Примечание переводчика: в этой главе автор использует термин "сионизм" как смысле принадлежности к ордену Приората Сиона (Sionism), так и в смысле принадлежности к национальному движению еврейского народа (Zionism). Чтобы отличить глобалистский сионизм Приората Сиона от национального движения еврейского народа, там, где это отличие не очевидно, я добавляю слово [национальный] в квадратных скобках.
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
"Немцы отправили Ленина в Россию точно так же, как вы могли бы отправить флакон с культурой возбудителя брюшного тифа или холеры для слива в систему водоснабжения большого города, и это сработало с поразительной точностью: он собрал главных духов грозной секты, самой грозной секты в мире."
Уинстон Черчилль, Речь в Палате общин, 5 ноября 1919. [Источник: Мартин Гилберт "Уинстон С. Черчилль". Официальная Биография. Том. IV: 1917-1922. стр. 355.]
Кульминацией Русской революции стала казнь царя Николая II и его семьи в Екатеринбурге 17 июля 1918 года, после Октябрьской революции большевиков. Апогеем терроризма, создавшим климат, в котором могла произойти Русская революция, было убийство царя Александра II, когда его карета попала в засаду среди снега в марте 1881 года. Эта успешная нигилистическая операция положила конец анархическому процессу, возможно, начавшемуся с Мадзини, который встречался с Бакуниным в Лондоне в 1861 году и обсуждал с ним политические убийства, в том числе убийство Наполеона III.
Русская интеллигенция возникла между европейскими революциями 1830 и 1848 годов. Она импортировала коммунистические идеи [485] колонистов Вирджинии и отцов-пилигримов Плимута, где все работали одинаково и пользовались общим источником пищи, а также общин копателей Уинстенли и шейкеров XVIII века, поселившихся в Уотервлите недалеко от Нью-Йорка. На русскую интеллигенцию сильно повлияли идеи французских социалистов-утопистов, таких, как Сен-Симон, Прудон, Фурье, Бабеф и Луи Блан. Из них Бабеф был самым влиятельным. Мы видели, что Франсуа Бабеф, член Иллюминатов, известный как "Гракх" [486], с идеями, аналогичными идеям Вейсгаупта. Он написал "Манифест равных", председательствовал на собраниях возле Пантеона, был предан суду и повешен. Шарль Фурье планировал коммуны или образцовые сообщества и неудачно пытался основать такое сообщество недалеко от Версаля в 1832 году. До России дошли и идеи основателя профсоюзного движения, шотландца Роберта Оуэна, владельца текстильной фабрики, который, как и Вейсгаупт, хотел "сделать человеческий род одной хорошей и счастливой семьей". [487] Он мечтал превратить мир во множество "деревень с населением от 300 до 2000 душ". [488]
Все представители русской интеллигенции разделяли общую цель - политические и социальные реформы. Это означало ограничение царской власти и освобождение крепостных. По этим вопросам русская интеллигенция разделилась. Славянофилы, появившиеся в 1830-е годы под влиянием немецкого мыслителя Шеллинга, пришли к выводу, что Россия не должна использовать Западную Европу как образец для развития и модернизации, но следовать курсом, определяемым ее историей и характером. Они считали, что Петр I развратил Россию, подражая Западу. Это были мистические националисты, верившие в уникальную судьбу России, основанную на православии и принципе общности, воплощенном в "Мире" [*] (с его общими землями). Западники 1840-х и 1850-х годов, напротив, рассматривали Россию как часть западной культуры и выступали за парламентскую демократию, индустриализацию и современное светское образование. Их дискуссия, касавшаяся национальных интересов, была страстной и искренней. Революция пришла в Россию извне. [489]
[*] Примечание переводчика.
В данном контексте под словом "Мир" автор подразумевает значение, которое в России до XX века передавалось словом "Мiръ", то есть, сельскую общину, владевшую общинными землями.
Конец примечания переводчика.
Новая идея коммунизма родилась из революционного социализма, пришедшего из Англии и Франции. Другим её источником была идеологическая борьба внутри Прусско-германской империи.
Тремя вдохновителями коммунизма, которые станут отправной точкой нашего подхода к Русской революции, были: иллюминат Вейсгаупт, прусский философ Гегель, внедривший в историю диалектический метод, синтезирующий материю и Мировой Дух, а также прусский мыслитель Маркс, перенявший его идеи вместе с Энгельсом.
Великий Восток и коммунисты
Несмотря на более ранние влияния (особенно копателей, о которых мы уже упоминали), скрытое еретическое видение, сформировавшее Русскую революцию, принадлежало Вейсгаупту, чья коммунистическая программа намеревалась реализовать план из шести пунктов по всему миру. [О плане иллюминатов из шести пунктов смотрите в Пятой главе, в подглаве "Вейсгаупт создает Иллюминатов для Приората Сиона".]
Гегель
Формирование Георга Гегеля [490] не кажется многообещающим для скрытого интерпретатора еретического видения, вдохновившего Русскую революцию. В юности он дружил с поэтом-пантеистом Гёльдерлином и немецким идеалистом Шеллингом. У него было глубокое религиозное убеждение в реальности Святого Духа, объединяющего все противоречия. Фактически, единство вне противоречий - это идея розенкрейцеров. В 1801 году он присоединился к Шеллингу в Йене, через которого, возможно, узнал об идеях Вейсгаупта о едином мире. (Гегель также слышал о Вейсгаупте, когда в Веймаре посещал дом Гёте, который в Ордене иллюминатов Вейсгаупта имел кодовое имя "Абарис".) [491] Гегель считал Пруссию коррумпированной бюрократией и радовался победе Наполеона в битве при Йене [где в 1806 году была разбита прусская армия]. Его лекции по философии, истории и религии в университетах Йены, Гейдельберга и Берлина, прочитанные слабым голосом, прерываемым приступами кашля, перед полудюжиной студентов, представили философию истории, сосредоточенную на Мировом Духе (еще одна идея розенкрейцеров) и перспективе единого мира. Эта философия трансформировалась в гегельянство еще до смерти Гегеля от холеры в 1831 году.
Маркс и Энгельс
Революционным автором, придавшим взглядам Вейсгаупта и Гегеля новый уклон и фактически вдохновившим Русскую революцию, был Карл Маркс, [492] немецкий еврей, урожденный Моисей Мордехай Маркс-Леви. Маркс учился в университетах Бонна и Берлина, где примкнул к младогегельянцам и познакомился с идеями Вейсгаупта и Гегеля. В 1841 году он получил докторскую степень в Йенском университете, где на него сильно повлияли работы Гегеля. Маркс взял метод Гегеля, утверждающий две противоположности (тезис и антитезис) и примиряющий их в синтезе, и соединил эту диалектику с материализмом Фейербаха. Затем он противопоставил новый исторический материализм (розенкрейцерскому) идеализму Гегеля. Он стал редактором недавно основанной "Рейнской газеты" в Кёльне, и один из его коллег (Моисей Гесс) познакомил его с социалистическими идеями. Вскоре его газета была закрыта прусским правительством. [493] В 1843 году он эмигрировал в Париж, где познакомился с писателями-социалистами, стал масоном Великого Востока (32-й степени) и впитал еще больше идей Вейсгаупта. [494]
Маркс, как и Вейсгаупт, был люциферианцем. Около 1840 года он присоединился к сатанистской церкви в Берлине, которой руководили ученики Джоанны Сауткотт (умерла в 1814), утверждавшей, что имела контакт с демоном Шайло [495] и считавшей христианскую религию "самой аморальной из всех религий". Маркс изучал экономику в Париже, где узнал много нового о французском коммунизме, и стал революционером-коммунистом. Несмотря на то, что он был евреем, он написал эссе "Мир без евреев" [496]. В 1844 году в Париже он подружился с Фридрихом Энгельсом, и эта дружба длилась всю жизнь.
Энгельс сыграл очень важную роль в развитии марксистского видения: можно сказать, что именно он, а не Маркс, реализовал видение Вейсгаупта. Энгельс был сыном богатого текстильного фабриканта в районе Рейна. Он присоединился к ложе "Молодая Германия", которую в 1835 году в Швейцарии создали Мадзини и британский министр иностранных дел Пальмерстон. [497] В Швейцарии Энгельс познакомился с идеями иллюминатов и стал масоном-тамплиером Великого Востока. С 1838 по 1841 год он жил в Бремене, работая продавцом в фирме отца. После работы он встречался с младогегельянцами левого толка и учился у них гегелевской диалектике: рациональный прогресс и революционные исторические изменения являются результатом конфликта противоположных взглядов, заканчивающихся новым синтезом. [498]
Он поступил на прусскую военную службу, служил в артиллерийском полку в Берлине и там стал членом кружка младогегельянцев, известного как "Свободные". В 1842 году он встретил коллегу Маркса, Моисея Гесса, имевшего прозвище "коммунистический раввин", который обратил его в коммунизм, продемонстрировав, что логическим завершением философии и диалектики Гегеля является коммунизм. Гесс подчеркивал, что именно Англия станет полем битвы новой философии благодаря своей развитой промышленности, могущественным капиталистам и растущему пролетариату. [499]
Энгельс отправился в Англию, чтобы продолжить обучение в филиале семейного бизнеса в Манчестере. Большую часть времени он писал статьи о коммунизме и общался с лидерами повстанцев. В 1844 году Энгельс написал две статьи в "Немецко-французском ежегоднике" [500], который принадлежал масонам-тамплиерам Великого Востока и совместно редактировался Марксом и Арнольдом Руге, агентом Пальмерстона. [501] Эти статьи попали в руки Пальмерстона, который, как мы видели, контролировал все тайные общества. Он понял, что Энгельс разрабатывает доктрину коммунистического движения. Затем он заставил масонскую прессу пропагандировать Энгельса, распространяя его известность по всей Германии. [502]
Масонство тамплиеров Великого Востока теперь продвигало коммунизм и хотело, чтобы именно еврей стал видимым отцом коммунистического движения. Похоже, идея заключалась в том, чтобы возложить вину на евреев, если заговор будет раскрыт. [503] (С другой стороны, в 1918 году иллюминаты предприняли попытку скрыть участие евреев в Русской революции, поскольку евреи стали центральными фигурами в этой революции [что могло помешать её успеху].)
Начало примечания [503]
Источник: John Daniel "Scarlet and the Beast", 1995, vol. 1, p. 239 (стр. 199 в фале PDF). Далее русский перевод, начиная со слов "Engels, not Marx, was the father of Marxism":
Энгельс, а не Маркс, был отцом марксизма. Нееврейское масонство тамплиеров не стремилось к тому, чтобы его члены, особенно богатые [как Энгельс], считались сторонниками коммунизма. Левые масоны Великого Востока разрабатывали систему не для личной выгоды, а для будущего мирового правительства тамплиеров. Чтобы защитить себя от разоблачений, они решили, что еврей Карл Маркс будет подходящей кандидатурой для принятия философии коммунизма Энгельса. По настоянию Энгельса и под его руководством Маркс публиковал коммунистическую философию Энгельса. В случае если возникнет негативная реакция, то в этом будут обвинены евреи, но не нееврейское масонство Великого Востока. (См. Приложение 2, рис. 33.)
Маркс был более чем готов подвергнуть риску собратьев-евреев, поскольку ненавидел свое происхождение. По словам раввина Антельмана, двумя антисемитскими произведениями Маркса были "Мир без евреев" (A World Without Jews) и "Еврейский нигер" (The Jewish Nigger). [27] Маркс подготовил эту статью для газеты "Нью-Йорк Трибьюн" масона-иллюмината Горация Грили. Антельман цитирует слова Маркса: "Таким образом, мы обнаруживаем, что каждого тирана поддерживает еврей". В 1856 году, когда Маркс писал для Грили о предполагаемом еврейском контроле над банками, он заметил: "Эти займы, которые являются проклятием для народа и разорением для государства, становятся благословением для дома Иуды. Эта еврейская организация ростовщиков так же опасна для народа, как и аристократическая организация помещиков." [28]
У Маркса никогда не было постоянной работы. За статьи для "Нью-Йорк Трибюн", написанные на самом деле Энгельсом, он получал по одному-два фунта. Марксу заплатили гроши за очередную серию переписываний Энгельса, которые он отправлял подготовленному масонами чиновнику МИД Дэвиду Ургухарту. [29]
Увидев в обездоленном Марксе потенциального мученика за дело коммунизма, Энгельс привез его в Англию, где его подчинение усугубилось рабским существованием. Левое масонство Великого Востока планировало эксплуатировать еврея Маркса в качестве своего рупора, чтобы обвинить в печальном положении английских бедняков масонскую систему капитализма Великобритании.
Энгельс не испытывал ненависти к капитализму - для многих это может стать неожиданностью. В конце концов, он был продуктом капитализма. Что он ненавидел, так это британскую масонскую олигархию. С самого начала левое французское масонство [тамплиеров] стремилось уничтожить правое английское масонство. Поскольку капитализм был синонимом британского [масонского] братства, то необходимо было уничтожить капитализм, чтобы уничтожить масонскую олигархию. Инструментом этого разрушения станет коммунизм.
Маркс был всего лишь одним евреем в длинной череде евреев, которых эксплуатировали для выполнения этой задачи. Его намеренно держали в бедности. Если не считать несколько грошей за статьи, которые он сам не писал, единственным источником дохода Маркса были филантропические "пожертвования" Энгельса, составлявшие ничтожную сумму в 70 фунтов стерлингов в год при минимальном годовом доходе в 10 фунтов. Для сравнения, сам Энгельс получал годовую зарплату в семейной фирме в размере 4000 фунтов. Если бы Энгельс любил Маркса, то он платил бы ему достаточно для выживания, потому что семья Маркса голодала. Двое детей Маркса умерли от недоедания, а еще один покончил самоубийством.
Самой известной работой, приписываемой Марксу, является "Манифест коммунистической партии". Предположительно написанный в 1848 году, Манифест на самом деле был переписан с более ранней статьи Энгельса под названием "Исповедь коммуниста". О взаимоотношениях Маркса с Энгельсом Чайткин пишет: "Это превратилось в шаблон. Текстильный принц Энгельс писал черновик или просто предлагал подходящую тему и передавал ее Марксу, чтобы тот облек её в "приемлемую революционную форму". [30]
Схема тамплиеров сработала: "отцом коммунизма" был бы назначен еврей Карл Маркс, а не немец Энгельс, и уж тем более не масонство Великого Востока. Так называемое "зло" капитализма станет козлом отпущения для коммунизма. А в случае разоблачения коммунистического заговора во всем будут обвинять евреев.
Конец примечания [503]
Энгельс познакомился с Марксом в 1842 году в Кельне, где тот редактировал газету. В 1943 году семья Маркса переехала в Париж, где его навещал приезжавший из Англии Энгельс. В 1845 году усилиями прусского правительства Маркса изгнали из Франции, после чего он переехал в Брюссель, где отказался от прусского гражданства. В 1845 году Энгельс навестил его в Брюсселе и увез в Англию. [504]
В 1848 году, в возрасте 30 лет, Маркс опубликовал "Коммунистический манифест" на основе черновика Энгельса (озаглавленного "Исповедь коммуниста"). Энгельс хотел обратить социалистическое тайное общество "Союз справедливых" (бывшее продолжением иллюминатов) к коммунистическим идеям. Энгельс добился успеха, потому что, как мы видели, "Коммунистический манифест" был заказан "Союзом справедливых", который принял новое название - "Союз коммунистов". "Союз справедливых" был ответвлением парижского "Союза отверженных" [505], основанного членами Иллюминатов (все масоны Великого Востока), бежавшими из Парижа в Германию после закрытия Якобинских клубов в конце периода террора (1793-94) Французской революции. "Союз справедливых", или Бунд, изменил свое название на "Союз коммунистов" после вступления в него в 1847 году Маркса и Энгельса, и позже стал известен как Международная коммунистическая партия. [506] Маркс и Энгельс убедили Второй конгресс Союза коммунистов, проходивший в Лондоне в июне 1847 года, принять их идеи. Коммунисты из Лондона попросили Маркса и Энгельса написать программу Союза. Они работали над ней с декабря 1847 до конца января 1848 года и отправили рукопись в Лондон, где она была немедленно принята в качестве Коммунистического манифеста Союза коммунистов. Через несколько дней в Европе вспыхнули революции. [507]
Видение Маркса было видением мировой войны. В 1848 году он писал: "Грядущая мировая война приведет к исчезновению с лица земли не только реакционных классов и династий, но и целых реакционных народов". Его революционные планы социализма включали полную отмену религии и собственности и перекликались с доктринами Вейсгаупта. Это была программа идеального государства. Рабочие свергнут частную собственность в промышленности, и вся собственность перейдет к правительству. Диктатура исчезнет, и товары будут распределяться по потребностям, что позволит создать бесклассовую утопию. [508]
Истинным отцом марксизма был Фридрих Энгельс, однако Великий Восток не хотел выставлять его основателем коммунизма, потому что он немцем [и богатым капиталистом]. Фактическими основателями коммунизма были масоны-тамплиеры Великого Востока, которые выбрали Маркса в качестве его идеального "основателя". [509]
Маркс и Энгельс координировали восстания 1848 года, находясь в Лондоне (где они общались с последователями Роберта Оуэна). Когда германские государства отказались от авторитарной формы правления в пользу более конституционной и представительной, у Маркса и Энгельса появилась первая (и единственная) возможность участвовать в революции и разработать тактику, которая привела бы к победе коммунистов. Маркс отправился в Париж по приглашению Временного правительства, а затем в Кёльн, чтобы писать для газеты, которую ранее редактировал (вновь открытую), выступая против пролетарской революции и за сотрудничество с либеральной буржуазией. Маркс и Энгельс приняли тактическое решение: пролетариат имеет больше шансов захватить власть, если будет сотрудничать с буржуазией, а не противостоять ей. По настоянию Энгельса (которым руководила масонская сеть Пальмерстона) Маркс утверждал, что Коммунистический манифест следует забыть, а Союз коммунистов - распустить. (Великий Восток, осознал, что восстания 1848 года не увенчались успехом, и хотел уберечь своих революционных лидеров от тюрьмы.)
Маркс проповедовал конституционную демократию и войну с Россией. Когда король Пруссии распустил Прусское собрание в Берлине, Маркс взялся за оружие и организовал сопротивление. Он был арестован и предан суду, но был единогласно оправдан, и присяжные поддержали его, когда он заявил, что прусская корона предприняла незаконную попытку контрреволюции. Но, поскольку восстания продолжались, то в мае 1849 года правительство Пруссии запретило Марксу пребывание в Германии. Без гроша в кармане и без работы он вернулся в Лондон, который станет его домом на всю оставшуюся жизнь.
В Лондоне Маркс стал защищать более смелую революционную политику и вместе с Энгельсом написал Коммюнике ЦК Союза коммунистов. [510] Активисты, жаждущие революции, теперь высмеивали Маркса, который поучал, но не действовал. Маркс жил в двух маленьких комнатах в Сохо, в крайней нищете, при финансовой поддержке Энгельса, который занимал подчиненное положение в семейной фирме в Манчестере "Эрмен и Энгельс" и мог посылать ему лишь несколько 5-фунтовых банкнот. Несколько детей Маркса умерли. Его единственным источником дохода была газета "Нью-Йорк Трибьюн", где он опубликовал около 500 статей, многие из которых были написаны Энгельсом. Помимо этого, он занимался исследованиями в области экономики и социальной истории в читальном зале Британского музея. [511]
Энгельс продолжал пропагандировать свои идеи. В 1864 году, при пассивном партнерстве Маркса, он основал в Лондоне Международную ассоциацию рабочих, которая позже стала известна как Первый Социалистический Интернационал, или просто "Интернационал". Личный секретарь Мадзини и друг Маркса, Вильгельм Вольф, убедил их принять устав, аналогичный уставу Мадзини и Вейсгаупта. Позже Маркс писал Энгельсу: "Я присутствовал на сцене лишь как немой персонаж". Однако Маркс взял под свой контроль Первый Интернационал, который получил поддержку масонских лож по всему миру. (На самом деле Интернационал был тайным обществом, которое мало заботилось о рабочих.) Будучи членом Генерального совета, Маркс регулярно посещал собрания и видел, как к 1860 году число членов Интернационала выросло до 800 000, когда на 4-м Конгрессе была принята коммунистическая программа Вейсгаупта (требовавшей отмены частной собственности). К этому времени Интернационал быстро превращался в пангерманское объединение иллюминатов. [512]
Маркс продолжал работать на своих работодателей - тамплиеров Великого Востока (иллюминатов), написав первый том "Капитала" в 1867 году. Эта работа во многом опирается на идеи Вейсгаупта, с которым он консультировался в читальном зале Британского музея. Мы видели, что Ротшильд (потомок Майера Амшеля "Ротшильда", финансировавшего Вейсгаупта), возможно, дал Марксу в это время два чека, хотя Британский музей, выставлявший эти чеки для обозрения, теперь ничего о них не знает. Будучи пропагандистом, Энгельс переписал части "Капитала" на более доступном языке. [513]
Герцен
Другой изгнанник, живший в Лондоне, дал интеллектуальное выражение раннему коммунизму Русской революции. Александр Герцен, [514] внебрачный сын французского дворянина и немецкой девушки из незнатной семьи, вырос в отцовском доме в Москве, воспитываясь у французских, немецких и русских воспитателей. На него сильно повлияло восстание 1825 года против Николая I, и он поклялся продолжить борьбу Декабристов за свободу России. С 1829 по 1833 год он учился в Московском университете, где вместе со своим другом Огаревым образовал кружок, разработавший под влиянием Шеллинга и Сен-Симона идеалистическую философию истории, в которой (скрытый) Мировой Дух движется к свободе и справедливости. Эта группа была арестована в 1834 году и Герцен пробыл в ссылке шесть лет. За это время он женился, прочитал Гегеля и Фейербаха. Став более материалистичным, он утверждал, что диалектика Гегеля является "логикой революции" и что бестелесные истины науки (немецкий идеализм) должны быть реализованы в борьбе за справедливость. По-своему он искал революционную диалектику, которая начинается с (скрытого) духа и заканчивается физическим действием.
В 1842 году Герцен вернулся в Москву, где присоединился к западникам, впитал в себя европейский рационализм и основал революционное движение. Он находился под влиянием анархистского социализма Прудона. Когда его отец умер в 1846 году, оставив ему значительное состояние, он отправился в Париж, где познакомился с Михаилом Бакуниным, другим учеником Прудона. В Париже Герцен стал масоном Великого Востока и свидетелем революции 1848 года. Столкнувшись с поражением этой революции и итальянского восстания, он пришел к убеждению, что общественный порядок в Европе никогда не будет уравновешен и что Европе как исторической силе пришел конец. Он вернулся в Россию, полагая, что будущее России связано с революцией, поскольку в ее прошлом не было ничего, что стоило бы сохранить. Он рассматривал крестьянскую общину как основу нового социалистического порядка (та же точка зрения, что и у Мао в Китае) и передал эту идею в письмах Мадзини в 1850-51 годах.
В 1852 году Герцен переехал в Лондон, где основал "Вольную русскую типографию", первую в истории России неподцензурную прессу. Когда Александр II стал царем и объявил о намерении освободить крепостных, реформисты получили больше свободы и в России возникла новая атмосфера восстания. Новые материалистические философии и революционные идеологии Запада (в основном марксизм и анархизм) беспрепятственно проникали в Россию, превращая либеральных реформаторов в радикалов. В 1855-56 годах Герцен отправлял в Россию напечатанные в Лондоне периодические издания, а с 1857 года посылал свою влиятельную политическую газету "Колокол", выступавшую за освобождение крестьян. Учитывая реформаторскую позицию царя он смягчил свою оппозицию, понимая, что "Колокол" читают как царские министры, так и революционная оппозиция. Вскоре Герцен оказался в трудной ситуации: его критиковали умеренные интеллектуалы вроде Тургенева за его утопическое безрассудство, а также молодые радикалы вроде Чернышевского, считавшие его недостаточно смелым. Позже он сам критиковал закон об освобождении 1861 года за недостаточную радикальность и предательство крестьян.
Герцен стал более экстремистским, объединился с анархистом Бакуниным, а его "Колокол" поддержал Польскую революцию 1863 года. В результате он потерял более умеренных читателей, не увеличив поддержки среди революционеров. Он переехал в Женеву, чтобы быть ближе к русским эмигрантам, но когда "Колокол" закрылся в 1867 году, он заинтересовался Первым Интернационалом и федерацией организаций рабочего класса Маркса.
Можно сказать, что Герцен (определивший революционные последствия диалектики Гегеля в 1830-х годах) был, наряду с Марксом, интеллектуальным инициатором революции. Он умер почти за 50 лет до Русской революции и придерживался утопического взгляда на крестьян, который дополнял утопический взгляд Маркса на рабочих. Тем не менее Герцен дал интеллектуальное выражение революционного видения Маркса в своей работе в России в 1840-х годах, а также в своих периодических изданиях и газетах в 1850-х и 1860-х. Поэтому, можно сказать, что Герцен дал интеллектуальное выражение революционной роли Маркса, а также добавил собственное видение крестьянства.
АНАРХИСТЫ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ - НИГИЛИСТЫ
Александр II и нигилисты
Александр II взошел на престол в 1855 году, во время Крымской войны. В первой половине XIX века цари были последним оплотом абсолютизма. Хотя Александр I и Николай I проявляли интерес к реформам, не желая отставать от Запада, ни один из них не представил Конституцию и не согласился на конституционную монархию. Все восстания были безжалостно подавлены: восстание Декабристов в 1825 году (когда пять лидеров были публично повешены), Польское восстание 1830 года и восстание австрийских меньшинств в 1848 году, которое Николай помог подавить Австрии.
Александр II хотел внутренней реформы, и нужно помнить, что он освободил крепостных в 1861 году и предоставил уездным советам (земствам) определенную степень автономии (1864). Реформаторы получили больше свободы для развития своих движений. Многие воспользовались этой возможностью, чтобы поддержать новое Польское восстание 1863 года и развивать более радикальные настроения. [515]
Нигилисты (от латинского nihil - "ничто") [516] появились в первые годы царствования Александра II. Именно материализм западной революционной мысли породил нигилизм, отвергавший все социальные и моральные узы в пользу научной истины как единственного критерия суждения. Нигилизм был новым воплощением "религии разума" Вейсгаупта. Он грозил разрушить саму структуру общества и цивилизации. Вначале нигилисты были скептиками-отрицателями, как Базаров в романе Тургенева "Отцы и дети" (1862). Философия Базарова - это философия отрицания. Вопреки установившемуся общественному строю, всем философским системам и всем формам эстетики Базаров считает, что зло происходит от невежества, с которым нужно бороться утилитаризмом и научной истиной. Базаров одобряет то, что "полезно", и ему нет дела до культуры и общественного строя, которые он считает "бесполезными". Он презирает историю и традиции, представляя новое революционное поколение, доверяющее исключительно рационализму и дарвинизму. Материалист Фейербах и научные рационалисты Дарвин и Герберт Спенсер были героями ранних нигилистов.
Масонство было запрещено в России Александром I в 1822 году, вскоре после Веронского конгресса, на котором Меттерних призвал все правительства принять меры против этого ордена. (Абсолютным и конституционным монархиям и даже республикам угрожали эгалитаристы.) До этого Александр I был восторженным масоном Великого Востока, и при его дворе доминировали женщины-масоны мадам Буш и мадам де Крюднер. Как только царь запретил Великий Восток и Великие ложи [*], Павел Пестель, Великий магистр Великого Востока, начал вынашивать план его убийства. Революция, намеченная на 1829 год, была перенесена из-за внезапной смерти Александра I. После провала организованного Пестелем восстания Декабристов Великого Востока, и казни повстанцев, Великий Восток России перенёс свою деятельность во Францию, откуда манипулировал русским революционным движением. [517]
[*] Примечание переводчика.
Пояснение различия между "Великими ложами" и "Великим Востоком":
Все "Великие ложи" (например, Великая ложа Франции, Бельгии, России, Японии и т. д.) представляют регулярное масонство и подчиняются Великой ложе Англии. К основным принципам регулярного масонства относятся: 1) вера в существование Бога, называемого "Великим Архитектором"; 2) запрет политической деятельности в ложах; 3) членами ложи могут быть только мужчины. Сравнительно с "Великим Востоком", "Великие ложи" являются консервативными и религиозными (деистическими).
Ложи "Великого Востока" (например, Великий Восток Франции, России, Австрии, Марокко и т. д.) представляют нерегулярное масонство и подчиняются Великому Востоку Франции. Этот атеистическое, либеральное масонство, которое активно занимается политической деятельностью. Все революции в мире, начиная с Французской революции 1789 года, были инициированы и контролировались масонами "Великого Востока". Следует отметить, что атеизм является уделом лишь масонов нижних степеней "Великого Востока", масоны высших степеней исповедуют люциферианство. Люцифер является божеством большинства масонских орденов.
Конец примечания переводчика.
Влияние иллюминированного тамплиерского масонства Великого Востока можно заметить во всех русских революционных движениях второй половины XIX века. Его присутствие обнаруживается в резких нападках на масонство со стороны Льва Толстого через Пьера Безухова в романе "Война и мир" и со стороны Достоевского через Великого инквизитора в "Братьях Карамазовых". Освобождение крепостных в 1861 году привело к притоку крестьян в города и росту нового городского промышленного пролетариата, которым манипулировал созданный в 1864 году лондонский Интернационал. Подобно тому, как капитализм распространил банки, фабрики и железные дороги, он также распространил среди нового поколения масонскую революцию, организованную тамплиерами.
Но вскоре нигилизм приобрел второе значение - отрицательной революции. Для революционеров нигилизм означал отрицание нравственных принципов и общепринятой морали, свободу действий против тирании и лицемерия в пользу индивидуальной свободы. Их взгляды заключались в отрицании веры Церкви в душу и власть государства, проистекающей из божественного права (которое они отрицали); они оправдывали террор и разрушения как средства достижения своих целей. Их цели были очень близки к целям Иллюминатов, с которыми они поддерживали тесную связь.
Бакунин и анархизм
Михаил Бакунин дал рефлективное интеллектуальное выражение скрытому видению Маркса. Поскольку он был влиятельным среди нигилистов, которые также дали интеллектуальное выражение бесклассовой утопии коммунизма, то его можно считать создателем этого видения. Фактически, он был пророком средств создания анархии посредством терроризма, с помощью которых предполагал достичь утопии.
Сын русского помещика, Бакунин был направлен в Петербургское артиллерийское училище, а затем в воинскую часть на польской границе, откуда дезертировал и вернулся домой. Он начал изучать Гегеля и Фихте и переехал в Москву, где познакомился с Герценом. Позже он переехал в Берлин и присоединился к младогегельянцам. Он отправился в Дрезден, где опубликовал революционную брошюру, которая заканчивалась словами: "Страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть!". Прочитав эту брошюру, царская администрация приказала ему вернуться в Москву и после его отказа, аннулировала его паспорт. Бакунин отправился в Швейцарию, затем в Бельгию и, наконец, поселился в Париже, где общался с Прудоном и Марксом и встречался с польскими эмигрантами, которые просили помочь им освободить славянские народы. [518]
В это время Бакунин стал масоном Великого Востока и учеником Вейсгаупта. Он принял анархизм, адаптировав версию Прудона, включив в нее необходимость насильственных (и "разрушительных") революционных действий с помощью автономных рабочих ассоциаций. Он стал сатанистом, как и Маркс, и считал Сатану духовным главой революционеров, верховным мятежником и освободителем людей [519]. Подобно Вейсгаупту, он видел в Церкви и государстве угнетателей и утверждал: "Сатана - вечный бунтовщик, первый свободный мыслитель и эмансипатор миров. Он пристыдил человека за его невежество и скотскую покорность; он эмансипировал его и наложил на его лоб печать свободы и человечности, толкая к непослушанию и вкушению плода знания." [520]
В феврале 1848 года Бакунин сражался на улицах Парижа и через несколько дней перебрался в Германию, а затем в Польшу, намереваясь распространять революцию. В июне в Праге он отправился на Славянский конгресс, а затем написал "Воззвание к славянам", призывая крестьян свергнуть империю Габсбургов и создать свободную федерацию славянских народов.
В мае 1849 года Бакунин участвовал в Дрезденском восстании, был арестован саксонскими властями и выслан в Россию, где на три года был заключен в Петропавловскую крепость. Его освободили в 1857 году с условием проживания в Сибири. Губернатор Восточной Сибири был двоюродным братом его матери, и через него Бакунин получил разрешение вести кое-какие дела. Ему удалось сесть на американский корабль, направлявшийся в Японию, а затем в Соединенные Штаты, откуда он отправился в Великобританию, прибыв туда в 1861 году.
В Лондоне Бакунин встретился с Мадзини, и, согласно одному источнику, они планировали убийство Наполеона III (который выступал против объединения Италии). Он снова присоединился к Герцену, которого в последний раз видел в 1847 году, но вскоре они поссорились. В 1863 году Бакунин отправился поднимать восстание в Польше на корабле, полном польских добровольцев, после чего четыре года жил в Италии. Там он сформулировал свою версию анархизма, проповедавшую насильственное свержение существующего порядка без какой-либо централизованной власти. Эта философия повлияла на нигилизм 1860-х годов.
К 1868 году Бакунин поселился в Женеве. Он был гораздо большим экстремистом, чем Маркс, который выступал за ненасильственную революцию посредством забастовок, но не за разрушительную, насильственную революцию. (Централизованный и авторитарный контроль Маркса - диктатура пролетариата - противоречил локальным бакунинским группам, которые действовали без центральной власти, как члены Международного альянса социалистической демократии.)
Именно в Женеве в марте 1869 года Бакунин познакомился с Сергеем Нечаевым, учившимся в Петербургском университете и преподававшим в школе Петербурга; ему исполнился 21 год и он был членом петербургского революционного движения. Нечаев открыл Бакунину, что он является представителем (вымышленного) "Русского революционного комитета". Бакунин назначил его в столь же фиктивную "Русскую секцию Всемирного революционного альянса" и дал ему "фиктивный" номер 2772, намекая, что воображаемая организация уже насчитывала 2770 членов. [521]
На этих сомнительных условиях Нечаев начал сотрудничество с Бакуниным и, вернувшись в сентябре в Москву, основал организацию "Народное возмездие" (также известную как "Общество топора"), члены которой должны были подчиняться воле вождя. Когда один из участников, студент Иванов, выразил протест, Нечаев приказал казнить его, что и было осуществлено им самим и тремя другими членами группы. Они заманили Иванова в Московское сельскохозяйственное училище, застрелили его и бросили тело в полузамерзший пруд, где его нашли четыре дня спустя.
Преступление было раскрыто, и выяснилось, что Нечаев, несмотря на свой юный возраст, был шантажистом, грабителем, мошенником и жестоким убийцей. Он бежал в Швейцарию, в то время как 67 членов его организации предстали перед судом. Сатанист Бакунин отвернулся от него, так как Нечаев был слишком беспринципен даже для него. Нечаев был арестован швейцарской полицией в 1872 году и доставлен в Россию: его приговорили к 20 годам заключения в Петропавловской крепости, где он и умер. К тому времени он прославился безжалостным и нигилистическим убийством Иванова, и Достоевский взял его за основу для персонажа Петра Верховенского в романе "Бесы". (Студент Иванов стал основой для персонажа Шатова.) [522]
Другим нигилистом, импортировавшим бакунинский анархизм в Россию, был князь Петр Кропоткин, который также дал интеллектуальное выражение коммунистическому видению. Получив образование в Пажеском корпусе в Петербурге, он служил адъютантом Александра II, а с 1862 по 1867 год - армейским офицером в Сибири, где прославился научными наблюдениями. Его пригласили стать секретарем Русского географического общества, но он отказался, чтобы посвятить свою жизнь анархизму. В 1872 году он примкнул к революционной группе в Петербурге. Он был арестован в 1874 году, но бежал: он выбежал через ворота тюремного двора, преследуемый часовым и тремя солдатами. Снаружи он прыгнул в карету, запряженную быстрой лошадью, которую привез сообщник. С помощью других сообщников он прибыл в ресторан и пообедал в тайной комнате, пока солдаты обыскивали улицы. Затем он уехал в Англию. Он жил в Швейцарии, пока его не выслали в 1881 году, а затем переехал во Францию, где провел в тюрьме еще три года. После освобождения он уехал в Англию, где прожил 30 лет, до 1917 года, когда вернулся в Россию. Во время этого долгого изгнания он создал идеологию анархо-коммунизма в качестве научной основы анархизма, определив насилие как "пропаганду действием". Его можно считать главным основателем английского и русского анархистских движений: он в большей степени, чем Бакунин, распространил анархо-коммунизм в России. [523]
Многие нигилисты известны своими высказываниями. Белинский, последователь Гегеля, говорил: "Отрицание - мой бог... Мои герои - разрушители старого". Ему вторил Герцен: "Уничтожение прошлого есть порождение будущего". Писарев, размышляя над вопросом, оправдано ли убийство собственной матери, ответил (словами, которые встретили бы одобрение Нечаева): "А почему бы и нет, если я хочу это сделать и думаю, что это будет полезно?" (Разум заставил нигилистов отойти от общепринятой морали и привёл к рациональному эгоизму и личным интересам.) Утверждение Прудона о том, что Бог есть Зло (Приди, Сатана, оклеветанный монархами и узколобыми!) было развито его последователем Бакуниным: "Зло - это сатанинский бунт против божественной власти, и мы видим в этом бунте плодотворную завязь всех человеческих свобод". Нечаев довел логику революции - "все позволено" - до ее завершения: убийства. [524]
Применяя отрицание к морали, нигилисты в итоге заняли странную позицию. Писарев и Чернышевский оба были сторонниками феминизма. Писарев даже писал для российского женского журнала "Заря". Он хотел жениться на двоюродной сестре Раисе и сказал ей, что она сможет иметь любовников. Но когда та вышла замуж за другого, Писарев напал на ее мужа на Петербургском вокзале, ударил его кулаком, а затем вызвал на дуэль. Точно так же Чернышевский объяснил будущей жене Ольге, что после замужества она будет свободна иметь ребенка от другого мужчины, но был в недоумении, когда жена, поняв его буквально, стала любовницей польского эмигранта (среди прочих). [525]
Террористические акты нигилистов
Помимо своей философии отрицания, нигилисты прежде всего известны своими действиями. Первые студенческие беспорядки перед Петербургским университетом произошли в 1861 году. Студенты, протестовавшие против назначения генерала Филипсона куратором учебного округа, столкнулись с полицией и солдатами. Двадцать студентов были ранены, а несколько сотен были доставлены в Петропавловскую крепость. Таинственные пожары напугали Санкт-Петербург в 1862 году, а год спустя произошло польское восстание.
Дмитрий Каракозов (отчисленный из двух университетов) совершил покушение на жизнь Александра II. Бледный, длинноволосый, он принадлежал к группе под названием "Организация" со штаб-квартирой в Москве и филиалом в Петербурге. Ее руководителем был Николай Ишутин, восхищавшийся Чернышевским. Каракозов заявил, что собирается убить царя, и 4 апреля 1866 года стрелял в него, когда тот возвращался домой с прогулки по петербургскому Летнему саду. Он промахнулся. Его судили и повесили на глазах у толпы на Смоленском поле (Васильевского острова) в Санкт-Петербурге. Ишутину, также приговоренному к повешению, в последний момент приговор заменили ссылкой в Сибирь. В результате инцидента усилились полицейские репрессии, и в конце 1860-х началась волна контрреволюционного насилия, известная как Белый террор. [526]
Бакунин поссорился со своим революционным вдохновителем Марксом из-за революции 1871 года во Франции. [527] В 1871 году Парижская Коммуна сделала Маркса международной фигурой. Мы видели, что он и Энгельс покровительствовали Коммуне, а после ее разгрома Маркс приветствовал ее во время Гражданской войны во Франции: "История не имеет сравнимого примера такого величия. Ее мученики навеки запечатлены в великом сердце рабочего класса." Для Энгельса это был первый исторический пример "диктатуры пролетариата". Однако Международная ассоциация рабочих раскололась из-за поддержки, которую Маркс оказывал Коммуне.
Идеи Маркса достигли России благодаря его поддержке Парижской Коммуны и конфликту с Бакуниным, обвиненным Марксом в 1848 году в том, что он был царским агентом. Бакунин восхищался революционными действиями Коммуны и считал Маркса авторитарным немецким евреем, предпочитавшим централизацию. Он считал, что Маркс должен сосредоточиться на крестьянах и студентах, а не на неэффективных рабочих. Он сформировал Международный альянс социал-демократии, который Марксу удалось вывести из Интернационала, воспользовавшись связью Бакунина с убийцей Нечаевым.
Маркс победил бакунинцев на Гаагском конгрессе Интернационала в 1872 году. Затем Энгельс предложил, чтобы Генеральный совет Интернационала переехал из Лондона в Нью-Йорк. Это предложение исходило от Великого Востока, и четыре года спустя Генеральный совет Интернационала завершил свою работу в Филадельфии.
Маркс надеялся, что европейская война свергнет русский царизм, главную реакционную силу в Европе. Ближе к концу жизни он восхищался русскими террористами, убившими царя Александра II в 1881 году. [528]
В 1870-е годы усилилась враждебность к русскому правительству, особенно после Русско-турецкой войны 1887-88 годов, обнажившей внутреннюю несостоятельность России, которая, тем не менее выиграла войну. В 1870-х были попытки разжечь крестьянские восстания. [529] В 1877 году бакунинцы, распространив ложное письмо царя, призывающее к революции против помещиков, смогли мобилизовать крестьян в Чигиринском уезде Киевской губернии. Было завербовано около 1000 крестьян. Когда заговор раскрылся, сотни крестьян были арестованы, и многие сосланы в Сибирь. В октябре в Петербурге судили 193 человека: почти всех оправдали, но 14 руководителей приговорили к каторжным работам.
24 января 1878 года нигилистка Вера Засулич застрелила мэра Петербурга генерала Трепова. Трепов подавил рабочую демонстрацию в декабре 1876 года, когда полиция арестовала проходившего мимо нигилиста Боголюбова. Его судили и приговорили к пятнадцати годам каторжных работ. В июле 1877 года он вместе с другими содержался в следственном изоляторе в Петербурге, когда прибыл генерал Трепов. Боголюбов отказался снять шапку перед Треповым, который в приступе ярости сорвал с него шапку, несколько раз ударил кулаком и приказал высечь. Порка происходила в тюремном коридоре и была настолько жестокой, что спровоцировала беспорядки. В результате некоторых заключенных избили до потери сознания и бросили в одиночные камеры. Новость распространилась, и Вера Засулич решила отомстить за Боголюбова (которого лично не знала).
Она присоединилась к толпе, ожидавшей генерала, выстрелила в него и, когда он упал раненый, спокойно ждала ареста. Власти разрешили ей предстать перед судом присяжных, полагая, что суд осудит ее. Но присяжные признали ее невиновной, несмотря на показания очевидцев. Приговор вызвал бурные аплодисменты в суде. Когда ее освободили, прошла демонстрация, поскольку толпа, ожидавшая на улице, подозревала, что ее снова арестуют. В суматохе Веру увезли оттуда.
Вера Засулич положила начало новой волне нигилистической воинственности. В январе 1878 года одесская полиция произвела обыск в доме Ивана Ковальского, содержавшего тайную типографию. Он противостоял полиции с револьвером и кинжалом, а его друзья поспешно сожгли компромат. Его приговорили к смертной казни и расстреляли в августе. В феврале полицейский шпион был убит революционерами из исполкома Партии социалистов-революционеров (эсеров) Валериана Осинского, которые также застрелили киевского прокурора. Григорий Попко убил кинжалом жандарма, а через два дня трое мужчин помогли чигиринским лидерам бежать из тюрьмы. В августе (через два дня после казни Ковальского) Сергей Кравчинский нанес ножевое ранение начальнику жандармов генералу Мезенцову на улице Петербурга, явно в нигилистической контратаке.
В феврале 1879 года генерал-губернатор Кропоткин, двоюродный брат революционера Петра Кропоткина, был застрелен в своей карете Григорием Гольденбергом. Арестованный Гольденберг рассказал все, что знал, заботливому революционеру (на самом деле полицейскому информатору), который делил с ним камеру. Поняв, что он предал своих друзей-нигилистов, Гольденберг повесился в камере.
2 апреля 1879 года было совершено очередное покушение на жизнь Александра II. Александр Соловьев пять раз выстрелил в царя, гулявшего в садах Зимнего дворца. Царь уклонился, бегая зигзагом, и отделался дырой в шинели. Соловьев был арестован, предстал перед военным трибуналом, который теперь рассматривал все дела против государства, и повешен 26 мая на глазах у толпы. В Петербурге, Харькове и Одессе были назначены военные генерал-губернаторы.
Также в 1879 году было повешено шестнадцать нигилистов (четырнадцать из них на юге России). Их преступления включали покушение на полицейского шпиона, вооруженное сопротивление аресту, хранение динамита и участие в Чигиринском восстании. Один из этих повешенных, Дмитрий Лизогуб, всего лишь распространял революционную пропаганду. Трое приговорённых - Попко, Кравчинский и Гольденберг - избежали виселицы. (Кравчинский даже преподавал русский язык знаменитой переводчице русских романов на английский язык Констанс Гарнетт.)
Харьковский генерал-губернатор Лорис Меликов, которым царь восхищался за его твердое, но умеренное руководство, в феврале 1880 года получил диктаторскую власть над всей Россией. За несколько дней до его назначения в него стрелял Млодецкий, который промахнулся и через два дня был повешен.
Убийство Александра II
Нигилисты все еще замышляли убить царя. Созданная нигилистами, новая группа "Народная воля" была вдохновлена сатанистом Бакуниным, чья анархистская партия выступала за террор и убийства как средство свержения всех существующих форм правления. (Бакунин критиковал Герцена за осуждение попытки Каракозова убить Александра II в 1866 году.) На собрании в лесу 26 августа 1879 года "Народная воля" приговорила Александра II к смертной казни. Лидером был Александр Михайлов, и после двух неудачных попыток с помощью револьвера они решили использовать закопанную взрывчатку. Группа не ставила целью свергнуть царское правительство: максимум, на что они могли надеяться, - это замена Александра II на Александра III.
"Народная воля" предприняла шесть безуспешных попыток взорвать царя в период с конца 1879 по начало 1880 года, пять из которых были на пути между Петербургом и дом отдыха в Ливадии в Крыму.
Михайлова арестовали при попытке забрать фотографии двух коллег из фотоателье. После ареста лидером группы стал Андрей Желябов. Он и его подруга Софья Перовская спланировали засаду нигилистов на царя. Выяснилось, что каждое воскресенье поздно утром царь ездил в карете в Зимний дворец. Он проезжал через Невский проспект, затем по Малой Садовой улице, пока не достигал кавалерийского полигона имени Михайлова. Там он проводил смотр войск, а затем возвращался. Царя сопровождали конные казаки, а за каретой следовали сани, полные солдат и полиции.
Нигилисты арендовали коммерческую недвижимость на углу, где поворачивала карета, прорыли под улицей тоннель и открыли сырную лавку под вымышленными именами. 27 февраля Желябов был арестован, и они решили действовать 1 марта во главе с Софьей Перовской. Четыре нигилиста, вооруженные нитроглицериновыми бомбами (весом по 2 кг. каждая), в случае необходимости добьют царя
В воскресенье, 1 марта, в 12:55, по иронии судьбы, после подписания прокламации о намерении утвердить конституцию, царь покинул Зимний дворец и направился к полигону другим маршрутом, через Екатерининскую набережную. Он вернется тем же путем, потому что на обратном пути решит навестить в Михайловском дворце свою кузину, великую княгиню Екатерину.
Четверо нигилистов с гранатами заняли новые позиции. Софья Перовская координировала их действия, подавая сигналы носовым платком. Она пересекла канал, увидела приближающуюся императорскую кавалькаду и помахала платком.
Императорской каретой управлял кучер в красной шинели, а по бокам ехали казаки в меховых шапках и алых бурках на вороных лошадях. По снегу ехали двое саней, в одних из них находился полицмейстер Петербурга. Один из молодых нигилистов, Николай Рысаков, бросил бомбу, которая попала в заднюю ось кареты, не причинив ущерба. Лошади понеслись, под ударами кучера. Невредимый царь приказал остановить, вышел из кареты и приблизился к бомбометателю, которого схватила полиция. Офицер спросил: "Где царь?" Царь ответил: "Слава богу, я в безопасности", привлекая к себе внимание.
Когда царь возвращался к карете, другой нигилист бросил еще одну бомбу, которая упала к ногам царя. Взрыв разбросал тела и поднял облако снега и дыма. Когда облако рассеялось, царь сидел у ограды Екатерининского канала с непокрытой головой, без плаща, в изорванном мундире, с окровавленными ногами и лицом. Он позвал на помощь и сказал, что ему очень холодно. Двадцать человек получили ранения, в том числе второй бомбометатель (позже он скончался в больнице).
Царя отвезли обратно в Зимний дворец, где он скончался до 4 часов утра. Его сменил Александр III, менее склонный к реформам. В тюрьме Желябов узнал о нападении и тут же признался в своей причастности к убийству. Он потребовал, чтобы его повесили, заявив, что было бы несправедливо получить меньшее наказание. Последовали аресты, и Николай Рысаков донес на товарищей, надеясь спастись.
Утром 7 апреля пятеро осужденных убийц были привязаны к четырехметровым платформам, установленным на телегах. Их запястья и лодыжки были связаны цепями, а на шеях прикреплены таблички с надписью "цареубийца". В первой телеге везли Желябова и Рысакова. Вторая везла Софью Перовскую вместе с Кибальчичем (специалистом по взрывчатым веществам) и Тимофеем Михайловым (который не бросил бомбу). Процессия двигалась к плацу Семеновского полка, где 80 тысяч человек столпились вокруг шестиметрового эшафота. Пятеро были прикованы цепями к столбам, и им зачитали приговоры. Все пятеро целовали крест под бой барабанов. Софья Перовская поцеловала Желябова, который пошел на смерть, улыбаясь. На пятерых надели капюшоны, а затем отбросили подставки под их ногами, оставив висеть и корчиться, пока они медленно задыхались. Тимофей Михайлов был слишком тяжел и веревка дважды рвалась. Его повесили с третьей попытки. Рысаков отчаянно упирался и его пришлось тащить к веревке. Остальные четверо встретили смерть с большим достоинством.
Так закончили спонсируемые Великим Востоком бакунинские нигилисты, действовавшие во время правления Александра II и давшие интеллектуальное выражение Русской революции. Оставшиеся в России террористы теперь были полноправными революционерами.
ТРИ РУССКИЕ РЕВОЛЮЦИИ
Александр III
Александр III был реакционером. Он всегда был против реформ своего отца и встал на сторону французов во Франко-прусской войне, в то время как его отец поддерживал пруссаков. Не теряя времени, он отменил обещание отца принять конституцию и провел реформы, которые укрепили его самодержавную власть и устранили снисходительность к либералам. Он хотел русскую нацию с одной религией и одним языком, и ему было не до уступок славянам. Он снова запретил масонство, но оно уже было слишком могущественным, чтобы его можно было подавить. Его политика благоприятствовала марксистской пропаганде. В 1887 году на него совершили покушение бакунинцы, спонсируемые Великим Востоком. Как и во времена группы "Народная воля", он принял энергичные меры, повесив еще пятерых бунтовщиков. Один из них, Александр Ульянов, был старшим братом Ленина. В 1890 году союз России с Германией закончился, и он вступил в союз с Францией. [530]
Александр III и его столь же самодержавный преемник, его сын Николай II, вступивший на престол в 1894 году, открыли Россию для капиталистов Запада. Ключевой фигурой был Сергей Витте, министр финансов России с 1892 по 1903 год. Его политика заключалась в поощрении экономического развития России по образцу промышленной экспансии в Южной Германии. Государственный банк был реконструирован, чтобы обеспечивать промышленность капиталом; были созданы пароходные компании и инвестиционные банки; изменились законы о бизнесе. Витте установил золотой стандарт и ввел Россию в международную кредитную систему. Рубль стал конвертируемым, и индустриализацию России финансировали инвесторы из Франции, Великобритании, Бельгии и Германии, включая Ротшильдов. (Строительство железных дорог связало Россию с Европой и Азией.) Политика Витте позволила проникнуть в Россию масонам-капиталистам и совершенно беззаботно обращалась с французским капиталом. Россия стала одним из самых больших должников в мире. Витте создал государственную монополию на спиртные напитки, в результате чего крестьяне и рабочие теперь пропивали свою заработную плату. [531]
Великий Восток и ленинская попытка Революции 1905 года
Катастрофическая война против Японии в 1904-05 годах, вызванная отчасти экспансионистской политикой России в Корее и Маньчжурии, привела к уничтожению Балтийского флота России и создала (по словам Ленина) "локомотив революции". Войну против Японии финансировал Великий Восток, увидевший возможность ослабить Россию, чтобы она не могла противостоять революции, которую Великий Восток запланировал на 1905 год. Война увела русские войска на восток, оставив западный фронт относительно незащищенным. Нью-йоркский банк Варбурга "Kuhn, Loeb & Co.", которым управлял масон Великого Востока Яков Шифф, предоставил японцам ссуду в размере $30 млн. "Kuhn, Loeb & Co." была дочерней компания Ротшильдов, занимавшейся военными кредитами. [532] В 1904 году Ротшильды вместе с Великим Востоком вынашивали план по захвату состояния царя. Возможно, частью этого плана был захват вкладов (1 миллиард долларов), которые царь сделал в банках Ротшильдов в Европе и Нью-Йорке. [533]
На тот момент "Kuhn, Loeb & Co." также финансировала Рокфеллеров, [534] связанных с Варбургами. Рокфеллеры положили глаз на Бакинское нефтяное месторождение, освоение которого началось в 1872 году, и к 1900 году оно уже было крупнейшим в мире и находилось под контролем Ротшильдов. [535] Оно оставалось крупнейшим советским нефтяным месторождением, снабжавшим Россию по Волге до 1940-х годов. К началу 1905 года Рокфеллеры, заинтересованные в Бакинском месторождении, были готовы спровоцировать революцию в России. [536] Ротшильды, в свою очередь, положили глаз на состояние царя. [537] И, как мы видели в начале этой подглавы, и Рокфеллеры, и Ротшильды использовали банк "Kuhn, Loeb & Co." Варбургов. [538] Ситуация была сложной.
Троцкий
В этой изменившейся обстановке главное интеллектуальное выражение революционного видения Маркса и Энгельса было дано их полуполитическим интерпретатором Троцким, [539] урожденным Львом Давидовичем Бронштейном из еврейской семьи под Одессой. В 1895 году вместе с Лениным и другими Троцкий основал Социал-демократическую рабочую партию, которая в 1891 году стала Коммунистической партией России. В 1898 году, в возрасте 19 лет, он уже был членом Великого Востока (познакомившись с идеями Вейсгаупта) и использовал его ложи для организации революционного общества - Южно-Российского рабочего союза в Николаеве, порту на Черном море недалеко от его дома. [540] В 1899 году он был арестован царской полицией и сослан в Сибирь вместе с другими братьями-масонами. В 1902 году он бежал в Западную Европу. В Лондоне он познакомился с Лениным, который стал лидером группы большинства (большевиков) в Российской социал-демократической партии. Троцкий не хотел участвовать в большевистской программе, направленной на насильственное свержение правительства. (Он предпочитал забастовки рабочих.) Он отправился в Австрию, затем в Париж и посетил ложи Великого Востока, [541] собирая финансовую поддержку для своей революции, а также заручившись поддержкой марксистских лидеров в Париже. Весной 1905 года, когда Великий Восток Франции отправил его в Россию для разжигания революции, он основал в Санкт-Петербурге "Совет рабочих". [542] (Ленин также вернулся в Россию в 1905 году, но не участвовал в этих советах.) Троцкий также основал ежедневную газету "Начало" при поддержке доктора Герценштейна, богатого еврейского редактора. Газета продавалась тиражом в полмиллиона экземпляров в день, что намного больше, чем ежедневная ленинская газета "Новая жизнь". Через эту газету Троцкий распространял свое видение. [543]
Макс Варбург
Обе газеты ["Начало" Троцкого и "Новая жизнь" Ленина] поступали в дом Варбургов в Германии. Макс Варбург, масон Великого Востока и глава банка Варбургов во Франкфурте, связанного с Ротшильдами, финансировал войну Японии против России через Шиффа. Затем Варбург начал финансировать Троцкого, [544] который отражал его видение мировой революции, но поддерживал Ленина в формировании революционного правительства. Это обеспечило их сотрудничество. Троцкий в конце концов осознал, что забастовки рабочих неэффективны, и начал поддерживать насильственное свержение правительства. Большевистское движение было основано масонами Великого Востока в Берлине, Париже и Лондоне. [545]
Ленин
Ленин, на девять лет старше Троцкого, был его соперником как революционер и журналист. Родившийся как Владимир Ильич Ульянов от матери-еврейки и отца-нееврея, он находился под сильным влиянием революционных идеалов старшего брата, повешенного за попытку убийства Александра III, когда Владимиру было 17 лет. Как и его старший брат, Ленин опирался на анархиста Бакунина, масона Великого Востока России. В 1889 году, во время учёбы в Казанском университете, он вступил в масонство Великого Востока, начал читать Маркса и стал марксистом. Занявшись юридической практикой, он в качестве общественного защитника отправился в Петербург, где завёл связи с революционерами-марксистами. В 1895 году он был арестован за подрывную деятельность, пробыл пятнадцать месяцев в тюрьме и сослан в Сибирь. После возвращения из ссылки он с 1900 года жил в Западной Европе. Будучи лидером большевиков, он планировал насильственное свержение царской власти. В 1902 году его работа "Что делать?" представила Социал-демократическую партию как "авангард пролетариата". В 1905 году он отправился в Лондон, чтобы собирать средства для Фабианского социалистического общества, созданного такими масонами, как Бернард Шоу, Герберт Уэллс и Анни Безант. [546]
В Петербурге недовольство студентов и рабочих, порожденное Русско-японской войной, координировал Союз освобождения. В январе 1905 году легальные союзы рабочих поддержали волну забастовок. Один из таких союзов, "Собрание русских рабочих", возглавляемое священником Георгием Гапоном, организовало мирную демонстрацию у Зимнего дворца, на которой Гапон представил требования рабочих Николаю II. Протестующие пришли на Дворцовую площадь с иконами и портретами царя Николая. Поскольку царя не было в городе, его дядя, обер-полицмейстер великий князь Владимир, попытался остановить марш, а затем приказал полиции открыть огонь по протестующим. Более 100 человек были убиты и несколько сотен ранены в бойне, известной как "Кровавое воскресенье".
Немедленно последовали протесты: всеобщие забастовки в Санкт-Петербурге и других городах, крестьянские восстания и армейские беспорядки, известные под общим названием Революция 1905 года. [547] В феврале Николай II объявил о намерении создать выборное собрание для руководства правительством. Бастующие рабочие, крестьяне и другие требовали созыва Учредительного собрания. Восстание распространилось на Польшу, Финляндию, Прибалтику и Грузию, оно сопровождалось контрреволюционными нападениями на евреев и социалистов. [548]
Весной 1905 года Ленин вернулся в Санкт-Петербург, чтобы получить дополнительные средства от масона Иосифа Сталина, известного как "уральский Джесси Джеймс", поскольку он грабил банки для финансирования большевиков. Ленин начал революцию на 1 мая 1905 года (в годовщину основания Общества Баварских Иллюминатов). [549] В июне экипаж линкора "Потемкин" поднял мятеж в Одессе.
В августе манифест царя объявил "Об учреждении Государственной Думы", законосовещательного органа при монархе. Однако волнения не прекращались. В октябре забастовали железнодорожники, и вскоре была объявлена постоянная всеобщая забастовка. Рабочий совет был сформирован в Иваново-Воснесенске и еще один в Петербурге. Эти советы возглавили всеобщую забастовку и при участии социал-демократов, особенно меньшевиков, обрели силу революционного правительства, мало чем отличающегося от Парижской Коммуны 1871 года. Другие советы были сформированы в Москве, Одессе и в других местах.
Николай II был вынужден действовать. По совету Витте он неохотно обнародовал Октябрьский манифест, обещавший Конституцию, гражданские свободы и расширение полномочий Думы. Царь назначил Витте председателем нового Совета министров. [550] Александр II обещал принять Конституцию в день своего убийства в 1881 году [551], и теперь Россия добилась того, чего добилась бы ещё 25 лет назад, если бы Александра II не убили. Революционерам, желавшим республики с демократическим собранием, этого было недостаточно. Однако многие рабочие приостановили забастовку и вернулись к работе, чего было достаточно, чтобы положить конец Петербургскому Совету. [552] Многие революционные лидеры были арестованы: Ленин сослан в Швейцарию, Троцкий и Сталин - в Сибирь. События 1905 года ознаменовали поражение Троцкого и Ленина, но превратили правление в России из самодержавия в конституционную монархию.
Теракты продолжались. Один из наиболее заметных, на котором Альбер Камю сосредоточился в эссе "Бунтующий человек" (а также в пьесе "Праведники"), касался Ивана Каляева, члена боевой организации партии эсеров, созданной в 1903 году Борисом Савинковым. Поэт Каляев верил в Бога. Незадолго до покушения Савинков увидел Каляева на улице "стоящим рядом со статуей с бомбой в одной руке и крестящимся другой". Призванный убить великого князя Сергея, он осознавал необходимость убийства, чтобы добиться перемен, но не верил в убийство. В первый раз он отказался выполнить миссию, поскольку в карете великого князя находились дети. Во второй раз ему удалось убить князя, но он сдался и попросил смертную казнь. На казни, одетый в черное и в фетровой шляпе, "поэт" отвернулся от предложенного распятия, сказав: "Я уже сказал вам, что закончил жизнь и готов к смерти". Совестливый Каляев; его товарищ Сазанов, убивший Плеве в 1905 году и написавший "поведение наше было пронизано такой степенью чувства, что слово "брат" не передает с достаточной ясностью суть наших отношений друг к другу"; Войнаровский, погибший, бросая бомбу в адмирала Дубасова, и заявивший: "Если Дубасова будет сопровождать его жена, я не брошу бомбу" - все это обнаруживает в основе нигилизма высоконравственное благородство, бросающее вызов отказу от общепринятой морали. [553] То, к чему призывали нигилистов их контролеры из Великого Востока, было шокирующим и ненавистным, но нельзя не восхищаться их мужеством и их преданностью. Подобные наблюдения приближают нас к сети лояльности, окружавшей Троцкого и Ленина.
Протоколы Сиона и Распутин
Окончание войны с Японией способствовало окончанию первой коммунистической революции. Царь согласился на переход к демократии. К царской семье присоединился Григорий Распутин, чтобы исцелить юного царевича Алексея силой веры. В России были опубликованы "Протоколы сионских мудрецов". Протоколы сообщали о предполагаемом еврейском плане по захвату состояния всех народов, свержению правительств и созданию еврейского царства с еврейским царем. Они предполагали, что революция 1905 года была вдохновлена евреями. Распутин, в свою очередь, сказал царю, что восстание 1905 года было еврейским заговором с целью уничтожить династию Романовых, и посоветовал ему убивать евреев. Затем последовали гонения в Киеве, Александровске и Одессе, где евреи в поисках защиты присоединились к революционным группам. [554]
О подлинности Протоколов написано много. Некоторые говорят, что они были написаны Адамом Вейсгауптом с целью возложить на евреев ответственность за план Иллюминатов по установлению мировой диктатуры. Наиболее правдоподобно предположение, что они были написаны для Сионистского конгресса 1897 года, хотя евреи всегда отрицали их авторство. Похоже, что Протоколы попали в руки Сергея Нилуса, который в 1903 году представил их царю, возможно, чтобы дискредитировать предшественника Распутина, Низье Филиппа [спирита, мага, мартиниста и предсказателя, бывшего советником Николая II до Распутина]. [555]
По мнению российского историка Михаила Лепехина, имевшего доступ к недавно открытым архивам, Протоколы являются подделкой Матвея Головинского, отец которого дружил с Достоевским. Головинский работал на царскую секретную службу и, возможно, написал протоколы в 1900 или начале 1901 года, чтобы продемонстрировать царю, что нарастающая волна капитализма и модернизации на самом деле была еврейским заговором, направленным на его свержение вместе со старым порядком. Похоже, он был вдохновлен брошюрой, написанной в 1864 году антибонапартистским адвокатом Морисом Жоли [Головинский работал в парижской газете Фигаро вместе с Шарлем Жоли, по-видимому, сыном Мориса Жоли], согласно которой Наполеон III собирался узурпировать власть во Франции. [556]
Также было сказано, что оригинальная версия Протоколов была заимствована из памфлета Мориса Жоли "Диалоги в аду между Макиавелли и Монтескьё". Жоли был другом еврея Адольфа Кремьё, Верховного главнокомандующего масонов Шотландского обряда Великого Востока и масона 33-й степени Верховного совета Древнего и изначального обряда Мицраима в Париже, масонской ложи розенкрейцеров, основанной членом Приората, иллюминатом Калиостро. В то время эта ложа была резиденцией Приората Сиона, цель которого было установление мирового престола в Европе, занимаемого "царём Иерусалима". Цель Приората Сиона оказалась под угрозой со стороны [национального] сионизма. В 1860 году [с целью противодействия национальному сионизму] Приорат Сиона через парижскую ложу основал "Всемирный еврейский союз" (Alliance Israelite Universelle) для привлечения евреев-реформистов, таких, как Яков Шифф и Варбурги. В ответ просионистский дом Ротшильдов взял на себя руководство [национальными] сионистами и пожертвовал огромные суммы на дело, тем самым выступив против Варбургов. Сионизм ("Sionism" Приората Сиона) и Сионизм ("Zionism" еврейского национального движения) оказались на противоположных сторонах. [557][*]