году судьба забросила Бергинера в больницу - на этот раз не в качестве врача, а в качестве пациента, и у него впервые за долгие годы снова появилось время для "свободного чтения". И Бергинер снова, как и четверть века до того, открыл знакомые страницы ТАНАХа и... поразился, с какой точностью описал автор "Книги пророка Самуила" (а, согласно традиции, ею является сам пророк Самуил) симптомы заболевания, которое врачам предстояло открыть и описать лишь в конце 19-ого столетия.
       Более того, именно гипотеза о том, что Голиаф страдал акромегалией, объясняла сам ход его поединка с Давидом и многие его подробности.
       - Если вы помните, юный Давид приходит в еврейский стан, расположившийся в долине Эйла, чтобы принести еду для своих старших братьев, - рассказывает Владимир Бергинер. - К этому времени Голиаф уже изо дня в день вызывал какого-нибудь еврея на поединок с тем, чтобы эта схватка решила исход битвы. Однако никто не решался принять этот вызов, так как сам вид одетого в доспехи Голиафа, а также наличие у него самого современного на тот момент оружия внушали панический страх. Впрочем, давайте обратимся к первоисточнику. "Пилиштимляне же, - говорит ТАНАХ, - собрали войска свои для войны и собрались в Сохо, что в Иудее, и расположились станом между Сохом и Азейкою, в Эфес-Даммиме. А Шаул и израильтяне собрались и расположились станом в долине Эйла и приготовились к войне с пилиштимлянами. И пиллиштимляне стояли на горе с одной стороны, а израильтяне - с другой стороны, а между ними - долина. И вышел из станов пилиштимских единоборец по имени Голиат из Гата; рост его шесть локтей с пядью. И шлем медный на голове его, и в кольчугу одет он, и вес этой кольчуги - пять тысяч шекелей. И медные щитки на ногах его, и дротик медный - за плечами его... И щитоносец шел перед ним. И стал он, и воззвал к полкам израильским и сказал им: зачем вам всем затевать войну?! Ведь я пилиштимлянин, а вы рабы Шауловы; выберите у себя человека, и пусть он сойдет ко мне. Если он сможет со мною сразиться и убьет меня, то будем мы вам рабами; если же я одолею его и убью его, то будете вы нам рабами и будете служить нам... И услышал Шаул и весь Израиль эти слова, и очень оробели... И подходил пилиштимлянин тот утром и вечером и являлся в долину сорок дней..."
       Далее ТАНАХ вновь повторяет, что сам вид Голиафа и его голос внушали ужас, что не удивительно: при акромегалии очень сильно огрубляются черты лица, то есть увеличиваются надбровные дуги, скуловые кости, разрастаются мягкие ткани. Меняется при этом заболевании и голос, который становится очень грубым вследствие изменений голосовых связок... Сама доброкачественная опухоль, которая вызывает акромегалию, расположена в стратегическом месте - на перекрестке зрительных нервов. И следствием этого становится то, что у тех, кто страдает этим заболеванием, меняется зрение. По сути дела, у них исчезает боковое зрение: они могут видеть только то, что расположено прямо перед ними, да и при этом у них нередко двоится в глазах. На основании этого я предположил, что тот самый "щитоносец", который шел перед Голиафом, на самом деле отнюдь не был оруженосцем - зачем нужен оруженосец в схватке "один на один"?! Нет, вероятнее всего, это был поводырь, подсказывавший Голиафу, куда тот должен двигаться. А вспомните, что предшествовало схватке Давида с Голиафом: "И сказал Давид Шаулю: я не могу ходить в этих одеждах, потому что я не привык. И снял их Давид с себя. И взял палку в руку свою, и пять гладких камней из ручья, и положил их в свою пастушескую сумку и в мешок, и с пращой в руке своей подошел к пилиштимлянину. Шел и пилиштимлянин, приближаясь к Давиду, а человек несет щит перед ним. И взглянул пилиштимлянин и, увидев Давида, презрел его, так как тот был молод, румян и красив. И сказал пилиштимлянин Давиду: разве я собака, что ты идешь на меня с палками?!.." Обратите внимание: для того, чтобы рассмотреть своего противника, Голиафу понадобилось подойти к нему достаточно близко. А почему он спрашивает Давида о палках, хотя у того - и об этом ясно сказано выше - всего одна палка? Да по той простой причине, что у него двоится в глазах! Отсюда становится понятно, что Давид выбрал самую верную тактику боя с Голиафом - вместо статичной дуэли, когда противники топчутся на одном месте,.Давид выбрал динамичную схватку на расстоянии. Если бы он послушал совета царя Саула, одел бы его доспехи и вступил бы с Голиафом в открытое столкновение, тот попросту бы его раздавил. Но вооруженный пращой и камнями Давид навязал Голиафу бой на расстоянии, в ходе которого он с легкостью вышел из его поля зрения. И, пока растерявшийся Голиаф поворачивал голову, чтобы найти противника, Давид получил время для того, чтобы вложить в пращу камень и точно прицелиться в единственную незащищенное броней часть тела Голиафа - его лоб... Хочу заметить, что болезнь Голиафа отнюдь не преуменьшает величие подвига Давида, движимого горячей верой в Бога и любовью к еврейскому народу. Ведь Голиаф действительно был, несмотря на свою болезнь и даже благодаря ей, необычайно грозным и опасным соперником в битве, а Давид, само собой, не знал и по определению ничего не мог знать о характере его заболевания.
       Статья, в которой профессор Бергинер анализировал битву Давида и Голиафа глазами врача, была опубликована в самых престижных научных журналах, вызвав немалый интерес библеистов и историков.
       А сам профессор вместе с женой решил отправиться на то самое место, где когда-то сошлись Давид с Голиафом. Найти его оказалось несложно - хотя со времени той битвы прошло три тысячи лет, все ориентиры на местности сохранили те же географические названия, что в ТАНАХе. А потому в окрестностях долины Эйла довольно легко было опознать места, где расположились лагеря филистимлян и евреев и где сошлись в судьбоносной схватке Давид и Голиаф.
       - И можете представить, - продолжает профессор Бергинер, - как я был поражен, когда увидел, что на этом самом месте, воспетом ТАНАХом, а после него многими поэтами и прозаиками; месте, где произошло событие, хорошо знакомое каждому образованному человеку, ставшее символическим и в нашей национальной и в общечеловеческой истории, столько раз увековеченном в бронзе, мраморе и на холсте нет не только никакого памятника, но и даже мемориальной таблички. Ни-че-го! Гур-ништ! Клюм! Носинг!
       С этого момента профессор Владимир Бергинер снова "заболел" - на этот раз идеей во что бы то ни стало создать на этом месте мемориал в честь великой победы Давида.
      

    Бергинер и Голиаф

      
       - Я - врач, но я - не Чехов, - с улыбкой говорит профессор Бергинер. - Если бы я был Чеховым, я бы всенепременно написал рассказ о типичном израильском бюрократе. Впрочем, словами об этом, наверное, не расскажешь...
       Пока профессор пересказывает мне историю своей борьбы за создание мемориала, я невольно думаю, что этому невысокому человеку пришлось выдержать схватку со своим Голиафом - это сравнение как нельзя лучше подходит для нашей самовлюбленной, чудовищно разросшейся, неповоротливой и, по сути дела, полуслепой бюрократической машины.
       Впрочем, обо всем по порядку.
       Еще в 2000-м году Владимир Бергинер создает амуту "Ницахон Давид" ("Победа Давида"), единственной целью которой является создание мемориала на месте исторической битвы евреев с филистимлянами. Среди активных членов амуты оказываются бывший гендиректор минифина Давид Бродет, бывший министр просвещения и культуры Аарон Ядлин, председатель регионального совета округа Мате-Иегуда Меир Визель и др. О своей поддержке ее деятельности в разные годы заявляли Ариэль Шарон, Эхуд Ольмерт, Лимор Ливнат, Давид Иври и многие другие израильские политики, а также крупнейшие ученые и общественные деятели страны. Главный сефардский раввин Израиля рав Мордехай Элиягу, ознакомившись с проектом Бергинера, сказал своему секретарю: "Что, нужно было, чтобы приехал этот еврей из России, чтобы мы, наконец, пришли к этой идее?!" И, тем не менее, с мертвой точки дело сдвинулось далеко не сразу.
       - Когда я впервые заговорил о своей идее, мне сказали, что у нас в Негеве слишком жаркое солнце, и я, видимо, перегрел на нем голову, - вспоминает Бергинер. - Но я продолжал настаивать на своем, причем сами масштабы идеи постепенно разрастались: я понял, что на этом месте должен быть сооружен не просто памятник, а целый историко-культурный центр с музеем, кинозалом, библиотекой и т.д.
       - Вы считаете, что такой мемориал и в самом деле необходим?
       - Вне сомнения! Помнится, я в США проезжал мимо какого-то невзрачного домика, на котором была установлена памятная табличка, привлекающая многих туристов: "В этом доме президент Джордж Вашингтон завтракал накануне битвы..." Еще через несколько минут езды расположен домик с другой табличкой: "В этом доме президент Джордж Вашингтон ужинал после битвы..." Вот как нужно относиться к своей национальной истории! Я же веду речь об увековечивании легендарного и, одновременно, судьбоносного для истории нашего народа событии. С победы Давида над Голиафом начался перелом в противостоянии между евреями и филистимлянами на Ближнем Востоке, сама эта победа в итоге привела Давида на царский трон, а он затем, в свою очередь, превратил еврейское государство в сверхдержаву своего времени. Эта победа, в конце концов, на все времена стала символом победы Добра над Злом, Духа над Грубой Силой и т.д. Между тем, в израильских школах история битвы Давида с Голиафом проходится в третьем классе, после чего еврейские дети о ней начисто забывают. А если они побывают на самом месте этой победы, услышат захватывающий рассказ о той битве экскурсовода, посмотрят увлекательный фильм, пройдутся по музею, где будет выставлено оружие того времени и т.д., то это западет им в душу надолго! Кроме того, мемориал может стать тем местом, где солдаты нашей армии будут принимать воинскую присягу.То есть он станет центром воспитания патриотизма и национального самоуважения. Сегодня, как известно, одним из популярных мест принесения присяги является Массада. Никто не спорит, Массада - это и в самом деле один из символов еврейского героизма. Но это был героизм отчаяния, когда, чтобы не стать рабами, евреи убивали себя, своих жен и детей! Массада - это символ нашего тяжелого поражения в войне с римлянами. И, на мой взгляд, куда логичней, если наши парни и девушки будут принимать присягу в долине Эйла, на месте, символизирующем нашу величайшую победу. Кроме того, это место может привлечь к себе тысячи зарубежных туристов; стать идеальным пестом для проведения научных конференций по истории Ближнего Востока...
       Бергинер говорит все это настолько убедительно, что мне становится понятным, каким образом ему удалось убедить в своей правоте и заручиться поддержкой руководства и "Керен Кайемет ле-Исраэль", и окружного совета Мате-Иегуда, которому относится долина Эйла, и даже чиновников Земельного управления Израиля.
       Сегодня за амутой "Ницахон Давид" закреплен участок, на котором должен быть создан задуманный Бергинером мемориал. Более того - имеются необходимые разрешения на строительство этого мемориала. И будучи хорошо знаком с израильской бюрократической машиной, я вновь и вновь задавал Бергинеру вопросы о том, каким же образом ему удалось выбить все эти разрешения.
       - Рассказать об этом невозможно - через это нужно пройти!- отмахивается он.
       - Кто именно был против вашей идеи?
       - Вы хотите, чтобы я назвал конкретные имена? Да никто! Наоборот - все были "за". Против была сама Бюрократия, частью которых являются эти чиновники. И именно поэтому все и затянулось на столь длительное время. В то же время следует понять, с каким кругом вопросов было связано выделение земли под мемориал и получение разрешений на его строительство. Ведь речь идет о живописнейшем участке земли в самом центре страны, к котором в последние годы вплотную подбирается расширяющийся Бейт-Шемеш. Но сегодня большинство бюрократических трудностей, слава Богу, позади, и мы даже знаем, как приблизительно будет выглядеть мемориал "Победа Давида".
      

    Память и памятник

      
       Как рассказывает дальше Бергинер, несколько лет назад его амута при поддержке Еврейского Ашегтства объявила открытый конкурс на создание проекта будущего мемориала. Сам он рассчитывал, что на конкурсе будут представлены 3-4 проекта, хотя сотрудники Сохнута уверяли, что число его участников может дойти и до десяти. В итоге Бергинеру и другим членам жюри пришлось отбирать лучший из 48 проектов, разработанных ведущими израильскими скульпторами и архитекторами.
       - Условия конкурса были довольно жесткие, нам было крайне важно, чтобы проект устраивал различные круги и слои еврейского общества, то есть и светских, и религиозных, - говорит Бергинер. - В итоге мы остановились на двух проектах - архитектора Цви Лисара и архитектора Ишая Велла. Первый представляет собой два ряда выстроившихся друг против друга столбов - черных и белых, олицетворяющих соответственно филистимскую и еврейскую армии. А два стоящих перед ним черных и белых столба, соответственно, олицетворяют Голиафа и Давида. Этот вариант привлекает своей четкой геометрией, элегантной красотой и прозрачной символикой. Вариант Ишая Велла представляет собой гигантскую, устремленную вверх спираль с огромным диском-камнем на конце. Спираль как бы прочерчивает траекторию запущенного Давидом камня и, одновременно, ее устремленность как бы символизирует наше национальное вечное стремление к высотам духа, в итоге и дарующее нам победу над врагами. Кроме того, такая "спираль" будет легко различима даже из Космоса, она может стать своего рода новым символом нашей страны...
       Итак, земля под мемориал есть, разрешение на его строительство - тоже, проекты имеются. Дело, как всегда уперлось, в "малое": где взять деньги на реализацию этого проекта?!
      

    Вечность в награду

      
       - Нам грех жаловаться - мы получили поддержку нашей идеи всех возможных государственных, ведомственных и общественных структур, - говорит Бергинер. - Но следует понять, что в Израиле такие проекты реализуются за счет частной инициативы при государственной поддержке, а не исключительно за счет государства. Так принято - вспомните хотя бы знаменитый "Центр Дэвидсона" в Иерусалиме. И в министерствах, прежде всего в министерстве туризма, нам пообещали выделить 15% от стоимости проекта, но только в том случае, если мы найдем спонсора, который оплатит остальные расходы на его реализацию. В сущности, Сохнут и "Керен кайемет" уже тоже заявили о том, что они готовы внести половину необходимой суммы, а это - 3 миллиона долларов! Таким образом, все упирается в сумму в 3 миллиона долларов, часть из которой будет погашена министерством туризма. И сегодня мы ищем спонсора, который согласился бы выделить необходимые деньги. Бизнесмен, который сделает такое пожертвование, не просто внесет свой вклад в дело патриотического воспитания нашей молодежи, его приобщения к нашей истории, в развитее туризма и т.д., что само по себе очень важно, но и увековечит свое имя. Ведь именно его имя и, если он захочет, имя близких ему людей будет высечено на мемориале "Победа Давида" в качестве генерального спонсора. И, таким образом, его имя окажется навечно неразрывно связано с именем царя Давида. А, поверьте, царю Давиду вечность гарантирована...
      
       "Новости недели", 17.01.08
       Материал предоставлен автором
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Люкимсон Петр (yehudinfo-1@nana10.co.il)
  • Обновлено: 17/02/2009. 18k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка