Австрия и Италия. Вена и Перуджа, Флоренция и Ассизи.
Часть 3. Флоренция, город цветов.
Из Перуджи очень легко добраться на поезде до Флоренции, и всего за два часа переместиться из зеленой и средневековой Умбрии в античную Тоскану. Флоренция имеет совершенно другой колорит и ауру. Это город искусства времени итальянского Возрождения. Здесь сразу вспоминаешь о Микеладжело, Леонардо и Рафаэле. Здесь скульптуры прямо на плащадях перед храмами. Это город Данте и Петрарки. Это аристократия духа и истинное сердце итальянской культуры.
Сразу напротив вокзала, stazione небольшая площадь, вся в цветах. Сразу вспоминаешь, что само название Флоренция - это переделанное название города так, чтобы оно было созвучно с флорой - цветами, и что Флоренцию называли городом- садом со времен атичности. Истинное название Firenze от итальянского слова fiori - цветы. Город был основан в I веке до н.э. Здесь на берегу реки Арно римские знатные горожани строили себе загородные дома или дворцы, palazzi. Именно они назвали это место Firenze "цветущая", т.к. дворцы действительно утопали в садах.
В центре площади изящная церковь Santa Maria Novella, которая своим лёгким ажурным фасадом напоминает инкрустированную шкатулку. В ее интерьере хорошо сохранились византийские фрески и мраморные скульптупы. Построенная в XIV-XV веках, она была первой Базиликой во Флоренции, и вскоре превратилась в главную Доминиканскую церковь города. Интересно, как перекличка времен - в этой церкви начинается действие романа средневекового флорентийского писателя, классика итальянской литературы, одного из основателей итальянского языка, Джованни Боккаччо "Декамерон" -- именно в этой церкви встречаются молодые люди и договариваются уехать из Флоренции, чтобы убежать от чумы, охватившей Флоренцию в 1348 и обернувшейся для города огромной трагедией.
ФОТО 34 Церковь Санта Мария Новелла
С площади Санта Мария Новелла сразу открывается вид на изумительный купол храма Санта Мария дель Фиоре, ставший символом Флоренции и давший отчасти название городу. Сверкающий на солнце огромный купол виден издалека, почти отовсюду, благодаря удачному расположению храма не только в самом сердце города, но и на возвышенности. На этот купол идешь, как на призыв Бога.
ФОТО 35 Собор Санта-Мария-дель-Фьоре
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре - одно из самых старинных и узнаваемых зданий во Флоренции. Храм поражает величием и является истинным украшением города. Возводить его начали в конце XIII века, и строительство продолжалось в течение почти 140 лет.
В создании главного храма города участвовало несколько талантливых архитекторов, и каждый вносил свои идеи, свое видение в первоначальный проект. Огромный купол храма, на сооружение которого потребовалось более 14 лет, был спроектирован и возведен архитектором Филиппо Брунелесски. Сегодня храм поражает красотой фасадов и внутреннего убранства. Он был спроектирован так, чтобы мог вместить всё население города, и был чем-то вроде огромной крытой площади. Храм имеет форму латинского креста, а красный купол собора словно парит над всем городом. Собор был местом проповедей Савонароллы, и здеь же во время заговора в 1478 г. было совершено покушение на Лоренцо Медичи и его брата Джулиано.
ФОТО 36 фото 36 + Собор Санта-Мария-дель-Фьоре
Напротив храма, на центральной площади - Баптистерий Сан Джованни, старейшее здание Флоренции, ведущее свою историю с V века. В XI веке Баптистерий украсили мраморной облицовкой, которая сохранилась до нынешних дней. В XIII веке в ходе реконструкции придали прямоугольную форму и украсили внутри византийской мозаикой.
Огромную ценность представляют ворота Баптистерия. Они содержат панели с барельефами, на которых изображены истории из Библии. Наиболее древние - Южные ворота, творение Андреа Пизано, содержат барельефы, изображающие жизнь Иоанна Крестителя. Северные ворота, созданные позднее, в 1400-х годах, выполнены в более строгом, готическом стиле. На них барельефы изображают сцены из Нового Завета. Восточные ворота являются самыми известными, они разделены на 10 золочёных панелей и на них представлены истории из Библии. Именно их высоко оценил Микеланджело и назвал их Вратами рая.
Campanile Giotto - Колокольня Джотто, возвышающаяся сбоку от собора Санта-Мария-дель-Фьоре не менее знаменита, чем сам собор. Ее искрящиеся на солнце мозаичные узоры видны почти со всех концов города. Колокольню начали возводить в конце XIII века. Ее облицовка, для которой использовались различные типы мрамора, и сегодня поражает своей красотой. Здесь и восхитительные барельефы знаменитго итальянского архитектора Джотто, и статуи, созданные Донателло. На колокольню можно подняться по очень крутой винтовой лестнице, но трудный подъем будет вознагражден прекрасным видом всего центра Флоренции.
ФОТО 37 Кампаниле Джотто
Piazza della Signoria, на которой перед Старым Дворцом (Palazzo Vecchio) - целая выставка античных скульптур -- именно здесь на этой площади Микеладжело соорудил огромную статую мифического Давида, во весь рост, создал во всей красе античного юного героя, по преданию в знак протеста против ханжества церкви и как отказ переезжать из любимой Флоренции в папский Рим. До наших дней Давид стоит здесь, правда уже копия, но не менее прекрасный. Здесь же прямо на площади, укрытые от ветра и непогоды только портиком Palazzo Vecchio не менее знаменитые скульптуры - Юдифь и Олоферн работы Донателло и Персей с головой Медузы Челлини.
Старый дворец Palazzo Vecchio, построенный в начале XIV века, выглядит величественно, он словно вытесан из одной огромной каменной глыбы, такой строгий и четкий. Внутри каждый зал дворца украшен прекрасными фресками.
Фото 39 ФОТО 39+ Палаццо Веккьо
Старейшим музеем не только Флоренции, но и всей Европы, является галерея Уффици (Galleria D'Uffizzi), созданная в XVI веке герцогом Козимо Медичи. Уже в то время она пользовалась популярностью, в ней была собрана большая коллекция античных статуй. И поныне Галерея Уффици -- одно из самых любимых мест туристов со всего мира, которые приезжают, чтобы полюбоваться уникальными полотнами выдающихся итальянских художников эпохи Возрождения. Здесь выставлены шедевры Джотто, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Пьеро дела Франческа, Рафаэля, Караваджо.
Базилика Святого Креста - Basilica Santa Croce - самая крупная в мире Францисканская церковь, знаменитая фресками Джотто и гробницами великих людей Италии, за что ее называют Пантеоном Флоренции.
ФОТО 40 Базилика Санта Кроче
Базилика святого Креста выдержана в строгом готическом стиле. Ее начали возводить в 1300-ые и строительство финансировалось самыми могущественными и знатными семьями города. Легенда гласит, что эта церковь была основана самим святым Франциском Ассизским.
Интерьер храма украшали известнейшие художники, скульпторы и архитекторы города еще на протяжении нескольких столетий. Окна церкви украшены витражами, а сам храм построен в форме креста и является крупнейшим францисканским храмом Италии.
В Базилике Святого Креста покоятся почти 300 знаменитых флорентийцев -- деятелей культуры, науки. Здесь усыпальницы со скульптурами и памятные доски, посвященные самым выдающимся людям Италии. Вот только несколько великих имен: Леон Баттиста Альберти (архитектор, XV век), Данте Алигьери (поэт, XIII--XIV века), похоронен в Равенне, в Базилике находится его кенотаф, сооружёный в 1829 году (власти Равенны противодействуют переносу праха поэта во Флоренцию, одной из главных причин является надпись "туск" (то есть этруск), Галилео Галилей (астроном, математик, XVI век) -- уроженец Пизы, но прожил большую часть жизни во Флоренции; саркофаг увенчан фигурой учёного и аллегорическими фигурами Геометрии и Астрономии; Никколо Макиавелли (мыслитель, XV--XVI века), над саркофагом находится аллегорическая фигура Дипломатии; Микеланджело Буонарроти (скульптор, поэт, живописец, XV--XVI века) -- гробница работы Джорджо Вазари, над саркофагом установлен бюст Микеланджело, в нижней части расположены три аллегорические фигуры, которые символизируют Живопись, Архитектуру и Скульптуру; Джоаккино Россини (композитор, XIX век, спустя год после его смерти его прах торжественно перевезли из Парижа в Италию и погребли во Флоренции рядом с могилами Микеланджело и Галилея); Гульельмо Маркони (лауреат Нобелевской премии 1909 года за создание беспроводного телеграфа, XIX--XX века); Михаил Клеофас Огинский (польский композитор, дипломат, политический деятель, проживший последние 10 лет жизни во Флоренции, автор множества фортепианных пьес ,но помнят его больше всего как автора знаменитого полонеза "Прощание с Родиной", получившего в последствии название "Полонез Огинского"); Энрико Ферми (выдающийся физик, лауреат Нобелевской премии 1938 года).
Одно из самых значимых мест для любителей итальянской литературы -это Дом-музей Данте Алигьери. Здание было построено в 1910 г. на фундаменте дома, где жил великий поэт. Данте Алигьери, уроженец Флоренции, в своей "Божественной комедии", написанной в начале XIV века, придал разговорному языку такое достоинство и колорит, что впоследствии, много веков спустя, когда после объединения Италии в 1861 г. стал вопрос, какой язык взять в качестве стандарта литературного Итальянского языка, был выбран Тосканский диалект 14-го века, именно потому что это был язык великих поэтов средневековой Италии -Данте Петрарки и Боккаччо. Таким образом, именно язык Данте лежит в основе современного итальянского языка. В музее где можно увидеть книги, которые были изданы еще при жизни поэта.
Флоренция, как истинный город искусства, во все века привлекала тонких ценителей прекрасного - художников, скульпторов, музыкантов, композиторов, поэтов и писателей. Многие русские аристократы стремились именно во Флоренцию -провести здесь зимние каникулы - напитаться духом искусства и отогреться на солнце после суровой русской зимы. Как свидетельство этому, вот какие интересные дома можно неожиданно обнаружить во Флоренции. Неподалеку от дворца Питти, в самом центре Флоренции есть дом, на котором висит табличка, что в нем в течение года жил великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский, и здесь завершил написание романа "Идиот". А в конце узкой, извилистой улочки за Форте Бельведере можно отыскать бывшую виллу Петра Ильича Чайковского, также отмеченную мемориальной доской с поэтичным повествованием о композиторе. Кроме многочисленных деятелей искусства из России, Флоренция хранит также благодарную память о российских меценатах из рода Демидовых - одна из бывших вилл Медичи и поныне известна как Вилла Демидофф (Villa Demidoff).
Ponte Vecchio - Старый мост во Флоренции и один из самых популярных видов города. Вдоль него расположились многочисленные ювелирные магазины, ведущие свою историю ещё со времён Медичи.Понте Веккьо, мост через реку Арно, был впервые построен еще во времена Древнего Рима: тогда этот мост был деревянным. Арно - река довольно бурная, и, спускаяясь с северных Альп, каждую весну разливалась и превращалась в бурный поток, часто обрушивала Старый мост, смывала его наводнениями. Но мост упорно отстраивали вновь и вновь, каждый раз стараясь сохранить его первозданный вид.
ФОТО 41 Понте Веккьо
Мост поражает своей конструкцией - он весь заполнен небольшими лавочками и от тяжести удерживается тремя мощными арками. Только средняя часть свободна от зданий и служит смотровой площадкой. До XVI века на мосту располагались лавочки местных торговцев, по большей части ювелирные, поэтому в народе его прозвали Золотым мостом. Над ними был сооружен специальный проход - Коридор Вазари, по которому герцоги, правившие Флоренцией, могли пересекать реку, не проходя сквозь толпы горожан.
В течение многих веков мост служил местом оживлённой торговли. Говорят, что именно здесь зародилось понятие банкротства: когда торговцу нечем было отдавать долги, вызывали стражников, и прилавок(banco), на котором банкир размещал свои товары разламывался (становился сломанным -rotto). За неимением прилавка торговец уже был не в состоянии что-либо продать.Эта практика стала называться "bancorotto" (разбитый прилавок; отсюда и пошло понятие разоренного банка -banca rotta).
Солнечная Флоренция, столица Тосканы, знаменита тем, что именно отсюда Европа шагнула в эпоху Возрождения. Еще один великолепный дворец, ставший музеем - Палаццо Питти Palazzo Pitti. Этот старинный дворец, построенный во второй половине XV столетия, впечатляет своими размерами - он является одним из крупнейших исторических зданий города. В палаццо долгое время находилась резиденция великих герцогов Тосканских. В начале XX века во дворце разместили галереи и музеи. Внутри здания можно полюбоваться прекрасно сохранившейся оригинальной мебелью, шелковыми обоями, ценными гобеленами и превосходными фресками.
Строительство этого строгого и неприветливого здания было начато в 1458 году флорентийским банкиром Лукой Питти, главным сторонником и близким другом Козимо Медичи. По преданию, Питти, чтобы превзойти своего покровителя приказал рабочим сделать окна своего дворца больше, чем вход во дворец Медичи. Современник Питти Никколо Макиавелли писал, что все изгнанные из Флоренции, в том числе разыскиваемые преступники, находили убежище во дворце, тольо если могли быть полезны строительству. Интересно, что спустя время дворец стал загородной резиденцией семейства Медичи и оставался ею вплоть до 1737 года. Роскошный интерьер дворца: белая и золотистая лепнина, ценные гобелены и шёлковые обои, удивительные фрески и необычная мебель.
Внутри дворца - уникальный Музей серебра, богатая коллекция которого собиралась в течение многих веков. Здесь можно полюбоваться как уникальными вазами, собранными Лоренцо Великолепным, так и древнеримскими амфорами. В музее также много изделий из драгоценных металлов и камней, созданными лучшими мастерами Италии.
Рядом с загородным дворцом герцогов Медичи Palazzo Pitti раскинулись знаменитые Giardini Boboli- сады Боболи. Их оформлением занимались лучшие мастера садового искусства Италии, поэтому они считаются музеем садовой скульптуры и после их создания они долгое время служили образцом, по которому разбивались все европейские королевские парки, в том числе и Версаль.Сады Боболи -- парк удивительной красоты с террасами, изящными фонтанами и романтичными беседками, вдоль дорожек стоят скульптуры, напоминающие о временах от античности до XVII столетия. Прохаживаясь по тенистым дорожкам и солнечным лужайкам, можно часто услышать музыку. Приезжают часто и русские музыканты, устраивают концерты ad aperto - под открытым небом, и звуки скрипки здесь звучат очень гармонично. В саду можно обнаружить и романтичные гроты, украшенные нимфами, и маленькие часовни с колоннадами в классическом стиле. Но самое прекрасное в Садах то, что отовсюду открываются великолепные виды на город, т.к. они расположены на холме на противоположном берегу реки Арно. Отсюда можно вдоволь налюбоваться Флоренцией -- этим античным и прекрасным городом, в который хочется возвращаться снова и снова.
ФОТО 42 и ФОТО 42+ Виды Флоренции
А кода поднимешься на расположенную на возвышении просторную Площадь Микеланджело, можно почувствовать, как замирает на мгновение сердце - внизу, прямо перед глазами, раскинулась Флоренция во всей своей изящной красоте, величии и неповторимости. И понимаешь, что ты словно перенесся во времени и попал в другую эпоху, в цветущий город- сад, такой, каким его задумывал Лоренцо Великолепный.