Экскурсию по улицам Хайфы лучше всего начать на проспекте Ционут, что в Германской колонии. Сверху прямо на тебя спускаются веранды легендарных Бахайских садов, в центре гигантской "лестницы" высится храм. Повернувшись на 180 градусов, оказываешься лицом к морю. Причудливые подъемники порта обрамляют лазурное "окно".
Сюрреалистическая картина!
Пересекаем проспект Ционут и попадаем на Церковный переулок. Первый же дом с левой стороны привлекает красующейся на стене табличкой. Написанная по-немецки, она содержит отрывок текста из Библии, призванный оберегать жильцов от сглаза, болезней и других бед. Точно так же каждый еврейский дом увенчивает мезуза.
Германская колония - один из самых фешенебельных районов Хайфы. Многие туристы недоуменно спрашивают, откуда такое название. История возникновения в Хайфе типично европейских построек такова.
В 1868 году в Палестину из города Вуттемберг прибыло два человека - Кристоф Хофман и Георг Давид Хардегг. Население Хайфы в то время составляло 4000 душ. Примерно тогда же в Хайфу приехал Ба-Алла, основатель бахайской религии.
Хофман и Хардегг были людьми состоятельными и крайне предприимчивыми. Они выкупили у арабов несколько удаленных от центра город земельных участков и занялись развитием сельского хозяйства. Параллельно строились и дома. А когда появилась первая улица, она стала предметом всеобщего восхищения: столь изысканной европейской архитектуры в наших краях еще не видели! Дома строились из камня, крыши покрывались красной черепицей. Планировку разработал архитектор Яаков Шумахер.
В настоящее время Германская колония предстает перед гостями Хайфы во всей своей реконструированной красе. Бульвар Бен-Гуриона - самый оживленный в городе туристический маршрут. На каждом из реставрированных домов красуется мемориальная доска, повествующая о его истории.
На первом этаже такого дома обычно помещались рабочие кабинеты хозяев, на втором - просторная (с высоким потолком) гостиная, а спальни находились на последнем, третьем этаже. Не характерная для Израиля деталь - сточные трубы, благодаря которым дождевая вода не собирается на крыше.
Сворачиваем на улицу Меир. Удивительное место, чисто европейское! Улица тянется прямо к морю. Главное - не заблудиться и вовремя свернуть на Иранскую улицу, расположенную в так называемом Персидском квартале. Ландшафт меняется. Теперь уже вас окружают добротные виллы, одна другой краше. Здесь в основном живут те, кто исповедует бахайскую религию. На левой стороне улицы - в центре города - находится небольшое кладбище. В центре - могила жены Шуги Эфенди, внука одного из основателей бахайской религии. Стоящие здесь дома были построены в начале ХХ века, но даже в те далекие времена около каждой виллы было оставлено место для стоянки. Кое-где имеются даже гаражи - непозволительная для современного Израиля роскошь.
Поднимаемся Дорогой песни ("дерех ха-шир"). По обеим сторонам "рассыпаны" четверостишия, сочиненные хайфскими поэтами - как евреями, так и арабами. Население Хайфы смешанное, многонациональное, что нашло отражение и в искусстве, и в архитектуре, и в особом духе приморского города.
Мы - на улице Сант-Люкс. Оригинальное здание на правой стороне принадлежало Азизу Хаяту, одному из самых богатых в городе людей. А вот и церковь Святого Иоанна, а также действующая под крылышком епископов школа.
Через переулок Эль Харири пробираемся в Вади Ниснас. Здесь происходит действие романа "Труба в долине" известного израильского писателя Сами Михаэли. В доме номер 9 располагается редакция коммунистической арабской газеты "Аль-Итихад". Здесь после провозглашения в 1948 году государства Израиль воспитывались арабские лидеры новой формации.
Спускаемся по улице, носящей имя Сами Михаэля, и попадаем прямиком на старый арабский рынок. Здесь находятся две старейшие в Хайфе фалафельные, постоянно конкурирующие друг с другом: "Фалафельная Вади" и "Фалафельная стариков". Всего за 20 шекелей в каждой из них можно вкусить ароматную типу с отменным горячим фалафелем и свежайшим овощным салатом.
Поднимаемся на другой конец рынка. Здесь находится известное на всю страну "Кафе Хайфа": такого вкуса и аромата кофе не имеет ни в каком другом месте. Неподалеку действует "Столовая Надимы Сабити", где можно отведать отменный хумус и традиционный арабский "фул". Последнее блюдо, приготовляемое из фасоли, считается "взрывоопасным", поэтому тем, кому привычна интеллигентная европейская кухня, особенно увлекаться "фулом" не следует - от него пучит.
Впрочем, всевозможные кафе и рестораны встречаются в Хайфе буквально на каждом шагу, выбор столь же широк, сколь и пикантен.
Возвращаемся вниз, к началу рынка и переходим улицу Хури по направлению к морю. Минуем виденную нами церковь Святого Иоанна и спускаемся по улице Алленби. До начала 30-х годов ХХ столетия она была главной улицей города. Вскоре мы увидим церковь Святого Илии. Сворачиваем налево на улицу Мегиним. Отсюда непременно следует взглянуть на круто спускающуюся вниз улочку, считавшуюся торговым и банковским центром Старой Хайфы. Идем по Алленби в восточном направлении. Здесь ваше внимание наверняка привлекут железные ворота учреждения для слабоумных "Святое сердце".
Дойдя до площади Обороны (кикар ха-Хагана), продолжаем свой путь по улице Алленби, после чего оказываемся на Парижской площади.
Хотите пройтись по турецкому базару? Тогда сверните налево и спросите, как попасть на улицу Яффо. Она и приведет вас в нужное место. Недопустимо побывать в Хайфе, не посетив такую аттракцию, как турецкий базар. Неподалеку отсюда, на улице Независимости (Ацмаут), вы найдете киоск Яакова, в котором вам предложат соки, выжатые у вас на глазах из всевозможных свежайших фруктов. Если вы проголодались, откушайте в рыбном ресторане Жако. На пересечении улиц Община Салоник (Кеилат Салоники) и Натана находится здание бывшего банка "Афек", фасад которого украшают фрески, изображающие арабские монеты.
Устали? Не беда! Путешествуя по разным странам, я убедилась, что неформальное - личное знакомство с любым городом возможно лишь в том случае, когда прогуливаешься по его улицам пешком и не спеша. Посему - в путь, по прекрасной приморской Хайфе: вас ожидают волнующие и незабываемые открытия.