Исаев Аскар Орынбекович: другие произведения.

Формоза. Остров везения

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 3, последний от 19/12/2005.
  • © Copyright Исаев Аскар Орынбекович (ascar@mail.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 9k. Статистика.
  • Миниатюра: Тайвань
  • Оценка: 6.54*8  Ваша оценка:

      Формоза. Остров Везения. 1997

      
      

       Город настолько перенаселен, что кажется, даже собакам приходится махать хвостом не из стороны в сторону, а вверх и вниз  

      Когда все документы проверены и входишь в чистую зону Шереметьева, чувствуешь себя свободнее и дышать полегче. Люди больше улыбаются. Впрочем, это иллюзия.
      
      Для перелета на Тайвань требуется немало терпения. Пока нет обещанного "Трансаэро" прямого рейса, приходится ехать на перекладных. Тут уж кто во что горазд. Китайцы летают "КЛМ" через Амстердам (посмотрите сами на карте какой это крюк), русские не из посольства (а это наши артисты, рабочие) летают через Въетнам. А дипкорпус, патриотически поддерживая оплот русской авиаителлигенции на Аэрофлоте до Гонконга, а 806 км между Сянганом и Тайванем на попутных самолетах.
      
      "Аэрофлот" - он разный. Его не узнать на международных ветках. Здесь витает само Обаяние в лице стюардесс. Немного коробит то, что от стюардов пахнет одинаковым фирменным одеколоном. Зато они услужливы и внимательны. Обеды и ужины, к чести сказать, много лучше чем у "Катуэй пасифик" - второй авиакомпании, услугами которой мы пользовались для перелета из Гонконга на Тайвань.
      
      Кстати, идиотскую игру в иностранцев начали именно аэрофлотовские девушки. Они принимали нас за китайцев, но даже поговорив с нами по-русски, спрашивали что мы будем есть на обед по-английски. Китайцы не признавая в нас своих земляков, принимали нас чаще всего за японцев, что, конечно, почетно.Нам оказывались соответствующие знаки внимания.
      
      Из самолета - в прохладный рукав пассажироприемника, из него - в кондиционированный аэропорт. Жару чувствуешь только на улице - когда тебя обжимает горячий влажный воздух. Хочется дышать поменьше, чтобы не обжечь легкие. 850-ая вольво мчит тебя по небольшому автобану к столице. Первое время возникают проблемы с самоидентификацией. Ты ли это? Знакомые с детства желтые "Икарусы" выводят из анабиоза чувства и мозги. До сих пор мне трудно понять как из Венгрии, центра Европы, перевезли кучу новеньких автобусов на маленький остров Тайвань недалеко от экватора.
      
      Количество забегаловок, ресторанчиков и просто харчевен не поддается подсчету. Всегда удивляло как они все не банкротятся, а только расширяются, ремонтируются, становятся все лучше и лучше. Китайцы не слабы поесть. На вид худенькие едят как русские мужики. И куда все идет?
      
      Дороги и транспортное движение в Тайбее меня удивляет до сих пор. Люди делятся на два сорта людей - это не пешеходы и водители, как вы подумали, это водители автомобилей и мопедов. За редким исключением, водить не умеют ни те ни другие. Как в таком волново-поступательном движении мопедов передвигаются авто? Как не задавить пару-тройку зазевавшихся мотодрайверов? Бамперы большинства машин потерты, поцарапаны и искорежены. У некоторых их просто нет. Есть две причины - первая - двухколесная саранча, которая протирается в пробках сквозь ряды автомобилей царапая дорогую обшивку, и парковка, основная проблема автомобилистов.
      
      Для того чтобы запарковаться на улице приходится буквально расталкивать соседние машины. Бамперы теряют товарный вид. Система безопасности на дорогах продумана до мелочей. На мелких улочках там и тут валяются железные полицейские. Они представляют собой пороги, на котором на небольшой скорости. машину просто потряхивает Вы рискуете остаться без амортизаторов и пары сотен долларов если проедете по ним на большей скорости. Часто на долгих трассах встречаются белые поперечные полоски - чтоб водитель не уснул. Машина вибрирует и вы просыпаетесь. Мотоциклисты - камикадзе, ездят без правил, но обязательно в шлеме. Полицейские редко кого-то останавливают, и вообще не мешают жить водителям, а только помогают движению. При такой перенасыщенности транспортом километровых пробок подобно московским я не видел.
      
      Утро. Сквозь полуприкрытые жалюзи доносится регулярный крик стекольщика*. Или очередная политическая акция - полудохлая тарантайка с матюгальником на крыше колесит по переулкам и агитирует голосовать за своего кандидата. Причем, по законам Мерфи, ездит она кругами, преимущественно по тому району, где вы спите. Не верится, что в квартале от этой отмирающей жизни 60-х новенькие стекло-здания царапают небо спутниковыми антеннами...
      
      Жить здесь можно только в дождь. А так, жара в августе нестерпимая. Люди по улицам днем стараются не ходить, разве что старики сидят в парках. Жители столицы скачут из кондиционированного дома - в кондиционированный авто, оттуда - в прохладный офис. Без кондишна жизни нет. Но жизни нет и с ним. Больно он шумит (дома стоял раздолбаный Митсубиси , в офисе-то кондиционирование общее, на все здание).
      
      Любопытна деловая жизнь тайваньцев. Как во всех азиатских странах, если опаздываешь на 1 (!) минуту на работу, этот день вычитается из отпуска. Можешь в этот замечательный день не работать. Хотя все равно работают - очень дорожат местом. Конечно, уже с детства тут закладываются капиталистические правила жизни - острую конкуренцию дети испытывают со школы. Как бы предвидя тяжкую судьбу чад, родители много балуют детей дошкольного возраста. И вообще к детям особое отношение (как и должно быть). Все тайваньцы очень трудолюбивы. Это тоже тянется из детства (закладка сценария?). Не думаю, что нации сильно отличаются друг от друга. Все различия наций и национальностей сводятся к отличиям в культуре и социологии. Да, и немаловажную роль играет ЯЗЫК. Когда говоришь по- английски, слова получаются холодными как пудинг, деловыми как колбаса, становишься кратким до гениальности (не из-за словарного дефицита, а из-за того, что мышление меняется на каком-то биохимическом уровне). Даже не зная языка, моожно это уловить.
      
      Всегда казалось, что thank you звучит так, словно выбили чек на сумму этих двух слов. Merci звучит как-то благородно, слово с женским душком. Сердечнее всего gracio. Не знаю, как для иноземцев звучит русское спасибо, но в тюркском rahmat есть что-то щедрое, а в польском дзенькую что-то очень трогательное. Китайское сие-сие - как будто лизнули пятку. В этом весь восточный аромат - они кланяются до земли, и это не унижение, но УВАЖЕНИЕ.
      
      Не знаю, может это мои домыслы, но слово это больно знаковое.
      
      Я отвлекся от Тайваня :) Страна эта небольшая, 300 км на 40, что составляет 32.000 кв.км, проехать можно было бы за пару часов вдоль и поперек. Но из-за существующих траффиков (пробок) на скоростных(?) трассах это невозможно. Потому очень популярны внутренние авиалинии. Кто бы в России вздумал летать из Мытищ в Петровско-Разумовское?! А они летают. Только пристегнул ремень - давай обратно развязывай. Как-то в этих самолетах умудряются в промежуток, когда пассажиры все-таки в воздухе, покормить их.
      
      Вообще-то Тайвань встал крепко на ноги недавно. Лет 10-15 назад маленький остров в Тихом Океане стал одним из мощнейщих азиатских "тигров". Конечно, не обошлось без политики. Долгая японская оккупация, покровительство США (эдакая капиталистическая Куба под носом Соединенных Провинций Материкового Китая), выгодное геополитическое положение - оживленный морской перкресток. Это и многое другое привело к тому что, на сегодняшний день, каждый десятый землянин носит тайваньскую обувь, 80% всех велосипедов в мире производится на Тайване, 90% материнских плат (не говоря о других комплектующих, вы это лучше меня знаете), Формоза - крупнейший в мире производитель теннисных ракеток (для большого тенниса). В банковском деле плохо разбираюсь, но мне говорили, что золотой запас у Тайваня второй после Гонконга (пардон, Сянгана). В общем, поставив однажды на технологии и науку, правительству Гоминьдан удалось, пользуясь широкой американской поддержкой, построить государство, где гражданам живется неплохо. Уровень жизни здесь очень высокий. Почти как в Японии. Техника, в том числе тайваньская стоит дороже, чем я мог купить в Москве, в дорогих салонах. Меня это удивляло, но все объяснилось просто. Страна работает на экспорт. Внутренний налог взвинчивает цены на товары в десятки раз, а эспортные пошлины минимальны, поэтому в Москве деталь купить дешевле, и тащить не надо :)
      
      
      * Вспоминается Вася Куролесов из бессмертных ковальских советских романов. Был там колоритный тип по кличке Рашпиль. Он ходил по рынку и орал: "Стекло двойное, БЭМСКОЕ!" И было не совсем понятно, то ли он имел в виду богемское стекло, то ли оно говорило "БЭМС!", когда щелкнешь по нему пальцем.
  • Комментарии: 3, последний от 19/12/2005.
  • © Copyright Исаев Аскар Орынбекович (ascar@mail.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 9k. Статистика.
  • Миниатюра: Тайвань
  • Оценка: 6.54*8  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка