У Меровингов была "Тайная Доктрина" (также называемая "Великим Планом"), которая частично требовала создания Вселенского престола в Европе. Монарх Вселенского престола должен был обладать Копьем Судьбы, а также быть императором Священной Римской Империи, и иметь титул "Царя Иерусалима". Осуществление плана началось после того, как Приорат Сиона официально отделился от тамплиеров в 1188 году. Меровинги планировали уменьшить влияние Церкви посредством тайной традиции, которая нашла выражение в герметической и эзотерической мысли, такой как тайные общества розенкрейцеров и масонов.
Джон Дэниел "Скарлет и чудовище" (John Daniel "Scarlet and the Beast")
В целом Реформация, длившаяся с 1453 по 1603 год и представлявшая собой движение гораздо более религиозное, чем политическое и общественное, сводилась к революции против папства с целью реформирования Церкви. Она стремилась превратить всех европейцев в протестантов, презирающих продажную церковь.
Чтобы полностью понять Реформацию, нам следует искать ее истоки у катаров, которые сопротивлялись папству в своих цитаделях на юге Франции и были разгромлены папскими войсками в XIII веке, а также у Мани, основоположника манихейства в III веке нашей эры: под влиянием каббалы он вдохновил воззрения катаров.
Катарская революция
Восстание катаров против католической церкви возродило дуалистическое манихейство. [2] Дуализм видит и описывает вселенную и творение как конфликт противоположностей: Света и Тьмы, Добра и Зла. Зороастризм, иранский еретический дуализм III века н.э., учил, что Тьма является Демиургом, ответственным за материальное творение, включая человека. У Демиурга есть свои темные ангелы и демоны, которых можно призвать и умилостивить, применяя законы Аримана, иранского бога тьмы, или с помощью магии, название которой происходит от зороастрийских магов. Тьма была со-творцом, и, поэтому, было два творца. При этом пошатнулось единство духовных знаний и возвысилось зло. В этом дуалистическом мире появился манихейский лидер Мани, "Просветитель", "Апостол Света", чтобы обучать аскетическим правилам избранных, которые будут сражаться с Тьмой.
Мани
Мани вырос среди иудео-христианских баптистов, или элькаситов, секты, находящейся подвлиянием гностиков, к которой присоединился его отец, услышав голос в храме Ктесифона (парфянская зимняя столица Ирана, ныне в Ираке). В этой секте Мани узнал об Иисусе и о гностиках Маркионе и Вардесане (см. Приложения Б, Приложение 4), которые приписывали создание вселенной Демиургу.
В дуализме Мани Тьма атакует Свет. Начало добра живет в пяти эманациях (сущностях) Света, а начало зла (царь Тьмы, Демиург) живет в пяти мирах Тьмы, - отголосок десяти сфирот каббалы. Первый человек Мани также напоминает Адама Кадмона, первое архетипическое существо Каббалы. В 240 году, в возрасте 24 лет, Мани, Апостол Света, Просветитель, достиг просветления и был призван спасти душу от Тьмы и привести ее к Свету. Как и Христос, он был казнен (с него содрали кожу и обезглавили) после 26 дней страстей перед зороастрийскими магами, что стало повторением испытаний Иисуса, который, по утверждению Мани, был смертен. (Подобно Василиду, он утверждал, что Иисус не умер на кресте.)
Мани создал аскетические правила для избранных - монашеской элиты, оказавшей влияние на монашество христианства. Посредством медитации они становились частью Царства Света на Земле и отправлялись в "Рай Света", переправляясь на Луну на "корабле света", а затем поднимаясь к Солнцу на зодиакальном колесе, словно на гигантском колесе обозрения. Оттуда умершие отправлялись в Мир Света. По манихейскому обещанию, сила Тьмы в конце концов будет уничтожена, а Свет сохранится.
Катарская чистота
Каббалистический акцент Мани на дуализме, монашестве избранных, Солнце и жизни рядом со Светом достиг юга Франции и сохранился в Лангедоке, в еврейских каббалистических школах Люнеля и Нарбона, где располагалось еврейское княжество Септимания (см. Приложения Б, Приложение 6). Оно было передано катарам [3], которые процветали около 1140 года. В то время они имели собственный язык и свою церковь с иерархией, литургией и доктринами, которые возобновили влияние манихейского дуализма и каббалы, и утверждали, что материальный мир был создан Демиургом и, следовательно, по своей сути является злом. Среди катаров существовало мнение, что Демиург является Богом Израиля. Чтобы дистанцироваться от католической ортодоксии, катары обычно отождествляли Демиурга с Сатаной или Люцифером. Они видели человека чужим в мире зла и хотели вернуться в мир Света, от которого были отделены. Отдаляясь от мира, они шли на вершины гор и строили там крепости, ближе к свету. Когда поднимаешься к столичной крепости Монсегюр на высоте 1207 метров, избежать солнечного удара невозможно, настолько близко кажется солнце: вершины Пиренеев кажутся гораздо меньше, а под ними простираются огромные пропасти.
В Лангедоке было много катарских крепостей: Минерв, Термес, Пюивер, Кабаре, Фуа, Пейрепертюз, Пюилоранс, Керибус и Арк, и это лишь некоторые из них. В хижинах, теснившихся вокруг крепостей, жили семьи катаров, в крайнем аскетизме (секс, кроме зачатия потомства, был запрещен) и в общении со Светом; их жрецами были парфе (совершенные). В путешествиях по дорогам юга Франции их сопровождали защитники Монсегюра.
Единственным обрядом, разрешенным для верующих парфе, был мистический пир, на котором использовалась своего рода чаша Грааля. Этот праздник, называемый "Манисола", был одновременно церемонией инициации и мессой или причастием. В руинах крепости Монсегюр до сих пор можно увидеть два солнечных окна с бойницами, одно смотрит на восток, другое - на запад. В Иванов день (21 июня) солнечный свет входит в одно из них и выходит из другого. Похоже, что между двумя окнами стояла своего рода чаша Грааля, залитая солнечным светом, который до сих пор освещает весь зал и символизирует Свет. После Манисолы катары обменивались поцелуями и получали и получали "чистое возложение рук". Это таинство превращало верующего в "доброго человека" и гарантировало лучший мир после смерти. Слово "Манисола" (manisola) состоит из слов "Мани" и "солнечный". Без сомнения, церемония уходит корнями в манихейское видение Солнца Мани: убежище на полпути к миру Света.
Катары считали Иисуса ангелом и отрицали Воплощение. Для них Бог Израиля был ложным, Демиургом, который запятнал замысел истинного Бога - Отца Света. Они критиковали коррупцию Католической церкви и называли Монсегюр "горой Фавор", которая была местом преображения Христа через Свет (Матфей 17:1-3). Таким образом, доктрины катаров бросали вызов ортодоксальному католицизму и политическим институтам французского христианства. Церковь и государство объединились, чтобы атаковать их. Два жреца парфе перестроили Монсегюр между 1204 и 1209 годами по приказу Раймона де Перейля и по просьбе катарской иерархии. Решение о расширении крепости Монсегюр было принято на катарском синоде в 1206 году, проходившем в городе Мирпуа в доме дворянина Пьера-Роже де Мирпуа. Католическая церковь считала его ярым еретиком, который интеллектуально выразил катарскую революцию, и это решение решило судьбу катаров.
Папа Иннокентий III (1198-1216) пытался привлечь Раймонда VI, графа Тулузы, к подавлению катаров. Раймонда это не заинтересовало, и в 1208 году он был замешан в убийстве папского легата и отлучен от церкви. Против еретиков был объявлен крестовый поход, который стал известен как Альбигойский крестовый поход. Группа из 6000 баронов или рыцарей, "Солдатов Божьих" и их последователей, собралась в Лионе на севере Франции под предводительством аббата де Сито и двинулась на юг, взяв Безье. Пехотинцы, которые помогали рыцарям и служили камердинерами или конюхами, ворвались в город и разграбили его. Раздраженные тем, что бароны требовали свою долю добычи, они подожгли деревянные постройки, и весь город сгорел. Поскольку часть населения города была католиками, говорят, что они спросили аббата Сито и лидера крестового похода Арно Амори, как отличить катаров от католиков. Сообщается, что те ответили: "Убейте их всех: Господь узнает своих". Напуганное население Безье нашло убежище в церкви Святой Марии Магдалины и в соборе Сен-Назера. Крестоносцы подожгли обе церкви, убив все население: 20 тысяч человек.
Затем крестоносцы двинулись к Каркассону и осадили средневековый город, перекрыв водоснабжение. Через две недели город капитулировал и осаждённым было разрешено уйти, "взяв с собой только свои грехи". Симон де Монфор поселился в замке Шато Комталь. Оттуда он командовал Крестовым походом. Крестоносцы помолились в базилике Святого Назария в Каркассоне, затем собрались на площади и отправились в поход на Монсегюр, который прозвали "Ватиканом ереси", "Головой дракона" и "Синагогой Сатаны". [4] Не церковью сатаны, а синагогой сатаны. Это говорит о том, что они считали, что в катарской ереси активное участие принимали евреи и каббалисты.
Крестоносцы не смогли сходу взять Монсегюр, и крестовый поход затянулся до 1215 года, когда пала Тулуза и Симон де Монфор провозгласил себя графом Тулузским. В ходе безжалостных преследований катаров происходили массовые убийства с погребальными кострами. В 1218 году при осаде Тулузы Симон был убит. (Памятный камень, описывающий эту осаду, вместе с надгробным камнем гробницы Симона сегодня находится в базилике Святого Назария в Каркассоне.)
Преследования катаров продолжались еще двадцать лет. В 1232 году глава катарской церкви Гилаберт де Кастро, который также дал интеллектуальное выражение катарской революции, спросил Раймона де Перейля, может ли он основать штаб-квартиру Катарской церкви в Монсегюре. Раймонд согласился, осознавая, на какой риск он идет. Пьер-Роже де Мирпуа разместил там гарнизон из 50 рыцарей и оруженосцев. Катарское духовенство, испытывающее большие трудности, стало считать Монсегюр своим центром.
Наконец, Папа Людовик IX потребовал окончательного искоренения ереси и приказал Раймонду VII, графу Тулузскому, защитить католическую веру и ликвидировать "гнездо еретиков". Раймон повиновался и повел войска к Монсегюру. После символической осады он отступил. На самом деле он был в сговоре с еретиками и планировал восстание катаров. В этот момент он дал политическое выражение катарской революции. В мае 1242 года солдаты из Монсегюра убили двух инквизиторов в Авиньоне и в этом был обвинен Раймон VII. В 1243 году Совет Безье постановил, что "голову дракона" (отсылка к Сатане) следует "отсечь". Новую акцию возглавили Хьюг де Арси и архиепископ Нарбона. В мае 1243 года крестоносцы заняли позицию у подножия Пог ("вершины" на окситанском языке). Прогресса не было до самого Рождества 1243 года, когда отряд басков ночью взобрался на скалистый склон горы, чтобы захватить замок. Должно быть, именно в этот момент некий парфе Пьер Бонне и верующий Матье бежали с сокровищами Катарской церкви, которые они спрятали в пещере в Сабарте. Затем крестоносцы обстреляли замок. Положение катаров резко ухудшилось. В начале осады насчитывалось 160 верующих и 180 парфе, но это число уменьшалось. В марте лидер катаров Пьер-Роже де Мирпуа призвал к 15-дневному перемирию для переговоров. Осаждавшие приказали катарам отречься от своей веры, но те отказались. За день до запланированной даты капитуляции четверо парфе сбежали с деньгами и, по слухам, с сокровищем, возможно, Граалем. Они спрятали все в замке Уссон и исчезли.
16 марта крестоносцы взяли крепость. В поле у подножия обрыва был сооружен огромный костер. Этот огонь символизировал адское пламя, куда, по верованиям крестоносцев, отправятся катары, и гарантировал, что ни одна из "темных" энергий, живущих в них, не выживет. Двести катаров спустилисьс горы и были сожжены. Они взялись за руки, добровольно поднялись по ступенькам и парами бросились в пламя, в уверенности, что, сохранивверу, войдут в мир Света. Таков был конец вызова еретиков-катаров католицизму.
Казна катаров вполне могла перейти к другой еретической секте, основанной в 1118 году - тамплиерам, или "Бедным рыцарям Христа и Храма Соломона", если называть их полным именем. Потерпев поражение, многие катары присоединились к тамплиерам, и со временем их потомки стали масонами-тамплиерами.
Грааль
Новость о падении Монсегюра усилила интерес к местной литературе о Граале. [5] Вольфрам фон Эшенбах, автор рыцарского романа "Парцифаль" (1207), возможно, был катаром. Судя по всему, прообразом для его Монсальвата, горы Спасения или Рая, где стоял храм Грааля, послужила катарская крепость Монсегюр. "Божественная комедия" Данте появилась в самом начале франко-испанского Возрождения. Живя в изгнании из-за несогласия с Папой, Данте был сторонником катаров, и Райская гора в части "Рай" его поэмы, похоже, вдохновлена Монсегюром.
Кретьен де Труа представляет таинственный Грааль (серебряную чашу, покрытую драгоценными камнями) в романе "Персеваль, или повесть о Граале" (1190). Робер де Борон в "Романе о Граале" и в "Романе об Иосифе Аримафейском" (1200-10) связывает Грааль с чашей, которой пользовался Христосна Тайной вечере. Контекст обоих произведений является христианским, как и двух прозаических версий поэм Роберта, одной на немецком языке, а другой - на старофранцузском - "В поисках Святого Грааля" (1220). Однако "Парсифаль" Вольфрама содержит восточные элементы: Грааль - это драгоценный камень, упавший с Небес, что напоминает изумруд, выпавший из короны Люцифера.
Вольфрам, очевидно, получил свой материал от источника в Толедо, еврейского астронома по имени Флегетанис, чья рукопись на арабском, как сообщается, была передана Вольфраму трубадуром по имени Койт. Похоже, что сефардский еврей Флегетанис имел связи с маврами или сарацинами в Испании, а также с Ближним Востоком, где только что пал Иерусалим, и представление о Граале как о драгоценном камне, выпавшем из короны Люцифера, похоже, пришла из ложной каббалы (см. Приложения. Б, Приложение 2).
Согласно легенде, изначально этим камнем владел Сатана. Во время падения с Небес старший сын Бога (по имени Сатанаэль или Люцифер) потерял изумруд из своей диадемы. Этот камень был найден и доставлен известному ювелиру, который изготовил чашу из яшмы или лазурита и поместилв нее изумруд. Её назвали Изумрудной чашей. [6] Эта чаша стала Чашей Бога, Авраама и Иисуса, Святым Граалем, символизируя власть Бога и его второго сына Иисуса над властью Тьмы. Позже, когда король вестготов Аларих разграбил Рим, Чаша попала в руки вестготов, которые, превратив город Нарбон в свою столицу, спрятали ее в пещере недалеко от замка Монсегюр. Легенда гласит, что катары нашли Чашу и использовали её в своей церемонии Манисола. Чаша стояла между двумя окнами замка Монсегюр и, как говорят, была взята оттуда незадолго до сдачи замка крестоносцам в 1244 году катарской женщиной по имени Эсклармонд де Фуа. (Позже чашу Грааля, возможно, нашел отец Соньер, священник из региона Ренн-ле-Шато. Зная, что Сатана все еще претендует на неё, Соньер поставил статую Асмодея у входа в свою церковь. Согласно мифологии, Асмодей - хранитель спрятанного сокровища, которым интересуется Люцифер.) [7]
Так, христианская история пересказывает легенды о благородных рыцарях, странствующих в поисках чаши Тайной Вечери Христа, которая, возможно, была частью иерусалимских сокровищ, захваченных при разграблении Рима. Ложная каббала, с другой стороны, помещает в центр истории о Граале чашу Люцифера.
Если катары Монсегюра были евреями, как предполагает прозвище "Синагога Сатаны", данное им крестоносцами, то существует сильная еврейско-каббалистическая связь между легендой о люциферианском Граале, синагогой Монсегюра, имеющей форму пятиугольника, и катарами.
Лоренс Гарднер в книге "Родословная Святого Грааля" утверждает, что катары были известны как "приверженцы оккультной символики каббалы". [8] Они, безусловно, были весьма терпимы к еврейской культуре и, по-видимому, изначально были евреями, а не евреями проникшими в христианство для его ниспровержения. Практика строгого соблюдения парфе (совершенных, жрецов катаров) напоминает практику строгого соблюдения евреев. Существует тесная связь между древним еврейским царством Септимания (см. Приложения B, Приложение 6) и тем, что произошло в Монсегюре.
Действительно, после Альбигойского крестового похода (1209-29) против того, что крестоносцы называли еврейской крепостью (Синагогой Сатаны), преследования евреев в Европе усилились. В 1290 году Эдуард I изгнал всех евреев из Англии, а в 1306 году евреи были окончательно изгнаны из Франции.
Ранние "еретики": Джон Уиклиф и Ян Гус
Реформация, положившая начало современной революционной истории, возникла из-за сомнений в католической интерпретации иудео-христианской традиции. Некоторые из этих сомнений проявились во взглядах катаров XII и XIII веков, что привело к Альбигойскому крестовому походу против катаров и подавлению Ордена Тамплиеров. И катары, и тамплиеры своим скрытым видением бросили вызов церкви и помогли ускорить Реформацию. В XII и XIII веках доминиканские и францисканские реформаторы призывали к реформам в церкви.
В 1370-х годах скрытым толкователем (буквально "скрытым от глаз, скрытым, хранимым в тайне" в смысле "скрытым от ортодоксальной линии Церкви, то есть, еретическим") революции Реформации был английский богослов Джон Уиклиф. [9] Движение лоллардов Уиклифа считало, что церковь не должна иметь собственности и что таинства менее важны, чем личная вера. Бедные проповедники лоллардов странствовали по Англии, требуя реформ и отрицая церковные учения. Эпическая поэма Уильяма Лэнгленда "Пирс-пахарь" отражает древнее протестантское видение бедняка, для которого Папы, кардиналы, епископы, священнослужители и монахи не имели никакого значения. Уиклифа поддерживали английский король Эдуард II и его сын Джон Гонт, но его революционное движение (объявленное Церковью еретическим) повлияло на другого скрытого толкователя Реформаторской революции, Яна Гуса, профессора из Богемии, который преподавал некоторые доктрины Уиклифа в Пражском университете. Гус нападал на Церковь за ее интерес к мирским делам, отрицал верховенство Папы и утверждал, что грешным священнослужителям следует запретить практиковать священство. В отличие от Уиклифа, он не имел поддержки во влиятельных кругах и Папа отлучил его от Церкви как еретика. Церковь преследовала еретиков по всей Европе, и в Англии они впервые были наказаны сожжением на костре в 1401 году.
В 1410 году император Священной Римской империи Сигизмунд дал Гусу охранную грамоту для выступления на Констанцском соборе с целью разрешения Великого раскола. Но позже он отменил охранную грамоту, заявив, что обещания, данные еретикам, недействительны, и позволил сжечь Гуса как еретика. Жители Богемии были возмущены, и когда вскоре после этого Сигизмунд был избран их королем (вместо умершего Вацлава IV), многие отказались его признать. Гуситы вторглись в Германию. Папа призвал к крестовому походу против гуситов, но не смог их подчинить. Гуситские экстремисты называли себя таборитами (катары называли Монсегюр горой Фавор/Тавор). Они так и не были покорены и в конечном итоге сформировали Богемское или Моравское братство.
Революция Возрождения
В некотором смысле Ренессанс начался после захвата мусульманами Константинополя в мае 1453 года в результате двухмесячной осады. Последнего императора Византии в последний раз видели посреди боя. Вместе с Константинополем пали Византийская империя (330-1453) и Восточный христианский мир, положив начало Османской империей во главе с 21-летним султаном Мехмедом. Выжившие греки сформировали в империи султана самоуправляемое сообщество. Византийцы бежали на север, в православную Русь, и к тому времени, когда прекратились изнасилования и грабежи, ужас распространился по всему христианскому миру. После всех крестовых походов мусульмане победили. Греческие ученые забрали самые ценные рукописи из разграбленных библиотек и мигрировали в Италию, место западного христианства. Когда итальянские ученые начали изучать классические тексты Греции и Рима, хранившиеся на протяжении Средневековья в библиотеках, и разыскивать в монастырях классические произведения, контакт с античным миром возобновился. С распространением книгопечатания эти классические шедевры воспроизводились и продавались, став драгоценным достоянием европейской цивилизации. Итальянцы, потомки варваров, разграбивших Рим, были очарованы греко-римским человеком, стоявшим в основе западной цивилизации, и благодаря этому новый дух интеллектуальных поисков преобразил искусство, музыку, литературу, науку и религию.
Итальянский гуманистический Ренессанс [10], первое интеллектуальное выражение Реформации, был революцией быстрых изменений в интеллектуальных, социальных и экономических взглядах вопреки средневековому этосу. Это была революция в сознании, считавшая человека богоподобным героем. Она проявилась в социальных отношенияхи в искусстве и, подобно промышленной революции, оказала влияние на экономические и социальные изменения, преобразившие города XV века. Вместе с этим появился новый интерес к человеку, новое городское сознание, распространившееся по Европе. Все началось во Флоренции, при дворе Медичи, великой флорентийской банкирской семьи, давшей начало поколениям просвещенных деспотов, правивших с блеском и на благо искусства.
Медичи и Фичино
Первым из них был Козимо Медичи, чье возвращение во Флоренцию в 1434 году положило начало княжеству Медичи. В 1418 году он хотел отправиться в Святую Землю в поисках греческих рукописей, но был назначен на работу в банк Медичи в качестве банкира папства. В 1430-х годах он построил палаццо Медичи, церковь Сан-Марко и другие замечательные здания эпохи Возрождения, а также спонсировал скульпторов Гиберти и Донателло и живописца Фра Анджелико.
Интерес итальянцев к Платону был вызван визитом византийского философа и мудреца-гуманиста Гемиста Плифона, в мае 1439 года, когда делегация византийского императора, посланная для объединения православной и католической конфессий, была принята во Флоренции Козимо Медичи. Гемист рассказывал "о разнице между Аристотелем и Платоном" и возродил интерес итальянских гуманистов к Платону. Гемист (в качестве платоника, но не ортодоксального священнослужителя) предложил Козимо (которому тогда было 50 лет) перевести все произведения Платона, вдохновив Козимо на создание Платоновской академии во Флоренции. Козимо передал проект на попечение врача своего сына Марсилио Фичино, который (будучи скрытым революционным автором) перевел все труды Платона на латынь и возродил Академию Платона, существовавшую с 385 года до н.э. по 529 год н.э.
С 1462 года новая Академия начала функционировать на вилле в Кареджи, которую Козимо подарил Фичино в том же году. Фичино также перевел "Герметический корпус" (гностико-каббалистические документы I-III веков, обнаруженные одним из агентов Козимо), работу, оказавшую огромное влияние на его мышление. Возможно, каббализм и гностицизм Фичино заставили его с готовностью принять формы Платона. Козимо возродил учение греков и пробудил интерес к гуманизму. Он умер в Кареджи, и его преемником стал Пьеро Медичи, которого в 1469 году сменил Лоренцо Великолепный Медичи.
В детстве Лоренцо играл в шахматы с Козимо, а тот позволял ему посещать философские дискуссии. Лоренцо жил близко к природе - на виноградниках Кареджи - о чем свидетельствуют его стихи. Фичино продолжал руководить Академией. Он был рукоположен в священники в 1473 году и, подобно философу Клименту Александрийскому, объединил христианское, платоническое и герметическо-каббалистическое учения. (Духовное и оккультное смешались во Флоренции в 1470 году, что привело к появлению серого оттенка гуманизма.) Позже Фичино написал исследование о бессмертии души (Theologica Platonica, 1482), черпая из Платона, Плотина и герметических авторов идею о том, что часть индивидуальной души бессмертна и божественна.
Божественность души была основой "достоинства человека", которое писатели и художники эпохи Возрождения стремились выразить разными способами. Для Фичино лучшим выражением человеческого достоинства был Лоренцо Великолепный, которому удалось перейти от войны и государственных дел к философии, эрудиции, поэзии, музыке и искусству, всегда с превосходными результатами. Авторитет Лоренцо естественным образом исходил из его характера, а не из положения. Он впитал гуманистические идеи Фичино в 1460-х годах и внедрил их в управление флорентийским государством, когда пришел к власти в 1469 году.
Влияние Фичино на двор Медичи было велико, и при Лоренцо Великолепном, величайшем князе эпохи Возрождения (эффективном правителе флорентийского города-государства, а также поэте), произошел художественный итальянский Ренессанс. Фичино собрал в Академии самую блестящую группу современной Европы: Лоренцо Великолепный, Альберти, Полициано, Ландино и Пико делла Мирандола. Великие художники эпохи Возрождения были непосредственно вдохновлены Фичино: Боттичелли (Великий Магистр Приората Сиона в 1483-1510, см. Приложения B, Приложение 7), Микеланджело, Рафаэль, Тициан и Дюрер. Неоплатонизм Фичино повлиял на Ботичелли в 1478 году, когда тот написал картину "Рождение Венеры", в которой творческий принцип весны показан в образе Венеры, богини земли, олицетворении божественной реальности Платона.
Идея этого олицетворения была передана Леонардо да Винчи, который сменил Боттичелли на посту Великого магистра Приората Сиона в 1510 году. Чтобы стать преемником Боттичелли, он должен был быть связан с Приоратом до этой даты и его Мона Лиза, которую он писал с 1503 года до своей смерти в 1519 году, была эквивалентом фичиновской духовной (или, возможно, оккультной) красоты, которую Боттичелли представлял как Венеру. В версии Леонардо она была земной богиней и в то же время духовной (или, возможно, оккультной) Венерой - отсюда и загадочная улыбка.
Тайные знания о духовной/оккультной красоте и научных достижениях Леонардо получил от Приората Сиона. Это проливает новый свет на его чертежи механических и инженерных инноваций, таких как прототипы планера и водолазного костюма. Будучи членом Приората, он, должно быть, имел доступ к новаторскому мышлению других членов ордена и, вероятно, выступал в качестве иллюстратора. Таким образом, Леонардо не был гением-одиночкой, чьи изобретения будут реализованы только в XX веке, но представителем и иллюстратором тайной группы, которая предоставляла материалы Роберту Фладду, Иоганну Андреэ, Роберту Бойлю и Исааку Ньютону, которые также были Великими магистрами Приората.
Вся интеллектуальная жизнь Флоренции XV века находилась под влиянием Фичино: он переписывался с выдающимися деятелями по всей Европе - с Коле (ректором церкви Святого Павла в Англии), де Гане (канцлером парламента Франции), немецким гуманистом Рейхлином, королём Венгрии Матиасом - и пробудили в Европе понимание значения платоновской традиции.
Пико делла Мирандола
Пико делла Мирандола, последователь Фичино, христианский каббалист и автор гуманистического манифеста эпохи Возрождения "Речь о достоинстве человека", развил идею Мага, идеального человека (часто изображаемого как Христос), который овладел "магией и каббалой", исповедуя христианство. Проповедуя христианскую каббалу, имеющую значение для универсальной религии, и проводя научную работу, предвосхитившую пуританскую научную революцию XVII века, кульминацией которой стало создание научного Королевского общества в работах Бойля и Ньютона, Пико видел в Иисусе Мага, продолжавшего традицию каббалы. В основе гуманистического Возрождения лежала новая концепция (вдохновленная классическими текстами) Иисуса - мистика, сведущего в магии и каббале. Для гуманистов Иисус был таким же человеком, как и они, хотя и обладал магическими способностями.
Приорат Сиона и Роза Тюдоров
В XV веке по Европе распространялась новая социальная революция. Во всех странах Европы разрушался феодализм, развивались торговые отношения, а земельная знать подвергалась нападкам со стороны новой бюрократической элиты. Национальное государство развивалось повсюду и наиболее интенсивно в Англии, где после Войн Алой и Белой роз дом Ланкастеров победил дом Йорков в битве при Босворте в 1485 году, и к власти пришла новая династия Тюдоров в лице Генриха VII, имевшая в качестве эмблемы Розу Тюдоров - сочетание белого Йорка и алого Ланкастера, символизирующая национальное объединение после раскола, вызванного гражданской войной.
Великий Магистр Приората Сиона Жан де Жизор основал Орден Истинного Красного Креста (Rose-Croix, Розового Креста) до 1220 года. [11] Его роза, по-видимому, была зародышем розенкрейцерства, которое официально возникло после публикации первых розенкрейцерских текстов в 1614-16 годах. Эти тексты объединяли "магию, каббалу и алхимию" герметико-каббалистического традиции Возрождения, сформулированной Фичино и Пико, но считается, что традиция началась раньше, возможно, с приоратского Розового Креста Жизора.
Была ли Роза Тюдоров символом поддержки Приората Сиона династии Тюдоров после подавления Ордена Тамплиеров?
Прибыло ли золото тамплиеров в Англию для охраны Приоратом? (см. Приложения B, Приложение 7)
Действительно ли человек Приората выиграл битву при Босворте, чтобы править в качестве подставного лица Приората Сиона?
Стоял ли Приорат Сиона за новыми торговыми взглядами Тюдоров?
Генрих Тюдор, едва получивший право на престол, поддержал дело Ланкастера, вторгся в Англию с французской армией, победил и убил Ричарда III и занял английский престол, подобно итальянским солдатам-авантюристам. Он узаконил свое правление, женившись на Элизавете Вудвилл, дочери Эдуарда IV и, следовательно, наследнице дома Йорков.
Чтобы разобраться с Розой Тюдоров, необходимо установить связь между Генрихом Тюдором и одним из современных Великих магистров Приората Сиона, перечисленных в "Тайном досье", секретных записях Приората Сиона, предположительно найденных отцом Соньером в полости опоры алтаря VIII века в Ренн-ле-Шато (см. Приложения B, Приложение 7) [12]. То есть, необходимо установить связь между Рене Анжуйским (1418-80), дочерью Рене, Иоландой де Бар (1480-83), с одной стороны, и с художником Боттичелли (Алессандро Филипепи, 1483-1510), с другой стороны.
Маргарита Анжуйская, также дочь Рене Анжуйского, в 1445 году вышла замуж за Генриха V английского, последнего короля дома Ланкастеров до Войн Белой и Алой роз, и сыграла важную роль в этих войнах, начавшихся в 1455 году. Маргарита была сестрой Иоланды де Бар, ставшей Великим магистром Приората Сиона в 1480 году и которая в конце своей жизни, возможно, организовала за кулисами французскую армию, приведшую к власти Генриха Тюдора. Если это так, то за революцией Тюдоров, которая привела на английский престол новую династию и принесла в Англию новые идеи эпохи Возрождения, стоял Приорат Сиона.
Революция Савонаролы
Князья, правившие итальянскими городами, были воинами-авантюристами, которые, опираясь на наемные армии, завоевывали и удерживали силой свои позиции. В Милане такими кондотьерами были Висконти и Франческо Сфорца, а в Риме - Чезаре Борджиа. Все они были покровителями искусств, которые стали более натуралистичными. Такие мастера искусств, как Джотто, Тициан, Леонардо да Винчи (ставший после Боттичелли Великим магистром Приората), Рафаэль Санти и Микеланджело отражали новую религиозную перспективу. На фоне более светского общества и мирских городов, где честолюбие и погоня за земными богатствами считались добродетелями, возникла гуманистическая точка зрения, согласно которой человечество важнее Бога. Но, несмотря на то, что люди вышли на первый план, Бог все еще оставался вездесущим.
В эпоху Возрождения Папы уподобились князьям. Первые Папы-гуманисты, Николай V и Пий II, собирали рукописи и спонсировали классическое и научное возрождение. Секст IV, Александр IV и Юлий II были типичными итальянскими деспотами, а также меценатами и строителями красивых зданий. Все они нуждались в деньгах, как для содержания курии, так и для своей эстетической деятельности, которая поддерживалась продажей индульгенций. Индульгенции прощали грехи и облегчали страдания в Чистилище, а главное - помогали наполнять церковную казну. Сами Папы были снисходительны в вопросах морали - у них были любовницы, а некоторые украшали стены своих спален эротическими картинами - и ни один из них не пытался реформировать Церковь, на которую жаловались итальянские христиане, видя, что она становится все более коррумпированной.
Подъем Савонаролы [13], который выражал антипапские настроения, но был против вседозволенности Возрождения, следует рассматривать в контексте инквизиции 1492 года, поворотного года в зарождении современной революционной истории, когда Томас Торквемада, занимавший должность Великого инквизитора до своей смерти в 1498 году, изгнал евреев из Испании. Именно он учредил инквизицию в Испании примерно в 1480 году, следуя вдохновению кардинала Мендосы, и назначил инквизиторов по всей Испании руководить трибуналами в качестве инструментов королевской политики (см. Приложения B, Приложение 8).
Доминиканцы в большом количестве участвовали в инквизиции и посвятили себя науке. Францисканцы тоже занимались наукой и больше не помогали бедным. Оба ордена разбогатели и продавали индульгенции от имени Папы. В конце XV века доминиканцы и францисканцы, воспитанные для проповеди религиозных истин и помощи бедным, также нуждались в реформах.
Примерно в 1490 году Джироламо Савонарола, доминиканский реформатор и страстный проповедник, осудил разложение церкви и призвал к реформам: Церковь должна быть наказана, а затем обновлена. Он прибыл в церковь Сан-Марко во Флоренции в 1482 году. Он покинул Флоренцию в 1487 году, чтобы работать в Болонье, и был отправлен проповедовать в разные города, пока в 1490 году Лоренцо Медичи не попросил его вернуться. Именно в это время он осудил коррумпированность правительства Лоренцо в своих проповедях.
Савонарола носил деревенскую одежду, мало ел и не пил спиртного. Это был маленький некрасивый человек с крючковатым носом и грубым голосом, но он произносил мощные проповеди. Церковь Сан-Марко не могла вместить всех желающих услышать его. Он резко критиковал флорентийцев за безнравственность, распутные карнавалы, азартные игры, элегантные одежды, благовония и чувственные удовольствия, закрывавшие для них двери Царствия Небесного. Он также нападал на Ренессанс - языческие произведения Аристотеля и Платона, которые, как он утверждал, сейчас находятся в Аду - и призывал Флоренцию покаяться, пока еще есть время. Его проповеди впечатлили Микеланджело, напугали Боттичелли и потрясли Пико делла Мирандола.
В 1492 году Лоренцо Медичи готовился к смерти на своей вилле в Кареджи. В его комнату привели Савонаролу. Гуманист Лоренцо попросил, чтобы тот прочитал ему Страсти Христовы, и следил за чтением до момента своей смерти. Он просил у Савонаролы отпущения грехов. Хотя есть те, кто утверждает, что Савонарола отказался отпустить ему грехи, все согласны с тем, что он удовлетворил просьбу и что Лоренцо умер христианином. Лоренцо сменил его сын, молодой Пьеро, который не знал, как контролировать пуританского проповедника.
Савонарола способствовал быстрой революции во Флоренции после вторжения короля Карла VIII французского, считавшего себя орудием Бога, посланным, чтобы принудить Флоренцию к повиновению, и прибытие которого Савонарола предсказал в 1492 году. Медичи были свергнуты, дворяне изгнаны, и с 1494 по 1498 год Савонарола единолично управлял Флоренцией. Он учредил демократическую республику и очистил город. Его позиция напоминает каббалу катаров, "чистых" и каббалу Фичино, который был пронизан двор Медичи. Он, несомненно, находился под влиянием христианской каббалы Пико. Его правительство было пуританским, предвосхитившим правительство Кромвеля. Он основал во Флоренции Град Божий, хорошо организованную христианскую республику, способную начать реформу Италии и Церкви - две его цели. Многим казалось, что на Флоренцию снизошли Небеса.
Теперь, с распятием в руках, Савонарола обратился к правительству за поддержкой. Он приказал гражданам Флоренции отказаться от своей элегантной одежды и украшений, продать драгоценности и раздать деньги бедным. Серебряные подсвечники и иллюстрированные книги должны были быть вывезены из монастырей. Он призвал детей маршировать по улицам и обыскивать дома в поисках предметов тщеславия и похоти, а их родителей увещевал отказаться от порока и выбрать добродетель. Жители Флоренции повиновались. Куртизанки не выходили на улицу, мода стала сдержанной, а игорные столы исчезли.
Это было слишком для недоброжелателей Савонаролы, основавших флорентийскую партию "Арраббиати", чтобы противостоять ему. Они объединились с герцогом миланским и Папой, которые присоединились к Священной лиге против Карла VIII французского. (Флоренция отвергла Лигу.) Папа Александр VI похвалил Савонаролу и пригласил его в Рим, чтобы лично услышать его пророчества. Савонарола понял, что это ловушка, и сказал, что слишком болен для путешествий. Папа отправил второе письмо, теперь полное критики, но Савонарола ответил уважительно, указав на восемнадцать ошибок в папском документе. В октябре 1495 года Папа снова написал ему, запрещая проповедовать и признавая, что запрет исходит от Священной лиги. Послы Флоренции потребовали отмены запрета, и, хотя, Папа неофициально согласился на отмену, он отказался официально оформить ее. Савонарола начал произносить проповеди с нападками на римский двор и упоминать скандальную частную жизнь Александра VI. Папа обиделся и созвал коллегию богословов для изучения проповедей Савонаролы. Видя, что богословы заняли сторону Савонаролы, Папа предложил сделать его кардиналом, но тототказался.
Под давлением Священной лиги и партии Арраббиати Папа предал флорентийскую конгрегацию Сан-Марко анафеме. Если Савонарола подчинится, то потеряет авторитет, но если ослушается, то будет отлучен от Церкви. Он не ослушался, а просто продолжал проповедовать, и никто не подчинялся воле Папы.
В Великий пост 1497 года Савонарола посвятил свои проповеди пророку Иезекиилю. Он приказал зажечь на площади Синьории знаменитый "костер тщеславия", в котором будут сожжены все личные украшения, флаконы с духами, парики, румяна, зеркала, ожерелья, игровые столы и гравюры с изображением красивых женщин. В костёр были брошены книги и чувственные картины Боккаччо. Савонарола заявил, что отказ от сжигания таких вещей карается смертной казнью. Такими методами он насаждалГрад Божий, о котором так страстно проповедовал.
Получив большинство в правительстве, партия Арраббиати решила положить конец проповедям Савонаролы, подстрекая против него бунты. Они получили от Папы буллу об отлучении Савонаролы, которая, однако, содержала ошибки, делавшие ее недействительной. Савонарола учился, молился и возобновил проповеди в Великий пост 1498 года. Он обратился к церковному совету, но его письма были сожжены.
Затем один из его последователей, брат Доменико да Пешиа, совершил ошибку. Он принял вызов францисканца, который пригласил всех, кто считал отлучение Савонаролы от Церкви недействительным, принять участие в "испытание огнём". Доменико и францисканец примут участие в испытании, и проигравшим будет тот, кто не выдержит первым. Все во Флоренции хотели, чтобы это испытание состоялось. Францисканец не явился. Тогда было решено, что отсутствие францисканца не реабилитирует Савонаролу, что он будет оправдан только в том случае, если Доменико чудом выживет в огне.
На следующий день люди Арраббиати повели толпу к церкви Сан-Марко, оттеснили защитников и арестовали Савонаролу, Доменико и еще одного последователя. Савонарола был допрошен врагами и подвергнут пыткам. После церковного суда и с одобрения Папы, он и двое его товарищей были повешены и сожжены на площади Синьории.
В центре площади была установлена тройная виселица. Прежде чем подняться на эшафот, Савонарола получил от Папы отпущение грехов и индульгенцию. Их повесили одного за другим, Савонаролу последним. Один за другим они поднимались по лестнице. Им потребовалось много времени, чтобы умереть. Затем на платформе разожгли костер и перерезали веревки; тела упали в огонь. Их прах развеяли над рекой Арно, так что не осталось и следа.
ПРОТЕСТАНТСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Лютер
31 октября 1517 года, накануне дня Всех Святых, малоизвестный 33-летний немецкий монах, взяв в руки пачку бумаг и молоток, прошел через церковную площадь и прибил к северной двери Замковой церкви в Виттенберге серию документов, бросающих вызов папству. [14] Стук молотка Мартина Лютера положил начало Реформации и с тех пор отзывается на протяжении всей истории.
Церковная дверь использовалась в качестве доски объявлений, а прибитые документы содержали 95 тезисов, провозглашающих новый подход к христианству. Написанные умеренным, академическим языком, они предлагали, среди прочего, обсуждение теологии индульгенций. Однако по всей Европе быстро распространилась слух о том, что авторитет Католической церкви подвергся резкой критике.
Революция Реформации была первоначально выражена Лютером, который сформулировал призывы к церковной реформе, раздававшиеся в течение 300 лет, со времен катаров, и имевшие политическое признание среди протестующих немецких князей.
Лютер родился в 1483 году в Эйслебене, в немецкой Саксонии, в семье шахтера, который хотел, чтобы сын стал юристом. Закончив Эрфуртский университет, он получил степени магистра искусств и наук, а позже стал августинским монахом и получил сан священника. Он преподавал в Виттенбергском университете с 1508 по 1546 год, где в 1512 году получил степень доктора богословия и был назначен профессором библейского богословия. В 1514 году он стал проповедником приходской церкви.
К концу XV века итальянское Возрождение распространилось за пределы Альп. Этому способствовало вторжение в Италию Карла VIII, который привез во Францию образцы итальянских культурных достижений для подражания. В Германии, Франции и Англии произошло возрождение классических исследований: греческие и латинские классики теперь имели большее влияние на литературную деятельность, а к изучению Библии стали относиться более строго. Такие исследователи, как немец Рейхлин (знаток иврита и греческого) и француз д'Этапль, обнаружили расхождения в латинских текстах Библии, после чего их работы были запрещены. Голландец Дезидерий Эразм написал Новый Завет на латыни и перевел несколько классических греческих произведений.
К началу XVI века система индульгенций выродилась в злоупотребление. Первоначально индульгенция представляла собой милосердное прощение, освобождающее грешника от покаяния, наложенного священником, но первоначальная практика была искажена, и индульгенция стала гарантией отмены наказаний в Чистилище в обмен на деньги. Церковь учила, что если умирающие будут прощены и благословлены священником, то они попадут на Небеса (поскольку именно Церковь владеет ключами от Небес). Но прежде чем попасть на Небеса, умершие должны были очиститься от грехов через мучительное пребывание в Чистилище. Даже Данте верил в это. Только Папа имел право закрыть врата Ада и открыть дверь в Рай. Пребывание в Чистилище могло длиться сотни лет (подсчитано, что реликвии Замковой церкви в Виттенберге спасли паломников от 1,909,202 лет и 270 дней пребывания в Чистилище [15]), и индульгенции сокращали это время.
На каждом рынке Европы под флагом, символизирующим папскую власть, представители духовенства и банкиров продавали индульгенции, которые освобождали покупателей от грехов и сокращали время их пребывания в Чистилище. Индульгенция могла стоить месячного или даже годового жалованья, в зависимости от тяжести их грехов. Лютер бросил вызов авторитету Папы, заявив, что индульгенции отвлекают умы людей от милости Бога и Христа. Каждый может жить так, как ему заблагорассудится, а затем купить индульгенцию, освобождающую его от Чистилища.
Лютер утверждал, что от Чистилища людей спасает вера в Бога, а не индульгенция. Другими словами, Лютер заменил власть Папы словом Божьи из Библии. По всей Европе люди сразу поняли, что Лютер поставил под сомнение авторитет Церкви и повседневную христианскую практику на рынках. По всей Европе спрашивали: Папа или Библия? Индульгенции или вера? Покупать гарантию от Чистилища или молиться Богу?
Теперь, когда проданные индульгенции гарантировали место на Небесах, независимо от того, насколько нечестивым был покупатель, многие европейцы начали сомневаться в том, что такая коррумпированная Церковь может быть эффективным посредником между человечеством и Богом. Вполголоса говорили, что надо учредить другую Церковь.
Папа Юлий II решил увеличить продажу индульгенций, чтобы оплатить гробницу, которую собирался изваять для него Микеланджело. Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к дверям церкви в Виттенберге, когда в 1517 году в Германию прибыл новый продавец индульгенций и к нему начали стекаться добрые христиане. Один из тезисов гласил: "Индульгенции не приносят душе никакого блага с точки зрения спасения или святости". Люди могут быть спасены только милостью Божьей и, следовательно, верой. Лишь вера необходима для спасения. Спасение - это дело между человеком и Богом, оно не касается Церкви: "Каждый человек сам себе священник". Единственным авторитетом для человека является Библия, а не Церковь.
95 тезисов Лютера были адресованы Альберту, архиепископу Майнца, в знак протеста против продажи индульгенций. Архиепископ отправил тезисы Папе в Рим. В папской булле Лютеру было приказано отречься от своих взглядов в течение двух месяцев под страхом отлучения от Церкви. В ответ Лютер сжег папскую буллу на костре вместе с книгами по каноническому праву. В итоге он был отлучен от Церкви Папой в 1520 году и объявлен вне закона императором Священной Римской империи Карлом V в Вормсе в 1521 году.
Теперь, без защиты Папы и императора, Лютер был очень уязвимым. Курфюрст Фридрих, которого возмущали незаконные доходы католической курии от продажи индульгенций (ему принадлежали 17 433 реликвий Замковой церкви), имитировал похищение Лютера и некоторое время прятал его в замке Вартбург. В 1525 году Лютер женился на бывшей монахине, 26-летней Катарине фон Боре. С этого момента протестантское духовенство уже не могло жить отдельно от грехов мира и, в том числе, от брака.
Поступок Лютера положил начало протестантской Реформации, поскольку его утверждение личных отношений между человеком и Богом позволило новой Лютеранской церкви отделиться от старой Католической. 95 тезисов произвели сенсацию, и Лютеру пришлось отвечать перед своим церковным начальством и, наконец, перед императором Священной Римской империи Карлом V, который вызвал его на сейм. Немецкие князья протестовали против оппозиции императора новой реформированной религии и использовали этот вопрос как предлог, чтобы освободиться от прав, которые Папа имел в отношении немецкого духовенства, и основать собственные церкви. Лютер находился под защитой Фридриха Мудрого саксонского, который дал ему охранную грамоту для императорского сейма. Император сдержал свое слово (в отличие от своего предшественника Сигизмунда, который игнорировал охранную грамоту Гуса). Немецкие князья считали позицию Лютера заслуживающей внимания, поскольку теперь они могли назначать епископов и сохранять доходы, которые ранее шли Папе.
Богословие Лютера имело много общего с гностицизмом. В отличие от Кальвина, Лютер считал мир неисправимым, и его лучше оставить Дьяволу (или Демиургу): в этом его мышление было по сути дуалистическим. Его теория предопределения (отличная от теории Кальвина) привела его к вере в элиту (избранных), оставив большую массу человечества вне спасения, в то время как епископальная структура Католической Церкви была заменена, с этой точки зрения, "священством всех верующих". Здесь можно провести сравнение с катарским разделением между парфе (священниками) и верующими. Чтобы верить, верующему нужна была только вера.
Лютер написал на полях страницы своей Библии: "Живи только верой". [16] Похоже, что на идею "спасения через веру" Лютера повлияла вера каббалы в непроизносимое имя Бога. Потомки евреев-каббалистов, стоявшие за катарами, были связаны с Лютером и Кальвином, и есть некоторые свидетельства того, что они оказали каббалистическое влияние на обоих. Посмотрите на печать Лютера, основанную на мотиве розы и креста розенкрейцеров. Похоже, что именно каббалисты подтолкнули Лютера прибить 95 тезисов к дверям церкви, возможно, как часть преднамеренного плана по расколу христианского мира. Несомненно, что на Лютера повлияли еврейские легенды об Иисусе, найденные в Талмуде, Мидраше и в книге "Толедот Йешу" (Жизнь Иисуса).
Печать Мартина Лютера, как и эмблема Розенкрейцеров, основана на мотиве розы и креста.
Этот еврейский, каббалистический взгляд на Иисуса, созданный раввинами, посвященными в таинства каббалы, представляет Иисуса как Йешу - незаконнорожденного сына цирюльника из Вифлеема, который в детстве был посвящен в тайные доктрины египетского духовенства и, вернувшись в Палестину, практиковал магию и проявлял интерес к непроизносимому Имени Бога (Тетраграмматону). Согласно "Толедот Йешу", Иисус прочитал непроизносимое Имя в Святая Святых Храма. Его привели в Синедрион и убили, чтобы скрыть его знания. "Толедот Йешу" была переведена Раймондом Мартином в конце XIII века, и Лютер изложилее на немецком языке (в труде Шем а-Мефораш) - свидетельство того, что он открыл для себя каббалу [17], в которой спасает только вера в непроизносимое Имя.
Лютер не считал себя революционером. Он рассматривал папство как иностранное учреждение, которому не было места в Германии. Он поддерживал восставших немецких князей, создававших собственные церкви, и противостоял крестьянам, пытавшимся использовать религиозный конфликт для свержения князей. Он не соглашался с Цвингли, который начал Реформацию в Цюрихе в 1518 году, и с Эразмом, чьи взгляды на Церковь вдохновляли позицию Лютера, хотя он оставался католиком. Эразм был против насилия и экстремизма и бросил вызов Католической церкви, которая прибегала к невежеству и суевериям. (Инквизиция считала взгляды Эразма ересью, как и лютеранство) Однако Эразм считал Лютера авторитарным человеком и ему не нравилось его презрение к человеческой воле.
Кальвин
После резни анабаптистов [18] в 1520-х годах Жан Кальвин в 1530 году внезапно обратился в протестантизм. Кальвин родился в 1509 году в Нуайоне, во французской Пикардии, и происходил из еврейской семьи (его фамилия Cauin, возможно, является французской версией еврейской фамилии Cohen). [19] Он пишет: "Все, кто искал более чистого учения, стали приходить учиться ко мне". В 1534 году он покинул Париж и поселился в Швейцарии, где написал "Учреждения христианской религии" (1536). Он возглавил в Женеве движение реформатского протестантизма, которое пришло во Францию как гугенотство, а затем в Шотландию как пресвитерианство под руководством Джона Нокса.
Теория предопределения Кальвина отличалось от теории Лютера тем, что он считал, что каждый человек еще до рождения предопределен к спасению или проклятию и человеческая воля бессильна изменить эту судьбу, какой бы лютеранской верой он ни обладал. Добродетельное поведение на земле показывало, что человек принадлежит к избранным (вера катаров), точно так же, как нечестивое поведение показывало, что человек обречен на Ад. Нечестивые не имели права вмешиваться в действия добродетельных, которые хранили традиции общества.
Если государством правит нечестивый тиран, то кальвинист должен сопротивляться и пытаться совершить революцию. Журналист Джон Эвелин (30 января 1685) связал Кальвина "с теми потенциальными реформаторами, которые в различных произведениях выступали за убийство королей, не согласных с их доктринами; среди них, по его мнению, был Кальвин, неявно склонявшийся к этому пути". В Голландии кальвинисты, восставшие против регента Габсбургов Филиппа II испанского, считали свое восстание справедливым, поскольку оно было направлено против нечестивого тирана. Кальвина сменил его сподвижник Теодор Беза, который связал свою философию предопределения с Богом и Провидением, а не с осуждением и спасением Христа. Французский кальвинизм, "более чистая доктрина" для избранных, несет в себе отголоски каббалистического катаризма, доктрины чистых из избранных.
Есть свидетельства того, что Кальвин, для которого "шабат был еврейским обычаем, ограниченным святым народом" (Исаак д'Исраэли) [20], организовывал в Женеве группы революционных ораторов и отправил их в Англию и Шотландию. Эти ораторы проповедовали религию, требующую строгого соблюдения субботы, и, как утверждает д'Исраэли, нация разделилась на "субботников и нарушителей субботы". Эту связь между "более чистым учением" и строгим еврейским соблюдением можно обнаружить столетие спустя в пуританстве.
Интересно отметить, что в 1630 году в письме к архиепископу Мэтью Бруку, магистр Тринити-колледжа в Кембридже, писал: "Это учение о предопределении является корнем пуританства, а пуританство является корнем всех восстаний, всех расколов и наглости в стране". [21]
АНТИПАПИСТСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
Генрих VIII и Томас Кромвель
Революция Реформации получила политическое выражение в Англии при Генрихе VIII. [22] В 1521 году он опроверг тезисы Лютера и Папа присвоил ему титул "Защитника веры" (который английский монарх, как ни странно, носит до сих пор). Однако Генрих встал на сторону Лютера, когда решил аннулировать свой брак с Екатериной Арагонской, тетей Карла V (короля Испании и императора Священной Римской империи). Екатерина убеждала Папу отказать Генриху в разрешении на развод.
Целью Генриха было захватить верховную власть Папы, и Томас Кромвель представил ему ясную (и умную) идею для достижения этой цели: уничтожить власть Рима в Англии и заменить ее властью короля, что позволит аннулировать брак. Именно Кромвель стоял за первым нападением на папство (в 1532 году) и противодействием короля Генриха и немецких князей практике выплат дохода за первый год местных епископатов Риму. В 1533 году он запретил апелляции в Рим в некоторых судебных процессах.
Генрих VIII порвал отношения с Папой. День истечения срока папского ультиматума, Страстная пятница 1533 года, изображен Гольбейном на картине "Послы", на которой мы видим двух французских послов в Вестминстерском аббатстве с обеспокоенными глазами, полными предчувствий - день рождения Англиканской церкви. Генрих развелся с Екатериной, женился на Анне Болейн и (вос)создал Англиканскую церковь. Он по-прежнему считал себя католиком, но католиком, который отверг папское руководство Церковью в Англии и взял его на себя.
Томас Кромвель теперь имел полный контроль над правительством, хотя старался всегда говорить, что действует с разрешения короля. В 1534 году он добился принятия Закона о верховенстве, который сделал Генриха VIII верховным главой Англиканской церкви. Затем Кромвель был назначен генеральным викарием короля с правом посещать и реформировать все монастырские учреждения.
Генрих не совсем представлял, что нужно делать. Кардинал Вулси показал путь, распустив некоторые конгрегации и монастыри, чтобы построить свои учебные заведения: Колледж кардиналов в Оксфорде, который станет Церковью Христа, и Колледж кардиналов в Ипсвиче, который станет крупнейшей школой в стране, конкурируя с Итоном и Винчестером и готовя студентов к поступлению в Оксфорд. Эта школа открылась в 1528 году (Генрих конфисковал ее после падения Вулси в 1529 году и закрыл).
Нет четких доказательств, связывающих Томаса Кромвеля с каббализмом, и мы можем только предполагать. Томас Кромвель родился около 1485 года в Путни близ Лондона, и в очень молодом возрасте уехал за границу. Он проживал в Нидерландах, посетил Италию и был связан с торговцами-авантюристами, английскими коммерсантами, торговавшими с испанскими Нидерландами в основном текстилем (экспортный продукт английской торговли шерстью). Возможно, в Нидерландах он столкнулся с сефардскими евреями, изгнанными из Испании в 1492 году, которые поощряли его оппозицию преследующей их инквизиции Католической Церкви.
Томас Мор
В дело о разводе Генриха VIII вмешался сэр Томас Мор, фантастический человек. Он получил хорошее образование в лучшей школе своего города и в доме архиепископа Кентерберийского, а также учился в Оксфорде и Линкольнс-Инн [в колледже адвокатов], а затем провел четыре года в картезианском монастыре недалеко от Линкольнс-Инн, живя жизнью монаха, одновременно работая юрисконсультом. Он женился в 1504-05 годах на женщине, отнимавшей у него много времени. Несмотря на активную жизнь, у него все же оставалось время для гуманистической деятельности. Когда его жена умерла в 1511 году, вероятно, при родах, он через несколько недель женился снова и превратил свой дом в школу для девочек, которая предлагала классическое и христианское образование.
Многогранный человек эпохи Возрождения, сэр Томас Мор описал утопию, в которой живут свободные люди, и перевел христианского каббалиста Пико делла Мирандола. Своюкнигу "Утопия" он начал писать во Фландрии, когда в мае 1515 года вместе с делегацией отправился в Брюссель для рассмотрения торгового договора между Англией и Нидерландами. Его дискуссии с Эразмом повлияли на подзаголовок книги: "О наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия". Он описывает город-государство, управляемое разумом, который контрастирует с безудержной жадностью христианской Европы.
"Утопия" Мора представляла собой коммунизм. Путешественник Рафаэль Хитлодей утверждает, что ранняя форма коммунизма (которая рассматривает "весь остров как одну семью" в "сообществе общественного благосостояния") является единственным лекарством от эгоистичной жадности в общественной и частной жизни. Мор описывает каждый аспект своей Утопии: тюремную систему, образование, религиозную терпимость, законы о браке (и разводе), практику эвтаназии и права женщин - и похоже, что лорд-канцлер Вулси симпатизировал некоторым его идеям. Вернувшись к "Республике" Платона, Мор ввел в английскую литературу жанр, вдохновивший "Новую Атлантиду" Бэкона и "Путешествия Гулливера" Свифта.
Мор провел кампанию за восстановление связи между теологией и греческими исследованиями - идея, которая была частью религиозных и культурных предложений Эразма. По словам Эразма, Мор был идеальным европейским гуманистом. В 1523 году Мор защищал Генриха VIII от Лютера и был назначен спикером Палаты общин и канцлером герцогства Ланкастер. С 1528 по 1533 год его работа заключалась в том, чтобы читать все ереси и опровергать их, и именно в этот период он написал "Диалог о ересях". В 1529 году он сменил Вулси на посту лорда-канцлера.
Мор, человек контрреформации, желавший положить конец Реформаторской революции и восстановить авторитет Католической церкви, был увлечен вопросом о желании короля развестись со своей женой. Он пытался уйти в отставку в 1531 году, а затем в 1532 году, когда духовенство уже проявляло признаки признания Генриха VIII главой церкви. Но обвинения в его адрес начали обретать форму, когда он отказался присутствовать на коронации Анны Болейн.
В 1534 году Мор был заключен в Тауэр, что соответствовало его молитвенной жизни. Его обвинителем на суде в 1535 году был генеральный прокурор Ричард Рич, от имени которого Мор отказал Генриху VIII в титуле верховного главы Англиканской церкви. Мор заявил: "Бренный человек не может быть главой духовности (царства духа)". Его приговорили к обезглавливанию, и на эшафоте он сам наложил повязку на глаза. Эразм описал его фразой "omnium horarum homo" (которую Роберт Болт взял для названия своей пьесы "Человек на все времена"); его "душа была чище снега", его "гений был таким, какого в Англии никогда не было и никогда не будет".
Томас Кромвель применил тактику Вулси по всей стране. Между 1536 и 1540 годами, благодаря давлению и настойчивости, он добился сдачи крупнейших монастырей. К 1540 году все монастыри в Англии были закрыты, а их богатствами завладел ГенрихVIII. По его мнению, размер богатства, которое он забрал у Папы, привел в ужас католиков.