Иванцова Маргарита Владимировна: другие произведения.

Марсель. Лёгкий город, рынок и порт. Юг Франции

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Иванцова Маргарита Владимировна
  • Обновлено: 29/06/2012. 17k. Статистика.
  • Впечатления: Франция
  • Скачать FB2

  •   Самые лучшие впечатления можно получить, лишь кочуя по бесконечному сериалу, состоящему из путешествий в неизвестные города и страны. Почитать о втором по величине во Франции городе Марселе довелось чуть позже, когда порт остался далеко позади во времени. Никакая ценная информация из Википедии и других массовых источников туристической информации, к счастью, не смогла стереть особые ощущения от прогулки по улицам Марселя.
      

      
      Все фото в альбоме "Марсель. Город-порт-рынок"
      
      Нам повезло. По старой Массалии, как в древности именовали порт с легкой руки греков, довелось побродить субботним утром. Город неспешно просыпался, но местные жители на улицы не спешили. В десятом часу утра кафе еще не открылись, лишь туристы потихоньку начинали осваивать территории старого порта и расползаться группами по городу. Можно было сесть в туристический автопоезд с небольшими вагончиками, похожими на детские, или забраться в двухэтажный автобус на верхнюю палубу. Однако, опыт подсказывал, что идти нужно обязательно пешком. Сначала озаботились поиском карты города, но ближайший инфопункт, куда нас отправили местные продавцы газет, открывался через полчаса.
      
      В районе порта много цветочных ярмарок прямо на широких тротуарах. В стихийных торговых рядах продают разнообразную рассаду и букеты, недорого - от 4 до 5 евро за кустик. Небольшое дерево со спелыми лимонами или апельсинами можно купить всего за 15-20 евро. Цветущие развалы яркие, живые, цветные: всё благоухает свежестью и притягивает взгляд. Потом встретили по городу такие же ярмарки цветов - в районе порта традиционно торгуют рыбой и цветами по утрам в определенные дни. Для торговцев сделаны удобные электрические розетки в зонах метро - короба расположены прямо в асфальте, чтобы можно было включить, что надо.
      
      Нам бесплатно выдали карту, и мы двинулись в поход. Старый город, по которому проложены в прямом смысле слова два пешеходных маршрута, совсем небольшие - одного часа хватит на всё. Прямо на тротуарах нарисованы красной и синей краской линии со стрелками - идешь по разметке и смотришь по сторонам. Старый Марсель, старый порт, центр города - одно и то же. Небольшая зона с узкими улицами похожа на незатейливый лабиринт. Улицы, все абсолютно разной ширины, хаотично расположены друг к другу под разными углами, некоторые улицы сходятся к площадям, стекая на них разновысокими лесенками-ступенями. Арки в домах - особая архитектурная прелесть. Идешь по улочке, поворачиваешь голову в сторону моря и сквозь арку в доме видишь марину с яхтами, остров с популярным замком Иф, море и прибрежные крепости.
      
      Крыши тоже впечатляют - из красной и коричневой черепицы разных оттенков, разных форм, без какого-либо архитектурного единства. Но истинно французские крыши Марселя гармоничны. Удивляет ширина домов - кажется, будто специально строили и теснили дома шириной метра в три, и как там помещаются комнаты? Ничего красивого с точки зрения архитектуры, которой привыкли восхищаться в старых городах Европы, здесь нет. Простые аскетичные фасады, тесные высокие окна, небольшие балконы - обязательно. Марсель всегда был рабочим торговым портом, таким и остался в старой зоне. Старый город естественно красив и лаконичен.
      
      Наконец, обязательная программа прохода по турмаршрутам завершилась, и мы двинулись туда, где живут люди. Поплутав, выскочили в другое пространство - широкие бульварные улицы, где с субботним настроением прогуливаются, бегут, едут и просто занимаются своими делами местные жители. Это еще центр города, но уже новый, очень похожий по планировке на старые кварталы. Кажется, что старый порт скопировали, а потом перед застройкой увеличили в высоту и ширину минимум втрое. Здесь просторные бульвары, мини парки, ухоженные газоны, очень много зелени. Брусчатка под ногами смущает, ведь она - символ тесного и несовременного. Машин в центре мало, видимо они предпочитают скапливаться на окраинах, где новые трассы шириной в восемь полос. Традиции многоугольного зодчества и здесь - перекресток с четырьмя сходящимися улицами редкость. Пять-шесть улиц - норма. У домов в Марселе редко встретишь прямые углы. Задумаешься, что было первично - улицы под разными углами или остроугольные и тупоугольные дома?
      
      Марсель - город художников и творцов. Ближе к старой зоне много частных лавочек и импровизированных художественных салонов. Умельцы продают удивительную керамику, удивительной формы экстерьерные предметы, напольные композиции, что-то вроде настенных панно в современном абстрактном стиле. Встретился салон с необычными картинами - на куске штукатурки вылеплены пейзажи, морские виды, разрисованные акварелью или гуашью. Они похожи на вынутые из стен фрагменты фресок. Однако, основные художественные творения сконцентрированы на заднем дворе дворца Лонгшам, где размещен музей Изобразительных искусств. У фонтанного комплекса всех встречают знакомые скульптурные львы, а с холма открывается впечатляющий вид на крыши Марселя.
      
      Стоящий на холме, в состоянии затяжного ремонта фасада, дворец приютил постоянно действующую ярмарку чудес. Здесь выставлены картины, экстравагантная скульптура и то, что обычно называют народными промыслами. У нас подобная уличная торговля разворачивается на туристических тропах. Здесь не принято торговать похожими вещами - каждый лоток оригинален. Разные стили, разные формы. Интересно разрисованные пластиковые бутыли, индустриальная скульптура из ржавого металла, лоскутные текстильные картины, скульптурная лепка на полотнах, граффити в рамах и много чего ещё.
      
      Вокруг дворца Лонгшам оживленные улицы и трамвайная линия. Чтобы увидеть любой город, лучше всего сесть на общественный транспорт и покататься. Скоростные трамваи здесь совсем новые, просторные и суперсовременные. Марсельцы, как и большинство французов, приветливы и внимательны. Если что-то спрашиваешь, то не просто ответят, а бросят свои дела и пойдут показывать. Проводят несколько метров и обязательно руками укажут направление, убедятся, что их правильно поняли, после чего побегут дальше по своим делам. При попытке купить билет на трамвай через автомат на остановке, мы потерпели неудачу. Без билета лезть в транспорт не рискнули. Местные женщины даже пропустили свой трамвай, чтобы вместе с нами победить неработающий автомат, пока мы не увидели другой на противоположной стороне.
      
      Чем дальше от порта, тем красивее и просторнее город. Мы специально проехались в метро - здесь оно не очень протяженное и совсем простое, всего пару линий. Метрополитен позитивный и яркий, вагоны снаружи и внутри оранжевые, новые с иголочки, как и трамваи, чистые. Набрели в центре на действующий костел, у входа в который стоит статуя Орлеанской Девы. Говорят, именно здесь Жанна Д'Арк в Столетнюю войну выступала со своими речами перед народом. Костел окружен современными домами, трамвайными рельсами и стоит на оживленном автомобильном перекрестке. Внутри храма очень тихо, будто попадаешь в другой мир. Можно слушать орган во время службы и любоваться удивительными витражами.
      
      До дальних достопримечательностей, рекомендуемых к посещению, мы не добраться не успели. На метро доехали до площади Кастеллан со знаменитым фонтаном вокруг стеллы с символом города, посидели на улице в кафе. Во Франции есть устойчивая традиция - сидеть на плетеных стульчиках, смотреть на улицу и пить кофе. Официант не подойдет и ничего не спросит, даже если сидеть с утра до позднего вечера и просто глазеть вокруг. Переходя дорогу на зеленый свет, пешеходам и зевакам вроде нас, следует быть осторожным. Перекрестки, куда сходятся шесть улиц, очень просторные и длинные - нас чуть не сбил летящий на красный свет мотоциклист. С космической скоростью он промчался сквозь толпу пешеходов, дисциплинированно бредущих по зебре, и с рёвом скрылся в лабиринтах улиц.
      
      С легкой руки историков порт называют и южными воротами Франции, и восточными воротами, имея в виду бывшие африканские колонии Тунис и Марокко. Но население в Марселе кажется однородным, несмотря на многонациональный состав и разный цвет кожи. Редкие туристы теряются в огромном мегаполисе, во всяком случае, нигде кроме старого порта они не попадались на глаза. Ни национальным колоритом, ни экстерьерными изысками Марсель не поражает. Совсем не курортный, но и не деловой, Марсель вовсе не выглядит тем огромным торговым портом, которым является.
      Посмотреть в Марселе удалось очень мало, но это даже к лучшему. Город запомнился свежим и залитым солнцем, быстрым и шумным, местом, где дышится легко.
      
      Июнь 2012
      
      Фото в альбоме "Марсель. Город-порт-рынок"











































































      Орлеанская дева













    Метро в Марселе

  • © Copyright Иванцова Маргарита Владимировна
  • Обновлено: 29/06/2012. 17k. Статистика.
  • Впечатления: Франция

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка