ПРИЛОЖЕНИЯ В. ВЕНЕЦИАНСКАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И РОЗЕНКРЕКРЕЙЦЕРСКОЕ МАСОНСТВО
По некоторым версиям, за описанными нами тайными организациями стояла Венеция. К XV веку военные и экономические завоевания распространили власть Венецианской республики на Адриатику, юго-восточную Грецию и остров Крит. Отразив угрозы со стороны норманнской Сицилии, Генуи и Пизы, Венеция теперь оказалась перед армиями ислама.
Влияние Венеции на Западную Европу восходит к Падуанскому университету, где обучалась венецианская элита. Галилей преподавал там с 1590 по 1610 годы. В университете Аристотель вытеснил Платона: центром внимания стал человек, отделенный от Творца, подчиненный этике, а не морали, поскольку не существует правильного или неправильного и нет познаваемой истины.
После того как Камбрейская лига (союз против Венеции между Папой, императором Священной Римской империи и королями Франции и Арагона) почти разрушила Венецию в 1509-1513 годах кардинал Гаспаро Контарини, венецианский гуманист и ученик Пьетро Помпанаци, ведущего знатока Аристотеля в Падуанском университете, основал круг "Spirituali" (Духовных) - движение за реформы в Католической церкви и против венецианского гедонизма.
Опасаясь угрозы Испании с суши, Контарини и его соратники стремились к союзу с Лютером, чтобы ослабить Испанию на землях Габсбургов. Они преодолели конфликт с Лютером, примирились с лютеранами и сформулировали приемлемую для них теологию спасения. Как и ожидал Контарини, Лютера вызвали для объясненией к императору Карлу V, первому испанскому Габсбургу. Это способствовало росту репутации Лютера в Европе.
Затем Венеция обратила свое внимание на Англию, где Генрих VIII, женатый на тете Карла V Екатерине Арагонской, встал на сторону Испании против Франции. Когда испанский император Священной Римской империи Карл V победил Францию в битве при Павии (1525) и разграбил Рим (1527), Венеция запаниковала и попыталась вбить клин между Испанией и Англией. План состоял в том, чтобы побудить Генриха VIII развестись с Екатериной и сделать Томаса Кромвеля, венецианского агента, прошедшего обучение в Венеции, одним из советников короля. (В юности он путешествовал и некоторое время жил в Италии.)
В 1529 году Франческо Джорджи, христианский каббалист, друг и родственник Контарини, отправился в Англию, где беседовал с архиепископом Кентерберийским Томасом Крэннером о еврейском Ветхом Завете. Его задачей было выяснить, действителен ли брак Генриха VIII с Екатериной, поскольку та в течение нескольких месяцев была замужем за старшим братом Генриха Артуром незадолго до его смерти. Екатерина заявила, что брак не был заключен. В Ветхом Завете есть противоречивые отрывки: в одном сказано, что мужчина обязан жениться на вдове своего брата, а другой запрещает это. Джорджи сказал Генриху, что запрещающий отрывок является официальным, а другой (получивший поддержку Папы) - неактуален. Таким образом, утверждал Джорджи, Генрих никогда не состоял в законном браке с Екатериной.
Основная работа Джорджи, "Гармония Мира" (De Harmonia Mundi, 1525), выступала за принятие неоплатонического Единого, которое, как он утверждал, непосредственно познаваемо, и критиковала Николая Кузанского, защищавшего в работе "Об учёном незнании" (De docta ignorantia, 1440) платоника Парменида (то есть любая попытка разрешить парадокс Единого приводит к противоречию). Критика Джорджи, принижающая Платона в пользу Аристотеля, была попыткой венецианцев разрушить христианство. В 1536 году Джорджи написал руководство по магии "Проблемы в Священном Писании" (In Scripturam Sacram Problemata, 1536). Работы Джорджи были отсылкой к Джону Ди, который, в свою очередь, был отсылкой к Манифестам Розенкрейцеров (слово "отсылка" использует Фрэнсис Йейтс в "Оккультной философии Елизаветинской эпохи"). Джорджи, родственник Контарини, возможно, был венецианским основоположником розенкрейцерства.
Доклады венецианских послов в венецианский Сенат ясно показывают, что, поскольку Фландрия и Нидерланды принадлежали Испании, контроль над проливом Ла-Манш был ключом к ослаблению Испании. Основание Англиканской церкви Генрихом VIII разделило людей эпохи Возрождения. Эразм Роттердамский посвятил Генриху VIII "Справочник христианского рыцаря" (Enchiridion militis Christiani, 1501), а Карлу V, королю Испании и императору Священной Римской империи - "Воспитание христианского принца" (Institutio principis Christiani, 1516).
Есть версия, что Ренессанс возник не просто из скрытого возврата к дохристианским религиям и возрождения неоплатонизма, как предполагают книги Фрэнсис Йейтс и работы Марсилио Фичино. Эразм Роттердамский, например, происходил из школы под названием "Братство общей жизни". С натиском Ренессанса на аристотелевских схоластов вокруг Эразма и Томаса Мора сформировались группы, которые, согласно этой версии, привели к расцвету христианства и культуры, кульминацией которого стало творчество Шекспира. Однако творчество Шекспира полно оккультных и неоплатонических сылок. Введение Платона, переведенное Фичино (которого финансировал Козимо Медичи), стало облегчением для таких людей, как Эразм и другие, но вместе с работами Платона появился перевод трактата "Поймандр", приписываемого Гермесу Трисмегисту, жившему около 1500 года до н.э., на самом деле во II веке н.э. Его предполагаемая древность была результатом нового мошенничества платоников. Фичино, написавший предисловие к переводу, этого не знал. Он перевел герметические и неоплатонические работы, в которых душа находится на полпути между духом и материей, и человек может привлечь дух к материи посредством магического использования души, согласно вере эпохи Возрождения. Пико делла Мирандола отрицал индивидуальную душу и утверждал, что человек является вместилищем души мира, утверждая, что Каббала является источником древней мудрости.
Церковные последователи Аристотеля, обученные в Падуе, обвиняли Ренессанс в язычестве, гуманизме и стремлении разрушить видение Николая Кузанского и христианство. Оккультные каббалисты и неоплатоники, стекавшиеся в Англию, оказали влияние на поэтов Филипа Сидни, последователя Джорджи, и Эдмунда Спенсера (который намекает на имперскую судьбу Англии и Британского Израиля). С другой стороны, драмматург Кристофер Марло нападал на аристотелевскую схоластику ("живи и умри") и некромантию при дворе Елизаветы I в пьесе "Доктор Фаустус", герой которой заключил договор с дьяволом. Созданный Марло персонаж Фауст на самом деле ссылается на Франческо Джорджи, когда говорит Мефистофелю: "Прими-ка вид монаха-францисканца. Для дьявола подходит вид святоши." (Эта пьеса была написана вскоре после 1587 года, а Марло, как сообщается, был убит в 1593 году.) Возможно, Шекспир нападал на влияние Джорджи в "Отелло, мавре из Венеции" и в "Буре", где Ариэль, дух воздуха, и магия Просперо наводят на мысль о розенкрейцерском мировоззрении, возникшем вскоре после этого.
В 1580-х годах, после разгрома англичанами испанской армады, венецианская группа, сформировавшаяся вокруг монаха Паоло Сарпи, столкнулась с Папой Павлом VI. Папа потребовал от Венеции отменить закон, ограничивающий строительство церквей, и передать церкви двух священников, заключенных в тюрьму. После отказа Папа отлучил от церкви Сенат Венеции, её дожа и Сарпи. В своих памфлетах Сарпи бросал вызов Папе, утверждая, что князья получают свою власть от Бога, а не от Папы. Он отказался предстать перед римской Инквизицией и (после того, как Венеция успешно бросила вызов Папе) был зарезан на улице в 1607 году. Якова I очень интересовала позиция Венеции против Папы, поскольку она была похожа на позицию англикан во времена правления Генриха VIII. У Сарпи было много поклонников в Англии, среди них Генри Уоттон (английский посол в Венеции в 1604-1623 годах, который несколько раз пытался убедить руководство республики принять реформу, аналогичную англиканской) [710], Джон Донн (называвший Елизавету Стюарт "новой звездой" и у которого в офисе висел портрет Сарпи) и Бэкон, ставший его другом.
С точки зрения Венеции, брак Фридриха V, курфюрста Пфальца, с дочерью Якова I Елизаветой Стюарт (брак на Темзе и на Рейне) в 1613 году был протестантско-англиканским, который, казалось, уравновешивал влияние испанских Габсбургов.
В 1614 году появились первые два розенкрейцерских трактата: "Fama Fraternitatis" (предлагавший создать Братство Розенкрейцеров - его подзаголовок гласил: "Открытие братства благороднейшего ордена Розенкрейцеров") и "Confessio Fraternitatis" (называвший Папу антихристом), представлявшие собой произведения неоплатоников-каббалистов. Гробница Кристиана Розенкрейца представляла собой купольную конструкцию с семью сторонами, на которых сияли разные светила: неоплатонический образ. После издания этих двух трактатов Роберт Фладд прояснил в своей работе взаимосвязь между микрокосмом и макрокосмом. Венеция ожидала, что Фридрих V сформирует протестантскую лигу, примет чешскую корону и победит католиков Габсбургов. Советник Фридриха V Кристиан Анхальт был другом Паоло Сарпи и Генри Уоттона (посещавшего Гейдельберг во время своих путешествий в Венецию и обратно). Однако Фридрих V потерпел поражение, потому что английский король Яков I и его тесть отказались поддержать его. В результате венецианцы сочли, что лучше изгнать Стюартов и привести к власти более радикальное английское правительство. Венеция поддерживала Оливера Кромвеля, и следует искать связь между Венецией и синагогой Мюльхейма, которая финансировала Новую армию Кромвеля.
Сарпи поддерживал связь с Бэконом, чей индуктивный метод был заимствован из "Arte di ben Pensare" (Искусство хорошо мыслить) и других работ Сарпи, а также с Гоббсом - иногда вместе с Уильямом Кавендишем, герцогом Девонширским. Гоббс перевел итальянские письма, в том числе 77 писем от Фульдженцо Миканцо к Кавендишу. Кавендиш и Гоббс посетили Венецию в сентябре 1614 года и, вероятно, встречались с Сарпи и Миканцо.
Именно из собраний этой группы, в которую входили Бэкон, Фладд и Декарт, родилось розенкрейцерское масонство. Эта группа также основала Королевское общество, начавшее свою деятельность в 1640 году (первый год Долгого парламента). После поражения Пфальца в Англию из Богемии прибыли Хартлиб и Коменский. Хартлиб написал утопию "Макария", а Коменский - "Путь света". Оба использовали код розенкрейцеров для обозначения "Незримой коллегии". В 1645 году Теодор Хаак из Пфальца встретил доктора Джона Уилкинса, капеллана курфюрста Пфальца, который в книге "Математическая магия" (1648) упоминает розенкрейцеров, Фладда и Джона Ди. Уилкинс и Роберт Бойль (которые в письмах 1646 года упоминают "Незримую коллегию") стояли за собраниями в Оксфорде, которые в 1660 году привели к основанию английского Королевского общества. В 1654 году Элиас Эшмол написал письмо, в котором просил "розенкрейцеров разрешить ему вступить в их Братство". Ньютон был соучредителем Королевского общества: у него были копии трактатов "Fama Fraternitatis" и "Confessio Fraternitatis", и он был розенкрейцером. Йейтс, цитируя де Куинси, говорит: "Масонство есть не что иное, как розенкрейцерство, модифицированное теми, кто пересадил его в Англию, откуда оно было реэкспортировано в другие страны Европы".
Мильтон также был поклонником Сарпи. Провенецианский пуританин, он считал, что Сын Божий стоит ниже Отца и не обязательно является христианином. Он был современником Шабтая Цви, лжемессии из турецкой Смирны, чей отец был агентом английских купцов-пуритан. Мильтон, возможно, основал поэму "Возвращенный рай" на жизни Шабтая Цви.
Венеция, которая могла стоять за розенкрейцерским масонством и Королевским обществом, также могла стоять за "Славной революцией" (возможно, венецианское выражение), манипулируя голландскими розенкрейцерами, чтобы они поддержали Вильгельма II, Джона Локка и архитектора Лондонского банка Чарльза Монтегю, который позже стал послом Великобритании в Венеции. Есть версия, что Банк Англии был гигантской мошеннической операцией по "перечеканке", проведенной Венецией, в результате чего находящиеся в обращении английские деньги сократились вдвое, а новые налоги угнетали разваливающуюся английскую экономику. Кроме того, есть предположение, что Ньютон, который руководил Банком Англии и позволил своей племяннице стать любовницей Монтегю, служил новому розенкрейцерскому английскому государству, как и Джон Локк. Последний выступал за ростовщичество, а его концепция общественного договора оправдывала узурпацию Вильгельмом Оранским английского престола: Яков II, по его словам, нарушил договор. В 1697 году Венеция, возможно, контролировала британские финансы. В 1701 году Локк выступал за отмену хартий о независимости североамериканских колоний и за централизацию экономической деятельности в руках Вильгельма, что было еще одной попыткой контролировать английские финансы.
Лейбниц представляет собой загадку. На философском уровне он бросил вызов аристотелевскому эмпиризму Бэкона, Гоббса, Декарта, Ньютона и Локка. Свифт возобновил свое возражение в "Отступлении касательно происхождения, пользы и успехов безумия" в памфлете "Сказка бочки" (1696), утверждая, что "великими созателями новых моделей в философии" были "люди, обезумевшие или не в своем уме". Однако, как мы уже видели, Лейбниц, вопреки возражениям Ньютона, вступил в Общество розенкрейцеров и был нанят ими. Его работа повлияла на Акт о престолонаследии 1701 года, который позволил Софи, главе Ганноверского дома, стать преемницей королевы Анны, посадив на английский трон немецкоязычных ганноверских розенкрейцеров, как этого хотела Венеция. Лейбниц симпатизировал антиаристотелевской позиции розенкрейцеров.
Несмотря на ухудшение её международного авторитета, Венеция поддерживала ключевые олигархические семьи, такие как Спенсеры и Черчилли. Венецианцы хотели уничтожить Францию, величайшую экономическую державу Европы. В 1701 году Англия начала войну, в которой блистал Джон Черчилль, первый герцог Мальборо. Королева Анна находилась под сильным влиянием герцога и герцогини Мальборо, что не приветствовалось Свифтом. Свифт объединился с Лейбницем, советником Софии Ганноверской, и они вместе привезли композитора Генделя из Ганновера в Лондон в 1710 году.
Есть версия, что королева Анна умерла от яда в возрасте 49 лет. Была ли она отравлена по указанию Венеции, чтобы освободить трон для ганноверских розенкрейцеров? В тот же день на берег Англии высадился герцог Мальборо, находившийся в изгнании, а Георг Ганноверский был провозглашен королем. Королеву Анну тайно похоронили ночью в Вестминстерском аббатстве, под могилой Марии, королевы Шотландии. На её могиле нет ни камня, ни надгробия. Джонатан Свифт, назначенный королевой Анной деканом собора Святого Патрика в Дублине, стал лидером всей Ирландии в 1720-х благодаря таким памфлетам, как "Скромное предложение", и расширил концепцию Лейбница о стремлении к счастью через свободу и независимость. Под влиянием Венеции в Англии стал популярен "Клуб адского пламени". Главой этого клуба был сэр Фрэнсис Дэшвуд, начальник Бенджамина Франклина.
Разумно предположить, что Венеция стояла у истоков Реформации, розенкрейцерского движения и масонства, доминировавших в Англии. Возможно, именно она стояла за революцией Кромвеля. Розенкрейцерское масонство создало английское Королевское общество, которое использовало аристотелевский эмпиризм для критики платонистского влияния Николя Кузанского на Кеплера и Лейбница.
Масонство занимается уничтожением монотеистической религии, включая христианство, и возвращением к язычеству. Масонство создало иллюминатов, которые в Англии через Джереми Бентама и лорда Шелбурна (Уильям Фицморис, маркиз Лэнсдаун, который был премьер-министром Англии с июля 1782 по февраль 1783 и заключил Парижский договор, положивший конец Американской революции) породили якобинцев, а через Министерство иностранных дел породили Пальмерстона и его сотрудничество с Мадзини. Масонство создало как коммунизм, так и фашизм. Масонство создало в Англии движение Нью Эйдж, которое стремится к возврату к язычеству и уничтожению монотеистических религий, включая христианство. Из рационального эмпиризма розенкрейцерского масонства вышла философия Бэкона, Гоббса, Локка и Юма, а в наше время - оккультный рационализм Бертрана Рассела, Олдоса Хаксли и Алистера Кроули.
Венеция сыграла важную роль, по крайней мере, в распространении оккультных верований, пронизывающих революционные движения. Внешняя политика Венеции является частью европейской структуры, которой нельзя полностью пренебрегать.
На основании вышеизложенного пришло время для подробного исследования, раскрывающего влияние Венеции на тайные масонские организации, стоявшие за старыми революциями. [711]