Оливер Кромвель был социнианцем и ввел масонство в Англии. Конечно, симпатии Кромвеля были не на стороне Церкви, пользующейся покровительством монарха, которого он сместил, и во многом были на стороне независимых. Если Кромвель действительно был социнианцем, то мы можем легко понять, почему тайное общество Виченцы привлекло одно из его амбициозных антикатолических чувств. Он дал своим людям в Англии титул масонов и придумал аллегорию Храма Соломона. Этот храм, разрушенный Христом ради христианского порядка, должен быть восстановлен масонством после того, как Христос и христианский порядок будут уничтожены заговором и революцией. [*]
Георг Ф. Диллон "Разоблаченное масонство Великого Востока" (George F. Dillon "Grand Orient Freemasonry Unmasked", 1885)
[*] Примечания переводчика.
Социнианство - нетринитарная христианская система верований, разработанная во время протестантской Реформации итальянскими гуманистами и теологами эпохи Возрождения (тайными гностиками) Лелио Соццини и его племянником Фаусто Соццини.
Индепенденты (независимые или сепаратисты) - приверженцы одного из течений протестантизма в Англии и ряде других стран. Пользовались значительным влиянием во время Английской революции. Впоследствии они оформились как религиозная община конгрегационалистов. Они стремились к созданию союза независимых общин верующих, желавших отделиться от разложившейся, по их мнению, церкви Англии.
Тайное общество Виченцы - конференция еретиков в Виченце (Республика Венеция) в 1547 году, на которой было принято решение об уничтожении христианства и где были приняты резолюции о возрождении арианства - системы лжеучений, рассчитанной на подрыв основ существующей веры. На конференции присутствовали Лелио и Фаусто Соццини. (Георг Ф. Диллон "Разоблаченное масонство Великого Востока")
Конец примечаний переводчика.
Центральным событием пуританской революции была казнь Карла I, который, как известно, поддерживал католицизм. Это был время, когда власть перешла к цареубийцам и могла начаться трансформация английского общества.
Истоки Пуританской революции можно найти в антипапистских настроениях Реформации, которые сформировали подъем пуританства и его готовность рассматривать англичан как новых израильтян. Это чувство усилилось с массовым прибытием в Англию беженцев из Центральной Европы, спасающихся от религиозных войн [Тридцатилетняя война].
Английские израильтяне
Пуритане хотели быть британскими израильтянами [40] и носить одежду в еврейском стиле (длинные черные пальто и шляпы). В то время их воспринимали негативно, как нонконформистов за отказ от облачений и атрибутов официальной Англиканской церкви. Фактически, пуританство зародилось в конце XVI века как реформаторское движение в каббалистическо-катарской традиции "очищения" Англиканской церкви от католического папства, сохранившегося с религиозным истеблишментом Елизаветы I. Истоки пуританства восходят к голландским Фамилистам (или Семье Бога) герметика Хендрика Николиса, объединившего христиан и евреев в единую секту, и к находившемуся под влиянием каббалистов переводчику Библии Уильяму Тиндейлу (1494-1536), "апостолу Англии", который верил, что Англия, как и Израиль, имеет завет с Богом и что британцы являются новыми израильтянами. (см. Приложения B, Приложение 10). (Книга общих молитв Крамнера проникнута чувством особой судьбы британского народа.)
Уильям Тиндейл
Тиндейл скрывался в течение последних двенадцати лет своего пребывания на континенте, закончив жизнь в Антверпене, что объясняет его влияние на Николиса. Его считали великим еретиком. В Кембридже он находился под влиянием латинского перевода Нового Завета Эразма. Затем, работая школьным учителем и капелланом у богатого землевладельца в Литтл-Содбери, он с большим интересом следил за призывом Лютера к Церкви, ведя проповеди в близлежащих городах. В 1523 году, через год после перевода Лютером "Нового Завета", он отправился в Лондон и стал капелланом в доме богатого торговца тканями, который оплатил ему короткую поездку в Гамбург. В Англии Лютер был объявлен еретиком, а его книги сожгли перед собором Святого Павла в Лондоне. Тиндейл разыскал Лютера в Виттенберге и перевёл его немецкую версию Нового Завета на английский язык. Книгу начали печатать в Кёльне. Новость о переводе распространилась благодаря печатнику, который похвастался местному священнику, что Англия скоро станет лютеранской. Копии незаконченного издания 1525 года были отправлены в Англию. В Кёльне начались гонения на лютеран и Тиндейлу пришлось бежать в вольный город Вормс, где печать была закончена в 1526 году. Законченное издание Нового Завета было отправлено королю Генриху VIII и лорду-канцлеру Вулси.
Несанкционированные переводы Библии подлежали уничтожению, и, не имея возможности вернуться в Англию, Тиндейл отправился в Марбург и опубликовал две спорные и провокационные работы. Сэр Томас Мор опроверг их, и Тиндейл написал ответ. Затем он перевел на английский "Ветхий Завет", и именно в это время его поразили параллели между израильтянами и англичанами. Томас Кромвель пытался убедить его вернуться в Англию, предложив ему охранную грамоту. Тиндейл отказался, и Генрих VIII яростно осудил его как "архиеретика". В прологе к своей Книге Ионы Тиндейл призывает англичан покаяться, точно так же, как Иона призывал ниневитян.
В 1535 году Томас Мор был обезглавлен, и после женитьбы Генриха VIII на Анне Болейн атмосфера в Англии изменилась. Четыре переиздания перевода Нового Завета Тиндейла на английский язык были отправлены в Англию. Теперь Тиндейл жил в Антверпене. Фальшивый друг Генри Филипс пригласил его на ужин, одновременно сообщив о нем властям Брюсселя. Тиндейл был сожжен на костре 135 дней спустя, в октябре 1536 года. Его последними словами были: "Господь, открой глаза королю Англии". Семь лет спустя в каждом приходе Англии была Библия на английском языке. А Тиндейл стал героем для членов "Семьи Бога". [41]
Хендрик Николис
Король Англии Яков I считал, что Семья Бога Николиса является источником пуританства. Николис был голландским купцом, который в 1540-60 годах вёл дела в порте Эмдем на реке Эмс в Германии. Он принимал в свою универсалистскую семью всех верующих - всех любящих истину, независимо от этноса и религии - христиан, евреев, мусульман, турок, язычников - но всех их объединяло тело Христово. Он принял герметическую доктрину и верил, что каждый член его Семьи Любви был Сыном Бога. Наибольшее количество последователей Николиса было в Англии, но Елизавета I изгнала фамилистов в 1580 году.
Подъем пуританства
Кратковременное правление короля-мальчика Эдуарда VI, закончившееся его смертью в 1553 году, было впечатляющим с точки зрения иконоборчества. Протестантские реформаторы намеревались уничтожить священные статуи и образы тысячелетней религиозной жизни и сравнивали Эдуарда VI с другим королем-мальчиком, Иосией Иудейским, который очистил свою страну от идолов. Генрих VI видел себя одновременно царём Давидом и царём Соломоном. Его сын Эдуард VI также смотрел на Израиль и Иудею, видя себя Иосией, разрушителем идолов, Езекией (спасенным от осады ассирийской армии божественным вмешательством) и Соломоном, строителем Храма божественной религии. [42]
Елизаветинское Религиозное урегулирование 1559 года разрешило протестантскому духовенству носить любую одежду во время богослужения. Многие проповедники отказались от формальной одежды и всего, что напоминало о католической мессе. В 1564 году Елизавета приказала архиепископу Кентерберийскому Мэтью Паркеру стандартизировать литургию, и он неохотно установил формальную одежду. Тех, кто отказывался её носить, презрительно называли "пуританами" или прецизианцами за отказ подчиниться верховной власти королевы.
В 1570-х годах пуританин Томас Картрайт выступил против "попизма" епископов и предложил пресвитерианство (власть местных советов, состоящих из духовенства и мирян), против чего решительно выступил Джон Уитгифт, защищавший епископов. Фактически, большинство пуритан так или иначе поддерживали епископов, но группа сепаратистов порвала с приходской системой Англиканской церкви: они основали новые общины в союзе с Богом и воплотили в жизнь пуританские идеи о религиозном служении.
Лидеры пуритан не стали сепаратистами, а учредили "пресвитерианство в епископате". Они проводили публичные собрания (так называемые пророчества) духовенства и мирян для изучения Библии. В 1576 году королева приказала новому архиепископу Кентерберийскому запретить эти собрания, поскольку они представляли политическую угрозу. Архиепископ Гриндал отказался, и королева лишила его прав. Собрания продолжались. В 1583 году, после смерти Гриндала, его преемник архиепископ Уитгифт, прекратил собрания и привлек к ответственности пуританских лидеров.
Умеренное пуританство было теперь ликвидировано, и, не имея перспективы провести церковную реформу даже в царствование Елизаветы, пуритане распались на группы, посвятив себя проповедям и распространению брошюр. Некоторые практиковали несепаратистский конгрегационализм. Другие открыто подрывали Англиканскую церковь.
В 1590-х годах пуританство не было теологическим движением. У него не было оригинальных идей в богословии, оно заимствовало идеи у Цвингли и Кальвина. Что отличало пуританство от других ветвей протестантизма, так это его моральное сознание, высокое уважение к индивидуальной совести, неприятие всех форм эгоизма (включая алчность) и поддержка духовенства. Пуритане воспринимали Библию буквально и стремились к простоте во всем.
Шекспир уловил пуританский дух в персонаже Мальволио, который противостоит беззаботному сэру Тоби Белчу в пьесе "Двенадцатая ночь". Начиная с Тиндейла, пуританский дух стал отождествляться с Израилем, и вскоре Шекспир установил связь между пуританством и ортодоксальным иудаизмом. Его Шейлок в "Венецианском купце" - пуританский еврей, оторванный от духа истинной Каббалы (благодати, сострадания и красоты для всего человечества, включая христиан), который придерживается буквального толкования Закона (предположительно Талмуда и каббалистической книги Зоар) в ущерб справедливости.
Тамплиеры (см. Приложения B, Приложение 7) контролировали династию Стюартов в Шотландии, и именно в качестве тамплиера король Яков I (James I) отправился в Лондон в 1603 году. Яков увековечил идею о том, что Англия - это Израиль. Он сказал, что Господь сделал его "царем над Израилем", и по пути в Лондон на коронацию заявил, что направляется в Землю Обетованную. Яков практиковал религиозную терпимость, и потому подвергся нападкам со стороны непримиримых пуритан, которые вначале были рады видеть короля-кальвиниста. Пороховой заговор (1605) был пуританской уловкой, придуманной Робером Сесилом, чтобы разжечь антикатолические настроения и создать впечатление, что Англиканская церковь слишком терпима к католицизму и его коварным методам. [43]
Английский средний класс ненавидел правящий класс за его моральную распущенность. Англичанка Люси Хатчинсон дает нам представление об общем недовольстве в своих "Воспоминаниях о жизни полковника Хатчинсона": "Двор короля (Якова I) был рассадником похоти и невоздержанности. Земельное дворянство полностью деградировало. Каждый знатный дом в стране вскоре превратился в свинарник нечистот". [44] Широкое распространение подобных чувств способствовало формированию революции. Еще до того, как Карл I взошел на престол, появились прокламации против "крамольных и пуританских" книг и "опасных наветов и сочинений", критикующих правящий класс.
Фрэнсис Бэкон
Английская революция сформировалась вокруг милленаристской утопической концепции Фрэнсиса Бэкона, который интерпретировал видение Тиндейла. Он считал, что израильтяне больше не являются избранным Богом народом, и эта миссия перешла к англичанам, и что Храм Соломона должен быть восстановлен английскими израильтянами. [45] Это видение Бэкона было связано со взглядом Тиндейла на англичан как на современных израильтян, с акцентом на Приорат Сиона, тамплиеров и Храм Соломона в Иерусалиме, где Приорат защищает трон Давида в Иерусалиме, занятый царями Меровингами. Помимо того, что Бэкон был скрытым интерпретатором Тиндейла, считается, что именно он вдохновил создание розенкрейцерства, внезапно появившегося на европейской арене. Пуританская революция (которая отличается от пуританства) началась с розенкрейцеров, чье первое появление выглядело драматичным.
Розекрейцерская революция
Некоторые утверждают, что истоки розенкрейцерства, [46] которое, как мы увидим ниже, можно считать неудачной революцией, восходят к герметизму, и что этот Орден был основан в XV веке до н.э. Тутмосом III, чьё имя означает "рожденный от Тота" - бога мудрости с головой ибиса, эквивалентного Гермесу, и что три волхва, присутствовавшие при рождении Иисуса, были членами Ордена Розенкрейцеров. Карл Великий, возможно, основал ложу розенкрейцеров в Тулузе в IX веке. Как мы видели выше на стр. 38, основание Ордена Розы и Креста (Rose-Croix) приписывается Жану де Жизору, Великому магистру Приората Сиона, который выбрал красный крест в качестве своей эмблемы до 1220 года. (см. Приложения B, Приложение 7). Таким образом, возможно, что среди бывших Великих магистров Ордена Розенкрейцеров были: Раймонд VI, граф Тулузы (что придает новое измерение его конфликту с Церковью в поддержку катаров); Данте; Корнелий Агриппа, писавший о тамплиерах; Парацельс (швейцарский алхимик, умерший в 1541, которому приписывают основание розенкрейцерства); Джон Ди; Бруно и Бэкон.
Общество Розы и Креста Бэкона
Некоторые также говорят, что именно Бэкон основал розенкрейцерство вскоре после того, как основал масонство. В 1579 году, когда ему было 18 лет и в Англии еще не было масонских лож, Бэкон увидел необходимость хранить свои исследования в тайне и обзавеститсь "братьями по оружию". В переписке писателя Габриэля Харви с Бэконом есть намеки (и шутки) на масонство последнего.
Рисунок "Два столпа масонства" из книги "Выбор эмблем" Джеффри Уитни (1586)
Альфред Додд в книге "Истории личной жизни" Фрэнсиса Бэкона рассказывает, что "Общество Розы и Креста" выросло из созданного им нового масонства. Находясь на континенте (он был во Франции в 1576-79 годах в составе свиты английского посла), Бэкон изложил суть масонского движения и то, что сегодня известно как "Братство Розенкрейцеров". Он и некоторые континентальные мыслители положили начало этому движению. Это была реорганизация старого Ордена Тамплиеров посредством ритуала из девяти степеней, который они использовали в своих интересах. Новая "Коллегия розенкрейцеров" будет учреждена как обряд масонского братства, который он планировал основать в Англии. Никто не мог стать членом континентальной Коллегии розенкрейцеров, если он не достиг степени масона-мастера.
Во время своего второго визита на континент между 1580 и 1582 годами он сообщил о некотором прогрессе. Масонство теперь утвердилось в Англии, и систему лож можно было перенести во Францию и Германию. Бэкон написал серию брошюр для пропаганды доктрин и принципов розенкрейцерства и масонства - двух орденов, разделявших одни и те же идеалы. В этих брошюрах объяснялось, что этика заняла место вероучения; филантропические акты доброты - место наивной веры; правильное поведение - место лицемерия и лжи; братская любовь - место ненависти, разделившей Церковь. С этим видением он принес на континент первые манифесты розенкрейцеров. Вскоре манифесты тайно распространялись в Англии и континентальной Европе. Появились и другие манифесты, которые в конечном итоге были анонимно опубликованы в Германии. Манифесты розенкрейцеров были основаны на принципах Бэкона, которые он назвал Филантропией. [48]
Фридрих V, Елизавета Стюарт и Пфальц
Невидимые, розенкрейцеры действовали тайно до 1613 года, когда новый, молодой регент Пфальца вошел в английскую королевскую семью.
Гравюра: бракосочетание курфюрста Пфальца Фридриха V и принцессы Елизаветы. Жак Грантомм, 1613 год.
Анонимные розенкрейцеры вскоре сплотились вокруг Фридриха V, курфюрста Пфальца, [49] кальвиниста и племянника французского протестантского лидера Анри де ла Тур д'Оверни, который был связан с Приоратом Сиона. Фридрих (сменивший своего отца в 1610 году, когда ему было 14 лет) женился на дочери Якова I английского Элизабет Стюарт в часовне королевского дворца Уайтхолл в Лондоне. На гравюрах, посвящённых их свадьбе, изображено непроизносимое Имя Бога на иврите (Тетраграмматон), излучающее лучи солнечного света на Фридриха и Елизавету. В честь бракосочетания были поставлены шекспировские пьесы "Отелло" и "Буря", на которых, вероятно, присутствовал Граф Саутгемптон, покровитель Шекспира. По словам Чемберлена, сэр Фрэнсис Бэкон был главным вдохновителем маскарада "Свадьба Темзы и Рейна", представленного в гостинице Грейс-Инн. В июне принцесса Елизавета отправилась в Гейдельберг в Пфальце, страну, не имеющую выхода к морю, окруженную другими странами: Испанскими Нидерландами, Лотарингией, Вюртембергом и несколькими немецкими землями к юго-западу от современного Франкфурта.
Похоже, что Елизавету сопровождал граф Саутгемптон, и вскоре после этого она построила копию лондонского театра "Глобус" в крыле Гейдельбергского замка. (Этот театр все еще можно посетить.)
Жениху и невесте было по 17 лет, и их брак имел наследственную связь с Марией де Гиз, чьи два брака объединили Лотарингский дом и дом Стюартов. Елизавета познакомилась с Бэконом в Англии и была заядлой читательницей его книг, поэтому вполне естественно, что он сочинил одно из представлений для ее свадьбы. Что касается этого брака, Фрэнсис Йейтс писала, что в Пфальце формировалась культура, пришедшая из эпохи Возрождения, но с добавлением более поздних тенденций, культура, которую можно определить прилагательным "розенкрейцерерская". Движение вокруг Фридриха V, курфюрста Пфальца, было попыткой придать политико-религиозное выражение идеалу герметической реформы. Теперь в Гейдельберге существовало государство розенкрейцеров. [50]
Иоганн Андреэ
В 1614 году появились две книги, которые произвели сенсацию в Европе: "Fama Fraternitatis" и "Confessio Fraternitatis", обе приписывают Иоганну Валентину Андреэ. Эти книги были первыми из так называемых "манифестов розенкрейцеров" и описывали путешествия немца Кристиана Розенкрейца, который, как говорят, родился в 1378 году и умер в 1484 в возрасте 106 лет, изучая каббалу на Востоке. В 1616 году появился третий манифест розенкрейцеров "Алхимическая свадьба Кристиана Розенкрейца", насыщенная герметическими идеями и ставшая источником вдохновения для "Фауста" Гёте. (Все манифесты опубликованы анонимно; позже их автором был признан Иоганн Андреэ.)
Андреэ родился в Вюртемберге, лютеранском государстве, соседнем с Пфальцем. Его дед был известным лютеранским богословом, которого прозвали "Лютер Вюртембергский". Сам Андреэ стал лютеранским священником, но сохранил интерес к кальвинизму. В 1601 году, когда ему было 15 лет, мать отвезла его в Тюбинген учиться в Вюртембергском университете. Еще будучи студентом, он написал две комедии и первую версию "Алхимической свадьбы", которая была переписана до 1616 года с добавлением отсылок к Гейдельбергу и Фридриху V, королю Пфальца. Фридрих I, герцог Вюртембергский, был англофилом, несколько раз посещавшим Англию. Джон Ди посещал Богемию в 1580-х годах, и Андреэ, возможно, попал под его каббалистическое влияние через двор герцога Вюртембергского или через окружение курфюрста Пфальца. Еще в 1610 году Андреэ путешествовал по Европе и, как говорили, был членом тайного общества, связанного с герметизмом. (Возможно, это был Приорат Сиона.)
Манифесты розенкрейцеров, кажется, исходили из движений вокруг Фридриха V. "Алхимическая свадьба" 1616 года содержит ссылки на курфюрста Пфальца и его двор в Гейдельберге, на первые два манифеста и брак Фридриха. Фактически, переписанная версия "Алхимической свадьбы" (королевская свадьба, на которую был приглашен Розенкрейц), основана на свадьбе Фридриха V и Елизаветы. Кроме того, замок, описанный в "Алхимической свадьбе", вдохновлен замком Гейдельберга, чьи сады (с лабиринтами) украшали работы инженера Саломона де Кауса (львы и фонтаны со львиными головами). Фридрих разбил сады для своей жены, вырезал террасы в крутых скалах под замком, посадил апельсиновые и тутовые деревья и создал водопады. Все ожидали, что Фридрих начнёт реформу, объявленную в манифестах "Fama" и "Confessio", и тогда начнется герметический золотой век, вдохновленный движением розенкрейцеров.
Роберт Фладд
Английский врач Роберт Фладд, сын офицера, отвечавшего за выплаты жалования войскам Елизаветы I во Франции и Нидерландах, был выпускником Оксфорда. Он путешествовал по Европе, углубился в герметическую философию и в 1614 году принял участие в первом появлении на публичной арене Ордена Розенкрейцеров В 1617 году он написал трактат в защиту розенкрейцерства "Tractatus Apologeticus Rose-Croix", явно черпая вдохновение из еврейской каббалы. Он был автором "Мозаичной философии", название которой свидетельствует о сильном каббалистическом интересе. Возможно, он находился под влиянием фамилистов. Он учил, что Небес можно достичь на земле: "Розенкрейцеры называют себя братьями, потому что они Дети Божии". Фладд теперь считался ведущим интерпретатором розенкрейцерства в Англии, где новая философия была менее известна, чем на континенте. Он заявил о своей поддержке розенкрейцерства, сказав, что "высшим благом" является "Магия, Каббала и Алхимия Братьев Розенкрейцеров".
Розенкрейцерское королевство в Пфальце, которое вдохновило Незримую Коллегию и подчеркивало невидимость как розенкрейцерский образ жизни, отвечало за публикацию наиболее важных работ розенкрейцеров. Великий опус Роберта Фладда в трёх томах "Метафизика как большого, так и малого космоса" был опубликован в Пфальце Иоганном Теодором де Бри во время правления Фридриха V. Три тома вышли один за другим в 1617, 1618 и 1619 годах. Скорость, с которой были опубликованы эти три объемные книги, ясно показала, что существовала политика как можно скорее публиковать любые материалы, благоприятствующие движению розенкрейцеров Пфальца. Миссия Фладда заключалась в обновлении философии Возрождения - "Магии и Каббалы" Ренессанса, герметических текстов Фичино и Мирандолы, алхимии Парацельса и Джона Ди - традиции, из которой он почерпнул много материала. Более того, его план реформы наук, представленный в трех томах, напоминал "Развитие обучения" Бэкона.
Мы можем только догадываться о частоте визитов Фладда в Пфальц. У отца де Бри было много связей в Англии, и между Лондоном и Пфальцем было много курьеров, поскольку Яков I поддерживал связь со своей дочерью Елизаветой Стюарт. Почтовые услуги, предоставляемые этими курьерами, позволяли Фладду и де Бри оставаться на связи. Фладд также был очень близок с Янусом Грутером, библиотекарем Гейдельбергской библиотеки (и личным другом Андреэ), что позволяет предположить, что Фладд (как и Андреэ) посещал Гейдельберг, чтобы увидеться со своим издателем и посетить библиотеку.
Немецкий алхимик Михаэль Майер, много путешествовавший по Англии, посетил своего друга Роберта Фладда в 1616 году, когда тот опубликовал свой трактат в защиту Розенкрейцеров (Apologia Compendiaria Fraternitatem de Rosea Croce). Книга алхимических эмблем Майера "Atalanta Fugiens" была опубликована де Бри в Пфальце в 1618 году. Как и англичанин Фладд, пражский лютеранин Майер был последователем Парацельса; он был врачом императора Священной Римской империи Рудольфа II и получил титул графа. Он также был секретарем розенкрейцеров и фактически руководил Орденом в Пфальце.
Фладд, должно быть, встретил Андреэ во время его визитов к их общему другу Грютеру в Гейдельберге. Фладд был Великим магистром Приората Сиона с 1595 по 1637 год, и Андреэ сменил его, что указывает на то, что они знали друг друга. Оба выполняли различные функции.
В 1602 году Фладд был наставником Шарля, герцога де Гиза, который женился в 1610 году на Генриетте-Катрин де Жуайез, чьи поместья включали Куизу, недалеко от Ренн-ле-Шато, и Арк, место гробницы, которое изображено на холсте Пуссена; оба поместья позже были проданы короне. В 1614 году Андреэ был назначен диаконом небольшого городка недалеко от Штутгарта и жил там до 1640 года, когда он был назначен проповедником, а затем капелланом герцога Брауншвейгского. Эти должности давали Фладду и Андреэ возможность встречаться на континенте.
Тамплиер Яков I взошел на трон Англии в 1603 году, повергнув в шок Орден Приората Сиона, который контролировал английских монархов со времен Генриха II. Это положило конец приоратской линии Тюдоров, носивших Розу и Крест (орден, предположительно основанный де Жизором в 1220 году), и означало, что они потеряли эмблему, принадлежавшую им на протяжении 400 лет. [51] Великим Магистром во время этой потери был Роберт Фладд, и вполне вероятно, что государство розенкрейцеров в Пфальце, где правила Елизавета, дочь Якова I, было попыткой вернуть Англию: ожидалось, что однажды Елизавета станет преемницей своего отца на английском престоле - с Фридрихом V в качестве сионистско-розенкрейцерской супруга. Эта мысль, должно быть, пришла в голову Бэкону и графу Саутгемптону во время свадьбы Елизаветы Стюарт с Фридрихом V и, возможно, послужила фактором появления розенкрейцеров в Англии в 1614 году, через год после свадьбы.
Считается, что Фладд воспользовался помощью Фрэнсиса Бэкона при основании Ордена Розенкрейцеров в Англии. [52] В какой степени Фладд действовал от имени Бэкона, выводя на общественную арену розенкрейцеров? Как мы уже видели, похоже, что Бэкон основал "Общество Розы и Креста" до того, как Фладд основал Братство Розенкрейцеров в Англии. Паоли Росси продемонстрировал, что работы Бэкона произошли от герметической традиции, которую в то время олицетворял Фладд, Великий магистр Приората Сиона и, согласно Энциклопедии масонства, "непосредственный отец масонства". [53] Йейтс пишет о параллелях между движениями розенкрейцеров и Бэкона. [54]
Альфред Додд приписывает Бэкону создание розенкрейцерства после 1614 года, а также написание Манифестов розенкрейцеров. Во многих книгах отмечается, что и Манифесты, и труды Роберта Фладда написаны Бэконом. (Однако Фрэнсис Йейтс видит в Манифестах руку Джона Ди.) В "Розенкрейцерском просвещении" Йейтс утверждает, что до публикации беконовской книги "Развитие обучения" в 1605 году нет никаких свидетельств того, что Бэкон думал о Манифестах розенкрейцеров. [55] Все, что мы можем сказать, это то, что между 1614 и 1617 годами существовало движение розенкрейцеров, связанное с Бэконом, который изучал герметическую, гностическую и неоплатоническую философию, а также каббалу.
Согласно книге "Тайные учения всех веков" Мэнли П. Холла [56], первоначальная программа Братства Розенкрейцеров была революционной и преследовала три цели:
1) отмена монархических форм правления и замена их "правлением философской элиты";
2) реформа науки, философии и этики;
3) открытие универсального лекарства, или панацеи, от всех болезней.
Эти три цели преследовались тайно, поскольку организации розенкрейцеров грозила опасность быть подавленной догматическим христианством. Как мы увидим, антимонархическая цель не была широко известна розенкрейцерам до 1620 года. До этого можно было быть монархистом и розенкрейцером (что, вероятно, и было в случае с Шекспиром). Вторая цель была бэконовской и включала в себя развитие науки и великое установление (реорганизацию наук, чтобы вернуть человеку власть над природой, которую он потерял с грехопадением). Третья цель включала алхимию и поиски философского камня - универсальной панацеи, которая сделает возможной вечную молодость.
Крах государства розенкрейцеров
Связь Фридриха V с Богемией (западной Чехией) погубила его. Богемцы свергли непопулярного короля Фердинанда II Габсбурга, готового отменить политические и религиозные свободы. Сочувствуя Контрреформации, Фердинанд изменил политику терпимости своего предшественника и начал подавлять богемские церкви. В Праге, где повстанцы бросили вызов правителю Габсбургов и объявили корону Богемии выборной, были отвергнуты два католических лидера. Розенкрейцеры воспользовались непримиримостью Фердинанда и корона Богемии была предложена протестанту Фридриху V. (Именно по Богемии путешествовал протестант Джон Ди в 1580-х годах.) В сентябре 1619 года Фридрих принял корону Богемии и отправился в Прагу. Гуситское духовенство совершило коронацию Фридриха и Елизаветы в Пражском соборе. Королевой Богемии теперь была англичанка.
Будучи католиком, получившим иезуитское образование, Фердинанд сопротивлялся. Указ о его низложении был датирован 16 августа 1619 годом, и 18 августа он был избран императором Германии. Поддержка Габсбургов обеспечила ему трон короля Богемии на имперских выборах. Из семи выборщиков трое были католиками и трое протестантами. Его считали императором все католики, но не протестанты и богемцы. Так началась разрушительная Тридцатилетняя война в Германии (1618-48) между католиками и протестантами, которая еще больше разделила христианство.
Фридрих V пробыл королём Богемии только два года. Фердинанд II вернул себе Богемию и с помощью герцога Баварии победил Фридриха в битве у Белой горы под Прагой в ноябре 1620 года. Богемия была включена в состав земель Габсбургов, а войска католической Испании под командованием генерала Спинолы, вошли в Пфальц. Город Гейдельберг был оккупирован католическими войсками, проводились казни и чистки.
Король Англии Яков I предпочел отказаться от своей дочери Елизаветы (супруги потерпевшего поражение Фридриха V), чтобы не навлечь на себя гнев Габсбургов. Его целью было избежать войны с Габсбургами - его самого большого страха - уравновесив брак своей дочери Елизаветы с немецким протестантским князем Фридрихом V браком своего сына Карла с испанской католической принцессой.
Мы можем посмотреть на ситуацию с точки зрения Якова I. Его зять Фридрих V пытался вовлечь его в крестовый поход против Габсбургов, которых он опасался, и в философию розенкрейцеров, с которой он не чувствовал себя комфортно. Яков был тамплиером, а Фридрих, как и Фладд, был сионистом-розенкрейцером. (Фладд посвятил королю первый том "Истории макрокосма и микрокосма", полагая, что Яков заинтересуется книгой, опубликованной в королевстве его зятя. Фладд был одним из интеллектуалов, автором перевода Библии короля Якова. Его участие в этом переводе как Великого магистра Приората Сиона, возможно, объясняет, почему английское написание "Zion" появляется вместе с французским написанием "Sion".) Яков I, оказавшийся в затруднительном и неприятном положении, хотел отойти от сионистского розенкрейцерства. То, что произошло, было ничем иным, как катастрофической попыткой розенкрейцеров завоевать корону Богемии и открыто расширить дело розенкрейцеров. Теперь это расширение должно быть тайным.
Яков, однако, попросил голландцев защитить права его дочери и согласился на то, чтобы граф Дона собрал в Англии группу добровольцев для защиты Пфальца. Граф Дона предложил командование сэру Горацию Веру (двоюродному брату Эдуарда де Вера), который после смерти своего брата Фрэнсиса был самым способным из английских солдат. Вер получил разрешение короля на выезд в июле 1620 года. Он командовал небольшим отрядом численностью около 2000 человек, который германские князья усилили 4000 всадниками и 6000 пехотинцами. Генерал Спинола, с другой стороны, имел 24 000 человек. Вер оказался в ужасно невыгодном положении в битве при Белой горе. После поражения протестантов Яков больше не позволял дочери возвращаться в Англию, опасаясь обидеть Габсбургов. На портрете Якова, написанном примерно в это время, он изображен сидящим под декоративной розой, что может указывать на его поддержку своей дочери-розенкрейцера, а также на продолжение тюдоровской традиции.
В течение 1621 года англичане защищали последние три крепости Пфальца, но проиграли битву. В июне 1622 года Фридрих V навсегда покинул Мангейм. Вир защищал осажденный Мангейм и, наконец, вернулся в Англию в январе 1624 года, где был принят королем Яковым, который был так благодарен, что забыл прикрыть голову, приветствуя его.
Фридрих и Елизавета были отправлены в изгнание в Нидерланды и прибыли в Гаагу в 1622 году. Оттуда чета розенкрейцеров гневно смотрела на море, в сторону Англии, откуда отец Елизаветы посылал только финансовую помощь. Бэкон был не согласен с политикой Якова и искал возможности поддержать Фридриха, но был осторожен, помня, что Яков держал розенкрейцера Джона Ди на расстоянии (в отличие от его предшественницы Елизаветы I, которая даже попросила Ди объяснить ей "Иероглифическую монаду").
В какой степени Адреэ хотел совершить розенкрейцерскую революцию в Пфальце?
Намеревался ли он создать розенкрейцерскую монархию, которая могла бы однажды заменить тамплиера Якова I его дочерью Елизаветой - розенкрейцером и сионисткой?
Это вполне возможно. Идея розенкрейцерства, предположительно, принадлежит Бэкону. Интеллектуальное выражение розенкрейцерства было дано Андреэ, Фладдом и Майером, а политическое выражение - Фридрихом V. Розенкрейцерское государство в Пфальце рухнуло до того, как произошла его физическая консолидация, прервав революцию (если революция действительно была задумана). Мы не можем дать полный ответ на вопрос о намерениях Андреэ, не зная степени участия Бэкона, но три Манифеста розенкрейцеров, авторство которых приписывают Андреэ, создали внезапно изменившуюся атмосферу, которую можно считать революцией.
Розенкрейцеры в подполье
Изгнание Фридриха привело к некоторым предсказаниям, что 1620 год станет концом движения розенкрейцеров. Действительно, розенкрейцеры ушли в подполье, вновь приняв обет невидимости. В 1623 году в Париже вдруг появились объявления, возвещавшие о присутствии в городе братии Розы и Креста: "Мы, как представители главной Коллегии Братства Розы и Креста, милостью Всевышнего, к Которому обращены сердца всех праведных, видимым и невидимым образом присутствуем в этом городе. Мы показываем и учим без книг и знаков говорить на языках всех стран, где мы решили обосноваться, дабы спасти себе подобных от смертельно опасных заблуждений". В опубликованной в 1623 году анонимной работе под названием "Ужасные договоры между дьяволом и так называемыми невидимками" говорилось: "Мы, представители Коллегии Розы и Креста, обещаем всем желающим вступить в наше общество, что мы научим их наиболее совершенному знанию Всевышнего, во Имя Которого мы ныне собрались, и будем превращать их из видимых в невидимых и из невидимых в видимых". [57] Далее в работе сообщается, что этих невидимых всего 36 и что они рассеяны по всему миру группами по шесть человек.
Невидимость Коллегий сама по себе была для них рекламой. Похоже, что многие Братья Розы и Креста читали ложную герметическую каббалу, поскольку недоброжелатели все чаще связывали их с поклонением дьяволу и колдовством. В 1623 году Михаэль Майер все еще был секретарем розенкрейцеров Германии, и держатели постоялых дворов, где собирались розенкрейцеры, вывешивали у себя в тавернах розы - в знак того, что все сказанное тут должно оставаться в тайне.
К 1623 году подавление протестантской Богемии и Пфальца было завершено и, на фоне Тридцатилетней войны, католической контрреформации и власти Габсбургов, во Франции началась кампания по подавлению розенкрейцерских изданий, манифестов и плакатов. Протестанты, спасаясь от католической инквизиции, начали перетекать из Европы в Англию (родину Елизаветы Стюарт, бывшей королевы Пфальца).
1623 году, на фоне Тридцатилетней войны между католической Испанией и немецкими князьями/Пфальцем состоялась публикация "Первого фолио" сочинений Шекспира. Публикацию спонсировали зять 17-го графа Оксфорда, граф Монтгомери, и его брат, граф Пембрук (который был помолвлен с другой дочерью Оксфорда). Их поддержала группа протестантской знати, включая графа Саутгемптона (покровителя Шекспира). Эта группа выступила против предложения Якова I, который намеревался женить своего наследника принца Карла на инфанте, дочери короля Испании Филиппа III. Вполне вероятно, что они были в контакте с недавно свергнутой дочерью Якова Элизаветой Стюарт, которая, как надеялись розенкрейцеры, станет преемницей Якова.
"Первое фолио" содержит поразительную защиту английского суверенитета и английской монархии (например, через Гамлета, которому противостоит империалистический "карманник империи" Уильям Сесил/Полоний). Судя по всему, издание было связано с Фридрихом V и Елизаветой, находящимися в ссылке в Гааге. Сэр Гораций Вир, который привел войска Якова I в Пфальц и оборонял Мангейм, пока Фридрих V не покинул город, должно быть, обсуждал с Фридрихом произведения Шекспира. На свадьбе Фридриха были показаны две пьесы Шекспира, и, как мы видели, его жена построила копию театра "Глобус" в Гейдельбергском замке. Не исключено, что в 1613 году граф Саутгемптон взял рукописи для изучения актерами и поместил их в библиотеку замка, где они, должно быть, оставались до тех пор, пока Фридрих не был отправлен в изгнание. (Поиски утерянных рукописей Шекспира следует начать в архивах замков близ Гейдельберга и Гааги, где в изгнании жила Елизавета Стюарт.) Сэр Гораций, возможно, даже раскрыл, что Шекспир был промонархическим розенкрейцером, имевшим связи с Обществом Розы и Креста Бэкона и фактически был его родственником Эдвардом де Вером, 17-м графом Оксфорда. Некоторые считают, что Гораций де Вер послужил прообразом для Горация в пьесе "Гамлет".)
Фридрих и Елизавета не хотели, чтобы Яков I вступал в союз с их врагом, Испанией. Публикация "Первого фолио" пошлет Якову ясный сигнал: ему следует обратить внимание на поведение английских королей в пьесах; английские короли всегда были националистами и отстаивали свой суверенитет и независимость от Испании. Граф Саутгемптон, возможно, выступил в качестве посредника (поскольку сэр Гораций Вир все еще воевал в Германии). (Вполне вероятно, как мы видели, граф Саутгемптон присутствовал на королевской свадьбе Фридриха и Елизаветы в 1613 году. Принц Генрих, брат Елизаветы, хотел, чтобы он сопровождал Елизавету в Гейдельберг, куда она прибыла 6 июня и была встречена матерью и сестрой Фридриха. Известно, что Саутгемптон в это время находился на континенте.) [58] Фридрих V надеялся вернуть себе трон и был явно промонархистским розенкрейцером, а не республиканцем (у него было две короны - Пфальца и Богемии). Лишь позже розенкрейцерство стало ассоциироваться с республиканской оппозицией монархии.
Розенкрейцерская невидимость Бэкона
Бэкон был назначен лордом-канцлером в 1618 году, но был отстранен в 1621 году из-за обвинений во взяточничестве. Оказавшись в тюрьме в Тауэре, он последние пять лет своей жизни лихорадочно писал. Он оплакивал конец рая розенкрейцеров в Пфальце, который описал в "Новой Атлантиде" (1624). Пфальц, бывший самым процветающим регионом Германии до того, как Фридрих принял корону Богемии, теперь был разорен сменявшими друг друга армиями. Имя Соломон, которое появляется в "Новой Атлантиде" (Дом Соломона), относится к Пфальцу, поскольку это имя проектировщика садов замка Гейдельберга. С ностальгией вспоминая Пфальц, Бэкон возлагал свой розенкрейцерский идеал на Америку, на первое постоянное поселение, основанное его кузеном Бартоломью Госнольдом. Проще говоря, Новая Атлантида = Пфальц + колония Джеймстаун, основанная Госнольдом. Описанное Бэконом утопическое государство на острове Бенсалем, или "сын (Иеру)Салема", намекает на то, какой могла бы стать Англия.
В "Новой Атлантиде" есть много свидетельств того, что Бэкон знал историю розенкрейцеров. Представитель Новой Атлантиды вручает путешественникам свиток, "скреплённый печатью, изображавшей крылья серафимов, но не простертые, а опущенные книзу; а подле них крест". Манифест розенкрейцеров "Fama Fraternitatis", тоже в конце как бы скрепляется печатью - девизом "Под сенью крыл Иеговы". Путешественники в Бенсалеме предложили оплату за оказанную им медицинскую помощь, но денег у них не взяли. Братья Розенкрейцеры всегда лечили бесплатно. Чиновник Дома иностранцев в Бенсалеме носит белую чалму "украшенную маленьким красным крестом". Это эмблема розенкрейцеров. Каждые двенадцать лет трое представителей Дома Соломона отправляются с миссией во внешний мир, перенимая одежду и обычаи посещаемой ими страны, чтобы найти "первое творение Бога, которое было светом". Йейтс отмечает, что, хотя розенкрейцеры и не упоминаются в "Новой Атлантиде", "Новая Атлантида управлялась братьями R.C. (розенкрейцерами), которые невидимо путешествовали как торговцы светом". [59] Другими словами, путешественники прибыли в розенкрейцерский рай или утопию.
Уже было высказано предположение, что, поскольку Бэкон, по-видимому, так активно участвовал в написании "Манифестов розенкрейцеров", основанных на его принципах, то возможно, Иоганн Андреэ не был реальным человеком, но псевдонимом Бэкона. Об этом свидетельствует "Анатомия меланхолии" Роберта Бертона, впервые вышедшая в 1621 году под псевдонимом Демокрита Младшего. Бертон был близок к Бэкону. В этой работе упоминается, что основатель Братства R.C. (Розы и Креста) был еще жив (в 1621), и есть короткая сноска, которую Мэнли Холл считает "чрезвычайно значимой": "Джо. Валент. Андреэас, лорд Верулам". Бэкон был лордом Веруламом (Сент-Олбанс), и пунктуация в этой сноске предполагает, что имя Андреэ было еще одним Бэкона. [60] Другими словами, можно предположить, что Андреэ и Бэкон были одним и тем же человеком.
Также высказывалось предположение, что, возможно, Андреэ позволил Бэкону использовать свое имя в качестве псевдонима и что, возможно, Бэкон не умер в доме графа Арундела недалеко от Хайгейта 9 апреля 1626 года, а бежал на континент в возрасте 65 лет, где принял личность пастора Андреэ, который был Великим магистром Приората Сиона с 1637 по 1654 год, когда Бэкону было бы 93 года. В данном случае именно Бэкон, а не Андреэ, в 1640 году стал проповедником, а затем капелланом герцога Брауншвейгского (который, должно быть, был частью заговора), и именно Бэкон учил Яна Коменского, который стал бэконианцем. Но убедительных доказательств этому предположению нет. (Интересно отметить, что Роберт Фладд происходил по материнской линии из древнего сомерсетского рода Андрос. Создав прилагательное женского рода от "Андрос", мы получим "Андреа". Поэтому, возможно, что Андреэ был псевдонимом Фладда, а не Бэкона.)
Вполне вероятно, что розенкрейцерство и масонство Бэкона базировались в определенном здании в Лондоне. Если Бэкон, известный как Соломон своего времени, был архитектором масонства, которое сосредоточило усилия на восстановлении Храма Соломона, то его первая масонская ложа должна была собраться в Лондоне, а не в Иерусалиме. Масонская традиция (например, "Пересмотренная энциклопедия масонства" 1950 года на стр. 601) утверждает, что все древние масонские документы происходят "из Ложи Святого Иоанна Иерусалимского". То есть, под Иерусалимом подразумевается ложа, а не город. "Ложа Святого Иоанна Иерусалимского" (или Рыцари шлема, или Принятые масоны), по-видимому, находилась в Лондоне, в районе Кларкенуэлл, в здании известном как Монастырь Святого Иоанна Иерусалимского, южным входом которого были Ворота Святого Иоанна. Он перестал быть монастырём после их закрытия Томасом Кромвелем и с 1571 по 1610 год был резиденцией Ревель офиса (ответственного за королевские празднества). [61] Джон Лили (секретарь 17-го графа Оксфорда в 1580-х годах) был ответственным за королевские празднества, и, согласно "Полному собранию сочинений Джона Лили" [62] Р. Уорвика Бонда, его основной обязанностью было проводить репетиции пьес, которые будут исполняться для королевы. Возможно, репетиции проводились в зале Ревель офиса. С октября 1591 по 1599 год монастырь был закрыт для актеров, вероятно, по религиозным соображениям. Ссылки на религиозные конфликты на сцене вызвали гнев властей в 1589 году.
Бэкон, который очень хорошо знал и монастырь, и Лили, возможно, помогал последнему в подготовке актеров. Лили, в свою очередь, мог быть одним из первых масонских репетиторов. Похоже, что масоны старой ложи Бэкона собирались в монастыре около 1586 года и были изгнаны оттуда до 4 октября 1591 года, поскольку королева была встревожена тайными собраниями масонства Бэкона. Эта дата практически совпадает с его встречей (в июле 1591 года) с молодым графом Эссексом, фаворитом королевы, который все еще находился у нее в опале за то, что женился без ее разрешения на вдове сэра Филипа Сидни. Эссекс был покровителем Бэкона с 1591 по 1601 год, когда Бэкон объявил его предателем и возглавил процесс, приведший к его казни. Бэкон, похоже, вернулся в Приорат во времена розенкрейцеров. Он арендовал башню Кэнонбери в Ислингтоне с 1616 по 1625 год, когда от башни к воротам монастыря вёл подземный переход. [64]
Похоже, Монастырь Св. Иоанна Иерусалимского был центром невидимости, которой Бэкон требовал от всех своих последователей. Вместе с членами Ордена Рыцарей Шлема Бэкон поклялся сохранять полную невидимость, в том числе в своих трудах, способствуя развитию знаний. Очевидно, ему было трудно сдержать клятву, потому что в 1597 году он опубликовал первое сочинение под своим именем. Это было в то время, когда Орден Рыцарей Шлема и Богини Мудрости - Афины заменил последнюю Великим Архитектором масонской Вселенной, Богом Высшей Мудрости, прославляемым в Ордене Принятого Масонства, который не требовал полной невидимости. [65] Проект масонства был завершен только после публикации "Новой Атлантиды", в которой были изложены его философские основы. (Этот проект исходил от розенкрейцеров Приората Сиона, благодаря Обществу Розы и Креста Бэкона и подготовке Фладда.)
Невидимость Рыцарей Шлема, которую Бэкон соблюдал до 1597 года, может объяснить анонимность Шекспира. Если "Шекспир" - это псевдоним, то тогда, возможно, Шекспир был членом Общества Розы и Креста (отсюда связь Джона Ди с Просперо в "Буре") и взял идею копья из статуи Афины Паллады. Сверкающий на солнце золотой наконечник копья статуи богини на Афинском Акрополе был виден из открытого моря, давая греческому флоту уверенность, что богиня наблюдает за волнами (как и Британия, которая также носила шлем и владела эквивалентом копья). Если это так, то стоит отметить, что похвала, полученная 17-ым графом Оксфорда от Габриэля Харви в присутствии королевы в Одли-Энде, "Твой лик потрясает копьем", возможно, относится к копью Афины Паллады, знакомой Рыцарям Шлема, о котором Харви было известно из его переписки с Бэконом. В 1593 году Оксфорд переехал в Хакни, недалеко от монастыря и своего родственника Бэкона, и провел там последние 11 лет своей жизни, возможно, контактируя с бывшими Рыцарями Шлема и храня обет невидимости, данному самому Бэкону. Этот обет невидимости вскоре будет иметь прочные связи с розенкрейцерами.
И Бэкон, и Шекспир, должно быть, подверглись розенкрейцерской "философской смерти" (официально умерли, приняв другую личность). Мэнли Холл сообщает, что высший совет розенкрейцеров состоял из ряда людей, прошедших через так называемую "философскую смерть". При вступлении в Орден посвящаемый удачно "умирал" при загадочных обстоятельствах. На самом деле он менял имя и адрес, а вместо него хоронили гроб, набитый камнями или с чужим телом. Считается, что именно это произошло в случае с Бэконом, который отказался от авторства на написанные или вдохновлённые им тексты, позволив другим взять на себя его авторство. [66]
Братья из Новой Атлантиды и их школа "оставались невидимыми" для внешнего мира. Великий магистр Розенкрейцеров Михаэль Майер писал в книге "Золотая фемида", что на собрании, состоявшемся в 1617 году, была принята резолюция, согласно которой Братство Розы и Креста должно сохранять строжайшую секретность в течение ста лет (до 1717 года, года официального учреждения масонства). 31 октября 1617 года на "Конвенте семи" в Магдебурге было принято решение называть своих членов в течение последующих ста лет секретности "невидимками". Он также возобновил свою клятву уничтожить христианскую церковь и постановил, что в 1717 году он преобразует розенкрейцеров в ассоциацию, которая сможет открыто распространять свою пропаганду. [67. Lady Queenborough, Occult Theocrasy, Emissary Publications, EUA, 1981, pp. 152-153]
Розенкрейцерское масонство и подполье теперь были переплетены и, тем не менее, оставались невидимыми. Как сказал де Куинси, "масонство - это не что иное как розенкрейцерство, модифицированное теми, кто пересадил его в Англию". Через Фладда и Андреэ/Бэкона розенкрейцерство и масонство оказали огромное влияние на политическое направление пуританства.
Многое было сказано, чтобы показать, что "невидимое братство розенкрейцеров" тайно перетекло из Пфальца в 1619 году к тем, кто сплотился вокруг творчества Бэкона, а откуда оно перешло в Английское Королевское Общество в 1660 году. Незримые поклялись быть невидимы в том, что они сделали при жизни, чтобы умереть незаметно и быть похороненными без хвастовства и помпы. Либо без надгробия, либо с двусмысленной эпитафией. Теперь кажется, что гробница в Арке и пастухи, изучающие надпись в Аркадии/Аркес-адии, передают невидимость розенкрейцера; пастухи были розенкрейцерами, а могила и надпись представляли могилу Кристиана Розенкрейца, на которой была двусмысленная надпись (Et in Arcadia Ego), ставшая эпитафией Невидимому.
Таким образом, Аркадия, по-видимому, была ссылкой на Пфальц и Францию с ее утраченным раем розенкрейцеров. Гробница [в Аркадии] предполагает невидимость розенкрейцеров после [философской] смерти. По всей Европе невидимые розенкрейцеры маскировали свою деятельность, называя свои группы христианскими обществами или союзами, - это была сеть тайных обществ, действующих под христианской этикеткой. Точно так же многие розенкрейцеры, бежавшие в Англию, называли себя пуританами и присоединились к Пуританской революции.
В книге "Оккультная философия елизаветинской эпохи" Фрэнсис Йейтс рассказывает, как неудавшаяся революция розенкрейцеров Иоганна Андреэ в Пфальце проникла в Пуританскую революцию: "Розенкрейцерское движение на континенте потерпело неудачу. Беженцы стекались в пуританскую Англию как убежище от Антихриста. И Пуританская революция взяла на себя некоторые аспекты запланированной революции розенкрейцеров. Вот почему в Англии появился пуританский оккультизм, был опубликован перевод "Манифестов розенкрейцеров" в период Кромвеля, а ревностные парламентарии культивировали философию Джона Ди". [68]
Невидимое общество розенкрейцеров Хартлиба
Многие европейцы, прибывшие в Англию в качестве беженцев из религиозных армий в Германии, были личными соратниками Андреэ: Самуэль Хартлиб (друг Андреэ) из оккупированной Пруссии; Ян Амос Коменский (с которым Андреэ продолжал переписываться) из Моравии; Теодор Хаак, личный друг Элизаветы Стюарт, и доктор Джон Уилкинс, капеллан Фридриха V. Прибыв в Англию, они были вовлечены в масонские гильдии и кружки, подготовленные Фладдом, связанные теперь с Розой и Крестом. Все эти розенкрейцеры стали пуританами. Они познакомились с Робертом Мореем, который был принят в члены ложи в 1641 году, а также с Элиасом Эшмолом (масоном с 1646 года) и молодым Робертом Бойлем.
Хартлиб и Андреэ
Сэмюэль Хартлиб был связующим звеном между Андреэ и Оливером Кромвелем, он также дал интеллектуальное выражение скрытому видению Андреэ. Он был родом из Эльбинга, в польской Пруссии, и учился в Кембридже, когда Мильтон был еще студентом (1625-26), в последний год жизни Бэкона. Нет доказательств того, что Мильтон и Хартлиб встречались в это время, но Хартлиб знал всех, [69] включая Томаса Янга, Джозефа Мида, шотландского реформатора образования Джона Дьюри и леди Ранелу, чья тетя (сестра Эдварда Кинга Мильтона Лисидаса) вышла замуж Дьюри.
После Кембриджа Хартлиб вернулся в Эльбинг и оказался в центре мистического и филантропического общества. Это была "Антилия" - модель христианского общества, основанная на трудах Андреэ, сочетавшая в себе благочестие и науку. Это "реформированное" сообщество было подготовкой к всеобщей реформе. Таким образом, Хартлиб познакомился с трудами Андреэ в 1627-28 годах, и его внимание к новой науке объединило идеи Бэкона и Андреэ.
Андреэ видел, как его Христианские союзы образовали "Христианское общество" ["Societas Christiana" - утопическое научное братство тех, кто посвятил себя духовной жизни, в надежде, что они инициируют вторую Реформацию], как видно из двух его работ, написанных в 1619 и 1620 годах, "Модель христианского общества" и "Протянутая Десница христианской Любви". Эти две работы считались утерянными, но копии были найдены в бумагах Хартлиба. [70] Джон Холл перевел их с латыни в 1647 году и написал Хартлибу: "Вы сами (кто встречался с некоторыми членами этого общества в Германии) можете засвидетельствовать, что это больше, чем идея. Очень жаль, что она была прекращена вскоре после учреждения и болше не возобновилась". В книге "Модель христианского общества" Андреэ пишет: "Глава Общества - немецкий принц, человек, прославленный благочестием, знаниями и честностью, под руководством которого двенадцать коллег, его советников; каждый из них удостоен определённого дара Божьего."
В 1642 году Андреэ написал герцогу Брауншвейгскому, капелланом которого он стал, и намекнул, что он (герцог Брауншвейгский) и был этим принцем. В письме Андреэ сообщил, что место, где началась деятельность "Христианских обществ", вскоре станет штаб-квартирой войны, поскольку группа уже раскололась в религиозной войне (Тридцатилетней войне). Книга "Societas Christiana" (Христианское общество) была сожжена, а члены разогнаны. [71]
Далее в книге "Модель" мы читаем, что ничто так не приближается к Богу, как единство, и что жизненно важно избегать разногласий между людьми, поэтому люди объединяются в общества. Двенадцать коллег немецкого принца представляли различные отрасли знаний: религию, добродетель, образование, теологию, цензуру, философию, политику, историю, экономику, медицину, математику и филологию. В "Христианском обществе" (Societas Christiana) Андреэ существовала сильная научная культура. Оно было основано на математике и делало упор на технологию и полезность. Исследование манифеста "Fama fraternitatis" показывает, что отрасли знаний, изучаемые двенадцатью коллегами, ничем не отличаются от предметов, предлагаемых братьям-розенкрейцерам. Андреэ расширил эти темы в своей утопии "Христианополис" (1629).
Между 1619 и 1620 годами Андреэ рекомендовал создание обществ, управляемых наукой, первое из которых возглавил герцог Брауншвейгский. (Одно из первых было создано в городе Эльбинг по инициативе Хартлиба.) Тридцатилетняя война положила конец обществам в Германии, хотя Андреэ пытался возобновить деятельность розенкрейцерских обществ в Нюрнберге в 1628 году. Но, и в этом суть, "Христианское общество" продолжило свое существование в Англии благодаря одному из его главных энтузиастов, розенкрейцеру Хартлибу, чье значение для Андреэ можно понять, если вспомнить, что только он сохранил произведения Андреа, написанные в 1619 и 1620 годах.
Войска католиков продвинулись через сельские районы польской Пруссии, кальвинистской с XVI века и защищаемой наемными войсками, и взяли город Эльбинг. В 1628 году Хартлиб вернулся в Англию в качестве беженца и сотрудничал с Джоном Дьюри, с которым познакомился в Эльбинге. У них были одинаковые идеи о необходимости объединения всех протестантских церквей для всеобщего образования, школьной реформы и подготовки учителей. Хартлиб создал в Чичестере школу для беженцев из Польши, Богемии и Пфальца и вернулся в Лондон для организации благотворительных, образовательных и научных проектов, связанных с невидимым религиозным рвением.
Невидимая группа розенкрейцеров Хартлиба
В 1630-х годах, будучи другом и корреспондентом Андреаэ, Хартлиб находился в центре реформаторской группы, выпустившей множество брошюр и трактатов. Быть реформатором в 1630-х годах означало противостоять королю. Обсуждая реформу образования и всеобщее образование, Хартлиб фактически говорил о новом обществе. В этом контексте Хартлиб был тесно связан с Джоном Пимом, революционным лидером оппозиции, который "отрицал само существование верховной власти" [72] и дал политическое выражение Пуританской революции, изменившей общество революционными средствами. С 1621 года до своей смерти в 1643 году Пим заседал во всех парламентах, а с 1629 года он сплотил людей, которые возглавили парламентскую оппозицию королю в 1640-х годах. Чарльз Вебстер в своем исчерпывающем исследовании того периода рассказывает, что даже не имея средств, Хартлиб пытался помочь другим. Пим убедил Хартлиба найти технические решения, чтобы предотвратить затопление угольных шахт Ковентри. Пим находился в Фосли, Нортгемптоншир, когда переписывался с Хартлибом, и именно оттуда он распространял полученные новости среди других пуританских политиков. Пим посылал небольшие суммы Хартлибу, которому, возможно, приходилось помогать своим общественным протеже и содействовать визиту Коменского в Англию. Эта переписка свидетельствует о теплых отношениях между Пимом и Хартлибом. Вероятно, Дьюри был прав, считая Хартлиба "близким и постоянным другом Пима". [73]
По словам Хью Тревора-Ропера, [74] наибольшую поддержку Хартлибу и Невидимой группе розенкрейцеров Дьюри в 1630-х годах оказала Елизавета Стюарт, королева Богемии, номинальная глава оппозиции королю. Будучи вдовой Фридриха V, Елизавета принимала беженцев из Пфальца, Богемии и других истерзанных войной регионов Европы и передала Хартлибу часть средств, полученных ею от парламента Англии и правительства Нидерландов - возможно, по просьбе Андреэ. Таким образом, "Христианское общество" (Societas Christiana) Хартлиба в Лондоне, вдохновленное Андреэ, было основано Елизаветой Стюарт, а Хартлиб, в свою очередь, предпринял попытку вернуть престол Пфальца сыну Елизаветы, Карлу Луи. В 1637 году Карл Луи сделал Хартлиба министром курфюрста Пфальца, учитывая его услуги изгнанникам Пфальца (розенкрейцерам) и его репутацию среди "великих". [75] Джон Дьюри был в контакте с Елизаветой Богемской, а также участвовал в восстановлении Карла Людовика.
Группа Хартлиба получила распространение вначале 1640-х, когда стала более многочисленной и влиятельной. Друг Хартлиба Коменский, которого также финансировала Елизавета Богемская, учился в Гейдельбергском университете в Пфальце, находясь под влиянием милленаристов, считавших, что человек может достичь спасения на земле. Он с энтузиазмом читал работы Бэкона и верил, что Тысячелетие [Милениум - тысячелетнее Царство Божие на земле в конце истории] можно достичь с помощью науки. В Гейдельберге он встретил Джорджа, брата Сэмюэля Хартлиба, а также, возможно, встретил Андреэ. В любом случае, поступив в Гейдельберг через 12 дней после приезда Елизаветы Стюарт в июне 1613 года, вы наверняка могли услышать о "Манифестах розенкрейцеров". Когда испанцы осадили Гейдельберг в 1618 году, Коменский бежал в Польшу. Хартлиб прислал ему исследования, подтверждающие его реформаторские взгляды, и перевел многие работы Коменского, в том числе "Pansophiae prodromus" (пансофия, представляющая универсальное знание).
С благословения парламента Хартлиб пригласил Коменского и Дюри присоединиться к нему в Англии в 1641 году. Хартлиб дал Коменскому задание: основать коллегию социальных реформ, чтобы изменить общество посредством образования. Эта коллегия станет Незримой коллегией [розенкрейцеров], а затем Королевским обществом [Академией наук Великобритании]. Приезд Коменского усилил влияние группы Хартлиба, в которую входили Джон Холл, сэр Чейни Калпепер, Роберт Бойль (брат леди Ранелаг), живший за границей, математик Джон Пелл, Бенджамин Уорсли, Джон Сэдлер, Генри Ольденбург и Теодор Хаак, розенкрейцер из Пфальца.
В 1641 году Хартлиб опубликовал утопический трактат "Описание знаменитого королевства Макария", продолжающий его произведение "Антилия" (о его обществе, вдохновлённом Андреэ), ныне называемом "Макария". Трактат основан на утопиях сэра Томаса Мора и Бэкона, а также на философии Бэкона и Коменского и адресован а Долгому парламенту. Он описывает страну грез розенкрейцеров, где царит радость, как в раю перед грехопадением. Хартлиб был уверен, что парламент "заложит краеугольный камень мировой радости перед последней переменой".
Это было захватывающее время, поскольку Англия внезапно оказалась страной избранной Иеговой, а мечты об утопическом государстве казались близкими к осуществлению. Коменский и Дюри упоминались в парламенте как философы, способные проводить реформы. Коменский, учителем которого, возможно, был Андреэ, считал, что парламент дал ему мандат на строительство Новой Атлантиды Бэкона в Англии.
В том же 1641 году Дьюри опубликовал работу, предсказывающую развитие образования, объединение протестантов и возвращение в Пфальц сына королевы Богемии. Была надежда на то, что Англия избежит кровавой гражданской войны, в которую погрузилась Германия, а также на то, что движение вокруг Фридриха V возродится вокруг его сына. В Англии 1641 года часы можно перевести на Пфальц 1617 года.
В том же году Коменский написал "Путь света", полный надежд на будущее. Он представлял себе время всеобщего просвещения, когда у каждого будет "Искусство Искусств, Наука Наук, Мудрость Мудрости, Свет Света". "Универсальные книги" позволили бы всему человечеству участвовать в развитии обучения. Он также выступал за создание коллегии или священного общества, посвященного общему благу человечества и структурированного посредством законов и постановлений. Именно для основания этой коллегии его призвали в Англию. Торговцы светом Бэкона стали братьями-розенкрейцерами Коменского.
Хартлиб, Дюри и Коменский, бежавшие в Англию для пропаганды всеобщей реформы, продвижения образования и утопических идеалов, погрузились в возрождение идей Бэкона, процветавших в 1640-х. В группе Хартлиба объединились немецкие розенкрейцеры и английские бэконианцы в новой попытке ввести прогресс в процесс обучения. Фрэнсис Йейтс рассказывает, как Хартлиб, Дьюри и Коменский принесли реформаторское движение в парламентскую Англию, которая вернулась к своей старой елизаветинской роли защитника протестантской Европы. Надежды розенкрейцеров возросли с женитьбой курфюрста Пфальца на английской принцессе, но после их крушения, группа Хартлиба надеялась, что Англия вновь вернет себе елизаветинскую роль. [76] Хотя Андреэ и его последователи, такие как Коменский, перестали использовать термин "розенкрейцеры", дискредитированный во время Гражданской войны, они придерживались утопического идеала просвещенного и филантропического общества, находящегося в контакте с оккультными силами. Реформаторский утопизм, провозглашенный Христианскими обществами Андреэ, был великой подпольной силой в годы Гражданской войны. [77]
Однако надежды на 1641 год рухнули, и, осознав неизбежность гражданской войны в 1642 году, Коменский покинул Англию, чтобы работать в Швеции, а Дюри уехал трудиться в Гаагу к Елизавете Богемской. Хартлиб остался в Англии, продолжая планировать "Христианское общество" - общество Макария - которое стало бы моделью на будущее. Теперь он действовал под ярлыком "пуританина".