Аннотация: В вестибюле Венской оперы на вопль "Где касса?" администраторы отправили нас в дальний угол направо по длинному коридору, где в спешке были приобретены два билета на балкон, действительно по 3 евро каждый.
Для нас Вена началась со скоростного поезда, отправлявшегося из Праги. Такие составы из шести вагонов, чем-то похожие на наши Сапсаны, каждые два часа курсируют до Вены практически из всех близлежащих городов Европы - сел и поехал. У нас в РФ периодически возникают некие проблемы с визами, а европейцы, этакая белоснежно-хрустальная кость, люди свободные - нам их не понять. Билеты на трансевропейские поезда можно купить заранее через интернет, что мы и сделали, но беспокойство было напрасным. Поезд был практически пуст - на весь состав был один проводник, лениво стоявший в сторонке, пока редкие пассажиры грузились в вагоны. Только раз прошлись по вагону контролёры с компостером, потом все четыре часа можно было спать, развалившись на пустующих сидячих креслах хоть вдоль, хоть поперёк.
Прибыли в столицу Австрии во второй половине дня и, побросав вещи в простеньком отеле у Вестбанхоффа (так называется один из столичных вокзалов, станция пригородных поездов и метро), решили пешком пройтись до центра. Силы не рассчитали - в опускающихся на город сумерках дорога по индустриальным улицам со смазанной среднестатистической европейской архитектурой заняла часа два. Вена - очень большой город, без помощи транспорта её запросто пешком не обойдёшь, да и на велосипеде объехать проблематично. По пути к центру на какой-то улице встретились стоящие у обшарпанной стены весы - становись и взвешивайся за 20 евроцентов. Когда подошли к скоплению дворцов и музеев в Хофбурге, уже темнело. Двигаться по карте, пытаясь во тьме разобрать абсолютно непроизносимые названия улиц, было проблематично, но надо было как-то ориентироваться в незнакомом городе.
В центральной части доминировала привычная имперская архитектура. Скульптурные группы, купола, барельефы и арки напоминали нечто знакомое - особого смысла созерцать с восторгом такие города как Вена после выученного наизусть Санкт-Петербурга не было. Осмотр вечернего города начали со скоростных рингов - с такой кольцевой приставкой в центре несколько улиц, опоясывающих дворцы и парки, музеи и театры в несколько слоёв. По рингам вечером очень интенсивное автомобильное движение, беспрерывно и допоздна носятся узенькие скоростные трамваи, на которых можно домчать до любого района Вены или станции метро. Иностранным пешеходам вроде нас, непривычным к вечерним велогонкам на тротуарах, стоит проявлять осторожность. Весь центр Вены тщательно разрисован велосипедной размёткой, перебегающей с пешеходных дорожек на трассу и обратно, везде стоят специальные светофоры для двухколёсных путешественников. Те, правда, носятся на огромных скоростях и редко сигналят зевакам, мы только и успевали отскакивать, чтобы не сшибли. Как позднее выяснили, на окраинах города такого засилья велосипедистов нет. Здесь же прямо на бульварах и парадных улицах, пересекающих ринги, организованы обширные стоянки с общественными велосипедами. Можно взять велосипед и крутить педали бесплатно целый час, пока глаза глядят на хорошо освещённые велодорожки, вернее, до следующего велосипедного паркинга. Но для такого удовольствия нужна регистрация в системе и получение карточки.
Осмотр дворцовых красот императорского Хофбурга, закольцованных в концентрические ринги и трамвайные рельсы, решили отложить на завтрашнее, более светлое время суток. Затем рванулись к Венской опере, благо она находилась в двух трамвайных остановках от нас - там ежедневно в 19-00 начинается представление. Предварительно мы успели приобрести удивительные венские проездные для туристов: такие билеты продаются сроком на 72 часа, стоят около 13 евро и по ним можно ездить на всех видах транспорта без ограничений. Выскочив из битком набитого трамвая под знаковым номером один, мы побежали к парадному оперному подъезду - опаздывать на постановку вроде как неприлично. Когда читали в интернете, что в оперу может прийти каждый и там всегда есть в наличии билеты по 3 евро, не верилось. В вестибюле на вопль "Где касса?" администраторы отправили нас в дальний угол направо по длинному коридору, где в спешке были приобретены два билета на балкон, действительно по 3 евро каждый.
В этот день давали оперу "Сомнамбула". Кстати, никаких пластиковых архаичных номерков в гардеробе нет - посетителям выдают отрывные бумажные билетики с номером. Наши демократичные билеты предполагали стоячие места под самым потолком верхнего яруса. За спинами рядов кресел на балконе для экономных посетителей были организованы перила. Опёршись на них, можно под углом градусов 75 наблюдать сверху и сбоку сценические декорации и артистов. Слышимость и видимость, несмотря на солидное расстояние, была хорошая. Перед сиденьями на всех ярусах и даже перед нашими стоячими местами были прикреплены небольшие мониторы, на которых в режиме караоке транслировался перевод текста певцов на английском языке - для туристов из десятков стран это удобно, ведь практически все популярные и "модные" оперы написаны на итальянском.
Пели артисты неплохо, но профессионально оценить качество исполнения нам было сложно. Называть себя любителями и ценителями оперного искусства - значит, покривить душой. Был бы балет, другое дело, а так далеко не всякая опера способна удержать нетренированного слушателя до конца в бархатных креслах. Что тут говорить о верхнем ярусе балкона без права присесть хотя бы на корточки у стены - за правильным поведением зрителей ревностно следили служащие. Однако, это не повод не посещать венскую оперу, поэтому мы мужественно намеревались прослушать искусство панорамного стерео пения, сколько выдержим.
Убранство концертного зала было достаточно скромным - потёртый бордовый бархат на сиденьях, ковры на полу вперемешку с простеньким линолеумом. Немного лепнины над лестничными маршами и в холле на потолке, художественная и весьма стилизованная под старину роспись золотом на балконах и ярусах. Из древних интерьеров, видимо осталась массивная и очень пыльная люстра аскетичной каскадной формы высоко под потолком. В антракте прошлись по лестницам и холлам, присматриваясь к контингенту - конечно, в основном оперу слушали туристы, но на верхних ярусах обосновалось немало и местной богемы, которой партер и вип-ложи были не по карману. Вокруг нас звучала многоязычная речь, отдаваясь эхом под арочными сводами и сливаясь в респектабельный гул ценителей высокого искусства. Суровые смотрители внимательно следили, чтобы каждый посетитель перемещался по своему отсеку в соответствии с рангом купленного билета, не позволяя спускаться владельцам дешёвых билетов в партер. Мы решили, что завтра ещё раз посетим оперу и послушаем "Аиду" и, не дождавшись конца второго антракта, сбежали в ночную Вену.
Покатавшись по центру города на узеньком венском трамвае, мы сошли недалеко от площади с каким-то монументом. Нас манил к себе мерцающий попеременно разными цветами радуги светящийся фонтан. После десяти вечера улицы и площадь были пустынными - вокруг ни души. Памятник воинам-освободителям из красного гранита на ступенчатом постаменте был испещерён фамилиями русских солдат, среди которых глаз привычно выхватил одну весьма знакомую - артиллериста Брежнева. Надо сказать, венские власти весьма действенно следят за чистотой газонов, оберегая их от хозяев с домашними питомцами - везде воткнуты оригинальные таблички в виде собачки, держащей в зубах штрафную квитанцию в 36 евро.
Следующий день начали с Шёнбрунна, одной из европейских загородных резиденций европейских правителей, обязательных к посещению туристами. Чёткая геометрия газонов, зашитых в бетонные рамки, заново отлитые из свежего цемента скульптурные группы, строгие галереи и арки из сплетённых деревьев. Везде привычные колонны туристов, заученно курсирующих у обновлённого дворца, который выглядел как муляж для съемок документального фильма. С Версалем сравнивать венские королевские дачи некорректно, во всяком случае, в наружной роскоши Шёнбрунн упрекнуть невозможно - сухо, скромно и ни сколько не величественно. Перед дворцом - поле с прямоугольными газонами, за ним - обязательная водомётная скульптурной группа, на фоне которой беспрерывно фотографировались туристы (и мы не стали исключением). Фонтан базируется прямо у подножия довольно крутой горы с дорожками, зигзагами поднимающимися вверх, к утлой беседке. На территории парка в лесочке бегают непуганые белки, есть ещё пруд и зоопарк, чтобы туристы могли себя чем-то развлечь после километров печальных и строгих аллей, посыпанных мелким красным отсевом. Петергоф в сравнении с венским ансамблем утопает в роскоши и вызывает заслуженное уважение. Во всяком случае, у нас всё хоть как-то реставрируется, поскольку средств на стопроцентные копии дворцов и фонтанов попросту нет.
На обратном пути был запланирован поиск какого-нибудь супермаркета с доступными местному населению ценами. Задача оказалась не из лёгких - такой магазин был обнаружен в самом сердце туристической Вены, приютившись между элитными бутиками одежды и обуви, тесно обступившими собор Святого Стефана. В свою очередь монументальное готическое здание было облеплено строительными лесами, что не мешало колоннам туристов маршировать по элитным улицам австрийской столицы.
Размещённый на трех этажах в тесных помещениях, оснащённый скоростными лифтами, супермагазин с ассортиментом продуктов, напоминающим типичную Ленту или Призму, предлагал всё самое необходимое. По нашим подсчётам рядовая потребительская корзина была чуть дороже Московской и приблизительно соответствовала Питерской. Напрашивался вывод - среднерусский столичный доход вполне позволял бы проживать в спальных районах Вены и питаться вполне сносно, учитывая продуктовое соотношение цена-качество. Надо сказать, в городе ближе к окраинам проживает много турков - например, рядом с нашей привокзальной гостиницей много магазинчиков-рынков прямо на первых этажах домов. Там предлагают сделать ксерокс, выйти в интернет, купить детские вещи и овощи - в общем полезным делом занят каждый квадратный сантиметр.
В торговом центре Вены, расположенном в двух остановках метро от дворцов Хофбурга, жизни нет - только офисы, бутики и толпы туристов. Огромное количество строительных лесов и подъемной техники на перегороженных бетонными заборами улицах - наглядная демонстрация заботы о будущем внешнем виде наиболее посещаемой европейской столицы. На туристических тропах в поте лица трудились ряженые - загримированные мимы в золотых и белых костюмах персонажей прошлой эпохи с дежурными консервными баночками: в них громче звенят падающие монеты, привлекая внимание прохожих.
Отдельного внимания заслуживают модные сегодня венские экипажи - разноцветные и разнообразные по форме колесницы, кабриолеты и коляски, запряжённые лошадьми с приветливыми извозчиками. Кэбмэны ведут себя, как приличные европейские таксисты - прямо в Хофбурге организованы специальные стоянки, у которых в порядке очереди выстраиваются экипажи. Десятки лошадей на мощёных мостовых, а на улицах чисто - сзади к сбруе привязаны специальные мешки. Запряжённые четвёрки и двойки лихо возят любителей по оживлённым улицам, стараясь в оплаченные часы укатать туристов по центру до головокружения. Глобальная реставрационная деятельность в общем-то не мешала никому. Люди лежали, сидели, кушали и читали прямо на травке, глядя на проезжающие экипажи. На обширных дворцовых газонах, как на пляжах Майами, трудно было найти свободное место.
Забежали в знаменитое богемное кафе Kleines со старинными венскими стульями, хорошим кофе и пачками газет, сброшюрованных на сгибе на длинных палках, чтобы удобнее было перелистывать. Долго обходили громадное здание городской Ратуши, пытаясь сфотографировать все башенки и шпили целиком - это удалось, но очень издалека. Искали разрекламированные винные ресторанчики с погребами, хойригеры. Как утверждали проспекты, там можно отдегустировать свежее вино и отведать каких-то особых блюд. С большим трудом по визитке, найденной в отеле, разыскали в двух кварталах от ратуши размещённый в глубоком подвале ресторан. Рассчитывая успеть до начала Аиды там поужинать, заказали красные вина. Русскоговорящий официант-румын разыскал в погребах целых два вида. Мы решили, что не сезон - на дворе стоял март месяц всё-таки. Вина оказались вполне сносные, квашеная капуста со свиной крошкой тоже была съедобной. Вышел небольшой казус при расчётах - вытряхивая из карманов мелочь для оплаты счёта, мы обнаружили странную монету в 20 евро. Таких евроденег не бывает, что и подтвердил румын - перед нами лежала монета в 200 венгерских форинтов. Диаметром монетка была всего миллиметра на три больше двухевровой, а внешний вид, без учета деталей, точная копия евро. Очевидно, нам её подсунули в кассе оперы - мы сильно спешили и к тому же расплачивались стоевровой бумажкой. Как сказал румын, это обычный фокус с ничего не стоящими форинтами, а нам посоветовал быть внимательнее.
На Аиду мы успели вовремя, но также исчезли после антракта - оперу исполнял более сильный состав, декорации были чуть пышнее, артистов в десять раз больше, но со второго раза полюбить оперу всё-таки не удалось. На следующий день были запланированы пробежки по городу, в том числе посещение разрекламированной достопримечательности - музея и домика Хундертвассера. Он нас разочаровал - много яркой глянцевой кафельной плитки на фасаде, на стенах и потолках внутри, на бугристом полу, на ступенях, во дворике и на дне фонтана. Ничего поразительного, жаль, что долго блуждали по серым и ничем непримечательным улицам среднестатистических районов Вены.
Сильное впечатление произвел Пратер - такой, в общем, жилой бюргерский район с широкими улицами и невысоким домишками. Мы рвались к знаменитому колесу обозрения, которое до сих пор катает любопытных туристов-лихачей в красных номерных вагончиках, похожих размерами и формой на наши строительные бытовки. В парке у колеса обозрения попалась интересная площадка с недостроенным круглым фонтаном, где вместо обычной плитки были металлические таблички с именами-фамилиями каких-то людей и фирм. Интересный спонсорский проект, позволяющий увековечить себя любому желающему всего за пару сотен евро. Около сотни квадратных метров замощено дорогостоящей плиткой с именами, а на фонтан, очевидно, денег уже не хватило.
Там же в колеса обозрения обнаружили глобус диаметром три метра с лесенкой рядом - по ней можно было подняться и покрутить его, поискать свой город. Собственно Пратер - огромный центр развлечений с сильнейшими аттракционами, вертелками и супергорками на все вкусы. Мы завороженно следили за перемещением вверх по высоченной мачте каретки-карусели, крутящейся с бешеной скоростью. На человечков, висящих на конце паучьих ног в креслах высоко над землёй, было страшно смотреть, но все места были заняты. Тошнотные космические тренажёры под грохочущую бравурную музыку яростно вертели счастливо орущую молодежь, качалки поднимали и опускали искателей драйва, а мы ели вкуснейшее мороженное, пробовали знаменитый венский меланж и с опаской наблюдали за работой мощных конструкций, созданных явно для вытряхивания содержимого желудков.
Много бродили по улицам, высматривая и фотографируя сохранившиеся изыски архитектуры - голландские мансарды, узкие башенки и эркеры на углах домов, памятники, храмы и музеи. Напоследок решили съездить на метро за Дунай - на туристической карте был обозначен деловой центр. Сам район очень походил на спальные районы больших столиц. Место депрессивное, что было заметно по замусоренной станции метро. Можно было с уверенностью говорить - за Дунаем, как и за МКАД, жизни почти нет. Построены три-четыре огромных стеклянных небоскреба, сияющих на солнце зеркалами офисных рам, а всё остальное вокруг заполняют многоэтажки и серенькие дома - спальный пригород, одним словом. Поезда метро в центр шли над землёй, прямо по мосту над двойным Дунаем. Мы вышли из поезда посередине реки, немного постояли, посмотрели с эстакады вниз на сине-зелёные воды судоходного канала и шлюз, потом поехали в центр. С Веной торжественно попрощались, посидев под открытым вечерним небом с бокалами вина в кафе с уличными фонариками, рассматривая проезжающие по рингам автомобили и велосипеды. Вечером практически у всех ресторанов на тротуары выставлены столики, где венцы с удовольствием ужинают или просто пьют кофе после работы. В семь вечера посетителей принудительно рассчитывают, но сидеть можно до 23-00. После этого всё и везде закрывается, а город внутри рингов вымирает. На следующий день с утра пораньше скоростной поезд должен был нас за четыре часа домчать до Мюнхена.