Аннотация: "Всемирная история здесь стиснута в компактные блоки - словно в учебном пособии, чтобы далеко не ходить."
Петр Вайль, "Гений места"
Последам "Cinema Paradiso".
Палермо, основанный финикийцами почти три тысячи лет назад, ставший при римлянах самым значительным городом на Сицилии, превращенный арабами в столицу своего "волшебного царства", переживший золотой век при норманнах и швабах, завоеванный поочередно французами, испанцами, австрийцами, - всегда был и остается лакомым кусочком для любого любознательного туриста. Многие предпочитают начинать именно отсюда свое путешествие по треугольному острову, мы же решили оставить это изысканное сицилийское лакомство на десерт. В Палермо, как и в Рим, ведет великое множество дорог, но мы выбрали, без преувеличения, самую красивую.
"Вот она перед нами - настоящая Сицилия", - думали мы, восторженно разглядывая крохотные фермы (по-итальянски fattorie) на пустынных склонах, "каменистые поля кактусов, беспорядочной толпой ползущие на самую гору" (совсем как у любимого мною Муратова) и малюсенькие городочки с такими до боли знакомыми названиями как Prizzi или Corleone.
Но лишь один из них был особенно дорог нашим не совсем лишенным сентиментальности сердцам. Имя ему Palazzo Adriano. Надо сказать, что после Piazza Armerina мы перестали удивляться странным названиям сицилийских городов (поясняю: piazza в переводе площадь, а palazzo - дворец). Palazzo Adriano вошел в историю кинематографа благодаря съемкам "Сinema Paradiso", получившего в 1990 году Оскар за лучший иностранный фильм.
Забегая вперед скажу, что в Палермо нам посчастливилось приобрести давно разыскиваемый DVD любимого фильма. Мы наткнулись на него совершенно случайно в солидном книжном магазине возле кафедрального собора. От радости мы не сразу обратили внимание на одну любопытную деталь - все продавщицы магазина были монахинями.
А тем временем для того, чтобы отметить наше пребывание в Palazzo Adriano, мы сфотографировали на память мемориальную доску из разноцветной керамики, гордо красующуюся на одном из домов в центре городка. Она посвящена жителям Palazzo Adriano, снимавшимся в фильме.
Ну и, конечно, дотошно изучили площадь с фонтаном, на которой происходили почти все события в "Сinema Paradiso". В эти сонные послеобеденные часы улицы городка пустовали и никто не обращал внимания на столь редких для него гостей.
Как ни странно, но Prizzi и Corleone интересовали нас гораздо меньше, поэтому мы ограничились лишь беглым их осмотром.
Corleone, в прошлом змеиное гнездо сицилийской мафии, уже давно таковым не является, но неугомонные туристы, подобно Петру Вайлю в его "Гении места", до сих пор вспоминают цитату из "Крестного отца": "Кровавый город Корлеоне, жители которого прославились своей свирепостью по всей Сицилии", и время от времени, замирая от страха, нарушают его покой.
От Корлеоне до Палермо всего 60 километров, и вот мы уже в огромном городе, в котором проживает без малого 800,000 человек. Палермо встретил нас непривычно широкими для Сицилии улицами, страшными автомобильными пробками и жарким дыханием истории. Здесь церкви строились арабскими мастерами, поэтому они так напоминают мусульманские мечети, а византийские храмы мирно соседствуют с памятниками эпохи Возрождения и испанского барокко.
Мы бросили машину на площади со сладким именем Свобода (Piazza Indipendenza) и через Новые ворота 16 века (Porta Nuova) торжественно вошли в старый город.
Справа от нас высились стены Нормандского дворца, а за ними скромно выглядывали красные купола древней церкви San Giovanni degli Eremiti 12 века, настойчиво рекомендуемой всеми без исключения путеводителями. Церковь входила в наши завтрашние планы, как впрочем и дворец.
На площади Победы (Piazza della Vittoria) мы свернули влево и оказались перед роскошным кафедральным собором, строительство которого было начато еще в 12 веке. В первую минуту нам показалось, что это и не собор вовсе, а богатый восточный дворец из давно позабытых арабских сказок. Правда, внутреннее убранство собора нисколько не соответствовало нашим представлениям о Востоке - здесь царило уже знакомое нам барокко.
Прямо напротив собора мы обнаружили узенький переулок Vicolo Brugno, тот самый, в котором писательница Лили Приор поселила свою Розу Фьоре. Пройтись по подозрительно-темному переулку мы так и не решились. Вместо этого прогулялись по фешенебельному Corso Vittorio Emanuele, мимо здания Библиотеки, где работала героиня. Прошу прощения за это лирическое отступление, но без Розы Фьоре из романа La Cucina наше путешествие по Сицилии не было бы таким увлекательным.
Corso Vittorio Emanuele в конце концов вывел нас к пышному барочному перекрестку "четырех углов" (Quattro Canti). Повернув направо на Via Maqueda, мы почти сразу увидели беломраморный фонтан 16 века на площади Претории, прозванный в народе "фонтаном стыда" за обилие обнаженных скульптур.
До оперного театра (Teatro Massimo) мы в этот день не дошли. Нам не хватило (в отличие от Вайля) "ощущения уверенности и покоя" на вечерних улицах Палермо с их редкими прохожими и безумными водителями.
Зато мы побаловали себя вкусным сицилийским ужином в маленьком семейном ресторанчике Antica Trattoria del corso. Антипасти из даров моря, спагетти с соусом из сока чернильной каракатицы, окрашивающим губы в черный цвет, густой, больше похожий на кашу, суп с фасолью, жареная рыба - вот далеко не полный список поглощенной нами пищи. В это позднее время в ресторане не оставалось никого, кроме нас и хозяев, которые, не отрываясь, смотрели по телевизору какой-то фильм. На десерт мы ожидали указанный в меню фруктовый салат. Но усталые хозяева, мечтающие лишь об окончании рабочего дня, выдали нам по огромному красному яблоку и с радостью закрыли за нами двери. Этот незначительный эпизод рассмешил нас до слез - мы расценили его как одно из очаровательных проявлений сицилийского характера.
К 11 часам мы добрались до жутко дорогой гостиницы и, не раздумывая, сняли номер - Палермо, как видно, располагал к шикарной жизни. Приветливый портье подобрал нам самую лучшую, по его словам, комнату. Наверное, он догадался, что это была наша последняя ночь на Сицилии, и мы заслужили прощальный подарок.